Заголовок:
О формировании предметных и метапредметных компетенций
Список литературы:
- Маршанова Г. Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приёмы формирования // Химия в школе. — 2012. — № 2. — С. 4—10.
- Нечитайлова Е. В. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся // Химия в школе. — 2012. — № 5. — С. 14—20.
- Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. — 2012. — № 6. – С. 4—9.
Аннотация:
Автор размышляет о формировании предметных и метапредметных компетенций. Предложена схема, соотносящая предметные (теоретические знания, 1-й уровень усвоения) и метапредметные компетенции (2-й и 3-й уровни, предполагающие расширение имеющихся знаний и создание новых).
Ключевые слова:
предметные, метапредметные, личностные результаты, семинар, инновационные средства обучения и контроля.
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.
Ключевые слова:
Заголовок:
Об оперативности знаний и функциональной грамотности
Список литературы:
- 1. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.,1978.
- 2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Баласс, 2003.
- 3. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009, 7 декабря 2010 г. Российская академия образования, Институт содержания и методов обучения, отдел оценки качества общего образования // Сайт отдела оценки качества общего образования ИСМО РАО http://www.centeroko.ru/
Аннотация:
В современном мире важно обладать системой предметных знаний, которые отличаются оперативностью и гибкостью, что позволяет выпускнику школы решать возникающие проблемы и быть успешным в различных сферах деятельности. Данные признаки знаний является показателями качества образовательных результатов и подлежат диагностике в процессе мониторинга и контроля. В тоже время в международных исследованиях качества образования выявляется уровень функциональной грамотности учащихся. Как взаимосвязаны данные характеристики? На что учителю следует обратить особое внимание? В данной статье предпринята попытка определить границы действия рассматриваемых характеристик и определить условия их достижения.
Ключевые слова:
функциональная грамотность, качество знаний учащихся, оперативность и гибкость знаний.
Заголовок:
Социальное развитие школьников как условие их успешной жизнедеятельности
Список литературы:
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа. – http://standart.edu.ru/
- 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
- м3. Колычева З. И. Технологии социального развития личности в образовательном процессе: Учебное пособие – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена; Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2005.
- 4. Суртаева Н. Н. Навигатор в мире технологий. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013.
- 5. Лазарев Т. В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. I: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения. – Петрозаводск: Verso, 2012.
- 6. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. – М.: Владос, 1998.
Аннотация:
Педагогическое сопровождение социального развития школьников рассматривается как особая сфера деятельности учителя как фасилитатора и модератора, ориентированная на взаимодействие с обучающимися по оказанию поддержки в личностном росте, формировании социально-личностной компетентности, социально-значимых личностных качеств.
Ключевые слова:
социальное развитие, педагогическое сопровождение, социально-педагогические технологии.
Заголовок:
Технология укрупнения дидактических единиц в дистанционном обучении детей-инвалидов
Список литературы:
- 1. Снегурова В. И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2009. — № 2.– М.: Изд-во РУДН, 2009. — С. 95–106.
- 2. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996.
- 3. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математики. — М.: Просвещение, 1989.
- 4. Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. Модернизация общего образования. — СПб.: КАРО, 2003.
- 5. Емцова О. М., Васильева П. Д. Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в преподавании химии: Сборник научных и научно-методических трудов 3 Всероссийской научно-практической конференции. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2012. – С. 84—87.
Аннотация:
В настоящее время проблема обучения детей-инвалидов выходит за рамки социально-педагогических и организационно-управленческих и требует оптимизации на методическом уровне. В статье рассматривается потенциал технологии укрупнения дидактических единиц для обучения химии в условиях дефицита учебного времени.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, обучение химии детей-инвалидов, укрупнение дидактических единиц, сравнение и противопоставление, прямые и обратные задачи.
Заголовок:
О проблемах методической подготовки учителей в инновационных условиях.
Аннотация:
В данной статье рассматриваются изменения, произошедшие в образовании в последнее время, в том числе в области химического образования и показываются вопросы, требующие решения при подготовке учителя химии, влияющие на изменения содержания курса «Методика обучения химии».
Ключевые слова:
проблемное поле, инновационные процессы, методическое образование.
Заголовок:
Конференция по теме «Химия и медицинские материалы»
Аннотация:
Для учащихся 11-го класса с углублённым изучением химии мы проводим на уроке деловую игру в форме научной конференции. Учащиеся выступают в ролях врачей: кардиолога, кардиохирурга, терапевта, травматолога, хирурга, а также фармацевта и химиков. Задача этого урока — показать роль химической науки в изготовлении медицинских материалов.
