Исторический подход: химия в лицах

Авторы:

Нечитайлова Е.В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

Основная цель статьи в том, чтобы показать, как расширяются возможности обучения химии при использовании сведений истории науки. На примере изучения темы «Азот» показано, как создать проблемную ситуацию и организовать дискуссию на основе исторических данных. Обоснована возможность усиления воспитательного аспекта при обучении химии на основе использования исторических данных науки.

Ключевые слова:

исторический подход, история химии.


Методика и обмен опытом

Рефлексивные умения: сущность, содержание и приемы формирования

Авторы:

Маршанова Г. Л.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

В статье содержится краткий анализ известных классификаций общеучебных умений, дается определение рефлексии и рефлексивных умений, раскрывается их содержание и описываются методические приемы формирования и развития рефлексивных умений учащихся при изучении химии в средней школе.

Ключевые слова:

Методика преподавания химии, стандарты второго поколения, общеучебные (метапредметные) умения, рефлексия, рефлексивные умения.


Об использовании на уроках интерактивной системы опроса и голосования

Авторы:

Антонова Е.Н.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: НГПУ.

Аннотация

В условиях информатизации всех сфер жизни общества приоритетное значение приобретает использование информационных образовательных технологий в учебном процессе школы. В последнее время на помощь в проведении учебных занятий приходят новые интерактивные средства обучения – система мультимедиа, интерактивные доски, документ-камеры. Кроме того, появляются новые интерактивные средства, такие как система интерактивного опроса и голосования.

Ключевые слова:

система интерактивного опроса и голосования.

Список литературы
  • 1. Нечитайлова Е.В. Из опыта использования документ-камеры // Химия в школе. – 2011. - №5. – С.38-39

  • 2. Льгова Р.А. Из опыта использования интерактивной доски// Химия в школе. – 2010. - №9. – С. 34-37


Развитие познавательной активности на уроке и дома

Авторы:

Казанцев Ю. Н.. Адрес: г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл.. Место работы: Гимназия № 4.

Кривенко В. А.. Адрес: г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл.. Место работы: Гимназия № 4.

Аннотация

Целенаправленная работа с использованием системы индивидуальных учебных заданий позитивно влияет на динамику развития индивидуально-личностных качеств учащегося. Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование и развитие индивидуальности определяет и характер дифференциации индивидуальных учебных заданий. Авторы приводят приметы комплектов индивидуальных учебных заданий по отдельным темам.

Ключевые слова:

познавательная активность, индивидуальные учебные задания, дифференцированный подход, многокомпонентные задания.

Список литературы
  • Габриелян О. С., Казанцев Ю. Н. Химия для всех и для каждого. – М.: Сиринъ према, 2006.

  • Лошакова Т. Ф., Рахимова С. Н. Кривенко В. А., Казанцев Ю. Н. и др. Философия успеха: Материалы зимней экзаменационной сессии по общеучебным умениям и навыкам. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.

  • Неорганическая и аналитическая химия: Методические указания по изучению дисциплины / Всесоюзн. с./х. ин-т заоч. Образования / Сост. Ж. Г. Василенко, А. С. Гузей, Г. Е. Рязанова. – М., 1990.


Урок с использованием элементов проектной деятельности

Авторы:

Шадрова О. И.. Адрес: Москва. Место работы: Гимназия № 1583.

Аннотация

Проектную деятельность целесообразно организовывать тогда, когда учащиеся уже имеют значительный арсенал знаний, умений и навыков, позволяющий им проявить высокую активность и определённую самостоятельность в ходе изучения нового материала. Предложена разработка урока с использованием элементов проектной деятельности учащихся по теме «Реакции между растворами электролитов. Ионные уравнения химических реакций».

Ключевые слова:

ионные уравнения, маршрутные листы, элементы проектной деятельности, электролит.


Модульный урок по теме «Сера. Оксиды серы»

Авторы:

Бондаренко И. И.. Адрес: Петропавловск. Место работы: Северо-Казахстанский государственный университет.

