Заголовок:
Самообразование учителя: профессиональная необходимость или образ жизни
Список литературы:
- Волков В. Н., Филиппов В. Н. Современные технологии хранения овощей и фруктов // Химия в школе. - 2021. - № 1. - С. 5-12.
- Дерябина Н. Е., Головнер В. Н., Игонина М. В., Афанасьева М. Н. Оценку поставит жизнь, или Послесловие к ЕГЭ-2020 по химии // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 2-14.
- Айдина И. Г. Контроль знаний по теме «Скорость химической реакции» // Химия в школе. - 2021. - № 1. - С. 41-44.
- Медведев Ю. Н. Опыты с иодом: анализируем и объясняем // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 40-45; № 4. - С. 53-57.
- Бухарова А. В. Проектная деятельность: изучение адсорбции // Химия в школе. - 2021. - № 1. - С. 70-74.
- Борунова Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. - 2021. - № 5.- С. 2-6.
Аннотация:
Даже накопив богатый опыт, учитель вынужден продолжать учиться. Самообразование позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию и приобрести актуальные, востребованные, недостающие знания. Источники для пополнения багажа профессиональных компетенций могут быть самыми разными.
Ключевые слова:
учитель, самообразование, индивидуальная образовательная траектория, предметный журнал, физическое и психическое здоровье.
Заголовок:
Физико-химические аспекты инновационного материаловедения
Список литературы:
- Агеев Н. В. Природа химической связи в металлических сплавах. — М. – Л.: Изд. АН СССР, 1947.
- Ван Флек Л. Теоретическое и прикладное материаловедение. — М: Атомиздат, 1975.
- Сироткин О. С., Сироткин Р. О. Основы теоретического материаловедения. — Казань: КГЭУ, 2010.
- Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. — М.: Мир, 2002.
- Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Пер. с англ. — М.: Мир, 1998.
- Андриевский Р. А., Рагуля А. В. Наноструктурные материалы. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Валиев Р. З., Александров И. В. Наноструктурные материалы, полученные интенсивной пластической деформацией. — М.: Логос, 2000.
- Кобаяси Г. Н. Введение в нанотехнологию. — М.: Бином, 2005.
- Волков Г. М. Объёмные наноматериалы. — М.: КноРус, 2011.
- Алфёров Ж. И., Асеев A. Л. и др. Наноматериалы и нанотехнологии // Нано- и микросистемная техника. — 2003. — № 8. — С. 3-13.
- Жоаким К., Лоранс П. Нанонауки. Невидимая революция. Пер. c фр. — М.: КоЛибри. 2009.
Аннотация:
Современное материаловедение, которое, как междисциплинарная наука интенсивно развивается на базе физики, математики, биологии, химии, кибернетики, экологии и др., является локомотивом развития базовых отраслей мировой экономики. В статье представлена информация об основных понятиях, актуальных проблемах и перспективных направлениях материаловедения, которая может быть полезна для учителей физики и химии средних школ и лицеев.
Ключевые слова:
вещество, материал, виды химической связи, материаловедение, нанотехнологии.
Заголовок:
О формировании умений самоуправления учебной деятельностью
Список литературы:
- Красицкий В. А. Химия. ЦТ. Тренажёр. – Минск: Аверсэв, 2020.
- Сманцер А. П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика. – Минск: НИЭИ, 1995.
- Мякинник Т. Н. и др. Химия. Обобщение и систематизация: Программный продукт для обобщения и систематизации знаний: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. – Минск: Инфотриумф, 2016.
Аннотация:
Дано определение понятию «самоуправление учебной деятельностью учащихся». Представлена сущностная характеристика умений самоуправления учебной деятельностью. Раскрыты возможности формирования у учащихся умений самоуправления учебной деятельностью при обучении химии. Представлена научно-методическая классификация заданий по химии, выполнение которых способствует формированию у учащихся целого комплекса умений самоуправления учебной деятельностью.
Ключевые слова:
самоуправление учебной деятельностью, анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание.
Заголовок:
Дистанционное обучение: образовательная среда как средство
Список литературы:
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001.
- Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. Автореф. дисс. … докт. пед. наук. – М., 1998.
- Селезова Е. В. Blended learning при обучении химии в школах для одарённых детей // Актуальные проблемы химического и биологического образования: материалы X Всеросс. науч.-метод. конф. с международным участием. [Электронное издание]. – Москва: МПГУ. 2019. – С. 304-309. (http://mpgu.su/?p=415879). (дата обращения 13.03.2021 г.)
