Заголовок:
Мои университеты, или Антология педагогических ошибок
Аннотация:
В педагогической деятельности ошибки приводят к нравственным нарушениям. Избежать ошибок сложно, но можно помнить их и учится на них.
Ключевые слова:
педагогическая деятельность, профессия учителя, ошибки.
Заголовок:
Проектная деятельность как способ развития творческой личности
Список литературы:
- Савчук О.В. Из опыта организации исследовательской и проектной деятельности // Химия в школе. - 2023. - № 4. - С. 62-64.
- Ильязова Л.М. Курлаева З.Б. Лэпбук как интерактивное средство обучения химии в средней школе // Сборник статей по материалам X Международной научно-практической конференции. – Т. 5 (9). – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2018.
- Лэпбук «Кислоты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Flepbuk-po-teme-kisloti-klass-2805283.html&cc_key= (дата обращения 01.09.2023).
- Лэпбук как новейший способ систематизации знаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html https://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html (дата обращения 01.09.2023).
- Исаев Д.С., Соболев А.Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. - 2019. - № 3. - С. 53-58.
- Миренкова Е.В., Зайцева О.И. Из опыта реализации деятельностного подхода // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 8-13.
Аннотация:
Главная задача учителя-предметника состоит в том, чтобы воспитать учащегося с высоким уровнем творческой активности. Для развития личности учащегося важно заинтересовать его той или иной деятельностью, выявить его потребности. С этой целью можно использовать одну из разновидностей проектной деятельности – создание лэпбуков.
Ключевые слова:
проектная деятельность, развитие творческих способностей, лэпбук, работа с информацией.
Заголовок:
Игровые технологии как способ активизации познавательной деятельности
Список литературы:
- Гордеева Т.О. Мотивация школьников XXI века: практические советы: методическое пособие. - М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022.
- Миренкова Е.В. Концепция методического обеспечения формирования познавательных умений учащихся при обучении химии в современной школе: автореферат дисс. … докт. пед. наук. РГПУ им. А.И. Герцена. – С.-Пб., 2019.
- Пасечник В.В. Анализ состояния школьного естественно-научного образования: содержание, проблемы и перспективы развития // Педагогическое образование и наука. - 2021. - № 1. - С. 32-36
- Гнутова О.А. Проверка знаний по теме «Карбоновые кислоты и сложные эфиры» // Химия в школе. - 2023. - № 5. - С. 41-45.
Аннотация:
В статье рассмотрена возможность применения командных игровых обучающих технологий для проведения обобщающего урока химии по теме «Карбоновые кислоты» в 10 классе. Разработана методика проведения занятия, предложен макет игрового поля, примерные задания различных категорий. Содержание заданий игры можно легко менять, организуя с помощью игры изучение нового материала или повторение. Использование данной методики при изучении химии не только способствует проверке и повышению качества знаний, но и благоприятствует развитию любознательности, навыков командной деятельности.
Ключевые слова:
игровые технологии, химия, карбоновые кислоты.
Заголовок:
Урок-квест: формируем целостную картину мира
Список литературы:
- Зволинский В.И. Об изучении химии в современной школе // Химия в школе. – 2022. – № 10. – С. 2-6.
- Гуров В.Н., Малышко С.В., Каримов Ф.Ф. Преодоление трудностей в педагогической деятельности учителя: из опыта работы // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – Выпуск № 71. – Ч. 4. – С. 81-84.
- Кузнецова Л.М. Химия в школе: в ожидании позитивных перемен // Химия в школе. – 2023. – № 4. – С. 2-4.
- О введении федеральных основных общеобразовательных программ. Федеральная рабочая программа учебного предмета «Химия» // Химия в школе. – 2023. – № 7. – С. 2-7.
- Минченков Е.Е. Проблемы наглядности в обучении химии // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 38-45.
- Заикина С.М. Квест-тренинг по теме «Вода» // Химия в школе. - 2022. - № 10. - С. 68-73.
- Золотавина Е.А. Квест-игра «Химическая лаборатория» // Химия в школе. - 2019. - № 4. - С. 64-68.
- Малянова М.Г., Панькина В.В. Образовательный web-квест «Неорганические вещества четырёх королевств» // Химия в школе. - 2022. - № 4. - С. 28-30.
Аннотация:
В статье предлагается разработка урока, на котором восьмиклассники последовательно проходят несколько станций, где старшеклассники демонстрируют пять методов разделения смесей и дают возможность выполнить некоторые опыты самостоятельно.
