Заголовок:
Образовательные программы СИБУРа для школьников и учителей
Аннотация:
Компания СИБУР обращает большое внимание на реализацию различных программ в области образования, нацеленных на стимулирование у школьников интереса к предметам естественно-научного цикла, в частности, выделяет гранты на реализацию образовательных проектов в рамках программы «Формула хороших дел». В статье представлены эти проекты.
Ключевые слова:
интерес к химии, СИБУР, программа «Я люблю химию».
Заголовок:
О моделях обучения химии в современной школе
Аннотация:
В статье рассматривается сущность репродуктивной и продуктивной моделей обучения химии, а также последствия реализации учителем этих моделей.
Ключевые слова:
модели обучения химии, репродуктивное обучение, творческое познание, воспитание созидающей личности.
Заголовок:
Мини-проекты на уроках
Список литературы:
- Химия: проектная деятельность учащихся / Авт.-сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2008.
- http://www.metod-kopilka.ru/proekt_uroka_po_himii_v_8_klasse_po__teme_klassifikaciya_himicheskih_reakciy_po_chislu_i-24926.htm
- http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/01/07/publichnaya-prezentatsiya-po-teme-proektnaya-deyatelnost-na
Аннотация:
Чаще всего учащиеся разрабатывают проекты во внеурочное время в течение нескольких месяцев, а то и года. На уроках же можно организовать работу школьников над мини-проектами. В качестве примера приведён урок усвоения новых знаний по теме «Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакций».
Ключевые слова:
проектная деятельность, классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена, усвоение новых знаний.
Заголовок:
К методике обучения решению задач на вывод формулы вещества
Список литературы:
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx
- 2. Государственная итоговая аттестация в Калужской области в 2014 г.: итоги и результаты: Статистический сборник. – Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2014.
- 3. Государственная итоговая аттестация в Калужской области в 2015 г.: итоги и результаты: Статистический сборник. – Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2015.
- 4. Ерыгин Д. П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по биол. и хим. спец. – М.: Просвещение, 1989.
- 5. Подрезова И. М. Методы решения задач по химии. Задачи на вывод химической формулы вещества. Открытый урок. «Первое сентября». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/529470/по УВР
- 6. Ахметов М. А. Задачи на вывод формулы вещества: самоучитель (Серия: готовимся к ЕГЭ по химии). – Ульяновск: УИПКПРО, 2010.
- 7. Гольдфарб Я. Л., Ходаков Ю. В., Додонов Ю. В. Задачник. 8-11 кл.: – М.: Дрофа, 2002.
- 8. Шатенштейн А. И. Теории кислот и оснований: История и современное состояние. – М., Л.: Государственное научно-техническое издательство химической литературы, 1949.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности структуры и содержания задач на вывод формулы вещества, предлагаемых выпускникам на ЕГЭ по химии. Раскрываются затруднения, возникающие у учащихся Калужской области при решении задач данного типа, и возможные причины допускаемых ошибок. С учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержания школьного курса химии обозначены возможности и основные направления совершенствования умений решать расчётные задачи на вывод формулы вещества.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен по химии, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, химические задачи, качество обучения химии, умение решать расчётные задачи по химии.
Заголовок:
Контрольные измерительные материалы: реальность и перспективы
Список литературы:
- 1. Демонстрационный вариант Контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 г. по химии. [Электронный ресурс.] URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
- 2. Добротин Д. Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 г. по химии. [Электронный ресурс.] URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy
Аннотация:
В статье рассматриваются изменения в экзаменационной модели Единого государственного экзамена по химии, имевшие место в 2017 г. Приводится информация о новых типах заданий в экзаменационной работе 2018 г., рассматриваются методические подходы к оцениванию новых заданий. Статья будет полезна не только для учителей, но и для старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ по химии в 2018 г.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен по химии, реакции окислительно-восстановительные, реакции ионного обмена, сокращённые ионные уравнения реакций, критерии оценивания экзаменационных заданий.
Заголовок:
Учебные тексты и тестовые задания по теме «Получение и собирание газов»
Список литературы:
- 1. Аванесов В. С. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях // Педагогические измерения. – 2012. – № 2. – С. 75–91.
- 2. Аванесов В. С. Применение тестовых форм в новых аттестационных технологиях // Педагогические измерения. – 2014. – № 4. – С. 3–15.
- 3. Ганина Н. В. Тексты и задания в тестовой форме по теме «Промышленные способы получения веществ» // Педагогические измерения. – 2012. – № 1. – С. 90–97.
- 4. Ганина Н. В. Учебные тексты и тестовые задания к ним // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 41–46.
- 5. Ганина Н. В. Квантованные учебные тексты по химии как новая учебная технология в системе самоподготовки // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2013. – т.1. – С. 169–170.
- 6. Ганина Н. В. Тестовые задания при смешанном обучении // Химия в школе. – 2016. – № 6. – С. 28–31.
Аннотация:
Предлагаются краткие учебные тексты и задания в тестовой форме по теме «Получение и собирание газов». Показаны преимущества использования данной образовательной технологии.
Ключевые слова:
задания в тестовой форме, краткие учебные тексты, педагогическая технология, методы получения и собирания газов, получение кислорода в лаборатории, получение азота, довузовская подготовка.
Заголовок:
О реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения
Список литературы:
- 1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998.
- 2. Суворова Г. Ф. Своё неповторимое лицо // Народное образование. – 1996. – № 7. – С. 51-53.
- 3. Броневщук С. Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: Пособие для рук. и учителей сел. шк. – М.: АРКТИ, 2000.
