Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2012 № 7

Русская версия
English version
Заголовок:

Педагогические измерения в образовании

Список литературы:
  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001.
  2. Ефремова Н. Ф. Современные тестовые технологии в образовании. — М.: Логос, 2003.
  3. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). — М.: Логос, 2012.
  4. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. — М.: Логос, 2010.
Аннотация:
Представлен краткий обзор истории развития педагогических измерений в России и за рубежом. Приведен ряд инновационных преобразований отечественного образования, рассматриваемых в контексте оценивания качества образования.
Заголовок:

Химия и геометрия молекул

Список литературы:
  1. Гринвуд Н. Химия элементов. В 2 т. / Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Карапетьянц М. Х., Дракин С. И. Общая и неорганическая химия: Учебник для вузов. – М.: Химия, 1993.
  3. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. В 3 т. – М.: Мир, 1969.
  4. Лидин Р. А. и др. Константы неорганических веществ: справочник. – М.: Дрофа, 2006.
  5. Уэллс А. Структурная неорганическая химия. В 3 т. Т. 2 / Пер. с англ. – М.: Мир, 1987.
  6. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2 т. Т. 1 / Пер. с англ. – М.: Мир, 2002.
  7. м
Аннотация:
Статья посвящена последним достижениям неорганической химии в области получения новых соединений, изучения их стереохимического строения и практического применения.
Заголовок:

Инновационный инструментарий для оценки уровня достижений учащихся

Список литературы:
  1. 1. Нечитайлова Е. В. Медиаурок на основе технологии развития критического мышления // Химия в школе. — 2012. — № 4. — С. 17–21.
  2. 2. Шалашова М. М. Непрерывность и преемственность измерения химических компетенций учащихся средних общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов: Дис. … доктора пед. наук. — М., 2009.
  3. 3. Нечитайлова Е. В. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся // Химия в школе. — 2012. — № 5. — С. 14–20.
  4. 4. Двуличанская Н. Н. Дидактическая система формирования профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе естественно-научной подготовки: Дис. … доктора пед. наук. — М., 2011.
  5. 5. Morrison S., Walsh Free K. Writing multiple-choice test items that promote and measure critical thinking, Journal of Nursing Education, volume 40, No.1, 2001, p. 17–24.
Аннотация:
В данной статье представлен инновационный инструментарий для оценки уровня достижений учащихся в рамках компетентностного подхода при обучении химии. В качестве примеров автор предлагает использование контекстных задач и компетентностно-ориентированных тестов. В статье приведены принципы разработки таких материалов. Автор приводит пример контрольной работы на основе контекстных заданий по теме «Галогены», а также пример задания компетентностно-ориентированного теста с множественным выбором ответа.
Заголовок:

Из опыта развития рефлексивных способностей студентов

Аннотация:
В статье рассматривается проблема развития рефлексивных способностей студентов на занятиях практикума по методике обучения химии. Показано, что успешно культивировать рефлексию можно с помощью постановки химического эксперимента, обсуждения его результатов, создания при этом проблемных ситуаций, осмысления их и решения. На примере разработки студентами методики опыта «Реакция соединения серы и железа» показаны приёмы развития их рефлексии.
Заголовок:

Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций

Аннотация:
Исследовательская деятельность — путь к познанию. Учащиеся не получают сумму знаний, а приобретают их в результате собственной деятельности. В качестве примера рассматривается урок изучения нового материала в 8-м классе, на котором учащимся предлагается образец исследования.
Заголовок:

Урок по теме «Кислоты»

Аннотация:
Приведена разработка урока, на котором вводится понятие о кислотах, рассматривается их состав, названия, классификация и физические свойства.
Заголовок:

Геометрия молекул: метематические расчёты

Список литературы:
  1. 1. Погорелов А. В. Геометрия: Учебникдля 7–9 кл. — М.: Просвещение, 2009.
  2. 2. Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Подготовка к химическим олимпиадам. — М.: МЦНМО, 2007.
  3. 3. Деркач М. И., Хрусталёв А. Ф. М. В. Ломоносов и математическая химия // Химия в школе. — 2011. — № 9. — С. 30–35.
Аннотация:
Рассмотрены различные подходы к решению задач по геометрии молекул.
Заголовок:

Терминология: молекулы и формульные единицы

Аннотация:
Рассмотрено применение в химии терминов «молекула» и «формульная единица». Последнее длинное и не вполне точное сочетание слов предложено заменить словом «толи́ка». Толика – условная частица, включающая минимальное число атомов, состав которой совпадает с элементным составом вещества с каркасной или ионной структурой.
Заголовок:

Поздравляем!

