Заголовок:
Личностные результаты образования как основа развития обучающегося
Список литературы:
- Басюк В.С. Сравнительный анализ практик оценки личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 2. - № 5 (44). – С. 193–212.
- Басюк В.С., Мухачева Л.В. Совершенствование механизмов оценивания личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ в условиях модернизации технологий и содержания обучения и в соответствии с федеральными государственными стандартами общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1. - № 4 (52). – С. 86–102.
- Лурье С.А. Демокрит: тексты, перевод, исследования. - Л.: Наука, 1970.
- Платон. Сочинения: В 4 т. - Т. 3. Ч. 2. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древне-греч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007.
- Платон. Сочинения: В 4 т. - Т. 3. Ч. 1. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древне-греч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007.
- Сэв Л. Марксизм и теория личности. - М.: Прогресс, 1972.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М., 1983. – Т. 3.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). - М.: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1916.
- Сартр Ж. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000.
- Мухина В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — М.: Национальный книжный центр, 2020.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007.
- Басюк В.С. Внутренняя позиция личности — важнейший фактор развития ребёнка в период школьного детства // Ценности и смыслы. – 2021. – № 6 (76). - С. 47–61.
- Полякова Т.Н. Личностные результаты школьников: проблема оценки и диагностики // Человек и образование. - 2016. - № 4. – С. 73–77.
- Анисимова Н.П., Большакова О.В., Кащеева О.Н., Кузнецова И.В., Петрова Н.В. Личностные результаты образования: содержание, показатели // Вестник образования. – 2017. - № 11. – С. 43–47.
Аннотация:
Автором рассматриваются основные предтечи развития личности школьника и основы формирования личностных результатов образования, а также механизмы совершенствования оценивания личностных результатов при освоении основных образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. В статье проводится анализ проблемного поля процесса формирования личностных результатов образования и акцентируется внимание на совершенствовании механизмов оценивания личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ.
Ключевые слова:
личностные результаты образования, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, федеральные образовательные программы, внутренняя позиция личности, ценностные отношения, области активности личности, образовательные результаты.
Заголовок:
Аварийные разливы нефти: их последствия и способы ликвидации
Список литературы:
- В России по итогам 2022 года выросли добыча и экспорт нефти // РИА Новости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/20230116/neft-1845108203.html
- Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21 августа 2000 г. (в редакции от 15 апреля 2002 г.)
- Разливы нефти: почему они случаются так часто и можно ли их предотвратить // РБК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/green/5fb2784e9a79477fa024d069
- Демельханов М.Д., Оказова З.П., Чупанова И.М. Экологические последствия разливов нефти // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 12. — С. 91-94.
- Вылкован А.И., Венцюлис Л.С, Зайцев В.М., Филатов В.Д. Современные методы и средства борьбы с разливами нефти: Научно-практическое пособие. — СПб.: Центр-Техинформ, 2000.
- Собрать и обезвредить: как инновационные сорбенты могут помочь при катастрофах, подобных норильской // Экология России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ecologyofrussia.ru/sobrat-i-obezvredit-kak-innovatsionnye-sorbenty-mogut-pomoch-pri-katastrofakh-podobnykh-norilskoy/
Аннотация:
Статья посвящена экологической проблеме аварийных разливов нефти, описаны их последствия. Рассмотрены способы ликвидации разливов нефти: механический, термический, физико-химический, биологический
Ключевые слова:
экологические проблемы, нефть, ликвидация разливов нефти, сорбенты.
Заголовок:
Вступительные испытания как индикатор проблем в преподавании химии
Список литературы:
- Федеральная образовательная программа основного общего образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации 18 мая 2023 № 370 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040?index=2 (дата обращения 25.08.2023).
- Лёвкин А.Н., Домбровская С.Е. Методические рекомендации для учителей химии по преподаванию химии на основе анализа результатов ГИА-2019. – СПб, 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/12/Методические-рекомендации-по-преподаванию-химии-с-учетом-ГИА-2019.pdf (дата обращения 25.08.2023).
- Добротин Д.Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 г. по химии. - М., 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2022/hi_mr_2022.pdf (дата обращения 25.08.2023).
- Добротин Д.Ю. Школьное химическое образование в зеркале ОГЭ // Химия в школе. - 2023. - № 1. - С. 16-26.
- Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. Контроль и оценка уровня сформированности экспериментальных умений // Химия в школе. - 2020. - № 10. - С. 66-74.
- Добротин Д.Ю. Актуальные вопросы оценки качества школьного химического образования // Химия в школе. - 2019. - № 5. - С. 41-47.
Аннотация:
Анализ решения заданий вступительных испытаний по химии в СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова выявил типичные проблемы в подготовке даже хорошо успевающих девятиклассников. Абитуриенты в целом хорошо справляются со стандартными заданиями. Сложности вызывают задания с элементами межпредметных связей, нестандартными формулировками, необычными единицами измерения величин, а также подразумевающие планирование эксперимента, применение химических знаний в повседневной жизни.