Ключевые слова:
химия и медицина, полимеры, искусственное сердце.
Заголовок:
Из опыта интеграции возможностей ИКТ и содержания химического образования
Список литературы:
- Сборник докладов Московского открытого конкурса исследовательских проектов школьников «Эксперимент в Космосе». – М.: МГДД(Ю)Т, 2007.
- Разработка модели образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся. – М.: ДНТТМ, 2008.
- Городская экспериментальная площадка «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» / Серия «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы». — М.: Центр «Школьная книга», 2008.
- Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве вуза: Материалы межрег. науч.-практ. конф. — Москва, 30 октября 2008 г. — М.:Изд-во СГУ, 2009.
Аннотация:
Статья отражает опыт применения новых информационных технологий в процессе обучения химии, а также создания научно-исследовательских проектов в области естественных наук в Центре образования №1682. Интеграция информационных технологий с содержанием общего и дополнительного образования делает учебно-воспитательный процесс увлекательным и интересным, повышает мотивацию учения.
Ключевые слова:
информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы.
Заголовок:
Организация семинарских семинарских занятий по решению задач
Аннотация:
Автор рассказывает о проведении семинарских занятий для учащихся 8-11-го классов, на которых организует интенсивную познавательную деятельность, способствующую развитию у них устойчивого навыка решения задач. Для этого используется тематический комплекс дидактических материалов и карт-заданий для групповой работы. Огромный интерес у учащихся вызывают занимательные задания.
Ключевые слова:
семинар, решение задач, спирты, фенолы, запах веществ.
Заголовок:
Курс по выбору «Химия, здоровье и красота».
Список литературы:
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. / пер. с англ.; под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1993.
- Химия для гуманитариев / Сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Барановский А. Ю. Современная диетология // Нелекарственная медицина. – 2005. – № 1.
- Нечаев А. П., Траубенберг С. Е., Кочеткова А. А. и др. Пищевая химия: Учебник для вузов / Под. ред. А.П. Нечаева. – 3-е изд. – СПб.: ГИОРД, 2004.
Аннотация:
В статье речь идет об особенностях межпредметного курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Авторами представлена разработка занятия на тему «Жиры и рациональное питание».
Ключевые слова:
межпредметный курс по выбору, жиры, рациональное питание.
Заголовок:
Трудности при изучении темы «Гидролиз солей»
Список литературы:
- 1. Матаннанова А. Н. Формирование умения выявлять причинно-следственные связи при изучении гидролиза солей // Химия в школе. - 2012 - № 10. - С. 3133.
- 2. Галлямова В. М. К изучению гидролиза солей // Химия в школе. - 2012. - № 9. - С. 3539.
- 3. Гнутова О. А. Контрольная работа по теме «Химические реакции» // Химия в школе. - 2012. - № 2. - С. 2230.
- 4. Добош Д. Электрохимические константы: Справочник для электрохимиков. М.: Мир, 1980. - С. 365.
- 5. Левенко П. И. Химия и технология отмочно-зольных процессов. М.: «Лёгкая индустрия», 1976. - С. 200.
- 6. Petkuvienė J., Paliulis D. The impact of road maintenance substances on metals surface corrosion // Environmental Protection Engineering. - 2009. - Vol. 1. - № 4. - Р. 92—96.
- 7. http://www.livestrong.com/article/279730-what-is-the-difference-between-sodium-chloride-calcium-chloride/
- 8. Рипан Р., Четяну И. Неорганическая химия. Химия металлов. Т. 1. - М.: Мир, 1971. - С. 560.
- 9. http://www.sigma-aldrich.com/catalog
- 10. Амирова А. Х. Как мы изучаем гидролиз солей // Химия в школе. - 2011. - № 10. - С. 39—44.
- 11. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. — М.: «Высшая школа», 1988. - С. 640.
- 12. Lincoln S. F., Richens D. T., Sykes A. G. Metal Aqua Ions // Comprehensive Coordination Chemistry II. 2003. - V. 1. - Р. 515–555. doi:10.1016/B0-08-043748-6/01055-0
- 13. Rodgers M. T., Armentrout P. B. Noncovalent metal-ligand bond energies as studied by threshold collision-induced dissociation // Mass Spectrometry Reviews. - 2000. - V. 19. - Р. 215—247.
