Заголовок:
Путь к успеху: знания, служение, ответственность
Список литературы:
- Дранишникова Л. И. Развитие мотивации как надёжный путь к достижению успеха // Химия в школе. – 2020. - № 2. - С. 28-30.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1996.
- Шальнев Н. А. Из опыта развития критического мышления // Химия в школе. – 2021. - № 6. – С. 38-39.
- Халикова Ф. Д. Технология развития критического мышления на уроке-исследовании // Химия в школе. – 2020. - № 4. - С. 18-24.
Аннотация:
Главную ценность образовательного процесса составляет не комплект знаний, полученных в результате совместных трудов ученика и учителя, а осознание и понимание учеником дальнейших действий с этими знаниями: он должен искать способы наилучшего применения этих знаний в жизни, с максимальной выгодой для общества, Родины.
Ключевые слова:
практическая необходимость химических знаний, применение знаний на пользу общества, развитие критического мышления, метапредметный подход.
Заголовок:
Инновационные материалы XXI века: углеродное волокно и углепластик
Список литературы:
- Каблов Е. Н. Материалы нового поколения – основа инноваций, технологического лидерства и национальной безопасности России // Интеллект&Технологии. — 2016. — № 2. — С. 41-46.
- «Алабуга-Волокно» запустил участок по выпуску ПАН-волокна мощностью 5 тыс. т в год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://plastinfo.ru/information/ news/48564_22.11.2021/
- Umatex запустил новую линию по производству высокомодульного углеволокна [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://strana-rosatom.ru/2021/02/26/umatex-zapustil-novuju-liniju-po-proizvodstv/
- Получение углеродных волокон на основе полиакрилонитрильного волокна [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kompositt.com.ua/index.php/home/uglyerodnyyekompozity/12-poluchyeniye_uglyerodnyh_volokon_na_osnovye_poliakrilonitril_nogo_volokna
- Свойства углеродных волокон [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vuzlit.ru/2140706/svoystva_uglerodnyh_volokon
- Вредное воздействие на здоровье искусственных волокон [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.safework.ru/iloenc?print&nd=857400205&spack=110LogLength=0.
- Отрасли применения: авиастроение, UMATEX [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://umatex.com/applications/aircraft/
- «Унихимтек» завершил испытания композитных материалов для производства МС-21 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://plastinfo.ru/information/news/44948_13.3.2020/
- Композиты из Обнинска: от ракет до адронного коллайдера 5.03.2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rostec.ru/news/kompozity-iz-obninska-ot-raket-do-adronnogo-kollaydera/
Аннотация:
В статье рассмотрены производство, свойства и применение материалов нового поколения — углеродных волокон и углепластиков.
Ключевые слова:
полиакрилонитрил, углеродное волокно, полимерные композиционные материалы (ПКМ), углепластик, применение.
Заголовок:
Чем обусловлены способности к химии
Список литературы:
- Эпштейн Д. А. Формирование химических способностей учащихся // Вопросы психологии. – 1963. - № 6. С. 106-116.
- Полищук В. Р. Чувство вещества. - М., 1981.
- Лисичкин Г. В. Химические способности и возможность их диагностики // Российский химический журнал (Журнал Российского химического общества им. Д. И. Менделеева). – 2011. - Т. 55. - № 5-6. - С. 53-61. [Lisichkin G. V. Abilities in chemistry and possibilities of their diagnosing // Russian Journal of General Chemistry. – 2013. - V. 83. - № 6. - P. 1257-1265.]
- Волкова Е. В. Развитие ментальных структур как основы специальных способностей. Дисс…. докт. псих. наук. - М., Институт психологии РАН, 2011.
- Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: Институт практической психологии, 1996.
- Платонов К. К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972.
- Коробейникова Л. А., Лисичкин Г. В. Химические способности и возможность их ранней диагностики // Методические проблемы химических олимпиад. - М., 1979. - С. 46-55.
- Коробейникова Л. А., Лисичкин Г. В. Психолого-педагогические проблемы ориентации школьников на химические профессии // Российский химический журнал (Журнал Российского химического общества им. Д. И. Менделеева). – 1983. - Т. 28. - № 5. - С. 555-562.
- Коробейникова Л. А. Теория, методика и практика ориентации школьников на профессию химика. Дисс…. докт. пед. наук. - М., АПН СССР, 1991.