Ключевые слова:
вступительные испытания, нестандартные задачи, межпредметные связи, планирование эксперимента.
Заголовок:
Контекстные задачи: определение формулы органического вещества
Список литературы:
- Ахметов М.А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. - № 4. – С. 23-27.
- Павлов И.И. Фантастические сюжеты как контекст химических задач // Химия в школе. - 2018. - № 10. - С. 34-37.
Аннотация:
Рассматриваются контекстные задачи на нахождение структурных формул органических веществ. Применение таких задач в образовательной практике не только расширяет и углубляет знания учащихся, но и знакомит их с историей развития органической химии, мотивирует к будущим достижениям, показывает, как применяются органические вещества. В задачах предлагается находить молекулярные формулы веществ традиционно по массовым долям химических элементов, по массе и или объёму продуктов сгорания, а также по массовым долям протонов, нейтронов, электронов или их соотношению. Приведено 60 контекстных задач, даны краткие ответы к ним. Данная работа может оказать помощь учителям химии в обучении, воспитании и развитии учащихся, их подготовке к ЕГЭ и олимпиадам по химии.
Ключевые слова:
контекстные задачи, открытия, химики-органики, применение, органические вещества.
Заголовок:
Основные соли: забытый класс соединений или методическая находка?
Список литературы:
- Мануйлов А.В. Химия без логических разрывов. Гидролиз солей как реакция, обратная реакции нейтрализации // Химия в школе. - 2018. - № 1. - С. 40-46. Сайдуллин З.Г., Федотовских Н.В. Задания по теме «Гидролиз солей» // Химия в школе. - 2018. - № 6. - С. 24-25.
Аннотация:
Изучая основные соли, можно наглядно рассмотреть причины низкой растворимости некоторых ионных соединений; влияние типа связи на химические свойства; зависимость продуктов реакций от порядка смешения реагентов; гидролиз солей по катиону; составление формул небинарных соединений.
Ключевые слова:
важнейшие классы неорганических соединений, основные соли, растворимость в воде, кристаллическая решётка, гидролиз солей.
Заголовок:
Вариативность урока в контексте профессиональной направленности обучения
Список литературы:
- Аршанский Е.Я. Обучение химии в разнопрофильных классах: учебное пособие. – М.: Центрхимпресс, 2017.
- Ермачёк Л.Е., Аршанский Е.Я. Вариативное моделирование урока химии в условиях профильного обучения // Химия в школе. — 2023. — № 3, 4.
- Пак М.С., Бондаренко Д.К. Дидактический материал с военно-химическим содержанием: научно-методические рекомендации. – СПб.: Издательство Осипова, 2013.
- Журин А.А. Сборник упражнений и задач по химии: решения и анализ. − М.: Аквариум, 1997.
Аннотация:
При подготовке к учебным занятиям по химии в классах с различными профильными направлениями у учителя могут возникать затруднения в разработке дидактического сценария урока, обусловленные необходимостью не только углубления в выбранный учащимся профиль, но и учёта выбранной им траектории дальнейшего движения к профессии. Данная статья предлагает разработку учебного занятия по химии для учителя, работающего в классах, где изучаются предметы на углублённом уровне, и в профильных классах профессиональной направленности.
Ключевые слова:
методическая подготовка учителя химии, вариативность учебного занятия.
Заголовок:
Домашнее обучение по индивидуальному образовательному маршруту
Список литературы:
- Закон Российской Федерации «Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 5. - Ст. 17 с изм. и доп. в ред. от 29.01.2012.
- Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых даёт право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» от 30.06.2016 № 436н с изм. и доп. в ред. от 20.07.2016 // Справочник промышленника. - 2016. - № 2.
- Закон Российской Федерации «Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2023. - № 2. - Ст. 15 с изм. и доп. в ред. от 28.02.2023.
- Камилова М.М. Анализ принципов индивидуализации и дифференциации обучения // Киберлинейка. - 2023. - № 57. - С. 1-4.
- Громыко Ю.В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъём сознания и личностный рост [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/author (дата обращения: 22.03.2023).
- Кудряшова Н.П. Об использовании индивидуальных образовательных траекторий // Химия в школе. - 2019. - № 6. - С. 24-26.
- Галкина Т.Э. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы: автореф. дис. д‐ра пед. наук. – М., 2011.
- Клеменова Е.В. Урок обобщения знаний для слабослышащих учащихся // Химия в школе. - 2019. - № 4. - С. 21-25.
- Городенская А.С. О системе домашних заданий с использованием Интернета // Химия в школе. - 2019. - № 1. - С. 50-53.