Аннотация:
В связи со сложившейся во всем мире эпидемиологической обстановкой дистанционное обучение сегодня играет важную роль в системе среднего и общего образования, в частности, в обучении химии. В статье предложены возможности дистанционного обучения химии (на примере урока по теме «Углеводы. Моносахариды») на основе средового подхода.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, средовый подход, Discord, углеводы, моносахариды.
Заголовок:
Об изменениях в заданиях ЕГЭ 2022 г.
Список литературы:
- https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
- Медведев Ю. Н. Протолитические равновесия в водных растворах: учебное пособие. – М.: Изд-во Прометей, 2011.
- Медведев Ю. Н. Гидролиз: познавая истину // Химия в школе. – 2004. – № 10. – С. 52-56.
Аннотация:
В статье рассматривается новый тип задания, включённого в контрольно-измерительные материалы для проведения ЕГЭ по химии в 2022 г. Данное задание проверяет знания по темам «Гидролиз солей», «Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная». Особенность нового задания состоит в использовании понятия «водородный показатель рН».
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен, водородный показатель, рН, среда раствора, гидролиз, протонная теория кислот и оснований.
Заголовок:
К вопросу совершенствования заданий ЕГЭ
Список литературы:
- Насонов А. Ф. Анализ некоторых аспектов ЕГЭ по химии за двадцать лет: 2002–2021 гг. // Естественно-научное образование: система аттестации химиков от ОГЭ-ЕГЭ до докторской диссертации: метод. ежегодник хим. ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова. -М.: МГУ, 2021. - Т. 17. - С. 157-182.
- ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под. ред. Добротина Д. Ю. - М.: Национальное образование, 2021.
- ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под. ред. Добротина Д. Ю. - М.: Национальное образование, 2020.
- Неорганическая химия: в 3 т. / под. ред. Третьякова Ю. Д. - М.: Академия, 2008. - Т. 3. - Кн. 1.
- Железа оксиды // Химическая энциклопедия: в 5 т. - М., 1990. - Т. 2. - С. 131.
- https://doc.fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2021/hi-ege-2021.zip (дата обращения: 07.07.2021).
- Фарадей М. Экспериментальные исследования по электричеству. Пер. с англ. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1947. - Т. 1.
Аннотация:
В статье предпринята попытка систематического анализа ошибок, некорректных формулировок и неточностей в заданиях ЕГЭ по химии последних лет. Выдвинуты предложения по совершенствованию содержания заданий ЕГЭ по химии.
Ключевые слова:
ошибки в заданиях ЕГЭ по химии, совершенствование заданий ЕГЭ по химии.
Заголовок:
Оценка качества знаний в основной школе: проблемы и пути решения
Список литературы:
- Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.: Знание, 1978.
- Зуева М. В. Развитие учащихся при обучении химии: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
- Журин А. А., Заграничная Н. А. Химия. 8–11 классы. Метапредметные результаты обучения. – М.: ВАКО, 2014.
- Миренкова Е. В. К вопросу о формировании химической грамотности // Химия в школе. – 2021. – № 4. – С. 15–19.
- Юсупова Т. Г. Содержание когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2014. – Т. 20. - № 4. – С. 36–37.
- Добротин Д. Ю, Добротина И. Н. Развитие и контроль умений говорения и письма на уроках химии // Педагогические измерения. – 2021. – № 1. – С. 48–56.
- Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. - № 4 (61). – С. 80–97.
- Оржековский П. А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. – М.: ИОСО РАО, 1997.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Просвещение, 1981.
- Григорьев А. Г. Методика углублённого изучения строения вещества в курсе химии 11 класса: методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020.
- Григорьев А. Г., Толетова М. К. Формирование опыта творческой деятельности в процессе углублённого изучения химии // Казанская наука. – 2017. – № 3. – С. 69–71.
- Демидова М. Ю. Современные подходы к оценке качества естественно-научного образования в международных и национальных исследованиях // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества: сборник. – М.: Издательство Московского университета, 2018. – С. 14–41.
Аннотация:
В статье выделены недостатки современных процедур оценки качества знаний учащихся по химии применительно к классам с углублённым изучением предмета и предложены способы их устранения. Обоснованы подходы к составлению диагностической работы для тематического контроля, которая позволяет оценить качество знаний по химии как единство предметных, метапредметных результатов и опыта творческой деятельности. Приведён пример контрольной работы по теме «Подгруппа азота».
