Заголовок:
Учитель, которому доверяют
Аннотация:
Автор размышляет о своем понимании профессии учителя в современном обществе
Ключевые слова:
учитель, семья, воспитание детей.
Заголовок:
Новый подход в исследовании верхней границы Периодической системы
Список литературы:
- 1. Дроздов А. М., Макареня А. А. Статистическая обработка данных Периодической системы химических элементов – метапериод. – Кривой Рог: КГПИ. Деп. в Укр. НИИНТИ 20.05.87.
- 2. Кедров Б. М. Теоретические вопросы материалистической диалектики // Вопросы философии. - 1976. - № 12. – С. 52-66.
- 3. Щукарев С. А. Неорганическая химия. Т. 1. – М.: Высшая школа, 1970. - С. 5.
- 4. Трифонов Д. Н. Моделирование и модели в учении о периодичности / Моделирование в теоретической химии. – М.: Наука, 1975. – С. 98.
- 5. Бор Н. Избранные научные труды. Т. 1. – М.: Наука, 1970. – С. 291, 325.
- 6. Зоммерфельд А. Строение атома и спектры. – М.: Изд.-во техн.-теор. Литер., 1956. – С. 134.
- 7. Трифонов Д. Н. О количественной интерпретации периодичности. – М.: Наука, 1971. – С. 128.
- 8. Rydberg I. The originals of the elements and the highfrequency spectra. Phil. Mag, 1914, ser. Vol. 28, p. 144-149.
- 9. Щукарев С. А. Некоторые перспективы прогнозирования свойств не открытых ещё сверхтяжёлых элементов / Прогнозирование в учении о периодичности. – М., 1976. – С. 117.
- 10. Бронштейн И. Н., Семендяев К. А. Справочник по математике. – М.: Наука, 1965.
- 11. Комова Е. Г. Группа химических астероидов. – М.: Просвещение, 1984. – С. 172.
Аннотация:
Данное исследование представляет попытку разработать метод и определить верхнюю границу на основе структуры Периодической системы, полученной Д. И. Менделеевым и развитой И. Ридбергом и Е. В. Бироном.
Ключевые слова:
периодический закон, Периодическая система химических элементов Д И Менделеева, порядковый номер элемента, группа, период, диада, метапериод.
Заголовок:
Как организовать познавательную деятельность учащихся, Или семь правил успешного обучения
Список литературы:
- 1. Ваулина Н. М. Формирование мотивов учения как средства повышения эффективности преподавания химии в школе: дис…. канд. пед. наук. — М., 2003. — С. 149.
- 2. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения / Под ред. проф. А. А. Красновского. — М.: Учпедгиз, 1955.
Аннотация:
Актуальной проблемой российского общего образования является организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся. В статье приведены семь правил, выполнение которых позволит учителю организовать учебно-познавательную деятельность учащихся и добиться успеха в обучении химии
Ключевые слова:
обучение химии, познавательная деятельность, познавательный интерес, успех в обучении.
Заголовок:
Из опыта организации исследовательской деятельности в классах гуманитарного профиля
Список литературы:
- 1. Кузнецов В. И., Третьякова Л. Г. Проблема гуманизации химического образования и поиски путей её решения // Химия в школе. — 1991. — № 4. — С. 25–28.
- 2. Каверина А. А. О преподавании химии в классах гуманитарного профиля // Химия в школе. — 1992. — № 5–6. — С. 29–32.
- 3. Беликова М. Ю. Использование художественной литературы на уроках и во внеклассной работе // Химия в школе. — 1999. — № 3. — С. 73–80.
- 4. Гольдфельд М. Г. Химическая картина природы и межпредметные связи в курсе химии // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. — 1983. — № 5. — С. 17–28.
Аннотация:
Организация исследовательской деятельности учащихся гуманитарных классов позволяет развивать их познавательную активность, способствует их самореализации, накоплению собстенного опыта. При выборе предмета исследования для учащихся-гуманиратариев необходимо подчеркивать связь химии с литературой, искусством, историей и повседневной жизнью.
Ключевые слова:
исследовательская деятельность, гуманитарный профиль, межпредметные связи.
Заголовок:
К изучению первоначальных сведений об органических веществах в курсе 9-го класса
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы изучения раздела «Первоначальные сведения об органических веществах» через призму систематизации материала курса 8-9 класса и возможности подготовки к выполнению заданий ГИА, а также пропедевтики курса органической химии, изучаемого в 10 классе.
Ключевые слова:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обязательный минимум содержания, ГИА, элемент содержания, органические вещества, углеводороды, кислородсодержащие вещества.