Ключевые слова:
обучение химии, целостная картина мира, урок-квест, методы разделения смесей.
Заголовок:
Нейросеть в школе: из опыта использования
Аннотация:
В статье обсуждается возможность применения нейросетей при изучении химии в школе. Рассматриваются преимущества и недостатки создания учебных текстов и иллюстраций с помощью нейросетей.
Ключевые слова:
цифровизация современного химического образования, нейронные сети
Заголовок:
Схема-конспект по теме «Химические свойства фосфора и его соединений»
Список литературы:
- Трошанин Н. В. Схема-конспект по теме «Химические свойства серы и её соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 6. - С. 37-40.
- Трошанин Н. В. Схема-конспект по теме «Химические свойства азота и его соединений» // Химия в школе. – 2023. – – № 9. - С. 47-50.
- Анацко О. Э. Организация групповой работы при изучении фосфора и его соединений // Химия в школе. - 2019. - № 2. - С. 36-38.
- Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ: учеб. пособие для вузов / под ред. Р. А. Лидина. — М.: Химия, 2000.
- Кочкаров Ж. А. Химия в уравнениях реакций: учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2019.
Аннотация:
Рассмотрен авторский вариант структурирования информации по теме «Химические свойства фосфора и его соединений» в виде компактного конспекта-схемы, который призван помочь учителю спланировать и провести насыщенный информацией урок.
Ключевые слова:
конспект, схема, инфографика, методика, фосфор, реакции.
Заголовок:
Анализ информации как способ формирования функциональной грамотности
Список литературы:
- Открытия Тенара, Г. и Э. Дэви и Дёберейнера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.chem21.info/article/533518/
- Пчелинцев В.Э. Анализ зависимости взрываемости метано-воздушной смеси от стехиометрической концентрации и пути её снижения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rationatura.ru/sites/default/files/2020-11/Анализ%20зависимости%20взрываемости%20метано-воздушной%20смеси%20от%20стехиометрической%20концентрации%20и%20пути%20её%20снижения.pdf
- Огнезадерживающие устройства на производственных коммуникациях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6459204/page:30/
- На старте «угольной эры»: к 200-летию изобретения безопасной лампы для угольных шахт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25800800
- Из истории изобретения безопасной лампы для угольных шахт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28140387
- Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 15-20.
Аннотация:
Методическая разработка предназначена для учителей химии и физики для формирования естественно-научной грамотности учащихся 8-9 классов на уроках химии и физики. Учащимся предлагается выполнить задания на основе текста «Наука в помощь безопасности». При выполнении работы у учащихся могут быть сформированы такие компетенции, как умение анализировать тексты и графические изображения; опираясь на факты, делать верные выводы на основе осмысления полученной и переработанной информации.
Ключевые слова:
функциональная грамотность школьников, естественно-научная грамотность, метапредметные компетенции, лампа Деви, рудничный газ.
Заголовок:
Применение CLIL-технологии для развития функциональной грамотности
Список литературы:
- Marsh D. CLIL/EMILE — The European Dimension. Actions, trends and Foresight Potential. — Finland, UniCOM, 2002.
- Желябовская А.Ю., Борунова Е.Б., Исаев Д.А. Приёмы формирования УУД на билингвальных занятиях // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 48.
- Перевозчикова Н.В. Из опыта формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 40-43.
- Шварц Е.С., Борунова Е.Б. Подготовка современного учителя: формирование билингвальной коммуникативной компетентности // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 42.
Аннотация:
Технология CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение) имеет практико-ориентированную направленность и рассматривает использование иностранного языка как инструмента для изучения других предметов, что способствует формированию у учащегося потребности в учёбе, а также создаёт условия для развития естественно-научной грамотности обучающихся.
Ключевые слова:
CLIL-технология, химия, функциональная грамотность.
Заголовок:
Межпредметная интеграция как способ развития функциональной грамотности и творческого мышления
Список литературы:
- Кульчицкая А.И., Черная Л.Г. Диагностика уровня развития творческих способностей // Одарённый ребёнок. - 2003. - № 4.
- Мишина И.Б., Оржековский П.А., Степанов С.Ю. Творческое мышление учащихся: оценка динамики развития // Химия в школе. - 2021. - № 3. - С. 20-23.
- . Заикина В.И. Экспертиза мёда и способы обнаружения его фальсификации: учебно-практическое пособие. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 1999.