- 14. Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. - 2012. - № 9. - С. 1014.
- 15. Заграничная Н. А. О содержании химического образования в свете требований ФГОС // Химия в школе. - 2012. - № 10. - С. 18—23.
- 16. Титов Н. А. Мыслительные стеоритипы и условия их преодаления // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 62—66.
Аннотация:
При изучении гидролиза солей в школе у более мотивированных учащихся возникают вопросы, для ответов на которые требуется углублённые знания химии. Усвоение темы зависит и от проделанных экспериментов. В статье представлены лабораторные работы по теме «Гидролиз солей» и обсуждается их теоритическая обoснованность.
Ключевые слова:
гидролиз солей, эксперимент, pH.
Заголовок:
Формирование и развитие творческих способностей учащихся на практических занятиях по химии.
Список литературы:
- 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- 2. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А., Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.
- 3. Шепелев М. В. Методика использования качественных задач во внеурочной деятельности одарённых школьников на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2013. – № 1. – С. 96–99.
- 4. Шепелев М. В. Использование цифровой лаборатории в учебном процессе как инновационный подход в работе с одарёнными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2012. – № 5. – С. 74–77.
- 5. Румянцев Е. В., Марфин Ю. С. Непрерывная технология проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. – 2012. – № 8. – С. 61–65.
Аннотация:
В статье рассмотрены методические подходы по формированию и развитию творческих способностей учащихся на практических занятиях по химии. Показано, что применение практико-ориентированных задач на уроке и во внеурочной деятельности по предмету способствует формированию у школьников системы химических знаний, развитию их образного и логического мышления, росту мотивации к изучению химии в классах более высокой ступени обучения, а также профессиональному самоопределению учащихся и развитию у них творческих способностей.
Ключевые слова:
формирование и развитие творческих способностей учащихся, практико-ориентированные задачи по химии.
Заголовок:
Изучение химического состава костной ткани животных на занятиях элективного курса.
Список литературы:
- Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1986.
- Колесова Д. В., Мишина Р. Д., Беляева И. Н. Биология. Человек: Учебник. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.
- Практикум по биохимии: методические указания / Сост. О. А. Петров, С. Г. Пуховская. – Иваново: Иван. гос. хим.-технол. ун-т, 2006.
- Пустовалова Л. М. Практикум по биохимии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
- Филиппович Ю. Б. Основы биохимии: Учеб. для хим. и биол. спец. пед. ун-тов и ин-тов. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Агар, 1999.
- Химик: сайт о химии. [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://www.xumuk.ru
- Химия. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1998.
Аннотация:
В статье описаны химический состав, строение и функции костной ткани, приведены методики и результаты определения учащимися химического состава костной ткани в рамках учебно-исследовательской работы. Работа носила сравнительный характер. В качестве объектов исследования были выбраны костная ткань курицы, барана, свиньи и лошади. В составе костной ткани животных учащимися были определены углерод, катионы кальция Са2+, магния Mg2+, железа Fe3+ и фосфор в виде фосфат-аниона РО43–.
Ключевые слова:
костная ткань, функции скелета, химический состав костной ткани, твёрдость и механическая прочность, упругость и эластичность, остеопороз, остеомаляция, рахит, ионы кальция Са2+, магния Mg2+, железа Fe3+, фосфат-анион РО43–, углерод.
Заголовок:
Химический эксперимент по теме «Нуклеиновые кислоты»
Список литературы:
- Берёзов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 2007. – С.140-148.
- Веккионе Г. Занимательные опыты. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Филиппович Ю. Б., Ковалевская Н. И., Севастьянова Г. А. Биологическая химия: Уч. пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.
- Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. —ьт М., 1982.
Аннотация:
В статье рассмотрен лабораторный и домашний химический эксперимент по выделению и изучению качественного состава нуклеиновых кислот, который может быть использован во внеклассной работе и в научно-исследовательской деятельности учащихся младших и старших классов.
Ключевые слова:
нуклеиновые кислоты, нуклеопротеиды, химический эксперимент.
Заголовок:
Влияние автотранспорта на окружающую среду.
Список литературы:
- Коробкин В. И. Экология. – М., 2006.
- Простейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований / Сост. А. С. Боголюбов. - М.: Экосистема, 2001.
