Заголовок:
Общество, школа, учитель: разговор начистоту (стр. 2-7)
Общество, школа, учитель: разговор начистоту (стр. 2-7)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-2-8
Аннотация:
Школьное образование так или иначе затрагивает каждого из нас. Вклад школы в формирование личности, а значит, и следующего поколения нашего общества, переоценить невозможно. Для реализации задач, стоящих перед системой образования, нужны учителя высокой квалификации. Автор обсуждает кадровые, финансовые и другие проблемные точки современной системы образования.
Ключевые слова:
общество, школа, учитель, система образования, формирование личности, родители, новые технологии.
Заголовок:
Курская магнитная аномалия: современное состояние и перспективы развития (стр. 9-15 )
Курская магнитная аномалия: современное состояние и перспективы развития (стр. 9-15 )
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-9-15
Список литературы:
- Емельянов А. Открытие железного Клондайка под Курском [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://blog.rusgeology.ru/category/otkrytie-zheleznogo-klondayka-pod-kurskom
- Петин А.Н. Минерально-сырьевые ресурсы Курской магнитной аномалии и экологические проблемы их промышленного освоения // Вестник РУДН, сер. Инженерные исследования. — 2006. — № 1. — С. 124-135.
- Шахте им. И.М. Губкина в 2021 году исполняется 90 лет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vnedra.ru/glavnaya-tema/na-rubezhe-stoletiya-15490/?ysclid=lsec9c6cp9147569078
- Политикова Т. Лебединский горно-обогатительный комбинат: производство и история [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://fb.ru/article/344643/lebedinskiy-gorno-obogatitelnyiy-kombinat-proizvodstvo-i-istoriya?ysclid=ls69grjcpd144999084.
- Волков В.Н., Давтян М.Л. Чёрная металлургия: актуальные проблемы отрасли // Химия в школе. — 2014. — № 3. — С. 5-10.
- Горячебрикетированное железо (ГБЖ): производство, плюсы, особенности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hardhub.ru/articles/spravka/goryachebriketirovannoe-zhelezo-gbzh-proizvodstvo-plyusy-osobennosti/
- Новое хвостохранилище сделает Лебединский ГОК экологичнее и эффективнее // Металлоинвест [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZE49_VvPyAKVOu9S
- Легина М. Михайловский рудник: история и современность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fb.ru/article/556021/2023-mihaylovskiy-rudnik-istoriya-i-sovremennost?ysclid=lseyn1a8nv612179108
- Варичев А.В. и др. Инновационные решения в производстве железорудного сырья на Михайловском ГОКЕ // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. — 2017. — № 5С. — С. 141-153.
- Металлоинвест запустил в опытно-промышленную эксплуатацию комплекс дообогащения концентрата на Михайловском ГОКе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.metalloinvest.com/media/press-releases/709258/
- Евграфова И. Как добывают железную руду? Экскурсия по Яковлевскому ГОКу // Про камни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZDgL0eMdsDjeoRS6
- Уникальные фитоочистные сооружения построили на Яковлевском ГОКе с участием НИУ «БелГУ» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://bsuedu.ru/bsu/news/news.php?ID=798828&IBLOCK_ID=123&ysclid=lt0e55k4ib186451147
Аннотация:
Статья посвящена современному состоянию и перспективам развития Курской магнитной аномалии, самого крупного железорудного бассейна в мире.
Ключевые слова:
Железные руды, карьер, шахта, горно-обогатительный комбинат, окатыши, горячебрикетированное железо.
Заголовок:
О содержании курса органический химии на базовом уровне среднего полного образования (стр. 16-21)
О содержании курса органический химии на базовом уровне среднего полного образования (стр. 16-21)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-16-21
Аннотация:
Утверждённая недавно Федеральная рабочая программа по химии задаёт довольно жёсткие требования к содержанию образования. Никаких обоснований этого содержания не предложено, профессиональные дискуссии по этому поводу не проводилось. Данную статью следует рассматривать как приглашение к дискуссии о содержании курса органической химии на базовом уровне. В ней сделана попытка задать рамки и критерии отбора содержания. Автор надеется, что по результатам дискуссии удастся приблизить ФРП к потребностям общества.
Ключевые слова:
химия, Федеральная рабочая программа, органическая химия, базовый уровень, содержание курса.
Заголовок:
Межпредметная интеграция при изучении темы «Воздух» (стр. 22-26)
Межпредметная интеграция при изучении темы «Воздух» (стр. 22-26)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-22-26
Список литературы:
- Демидова М.Ю., Добротин Д.Ю., Рохлов В.С. Подходы к разработке заданий по оценке естественно-научной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8–19.
