Заголовок:
Общество, школа, учитель: разговор начистоту (стр. 2-7)
Общество, школа, учитель: разговор начистоту (стр. 2-7)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-2-7
Аннотация:
Школьное образование так или иначе затрагивает каждого из нас. Вклад школы в формирование личности, а значит, и следующего поколения нашего общества, переоценить невозможно. Для реализации задач, стоящих перед системой образования, нужны учителя высокой квалификации. Автор обсуждает кадровые, финансовые и другие проблемные точки современной системы образования.
Ключевые слова:
общество, школа, учитель, система образования, формирование личности, руководство школой.
Заголовок:
Химические проблемы водородной энергетики (стр. 8-13)
Химические проблемы водородной энергетики (стр. 8-13)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-8-13
Список литературы:
- Булычев Б.М. Проблемы водородной энергетики // Рос. хим. журн. 2006. — Т. 50. — № 6. — С. 3-4.
- Арутюнов В.С., Лисичкин Г.В. Энергетические ресурсы XXI столетия: проблемы и прогнозы. Могут ли возобновляемые источники энергии заменить ископаемое топливо? // Успехи химии. — 2017. — Т. 86. — № 8. — С. 777-804.
- Тарасов Б.П., Лотоцкий М.В. Водородная энергетика: прошлое, настоящее, виды на будущее // Рос. хим. журн. — 2006. — Т. 50. — № 6. — С. 5-18.
- Claassen P.A.M., Vrije T. Non-thermal Production of Pure Hydrogen from Biomass: HYVOLUTION // Int. Journal of Hydrogen Energy. — 2006. — 31:1416.
- Ола Дж., Гепперт А., Пракаш С. Метанол и энергетика будущего. Когда закончатся нефть и газ. — М.: Бином, 2012.
- Клямкин С.Н. Металлогидридные композиции на основе магния как материалы для аккумулирования водорода // Рос. хим. журн. — 2006. — Т. 50. — № 6. — С. 49-55.
- . Malyshenko S.P., Mitrokhin S.V., Romanov I.A. Effects of scaling in metal hydride materials for hydrogen storage and compression // Journal of Alloys and Compounds. — 2015. — Vol. 645. — P. 84-88.
- Исаева В.И., Кустов Л.М. Металлоорганические каркасы — новые материалы для хранения водорода // Рос. хим. журн. — 2006. — Т. 50. — № 6. — С. 56-72.
Аннотация:
В статье последовательно рассмотрены проблемы получения, транспорта, хранения и утилизации водорода. Показано, что представление о водородной энергетике как экологически чистом процессе, который будет внедрён в ближайшем будущем, — распространённое заблуждение.
Ключевые слова:
водород, водородная энергетика, электролиз, фотовольтаика, топливный элемент, электромобиль.
Заголовок:
Об изучении особенностей реакций в органической химии (стр. 14-19)
Об изучении особенностей реакций в органической химии (стр. 14-19)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-14-19
Список литературы:
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия: учебное пособие для 10 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. — М.: Русское слово — учебник, 2024.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Единому государственному экзамену: химия: настольная книга старшеклассника и абитуриента: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2022.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. О валентности и степени окисления // Химия в школе. – 2024. - № 1. – С. 25-31.
Аннотация:
На первых уроках курса органической химии важно обратить внимание учащихся на особенности реакций с участием органических веществ, а также продемонстрировать, как составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с их участием.
Ключевые слова:
органическая химия, реакции с участием органических веществ, механизм реакции, степень окисления, окислительно-восстановительные реакции.
Заголовок:
Об изучении химии в медицинском колледже (стр. 19-22)
Об изучении химии в медицинском колледже (стр. 19-22)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-19-22
Список литературы:
- Васильева В.В., Кардия И.Е. Интегрированное обучение: развитие профессиональных компетенций // Химия в школе. - 2020. - № 6. - С. 18-25.
- Ермачёк Л.Е., Аршанский Е.Я. Вариативность урока в контексте профессиональной направленности обучения // Химия в школе. - 2023. - № 9. - С. 37-43.
- Новикова А.А. Изучение химии как средство развития профессиональных компетенций // Химия в школе. - 2022. - № 5. - С. 33-37.