- Лисичкин Г. В., Коробейникова Л. А. Годитесь ли вы в химики? - М.: Академкнига, 2003.
- Волкова Е. В. Психология специальных способностей: дифференционно-интеграционный подход. - М.: Институт психологии РАН, 2011.
Аннотация:
Опыт показывает, что успешность работы в классической химии определяется наличием у индивидуума химических способностей, которые представляют собой сочетание положительных характерологических черт личности, креативности, интеллекта и специфической особенности личности – чувства вещества. Предложена методика диагностирования химических способностей, не связанная с уровнем знания химии.
Ключевые слова:
химия, химические способности, диагностика.
Заголовок:
Пути решения проблемы индивидуализации обучения
Список литературы:
- Данилова Г. В. Дистанционный формат обучения: решение коммуникативных проблем // Химия в школе. – 2021. - № 7. – С. 8-12.
- Юминова A. A., Ворончихина Е. Н. Актуальная проблема: адаптация первокурсников к обучению в вузе // Химия в школе. – 2021. - № 1. – С. 45-47.
Аннотация:
В статье рассматривается индивидуализация как стратегия развития процесса обучения студентов в высших учебных заведениях, трудности, с которыми приходится столкнуться преподавателю в поиске приемлемых методов личностного подхода, а также намечены пути решения указанной задачи в реалиях типового российского вуза при минимуме затраченных средств.
Ключевые слова:
преподавательская работа, индивидуализация обучения, личностный подход, учебный процесс.
Заголовок:
Кейс-технология при изучении растворов
Список литературы:
- Использование кейс-метода на уроках технологии в соответствии с ФГОС ООО / Сост. М. А. Аверкова. – Пенза, 2016.
- Янкив К. Ф., Андреева В. Е. Об использовании кейс-метода в процессе обучения // Химия в школе. – 2021. - № 10. - С. 39-42.
- Астафьев С. В. О составлении и использовании авторских кейсов-рассказов // Химия в школе. – 2019. - № 3. - С. 36-40.
- Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? // Обучение за рубежом. – 2000. – № 7. – С. 52-55.
- Пичугина Г. А., Бондарчук А. И. Структура обучающего кейса в организации учебного процесса // Гуманитарные балканские исследования. – 2019. – Т. 3. – № 2 (4). – С. 5-7.
Аннотация:
Образовательные стандарты общего образования требуют от учителя создания развивающей образовательной среды, позволяющей каждому ученику реализовать свои интересы и способности. Наиболее пригодной в этом отношении является кейс-технология. В данной статье рассмотрены структура и классификация образовательных кейсов, используемых в преподавании химии, а также требования, предъявляемые к кейсовым заданиям. Подробно описаны стадии технологического процесса создания кейса на примере кейсов по разделу школьного курса химии «Растворы».
Ключевые слова:
кейс-технологии, ситуационные задачи, методика обучения химии, проектирование кейс-заданий по химии.
Заголовок:
Формирование понятия об электролизе с использованием медиаплатформы
Список литературы:
- Миронович Л. М., Янкив К. Ф., Омарова Э. М. Роль медиаобразования при дистанционном обучении химии // Образование и проблемы развития общества. - 2020. - № 3 (12). - С. 54-58.
- Янкив К. Ф., Козлова М. А. Изучение ОВР с использованием QR-кода // Химия в школе. - 2021. - № 2. - С. 38-40.
- Янкив К. Ф., Козлова М. А. Проблемное обучение с использованием QR-кода // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 25-28.
Аннотация:
В статье представлены возможности использования медиаобразования в обучении химии. Приведён пример формирования не только теоретических, но и экспериментальных знаний об электролизе с использованием видеолекции со звуковым сопровождением, видеолабораторных работ с опросником, онлайн-тестов.
Ключевые слова:
медиаобразование, электролиз, видеоматериалы.
Заголовок:
Графические средства наглядности для развития познавательной активности
Список литературы:
- Нгуен Тхук Тху, Чан Тхи Тхань, Боровских Т. А. Как организовать самостоятельное исследование // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 46-49.
- Банников С. В., Федотова О. Д., Латун В. В., Эртель А. Б. Об использовании дидактических иллюстраций как средства обучения // Химия в школе. – 2019. - № 2. - С. 2-4.
- Сурин Ю. В. Проблемный эксперимент в совершенствовании теоретических знаний учащихся // Химия в школе. - 2017. - № 2. - С. 48-51.
