Заголовок:
Закон «Об образовании»: хотели как лучше…
Аннотация:
Главный редактор журнала размышляет о том, что принципиально нового появилось в российском образовании.
Ключевые слова:
Закон «Об образовании».
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.
Ключевые слова:
Заголовок:
Современная классификация неорганических соединений и химических реакций.
Список литературы:
- 1. Стась Н. Ф. Терминология и символика атомно-молекулярного учения // Современные проблемы науки и образования. - 2012. – № 4. URL: http://www.science-education.ru/104-6481 (дата обращения: 20.06.12).
- 2. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001.
- 3. Гуляницкий А. Реакции кислот и оснований в аналитической химии / пер. с польск. – М.: Мир, 1975.
- 4. Угай Я. А. Общая и неорганическая химия: учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1997.
- 5. Стась Н. Ф., Свинцова Л. Д. Химия растворов: учебное пособие для вузов. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2006.
- 6. Савельев Г. Г., Смолова Л. Д. Общая химия: учебное пособие для вузов. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2004.
Аннотация:
Предложен современный подход к классификации неорганических соединений, в которой основания и кислоты - соединения одного класса с точки зрения их состава, но противоположные по химическим свойствам. Рассмотрена амфотерность как свойство не только оснований, но и кислот. Проанализированы недостатки показателя амфотерности, используемые в химической литературе. Предложена классификация амфотерных оснований на слабоамфотерные и сильноамфотерные. Проанализированы самые общие классификации химических реакций неорганической химии на основно-кислотные и окислительно-восстановительные реакции. Предложены простые правила для самостоятельного составления полуреакций в окислительно-восстановительных реакциях. Проведено сравнение предлагаемых в учебной литературе методов определения стехиометрических коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.
Ключевые слова:
Заголовок:
Чему учить и как учить?
Аннотация:
В статье подвергаются критическому анализу некоторые теоретические представления методики обучения химии, которые часто воспринимаются учителями как бесспорные истины. Показывается, к каким негативным последствиям приводит реализация учителями существующих педагогических стереотипов.
Ключевые слова:
педагогический стереотип, методы познания, обучение, научные представления.
Заголовок:
Об использовании кейс-метода
Список литературы:
- 1. Логунова Н. Обучение как общение и сотворчество // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 108–110.
- 2. Метод кейс решений (case-study) — создание кейсов, обсуждение кейсов, анализ, проблема // http://www.cases.ru/, май 2005.
- 3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) // www.casemethod.ru.
- 4. Давиденко В., Федянин Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? // Обучение за рубежом. — 2000. — № 7 — С. 52–55.
- 5. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения // http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.
Аннотация:
В данной статье рассмотрен один из активных методов обучения, который направлен на подготовку обучающихся решать практические задачи, находить выход из различных жизненных ситуаций, требующих химических знаний и навыков. Описаны целевые установки, сущность кейс- метода (case-study), рассмотрены виды кейсов, их структура, подходы к разработке кейсов, подготовка и организация процесса обучения с использованием кейс-метода, функции учителя и деятельность обучающихся, а также достоинства и ограничения использования данного метода.
Ключевые слова:
кейс-метод, кейс-технология, виды кейсов, ситуация.
Заголовок:
Интегрированный урок химии и английского языка «Личность в науке. Открытие кислорода»
Список литературы:
- Азерников В. З. Неслучайные случайности. ‒ М.: Детская литература, 1972.
- Азимов А. Краткая история химии. ‒ М.: Мир, 1983.
- Манолов К. Великие химики. ‒ М.: Мир, 1986.
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. ‒ М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Аннотация:
Предлагаем разработку интегрированного урока химии и английского языка. Учащиеся 9-го класса выполняли лабораторную работу по теме «Получение кислорода и изучение его физических свойств. Идентификация кислорода», знакомились с биографиями Г. Кавендиша и Дж. Пристли.
Ключевые слова:
интегрированный урок химии и английского языка, открытие кислорода, получение кислорода, Г Кавендиш, Дж Пристли.
Заголовок:
Интегрированные уроки: работа с одарёнными детьми
Список литературы:
- 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. — М.: ВЛАДОС, 2000.
- 2. Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008.
- 3. Долгань Е. К. Инновации и современные технологии в обучении химии. – Калининград: Калинингр. ун-т, 2000.
Аннотация:
В работе представлены основные подходы к использованию технологии интегрирования учебных дисциплин как эффективной формы работы с одарёнными по химии детьми на этапе пропедевтического изучения предметов естественно-научного цикла на примере урока «Что такое время?».
Ключевые слова:
одарённые дети, технология интегрированных уроков, пропедевтика химии.