Заголовок:
Наш опыт изучения карбоновых кислотность
Аннотация:
Предложена разработка одного из уроков по разделу «Органические соединения» для 9-го класса. На уроке использована технология развития критического мышления.
Ключевые слова:
карбоновые кислоты, технология развития критического мышления.
Заголовок:
Итоговая контрольная работа по теме «Основные понятия об органических веществах»
Аннотация:
В статье представлен вариант контрольной работы по теме «Основные понятия об органических веществах» в 9 классе.
Ключевые слова:
Контрольная работа, органическая химия, 9 класс.
Заголовок:
Особенности окислительно-восстановительных реакций органических соединений
Список литературы:
- Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии. — М.: Высшая школа, 1999.
- Кудрявцев А. А. Составление химических уравнений. — М.: Высшая школа, 1991.
- Марч Дж. Органическая химия: в 4-х т. — М.: Мир, 1987.
- Угай Я. А. Общая химия. — М.: Высшая школа, 1997.
Аннотация:
Рассмотрены примеры составления уравнений ОВР для различных классов органических соединений в соответствии с традиционной последовательностью изучения материала органической химии в средней школе.
Ключевые слова:
степень окисления атома углерода в органических соединениях, каталитическое окисление, мягкое окисление, реакция Вагнера, жёсткое окисление или окислительная деструкция, озонолиз, реакция Гарриеса.
Заголовок:
Реализация проблемного обучения на уроке по теме «Полимеры»
Список литературы:
- 1. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 2. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / Авт.-сост. С. В. Дендебер, О. В. Ключникова. – М.: «5» за знания, 2007.
Аннотация:
Автор предлагает разработку урока химии с использованием блока проблемных ситуаций по теме «Полимеры», прилагает дидактический материал к уроку, рекомендации по организации групповой формы работы учащихся и использованию электронной презентации.
Ключевые слова:
проблемное обучение, проблемная ситуация, разработка урока, полимеры, дидактическая карта.
Заголовок:
К изучению гидролиза солей
Список литературы:
- Кузнецова Л. М. Химия. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006.
- Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии. 9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2006.
- Врублевский А. И., Барковский Е. В. Тесты по химии. Химия элементов. – М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999.
Аннотация:
Учащиеся узнают, что вследствие гидролиза раствор соли может иметь кислотную, нейтральную или щелочную среду, составляют ионные уравнения и выполняют тестовые задания. В продолжении двух уроков учащиеся проводят опыты, составляют уравнения гидролиза солей и узнают, как сместить равновесие этого обратимого процесса.
Ключевые слова:
уравнения гидролиза солей, обратимый и необратимый гидролиз.
Заголовок:
Учебные тексты и тестовые задания к ним
Список литературы:
- 1. Аванесов В. С. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях. http://testolog.narod.ru/Theory76.html
- 2. Ганина Н. В. Тестовые задания по химии практической направленности // Актуальные проблемы химического и естественно-научного образования: III Всероссийская научно-методическая конференция. Сборник материалов. — М.: МАКС Пресс, 2012. — С. 45–46.
Аннотация:
Предлагаются краткие учебные тексты и задания в тестовой форме, по темам «Общие научные принципы химического производства», «Промышленные способы получения веществ» (на примере производства серной кислоты, аммиака, азотной кислоты и чугуна ).
Ключевые слова:
тестовое задание, краткие тексты, производство, химическое равновесие, экзотермическая реакция, эндотермическая реакция, скорость реакции, серная кислота, азотная кислота , аммиак, чугун, практический выход.
Заголовок:
К решению задач на смеси веществ
Аннотация:
Статья посвящена описанию алгоритмов решения расчетных задач на смеси. Представлены три типа задач и способы их решения.
Ключевые слова:
Расчетная задача, смесь, алгоритм решения.
Заголовок:
Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии
Аннотация:
Показано, что для решения задач, стоящих перед современной школой и обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, необходимо усилить роль химического эксперимента как основного метода научного познания, перенести акценты с его иллюстративной функции на эвристическую и исследовательскую. В соответствии с обозначенными подходами предложена методика проведения химических опытов при изучении темы «Первоначальные химические понятия».
Ключевые слова:
химический эксперимент, учебное исследование, первоначальные химические понятия.
Заголовок:
Получение газа в двухколенной пробирке
Аннотация:
Описано использование двухколенной пробирки в качестве прибора для получения газа. В одно колено пробирки насыпают твёрдый реагент, в другое – жидкий. Если нужно получить газ, приливают жидкий реагент к твёрдому. Если нужно остановить реакцию, сливают жидкий реагент с твёрдого обратно. Описаны четыре опыта с водородом с применением данного устройства.