Пфлюк Н. Ф.. Адрес: Петропавловск. Место работы: Северо-Казахстанский государственный университет.

Аннотация

Модульная технология позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно достигать конкретных целей учебно-познавательной деятельности. При этом средством обучения служат учебные модули.Предлагаем разработку модуля «Сера. Оксиды серы» из учебной темы «Подгруппа кислорода».

Ключевые слова:

модульное обучение, сера, оксиды серы.


Контрольная работа по теме «Химические реакции»

Авторы:

Гнутова О. А.. Адрес: Самара. Место работы: СШ № 8.

Аннотация

Для проверки эффективности изучения темы «Химические реакции» (11-й класс) автором разработан банк тестовых заданий контрольной работы в формате ЕГЭ. Эти задания можно использовать как тренажёр для обобщающего повторения материала в 11-м классе и подготовки к ЕГЭ, организуя фронтальную, групповую, парную и индивидуальную работу.

Ключевые слова:

тесты, химические реакции, химическое равновесие, скорость химической реакции, гидролиз солей.


Контроль знаний при помощи кросстестов

Авторы:

Курдюмова Т. Н.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 838.

Курдюмов Г. М.. Адрес: Москва. Место работы: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

Аннотация

Один из методических приёмов обучения и контроля знаний - объединение уравнений реакций, обычно входящих в задания по разнообразным темам, в комплекс пересекающихся уравнений, или кросстест, который отдалённо напоминает обычный кроссворд. В статье приведены примеры таких заданий.

Ключевые слова:

контроль знаний, тестирование, тесты, кросстесты.

Список литературы
  • 1. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-центр, 2001.

  • 2. Курдюмов Г. М., Брагазина О. А. Как тестировать знания по естественно-научным дисциплинам? // Высшее образование в России. — 2011. — № 1. — С. 147–149.

  • 3. Курдюмова Т. Н. Поливариантное экспресс-тестирование // Химия в школе. — 1996. — № 2. — С. 38–40.

  • 4. Курдюмова Т. Н., Курдюмов Г. М. Контроль знаний при помощи катенатестов // Химия в школе. — 2011. — № 2. — С. 26–29.


Предельные одноатомные спирты: урок изучения нового материала

Авторы:

Петрова В.Н.. Адрес: Стерлитамак. Место работы: Профессиональный лицей № 15.

Аннотация

Урок проводится в форме лекции, которая сопровождается химсическим экспериментом, как демонстрационным, так и лабораторным. На уроке реализуются межпредметные связи с учебными дисциплинами «Биология» и «Основы медицинских знаний».

Ключевые слова:

спирты, изучение спиртов, алкоголь.


Химический турнир

Авторы:

Гервич С. Р.. Адрес: Ростов-на-Дону. Место работы: Южный федеральный университет.

Баян Е. М.. Адрес: Ростов-на-Дону. Место работы: Южный федеральный университет.

Сажнева Т. В.. Адрес: Ростов-на-Дону. Место работы: Южный федеральный университет.

Метёлкина Т. А.. Адрес: Ростов-на-Дону. Место работы: Физико-математический лицей № 33.

Аннотация

Дидактическая игра является средством, стимулирующим процесс обучения химии, и создает условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении химии через увлекательные задания и конкурсы. В статье предложена разработка зачетного урока для 8 класса по темам «Строение атома» и «Химическая связь», организация которого включает элементы игровых ситуаций.

Ключевые слова:

контроль знаний, 8 класс, строение атома, химическая связь, дидактическая игра.


Наш подход к определению коэффициентов в уравнениях ОВР

Авторы:

Турчен Д. Н.. Адрес: Воронеж. Место работы: ВГУ.

Аннотация

Автору удалось адаптировать алгебраический метод рассановки коэффициентов к использованию без применения технических средств: было составлено алгоритмическое предписание, следуя которому для большинства химических реакций можно получить единственное математическое уравнение с одним или двумя неизвестными. Его решение позволяет найти все коэффициенты.