- Игошева Е.В., Трапезникова Н.Н. Исследуем качество мёда // Химия в школе. - 2019. - № 1. - С. 67-70.
Аннотация:
Авторы рассматривают межпредметную интеграцию для учащихся 7 класса по естественным наукам (химия, физика, биология) как способ развития функциональной грамотности и творческого мышления обучающихся.
Ключевые слова:
дивергентное мышление, функциональная грамотность, межпредметная интеграция, химия, естествознание.
Заголовок:
Как мы создаём ситуацию успеха
Список литературы:
- Кузнецова Л.М. Материальные и знаковые модели в обучении химии // Химия в школе. - 2021. - № 3. - С. 4-10.
- Миренкова Е.В. К методике изучения периодического закона и строения атома // Химия в школе. - 2019. - № 8. - С. 12-23.
- Гавронская Ю.Ю., Курушкин М.В., Савельев И.И. Средства виртуальной реальности при формировании понятия «изотопы» // Химия в школе. - 2019. - № 10. - С. 20-24.
Аннотация:
Автор делится опытом создания ситуации успеха на уроках. В этом помогает использование такого метода обучения, как моделирование, который предполагает создание моделей и работу с ними.
Ключевые слова:
моделирование, ситуация успеха, результат, действия с реальными объектами.
Заголовок:
О проведении исследований на занятиях пропедевтического курса химии
Список литературы:
- Аксёнова И.В. Пропедевтический курс химии в условиях реализации ФГОС // Химия в школе. - 2018. - № 4. - С. 70-73.
- Голодникова Н.В. Когда учиться легко // Химия в школе. - 2018. - № 3. - С. 22-24.
- Елизарова Е.В. К методике формирования опыта познания // Химия в школе. - 2018. - № 7. - С. 57-61.
- Маринина О.В. Из опыта реализации программы раннего изучения химии // Химия в школе. - 2023. - № 2. - С. 30-35.
- Масленникова Л.В. О развитии интереса к предмету у семиклассников // Химия в школе. - 2018. - № 3. - С. 25-28.
Аннотация:
В статье представлен опыт использования исследовательской деятельности при проведении занятий пропедевтического курса химии. Отмечена его эффективность в формировании предметных и метапредметных компетентностей обучающихся.
Ключевые слова:
групповая работа, практическая работа, исследовательский проект.
Заголовок:
Расчётные задачи межпредметного содержания
Список литературы:
- Асанова Л.И., Снигирёва Е.М. Контекстные задачи с межпредметным содержанием // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 14-18.
- Колчанова Л.В., Буржинская Т.Г., Колчанова А.Р. Прикладной аспект химического образования в задачах с практическим содержанием // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 41-46
- Опарина С.А., Железнова Т.А. Образовательные веб-квесты: интеграция химии и математики // Химия в школе. - 2019. - № 4. - С. 59-63.
Аннотация:
В статье приведены примеры задач для 8 и 9 классов, основу которых составляют знания, полученные школьниками на уроках биологии. Типы задач и их последовательность соответствуют Примерной рабочей программе по химии и переработанным учебникам для основной школы.
Ключевые слова:
химия, биология, расчёты по химическим формулам, расчёты по химическим уравнениям.
Заголовок:
Городской фестиваль «Образование. Наука. Производство»
Список литературы:
- Лазарев В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка // Народное образование. — 2016. — № 4-5. — С. 133-142.
- Фестиваль «Образование. Наука. Производство» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?group_c=3
- «Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2023» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?el=2&id=4630
- Положение о Городском конкурсе проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2023» в рамках Городского фестиваля научно-технического творчества молодёжи «Образование. Наука. Производство» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mosmetod.ru/teaching-space/1633/43269
- Поташник М.М., Левит М.В. Школьное исследование и проектирование: требования ФГОС // Народное образование. — 2015. — № 8. — С. 45-51.
- Уткина Т.В., Низдиминова Е.А. Достижение метапредметных результатов через учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся: учебное пособие. — Челябинск: ЧИППКРО, 2014.
Аннотация:
В развитии экологического образования важную роль играет проектная деятельность обучающихся в рамках конкурсных мероприятий, таких как Городской фестиваль научно-технического творчества молодёжи «Образование. Наука. Производство». На конкурсах Фестиваля обучающиеся представляют проекты, связанные с актуальными направлениями современной экологии, например, экономичным расходованием электроэнергии, утилизацией и сортировкой бытовых и промышленных отходов, очисткой природных и сточных вод. Участие школьников в Фестивале способствует развитию конкурентоспособных качеств молодёжи, а также формированию диалога между обучающимися школ и преподавателями вузов.