- Козлова З.А. Из опыта организации проблемно-интегративного обучения // Химия в школе. - 2019. - № 9. - С. 30-32.
- Кононенко Л.В., Заворотная И.А., Кабанова Л.А. Межпредметная интеграция как способ развития функциональной грамотности и творческого мышления // Химия в школе. - 2023. - № 10. - С. 31-38.
- Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012.
- Мансурова С.Е., Камзеева Е.Е., Иванеско С.В. и др. Развитие естественно-научной грамотности на основе предметного и межпредметного содержания: методическое пособие для учителя. - М.: ФГАОУ ДПО «Академия минпросвещения России», 2021.
- Пилюгина Н.Н., Щетинина Д.В. Об использовании интеллект-карт в процессе обучения // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 22-28.
Аннотация:
Химия достаточно поздно появляется в учебном плане, но к этому времени учащиеся уже обладают знаниями из области математики, биологии, физики, географии и истории. Мы предлагаем использовать полученную ранее школьниками информацию для изучения темы «Воздух».
Ключевые слова:
Межпредметная интеграция, воздух, состав воздуха, свойства воздуха, облако слов, интеллект-карта, групповая работа.
Заголовок:
Урок по теме «Свойства и применение серы» (стр. 27-30)
Урок по теме «Свойства и применение серы» (стр. 27-30)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-27-30
Аннотация:
Предложена разработка комбинированного урока изучения нового материала для учащихся 9 класса.
Ключевые слова:
сера, физические и химические свойства, применение.
Заголовок:
Как мы изучаем кислые и основные соли (стр. 31-33)
Как мы изучаем кислые и основные соли (стр. 31-33)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-31-33
Список литературы:
- Кузнецова Л.М. О развитии мышления учащихся // Химия в школе. - 2022. - № 5. - С. 6-9.
- Ромашов Л.В. Основные соли: забытый класс соединений или методическая находка? // Химия в школе. - 2023. - № 9. - С. 34-36.
- Русакова А.В. Урок по теме «Классификация и свойства солей» // Химия в школе. - 2022. - № 7. - С. 33-36.
Аннотация:
В советской школе ознакомление учащихся с кислыми и основными солями было связано с изучением гидролиза, т.е. они рассматривались мимоходом. Автор предлагает свой подход к их изучению – на основании знаний о реакции нейтрализации.
Ключевые слова:
реакция нейтрализации, средние соли, кислые соли, основные соли, собственная деятельность учащихся.
Заголовок:
К изучению темы «Типы химических реакций» (стр. 34-38)
К изучению темы «Типы химических реакций» (стр. 34-38)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-34-38
Аннотация:
Предлагается описание урока по теме «Типы химических реакций» (8 класс) с применением учебного кейса.
Ключевые слова:
учебный кейс, типы химических реакций, история химии.
Заголовок:
Комплексный подход к оценке образовательных результатов (стр. 39-45)
Комплексный подход к оценке образовательных результатов (стр. 39-45)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-39-45
Список литературы:
- Каверина А.А., Снастина М.Г. Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Химия»: методические рекомендации. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.
- Федеральная рабочая программа основного общего образования. Химия (базовый уровень) (для 8–9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-khimiia
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году Основного государственного экзамена по химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-4
- Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году Всероссийской проверочной работы по химии (8 класс) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vprklass.ru/vpr/vpr2023-8kl-hi-opisanie.pdf
Аннотация:
Автор рассказывает, как организовать комплексную систему работы учителя по обучению химии и подготовке восьмиклассников к внутренним и внешним оценочным процедурам.
Ключевые слова:
внутреннее оценивание, внешнее оценивание, Всероссийская проверочная работа по химии, Основной государственный экзамен по химии, мониторинг функциональной грамотности.
Заголовок:
Из опыта изучения металлов и сплавов (стр. 46-50)
Из опыта изучения металлов и сплавов (стр. 46-50)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-46-50
Список литературы:
- Волков В.Н. Современные алюминиевые сплавы и композиционные материалы // Химия в школе. - 2019. - № 8. - С. 5-11.
- Григорьев А.Г., Толетова М.К., Тимшина Е.В., Соколова О.В. Изучение общих свойств металлов на основе межпредметных связей с физикой // Химия в школе. - 2021. - № 2. - С. 24-30.