- Сафина Л.Г. Об организации домашней работы при изучении темы «Простые вещества» // Химия в школе. - 2023. - № 6. - С. 40-45.
- Буданова Д.В., Толетова М.К. Организация учебной работы по химии в домашних условиях // Химия и химическое образование XXI века. - СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. - С. 189.
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме организации домашнего обучения учащихся химии по индивидуальному образовательному маршруту. Приводится анализ психолого-педагогических и методических источников, раскрывающих сущность и особенности обучения на дому. Обоснованы принципы реализации домашнего обучения, организационно-методические условия его осуществления. Приведён пример учебной карты, в которой представлены основные элементы содержания всех уроков по теме. Представлены выводы, доказывающие результативность методики организации домашнего обучения учащихся химии по индивидуальному образовательному маршруту.
Ключевые слова:
домашнее обучение, индивидуальный образовательный маршрут, учебная карта.
Заголовок:
Схема-конспект по теме «Химические свойства азота и его соединений»
Список литературы:
- Сухарева О.В. Опорные конспекты как средство повышения эффективности обучения // Химия в школе. - 2018. - № 5. - С. 13-17.
- Браханова М.О. Интеллект-карты при изучении неметаллов // Химия в школе. - 2022. - № 2. - С. 42
- Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химические свойства неорганических веществ: учеб. пособие для вузов / под ред. Р.А. Лидина. – М.: Химия, 2000.
- Кочкаров Ж.А. Химия в уравнениях реакций: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.
- Турова Н.Я. Таблицы-схемы по неорганической химии. – М.: МЦНМО, 2020.
Аннотация:
Рассмотрен авторский вариант структурирования информации по теме «Химические свойства азота и его соединений» в виде компактной схемы, которая предлагается использовать на уроках как раздаточный материал. Показано, что применение схемы позволяет преподать тему в соответствии с общепринятой последовательностью изложения материала и при этом интенсифицировать процесс обучения.
Ключевые слова:
конспект, схема, инфографика, методика, азот, реакции.
Заголовок:
Из опыта развития химической грамотности
Список литературы:
- Асанова Л. И. О разработке заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности // Химия в школе. — 2022. — № 3. — С. 22-30.
- Перевозчикова Н. В. Из опыта формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 40-43.
- Pentin A.Yu., Nikiforov G.G., Nikishova E.A. Basic approaches to the assessment of natural science literacy // Domestic and foreign pedagogy. — 2019 — № 1(4 (61). — Pp. 80-97.
- Петрушкина С.П. Сущность и структура химической грамотности учащихся общеобразовательной школы // Педагогика и психология. — Вестник ЧПГУ им. А.Я. Яковлева. — 2009. — № 11(2) — С.131-137.
- Shifi Syarifa Fahmina et al. Dimension of Chemical Literacy and its Influence in Chemistry Learning 2019 J. Phys.: Conf. Ser. 1233 012026 DOI 10.1088/1742-6596/1233/1/012026
- Phelps J., Shwartz Y., Ben-zvi R., Hofstein A. Chemical Literacy: What Does This Mean to Scientists and School Teachers? // Journal of Chemical Education. — 2006. — Vol. 83 (10). — Pp. 1557–1561.
- Миренкова Е. В. К вопросу о формировании химической грамотности // Химия в школе. — 2021. — № 4. — С. 15-19.
- Лисичкин Г.В., Карлов С.С. Методические основы разработки заданий по химии // Естественно-научное образование: методические основы разработки заданий по химии. Cборник. — М.: Издательство Московского университета, 2022. — С. 8-17.
- Элементы большой науки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elementy.ru/
Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования у школьников химической грамотности. Предложено контекстное задание, направленное на развитие химической грамотности и разработанное с использованием актуальной информации о перспективах освоения Марса.
Ключевые слова:
естественно-научная грамотность, химическая грамотность, освоение Марса, оксид углерода(IV), железо, оксислительно-восстановительные реакции.
Заголовок:
Трудные задания ЕГЭ и ОГЭ. Химический эксперимент
Аннотация:
Выпущенные издательством «Просвещение» учебные пособия в доступной и интересной форме помогут школьникам овладеть необходимыми представлениями о химических процессах, умениями планировать и проводить химические эксперименты.
Ключевые слова:
подготовка к ГИА, химический эксперимент.
Заголовок:
Качественный спектральный анализ на уроках и факультативных занятиях
Список литературы:
- Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2013.
- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2014.
- Яворский Б.М., Детлаф А.А. Курс физики. Т. III. — М.: Высшая школа, 1971.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2016.
- Завражнов А.Ю., Наумов А.В., Косяков А.В. Практикум по неорганической химии. Химия s- и sp-элементов: учебное пособие для вузов. — Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2016.
- Высоцкая Л.В. и др. Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: углублённый уровень. — М.: Просвещение, 2021.
