Заголовок:
«Спешите, дети, будем вместе учиться летать» (стр. 2-7)
«Спешите, дети, будем вместе учиться летать» (стр. 2-7)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-2-7
Список литературы:
- Фоменко И.А. Из опыта организации работы с новыми понятиями // Химия в школе. – 2022. - № 4. - С. 12-16.
- Чаргафф Э. Белибердинское столпотворение // Краткий миг торжества. О том, как делаются научные открытия. (Библиотека журнала «Химия и жизнь»). - М.: Наука, 1988.
- Петрянов И.В., Трифонов Д.Н. Великий закон. – М.: Педагогика, 1976.
- Фоменко И.А. Современные средства визуализации учебного материала // Химия в школе. – 2023. - № 3. - С. 21-23.
- Ерёмин В.В. Математика в химии. - М.: Изд-во Московского центра непрерывного математического образования, 2016.
Аннотация:
Автор рассказывает о своём опыте поиска подходов, которые сформируют не просто познавательную активность, а единение учителя и ученика.
Ключевые слова:
мыслительная деятельность, познавательная активность, поиск способа решения, групповая взаимоподдержка, эмоциональное заражение, совместная работа учителя и ученика.
Заголовок:
Интеллектуальные материалы с эффектом памяти формы (стр. 8-14)
Интеллектуальные материалы с эффектом памяти формы (стр. 8-14)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-8-14
Список литературы:
- Эффект Курдюмова // Дзен [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/y6qweu_lp3wd2lz4
- Бондарев А.Б. Нитинол — никелид титана — сплавы с памятью формы: свойства, производство, применение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://na-journal.ru/3-2019-tehnika/1907-nitinol-nikelid-titana-splavy-s-pamyatyu-formy-svojstva-proizvodstvo-primenenie
- Современные конструкционные материалы. Лекция 4. Материалы с памятью формы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ispms.ru/files/Publications/litovchenko_1/4._Materialy_s_pamyat_u_formy.pdf
- Итин В.И. и др. Функциональные композиционные материалы «биокерамика–никелид титана» для медицины // Письма в журнал технической физики. — 1997. — Т. 23. — № 8. — С. 1-6. 5. Белошенко В.А. и др. Эффект памяти формы в полимерах // Успехи химии. — 2005. — Т. 74. — № 3. — С. 285-306.
- Горбунова М.А. и др. Современные достижения в области получения и использования термопластичных частично кристаллических полиуретанов с эффектом памяти формы // Высокомолекулярные соединения (серия Б). — 2020. — T. 62. — № 5. — С. 323-347.
- Технология производства термоусаживаемых трубок // Время электроники [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://russianelectronics.ru/tehnologiya-proizvodstva-termousazhivaemyh-trubok/
- Холхоев Б.С. и др. Высокоэффективные сополимеры ароматического и алифатического полибензимидазола с памятью формы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. sciencedirect.com/ science/article/abs/pii/S0032386123003440?via%3Dihub
- Российские учёные из МГМУ создали «умные» полимеры для космических аппаратов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fbm.ru/novosti/science/rossijskie-uchenye-iz-mgmu-sozdali-umnye-polimery-dlja-kosmicheskih-apparatov.html.
Аннотация:
Статья посвящена материалам с эффектом памяти формы. Описаны свойства, производство и применение никелида титана и ряда полимеров в промышленности, медицине и космической отрасли.
Ключевые слова:
никелид титана, полимеры, эффект памяти формы.
Заголовок:
О формировании образного мышления в процессе обучения химии (стр. 15-20)
О формировании образного мышления в процессе обучения химии (стр. 15-20)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-15-20
Список литературы:
- Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии. – М.: Педагогика, 1982.
- Кузнецова Л.М. Материальные и знаковые модели в обучении химии // Химия в школе. - 2021. - № 3. - С. 4-10.
- Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. – М.: Поли-тиздат, 1971.
- Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Методи-ка преподавания химии в средней школе. – М.; Л.: Учпедгиз, 1936.
- Анацко О.Э., Ханукович Е.М. Интегрированное занятие элек-тивного курса по теме «Модели молекул» // Химия в школе. - 2020. - № 6. - С. 28-31.
- Отвалко Е.А., Аршанский Е.Я. Наглядное моделирование как средство обучения общей химии // Химия в школе. - 2021. - № 3. - С. 11-19.
- Кузнецова Л.М. Химия: учебник для 8 класса. – М.: Мнемозина, 2013.
- Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии в 8 классе. – М.: Мнемозина, 2013.