Ключевые слова:
городской фестиваль, научно-техническое творчество молодёжи, экологическое образование.
Заголовок:
Исследовательская деятельность как основа формирования естественно-научной грамотности
Список литературы:
- Аксёнова И.В., Брыкина Е.В. Интеграция урочной и внеурочной познавательной деятельности // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 10-12.
- Анацко О.Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 54-57.
- Афонина Р.Ф., Недосейкина Л.Л. Урок по теме «Основания и их химические свойства» // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 22-25.
- Иванова И.С., Попов А.С., Чухно А.С. Определение pH растворов или Как избежать ошибок при изучении индикаторов // Химия в школе. — 2022. — № 2. — С. 55-58.
- Тагиев Т.И. Об использовании в учебном процессе элементов исследования // Химия в школе. — 2020. — № 1. — С. 35–36.
Аннотация:
В статье приведено описание опыта использования исследовательской деятельности учащихся для формирования естественно-научной грамотности. Предложена методическая разработка занятия для 8 класса «Индикаторы вокруг нас».
Ключевые слова:
естественно-научная грамотность, исследовательская деятельность, урочная и внеурочная деятельность, индикаторы.
Заголовок:
История промышленности Алтайского края в олимпиадных задачах
Список литературы:
- Гончаров В.Д. Страницы истории Алтайского края и его политехнического ВУЗа: монография. — Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2013.
- Калюта Е.В., Мурыгина И.Н., Протопопова Л.Г. Организация работы с одарёнными детьми по химии в ЦДНИТТ «Наследники Ползунова» // Актуальные проблемы научных исследований: теоретические и практические аспекты. Сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 25 марта 2023 г. — Уфа: ООО «Аэтерна», 2023. — С. 161-164.
- Всероссийская олимпиада школьников [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://konkurs.ppms22.ru/projects/zadaniya-proshlykh-let
Аннотация:
В статье представлен обзор задач, связанных с предприятиями Алтайского края.
Ключевые слова:
олимпиадная задача, история развития промышленности, предприятия Алтайского края.
Заголовок:
Пропедевтика химических знаний в начальной школе
Список литературы:
- Опыты и эксперименты на уроках окружающего мира [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/684493
- Павлютенко А.И. Естественно-научный эксперимент в организации работы с младшими школьниками // Химия в школе. — 2020. — № 1. — С. 68–71.
- Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой учёный. — Казань: Молодой учёный, 2014. — № 14 (73). — С. 243-244.
- Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста (6 – 11 лет). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rdsh.education/blog/event/vozrastnye-i-psihologicheskie-osobennosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-6-11-let/
- Янкив К.Ф., Баева С.В. Совместная деятельность высшей и средней школы // Актуальные проблемы химического и экологического образования. Сборник научных трудов 67 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. — СПб., 2021. — С. 341-343.
- Янкив К.Ф., Андреева В.Е. Об использовании кейс-метода в процессе обучения // Химия в школе. — 2021. — № 10. — С. 39-41.
- Почему осенью листья желтеют и опадают даже там, где не бывает снега? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vokrugsveta.ru/quiz/699/
Аннотация:
В статье представлена методическая разработка мастер-класса «Секреты осени» для учащихся младшей школы, направленного на пропедевтику химических знаний. Экспериментальная часть мастер-класса включает выделение пигментов из листьев растений методом экстракции и их качественное определение.
Ключевые слова:
пропедевтика, младшая школа, химия, экстракция, пигменты, качественные реакции.
Заголовок:
Учителя химии блокадного Ленинграда
Список литературы:
- ЦГА (Центральный Государственный архив). Ф. 7384. Оп. 17. Д. 842. Отчёт о работе Ленинградского городского Отдела народного образования за первое полугодие 1942/43 уч. года. ЛЛ. 17-46.
- ЦГА. Ф. 2076. Оп. 4-1. Д. 54. ЛЛ. 167-215. Отчёт Отдела народного образования Исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся за период с 22 июня 1941 г. по 1 января 1943 г.
- Колесникова И.А., Груздева Н.В., Дербилова Л.В. Блокадная педагогика. — СПб.: ООО «Издательство «Росток» 2022. - 556 с.