- Руденко Б. Цена цивилизации // Наука и жизнь. – 2004. – № 7. – С. 32–36.
Аннотация:
В статье приводится информация о составе автомобильных выбросов и доказательства того, что выхлопные газы автомобилей являются одним из источников загрязнения окружающей среды. Показано, что снежный покров - удобный индикатор загрязнения не только атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха. Приведены результаты исследования химического состава проб талого снега на разных участках территории г. Энгельса.
Ключевые слова:
техногенное воздействие, загрязнение, проблемы окружающей среды, ядовитые вещества, автомобильный транспорт, химический состав выхлопов (автомобилей), сжигание топлива.
Заголовок:
Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся.
Список литературы:
- Банасюкевич В.Д. Актуальные научные проблемы обеспечения сохранности архивных документов //Отечественные архивы. -2001. - № 2
- Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации. Справочное пособие,Л.,1990.
- http://techno.bigmir.net
- http://www.poznovatelno.ru
- www.bonistikaweb.ru
Аннотация:
Выявлен наиболее эффективный метод восстановления архивных документов от пожелтения с помощью боргидрида натрия.
Ключевые слова:
архивные документы, отбеливание, восстановитель, окислитель, цифровая лаборатория «Архимед».
Заголовок:
М. Г. Клапрот — выдающийся химик-аналитик.
Список литературы:
- Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.
- Джуа М. История химии. – М.: Мир, 1975.
- Сабадвари Ф., Робинсон А. История аналитической химии. – М.: Мир, 1984.
- Становление химии как науки. Всеобщая история химии. – М.: Наука, 1983.
- Трифонов Д. Н., Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы. – М.: Просвещение, 1980.
- Фигуровский Н. А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.: Наука, 1970.
- Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала ХIХ в. – М.: Наука, 1969.
Аннотация:
Статья посвящена жизни и деятельности знаменитого немецкого химика, одного из основоположников аналитической химии, автора открытия нескольких химических элементов М. Клапрота. Особый акцент делается на открытия Клапрота, и в частности на открытие им четырех химических элементов – урана, циркония, титана и церия. Рассматриваются также взгляды Лавуазье и Клапрота на принципы названий химических элементов.
Ключевые слова:
Мартин Клапрот, открытие химических элементов.
Заголовок:
Слово об учителе
Аннотация:
Статья к 100-летию со дня рождения выдающегося химика и педагога Б. Н. Иванова-Эмина.
Ключевые слова:
Б Н Иванов-Эмин.
Заголовок:
Экспонаты политехнического музея на занятиях по химии.
Список литературы:
- 1. Воскресенский П. С. Политехнический музей в Москве: истор. обзор. Ч. 1. – С. 81.
- 2. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике. – М., 2001. – С. 18.
- 3. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 22.
- 4. Игра-путешествие «Я иду искать!» – партнёрский проект петербургских музеев / авт.-сост. Д. Агапова. – СПб., 2007.
- 5. Дневник проекта «Вода из реки Лимпопо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://museum.fondpotanin.ru/diaries/13963/diary/ (дата обращения: 10.05.2013).
- 6. Фестиваль «Детские дни в Петербурге» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://museum12345.ru/ (дата обращения: 13.05.2013).
- 7. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984.
- 8. Die Ausstellung «WINDSTÄRKEN» im Deutsches Technikmuseum Berlin [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sdtb.de/WINDSTÄRKEN.
- 2002.0.html (дата обращения: 13.05.2013).
- 9. Конвертерное производство стали [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/search/ (дата обращения: 13.05.2013).
- 10. Макет химической лаборатории М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/search/ (дата обращения: 13.05.2013).
- 11. Шакирова Н. С., Войнова И. Ю., Чернобельская Г. М. Школа и музей: опыт сотрудничества // Химия в школе. – 2012. – № 2. – С. 75—78.
- 12. Политехнический музей запустил «лёгкую» версию интернет-портала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://modern.polymus.ru/ru/news_384 (дата обращения: 10.05.2013).
Аннотация:
В статье описан план реконструкции исторического здания Политехнического музея на Новой площади (г. Москва) и формы функционирования Музея в этот период. Приведены примеры использования экспонатов Политехнического музея на музейных занятиях по химии с учётом этих преобразований.
Ключевые слова:
экспонаты Политехнического музея, музейные занятия по химии, реконструкция Политехнического музея.