Аннотация:
Основную трудность в изучении химии составляет переход от видимого к невидимому, от конкретного к абстрактному, поэтому так важно формирование у учащихся образного мышления на микроуровне. Образное мышление формируется при использовании материальных моделей, которые замещают реальные микрообъекты.
Ключевые слова:
образное мышление, модели, материальные и знаковые модели, образы микрообъектов, химические формулы.
Заголовок:
О развитии мотивации и положительного отношения к химии (стр. 20-23)
О развитии мотивации и положительного отношения к химии (стр. 20-23)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-20-23
Список литературы:
- Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М., 1989.
- Басюк В.С. Формирование функциональной грамотности обучающихся — важный аспект достижения личностных результатов образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - Т. 1. - № 6. - С. 34–42.
- Басюк В.С. Личностные результаты образования как основа развития обучающегося // Химия в школе. – 2023. - № 9. – С. 2-9.
- Мухина В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — М., 2017.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Минск, 2015.
- Dyjas O., Grasman R.P., Wetzels R., van der Maas H.L., Wagenmakers E.J. What's in a Name: A Bayesian Hierarchical Analysis of the Name-Letter Effect // Front Psychol. – 2012. - Sep. - 25; 3:334.
- Pelham B.W., Mirenberg M.C., Jones J.T. Why Susie sells seashells by the seashore: implicit egotism and major life decisions // J. Pers. Soc. Psychol. – 2002. – Apr. - 82(4): 469-87.
- Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.
Аннотация:
В статье рассмотрены способы развития у школьников мотивации и положительного отношения к предмету «Химия» через активизацию структурного звена внутренней позиции личности «Имя».
Ключевые слова:
внутренняя позиция личности, обучение химии, имя, символы химических элементов, термины, лабораторное оборудование и посуда.
Заголовок:
Использование онлайн-сервиса в учебном процессе (стр. 24-28)
Использование онлайн-сервиса в учебном процессе (стр. 24-28)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-24-28
Список литературы:
- Лобанова Ю.О. Положительный опыт дистанционного обучения // Химия в школе. - 2021. - № 7. - С. 17-22.
- Пильникова Н.Н. GOOGLE класс в системе работы современного учителя // Химия в школе. - 2022. - № 4. - С. 25-27.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы с онлайн-сервисом genial.ly, который помогает организовать и разнообразить учебную деятельность. Данный опыт может быть полезен учителям для повышения мотивации и формирования устойчивого интереса учеников к обучению. Работа с сервисом даёт возможность создавать различные интерактивные элементы, делая обучение увлекательным занятием.
Ключевые слова:
Genial.ly, онлайн-сервис, интерактивные задания.
Заголовок:
Междисциплинарное задание для формирования естественно-научной грамотности (стр. 29-32)
Междисциплинарное задание для формирования естественно-научной грамотности (стр. 29-32)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-29-32
Список литературы:
- ГОСТ Р 54531—2011 «Нетрадиционные технологии. Возобновляемые и альтернативные источники энергии».
- Волков В.Н., Филиппов В.Н. Водородная энергетика: современное состояние и перспективы развития // Химия в школе. - 2020. - № 9. - С. 5-14.
- Волков В.Н., Филиппов В.Н. Солнечная энергетика России // Химия в школе. -2023. -№ 6. -С. 5-12.
- Арутюнов В.С., Лисичкин Г.В. Энергетические ресурсы XXI столетия: проблемы и прогнозы. Могут ли возобновляемые источники энергии заменить ископаемое топливо? // Успехи химии. - 2017. - Т. 86. - № 8. - С. 777-804.
- Лисичкин Г.В. Возобновляемые источники энергии: химико-экологические проблемы // Химия в школе. - 2024. - № 3. - С. 10-16.
- Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. География. 9 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2023.
- Пёрышкин И.М., Иванов А.И. Физика. 8 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2022.
- Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 8 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2022.
- Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия. 8 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2022.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2022.
Аннотация:
В статье затрагивается проблема формирования у школьников объективных представлений о водороде как альтернативном источнике энергии. Представлен пример комплексного задания, направленного на развитие естественно-научной грамотности, содержание которого связано с рассматриваемой проблемой.
Ключевые слова:
альтернативные источники энергии, водородная энергетика, естественно-научная грамотность, комплексные задания.