- Ахметов Н.С. Неорганическая химия: учеб. пособие для учащихся 8–9 кл. шк. с углубл. изуч. химии. – М.: Просвещение, 1988.
- Волкова С.А. Методика обучения химии в условиях новой образовательной реальности // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. - Витебский гос. университет, 2018. - С. 34-37.
Аннотация:
Рассмотрен опыт практико-ориентированного обучения с включением цифровой микроскопии на примере занятия для студентов медицинского колледжа. Такой подход не только углубляет понимание студентами основных химических процессов, но и способствует развитию практических навыков работы с современным лабораторным оборудованием. Детальное изучение кристаллических структур, механизмов формирования осадков и растворимости веществ позволяет студентам осмыслить ключевые аспекты лабораторной работы, включая точную интерпретацию лабораторных анализов и диагностических тестов. Обучение студентов с использованием инновационных технологий позволяет подготовить будущих специалистов к эффективному выполнению профессиональных задач и сделать их активными участниками образовательного процесса.
Ключевые слова:
химия, практико-ориентированное обучение, система среднего профессионального медицинского образования, цифровая микроскопия, лабораторная диагностика.
Заголовок:
Реализация деятельностного подхода при изучении химических свойств металлов (стр. 23-31)
Реализация деятельностного подхода при изучении химических свойств металлов (стр. 23-31)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-23-31
Список литературы:
- Барнаковский Н.А. Деятельностный подход при изучении нового материала // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 20-23.
- Дерябина Н.Е. Химия. Основные классы неорганических веществ. Теория, программы деятельности, вопросы, задания. – М.: Альянс-Пресс, 2016.
- Дерябина Н.Е. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии: учебное пособие для школьников. – М.: Альянс-Пресс, 2024.
- Коновалова И.М. Деятельностный подход при изучении необратимого гидролиза // Химия в школе. - 2023. - № 5. - С. 21-30.
- Миренкова Е.В., Зайцева О.И. Из опыта реализации деятельностного подхода // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 8-13.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: учебник для 10 (11) класса общеобразовательных учреждений. Углублённый уровень. – М.: Русское слово – учебник, 2014.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Единому государственному экзамену: химия: настольная книга старшеклассника и абитуриента: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2022.
Аннотация:
Предложен учебный материал по теме «Химические свойства металлов». Сначала учащиеся выполняют задания и анализируют приведённые примеры, самостоятельно добывая знания. Затем при работе над системой упражнений у них формируются соответствующие этим знаниям умения.
Ключевые слова:
системно-деятельностный подход, исследование, применение знаний при выполнении упражнений, химические свойства металлов.
Заголовок:
Урок по теме «Вода и её свойства» (стр. 32-38)
Урок по теме «Вода и её свойства» (стр. 32-38)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-32-38
Список литературы:
- Бурштейн Л.М. Обыкновенное чудо - вода. – М.: Детский экологический центр, 1997.
- Герасимова И.В., Новичкова А.А. Познавательный квест по теме «Вода и её свойства» // Химия в школе. – 2023. - № 8. - С. 55-59.
- Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. – М.: Планета, 2011.
- Заикина С.М. Квест-тренинг по теме «Вода» // Химия в школе. – 2022. - № 10. - С. 68-73.
- Звездин А.Г. Парадоксы воды // Химия в школе. - 2001. - № 7. - С. 19-23. Золотавина Е.А. Интегрированный подход к изучению проблемы загрязнения воды // Химия в школе. – 2020. - № 3. - С. 5-11.
- Коновалова И.М. Деятельностный подход при изучении необратимого гидролиза // Химия в школе. – 2023. - № 5. - С. 21-30.
- Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. – М.: Глобус, 2005.
- Попова И.В. Исследование воды: определение органических примесей воды // Химия в школе. – 2022. - № 8. - С. 59-62.
Аннотация:
На уроке изучения нового материала даётся представление о воде, рассматривается состав и строение молекулы воды, её аномальные физические свойства, распространение воды в природе, а также её значение для живых организмов, проводится анализ основных химических свойств воды. При подведении итогов урока обучающиеся отвечают на главный вопрос, поставленный в начале занятия: почему вода является самым главным веществом на Земле? Используются групповая и коллективная формы организации познавательной деятельности с применением технологии сотрудничества как образовательной технологии личностно-ориентированного типа. На всех этапах урока как средство наглядности используется презентация.