Ключевые слова:
диагностическая контрольная работа, естественно-научная грамотность, качество знаний, когнитивно-коммуникативный подход, межпредметные связи, метапредметные результаты обучения, опыт творческой деятельности, предметные результаты обучения, углублённое изучение химии, универсальные учебные действия.
Заголовок:
Из опыта изучения кислот
Аннотация:
В статье описан ход урока по теме «Кислоты» в 8 классе.
Ключевые слова:
образовательный процесс, химия, кислоты, образование.
Заголовок:
Расчётные задачи: первые шаги в их решении
Список литературы:
- Матвеева Э. Ф., Семёнова Е. Б., Кривенцева Л. А. О преемственности в обучении расчётным умениям // Химия в школе. – 2020. - № 2. - С. 31-34.
Аннотация:
При обучении решению расчётных задач самым важным и длительным является этап формирования умений сравнивать количества участвующих в реакции веществ и записывать результаты выполненного сравнения.
Ключевые слова:
задача, уравнение реакции, химическая реакция, реагент, продукт реакции, количество вещества.
Заголовок:
Исследование антиоксидантной активности соков
Список литературы:
- Антиоксиданты против свободных радикалов. ООО «Пропионикс». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://propionix.ru/antioksidanty-protiv-svobodnyh-radikalov
- Сила в антиоксидантах: какие продукты защитят от COVID-19. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2020/12/04/13386121.shtml
- Тринеева О. В. Методы контроля качества аминокислот в фармацевтическом анализе // Научно-производственный журнал. — 2015. —№ 11. — С. 120-140. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24868231
- Михайлов С. С. Спортивная биохимия: Учебник для вузов и колледжей физической культуры. — М.: Советский спорт, 2004. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.pdfdrive.com.html
- Арутюнянц А. А., Саламова Н. А., Лохов Р. Е. Изучение антиоксидантной активности аминокислот // Башкирский химический журнал. — 2012. — № 1. — С. 169-171. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17739379
- Гинс М. С., Мотылева С. М., Байков А. А. Состав и антиоксидантная активность аминокислот в листьях amaranthus tricolor l. Сорта early splendor // Агрохимия. — 2019. — № 3. — С. 96-98. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38058122
- Логинов Н. Я., Воскресенский А. Г., Солодкин И. С. Аналитическая химия: учебное пособие для студентов химико-биологических и биолого-химических специальностей педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1975.
Аннотация:
В предлагаемой статье напитки рассматриваются в качестве интересного и доступного объекта для изучения школьниками. На примере изучения соков раскрываются возможности формулирования познавательной задачи, применяемой как основа учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятиях системы дополнительного образования.
Ключевые слова:
напитки, соки, антиоксиданты, учебно-исследовательская деятельность, познавательная задача, титриметрические методы исследования.
Заголовок:
Интеллектуальная игра «Химики Урала»
Список литературы:
- Аранская О. С. Intel: обучение для будущего: Учебное пособие. — М.: Интернет–Университет Информационных Технологий, 2006.
- Борисова Н. В. Новые технологии обучения: Сборник образоват. проф. программ. — М.: ИЦПКПС, 2000.
- Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки // Воспитание школьников. — 2002. — № 2. — С. 29-34.
- Гурьева О. Г. Онлайн-обучение как важная составляющая процесса образования. — Челябинск: ЧГПУ, 2012.
- Калетина Н. И. и др. Игровой метод в обучении химии: Практическое пособие. — М.: Высшая школа, 1990.
- Малышкина В. Занимательная химия. — СПб.: Тригон, 1998.
- Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. — М.: «Лист», 2000.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для вузов. — М.: «Академия», 2003.
- Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия. — М.: Химия, 1984.
Аннотация:
Предлагается описание интеллектуальной игры «Химики Урала», проведение которой способствовало повторению и обобщению материала раздела «Общая и неорганическая химия». Игра проводилась в дистанционном формате с использованием платформы Online Test Pad.
Ключевые слова:
интеллектуальная игра, онлайн-обучение, мотивация.
Заголовок:
Выращивание кристаллов для изготовления украшений
Список литературы:
- Яковишин Л. А. Занимательные опыты по выращиванию окрашенных кристаллов // Химия в школе. — 2007. — № 9. — С. 66-67.
- Соколова О. Н. Выращивание кристаллов-дентдритов // Химия в школе. — 2009. — № 8. — С. 59-63.
- Яковишин Л. А. Выращивание кристаллов дигидрофосфата аммония // Химия в школе. — 2014. — № 7. — С. 77-80.