Ключевые слова:
аппарат Кирюшкина, получение газа, двухколенная пробирка, кислота, металл.
Заголовок:
Проблемно-развивающие опыты по теме «Гидролиз солей»
Список литературы:
- 1. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007.
- 2. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 2. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – С. 97.
- 3. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 3. Кн. 2. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – С. 78.
- 4. Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2008.
- 5. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных экспериментов по химии. Развивающий эксперимент. (Библиотека журнала «Химия в школе»). – М.: Школа-Пресс, 1998.
Аннотация:
Показаны возможности применения методики проблемного обучения химии в 9-м, 11-м классах средней школы. В основу этой методики положены разработанные автором новые школьные химические опыты с растворами солей, подверженных гидролизу. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешаться учащимися под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемых опытов. Опыты разработаны с целью осуществления на практике основных положений теории проблемного обучения.
Ключевые слова:
проблемный химический эксперимент, новые опыты с растворами солей, подверженных гидролизу.
Заголовок:
Д. И. Менделеев: детство и гимназические годы
Список литературы:
- 1. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (далее ГБУТО ГА в г. Тобольске). - Ф. 156. - Оп. 20. - Д. 93. - Л. 1.
- 2. Архив Д. И. Менделеева. Автобиографические материалы. Сб. док. Т. 1. - Л., 1961. - С. 11.
- 3. Уральская железная промышленность в 1899 г. - СПб., 1900. - С. 426-427.
- 4. Памяти Д. И. Менделеева. Семейная хроника в письмах. - СПб., 1908. - С. 24.
- 5. Замахаев С. Н., Цветаев Г. А. Историческая записка о Тобольской гимназии 1789-1889 гг. - Тобольск, 1889. - С. 138.
- 6. ГБУТО ГА в г. Тобольске. - Ф. 5. - Оп. 1. - Д. 121. - Л. 20-24.
- 7. Михайлова Л. П. Школа Тобольской губернии в конце XVIII - половине XIX вв. // Воспитание учащихся в процессе учебной и внеклассной работы. - Тюмень, 1966. - С. 185.
Аннотация:
Статья посвящена детству и гимназическим годам великого учёного Д. И. Менделеева. Показана историческая среда, в которой шёл процесс воспитания и образования юного Мити Менделеева.
Ключевые слова:
Д И Менделеев, воспитание, образование, гимназия, Тобольск.
Заголовок:
Занятие по теме «Разделение смесей» с использованием ИКТ
Список литературы:
- 1. Литвинова Т. Н., Курятник Л. А. Информационно-коммуникационные технологии на внеклассных занятиях по химии как средство формирования познавательной активности учащихся // Завдання i перспективи навчання хiмii у профiльнiй школi. — Украина, Полтава, Полтавский национальный педагогический университет им. В. Г. Короленка, 2010. — С. 35–39.
- 2. Карнажитская Л. А. Модернизация структуры и содержания программы пропедевтического курса химии «Школа юного химика» в связи с переходом на новые образовательные стандарты // Актуальные проблемы химического и экологического образования. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012.
- 3. Габайдулина Л. И. Исследовательская деятельность и ИКТ-компетентность учащихся в процессе изучения естествознания // Народное образование, 2007. — № 5. — С. 153–157.
- 4. Стародубцев В. А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественно-научном образовании. — Томск: Дельтаплан, 2002.
- 5. http://school-collection.edu.ru
- 6. Виртуальная лаборатория, 8–11 класс. — Мультимедиа МАРГТУ, 2004.
Аннотация:
Проблема развития познавательной активности школьников является одной из центральных проблем в педагогике, так как успех учебной деятельности во многом зависит от формирования непрерывного и устойчивого интереса к учению на ранних этапах обучения. Разработанная и апробированная в системе дополнительного образования школьников программа курса «Химия в центре наук» для учащихся 5-7 классов направлена на развитие познавательной активности школьников средствами предмета «химия» и информационно-коммуникационных технологий, и, как следствие, на создание благоприятных условий для формирования интереса к химии, понимания ее роли в профессиональном самоопределении. В статье приведена методика проведения урока с использованием ИКТ для учащихся 5 класса на тему «Методы разделения смесей».
Ключевые слова:
курс химии, дополнительное образование школьников, познавательная активность, средства ИКТ, физические способы разделения смесей.
Заголовок:
Анализ задач 44-й Междунарожной химческой олимпиады
Аннотация:
Рассмотрены спортивные и научные результаты 44-й Международной химической олимпиады школьников (Вашингтон, июль 2012). Проанализированы избранные задачи теоретического и экспериментального туров и их решения.
Ключевые слова:
Международная химическая олимпиада, задачи по химии.