Заголовок:
Дистанционное обучение: критерии отбора Интернет-ресурсов
Список литературы:
- Велиева Л. А. Дистанционная форма обучения: реалии сегодняшнего дня // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 2-4.
- Овчинников А. В. Последствия пандемии: как компенсировать потери в обучении // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 2-4.
- Ямбург Е. А. Дистанционное обучение: прорыв к новой педагогической реальности // Химия в школе. — 2020. — № 8. — С. 2-3.
- Нечитайлова Е. В. Интернет как средство обучения: проблемы и перспективы // Химия в школе. — 2018. — № 7. — С. 17-23.
- Нечитайлова Е. В. Когнитивный подход как основа развития профессионализма учителя // Химия в школе. — 2016. — № 2. — С. 2-4.
- Бабанский Ю. К. Об актуальных проблемах совершенствования обучения в общеобразовательной школе // Советская педагогика. — 1979. — № 3. — С. 3-10.
Аннотация:
В статье описаны критерии отбора материалов для организации дистанционного обучения химии, приведены примеры обоснованного выбора видеороликов для использования в работе с учащимися 8-11 классов.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, Интернет-ресурсы, критерии отбора учебного материала.
Заголовок:
Нано- и микрогели: строение, свойства, применение
Аннотация:
Нано- и микрогели – многообещающие мягкие полимеры, применяющиеся в разных областях: как стабилизаторы, датчики, катализаторы, избирательные сорбенты, капсулы для лекарств и т. д. Они состоят из сети сшитых полимерных цепочек, заполненной молекулами растворителя. В статье описаны методы синтеза и структура нано- и микрогелей, приведены примеры их применения. Предложены идеи для разработки учебных проектов с использованием микрогелей.
Ключевые слова:
наногель, микрогель, чувствительность к условиям, учебный проект.
Заголовок:
Развитие креативности: система творческих задач
Список литературы:
- Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. - 2018. – № 1. – С. 6-10.
- Степанов С. Ю., Оржековский П. А., Ушаков Д. В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – № 2 (30). – С. 2-15.
- Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М.: МГУ, 1981. — С. 35-46.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1965. — С. 433-457.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.
- Пономарёв Я. А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М.: Наука, 1990. — С. 13-37.
- Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М.: Наука, 1990. — С. 37-53.
- Разумовский В. Г. Творческие задачи по физике. — М.: Просвещение, 1966.
- Ходаков Ю. В. Рассказ-задача по химии. В помощь учителю. - М.: ГУПИ МП РСФСР, 1957.
- Зайцев О. С. Использование химической термодинамики при проблемном обучении // Химия в школе. — 1975. — № 6. — С. 21-28.
- Сурин Ю. В., Балезина С. С. Демонстрационные опыты при проблемном изучении гидролиза солей //Химия в школе. — 1980. — № 1. — С. 48-50.
- Сурин Ю. В. Реакция серебряного зеркала с неорганическими восстановителями // Химия в школе. — 1991. — № 3. — С. 52-53.
- Лисичкин Г. В., Бетанели В. И. Химики изобретают. – М.: Просвещение, 1990.
- Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А., Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: книга для учителя. - М.: АРКТИ, 1999.
- Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: книга для учащихся. – М.: АРКТИ, 1998.
Аннотация:
Раскрывается сущность творческих задач, используемых в психологии для изучения творческого процесса. Наряду с этим даётся краткая история использования в обучении творческих задач с предметным содержанием. На основе опыта использования творческих задач по химии предлагаются основания их систематизации, которые иллюстрируются примерами.
Ключевые слова:
творческое развитие, система творческих задач, творческие задачи по химии.
Заголовок:
Урок-путешествие «Загадки озёр Кели Муту»
Список литературы:
- Исаева А. Н., Малахова С. А. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) // Мир психологии. — 2015. — № 4 (84). — С. 177-191.
- Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — С. 110-112.
- Александрова Е. В. О формировании навыков смыслового чтения // Химия в школе. — 2019. — № 1. — С. 24-29.
- Пичугина Г. А. Дидактическая игра как средство повышения эффективности обучения базового курса химии: автореф. … дис. канд. пед. наук. — М., 2003.
