Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2024 № 7

Русская версия
English version
Заголовок:

Общество, школа, учитель: разговор начистоту (стр. 2-7)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-2-8

Аннотация:
Школьное образование так или иначе затрагивает каждого из нас. Вклад школы в формирование личности, а значит, и следующего поколения нашего общества, переоценить невозможно. Для реализации задач, стоящих перед системой образования, нужны учителя высокой квалификации. Автор обсуждает кадровые, финансовые и другие проблемные точки современной системы образования.
Заголовок:

Курская магнитная аномалия: современное состояние и перспективы развития (стр. 9-15 )

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-9-15

Список литературы:
  1. Емельянов А. Открытие железного Клондайка под Курском [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://blog.rusgeology.ru/category/otkrytie-zheleznogo-klondayka-pod-kurskom
  2. Петин А.Н. Минерально-сырьевые ресурсы Курской магнитной аномалии и экологические проблемы их промышленного освоения // Вестник РУДН, сер. Инженерные исследования. — 2006. — № 1. — С. 124-135.
  3. Шахте им. И.М. Губкина в 2021 году исполняется 90 лет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vnedra.ru/glavnaya-tema/na-rubezhe-stoletiya-15490/?ysclid=lsec9c6cp9147569078
  4. Политикова Т. Лебединский горно-обогатительный комбинат: производство и история [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://fb.ru/article/344643/lebedinskiy-gorno-obogatitelnyiy-kombinat-proizvodstvo-i-istoriya?ysclid=ls69grjcpd144999084.
  5. Волков В.Н., Давтян М.Л. Чёрная металлургия: актуальные проблемы отрасли // Химия в школе. — 2014. — № 3. — С. 5-10.
  6. Горячебрикетированное железо (ГБЖ): производство, плюсы, особенности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hardhub.ru/articles/spravka/goryachebriketirovannoe-zhelezo-gbzh-proizvodstvo-plyusy-osobennosti/
  7. Новое хвостохранилище сделает Лебединский ГОК экологичнее и эффективнее // Металлоинвест [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZE49_VvPyAKVOu9S
  8. Легина М. Михайловский рудник: история и современность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fb.ru/article/556021/2023-mihaylovskiy-rudnik-istoriya-i-sovremennost?ysclid=lseyn1a8nv612179108
  9. Варичев А.В. и др. Инновационные решения в производстве железорудного сырья на Михайловском ГОКЕ // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. — 2017. — № 5С. — С. 141-153.
  10. Металлоинвест запустил в опытно-промышленную эксплуатацию комплекс дообогащения концентрата на Михайловском ГОКе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.metalloinvest.com/media/press-releases/709258/
  11. Евграфова И. Как добывают железную руду? Экскурсия по Яковлевскому ГОКу // Про камни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZDgL0eMdsDjeoRS6
  12. Уникальные фитоочистные сооружения построили на Яковлевском ГОКе с участием НИУ «БелГУ» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://bsuedu.ru/bsu/news/news.php?ID=798828&IBLOCK_ID=123&ysclid=lt0e55k4ib186451147
Аннотация:
Статья посвящена современному состоянию и перспективам развития Курской магнитной аномалии, самого крупного железорудного бассейна в мире.
Заголовок:

О содержании курса органический химии на базовом уровне среднего полного образования (стр. 16-21)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-16-21

Аннотация:
Утверждённая недавно Федеральная рабочая программа по химии задаёт довольно жёсткие требования к содержанию образования. Никаких обоснований этого содержания не предложено, профессиональные дискуссии по этому поводу не проводилось. Данную статью следует рассматривать как приглашение к дискуссии о содержании курса органической химии на базовом уровне. В ней сделана попытка задать рамки и критерии отбора содержания. Автор надеется, что по результатам дискуссии удастся приблизить ФРП к потребностям общества.
Заголовок:

Межпредметная интеграция при изучении темы «Воздух» (стр. 22-26)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-22-26