Аннотация:
К юбилею А. В. Бабкова.
Заголовок:

Крупномодульная таблица «Способы выражения концентрации растворов»

Список литературы:
  1. Остапенко А. А., Грушевский С. П., Касатиков А. А. Техника графического уплотнения учебной информации // Педагогическая техника. — 2005. — № 1. — С. 23–26; № 2. — С. 19–22; № 3. — С. 51–66.
Аннотация:
В статье представлена крупномодульная таблица «Способы выражения концентрации растворов», позволяющая учителю более системно и наглядного излагать материал, а ученикам эту тему усваивать целостно и быстро. Таблица может облегчить облегчит работу учащихся при самостоятельном решении типовых задач по этой теме.
Заголовок:

В поисках формулы

Список литературы:
  1. 1. Золотов Ю. А. Химики ещё шутят. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009.
  2. 2. Оганесян Э. Т. Важнейшие понятия и термины в химии: Справ. пособие. — М.: Высшая школа, 1993.
  3. 3. Агеева Л. В. Из опыта изучения курса по выбору «Её величество массовая доля» // Химия в школе. — 2011. — № 4.
  4. 4. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. Т. 1: учебное пособие. — М.: Экзамен, 2010.
  5. 5. Хрусталёв А. Ф. Наш подход к решению задач с избыточными данными // Химия в школе. — 2011. — № 4.
  6. 6. Деркач М. И., Хрусталёв А. Ф. М. В. Ломоносов и математическая химия // Химия в школе. — 2011. — № 9.
  7. 7. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. — М.: ОНИКС 21 век: Мир и Образование, 2002.
  8. 8. Пузаков С. А., Попков В. А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2006
Аннотация:
Рассмотрены основы расчётных методов определения молекулярных формул соединений. Показано, что информация о содержании даже одного элемента в соединении известного или предполагаемого класса бывает достаточной для нахождения истинной формулы соединения.
Заголовок:

Государственная итоговая аттестация: мнения, предложения, вопросы

Аннотация:
В статье предлагается взгляд на сложившуюся ситуацию в методике преподавания предмета и оценивании качества знаний учащихся в условиях введения новых форм итоговой аттестации (ГИА). Описаны основные вопросы, возникающие у педагогов; предложены варианты решения выявленных проблем.
Заголовок:

День моля

Список литературы:
  1. «National Chemistry Week Celebrates 20 Years», Chemical & Engineering News, 85 (51), December 17, 2007.
  2. National Mole Day Foundation. [Электронный ресурс]. — Код доступа: http://www.moleday.org/
Аннотация:
В статье рассказывается о Дне моля – неофициальном празднике, посвященном понятию «моль» и числу Авогадро, и Национальной Недели Химии в США и некоторых других англоязычных странах.
Заголовок:

Игровые задания для подготовки к ЕГЭ

Аннотация:
Автор предлагает тестовые задания и задачи, аналогичные встречающимся на экзамене, дополняя их элементами игры или соревнования.
Заголовок:

Урок по теме «Спирты» в 9-м классе

Аннотация:
Предложена разработка урока по теме «Спирты» в 9-м классе. В урок включены элементы информационных технологий, что позволяет экономить время, разнообразить формы работы, использовать наглядный материал, осуществлять самопроверку.
Заголовок:

Путешествие в мир химии

Аннотация:
Пропедевтический урок в 5–6-м классах по теме «Путешествие в мир химии» разработан в соответствии с авторской образовательной программой по предмету и направлен на подготовку учащихся к усвоению сложного материала по химии в старших классах. Концепция представленного урока — важный этап реализации методической системы педагогической поддержки одарённых детей на пропедевтическом этапе изучения химии.
Заголовок:

Генномодифицированные продукты: «за» и «против»

Аннотация:
Биотехнологии, в частности, генетическая модификация растений – один из двигателей научно-технического прогресса. Они позволяют вывести новые сорта растений, стойкие к вредителям и имеющие улучшенный состав белков и жиров. Большинство культурных растений – результат искусственного отбора особей со свойствами, полезными человеку и бесполезными, а чаще – вредными самому растению.
Заголовок:

Формирование универсальных учебных действий при выполнении практических работ

Список литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Электронный ресурс http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370 Последнее обращение 10.05.2012.
  2. 2. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10–11 классы. — М.: Просвещение, 2010.
  3. 3. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8–9 классы. — М.: Просвещение, 2010.
  4. 4. Волков A. И, Жарский И. М. Большой химический справочник. — Мн.: Современная школа, 2005. — С. 388.
  5. 5. Дорофеев М. В., Зимина А. И., Стунеева Ю. Б. Принципы эффективного использования цифровых лабораторий на уроках химии // Химия в школе. - 2010. - № 2. - С. 55–63.
  6. 6. Гете И. В. Избранные сочинения по естествознанию. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — С. 300–340.
Аннотация:
Разработана методика, предполагающая количественные измерения, в том числе с использованием цифровых лабораторий при проведении практических работ: «Приготовление раствора с определённой массовой долей растворенного вещества» и «Приготовление раствора заданной молярной концентрации». Новые подходы к организации химического эксперимента на уроке позволяют нацелить работу на формирование универсальных учебных действий учащихся, включающих учебное исследование, поиск, отбор и использование необходимой информации.
Заголовок:

Требования безопасности при размещении и хранении химреактивов

Аннотация:
Химические реактивы хранят в лаборантском помещении в запирающихся секциях шкафов с глухими дверками. Для хранения ядовитых и огнеопасных веществ используют сейф. Сосуды с ЛВЖ размещают в переносном металлическом ящике, на дно которого насыпан песок. При проверке кабинетов химии особое внимание уделяют системе хранения реактивов и наличию журнала регистрации расходования реактивов из числа прекурсоров.
Заголовок:

Программа внеурочной деятельности «Цветной калейдоскоп»

Список литературы:
  1. 1. Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В. А. Горского – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
  2. 2. Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Аннотация:
Автор предлагает образовательную программу внеурочной деятельности младших школьников «Цветной калейдоскоп», основная цель её - создание условий для интеллектуального развития учащихся начальных классов в области естественно-научных дисциплин. Программа базируется на знаниях, полученных школьниками из курса «Окружающий мир». Возраст детей, участвующих в реализации программы, 9-11 лет.
Заголовок:

Женщины в алхимии

Аннотация:
В статье рассматривается вклад женщин в алхимию. Приводятся сведения о таких женщинах-алхимиках. Рассматриваются попытки этих женщин осуществить получение золота из неблагородных металлов, а также поиски ими эликсира бессмертия. Рассказывается о книгах, написанных некоторыми из них. Анализируются причины ограниченного участия женщин в проведении алхимических экспериментов.
Заголовок:

Алхимия сэра Исаака

Список литературы:
  1. 1. Исаак Ньютон. 1643–1727. Сборник статей / Под ред. С. И. Вавилова. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1943.
  2. 2. Карцев В. П. Ньютон. – М.: Молодая гвардия, 1987.
Аннотация:
Рассказывается об алхимических поисках «философской ртути» сэром Исааком Ньютоном.
Title:

Pedagogical measurements in education

Summary:
The short review of tests development Russian history is presented. The number of innovative transformations in Russian educational system considered in the context of quality assessment in educational system is discussed.
Title:

Chemistry and geometry of molecules

Summary:
This article is sanctified to the last achievements of inorganic chemistry in the areas of receipt of new substances, studies of their stereochemical structure and practical application.
Title:

Innovative tool to assess the level of student achievement

Summary:
The article presents an innovative tool to assess the level of student achievement within the competence approach in teaching chemistry. As examples the author proposes the use of contextual problems and competence-oriented tests. The paper presents the design principles of such materials. The author gives example of the control based on the contextual problems on the "Halogen", as well as setting an example of competence-based multiple choice test.
Title:

The development of student’s reflective abilities

Summary:
The article dwell upon the problem of the development of student’s reflective abilities during the practicum of Chemistry teaching technique. It is shown that reflection can be successfully cultivated by means of a chemical experiment, discussion of its results, creation of problematic situations, understanding of the solution. Methods of the reflection’s development are shown by the example of student’s project of experimental procedure “Combination reaction of iron and sulfur”.
Title:

Research activity as means to form key competencies

Summary:
Research activity is a way to cognition. Students do not get the knowledge sum, but acquire that knowledge as a result of their own activity. As an example a lesson of new material introduction in the 8th Form, where students have been offered the research pattern, is examined.
Title:

Lesson on the subject of “Acids”

Summary:
The design of the lesson is offered, at which they introduce ideas about acids, and their composition, names, classification, and physical properties.
Title:

Geometry of molecules: mathematical calculations

Summary:
Considered various approaches to solving problems of molecular geometry.
Title:

Terminology: molecules and formula units

Summary:
Use of terminus ”molecule” and “formula unit” was considered in this article. The terminus “formula unit”, what is complicated enough and incompletely precise, is suggested to be replased by word “tolika” from Russian language. Definite: the tolika is a conditional particle, including minimal number of atoms which agree with elemental composition of substance which possesses carcass or ionic structure.
Title:

Congratulations!