- Мисик Ю.А. Познавательно-интеллектуальная игра «Металлы» // Химия в школе. - 2020. - № 10. - С. 62-65.
Аннотация:
Автор предлагает разработку урока в 9 классе по теме «Металлы и их сплавы».
Ключевые слова:
металлы, сплавы, свойства сплавов, чугун, сталь, латунь, бронза, Wordwall.
Заголовок:
Схема-конспект по теме «Химические свойства хрома и его соединений» (стр. 51-55)
Схема-конспект по теме «Химические свойства хрома и его соединений» (стр. 51-55)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-51-55
Список литературы:
- Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства серы и её соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 6. – С. 37–40.
- Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства азота и его соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 9. – С. 47–50.
- Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства фосфора и его соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 10. – С. 22–24.
- Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства углерода и его соединений» // Химия в школе. – 2024. – № 1. – С. 43–45.
- Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства железа и его соединений» // Химия в школе. – 2024. – № 6. – С. 39-43.
- Лидин Р.А. Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химические свойства неорганических веществ: учеб. пособие для вузов / Под ред. Р.А. Лидина. – М.: Химия, 2000.
- Кочкаров Ж.А. Химия в уравнениях реакций: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.
- Кожина Л.Ф. Хром и его соединения: учебно-методическое пособие. – Саратов, 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1898.pdf
- Диаграмма Пурбе для хрома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chem.ru/hrom.html
- Дистанционный урок по теме «Хром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://distant-lessons.ru/ximiya/xrom
Аннотация:
Предложен авторский вариант структурирования информации для 11 класса (углубленный уровень) по теме «Химические свойства хрома и его соединений» в виде схемы-конспекта. Конспект содержит большое количество уравнений реакций, рассмотрение которых на уроке необходимо для качественной подготовки к экзаменам.
Ключевые слова:
схема-конспект, инфографика, методика, хром, реакции.
Заголовок:
Радиоактивные превращения в конкурсных и олимпиадных задачах (стр. 56-61)
Радиоактивные превращения в конкурсных и олимпиадных задачах (стр. 56-61)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-56-61
Список литературы:
- . Вацадзе С.З., Ерёмина О.Е., Веселова И.А. и др. Радиофармпрепараты группы катехоламинов, меченные 18F, в диагностике нейродегенеративных заболеваний и нейроэндокринных опухолей: подходы к синтезу и перспективы развития // Успехи химии. — 2018. — № 87(4). — С. 350-373.
- Атомная энергетика в мире [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://aem-group.ru/mediacenter/informatoriy/atomnaya-enegetica-v-mire.html
- Волков В.Н. Атомная энергетика России: современные стратегии развития // Химия в школе. — 2022. — № 4. — С. 5-11.
- Двирный В.В., Крушенко Г.Г., Елфимова М.В. и др. Ядерные энергетические установки для космических аппаратов // Информационные технологии и математическое моделирование в экономике, технике, экологии, образовании, педагогике и торговле. — 2016. — № 8. — С. 55-72.
- Крупская В.В., Бирюков Д.В., Белоусов П.Е. и др. Применение природных глинистых материалов в рамках работ по повышению уровня ядерной и радиационной безопасности объектов ядерного наследия // Радиоактивные отходы. — 2018. — № 2. — С. 30-43.
- ФИПИ. Единый государственный экзамен по физике 2024 г.: демонстрационный вариант, кодификатор, спецификация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-3
- Программа вступительных испытаний по физике в МГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.msu.ru/entrance/program/phys.html
- Программа вступительных испытаний по химии в МГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.msu.ru/entrance/program/chem.html
- Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Чуранов С.С. Сборник конкурсных задач по химии. — М.: Экзамен, 2001.
- Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Рыжова О.Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренина. — М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2006.
- Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Рыжова О.Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н.Е. Кузьменко, О.Н. Рыжовой, В.И. Теренина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
- Кузьменко Н.Е., Рыжова О.Н., Теренин В.И. и др. Олимпиады и конкурсные экзамены по химии в МГУ. — М.: Лаборатория знаний, 2019.
- Рыжова О.Н., Теренин В.И., Кузьменко Н.Е. и др. Химия: Олимпиады и вступительные экзамены по химии в МГУ. — М.: Лаборатория знаний, 2024.
Аннотация:
Выполнен анализ заданий вступительных экзаменов и олимпиад по химии, отобраны задачи, посвящённые радиоактивным превращениям. Выявлены типы задач и степень реализации в них межпредметных связей с физикой. Приведены примеры расчётных и качественных конкурсных задач с решениями.