Список литературы:
  1. Демидова М.Ю., Добротин Д.Ю., Рохлов В.С. Подходы к разработке заданий по оценке естественно-научной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8–19.
  2. Козлова З.А. Из опыта организации проблемно-интегративного обучения // Химия в школе. - 2019. - № 9. - С. 30-32.
  3. Кононенко Л.В., Заворотная И.А., Кабанова Л.А. Межпредметная интеграция как способ развития функциональной грамотности и творческого мышления // Химия в школе. - 2023. - № 10. - С. 31-38.
  4. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  5. Мансурова С.Е., Камзеева Е.Е., Иванеско С.В. и др. Развитие естественно-научной грамотности на основе предметного и межпредметного содержания: методическое пособие для учителя. - М.: ФГАОУ ДПО «Академия минпросвещения России», 2021.
  6. Пилюгина Н.Н., Щетинина Д.В. Об использовании интеллект-карт в процессе обучения // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 22-28.
Аннотация:
Химия достаточно поздно появляется в учебном плане, но к этому времени учащиеся уже обладают знаниями из области математики, биологии, физики, географии и истории. Мы предлагаем использовать полученную ранее школьниками информацию для изучения темы «Воздух».
Заголовок:

Урок по теме «Свойства и применение серы» (стр. 27-30)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-27-30

Аннотация:
Предложена разработка комбинированного урока изучения нового материала для учащихся 9 класса.
Заголовок:

Как мы изучаем кислые и основные соли (стр. 31-33)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-31-33

Список литературы:
  1. Кузнецова Л.М. О развитии мышления учащихся // Химия в школе. - 2022. - № 5. - С. 6-9.
  2. Ромашов Л.В. Основные соли: забытый класс соединений или методическая находка? // Химия в школе. - 2023. - № 9. - С. 34-36.
  3. Русакова А.В. Урок по теме «Классификация и свойства солей» // Химия в школе. - 2022. - № 7. - С. 33-36.
Аннотация:
В советской школе ознакомление учащихся с кислыми и основными солями было связано с изучением гидролиза, т.е. они рассматривались мимоходом. Автор предлагает свой подход к их изучению – на основании знаний о реакции нейтрализации.
Заголовок:

К изучению темы «Типы химических реакций» (стр. 34-38)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-34-38

Аннотация:
Предлагается описание урока по теме «Типы химических реакций» (8 класс) с применением учебного кейса.
Заголовок:

Комплексный подход к оценке образовательных результатов (стр. 39-45)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-39-45

Список литературы:
  1. Каверина А.А., Снастина М.Г. Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Химия»: методические рекомендации. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.
  2. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Химия (базовый уровень) (для 8–9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-khimiia
  3. Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году Основного государственного экзамена по химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-4
  4. Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году Всероссийской проверочной работы по химии (8 класс) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vprklass.ru/vpr/vpr2023-8kl-hi-opisanie.pdf
Аннотация:
Автор рассказывает, как организовать комплексную систему работы учителя по обучению химии и подготовке восьмиклассников к внутренним и внешним оценочным процедурам.
Заголовок:

Из опыта изучения металлов и сплавов (стр. 46-50)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-46-50

Список литературы:
  1. Волков В.Н. Современные алюминиевые сплавы и композиционные материалы // Химия в школе. - 2019. - № 8. - С. 5-11.
  2. Григорьев А.Г., Толетова М.К., Тимшина Е.В., Соколова О.В. Изучение общих свойств металлов на основе межпредметных связей с физикой // Химия в школе. - 2021. - № 2. - С. 24-30.
  3. Мисик Ю.А. Познавательно-интеллектуальная игра «Металлы» // Химия в школе. - 2020. - № 10. - С. 62-65.
Аннотация:
Автор предлагает разработку урока в 9 классе по теме «Металлы и их сплавы».
Заголовок:

Схема-конспект по теме «Химические свойства хрома и его соединений» (стр. 51-55)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-51-55