Summary:
On the jubilee of A. V. Babkov
Title:

The large-grain table “Methods of expressing the concentration of solutions”

Summary:
There is a large-grain table represented in the article. It is named “Methods of expressing the concentration of solutions”. This table makes the explanation of the material easier for understanding. The table will simplify the independent work of students. This table will allow to students solve many different tasks on this topic.
Title:

In search of formula

Summary:
The article covers the basis of calculation methods for the determination of molecular formulas of compound. It is shown that information about the content of even one element in the compound of known or presumptive class is sufficient to determine the true formula of compound.
Title:

the State Final Certification: opinions, suggestions, questions

Summary:
In the article the view of current situation in the chemistry teaching methods and estimation of quality of knowledge of students in the conditions of introduction of new forms of total certification (GIA) is offered. The author focuses his attention on the main questions, exciting teachers; solutions of the revealed problems are offered.
Title:

Mole Day

Summary:
The celebrations of Mole Day and National Chemistry Week in the USA and some other countries are described.
Title:

Actable tasks to get ready for the Unified State Examination

Summary:
The author offers test tasks and assignments, analogous to those included into the exam, supplying them by the game or competition elements.
Title:

Lesson on the subject of “Alcohols” in the 9th Form

Summary:
The development of the lesson on the subject of “Alcohols” in the 9th Form is offered. There are elements of IT included in the lesson, which allows the time saving, diversification of the work modes, usage of descriptive material, conduction of self-test.
Title:

The journey into the chemistry world

Summary:
A propaedeutic lesson in the 5-6th Forms on the subject of “The journey into the chemistry world” is developed in accordance with the authorial educational program on the subject and focused on the getting students ready to learn the complicated chemistry material in the senior classes. The philosophy of the offered lesson is an important benchmark in implementing the methodical system of the pedagogical support of gifted children at the propaedeutic stage of the chemistry study.
Title:

Genetically modified food (GM products): pros and cons

Summary:
Biotechnologies, and genetic modification of plants in particular, are one of the engines of the scientific and technical progress. They allow production of new races of plants, which are plant pest resistant and featuring and improved protein and fat composition. The majority of cultivated plants is the result of the artificial selection of species, featuring useful for a human being and useless for a plant itself properties.
Title:

Development of universal educational skills in carrying out the practical work “Preparation Solutions”

Summary:
The technique of two practical works such as “Preparation of the solution contains a certain mass of dissolved substances” and “Preparation of the solution contains the specified molar concentration” is proposed. It involves quantitative measurements, using of digital laboratories. There are new approaches to management of chemical experiment in the lesson to focus on the development of universal educational skills of students, including educational action research, search, selection and use of relevant information.
Title:

Safety requirements to store chemicals

Summary:
Chemicals are stored in the lab room in the locked sections of cabinets with dead doors (hatches). They use a safe to store poisonous and inflammable matters. Flasks with highly inflammable liquids are placed in the portable metal box, the bottom of which is filled with the sand. When checking chemistry classrooms, the special attention is paid to the chemical reagent storage system, and the existence of the registration log of usage of chemical reagent from the number of precourses.
Title:

Extracurricular activity program “Colored kaleidoscope”

Summary:
The author offers educational program of extracurricular activity for the junior students “Colored kaleidoscope”, which main goal is to provide conditions for intellectual development of the students of junior classes in the field of sciences. The program is based on the knowledge, acquired by students from the course of “The World Around”. The age of children to participate the program implementation is 9-11 years old.
Title:

Women in alchemy

Summary:
Women contribution in alchemy is discussed in article. Data about women-alchemists. The attempts of these women to make gold from base metals, as well as theirs searches of the immortality elixir are considered. Books written by some of these persons are described. The reasons for the limited participation of women in the implementation alchemical experiments are analyzed.
Title:

Alchemy by Sir Isaac

Summary:
The story about “philosophical mercury” alchemical searches by Sir Isaac Newton is given.
Связаться с нами