Ключевые слова:
вода, водородная связь, диполь, гидрофильные вещества, гидрофобные вещества, ассоциаты, аномалия свойств, теплоёмкость, плотность воды, поверхностное натяжение, растворитель, реагент, фотосинтез, круговорот воды в природе.
Заголовок:
Схема-конспект по теме «Химические свойства железа и его соединений»(стр. 39-43)
Схема-конспект по теме «Химические свойства железа и его соединений»(стр. 39-43)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-39-43
Список литературы:
- Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства серы и её соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 6. – С. 37–40.
- Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства азота и его соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 9. – С. 47–50.
- Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства фосфора и его соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 10. – С. 22–24.
- Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства углерода и его соединений» // Химия в школе. – 2024. – №1. – С. 43–45.
- Антошин А.Э. Химия: наглядно и доступно. – М.: Эксмо, 2023.
- Манкевич Н.В. Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах. – Минск: Кузьма, 2021..
- Турова Н.Я. Таблицы-схемы по неорганической химии. – М.: МЦНМО, 2020.
- Лидин Р.А. Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химические свойства неорганических веществ: Учеб. пособие для вузов / под ред. Р.А. Лидина. – М.: Химия, 2000. – 480 с.
- Кочкаров Ж.А. Химия в уравнениях реакций: Учеб. пособие / Ж.А. Кочкаров. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 332 с.
- Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия: 11 класс: учебник: углублённый уровень / Под ред. В.В. Лунина. – М.: Просвещение, 2021.
- Брунман В.Е., Брунман М.В., Дьяченко В.А., Некрасов Р.Э., Петкова А.П. Применение феррата натрия в водоподготовке: исследования, разработки, практика применения // Вода Magazine. – 2018. – № 4. – С. 38–43.
Аннотация:
Предложен авторский вариант структурирования информации по теме «Химические свойства железа и его соединений» (11 класс, углублённый уровень) в виде схемы-конспекта. Конспект содержит большое количество уравнений реакций, рассмотрение которых на уроке необходимо для качественной подготовки к экзаменам.
Ключевые слова:
конспект, схема, инфографика, методика, железо, реакции.
Заголовок:
О проблемах подготовки студентов-химиков к педагогической деятельности (стр. 44-47)
О проблемах подготовки студентов-химиков к педагогической деятельности (стр. 44-47)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-44-47
Список литературы:
- Керимов Э.Ю., Волкова Н.В. Проблемы подготовки учителя химии // Университетское образование (МКУО-2013): сб. ст. XVII Междунар. науч.-метод. конф., посвященной 70-летию образования университета. — Пенза: ПГУ, 2013. — С. 79–81.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 28 марта 2019 г. № ТС-817/08 «О направлении разъяснений» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116792/
- Профессиональный стандарт 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2017 г. № 671 (с изменениями и дополнениями).
Аннотация:
В статье анализируется кадровая проблема системы общего образования. Рассмотрен опыт Пензенского государственного университета по подготовке бакалавров направления «Химия» к профессии учителя.
Ключевые слова:
подготовка учителя химии, педагогическое образование.
Заголовок:
Школьная олимпиада: от мотивации к победам (стр. 48-54)
Школьная олимпиада: от мотивации к победам (стр. 48-54)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-48-54
Список литературы:
- Головнер В.Н. Школьная олимпиада: средство мотивации или спорт высших достижений // Химия в школе. — 2023. — № 8. — C. 2-8.
- Ерёмин В.В. Химические олимпиады — прошлое и современность. – В сб. «Естественно-научное образование в России: 30 лет реформ» / под ред. Г.В. Лисичкина. — М.: изд-во Моск. ун-та, 2023. — С. 174-185.
- Пригласительный этап Всероссийской олимпиады школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://siriusolymp.ru/
- Задачи Всероссийских олимпиад по химии / под ред. акад. В.В. Лунина. — М.: Экзамен, 2003.