- Банн Ч. Кристаллы: их роль в природе и науке: монография. — М.: Мир, 1970.
- Кузьмичева Г. М. Основные разделы кристаллографии : учебное пособие. — М.: МИТХТ, 2002.
- Выращиваем кристалл для кулона // Рукодельные заметки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hm-notes.ru/vyrashhivaem-kristall-dlya-kulona/
- Украшения из выращенных кристаллов // Украшения своими руками [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lookathis.ru/amulet-s-kristallami/
Аннотация:
В статье подробно описаны методики выращивания кристаллов из медного купороса и алюмокалиевых квасцов. Рассмотрено изготовление из них элементов декоративных украшений. Данные методики можно использовать как при организации внеурочной деятельности с учащимися общеобразовательных организаций, так и для домашнего эксперимента.
Ключевые слова:
кристаллы, алюмокалиевые квасцы, медный купорос, декоративные украшения.
Заголовок:
Восстановительные свойства пероксида водорода
Список литературы:
- Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. — 2015. — № 6. — С. 6-12.
- Оржековский П. А. О самостоятельной постановке целей познания и их достижении // Химия в школе. — 2017. — № 5. — С. 8-13.
- Ахметов М. А., Ермакова Ю. А. Направления развития школьного химического эксперимента // Химия в школе. — 2017. — № 5. — С. 37-42.
- Медведев Ю. Н. Пероксид водорода: история и современность // Химия в школе. — 2018. — № 9. — С. 38-45.
- Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Экспериментальная работа по теме «Фенолы» // Химия в школе. — 2015. — № 10. — С. 38-41.
- Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Исследовательские опыты с соединениями железа(III) // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 41-44.
- Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Строение и свойства витамина С // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 62-66.
- Злотников Э. Г. Использование пероксида водорода в школьном химическом эксперименте // Химия в школе. — 1990. — № 6. — С. 55-56.
- Справочник стандартных электродных потенциалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.chem-astu.ru/science/reference/potentials/
Аннотация:
Предложены легко воспроизводимые опыты с пероксидом водорода, иллюстрирующие его восстановительные свойства.
Ключевые слова:
окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, пероксид водорода, перманганат, дихромат, хромат, окислительно-восстановительный потенциал.
Заголовок:
Фотоколориметрия на внеурочных занятиях
Список литературы:
- Мельникова Т. В., Храмеева Н. П. Лабораторные работы по теме «Метод фотоколориметрии». — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2010.
- Стифатов Б. М. Фотометрический анализ: метод. указ. к лаб. работе. — Самара; Самар. гос. техн. ун-т, 2017.
- Глазырина Ю. А. и др. Оптические методы в фармацевтическом анализе: лаборатор. практикум: учеб.-метод. пособие. — Екатеринбург.: Изд‑во Урал. ун‑та, 2015.
Аннотация:
В данной статье рассматриваются теоретические основы метода фотоколориметрии, а также использование этого метода при организации внеурочной деятельности по химии учащихся старшей школы. Представлен ряд опытов, которые могут быть предложены учащимся для выполнения.
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, концентрация растворов, фотоколориметрия.
Заголовок:
Марселен Бертло: мастер органического синтеза
Список литературы:
- Мусабеков Ю. С. Марселен Бертло. — М.: Наука, 1965.
- Волков В. А. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. — М.: Высшая школа, 1991.
- Биографии великих химиков. Под ред. К. Хайнига. — М.: Мир, 1981.
- Манолов К. Великие химики. Т. 2. — М.: Мир, 1985.
- Капустинский А. Ф. Очерки по истории неорганической и физической химии в России. — М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949.
- Бертло М. Наука и нравственность. Извлечение из Science et Morale 1898 г. — М.: Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1898.
- Соловьёв Ю. И., Трифонов Д. Н., Шамин А. Н. История химии: Развитие основных направлений современной химии. — М.: Просвещение, 1984.
Аннотация:
В статье представлены материалы о роли выдающегося французского химика Марселена Бертло в развитии органической химии и становлении органического синтеза. Определены характерные черты научной деятельности и научного метода Бертло. Показана роль химических открытий учёного в промышленности. Рассмотрен гуманистический контекст научного творчества Бертло. Предложенный историко-химический материал будет полезен учителям для проектирования интегрированных уроков химии, разработки контекстных личностно-ориентированных задач и конструирования сценария внеурочного воспитательного мероприятия.
Ключевые слова:
Марселен Бертло (Бертело), органическая химия, органический синтез, жиры, углеводороды, спирты, углеводы, промышленность.