Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2017 № 8

Русская версия
English version
Заголовок:

Школа и бизнес: социальное партнёрство в интересах подрастающих поколений

Аннотация:
Для компании СИБУР развитие химической науки и естественно-научного образования – важное направление социально значимой деятельности в регионах присутствия. Компания тесно сотрудничает со школами и вузами. Взаимодействие компании и образовательных учреждений осуществляется в различных форматах.
Заголовок:

Средства наглядности в организации учебного процесса

Список литературы:
  1. 1. Основные результаты международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2011: аналитический отчёт / М. Ю. Демидова и др. / Под науч. ред. Г. С. Ковалевой. ‒ М.: МАКС Пресс, 2013.
  2. 2. Основные результаты международного исследования PISA-2012 http://www.rtc-edu.ru/sites/default/files/files/news/PISA%202012_results.pdf
  3. 3. Боровских Т. А. Анализ опыта обучения химии в странах Юго-Восточной Азии // Химия в школе.  2016.  № 5.  С. 29-34.
  4. 4. Караскова Н., Колар К. Об использовании компьютерных моделей на уроках органической химии // Химия в школе.  2016.  № 10.  С. 30-32.
  5. 5. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
  6. 6. Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. – М.: Просвещение, 1970.
  7. 7. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент. – М.: Школа-Пресс, 1998.
  8. 8. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2014.
  9. 9. Миренкова Е. В. Система методического обеспечения формирования познавательных универсальных умений учащихся при обучении химии: Монография. – Смоленск: СмолГУ, 2016.
Аннотация:
В статье раскрывается методика работы с различными видами наглядных средств. Охарактеризованы варианты сочетания слова учителя с демонстрацией опытов. Описана методика применения учебных фотографий, рисунков, средств художественной, схематической и знаковой наглядности, идеографических средств. Утверждается, что по мере возрастания абстрактности наглядной информации необходимо все более полное объяснение учителя, что обозначает каждый ее элемент, и показ приемов работы с визуальным изображением. Прежде, чем стать средством познания ученика, модельные отображения являются самостоятельным объектом изучения. В статье приведены многочисленные примеры включения наглядных средств в учебный процесс и наиболее общие правила их применения.
Заголовок:

Как мы изучаем альдегиды и кетоны

Аннотация:
В статье рассматриваются классы органических соединений альдегиды и кетоны по плану: строение молекул физические, химические свойства, качественные реакции и применение. На уроке проводится химический эксперимент.
Заголовок:

Из опыта использования личностно ориентированных технологий обучения

Список литературы:
  1. 1. Суртаева Н. Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. - Омск, 2009.
  2. 2. Современные образовательные технологии / Под ред. Н. В. Бордовской. - М.: КноРус,2010.
  3. 3. Timberlake K. Using Student Centered learning strategies in the Chemistry Classrom. - Department of Chemistry Los Angeles Valley college / Valley Glen, -91401.
  4. 4. Chemistry class to implement cooperative learning strategies and case. [Электронный ресурс]. 2008-5-29 16:08:00 Browse:18017.
  5. 5. Affective teacher education: exploring connections among knowledge, skills, and dispositions / Edited by Patrice R. LeBlanc and Nancy P. Gallavan, 2009 by The Association of Teacher Educators.
  6. 6. Шакирова Д. М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Educational Technology & Society. - 2006. - №9 (4). - С. 284-292.
Аннотация:
В статье обосновываются преимущества применения технологического подхода к обучению химии в школе. Для развития предметных, метапредметных умений и личностных качеств учащихся предлагается применять не только технологию в целом, но элементы различных личностно ориентированных технологий.
Заголовок:

Школьные знания для реальной жизни

Список литературы:
  1. Пичугина Г. В. Ситуационные задачи по химии. 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2014. (Мастерская учителя химии.)
  2. Шалашова М. М. Компетентностный подход к оцениванию качества химического образования: монография. – Арзамас: АГПИ, 2011.
Аннотация:
В данной статье рассматривается реализация московского проекта «Школьные знания для реальной жизни» на примере темы «Химия». Проект представляет различные материалы, основанные на школьных знаниях, которые могут быть важны в реальных жизненных ситуациях и побуждают обучающихся приобретать фактические знания. Таким образом, он разрабатывает и дополняет метод проекта.
Заголовок:

Задачи на вывод молекулярной формулы: от математики к химии

Список литературы:
  1. 1. Медведев Ю. Н. ЕГЭ-2017: Химия. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2017.
  2. 2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения Единого государственного экзамена по химии // http://fipi.ru/
Аннотация:
В статье анализируется метод решения расчётных задач на вывод молекулярных формул веществ с использованием знаний о химических свойствах этих веществ. Показано, что подобный подход опирается на положение теории Бутлерова о связи химических свойств с химическим строением.
Заголовок:

Седьмой период завершён?