Аннотация:
В статье анализируется кадровая проблема системы общего образования. Рассмотрен опыт Пензенского государственного университета по подготовке бакалавров направления «Химия» к профессии учителя.
Ключевые слова:
Всероссийская олимпиада школьников по химии, этапы олимпиады, задания олимпиады, «Сириус».
Заголовок:
Об организации конкурса химических кроссенсов (стр. 54-56)
Об организации конкурса химических кроссенсов (стр. 54-56)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-54-56
Список литературы:
- Исаев Д.С., Соболев А.Е. Кроссворд и кроссенс как виды учебно-познавательных заданий по химической экологии // Химия в школе. — 2019. — № 8. — С. 61–65.
- Макаров Ю.Б. Эдьютеймент как способ учебной мотивации // Химия в школе. — 2021. — № 1. — С. 26–31.
- Мастабай В.В. Кроссенс: визуализация учебной информации // Химия в школе. — 2023. — № 1. — С. 67–69.
Аннотация:
В статье представлен опыт организации конкурса кроссенсов с химическим содержанием для учащихся старших классов.
Ключевые слова:
кроссенс, наглядность, креативность, развитие коммуникативных навыков.
Заголовок:
Цифровые лаборатории: изучение природных региональных объектов (стр. 56-57)
Цифровые лаборатории: изучение природных региональных объектов (стр. 56-57)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-56-57
Список литературы:
- Завьялова Г.Е., Реут Л.А., Щербакова М.В. Бишофит как важный кластер развития Волгоградского региона // Грани познания. — 2023. — № 5 (88). — С. 24-26.
- Завьялова Г.Е., Реут Л.А., Щербакова М.В. Использование цифровых лабораторий для определения жёсткости воды // Химия в школе. — 2023. — № 5. — С. 77-78.
- Фадеева, Е.В. Приёмы использования современного цифрового оборудования на уроках химии. // Педагогическое искусство. — 2022. — № 1. — С. 85-96.
Аннотация:
Рассмотрено использование природных региональных объектов при проведении химического эксперимента с использованием цифровых химических лабораторий как средства патриотического воспитания.
Ключевые слова:
патриотическое воспитание, цифровая химическая лаборатория, химический эксперимент, бишофит, датчики измерения, растворы, кристаллы, кристаллогидраты, региональный природный объект.
Заголовок:
Химический анализ питьевой воды (стр. 58-63)
Химический анализ питьевой воды (стр. 58-63)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-58-63
Список литературы:
- Физико-химические методы анализа (фотометрия и турбидиметрия): учебн. пособие / [Н.М. Березина и др]; Иван. гос. хим. технол. ун-т. — Иваново, 2018.
- Методика измерений массовой концентрации общего железа в питьевых, поверхностных и сточных водах фотометрическим методом с сульфосалициловой кислотой. Пнд ф 14.1:2:4.50-96.
- Методические указания к занятиям «Химия и жизнь» (для учащихся 10-11 класса) / сост.: Кочергина Л.А., Чернявская Н.В., Базанов М.И.— Иваново, Иван. гос. хим.-технол. ун-т, 2011.
Аннотация:
Приведены методики определения некоторых показателей качества образцов питьевой воды (водопроводной и скважин различной глубины) с применением титриметрического и инструментального методов анализа. В статье приводятся результаты исследования в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов.
Ключевые слова:
учебно-исследовательская деятельность, химический анализ, инструментальный анализ, жёсткость воды, общее железо.
Заголовок:
Экспериментальное изучение сорбционных свойств глины (стр. 64-68)
Экспериментальное изучение сорбционных свойств глины (стр. 64-68)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-64-68
Список литературы:
- Волков В.Н., Татарников О.М. Минеральное нерудное сырьё Псковской области: месторождения, минералого-петрографический и химический состав, методы его определения, переработка и применение. — Псков: ПГПУ, 2009.
- Иванова Е.С. и др. Структура и сорбционные свойства Н-формы глины Луковского месторождения Псковской области // Сорбционные и хроматографические процессы. — 2014. — Т. 14. — № 2. — С. 254-258.
- ГОСТ 10398-76. Комплексонометрический метод определения содержания основного вещества.