Ключевые слова:

окислительно-восстановительные реакции, коэффициенты, алгебраический метод.

Список литературы
  • 1. Беляев Н. Н., Тихонова Е. Г. Ещё раз об определении коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. — 2005. — № 9. — С. 41–45.

  • 2. Кочкаров Ж. А., Ефремов В. В., Александрова С. М., Савин Г. А. Уравнения ОВР: о способе расстановке коэффициентов // Химия в школе. — 2007. — № 9. — С. 44–50.

  • 3. Дерябина Н. Е. Приём макроподстановки как способ определения коэффициентов в уравнениях ОВР // Химия в школе. — 2007. — № 9. — С. 40–44.

  • 4. Медвинский А. А. О степени окисления и окислительно-восстановительных реакциях // Химия в школе. — 1989. — № 6. — С. 111–120.

  • 5. Полякова Т. М. Расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. — 1969. — № 1. — С. 70–73.

  • 6. Кузнецова Н. Е., Адриенко А. Л. Алгоритмические предписания уравнений окислительно-восстановительных реакций как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся / Химия в школе. Сб. науч. работ. Вып. 1. — Л., Из-во ЛГПИ, 1976. — С. 73–82.

  • 7. Хрусталёв А. Ф. О расстановке коэффициентов в химических уравнениях // Химия в школе. — 1968. — № 5. — С. 67–69.

  • 8. Кузьменко Н. Е., Магдесиева Н. Н., Ерёмин В. В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. — М.: Просвещение, 1992.

  • 9. Адамишвили И. П., Гамбашидзе Н. Н. Алгебраический способ расстановки коэффициентов в уравнениях реакций // Химия в школе. — 1984. — № 4.


Алгебраический метод составления уравнений химических реакций

Авторы:

Гольдфаин И. И.. Адрес: Москва.

Аннотация

Предлагается для получения коэффициентов химического уравнения составлять и решать систему алгебраических уравнений. Число уравнений равно числу химических элементов, участвующих в реакции.

Ключевые слова:

уравнение химической реакции, коэффициент.


Консультация

Термохимия в школьном курсе химии

Авторы:

Постников А. Ю.. Адрес: г.Саров, Нижегородская обл.. Место работы: Российский Федеральный Ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики.

Аннотация

Рассмотрены основные понятия термохимии, которые желательно знать школьнику и которые в обязательном порядке необходимы абитуриенту.

Ключевые слова:

термохимия, термодинамика, тепловой эффект реакции, энтальпия, закон Гесса.

Список литературы
  • 1. Фельдман Ф. Г., Рудзитис Г. Е. Химия: Неорганическая химия. Органическая химия: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 1998.

  • 2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Учебное пособие для 7-11 классов вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы. – Ч. 1. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986.

  • 3. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

  • 4. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.

  • 5. Курс физической химии / Под ред. Я. И. Герасимова. - Т.1. – М.: Химия, 1970.

  • 6. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы: учебное пособие. - Т. 1. – 15-е изд., стереотип. – М.: Экзамен, 2010.

  • 7. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. – М.: Мир и Образование, 2002.

  • 8. Стромберг А. Г., Семченко Д. П. Физическая химия: Учебник для хим. спец. вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1999.

  • 9. Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии: Учебное пособие для вузов. – М.: Интеграл-Пресс, 2008.


Химический эксперимент

Применение учебного прогнозирования в химическом эксперименте

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

В статье представлено применение прогнозирования свойств вещества на основе его строения и прогнозирование строения на основе свойства вещества. Объектами исследования выбрана муравьиная кислота и формиат натрия. Приведён эксперимент по окислению и восстановлению муравьиной кислоты, реакции этерификации, пиролизу формиата натрия.

Ключевые слова:

прогноз, приём прогнозирования, карбоновые кислоты, муравьиная кислота, уксусная кислота.

Список литературы
  • 1. Современный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.

  • 2. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы. Проект. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения.)