Ключевые слова:
письменный вступительный экзамен по химии, химические олимпиады, конкурсные задачи, радиоактивные превращения.
Заголовок:
Игра для старшеклассников «Великие химики России» (стр. 62-69)
Игра для старшеклассников «Великие химики России» (стр. 62-69)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-62-69
Список литературы:
- Волков В.А., Куликова М.В. Российская профессура. XVIII — начало XX в. Химические науки: биогр. словарь. — СПб. Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 2004.
- Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. — М.: Высшая школа, 1991.
- Манолов К.Р. Великие химики. В 2 т. — М.: Мир, 1986.
- Николайчук Н. Известные русские химики: список, достижения, открытия и интересные факты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.syl.ru/article/291914/izvestnyie-russkie-himiki-spisok-dostijeniyaotkryitiya-i-interesnyie-faktyi
Аннотация:
В статье предлагается описание познавательно-интеллектуальной игры для старшеклассников «Великие химики России».
Ключевые слова:
патриотизм, химики, игра.
Заголовок:
Из опыта развития экологического сознания учащихся (стр. 71-72)
Из опыта развития экологического сознания учащихся (стр. 71-72)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-71-72
Список литературы:
- Бронская Ю.К., Пармененков К.Н. Осознанное потребление как один из факторов в росте утилизации мусора в Российской Федерации на современном этапе // Финансовые рынки и банки. — 2023. — № 1. — С. 5–13.
- Рациональное потребление — новый тренд в России и мире // Роспотребнадзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://86.rospotrebnadzor.ru/news/racionalnoe-potreblenie-—-novyj-trend-v-rossiii-mire
- Петров В.Г., Чечина А.Х. Линии сортировки мусора. Перспективы применения. — Ижевск: Изд-во Института прикладной механики УрО РАН, 2005.
- Романова К.А. Экологическое сознание человека ценностная ориентация времени // Вестник ОГУ. — 2007. — № 5. — С. 25–29.
- Романова О.Н. Элективный курс «Вторичная переработка материалов» // Химия в школе. — 2019. — № 9. — С. 55–59.
- Гюлбекян Л.К., Борунова Е.Б. Об организации дебатов в процессе обучения // Химия в школе. — 2020. — № 8. — С. 49–53.
- Яхъяев О.А. Ролевая игра «Суд над углекислым газом» // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 33–36.
- Фарус О.А. Наш опыт исследования биоразлагаемых материалов // Химия в школе. — 2022. — № 4. — С. 62–65.
- Исаев Д.С., Соболев А.Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53–58.
- Опрос ВЦИОМ: большинство молодых россиян не считают себя космополитами // РИА Новости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/20221214/molodezh-1838651222.html
Аннотация:
В статье описаны некоторые пути формирования экологического сознания учащихся при изучении химии в школе. Приведён пример задания с экологическим содержанием.
Ключевые слова:
экологическое сознание, сохранение природных ресурсов, устойчивое развитие, охрана окружающей среды, отходы, разделение мусора.
Заголовок:
Социальное партнёрство с родителями при организации учебного процесса (стр. 73-76)
Социальное партнёрство с родителями при организации учебного процесса (стр. 73-76)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-73-76
Список литературы:
- Фридман И. Воспитание родителей. — Издательство «Эдитус», 2023.
- Григорьев Д.В., Кожурова О.Ю. Эффективное воспитание: школа и семья как партнёры // Народное образование. — 2010. — № 10. — С. 241-250.
Аннотация:
Статья содержит обзор выступлений учителей химии и биологии на Международной конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы». Обсуждаются различные формы вовлечения родителей учащихся в организацию учебного процесса.
Ключевые слова:
социальное партнёрство, работа с родителями, проектно-исследовательская деятельность учащихся, педагогическая конференция.
Заголовок:
Количественный анализ: стандартные и нестандартные методы (стр. 76-78)
Количественный анализ: стандартные и нестандартные методы (стр. 76-78)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-76-78
Список литературы:
- Александрова Э.А., Гайдукова Н.Г. Аналитическая химия. Кн. 1. Химические методы анализа. Учебник и практикум для СПО. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
- Ковалёв Е.Г. Достижение личностных образовательных результатов в ходе изучения углеводов // Химия в школе. — 2017. — № 9. — С. 16-18.
Аннотация:
Предлагаются две экспериментальные методики определения содержания карбоната кальция в образцах мела. Исследование мела может быть осуществлено в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Ключевые слова:
мел, карбонат кальция, химический анализ, титрование.