Заголовок:
Учебник: вчера, сегодня, завтра
Аннотация:
Учебник всегда реализовал основные дидактические задачи образования. Учебник — наработанная десятилетиями конструкция комплексного обеспечения всех участников сложного процесса учения, дидактически, методически выверенный инструмент учителя для работы с учащимися. Вариативность и авторский подход к созданию учебников позволяют педагогам найти свой вариант УМК.
Ключевые слова:
Учебник, УМК, новые тенденции в образовании.
Заголовок:
Химия XXI века в школьных учебниках
Аннотация:
Обсуждается вопрос о влиянии достижений науки на школьную программу и содержание школьных учебников по химии. Рассмотрены особенности современной химии и её роль в обществе, затронуты нравственные аспекты применения химии. На примере учебно-методического комплекса (УМК) по химии, созданного в Московском университете, показана возможность сочетания в школьных учебниках современной химии и классических принципов химического образования. Изложены основные идеи и задачи УМК, обсуждены его методические особенности и дидактические принципы.
Ключевые слова:
Химическое образование, школьные учебники, УМК, междисциплинарные связи, «зелёная» химия, дидактические принципы.
Заголовок:
Школьное химическое образование: проблемы и пути их решения
Аннотация:
Автор УМК по химии обсуждает важнейшие проблемы химического образования.
Ключевые слова:
Обучение химии в школе, проблемы школьного химического образования.
Заголовок:
Реализация продуктивной модели обучения в школьных учебниках
Список литературы:
- 1. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: АСТ: Астрель, 2013.
- 2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: АСТ: Астрель, 2013.
- 3. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Обучение химии в 8-9 классах по учебникам П. А. Оржековского, Л. М.Мещеряковой, М. М. Шалашовой «Химия» 8-9 классы. М.: АСТ: Астрель, 2014.
- 4. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. – 2018. - № 1.
- 5. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Содержание опыта познания обучающихся при реализации продуктивной модели обучения химии // Химия в школе. – 2018. - № 2.
Аннотация:
Основное отличие представляемого УМК заключается в его ориентации на продуктивную модель обучения, направленную на формирование у обучающихся опыта познания реальных объектов. Важно не только то, что каждый ученик знает и умеет, но и то, как он получил эти знания и умения.
Ключевые слова:
Умк по химии, продуктивная модель обучения, опыт познания.
Заголовок:
УМК по химии как средство достижения личностных и метапредметных результатов
Список литературы:
- 1. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. «Химия». 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.
- 2. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. «Химия». 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.
- 3. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
- 4. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. Углублённый уровень. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
- 5. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
- 6. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. Углублённый уровень. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
- 7. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. Базовый уровень. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
- 8. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. Базовый уровень. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
- 9. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. «Химия». 10 класс. – М.: Дрофа, 2014.
Аннотация:
В статье представлен анализ предметного содержания и методического обеспечения УМК «Химия» В. В. Ерёмина, В. В. Лунина и др. на предмет возможности формирования личностных и метапредметных образовательных результатов.
Ключевые слова:
Фгос, личностные результаты, метапредметные результаты, УМК по химии.
Заголовок:
О формировании естественно-научной грамотности
Список литературы:
- 1. Симонов В. М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма. — Волгоград: Перемена, 2000.
- 2. Зорина Л. Я. Ценности естественнонаучного образования // Педагогика. — 1995. — № 3. — С. 29–33.
- 3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. — Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.
- 4. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О. С. Габриелян, С. А. Сладков. — М.: Дрофа, 2018.7
- 5. Физика 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А. В. Пёрышкина / Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов. — М.: Дрофа, 2017.
- 6. Физика 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А. В. Пёрышкина / Т.А. Ханнанова. — М.: Дрофа, 2017.
- 7. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О. С. Габриелян, С. А. Сладков. — М.: Дрофа, 2017.
- 8. Шахматова В. В., Шефер О. Р. Физика. Диагностические работы к учебнику А. В. Пёрышкина. 9 класс. Физика. 9 класс. Рабочая тетрадь. Диагностические работы. — М.: Дрофа, 2017.
Аннотация:
В статье показаны роль и место учебных заданий компетентностного типа при формировании естественно-научной картины мира, в рамках преподавания естественно-научных предметов. Даётся характеристика естественно-научной компетенции и грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире.
Ключевые слова:
Общепредметная естественно-научная компетенция, естественно-научная грамотность, естественно-научная картина мира, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.
Заголовок:
Как формировать осознанные знания о веществе и химической реакции
Список литературы:
- 1. Сиборг Г. Химия. Лабораторный практикум для средней школы. - М.: Мир, 1973.