  • 3. Меншуткин Н. А. Влияние изомерии кислот на образование сложных эфиров // ЖРФХО, II, вып. 8 (1879).


Что такое креатин и как его обнаружить

Авторы:

Храмов В. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: ВГПУ.

Коломейцева А. С.. Адрес: Волгоград. Место работы: ВГПУ.

Аннотация

В статье предлагается простой опыт по качественному обнаружению креатина в мясных бульонах и экстрактах. Такую работу не затруднительно выполнить на обычном уроке.Данный опыт может представлять интерес в смысле контроля качества мясной продукции. Определение креатина может быть также проведено в других биологических жидкостях, например, в слюне, смывах с кожи.

Ключевые слова:

креатин, креатинфосфат, эргогеник.


Усовеншенствование методики определения кальция и магния в молоке

Авторы:

Трапезникова Н. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: ГСХА им. Д. Н. Прянишникова.

Аннотация

Кальций и магний - биологически активные компоненты молока, содержание которых обусловливает его пригодность для производства сыра. Кальций и магний в молоке определяют комплексонометрическим методом, вариантом обратного титрования в щелочной среде в присутствии индикаторов мурексида или эриохромового чёрного Т (хромогена). Усовершенствование методики определения кальция и магния в молоке позволит сократить время проведения анализа, даст экономическую эффективность и заставит производителей использовать данную методику в анализе. Данная методика позволит улучшить качество выпускаемой продукции.

Ключевые слова:

кальций, магний, молоко, комплексон III (трилон Б).

Список литературы
  • 1. Коренман Я. И. Практикум по пищевой химии. Анализ пищевых продуктов. Титриметрические методы анализа. - М.: КолосС, 2005.

  • 2. Рогов И. А., Антипов Л. В., Дунченко Н. И. Химия пищи. - М.: КолосС, 2007. - С. 666-673.

  • 3. Пищевая химия: Учебное пособие / Сост. Т. Ф. Борисова. - Пермь: ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2008.

  • 4. Нечаев А. П., Траубенберг С. Е., Кочеткова А. А. Пищевая химия. - СПб.: ГИОРГ, 2003.


Из опыта организации практической работы по решению экспериментальных задач

Авторы:

Говорова В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Гимназия № 1570.

Червина В. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1388.

Аннотация

В статье предлагается методика практической работы по химии, которая рекомендуется для учащихся, изучающих химию углублённо, а также для готовящихся к участию к практическому экспериментальному этапу олимпиады по химии. Особое внимание обращается на умение наблюдать за протеканием реакций, зависимости процесса образования продуктов реакции от порядка приливания реактивов, делать правильные выводы из увиденного и оформлять работу.

Ключевые слова:

практическая работа, решение экспериментальных задач, гидролиз солей, реакции ионного обмена, практический экспериментальный этап олимпиады по химии.

Список литературы
  • Белавин И. Ю. Решение задач по химии: Учебное пособие для поступающих в вузы. 4-е изд. доп. и испр. - М.: Изд-во РГМУ, 2006.

  • Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. - М.: Махаон, 2006.

  • Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень. - М.: Дрофа, 2007.

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Соловьев С. Н., Маскаев Ф. Н. Общая химия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений с углублённым изучением химии. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007.

  • Глинка Н. Л. Общая химия. - М.: Интеграл-пресс, 2005.

  • Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. Н., Лёвкин А. Н. Химия 11. Профильный уровень. - М.: Вентана-Граф, 2008.

  • Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии для школьников и абитуриентов. - М.: Экзамен ОНИКС 21 век, 2001.

  • Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. - М.: Экзамен ОНИКС 21 век, 2009.

  • Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ. - М.: Химия, 2006.

  • Практикум по общей химии / Под ред. Проф. С. Ф. Дунаева. - М.: Изд-во МГУ, 2005.

  • Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. проф. Н. Е. Кузьменко и проф. С. Ф. Дунаева. - М.: Изд-во МГУ, 2006.


Из истории химии

Женщины-химики: важнейшие достижения и награды

Авторы:

Рогожников С. И.. Адрес: Пермь. Место работы: Национальный исследовательский университет.