Список литературы:
  1. Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства серы и её соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 6. – С. 37–40.
  2. Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства азота и его соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 9. – С. 47–50.
  3. Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства фосфора и его соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 10. – С. 22–24.
  4. Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства углерода и его соединений» // Химия в школе. – 2024. – № 1. – С. 43–45.
  5. Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства железа и его соединений» // Химия в школе. – 2024. – № 6. – С. 39-43.
  6. Лидин Р.А. Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химические свойства неорганических веществ: учеб. пособие для вузов / Под ред. Р.А. Лидина. – М.: Химия, 2000.
  7. Кочкаров Ж.А. Химия в уравнениях реакций: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.
  8. Кожина Л.Ф. Хром и его соединения: учебно-методическое пособие. – Саратов, 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1898.pdf
  9. Диаграмма Пурбе для хрома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chem.ru/hrom.html
  10. Дистанционный урок по теме «Хром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://distant-lessons.ru/ximiya/xrom
Аннотация:
Предложен авторский вариант структурирования информации для 11 класса (углубленный уровень) по теме «Химические свойства хрома и его соединений» в виде схемы-конспекта. Конспект содержит большое количество уравнений реакций, рассмотрение которых на уроке необходимо для качественной подготовки к экзаменам.
Заголовок:

Радиоактивные превращения в конкурсных и олимпиадных задачах (стр. 56-61)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-56-61

Список литературы:
  1. . Вацадзе С.З., Ерёмина О.Е., Веселова И.А. и др. Радиофармпрепараты группы катехоламинов, меченные 18F, в диагностике нейродегенеративных заболеваний и нейроэндокринных опухолей: подходы к синтезу и перспективы развития // Успехи химии. — 2018. — № 87(4). — С. 350-373.
  2. Атомная энергетика в мире [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://aem-group.ru/mediacenter/informatoriy/atomnaya-enegetica-v-mire.html
  3. Волков В.Н. Атомная энергетика России: современные стратегии развития // Химия в школе. — 2022. — № 4. — С. 5-11.
  4. Двирный В.В., Крушенко Г.Г., Елфимова М.В. и др. Ядерные энергетические установки для космических аппаратов // Информационные технологии и математическое моделирование в экономике, технике, экологии, образовании, педагогике и торговле. — 2016. — № 8. — С. 55-72.
  5. Крупская В.В., Бирюков Д.В., Белоусов П.Е. и др. Применение природных глинистых материалов в рамках работ по повышению уровня ядерной и радиационной безопасности объектов ядерного наследия // Радиоактивные отходы. — 2018. — № 2. — С. 30-43.
  6. ФИПИ. Единый государственный экзамен по физике 2024 г.: демонстрационный вариант, кодификатор, спецификация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-3
  7. Программа вступительных испытаний по физике в МГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.msu.ru/entrance/program/phys.html
  8. Программа вступительных испытаний по химии в МГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.msu.ru/entrance/program/chem.html
  9. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Чуранов С.С. Сборник конкурсных задач по химии. — М.: Экзамен, 2001.
  10. Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Рыжова О.Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренина. — М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2006.
  11. Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Рыжова О.Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н.Е. Кузьменко, О.Н. Рыжовой, В.И. Теренина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
  12. Кузьменко Н.Е., Рыжова О.Н., Теренин В.И. и др. Олимпиады и конкурсные экзамены по химии в МГУ. — М.: Лаборатория знаний, 2019.
  13. Рыжова О.Н., Теренин В.И., Кузьменко Н.Е. и др. Химия: Олимпиады и вступительные экзамены по химии в МГУ. — М.: Лаборатория знаний, 2024.
Аннотация:
Выполнен анализ заданий вступительных экзаменов и олимпиад по химии, отобраны задачи, посвящённые радиоактивным превращениям. Выявлены типы задач и степень реализации в них межпредметных связей с физикой. Приведены примеры расчётных и качественных конкурсных задач с решениями.
Заголовок:

Игра для старшеклассников «Великие химики России» (стр. 62-69)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-62-69