- 2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: АСТ: Астрель, 2013/
- 3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c435309-4e2a-480c-a037-886bd1dda542/069.wmv
Аннотация:
Автор показывает, как на отдельных уроках можно создать эффективную образовательную среду, т. е. создать условия для формирования сложных химических модельных представлений путём их построения и перестроения самими учащимися.
Ключевые слова:
Вещество, химическая реакция, моделирование, осознанные знания.
Заголовок:
Обучение моделированию как методу познания
Список литературы:
- 1. Оржековский П. А. Система методов обучения, ориентированных на выполнение требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. – № 1. – С. 16-17.
- 2. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 6-12.
- 3. Оржековский П. А. Обучение в 8-9 классах по учебникам П. А. Оржековского, Л. М. Мещеряковой, М. М. Шалашовой «Химия». 8-9 классы / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.
- 4. Оржековский П. А. Химия: 8-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – Москва: АСТ: Астрель, 2013.
- 5. Мещерякова Л. М. Использование метода теоретического моделирования для повышения осознанности знаний по химии / автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (химия в общеобразовательной и высшей школе). – М.: Изд-во МИОО, 2008.
- 6. Оржековский П. А. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – М.: АСТ: Астрель, 2013.
- 7. Оржековский П. А. О самостоятельной постановке целей познания и их достижении // Химия в школе. – 2017. – №5. – С. 8-13.
Аннотация:
В статье рассматривается моделирование как метод познания при обучении химии. На конкретных примерах рассмотрено построение и перестроение теоретических моделей в курсе химии.
Ключевые слова:
Моделирование, обучение химии.
Заголовок:
К методике изучения классов неорганических веществ
Список литературы:
- 1. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 5-9.
- 2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: АСТ: Астрель, 2013.
Аннотация:
Автор раскрывает методику изучения классификации неорганических веществ как общенаучного метода познания в соответствии с продуктивной моделью обучения химии.
Ключевые слова:
Классификация, классы неорганических соединений, развивающее обучение.
Заголовок:
Методические рекомендации к уроку «Сероорганические соединения»
Список литературы:
- 1. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Ерёмина И. В., Керимов Э. Ю. Химия. Углублённый уровень. 10–11 классы: рабочая программа к линии УМК В. В. Лунина: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2017.
- 2. Ерёмин В. В. и др. Методическое пособие к учебнику В. В. Ерёмина, Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина и др. «Химия. Базовый уровень». 10 класс. – М.: Дрофа, 2018.
- 3. Химия. 10 класс. Углублённый уровень: учебник / В. В. Ерёмин, Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренин, А. А. Дроздов, В. В. Лунин. – М.: Дрофа, 2014.
- 4. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия. Т.2. – М.: Бином, 2004.
- 5. Робертс Дж., Кассерио М. Основы органической химии. Т. 2. Изд. 2-е, доп. – М.: Мир, 1978.
- 6. Волкова Н. В., Фирстова Н. В. Об изучении темы «Бытовая химия» по учебнику «Химия. 11 класс. Учебник. Углублённый уровень» В. В. Ерёмина и соавторов / Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации: сб. ст. научн. конф., посвящ. 77-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского ПГУ (Пенза, 20 декабря, 2016). – Пенза: ПГУ, 2016. – С. 32 – 35.
Аннотация:
В статье предложена методика обучения теме «Сероорганические соединения» по УМК В. В. Лунина и соавторов. На уроке обсуждаются строение и реакционная способность, сопоставляются химические свойства сероорганических соединений с областями их применения.
Ключевые слова:
Тиоспирты, сульфокислоты, алкилсерные кислоты, поверхностно-активные вещества, урок химии.
Заголовок:
Использование дифференцированных заданий на уроках в 9-м классе
Список литературы:
- Асанова Л. И. Метапредметные результаты обучения химии: средства достижения и диагностика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vgf.ru/pedagogu/Webinars.aspx
- Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2008.
- Валединская О. Р. Знакомьтесь: азот и его круговорот. – Химия. «Первое сентября». – 2002. – № 43. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://him.1september.ru/article.php?ID=200204302
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О. С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014.
- Габриелян О. С. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.: Дрофа, 2011.
- Габриелян О. С. и др. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2007.
- Шаталов М. А., Кузнецова Н. Е. Достижение метапредметных результатов обучения. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Аннотация:
В статье приведены методические рекомендации по применению дифференцированных заданий и рассмотрены критерии их оценивания на примере задания по теме «Азот. Круговорот азота в природе».
Ключевые слова:
Дифференцированные задания, азот, круговорот азота в природе.