- Основы аналитической химии / под ред. Ю.А. Золотова. — М.: Высшая школа, 2001.
- Ионная адсорбция из растворов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia.ru/11_74349_ionnaya-adsorbtsiya-iz-rastvorov.html
- Павлова Д.Е, Волков В.Н. Сорбционные свойства псковской глины по отношению к ионам железа(III), никеля(II) и меди(II) // Материалы регионального этапа Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес» XXVII научно-практической конференции учащихся Псковской области (08-17 декабря 2021 г.). — Псков, 2023. — C. 39-42.
Аннотация:
В статье описано экспериментальное изучение сорбции ионов Fe3+ на глинистом сорбенте в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Ключевые слова:
глинистый сорбент, кислотная активация, изотерма, фильтрующий материал.
Заголовок:
Гений, меняющий схему мироздания (стр. 69-72)
Гений, меняющий схему мироздания (стр. 69-72)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-69-72
Список литературы:
- Беленький М. Д. Менделеев. — М.: Молодая гвардия, 2010.
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2013.
- Данин Д.С. Резерфорд. — М.: Молодая гвардия, 1966.
- Руни Э. Периодическая система. От философского камня к 118 элементам. — М.: Издательство АСТ, 2020.
Аннотация:
В статье описаны обстоятельства открытия Д.И. Менделеевым периодического закона, раскрыты некоторые черты характера великого учёного.
Ключевые слова:
Д.И. Менделеев, открытие периодического закона, история химии.
Заголовок:
Реакция серебряного зеркала в школьном химическом практикуме (стр. 73-78)
Реакция серебряного зеркала в школьном химическом практикуме (стр. 73-78)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-73-78
Список литературы:
- Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 1981.
- Карцова А.А., Лёвкин А.Н. Органическая химия для школьников: учеб. Пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021.
- Benet, W. E., Lewis, G. S., Yang, L. Z., & Hughes, P. D. E. (2011). The mechanism of the reaction of the Tollens reagent // Journal of Chemical Research, 35(12), 675–677.
- Физер Л., Физер М. Органическая химия. Углублённый курс. Том 1. — М.: Химия, 1966.
- Chemistry Lecture Demonstration Facility — Demos. Formation of a Silver Mirror on a Glass Surface // Веб-сайт «Rutgers» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chem.rutgers.edu/cldf-demos/1032-cldf-demo-silver-mirror
- Silver mirrors. Copper, Silver and Gold redox reactions // Веб-сайт «Flinn Scientific» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.flinnsci.com
- Tollen's Test for Aldehydes and Ketones (The Silver Mirror) // Веб-сайт «Сhem.libretexts.org» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chem.libretexts.org/Ancillary_Materials/Laboratory_Experiments/Wet_Lab_Experiments/MIT_Labs/Lab_2%3A_Redox_Chemistry/Experiment_1%3A_Tollen's_Test_for_Aldehydes_and_Ketones_(The_Silver_Mirror)
- Jiang, B., Li, M., Bai, F., Yu, H., Mwenya, T., Li, Y., & Song, D. (2013). Morphology-controlled synthesis of silver nanoparticles on the silicon substrate by a facile silver mirror reaction. AIP Advances, 3(3), 032119.
- Maxted, D.R. (1926) CCLXXXVIII-The Oxidation of Tartartic Acid by Solutions of Silver Salts; J. Chem Soc. 129:2178.
- Silver mirror reaction // Веб-сайт «Melscience» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.melscience.com
- Цветков Л.Л. Эксперимент по органической химии: Методика и техника / Пособие для учителей. — М.: Школьная Пресса, 2000.
Аннотация:
В статье описывается подбор и обоснование оптимальной методики проведения реакции серебряного зеркала для школьного практикума, отвечающей соответствующим критериям: простоты проведения эксперимента; качественного серебряного покрытия; экономного расходования реактивов. Дополнительно рассмотрены случаи проведения такой реакции с веществами, не содержащими альдегидной группы в своём составе.
Ключевые слова:
реакция серебряного зеркала, реактив Толленса, аммиачный раствор оксида серебра, окисление альдегидной группы, школьный лабораторный практикум.