Аннотация:
Статья посвящена синтезу новых химических элементов. Обсуждаются пути их получения, возможные химические свойства, а также перспективы дальнейшего расширения периодической системы.
Заголовок:

Конференция «Химия в кино»: от содержания к формированию регулятивных УУД

Список литературы:
  1. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 6-12.
  2. Lutz D. Hollywood’s special effects // Chemmatters. – 2003. – № 4. – Pp. 5-8.
  3. Rickitt R. Special Effects: The History and Technique. – New York: Billboard Books, 2000.
  4. Short B.,Badger D. The chemistry behind special effects in film and television // SSR. – 2013. - № 94 (349). – Pp. 85-90.
  5. Wolf S. The Secret Science Behind Movie Stunts & Special Effects. – New York: Skyhorse Publishing, 2007.
Аннотация:
В статье даны рекомендации по организации конференции «Химия в кино» с учётом развития регулятивных УУД учащихся. Приведена интересная информация по использованию химических веществ и реакций для создания кинематографических спецэффектов.
Заголовок:

Химия в задачах Междисциплинарной олимпиады конвергентного образования

Аннотация:
В связи с развитием в московских школах программы профильных классов возникла необходимость создания интеллектуального состязания, в котором могли бы себя проявить учащиеся данных классов независимо от направления профилизации. Особенностью состязания было широкое использование междисциплинарных задач, для успешного решения которых требовались знания по сумме естественнонаучных предметов. В статье представлены примеры задач и проанализированы особенности их решения обучающимися.
Заголовок:

Образовательный комикс в учебно-исследовательской и проектной деятельности

Список литературы:
  1. 1. Оржековский П. А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. – М., 1997.
  2. 2. Sones W. W. D. The Comics and Instructional Method // The Journal of Educational Sociology. – 1944. – Vol. 18. – № 4. – pp. 232-240.
  3. 3. Масахару Т. Занимательная биохимия. Образовательная манга. – ДМК-Пресс, 2016.
  4. 4. Криддл К., Гоник Л. Химия. Естественная наука в комиксах. – М, КоЛибри, 2015.
  5. 3. Княжицкий А. И. Комикс: есть ли польза от дела? // Народное образование. – 2002. – № 9 (1322). – С. 31.
  6. 4. Онкович Г. В., Онкович А. Д. Комикс как средство медиаобразования // Медиаобразование. 2016. – №2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/komiks-kak-sredstvo-mediaobrazovaniya
Аннотация:
Показана возможность использования образовательных комиксов в учебно-исследовательской и проектной работе школьников по химии. В статье рассмотрен пример исследовательского проекта по теме «История атомного учения».
Заголовок:

Экспериментальный подход к изучению металлов

Аннотация:
Статья посвящена совершенствованию школьного химического эксперимента, переориентации его в исследовательский эксперимент, обучающий логике, построению доказательств, выявлению причинно-следственных связей.
Заголовок:

К методике изучения темы «Коррозия металлов» с использованием исследовательских проектов

Список литературы:
  1. 1. Коррозия и методы защиты металлов от коррозии: учебное пособие для студентов материаловедческих направлений университетов / Зарапина И. В., Образцова Е. Ю., Осетров А. Ю. и др. – Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2015.
  2. 2. Духанин Г. П. Коррозия и защита металлов: учебное пособие / Г. П. Духанин, А.Б. Кочнов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. техн. ун-т. – Волгоград: ВолгГТУ, 2012.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы изучения явления коррозии в школьном курсе химии. Представлена дополнительная информация по коррозии объектов. Особое внимание уделяется проведению демонстрационного и лабораторного экспериментов, отражающих сущность явления коррозии.
Заголовок:

Самодельный спектрофотометр для изучения природных объектов

Список литературы:
  1. 1. Юнович А. Э. Ключ к синему лучу или о светодиодах и лазерах, голубых и зелёных // Химия и жизнь. – 1999. – № 5-6. – С.46-48.
  2. 2. Шуберт Ф. Светодиоды / Пер. с англ. под ред. А. Э. Юновича. 2- е изд. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008.
  3. 3. Mishrat R. 103 Projects Using LEDs. – Delhi, Madras, Hyderabad: B. P. B. Publication, 1984.
  4. 4. LEDs for lighting applications / edited by Patrick Mottier. – ISTE Ltd and John Wiley & Sons, Inc., 2009.
Аннотация:
Исследовательская и проектная деятельность занимает в химическом образовании важное место, так как посредством данного метода обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала. На основе современных технологий, с использованием дешевых миниатюрных светоизлучающих диодов (LED) легко изготовить самодельный спектрофотометр, с помощью которого можно провести многочисленные эксперименты, связанные исследовательской и проектной деятельностью школьников.
Title:

School and business: social partnership in the interests of younger generations

Summary:
The development of chemical science and natural-science education is the important direction of the SIBUR’s socially important activity in the regions of its presence. The company closely cooperates with schools and higher education institutions. Interaction of the company and educational institutions is carried out in various formats.
Title:

Visual learning tools in the organization of educational process

Summary:
The article reveals the methodology of working with various types of images. The combinations of words of the teacher and chemical demonstrations are characterized. The method of application of educational photographs, drawings, artistic tools, schematic and iconic clarity, ideographic tools is described. It is stated that the more abstract is visual information, the more complete explanation of the teacher is needed. Before becoming the means of knowledge of the learner, model images are independent objects of study. The article provides numerous examples of the inclusion of visual images in the learning process and the most general rules for their application.
Title:

Nikitina F. V.. Adress: Vorsma, Pavlovsky district, Nizhny Novgorod region. Workplace: Secondary School № 1.

Summary:
In the article the classes of organic compounds aldehydes and ketones are discussed according to the plan: the structure of molecules, physical, chemical properties, characteristic reactions and application. At the lesson chemical experiments are conducted.
Title:

From the experience of using personal-oriented technologies in teaching

Summary:
The article substantiates the advantages of applying the technological approach to the teaching of chemistry in school. To develop the subject, meta-subject skills and personality traits of students, it is proposed to apply not only the technology in general, but also elements of various personally oriented technologies.
Title:

School knowledge for real life

Summary:
This article deals with the implementation of the Moscow city project “School knowledge for real life” concerning the subject “Chemistry”. The project presents various materials based on school knowledge that can be essential in real life situations and induces students to acquire actual knowledge. So, it develops and complements the project method.
Title:

Calculation tasks on writing chemical formula: from math to chemistry

Summary:
Unified state exam, codifier of content elements, molecular formula of a substance, structural theory of organic compounds, hydrolysis of esters.
Title:

Is the seventh period complete?

Summary:
The article deals with the synthesis of new chemical elements. Ways of their obtaining, possible chemical properties as well as the prospects of further expansion of the Periodic system are discussed.
Title:

Conference “Chemistry behind the Movies”: from the content to forming regulatory universal learning activities

Summary:
Recommendations on organizing the “Chemistry behind the Movies” conference taking into account the development of students’ regulatory universal learning activities are given. Interesting information on using chemical substances and reactions for creating movies special effects is provided.
Title:

Chemistry in competition tasks of Interdisciplinary Olympiad of Convergent Education

Summary:
As a part of a program of specialized classes in Moscow schools, the novel intellectual competition was created. Any student of these classes has a possibility to take part in the competition. One of the main features of the competition was a broad set of interdisciplinary tasks. Skills in the field of various natural science disciplines are necessary to solve it. This paper contains examples of chemistry-related tasks and an analysis of students’ solutions.
Title:

Educational comic strip in students’ educational research and project activity

Summary:
The article considers the possibility of using comics in educational research and project work in chemistry. The article presents an example of a research project on the topic “The evolution of atomic theory”.
Title:

Experimental approach in studying metals

Summary:
The article deals with improving the school chemical experiment, reorienting it into the research one, teaching logics, building evidence, identifying cause-effect relationships.
Title:

On studying the theme “Corrosion of metals” using research projects

Summary:
Questions of studying corrosion in the school chemistry course are considered. The additional information on corrosion of objects is provided. Special attention is paid to the process of demonstration and laboratory experiments that reflect the essence of the corrosive effect.
Title:

Self-made spectrophotometer for studying natural objects

Summary:
Research and project activity is an important part of chemical education. It provides deep and complete understanding of the material studied. On the basis of modern technologies, using cheap diminutive light-emitting diodes (LED), it is easy to create a self-made spectrophotometer which can be applied in conducting numerous experiments for students’ research and project activity.
Связаться с нами