- Генкель П.А. Физиология растений: учебное пособие по факультативному курсу для IX класса. — М.: Просвещение, 1985.
Аннотация:
На уроках физики обучающиеся знакомятся с основными принципами качественного спектрального анализа. Использование этих знаний при изучении химии служит установлению межпредметных связей, способствующих формированию у школьников целостной естественно-научной картины миры, а также помогает обучающимся более качественно разобраться в сложных теоретических и экспериментальных аспектах указанной темы.
Ключевые слова:
спектроскоп, спектры испускания (эмиссионные спектры), спектры поглощения (абсорбционные спектры).
Заголовок:
Наследие В.Н. Верховского: фундаментальные основы отечественной методики
Список литературы:
- Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Т. II. — Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1949.
- Верховский В.Н. Неорганическая химия. Учебник для средней школы. — М.-Л.: Учпедгиз, 1935.
- Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Методика преподавания химии в средней школе: издание второе, переработанное. — М.-Л.: Учпедгиз, 1936.
- Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Методика преподавания химии в средней школе. Государственное учебно-педагогическое издательство. — М.-Л.: Учпедгиз, 1934.
Аннотация:
Статья посвящена анализу богатого методического наследия выдающегося методиста-химика В.Н. Верховского, 150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Утверждается и доказывается, что многое из его методического опыта актуально и в настоящее время. Приведены примеры востребованных и сегодня методических идей и находок автора. Показан непростой путь появления и исключения метода тестов из химического образования.
Ключевые слова:
В.Н. Верховский, химическое образование, методическое наследие.
Заголовок:
Университетские технопарки для студентов и школьников
Список литературы:
- Санина М.Ю., Ларина Т.В., Федосова А.Р. Использование технопарков универсальных педагогических компетенций и педагогического «Кванториума» при обучении химии и физике в ВГПУ // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2022. — № 4(297). — С. 83-88.
- Капустина Е.Д., Звонарева Е.А., Санина М.Ю. Использование технопарков ВГПУ и центров «Точка роста» при обучении будущих учителей химии // Диалог на равных: Материалы региональной научно-практической конференции, посвящённой Году педагога и наставника, Воронеж, 10 февраля 2023 г. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. — С. 87-91.
- Releon: Российский производитель учебного оборудования, электроники и программного обеспечения [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://rl.ru
- Безугляк А.В. Опыт использования температурных датчиков цифровой лаборатории Releon на уроках химии в школе // Тезисы докладов студенческой научной конференции по итогам работы за 2022 г. Воронежский государственный педагогический университет. — Воронеж, 2023. — Вып. 27. — С. 94 – 96.
- Билет в будущее [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bvbinfo.ru/contacts
- Тендер РТС. Электронная площадка России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rts-tender.ru/poisk/gost/4011-72/
- Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1400030
- Грачёв К.Ю., Чудина Е. Е. Педагогический класс в системе непрерывного педагогического образования: концептуальные основы и содержание курса «Педагогический старт» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2019. — № 3(136). — С. 11-15.
Аннотация:
Представлена тематика лабораторных, курсовых и дипломных работ студентов бакалавриата и магистратуры профилей «Химия» и «Химическое образование», использующих оборудование технопарков вуза. Приведены задачи и результаты практики по научно-исследовательской работе на базе технопарков. Описаны профессиональные пробы для школьников по направлениям «Химик-аналитик» и «Электрохимик», занятие для педагогического класса «Использование цифровых лабораторий Releon для актуализации уроков химии», организованные в технопарках.
Ключевые слова:
технопарк, цифровая лаборатория, учебная и научно-исследовательская работа, профориентация.
Заголовок:
Учебные экскурсии: современная форма внеурочной деятельности
Аннотация:
Статья посвящена особенностям организации экскурсий для школьников. В качестве примера приведено описание учебной экскурсии на нефтеперерабатывающий завод.
Ключевые слова:
внеурочная деятельность по химии, учебная экскурсия, нефтеперерабатывающий завод.
Заголовок:
Практико-ориентированный проект «Получение хлоридов фосфора»
Список литературы:
- Бабич Л. В., Балезин С. А., Гликина Ф. Б. и др. Практикум по неорганической химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1991.
- Гельфман М. И., Юстратов В. П. Неорганическая химия: Учебное пособие. — СПб.: Лань, 2007.
- Глинка Н. Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов. — М.: Интеграл-Пресс, 2000.
- Денисов В. В., Таланов В. М., Денисова И. А. Общая и неорганическая химия: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
- Ключников Н. Г. Неорганический синтез: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. — М.: Просвещение, 1988.
Аннотация:
В статье представлены результаты подготовки и проведение химических исследований по получению хлоридов фосфора(III) и (V), а также их сравнительный анализ по многим параметрам.
Ключевые слова:
хлориды фосфора, химический эксперимент, неорганический синтез, сравнительный анализ.