- Шатунова Т.В. Воспоминания о работе ЛГИУУ во время Отечественной войны 1941-1945 гг. Материалы Педагогического музея АППО СПб.
- ЦГАКФФД (Центральный Государственный архив кинофотофонодокументов).
- Селиванов В.Н. Стояли как солдаты. — СПб.: Эго, 2002.
- Воронов Ю.П. Блокада: Книга стихов. — Л.: Лениздат, 1986.
- Фёдорова М.А. Из воспоминаний директора 237 школы Октябрьского района г. Ленинграда. Отдел рукописей РНБ. Собрание материалов школьного музея «Ленинградский учитель» (ЛУЧ). Ф. 1434. Ед. хр. 69. — Л., 1968.
- Днём за станком, вечером за партой (школа рабочей молодёжи при заводе «Радист») // Смена. — 1945. — Выпуск 2 декабря. — С. 4.
- Личный архив семьи Телешовых.
- Сведения о состоянии учительских кадров по предметам и районам г. Ленинграда // Центр архивных документов (ГБУК «Центр архивных документов, методических материалов и статической отчётности в сфере образования»). Ф. 1. Оп. 2. Д. 529. ЛЛ. 5, 15, 17, 22.
- Список лиц Приморского района, представленных к награждению медалью «За оборону Ленинграда» // ЦГА. Ф. 7384. Оп. 38. Д. 441. Запись № 2431.
- Газиева Л.Л. Борьба за спасение детей и подростков в блокированном Ленинграде 1941-1944. — СПб.: Нестор-История, 2014.
Аннотация:
В работе представлены сведения об условиях работы учителей химии в блокированном Ленинграде. Рассмотрены не только организационные и бытовые условия работы школ, но и аспекты методической деятельности педагогов. Многие сведения и фотографии публикуются впервые. Все материалы собраны на основе работы в различных архивах города и личного архива семьи автора.
Ключевые слова:
учителя химии, Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, патриотическое воспитание.
Заголовок:
Химический эксперимент во внеурочной деятельности
Список литературы:
- Дроздов А.А., Ерёмин В.В., Шевельков А.В. Основы неорганической химии, часть 1. Химия непереходных элементов. — М.: МЦНМО, 2020.
- Зимон А.Д. Популярная физическая химия. — М.: Научный мир, 2005.
- Ерёмин В.В. Теоретическая и математическая химия. — М.: МЦНМО, 2021.
- Леенсон И.А. Чёт или нечет? Занимательные очерки по химии. — М.: Химия, 1987.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Пер. с нем., 2-е русск. изд. – Л.: Химия, 1985 – Лейпциг, 1974.
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1995.
Аннотация:
В помощь учителям и учащимся создано учебное пособие «Необычная химия. Эксперименты и задания. 7-9 классы», призванное восполнить недостаток химического эксперимента и во внеурочной деятельности. В качестве ознакомительного примера приведены методики экспериментов по теме «Реакции быстрые и медленные».
Ключевые слова:
химический эксперимент, скорость химической реакции, учебное пособие.
Заголовок:
Изменение учебной мотивации при решении экспериментальных творческих задач
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#100001.20231.
- Оржековский П.А., Степанов С.Ю., Титов Н.А. Мишина И.Б., Чернышева Л.А., Шойтова В.С., Цифровизация динамических параметров развития креативного мышления в обучении химии // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики: материалы VI Международной науч.–практ. конф. — Челябинск: Изд–во Южно–Урал. гос. гуман.–пед. ун–та, 2021. — С. 88–97.
- Титов Н.А. Методика формирования опыта творческой деятельности учащихся на практических занятиях по химии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. — М., 1994.
- Цифровизация динамики развития мышления школьников в учебной деятельности : монография; под ред. П.А. Оржековского и С.Ю. Степанова. — М.: МПГУ, 2022.
- Лавров А.П. Творческие задачи: как оценить вклад учащихся в их решение // Химия в школе. — 2022. — № 10. — С. 31-36.
- Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии: книга для учащихся. — М.: Аркти, 1998.
Аннотация:
В статье описаны результаты оценки влияния решения экспериментальных творческих задач по химии на учебную мотивацию обучающихся основной школы, выявленные в результате использования компьютерно-цифровой системы «CREO-DATUM».
Ключевые слова:
цифровизация, творческие задачи, обучение химии, учебная мотивация.