- 4. Хайрутдинова Р. С. Технологический подход как средство индивидуализации обучения в сельской школе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Казань, 2002.
Аннотация:
В статье рассмотрено использование принципа индивидуализации обучения в условиях преподавания химии в малочисленной сельской школе, приведены дифференцированные задания на примере раздела «Атомы химических элементов» (8 класс).
Ключевые слова:
принцип индивидуализации обучения, дифференциация обучения, методы обучения химии, малочисленная школа.
Заголовок:
Химия без логических разрывов. Гидролиз солей как реакция, обратная реакции нейтрализации
Список литературы:
- 1. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Скорость реакции и химическое равновесие // Химия в школе. – 2016. – № 2. – С. 9-17.
- 2. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Кислотно-основное равновесие в растворах и шкала рН // Химия в школе. – 2017. – № 8. – С. 45-52.
- 3. Справочник биохимика: Пер. с англ. / Досон Р., Элиот Д., Элиот У., Джонс К. – М.: Мир, 1991. – С. 371.
- 4. Справочник химика / Под ред. Никольского Б. П. - М.: Химия, 1965, том III. – С. 79-80, 176.
- 5. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Превращения энергии в химических реакциях // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 6-13.
- 6. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – С. 113.
- 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru / Коллекции / Предметные коллекции. Химия / Неорганическая химия. Видеоопыты / Гидролиз / Гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой.
Аннотация:
Гидролиз солей в водных растворах рассматривается с позиций химического равновесия – как реакция, обратная реакции нейтрализации. Приведены ионно-молекулярные уравнения гидролиза, в том числе ступенчатого. Обсуждается применимость основных качественных и количественных закономерностей химического равновесия к описанию гидролиза солей. Приведён метод расчёта рН в растворе гидролизующейся соли.
Ключевые слова:
гидролиз солей, нейтрализация, химическое равновесие, принцип Ле Шателье, сильные и слабые кислоты и основания, степень гидролиза, константа гидролиза, рН раствора соли.
Заголовок:
Использование моделирования на занятиях с экологическим содержанием
Список литературы:
- Нелюбина Е. Г., Сафина Л. Г., Кузнецова Г. В. Современные педагогические технологии обучения химии: учебно-методическое пособие. – Самара: Из-во СГСПУ, 2016.
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/
- Штофф В. А. Моделирование и философия. – М.: Специалист, 2009.
- Nelyubina E. G., Safina L.G., Panfilova L. V. et al. In-University quality management system of education based on the competence approach // International Review of Management and Marketing. Socio-Economic and Humanity-Philosophical Problems of Modern Sciences. – 2016. – No. 1S. – Vol 6. – рp. 165-171.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема применения моделирования при проведении практических работ на внеурочных занятиях с экологическим содержанием. Даны рекомендации по проведению практических работ по моделированию экологического состояния водоёма, воздуха, почвы, состояния деревьев в окрестностях автодороги; элементов экосистемы по выбору.
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, экологическое содержание, методика обучения химии, моделирование.
Заголовок:
Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории
Список литературы:
- 1. Аринушкина Е. В. Руководство по химическому анализу почв – Изд-во Московского ун-та, 1961.
- 2. Жилин Д. М. Учебные проекты С AFSТМ. Химия. Методическое пособие для учителя. – Москва, 2011.
- 3. Logger Pro. Описание программного обеспечения. Краткое руководство пользователя. – Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», 2011.
Аннотация:
В статье представлен опыт использования современного цифрового оборудования в проектно-исследовательской деятельности учащихся старших классов. Приведена последовательность выполнения работы по определению количества вещества с использованием датчика цифровой лаборатории Vernier и программного приложения LogerPro.
Ключевые слова:
современные цифровые лаборатории, датчики, учебный проект.
Заголовок:
Адаптивно-инновационный подход при организации лабораторных работ
Список литературы:
- 1. Казарова О. А. Адаптивно-инновационные технологии в экологическом образовании: монография / О. А. Казарова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016.
- 2. Казарова О. А. Система адаптивно-инновационных педагогических технологий в вузе и школе: учебное пособие / О.А. Казарова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2014.
- 3. Морева Н. А. Технология профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. В. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности адаптивно-инновационного подхода при организации лабораторных работ по химии: обоснованного и системного применения педагогических технологий; индивидуализации обучения; использования оригинальных методов и инструментов диагностики универсальных учебных действий.
Ключевые слова:
адаптивно-инновационный подход, лабораторные работы репродуктивного, частично-поискового, поискового характера, виды учебных ситуаций, методы и приёмы активного обучения, мозговой штурм, диагностика универсальных учебных действий.
Заголовок:
Микромасштабные опыты для внеурочной деятельности
Список литературы:
- 1. Обендрауф В. Микромасштабный эксперимент по-австрийски // Химия в школе. – 2005. – №3. – С. 57-63.
- 2. Верховский В. Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента. Пособие для учителей. Т. II. – М.: Просвещение, 1975.
- 3. Воскресенский П. И. Техника лабораторных работ. – М.: «Химия», 1969.
Аннотация:
В статье описаны разработанные автором эксперименты, выполняемые по микромасштабной технологии, позволяющей значительно сократить расход реактивов, а также время на подготовку и проведение опытов. Микромасштабные опыты по сжиганию железа в кислороде, а также получению и химическим реакциям хлора рекомендуются для использования во внеурочной работе по химии.
Ключевые слова:
микромасштабная технология, химический эксперимент, сжигание железа в кислороде, получение хлора, химические реакции хлора.