Заголовок:
Урок толерантности
Список литературы:
- Большая Советская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1971–1976 — Т. 1, 14, 23, 28.
- Годмен А. Иллюстрированный химический словарь. — М.: Мир, 1988.
- Энциклопедический словарь юного химика. — М.: Педагогика, 1982.
- Шретер В.и др. Химия: справочник. — М.: Химия, 1989.
Аннотация:
Понятие толерантности удобнее рассматривать в рамках предметов историко-обществоведческого цикла, однако уроком толерантности может стать и урок химии. Автор предлагает разработку такого урока.
Ключевые слова:
толерантность, история открытия химических элементов.
Заголовок:
Урок в 9-м классе по теме «Металлы»
Аннотация:
Автор предлагает разработку урока-семинара для учащихся 9-го класса. Разработанный урок достаточно универсален, его можно провести при работе по любой программе и любому учебнику.
Ключевые слова:
урок приобретения новых знаний, работа в группах, классификация металлов, свойства металлов как элементов и веществ, восстановители.
Заголовок:
«Изменения в природе происходят...»
Аннотация:
В статье представлена разработка третьего урока в курсе химии 8 класса. На этом уроке важно не только дать учащимся новый материал, но и актуализировать знания, полученные учениками, ранее при изучении природоведения, биологии и физики. Цели урока: сформировать понятия «явление», «химическое явление», «физическое явление». Способствовать развитию умения делать выводы из наблюдаемых явлений, сравнивать и анализировать.
Ключевые слова:
явление, физическое явление, химическое явление.
Заголовок:
Расчёты с использованием стандартных потенциалов металлов
Список литературы:
- 1. Постников А. Ю. Об использовании метода полуреакций // Химия в школе. — 2011. — № 10. — С. 48-51.
- 2. Раткевич Е. Ю., Базаев М. Г., Голубева Р. М., Мансуров Г. Н. Об использовании понятия «Степень окисления» в курсе химии средней школы // Химия в школе. — 2012. — № 4. — С. 8-12.
- 3. Турчен Д. Н. Наш подход к определению коэффициентов в уравнениях ОВР // Химия в школе. — 2012. — № 2. — С. 42-48.
- 4. Шелинский Г. И., Юрова Н. М. Химия: 11 класс. — СПб: Книжный Мир, 2005. — С. 240.
- 5. Добош Д. Электрохимические константы. Справочник для электрохимиков. — М.: Мир, 1980. — С. 365.
- 6. Юрова Н. С., Сурин Ю. В. Проблемно–развивающие oпыты по взаимодействию солей железа(III) с металлами различной активности. Химия в школе, 2011, No. 8, с. 59-64.
- 7. Киселёва Е. В. Проблемный ученический эксперимент при изучении химических реакций в растворах. — Химия в школе, 2012, No. 5, с. 5861.
- 8. Тестовые задания по общей и неорганической химии с решениями и ответами / Р. А. Лидин, Е. В. Савинкина, Н. С. Рукк, Л. Ю. Аликберова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — С. 230.
- 9. Дроздов А. А., Зломанов В. П., Мазо Г. Н., Спиридонов Ф. М. Неорганическая химия: В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. T. 2: Химия переходных металлов. — М.: Академия, 2004. — С. 368.
- 10. Stransbury E. E., Buchanan R. A. Fundamentals of electrochemical corrosion. — ASM International, 2000. — р. 489.
- 11. Sulcius A. Interpretation of voltaic cells in chemistry education. — J. Science Education, 2008, Vol. 9, No. 2, p. 114-116.
- 12. Uhlig’s corrosion handbook // Edited by R. Winston Revie. — John Wiley & Sons, Inc., 2011, p. 1253.
- 13. Тодт Ф. Коррозия и защита от коррозии. — Л.: Химия, 1967. — С. 710.
- 14. Sanger M. J., Greenbowe T. J. An Analysis of College Chemistry Textbooks As Sources of Misconceptions and Errors in Electrochemistry. — Journal of chemical Education, 1999, Vol. 76, No. 6, p. 853–860.
Аннотация:
В школе большое внимание уделяется окислительно-восстановительным реакциям. Основываясь на конкретных примерах в статье показана практическая возможность применения потенциалов металлов для более глубокого изучения элективного курса „Химия металлов: pастворение металлов в кислотах и коррозия металлов“. Подсчёт электроодвижущей силы окислительно-восстановительных реакций даёт теоритическую основу практическим работам учеников.
Ключевые слова:
потенциал, ряд активности, коррозия металлов.