- Витер В. Н. Разноцветные озера // Химия и химики. — 2009. — № 4. — С. 3-14.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности обучения школьников химии, связанные с такими психологическими феноменами, как «клиповое» восприятие и мышление. Показано, что проведение урока химии в форме игры-путешествия способствует адаптации сложного химического содержания к психологическим особенностям обучения современных школьников. Внимание учащихся привлекается к удивительному природному явлению – озерам, цвет воды которых периодически изменяется вследствие протекания химических реакций превращения соединений серы и железа.
Ключевые слова:
«клиповое» восприятие и мышление, урок-путешествие, сера и её соединения, железо и его соединения, взаимосвязь между классами неорганических соединений
Заголовок:
Экспедиция в царство Рыжей королевы
Список литературы:
- Жаров А. О., Толетова М. К., Борисов А. Н. К методике изучения темы «Коррозия металлов» с использованием исследовательских проектов // Химия в школе. – 2017. - № 8. - С. 55-60.
- Новикова А. В. Коррозия металлов, или Медный всадник в опасности // Химия в школе. – 2019. - № 4. - С. 14-20.
Аннотация:
В статье представлен дидактический сценарий урока химии по теме «Коррозия железа. Способы защиты от коррозии», разработанного на основе реализации ведущих идей практико-ориентированного обучения. Описаны цели и задачи урока, его основные этапы, а также совместная деятельность учителя и учащихся на каждом этапе. Отличительной особенностью урока является форма его проведения – обучающая игра.
Ключевые слова:
урок химии, практико-ориентированное обучение, обучающая игра, коррозия металлов, способы защиты от коррозии.
Заголовок:
Ролевая игра «Суд над углекислым газом»
Аннотация:
Уроки в форме ролевой игры активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их умения самостоятельно находить информацию, применять знания и умения в условиях, приближенных к жизненным ситуациям, творческие способности. На данном уроке школьники в игровой форме изучают свойства и значение углекислого газа в природе и жизни человека. Они также знакомятся с работой судебной системы. Данную разработку можно использовать на уроках химии и биологии.
Ключевые слова:
углекислый газ, свойства углекислого газа, парниковый эффект.
Заголовок:
К методике решения расчётных задач
Список литературы:
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
- Пузаков С. А., Попков В. А. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1999.
Аннотация:
Решение расчётных задач — не только неотъемлемая часть химического образования школьников, но и один из важнейших показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Наименее успешно на экзамене выполняется задание 34, предусматривающее проверку умения проводить комбинированные вычисления по формулам и уравнениям химических реакций. В статье рассматривается методика решения расчётных задач на смеси.
Ключевые слова:
интерес, расчётные задачи, смеси, количество вещества, молярные соотношения.
Заголовок:
ДДТ: вещество, изменившее мир
Аннотация:
В статье рассказывается о нобелевских премиях, полученных учёными, которые исследовали способы борьбы с малярией.
Ключевые слова:
ДДТ, малярия, Нобелевская премия по физиологии и медицине.
Заголовок:
Новый формат задания № 3
Аннотация:
Приведены вопросы для отработки задания № 3 Основного государственного экзамена по химии в 2021 г.
Ключевые слова:
простое вещество, химический элемент, соединения элементов, Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, Основной государственный экзамен по химии.
Заголовок:
Можно ли рассчитать молярную массу человека
Список литературы:
- Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека. Т. 1. – М.: Мир, 1993. - С. 8.
Аннотация:
В данной статье описывается, как вычислить молярную массу человека, зная его состав. Молярную массу человека важно знать при проведении биохимических, медицинских исследований организма.
Ключевые слова:
человек, масса, молярная масса, атом.
Заголовок:
Интеллектуальная естественно-научная игра «Science Show»
Аннотация:
В статье описан сценарий интеллектуальной игры, цель которой – популяризация естественных наук в школе, мотивация учащихся к изучению предметов естественно-научного цикла. В ходе игры команды, представляющие разные классы, соревнуются между собой, отвечая на вопросы других учеников школы. Для того чтобы придать игре зрелищность, в неё включены различные виды активностей познавательного характера: научная пантомима, тематический естественно-научный квиз, конкурс эрудитов, фестиваль научных видеороликов и др.
Ключевые слова:
интеллектуальная игра, естественно-научная игра, развитие мотивации к изучению естественных наук.
Заголовок:
КВН для восьмиклассников
Аннотация:
Предлагается сценарий командной игры для восьмиклассников. Цель игры – закрепление первоначальных химических знаний и формирование устойчивого интереса и мотивации учащихся к изучению химии.