- Ермакова Ю. А., Ахметов М. А. Химический эксперимент при изучении нового материала // Химия в школе. - 2018. - № 5. - С. 45.
Аннотация:
Графическая форма предъявления информации позволяет направить внимание учащихся на существенные моменты, на осмысление фундаментальных знаний. Использование графической формы выражения знаний в учебном процессе приобретает огромное значение в связи с необходимостью формирования практических умений и навыков по осуществлению учебно-исследовательской деятельности. В статье рассматривается применение рисунков с целью овладения практическими умениями и навыками и их совершенствования.
Ключевые слова:
рисунок, демонстрационный опыт, лабораторные и практические работы.
Заголовок:
Метапредметные и предметные аспекты использования матриц при изучении витаминов
Список литературы:
- Эрдниев Б. П. Матрицы в обучении. − Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991.
- Халатян К. А. Урок-экспертиза «Витамины как биологически активные соединения» // Химия в школе. - 2020. - № 8. - С. 35-36.
- Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия: учебник. – М.: Медицина, 1998.
- Докучаева Е. А. Сяхович В. Э., Богданова Н. В. Общая биохимия: Витамины: практикум. – Минск , 2017.
- Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия: учебник. – М.: Дрофа, 2008.
- Разумов А. С., Будаев А. В., Макшанова Г. П. Биохимические и клинические аспекты современной витаминологии: учебное пособие. – Кемерово, 2016.
- Смирнов В. А., Климочкин Ю. Н. Витамины и коферменты: учебное пособие. Ч. 2. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2008.
Аннотация:
Матрицы учебного материала - один из дидактических инструментов достижения образовательных результатов: метапредметные аспекты проявляются в использовании обучающимися различных познавательных действий для анализа информации, в применении средств компьютерных технологий; предметные аспекты – в эффективном усвоении знаний. Представленные дидактические материалы, направленные на использование матриц, могут быть полезны при изучении витаминов.
Ключевые слова:
метапредметные и предметные образовательные результаты, дидактические матрицы, витамины.
Заголовок:
Задания для развития функциональной грамотности
Список литературы:
- Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 15–20.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово, 2010.
- Циолковский К. Э. Приключения атома: повесть. — М.: Луч, 2009.
Аннотация:
Приведены примеры заданий, использование которых позволяет развивать отдельные умения учащихся, в совокупности составляющие функциональную грамотность.
Ключевые слова:
функциональная грамотность, задания.
Заголовок:
Интеллект-карты при изучении неметаллов
Список литературы:
- Пилюгина Н. Н., Щетинина Д. В. Об использовании интеллект-карт в процессе обучения // Химия в школе. — 2021. — № 8. — С. 22–28.
Аннотация:
Приведены примеры интеллект-карт по темам «Азот» и «Сера».
Ключевые слова:
интеллект-карты, визуализация информации, образы, развитие предметных УУД.
Заголовок:
О способах выражения концентрации растворов
Список литературы:
- Медведев Ю. Н. Задачи с использованием понятия «эквивалент» // Химия в школе. – 1995. – № 1. – С. 27-30.
- Самойлов И. В., Медведев Ю. Н. Химический эквивалент // Химия для школьников. – 2011. – № 1. – С. 14-23.
- Стёпин Б. Д. Применение международной системы единиц физических величин в химии. - М.: Высшая школа, 1990.
- Электронный ресурс: https://www.flickr.com/photos/14508691@N08/28861463873
Аннотация:
Статья рассматривает способы количественного описания состава растворов. Среди них – концентрации (молярная, моляльная, массовая) и доли (массовая, объёмная, молярная). Приводятся формулы для расчёта концентраций и долей, а также формулы для пересчёта одних величин в другие.
Ключевые слова:
раствор, растворимость, коэффициент растворимости, концентрация, доля, молярность, моляльность, нормальность, титр.
Заголовок:
Распознавание органических веществ: все виды эксперимента на одном уроке
Список литературы:
- Аршанский Е. Я., Романовец Г. С., Мякинник Т. Н. Настольная книга учителя химии: учебно-методическое пособие для учителей общеобразоват. учреждений с бел. и рус. яз. обучения. — Минск: Сэр-Вит, 2010.
