Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2010 № 5

Русская версия
English version
Заголовок:

О формировании толерантных отношений в образовательной среде

Список литературы:
  1. Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. – М., 1995.
  2. Асмолов А. Г. Аннотация «Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности» // Вопросы психологии. – 2003. – № 4.
  3. Асмолов А. Г. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача // Мы – сограждане (СМИ и общество) / Под ред. Л. И. Сёминой. – М.: Бонфи, 2002. – Т. 2. – С. 270–278.
  4. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. – 2001. – № 1. – С. 62–68.
  5. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. – М., 2004.
  6. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. – М., 2008.
  7. Солдатова Г. У. Научная конференция «Толерантность – норма жизни в мире разнообразия» // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 132–135.
  8. Синягина Н. Ю. Группы особого психологического внимания: своевременная диагностика и коррекция // Директор школы. – 2001. – № 9. – С. 49–56.
  9. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая поддержка школьника в процессе его образования как основа личностно ориентированного образования // Воспитать человека. – М.: Вентана-Граф, 2002. – С. 147–150.
  10. Синягина Н. Ю. Роль педагога в развитии одарённости младшего школьника // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 4. – С. 26–36.
  11. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
  12. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 629.
Аннотация:
Важнейшая задача современной школы – формирование личности человека как носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях. Толерантная культура многоаспектна и строить образовательное пространство необходимо с учётом, как минимум, трёх составляющих: готовности администрации образовательного учреждения оказывать содействие учителям по внедрению в культуру школы педагогики толерантности, толерантности учителей как внешней, так и внутренней и восприятия учащимися образовательной среды как толерантной.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Химия сладкого вкуса

Аннотация:
В последнее время часто подчёркивается опасность чрезмерного содержания сахара в рационе человека. В настоящее время активно ведётся поиск природных растительных сладких веществ неуглеродной природы, и ряд таких соединений найден и предложен для промышленного производства. В статье приведены эти соединения и описаны их свойства.
Заголовок:

Учебно-познавательная деятельность как источник знаний школьников

Список литературы:
  1. Кузнецова Л. М. Химия-8. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. Кузнецова Л. М. Химия-9. – М.: Мнемозина, 2009.
  3. Кузнецова Л. М. Химия-10. – М.: Мнемозина, 2009.
  4. Нифантьев Э. Е. Органическая химия. – М.: Мнемозина, 2007.
  5. Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии в 8 классе. – М.: Мнемозина, 2006.
  6. Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии в 9 классе. – М.: Мнемозина, 2006.
Аннотация:
Учебный процесс необходимо вести через организацию собственной познавательной деятельности школьников. Для того чтобы правильно организовать ее, необходимо в каждом учебном предмете выделить специфические формы деятельности, которые являются генетическими для данной отрасли человеческого знания. В статье приведены примеры уроков, на которых организована учебно-познавательная деятельность школьников.
Заголовок:

Деятельностный подход при изучении реакций ионного обмена

Аннотация:
Описана методика обучения учащихся умению составлять уравнения реакций ионного обмена в растворах электролитов на основе теории поэтапного (планомерного) усвоения умственных действий и понятий, реализующей деятельностный подход к процессу обучения. Определены компоненты данного умения, составлен учебно-методический комплект, включающий схемы ООД и систему упражнений для формирования умения с требуемыми характеристиками. Предложен модифицированный ряд активности кислот, позволяющий определять продукты реакций с участием многоосновных кислот и их солей, а также органических веществ с кислотными свойствами.
Заголовок:

Урок на основе межпредметных и внутрипредметных связей

Список литературы:
  1. Бурая И. В. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности // Химия в школе. – 2001. – № 10. – С. 23–32.
  2. Магеррамов М. А. Свойства плодов гранта и их хранение в модифицированной атмосфере. – Баку, 2004.
  3. Карашарлы А. С. Гранат и его использование. – Баку: Азернешр, 1981.
Аннотация:
В статье рассматривается открытый урок применения межпредметных и внутрипредметных связей при объяснении учебного материала. Автор показывает связь между дисциплинами на примере свойств плодов граната. Рассматривается важность межпредметной и внутрипредметной связи как восприятия учебной информации, а также понимание физико-химических и биохимических процессов в производстве продуктов питания.
Заголовок:

Использование элементов бизнес-проектирования на уроках химии

Аннотация:
С целями подготовки учащихся 9-го класса к изучению экономических дисциплин, развития у них социальных компетентностей авторы предлагают им ознакомиться с методикой простейшего бизнес-проектирования на уроках химии. Рассмотрена методика проведения урока в 9-м классе по теме «Силикатная промышленность» с использованием технологии «Перспектива», созданной на основе метода «Шесть шляп мышления» Э. де Боно.
Заголовок:

Урок-путешествие для восьмиклассников

Список литературы:
  1. Беляева Л. П.. Адрес: г. Верхний Уфалей, Челябинская обл.. Место работы: СШ № 1.
Аннотация:
Предложен урок в 8-м классе по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей» в форме путешествия по материку Неорганическая химия, на котором находятся четыре государства: Оксиды, Основания, Кислоты, Соли.
Заголовок:

Первый урок химии в 8-м классе

Список литературы:
  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М., Просвещение, 1995.
  2. Смирнова Л. М., Жуков П. А. Я знаю, какой элемент вы задумали… // Химия в школе. – 1998. – № 3. – С. 86.
  3. Вольеров Г. Б. Улыбка для учителя // Химия в школе. – 1991. – № 1. – С. 60; № 2. – С. 47; № 4. – С. 62; № 5. – С. 59.
  4. Кожанова Э. А. Как я провожу урок-игру // Химия в школе. – 1995. – № 6. – С. 21.
Аннотация:
Предложена разработка первого урока химии в 8 классе. Этот урок должен показать учащимся, что химия наука интересная, увлекательная, но в то же время требует серьёзного отношения, большого трудолюбия. На уроке используются различные формы работы с учащимися: беседа, викторина, игра, лабораторные опыты, демонстрационный эксперимент, рассказ, просмотр видеофрагментов. Урок сопровождается компьютерной презентацией, демонстрацией видеофрагментов из истории науки, инсценировками.
Заголовок:

Ролевая игра, или Снова незаменимые

Аннотация:
В статье раскрываются аспекты формирования здоровьесберегающих знаний, умений через исследовательскую деятельность учащихся при изучении химии в школе.
Заголовок:

Примеры заданий части С

Аннотация:
Предложены пять заданий части С, составленных по аналогии с заданиями демоверсии ЕГЭ 2010 г. Их можно использовать при подготовке выпускников школ к Единому государственному экзамену по химии.
Заголовок:

Химия глазами математика

Список литературы:
  1. Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А. и др. Алгебра: Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е. Алгебра. 7 класс. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Виленкин Н. Я., Жохов В. И. Математика. 6 класс. – М.: Мнемозина, 2008.
  4. Алгебра. 9 класс / Под ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2001.
  5. Алгебра и начала анализа. 10–11 классы / Под ред. А. Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2003
Аннотация:
Предложена подборка задач к одному из разделов элективного курса «Химия глазами математика», которые позволяют школьникам увидеть, что многие химические задачи знакомы им из курса математики и нужно лишь умело применять полученные на других уроках знания.
Заголовок:

Учение о химической связи в школьном курсе

Список литературы:
  1. Щеглов Н. П. Начальные основания химии // Указатель открытий по физике, химии, естественной истории и технологии. — СПб., 1830. — Т. 7. — Ч. 2.
  2. Гесс Г. И. Основания чистой химии, сокращённые в пользу учебных заведений. — СПб., 1834.
  3. Щеглов Н. Т. Краткая химия. — СПб., 1841.
  4. Сиджвик Н. В. Природа связей в химических соединениях. — Л., 1936.
  5. Полинг Л. Природа химической связи. — М.;Л., 1947.
  6. Верховский В. Н. Неорганическая химия: Учебник для 8–10 классов средней школы. — М.;Л., 1947. — С. 149–152.
  7. Левченко В. В., Иванцова М. А., Соловьев Н. Г., Фельдт В. В. Химия: Учебник для 8–10 классов средней школы. — М., 1949. — C. 309–310.
  8. Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Неорганическая химия: Учебник для 7–8 классов. — М., 1975. — С. 164, 169.
  9. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 7–11. — М., 1981. — С. 119.
  10. Бердоносов С. С. Химия. 8 класс. — М., 2002. — С. 41–43, 98–100.
  11. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия. 8 класс. — М., 2003. — С. 162, 157, 174.
  12. Новошинский И. Н., Новошинская Н. С. Химия. 8 класс. — М., 2002. — С. 52, 53, 61, 63.
  13. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М., 2002. — С. 37, 43–45.
  14. Иванова Р. Г., Каверина А. А., Корощенко А. С. Контроль знаний учащихся по химии. 8–9 классы. — М., 2003.
  15. Савинкина Е. В., Живейнова О. Г., Логинова Г. П. Химия: Учебное пособие для школьников старших классов и абитуриентов. — М., 2003.
  16. Семёнов И. Н., Петрова Г. А. Химия: Учебное пособие для поступающих в вузы. — СПб., 1995.
  17. Семёнов И. Н., Перфилова И. Л. Химия. — СПб., 2000.
Аннотация:
Авторы обращают внимание читателей на противоречия в материалах, предлагаемых школьнику, и изложить свою точку зрения на то, что действительно важно знать учащемуся о химической связи. Он должен не только характеризовать различные виды химической связи, но и определять вид связи (ковалентная или ионная) в конкретных соединениях.
Заголовок:

Интегративный лабораторный практикум

Аннотация:
Автор рассматривает интеграцию экспериментальных химических умений учащихся на уроках химии и биологии. Средством осуществления интеграции выступает интегративный лабораторный практикум, основанный на идее интеграции сходных методов познания на уроках химии и биологии. Практикум содержит 27 работ и состоит из трёх частей.
Заголовок:

Как организовать учебное исследование

Список литературы:
  1. Минченков Е. Е., Журин А. А. Химия: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. — С. 172.
  2. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразоват. учрежд. — М.: Вентана-Граф, 2002. — С. 93.
  3. Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. Н., Лёвкин А. Н. Химия: 11 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. учрежд. (профильный уровень). Ч. 2. — М.: Вентана-Граф, 2008. — С. 43, 125.
  4. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Химия: Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 1997. — С. 197, 204, 259.
  5. Chambers C., Holliday A.K. Modern Inorganic Chemistry. — Great Britain, Chichester, Sussex: Butterworth & Co (Publishers) Ltd, 1975. — P. 409.
  6. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ. — М: Химия, 2000. — С. 286.
  7. Реми Г. Курс неорганической химии. Т. 2. — М.: Мир, 1966. — С. 400.
Аннотация:
Предложена методика организации учебного исследования, предметом которого является взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой. Показано, что хорошо известная реакция, описанная во многих учебниках, имеет ряд особенностей и может быть предметом интересного экспериментального изучения, которое вполне по силам школьникам, изучающим химию на базовом уровне. Серия представленных опытов нацелена на преодоление формализма в химических знаниях учеников, развитие их умения наблюдать и объяснять сущность явлений на основе имеющихся знаний, развитие их критического мышления. Результаты, полученные учениками в ходе экспериментального исследования, удачно согласуются с литературными данными и убедительно доказывают необходимость комплексного подхода к изучаемым процессам.
Заголовок:

Цепные реакции Семёнова

Список литературы:
  1. Данин Д. С. Резерфорд. — М.: Молодая гвардия, 1966.
  2. К 110-летию со дня рождения. «Тринадцать плюс…» Академик Николай Семёнов. 15. 04. 06. Семёнов Николай. Цепная реакция познания. – http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=35415.
  3. Шилов А. Е. Николай Семенов и его роль в науке. — http://www.chph.ras.ru/semenov.html.
  4. Пурмаль А. П. Цепные реакции. // СОЖ. — 1998. — № 6. — С. 35–41.
  5. Семёнов Н. Н. Цепные реакции. Л.: Госхимтехиздат, 1934.
  6. Новосад Е. Большая революция «малых доз». — http://old.lgz.ru/archives/html_arch/lg232001/society/art9.htm.
  7. Гранин Д. А. Зубр // Роман-газета. — 1988. — № 21.
  8. Энциклопедия для детей. — Т. 18. Человек. — Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав ред. В. А. Володин. — М.: Аванта+, 2002.
  9. Рост Ю. Визит к нобелевскому лауреату. — http://www.novayagazeta.ru/data/2004/34/06.html.
Аннотация:
Статья посвящена работам академика Н. Н. Семёнова в области цепных реакций и их значению для современного естествознания.
Заголовок:

Дайте планете шанс!

Аннотация:
Автор предлагает сценарий интегрированной (география, экология, химия) деловой игры, позволяющей установить причинно-следственные связи между деятельностью человека и ее последствиями, обобщить и расширить знания старшеклассников об антропогенном загрязнении окружающей среды, заставить их задуматься о путях выхода из кризисной ситуации. Игра проходит в форме выездного заседания суда.
Заголовок:

Командная игра «Экологические маркировки»

Список литературы:
  1. Экологическая маркировка // Деловой экологический журнал. – 2003. – №3.
  2. Некоторые знаки экологической маркировки // Наука и жизнь. – 2007. – №3. – С. 46-47.
Аннотация:
Предложена игра для учащихся 3–7 классов. Она не только знакомит школьников с экологическими маркировками, но и будет способствует развитию их умения работать с информацией, представленной в виде символов.
Title:

On forming tolerant relations in education environment

Summary:
The critical task of a current school is forming a human personality as a bearer of humanistic views, and the idea of tolerance in interethnic relations. Tolerant culture is multifold, and it is necessary to build up educational space, taking into consideration at least three components as minimum: readiness of administration of an educational institution to assist teachers in their efforts towards application of the pedagogics of tolerance to the school culture, tolerance of teachers both external and internal, and perception of educational environment by students as tolerant.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Khmel’kov S. B.. Adress: Moscow. Workplace: Senior Expert on legal issues of the Central Committee of the Trade Union of the Education and Science of the Russian Federation.
Title:

Chemistry of sweet taste

Summary:
Recently they often emphasize on the danger of excessive sugar content in food allowance of a man. At present time they search actively for natural vegetative sweet substances of non-carbonic nature, and a number of such compounds have been found and suggested for industrial production. Those compounds are given in the article, and their properties are described.
Title:

Educational and cognitive activity as a source of students’ knowledge

Summary:
It is necessary to drive an academic process via organization of own cognitive activity of students. For it to be organized in a right way it is necessary in every subject to mark out specific types of activity, which are genetic for a given sphere of a human cognition. The article offers example of lessons with organized educational and cognitive activity of students.
Title:

Learning activity of students, when studying reactions of ion exchange

Summary:
The methodology of teaching pupils to compose equations of an ionic exchange in electrolytes based on the theory of stage-by-stage (planned) formation of intellectual actions and concepts, according to the activity approach for teaching is discussed here. Components of the skill were determined and then the methodical and teaching complete set including schemes of orientation basis of activity and system of exercises for necessary skills formation were developed. Moreover, the modified range of acids strength was proposed that allows defining products of chemical reactions with multibasic acids and salts, and with acid- similar organic substances.
Title:

Lesson based on the intersubject and intrasubject links

Summary:
Open lesson of application of intersubject and intrasubject links at explanation of study material is considered in the paper. The author shows connection between the disciplines on example of pomegranate fruits. Importance of intersubject and intrasubject links as perception of the study information and also understanding of physical-chemical and biochemical processes in production of provisions are discussed. Influence of biochemical properties of pomegranate and their derivative products on the human organism is described in the article.
Title:

Using elements of business-projecting at chemistry lessons

Summary:
With the purpose of preparation of the 9th Form students to study economic disciplines, and to develop their social competences, authors offer them to get acquainted with the methods of the simplest business-projecting at chemistry lessons. The method of conducting a lesson in the 9th Form on the subject of “Silicate industry” using technology “Perspective”, created on the basis of Edw. De Boneau method “Six hats of thinking”, is considered.
Title:

A lesson- journey for the 8th Form students

Summary:
The lesson in the 8th Form on the subject of “Properties of acids, bases, oxides, and salts” in the form of travelling around mainland “Inorganic chemistry”, on which four states are situated: Oxides, Bases, Acids, and Salts, is offered.
Title:

The first Lesson of Chemistry in the 8th form

Summary:
I suggest the formulation of the first lesson of Chemistry in the 8th form. This lesson should show the children, that Chemistry is an interesting, fascinating subject, but at the same time it demands serious attitude, hard work. At the lesson lots of different forms of work with the pupils are used: discussion, quizzes, games, laboratory tests, demonstrational experiments, stories, displays of video clips. The lesson is accompanied by the computer presentation, displays of video clips of the history of the science, the staging.
Title:

Role game, or Irreplaceable again

Summary:
The paper tackles the problem of acquiring knowledge and skills in staying healthy through the research conducted at Chemistry classes
Title:

Examples of tasks from Part C

Summary:
Five tasks from Part C, compiled by analogy with tasks of the demo version of the Centralized testing on chemistry of 2010, are offered. They can be used by final-year students while getting ready for the Centralized testing on chemistry.
Title:

Chemistry through the eyes of a mathematician

Summary:
A selection of sums for one of the sections of elective course “Chemistry through the eyes of a mathematician” is offered, which allows students to see many of chemical sums are familiar to them from the maths course, and all they need is to use acquainted at other lessons knowledge skilfully.
Title:

Studies about chemical bond in a school course

Summary:
The authors pay readers’ attention to contradictions in materials offered to students, and express their own opinion regarding that which is really important for a student to know regarding a chemical bond. A student must not only characterize different types of a chemical bond, but to determine a bond type (a covalent bond or a ion(ic) bond) in specific compounds.
Title:

Integrative laboratory training

Summary:
The author studies integration of experimental chemical skills of students at chemistry and biology lessons. Integrative laboratory training based on the idea of integration of similar ways of cognitions at chemistry and biology lessons performs the role of the mean to put integration into practice. Laboratory training contains 27 assignments and consists of three parts.
Title:

How to organize a training research

Summary:
The procedure of the organization of the training investigation, object of which is interaction of copper with the concentrated sulfuric acid is proposed. It is shown that the well known reaction, described in many textbooks, has a number of special features and can be the object of interesting experimental research, which completely on the forces to students, who study elementary chemistry. A series of the represented experiment is aimed for overcoming of formalism in the chemical knowledge of students, development of their skill to observe and to explain the essence of the phenomena, development of their critical thinking. The results, obtained by students, successfully will agree with literature data and convincingly prove the need for integral approach to the studied processes.
Title:

Semenov’s chain reactions

Summary:
This article is about academician N. N. Semenov works in the field of chain reactions and their importance for modern natural sciences.
Title:

Give the planet a chance!

Summary:
Gindina A.G.. Adress: The town of Apatity, the Murmansk region. Workplace: School № 15.
Title:

Knowledge integration, business game, anthropogenic pollution of the environment.

Summary:
A game for students from 3d up to 7th Forms is offered. It does not only get students acquainted with ecological markings, but will promote development of their abilities to work with information presented in a way of symbols.
Связаться с нами