Список литературы:
  1. Волков В.А., Куликова М.В. Российская профессура. XVIII — начало XX в. Химические науки: биогр. словарь. — СПб. Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 2004.
  2. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. — М.: Высшая школа, 1991.
  3. Манолов К.Р. Великие химики. В 2 т. — М.: Мир, 1986.
  4. Николайчук Н. Известные русские химики: список, достижения, открытия и интересные факты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.syl.ru/article/291914/izvestnyie-russkie-himiki-spisok-dostijeniyaotkryitiya-i-interesnyie-faktyi
Аннотация:
В статье предлагается описание познавательно-интеллектуальной игры для старшеклассников «Великие химики России».
Заголовок:

Из опыта развития экологического сознания учащихся (стр. 71-72)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-71-72

Список литературы:
  1. Бронская Ю.К., Пармененков К.Н. Осознанное потребление как один из факторов в росте утилизации мусора в Российской Федерации на современном этапе // Финансовые рынки и банки. — 2023. — № 1. — С. 5–13.
  2. Рациональное потребление — новый тренд в России и мире // Роспотребнадзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://86.rospotrebnadzor.ru/news/racionalnoe-potreblenie-—-novyj-trend-v-rossiii-mire
  3. Петров В.Г., Чечина А.Х. Линии сортировки мусора. Перспективы применения. — Ижевск: Изд-во Института прикладной механики УрО РАН, 2005.
  4. Романова К.А. Экологическое сознание человека ценностная ориентация времени // Вестник ОГУ. — 2007. — № 5. — С. 25–29.
  5. Романова О.Н. Элективный курс «Вторичная переработка материалов» // Химия в школе. — 2019. — № 9. — С. 55–59.
  6. Гюлбекян Л.К., Борунова Е.Б. Об организации дебатов в процессе обучения // Химия в школе. — 2020. — № 8. — С. 49–53.
  7. Яхъяев О.А. Ролевая игра «Суд над углекислым газом» // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 33–36.
  8. Фарус О.А. Наш опыт исследования биоразлагаемых материалов // Химия в школе. — 2022. — № 4. — С. 62–65.
  9. Исаев Д.С., Соболев А.Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53–58.
  10. Опрос ВЦИОМ: большинство молодых россиян не считают себя космополитами // РИА Новости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/20221214/molodezh-1838651222.html
Аннотация:
В статье описаны некоторые пути формирования экологического сознания учащихся при изучении химии в школе. Приведён пример задания с экологическим содержанием.
Заголовок:

Социальное партнёрство с родителями при организации учебного процесса (стр. 73-76)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-73-76

Список литературы:
  1. Фридман И. Воспитание родителей. — Издательство «Эдитус», 2023.
  2. Григорьев Д.В., Кожурова О.Ю. Эффективное воспитание: школа и семья как партнёры // Народное образование. — 2010. — № 10. — С. 241-250.
Аннотация:
Статья содержит обзор выступлений учителей химии и биологии на Международной конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы». Обсуждаются различные формы вовлечения родителей учащихся в организацию учебного процесса.
Заголовок:

Количественный анализ: стандартные и нестандартные методы (стр. 76-78)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-76-78

Список литературы:
  1. Александрова Э.А., Гайдукова Н.Г. Аналитическая химия. Кн. 1. Химические методы анализа. Учебник и практикум для СПО. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
  2. Ковалёв Е.Г. Достижение личностных образовательных результатов в ходе изучения углеводов // Химия в школе. — 2017. — № 9. — С. 16-18.
Аннотация:
Предлагаются две экспериментальные методики определения содержания карбоната кальция в образцах мела. Исследование мела может быть осуществлено в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Title:

Society, School, Teacher: a Straight Talk (pt. 2-8)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-2-8

Summary:
School education affects each of us in one way or another. The contribution of school to the formation of personality, and therefore the next generation of our society, cannot be overestimated. Highly qualified teachers are needed to implement various tasks facing the education system. The author discusses the personnel, financial and other problematic points of the modern education system.
Title:

Kursk Magnetic Anomaly: Current State and Development Prospects (pt. 9-15)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-9-15

Summary:
The article is devoted to the current state and prospects for the development of the largest iron ore basin in the world, the Kursk magnetic anomaly.
Title:

On the Content of the Organic Chemistry Course at the Basic Level of Secondary Education (pt. 16-21)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-16-21

Summary:
The recently approved Federal Chemistry Work Program sets strict requirements for the content of education. No reasoning has been offered for this content, and no professional discussions have been held on this issue. This article should be considered as an invitation to a discussion about the content of the organic chemistry course at the basic level. It attempts to set the framework and criteria for the selection of content. The author hopes that, based on the results of the discussion, it will be possible to bring the Federal Chemistry Work Program closer to the needs of society.
Title:

Interdisciplinary Integration in Studying the Topic “Air” (pt. 22-26)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-22-26

Summary:
Chemistry appears late enough in the curriculum, but by this time students have accumulated enough knowledge from mathematics, biology, physics, geography and history. We suggest using the information previously obtained by schoolchildren to study the topic “Air”.
Title:

Lesson on the Topic “Properties and Application of Sulfur” (pt. 27-30)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-27-30

Summary:
The scenario of a combined lesson of studying new material for 9th grade students is proposed.
Title:

How We Study Acidic and Basic Salts (pt. 31-33)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-31-33

Summary:
In the Soviet school, students' familiarization with acidic and basic salts was associated with the study of hydrolysis, i.e. they were considered in passing. The author offers his own approach to studying salts based on knowledge about the neutralization reaction.
Title:

On Studying the Theme “Types of Chemical Reactions” (pt. 34-38)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-34-38

Summary:
The description of a lesson on “Types of chemical reactions” (Grade 8) using the training case is suggested.
Title:

Integrated Approach to Evaluating Educational Outcomes (pt. 39-45)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-39-45

Summary:
The author discusses organizing a comprehensive teacher's work system for teaching chemistry and preparing eighth graders for internal and external assessment procedures.
Title:

From the Experience of Studying Metals and Alloys (pt. 46-50)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-46-50

Summary:
The author suggests the description of a lesson in the 9th grade on the topic “Metals and their alloys”.
Title:

Outline-Scheme on the Theme «Chemical Properties of Chromium and Its Compounds» (pt. 51-55)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-51-55

Summary:
The author's version of structuring information for 11th grade (advanced level) on the theme "Chemical properties of chromium and its compounds" in the form of a summary outline-scheme is proposed. The conspectus contains a lot of reactions, consideration of which in class is necessary for quality preparation for the exams.
Title:

Radioactive Transformations in Competitive and Olympiad Tasks (pt. 56-61)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-56-61

Summary:
The tasks of entrance examinations and Olympiads in chemistry were analyzed, the tasks devoted to radioactive transformations were selected. The types of tasks and the degree of implementation of interdisciplinary connections with physics in them are revealed. Examples of quantitative competitive tasks and tasks without calculations are presented with solutions.
Title:

Game for High School Students “Great Chemists of Russia” (pt. 62-69)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-62-69

Summary:
The description of the cognitive and intellectual game for high school students “Great Chemists of Russia” is suggested.
Title:

From the Experience of Developing Students’ Environmental Consciousness (pt. 71-72)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-71-72

Summary:
The article describes several ways to form the environmental consciousness of students when studying chemistry at school. An example of a task with environmental content is given.
Title:

Social Partnership with Parents in Organizing the Educational Process (pt. 73-76)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-73-76

Summary:
The article presents an overview of the speeches of chemistry and biology teachers at the International Conference “School in FOCUS. Focuses for School”. Various forms of involving parents of students in the organization of the educational process are discussed.
Title:

Quantitative Analysis: Standard and Non-standard Methods (pt. 76-78)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-7-76-78

Summary:
Two experimental methods are proposed for determining the calcium carbonate content in chalk samples. The analysis of chalk can be carried out as part of student project and research activities.
Связаться с нами