- Борисевич И. С., Аршанский Е. Я. , Белохвостов А. А. Химия. 7-11 классы: организация исследовательской деятельности учащихся: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. — Минск: Аверсэв, 2020.
- Белохвостов, А. А., Аршанский Е. Я. Электронные средства обучения химии: разработка и методика использования: учеб. пособие. — Минск: Аверсэв, 2012.
Аннотация:
В статье рассматривается использование реального, виртуального и мысленного эксперимента при изучении органической химии в 10 классе.
Ключевые слова:
виды химического эксперимента, кислородсодержащие органические соединения, качественные задачи на распознавание органических веществ.
Заголовок:
Исследовательский эксперимент: формирование познавательной самостоятельности
Список литературы:
- Лях Ю. А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе. — Кемерово: КемГУ, 2004.
- Титова И. М. Обучение химии. Психолого-методический подход. — СПб.: КАРО, 2002.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. — С. 108.
- Инновационные процессы в педагогической практике и образовании. — Барнаул-Томск, 1997. — С. 24.
- Прозументова Г. Н. Традиции и инновации: разные способы целеобразования и развития педагогической практики. // Традиционные и инновационные процессы в современном образовании. — Томск, 1996.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования творческой познавательной самостоятельности учащихся при выполнении экспериментальных работ по химии. Предлагается описание проведённого учащимися исследования сорбционной способности активированного угля.
Ключевые слова:
познавательная самостоятельность, инновационные технологии, творческий уровень, исследовательский эксперимент.
Заголовок:
Определение pH растворов, или Как избежать ошибок при изучении индикаторов
Список литературы:
- Ахметов М. А. Внимание: ошибочные суждения в курсе химии // Химия в школе. — 2020. — №1. — С. 10-14.
- Медведев Ю. Н. Вопрос из подслушанного разговора, или почему фенолфталеин не изменил окраску // Химия в школе. — 2012. — № 5. — С.46-48.
- Вихрева В. А., Марковцева О. В., Клейменова Т. В., Блинохватова Ю. В. Химия неорганическая и аналитическая. — Пенза, 2012.
- Иванова И. С., Григорьев А. Г. Тяжёлое пламя // Химия в школе. — 2013. — № 4. — С. 68-70.
Аннотация:
Авторы рассматривают ошибочные представления, которые формируются у учащихся при изучении изменения окраски индикаторов в зависимости от кислотно-основных свойств водных растворов. В статье предлагается описание лабораторной работы «Определение рН растворов колориметрическим и ионометрическим методами», помогающее ликвидировать эти заблуждения.
Ключевые слова:
ионная теория индикаторов, ошибочные суждения по химии, определение pH растворов.
Заголовок:
Органический синтез: электрофильное замещение в бензольном кольце
Список литературы:
- Ермакова Ю. А., Ахметов М. А. Химический эксперимент при изучении нового материала // Химия в школе. — 2018. — № 5. — С. 45-49.
- Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 10 класс. Углублённый уровень Учебник. — М.: Дрофа, 2019.
- Цветков Л. Л. Эксперимент по органической химии: Методика и техника. Пособие для учителей. — М.: Школьная Пресса, 2000.
- Практикум по органической химии. Синтез и идентификация органических соединений. — М.: Высшая школа, 1989.
- Асилова Н. Ю., Лонина Н. Н., Сивова Н. В. Органическая химия. Методическое руководство к лабораторным работам. — М.: МИРЭА – Российский технологический университет, 2020.
Аннотация:
С целью повышения заинтересованности обучающихся, расширения экспериментальной работы на уроках или в рамках химического кружка в статье предложено использование несложных синтетических работ по электрофильному замещению в бензольном кольце. Приведены методики получения веществ, адаптированные к формату школьного урока.
Ключевые слова:
электрофильное замещение, химический эксперимент, синтез органических веществ, познавательный интерес, лабораторная работа.
Заголовок:
Внеурочное занятие «Удивительный мир кислот»
Список литературы:
- Анацко О. Э. Пропедевтика на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. — 2020. — № 3. — С. 11-14.
- Васюкова Е. Ю. К методике изучения классов неорганических веществ // Химия в школе. — 2018. — № 4. — С. 42-44.
- Денисова В. Г., Денисов В. И. Урок по теме «Кислоты» // Химия в школе. — 2018. — № 6. — C. 18-21.
- Елизарова Е. В. Один вопрос — сто открытий // Химия в школе. — 2018. — № 5. — C. 18-22.