Заголовок:
Из опыта проведения контекстных уроков
Список литературы:
- 1. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии: дис. … доктора пед. наук. - Ульяновск, 2012.
- 2. Ахметов М. А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. - № 4. – С. 23-27.
- 3. Ахметов М. А. От контекстных заданий к контекстным урокам // Химия в школе. – 2014. – № 4. – С. 24-27.
- 4. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2017.
- 5. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- 6. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Дрофа, 2016.
- 7. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2018.
- 8. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Пономарёв С. Ю. Химия. 10 класс. Углублённый уровень. – М.: Дрофа, 2014.
Аннотация:
Контекстное обучение наиболее ярко можно реализовать на контекстных уроках, которые представляют собой игровую форму учебного занятия, предполагающую групповую деятельность и сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова:
Контекстный урок, дидактическая игра.
Заголовок:
Методические подходы к изучению ОВР в основной школе
Список литературы:
- 1. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
- 2. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
- 3. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздова, В. В. Лунина «Химия». 9 класс. - М.: Дрофа, 2013.
Аннотация:
Рассмотрены этапы развития представлений об окислительно-восстановительных реакциях в учебниках, написанных авторским коллективом МГУ имени М. В. Ломоносова.
Ключевые слова:
Окислительно-восстановительные реакции, степень окисления.
Заголовок:
Пропедевтический курс химии в условиях реализации ФГОС
Список литературы:
- 1. Проект «Концепция преподавания учебного предмета “Химия” в Российской Федерации». – М.: ФГБУ РАО, 2017.
- 2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. Химия. Вводный курс. 7 класс. Пропедевтический курс. – М.: ДРОФА-ВЕНТАНА, 2016.
- 3. Габриелян О. С., Шипарёва Г. А. Химия. Вводный курс. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ДРОФА-ВЕНТАНА, 2016.
- 4. Габриелян О. С., Шипарёва Г. А. Химия. Вводный курс. Методическое пособие. 7 класс. – М.: ДРОФА-ВЕНТАНА, 2016.
- 5. Габриелян О. С., Аксёнова И. В. Химия. Вводный курс. Практикум. 7 класс. – М.: ДРОФА-ВЕНТАНА, 2016.
- 6. Аксёнова И. В. Роль пропедевтического курса химии в 7 классе для формирования основных предметных понятий и достижении метапредметных результатов // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов 64 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Санкт – Петербург, 13-15 апреля 2017. – СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2017.
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности формирования естественно-научного мировоззрения обучающихся и продуктивной деятельности школьников на раннем этапе обучения химии в 7 классе с целью достижения высокого качества обучения школьного химического образования. Раскрывается отношение к пропедевтике химического образования в школьном курсе как одного из обозначенных направлений в содержании проекта «Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в Российской Федерации». Описывается значение, структура и содержание учебно-методического комплекса по химии (7 класс), изданного в Корпорации «Российский учебник» для использования в работе семиклассников и учителя.
Ключевые слова:
Пропедевтика химического образования, мотивация к обучению химии, обновление содержания форм, средств, методов, технологий обучения в реализации пропедевтического курса химии.
Заголовок:
Вклад М. В. Ломоносова в развитие отечественного стеклоделия
Список литературы:
- Ломоносов М. В. Сочинения. Том II. Труды по физике и химии. 1747–1752. – Ленинград, Издательство АН СССР, 1951.
- Сидоров Н. И. Усть-Рудицкая фабрика М. В. Ломоносова. // Известия АН СССР. – 1937. – № 1. – С. 149–174.
- Безбородов М. А. Работы М. В. Ломоносова в области химии и технологии силикатов. – М.: Наука, 1948.
- Безбородов М. А. «Золотой рубин» М. В. Ломоносова. // Доклады АН СССР. – 1946. – Т. LI. – № 7. – С. 525–527.
- Осипов Д. В. Усадьба Ломоносова Усть-Рудица – фабрика цветного стекла. – СПб.: Серебряный век, 2011.
Аннотация:
В статье изложены наиболее значимые факты о роли М. В. Ломоносова в развитии учения о стекле. Первые экспериментальные варки стёкол учёный провел в 1748 г., в дальнейшем он не оставлял экспериментальную работу в этом направлении вплоть до своей кончины. Учёный разработал составы смальтовых стекол различной окраски, вызванной как ионами переходных металлов, так и наночастами золота (стекло «золотой рубин»). Изучение состава и микроструктуры стекол, полученных в лаборатории Ломоносова и на Усть-Рудицкой фабрике, позволило разработать методику их воссоздания в современных условиях.
Ключевые слова:
История стеклоделия, цветные стекла.