Заголовок:
Метод электронного баланса: нюансы применения
Аннотация:
В статье анализируется современная методика расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций разных типов, предлагаются некоторые дидактические уточнения в расстановке коэффициентов, без знания которых ученики делают досадные ошибки. Приведенный дидактический материал может оказать заметную помощь современному учителю при подготовке старшеклассников к единому государственному экзамену по химии.
Ключевые слова:
окислители, восстановители, степень окисления, электронный баланс, коэффициенты, стандартная методика, дидактические уточнения.
Заголовок:
Лаборатория нерешённых проблем: из опыта работы методического объединения
Аннотация:
Авторы делятся опытом организации работы циклового методического объединения «Лаборатория нерешённых проблем», в котором принимают участие учителя химии, биологии, физики, информатики, географии, психолог. Работа объединения направлена на решение общих проблем дидактического, психологического характера. Учёт психологической совместимости позволяет коллегам-единомышленникам полнее реализовать свой потенциал.
Ключевые слова:
цикловое методическое объединение «Лаборатория нерешённых проблем», исследовательская работа.
Заголовок:
Практическая работа с цифровой лабораторией: кондуктометрическое определение константы диссоциации слабой кислоты
Список литературы:
- 1. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. ― М.: Химия, 1989.
- 2. CRC Handbook of Chemistry and Physics. 85th Edition. ― p. 5-93 ― 5-95.
Аннотация:
Описана практическая работа по определению константы диссоциации слабой кислоты кондуктометрическим метолом. В этой работе измеряют электропроводность сильной и слабой кислоты при одинаковой концентрации. В предположении, что подвижность анионов одинакова (каковое предположение может дать погрешность в 20%) соотношение электропроводностей слабой и сильной кислоты одинаковой концентрации равно степени диссоциации, из которой константа диссоциации можно найти по закону разбавления Оствальда. Метод применим для определения констант диссоциации больше 3∙10-6 и даёт общую относительную погрешность около 20%.
Ключевые слова:
практическая работа, константа диссоциации, цифровая лаборатория AFS™, кондуктометрия.
Заголовок:
Использование химического эксперимента при решении задач
Аннотация:
Решение задач занимает важное место в химическом образовании, так как это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное понимание учащимися материала и вырабатывается умение самостоятельно применять приобретённые знания. Предлагается разработка системы семинарских занятий по решению задач для учащихся 8-11 классов, которые помогают учителю в организации полноценной познавательной деятельности учащихся, способствующей выработке у них стойкого навыка в решении задач.
Ключевые слова:
решение задач, групповая форма работы, исследовательская практическая работа.
Заголовок:
Использование микроволнового излучения в лабораторной практике
Аннотация:
В некоторых синтезах наличие компонентов, содержащих воду, бывает нежелательным. Авторы предлагают новый метод осушения веществ, имеющий ряд преимуществ, ― с помощью микроволновой печи.
Ключевые слова:
микроволновая печь, кристаллогидраты.
Заголовок:
Как хранить бром
Аннотация:
Описан простой способ хранения брома в школьной лаборатории, позволяющий избежать естественной утраты брома при хранении вследствие высокой летучести.
Ключевые слова:
бром, способ хранения, стеклянная трубка.
Заголовок:
«Своя игра» по теме «Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева»
Аннотация:
Для того чтобы расширить знания учащихся по истории русской химической науки, приобщить их к чтению дополнительной литературы, автор проводит игру, посвящённую Д. И. Менделееву. Игра состоит из двух раундов.
Ключевые слова:
Д И Менделеев, игра, внеклассная работа.
Заголовок:
История изучения химии нефти в России
Список литературы:
- Зелинский Н. Д. Избранные труды. – М.: Наука. 1968.
- Локтев С. М. Академик В. Н. Ипатьев − зачинатель каталитического органического синтеза и нефтехимии // Журн. ВХО им. Д. И. Менделеева. – 1989. – Т. 34. – № 6. – С. 698.
- Марковников В. В. Избранные труды. – М.: Изд-во АН СССР, 1955.
- Намёткин С. С. Исследования в области органической химии и химии нефти. – М.: Наука, 1979.
Аннотация:
Рассмотрена история развития химии нефти в России в XIX − первой половине XX в. Существенную роль в развитии нефтехимии в этот период сыграли работы Д. И. Менделеева, В. В. Марковникова, Ф. Ф. Бейльштейна, М. И. Коновалова, Н. Д. Зелинского, С. С. Намёткина, В. Н. Ипатьева. Показано, что исследования в области химии нефти имели не только прикладной характер, но и способствовали развитию теоретических представлений в области органической химии.
Ключевые слова:
нефть, химия нефти, история химии, органическая химия.