Ключевые слова:
внеклассное мероприятие, командная игра, мотивация.
Заголовок:
Познавательно-интеллектуальная игра «Металлы»
Список литературы:
- Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные технологии в профильном обучении. — СПб.: Каро, 2006.
- Макарова Д. А., Панина У. В., Борунова Е. Б. Познавательно-интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 62-65.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2003.
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2009.
- Сулайманова З. А., Авезова Ф. М. «Обучение в сотрудничестве» на уроках химии // Учёный XXI века. — 2016. — № 11(24). — С. 63-64.
Аннотация:
Предлагается описание познавательно-интеллектуальной игры на тему «Металлы» для учащихся 9 или 11 классов. При организации игры используется работа в малых группах и технология обучения в сотрудничестве, которая помогает освоить значительный объём материала за короткий промежуток времени. Проведение игры способствует развитию мотивации и познавательного интереса учащихся к химии, их регулятивных и коммуникативных умений.
Ключевые слова:
познавательно-интеллектуальная игра, обучение в сотрудничестве, работа в малых группах, свойства металлов.
Заголовок:
Контроль и оценка уровня сформированности экспериментальных умений
Список литературы:
- Злотников Э. Г. Химический эксперимент как специфический метод обучения // Химия. — Первое сентября. — 2007. — № 24. — С. 18–25.
- Штремплер Г. И. Определение понятия учебного эксперимента, его классификация и место в обучении химии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://strempler.ucoz.ru/publ/tekhnika_i_metodika_uchebnogo_khimicheskogo_ehksperimenta/1-1-0-3
- Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. — М., Просвещение, 1987.
- Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. Книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1989.
- Добротин Д. Ю., Каверина А. А., Молчанова Г. Н. О проверке экспериментальных умений учащихся // Химия в школе. — 2016. — № 1. — С.8-15.
- Добротин Д. Ю. Контролирующая функция школьного химического эксперимента // Химия в школе. — 2017. — № 3. — С 47-50.
- Добротин Д. Ю. Особенности содержания и организации экспериментальной части ГИА по химии // Естественно-научное образование: химический эксперимент в высшей и средней школе. Сер. Методический ежегодник Химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Том 16. — М., МГУ им. М. В. Ломоносова, 2020. — С. 189-199.
- Качалова Г. С. Система экспериментальных задач как средство усиления практической направленности обучения химии в общеобразовательной школе. В кн.: Совершенствование преподавания химии в высших и средних учебных заведениях. Тезисы докладов 8-й Омской научно-методической конференции. — Омск, 1989. — С. 50-52.
- Никифоров Г. Г., Демидова М. Ю., Камзеева Е. Е. Проверка экспериментальных умений по физике при государственной итоговой аттестации // Физика в школе. — 2011. — № 3. — С. 3-21.
- Демоверсии, спецификации, кодификаторы. ФИПИ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-4
Аннотация:
В статье поднимаются вопросы организации контроля сформированности умений в процессе проведения реального химического эксперимента в основной школе; актуализируются подходы к классификации химического эксперимента. Авторы приводят примеры моделей практико-ориентированных заданий, используемых в рамках контрольно-оценочных процедур; рассматривают трудности, с которыми сталкиваются учителя в процессе подготовки и проведения экспериментального задания, включенного в КИМ ОГЭ по химии.
Ключевые слова:
химический эксперимент, практические умения, основной государственный экзамен (ОГЭ), контрольные измерительные материалы (КИМ).
Заголовок:
К изучению свойств щавелевой кислоты и оксалатов
Список литературы:
- Харитонов Ю. А. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн. 1. Общие теоретические основы. Качественный анализ. Учеб. для вузов. — М.: Высшая школа, 2003.
- Леенсон И. А. Загадки оксалата, или Реакция, которой интересовались все знаменитости // Химия и жизнь. — 2002. — № 7. — С. 50-53.
- Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ: Учеб. пособие для вузов. — М.: Химия, 2000.
Аннотация:
Предлагается описание химических опытов, иллюстрирующих свойства щавелевой кислоты и оксалатов. Использование легкодоступных реактивов и несложные экспериментальные методики позволяют проводить рекомендуемые опыты на базе школьной лаборатории.
Ключевые слова:
щавелевая кислота, оксалаты, химический эксперимент.