Аннотация

В статье суммированы важнейшие достижения женщин в химии. Приводятся сведения о женщинах, открывших химические элементы, женщинах-химиках и биохимиках – лауреатах Нобелевской премии, женщинах-химиках, награждённых государственными (орден Ленина, Государственная премия, Национальная научная медаль США) и научными (медаль Пристли, Гиббса, Перкина) наградами. Представлена информация о женщинах – президентах Американского химического общества, о женщинах-химиках, введённых в Зал Национальной Славы и Зал Славы женщин-изобретателей США. Рассказывается о женщинах, которые были первыми среди женщин в той или иной области изучения химии.

Ключевые слова:

женщины-химики, достижения женщин в химии, женщины - химики и биохимики – лауреаты Нобелевской премии, государственные и научные награды женщин-химиков.

Список литературы
  • Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. Биографический справочник. - М.: Высшая школа, 1996.

  • Женщины-химики: биографический портрет, вклад в образование и науку, признание. Материалы международной научной конференции. Москва, 16-17 июня 2011 г. – М.: Химический факультет, 2011.

  • Мусабеков Ю. С. Юлия Всеволодовна Лермонтова, 1846-1919. - М.: Наука,1967.

  • Ротин М. Падчерицы истории // Химия и жизнь. - 1992. - № 3.

  • Трифонов Д. Н., Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980.

  • Фримантл М. Химия в действии / Пер. с англ. Ч. 2. - М.: Мир, 1991.

  • Чолаков В. Нобелевские премии. Учёные и открытия / Пер. с болг. - М: Мир, 1986.


Внеклассная работа

Школа и музей: опыт сотрудничества

Авторы:

Шакирова Н. С.. Адрес: Москва. Место работы: Политехнический музей.

Войнова И. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1344.

Чернобельская Г. М.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Аннотация

В статье рассмотрен опыт сотрудничества средней школы № 1344 с углубленным изучением биологии и химии (г. Москва) и научно-учебной лаборатории «Химия» Политехнического музея как пример эффективного решения проблемы реализации пропедевтического этапа обучения химии. Описаны содержание, методы и средства пропедевтического курса для учащихся 6-го класса, в котором осуществляется интеграция школьных уроков и занятий в музее.

Ключевые слова:

интеграция школьных и музейных занятий, пропедевтический курс химии, Политехнический музей.

Список литературы
  • 1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы / Авт.-сост. А. Е. Андреева [и др.]; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. — М.: Мнемозина, 2008.

  • 2. Игра-путешествие «Я иду искать!» — партнёрский проект петербургских музеев / Авт.-сост. Д. Агапова. — СПб., 2007. — (Концепция программы).

  • 3. Таскаева Л. Г. Обучение студентов профессионально-методической деятельности учителя химии на занятиях по методике её преподавания: дис. ... канд. пед. наук. — М., 1990. — С. 131.

  • 4. Ларионова Г. С., Мирошниченко П. В., Белякова И. В. «Введение в химию» — пропедевтический цикл занятий для младших школьников // История техники и музейное дело: материалы 5-й науч.-практ. конф., 12–13 дек. 2006 г. — М., 2007. — Вып. 4, ч. 2. — С. 123–128.

  • 5. Ольгин О. М. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии. — М.: Дет. лит., 2001. — С. 169–171. — (Серия «Знай и умей»).

  • 6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя химии: 10 класс. — М.: Блик и Ко, 2001. — С. 451.

  • 7. Маркачёв А. Е., Боровских Т. А., Чернобельская Г. М. Учебно-исследовательские проекты по химии. Содержание и методика реализации. — М.: Чистые пруды, 2009.

  • 8. Fragonard Perfumerie Tour in Grasse France [Электронный ресурс] // Видиохолдинг «YouTube». — Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=76mFWtCJIKc

  • 9. Ковалёва Г. С. Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2006 // Педагогическая диагностика. — 2008. — № 6. — С. 102–121.