- Масленникова Л. В. О развитии интереса к предмету у семиклассников // Химия в школе. — 2018. — № 3. — C. 25-27.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Пропедевтический курс: Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово, 2017.
- Серокурова Ю. Л. Из опыта изучения номенклатуры неорганических кислот // Химия в школе. — 2019. — № 2. — С. 34-36.
Аннотация:
Приводится описание занятия химического кружка для 5-7 классов на тему «Удивительный мир кислот». Предлагаются несложные химические опыты по ознакомлению со свойствами индикаторов и исследованию пищевых продуктов.
Ключевые слова:
кислоты, классификация и свойства кислот, индикаторы, пропедевтика, химический эксперимент, рефлексия.
Заголовок:
Исследование природных ингибиторов растворения железа в уксусной кислоте
Список литературы:
- Заграничная Н. А., Пентин А. Ю. О чем говорят результаты исследования естественно-научной грамотности учащихся? // Международная научно-методическая конференция «Проблемы управления качеством образования»: сборник избранных статей. — Санкт-Петербург, 28 сентября 2020 г. — С. 38-44.
- Беляева Ж. В. Обучение учащихся основной школы естественнонаучным методам познания на основе межпредметных связей биологии, химии и физики: дис. … канд. пед. наук. — М., 2015.
- Ляпина О. А., Панькина В. В., Жукова Н. В., Сухарева Ю. М. Развитие исследовательских умений обучающихся при изучении химии // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 3. — С. 57-60.
- Ляпина О. А., Панькина В. В., Жукова Н. В. Организация и проведение исследовательского проекта «Определение содержания нитратов в овощах Поволжья» // Химия в школе. — 2020. — № 1. — С. 61-64.
Аннотация:
Одна из актуальных тенденций школьного химического образования — формирование исследовательских навыков на основе понимания межпредметных связей естественно-научных учебных предметов, в том числе химии и биологии. В статье представлены результаты работы по организации и проведению школьного исследовательского проекта «Растворение железа в уксуснокислом экстракте листьев чистотела и листьев чайного дерева».
Ключевые слова:
учебный эксперимент, исследовательская деятельность по химии, межпредметные связи.
Заголовок:
Основа химии — эксперимент
Список литературы:
- Шульгин В. Н. К вопросу о работе с учительством // На путях к новой школе. — 1922. — № 2. — С. 33-39.
- Крупская Н. К. О подготовке учителей. // На путях к новой школе. — 1923. — № 3. — С. 12-18.
- Шимтирев П. Летние работы с сельским учительством // Вестник просвещения. — 1923. — № 5-6. — С. 1-10.
- Луначарский А. В. Какая школа нужна пролетарскому государству // Вестник просвещения. — 1922. — № 10. — С. 1-19.
- Сокин. Болезни школы // Красная газета. — 20.10.1921. — С. 4.
- Райков Б. Е. О положении естествознания в современной школе // Педагогическая мысль. — 1923. — № 1. — С. 1-30.
- Новая школьная программа (заметка) // Красная газета. — 16 апреля 1920. — С. 4.
- Вагон-курсы (заметка) // Красная газета. — 15 апреля 1920. — С. 2.
- П. В. Вагон-школа (заметка) // Гудок. — 29.01.1921. — С. 3.
- Открытие первого советского агропоезда (заметка) // Гудок. — 13.04.1921. — С. 2.
- Гриневич. Агрономический поезд в пути // Гудок. — 06.05.1921. — С. 2.
- Знаменский П. А. Съезд преподавателей физики, химии и космографии в Петрограде (22-27 августа 1921 г.) // Естествознание в школе. — 1922. — № 3-5. — С. 75-81.
- Современная школа. Сборник педагогических статей. — Пг.: Изд. товарищества «Начатки знаний», 1922.
- Леонтьев А. А. История образования в России от древней Руси до конца XX века // Первое сентября. Русский язык. 2001. — № 34. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200103405
Аннотация:
Статья посвящена 100-летию реализации новаторской идеи В. Н. Верховского — идеи «Вагон-курсов». В условиях сложных экономических и политических преобразований, происходивших в России в 1920-х гг., была создана передвижная лаборатория для повышения методического уровня учителей в области химического эксперимента.
Ключевые слова:
Верховский, подвижная химическая лаборатория, инновация.