Заголовок:
Формирование естественно-научной грамотности: задания для учащихся 8-9 классов (стр. 33-35)
Формирование естественно-научной грамотности: задания для учащихся 8-9 классов (стр. 33-35)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-33-35
Список литературы:
- Асанова Л.И. Задания для формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2020. - № 8. - С. 28-34.
- Асанова Л.И. О разработке заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2022. - № 3. - С. 22-30.
- Гречко Т.О. Анализ информации как способ формировании естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2023. - № 10. - С. 25-27.
- Демидова М.Ю., Добротин Д.Ю., Рохлов В.С. Подходы к разработке заданий по оценке естественно-научной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8–19.
- Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 15-20.
- Колесникова И.В. Роль учителя в формировании естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2019. - № 6. - С. 52-55.
- Перевозчикова Н.В. Из опыта формировании естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2020. - № 9. - С. 40-43.
- Разумовский В.Г., Пентин А.Ю. и др. Естественно-научная грамотность: контрольные материала и экспериментальные умения // Народное образование. – 2017. - № 4-5. - С. 159-167.
Аннотация:
Автор предлагает задания, которые можно успешно использовать на уроках химии в 8-9 классах для формирования естественно-научной грамотности.
Ключевые слова:
естественно-научная грамотность, компетенции, задания по химии.
Заголовок:
Практико-ориентированное обучение курсантов: исследование нефтепродуктов (стр. 36-39)
Практико-ориентированное обучение курсантов: исследование нефтепродуктов (стр. 36-39)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-36-39
Список литературы:
- Ишков А.М., Иовлева Е.Л. Влияние качества дизельного топлива на работоспособность автомобилей // Вестник ИрГУ. - 2014. - № 10 (93). – С. 193-199.
- Жуков В.Н. Химия в бою. – М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1970.
- Армяншин В.В., Гридюшко Е.И., Никулин А.А. Контроль качества горючего и смазочных материалов для военной техники: научно-практическое пособие. - Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2018.
- Пустовик Л.В., Сарана И.А. Самостоятельная работа как фактор формирования познавательной активности курсантов // Кинологическая деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации на современном этапе: сборник научных материалов межвузовской научно-практической конференции с международным участием. – Пермь: ПВИ ВНГ, 2021. – С. 12-16.
- Перевозчиков Л.А., Пустовик Л.В., Толкачев А.Б. Углеводороды: учебно-методическое пособие. – Пермь. ПВИ ВВ МВД РФ, 2011. - С. 10–18.
- Пустовик Л.В., Сарана И.А. Формирование первичных профессиональных навыков у курсантов технического обеспечения на лабораторном занятии по теме «Предельные и непредельные углеводороды» // Проблемы развития системы технического обеспечения в войсках национальной гвардии Российской Федерации и пути их решения во взаимодействии с другими видами обеспечения: межвузовский сборник научно-практических материалов. Выпуск 3 / Под общ. ред. В.В. Армяншина, Г.М. Гончаренко, Е.И. Гридюшко. – Пермь: ПВИ ВНГ, 2020. – С. 292-296.
- Трапезникова Н.Н., Зинатуллин Н.А., Жиряков Д.А. Об организации исследовательской деятельности курсантов // Химия в школе. - 2023. - № 7. - С. 75-78.
Аннотация:
В статье рассматривается применение химического эксперимента на занятии по теме «Углеводы» для курсантов военного института, изучающих химию и её прикладные аспекты.
Ключевые слова:
химический эксперимент, углеводороды, нефтепродукты, октановое и цетановое числа.
Заголовок:
Организация работы с видеоопытами (стр. 39-44)
Организация работы с видеоопытами (стр. 39-44)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-39-44
Список литературы:
- Амирова А. Х. Видеофильмы на уроках химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://him.1sept.ru/article.php?ID=200600609 (Дата обращения: 21.021.2024).
- Белохвостов А.А., Аршанский Е.Я. Электронные средства обучения хи-мии: разработка и методика использования: учеб. пособие / Под ред. Е.Я. Ар-шанского. – Минск: Аверсэв, 2012.
- Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе: пособие для преподавателей и студентов педвузов: Т. 1: Приборы, материалы, приёмы работы и описание опытов. – М.: Учпедгиз. 1959.
- Филиппова И.Я. Видео как инструмент современного учителя физики // Видеонаука: сетевой журнал. – 2016. – № 1(1) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://videonauka.ru/stati/29-pedagogicheskie-nauki/41-video-kak-instrument-sovremennogo-uchitelya-fiziki (Дата обращения 21.02.2024).
Аннотация:
В статье обоснована актуальность включения видеоопытов в образовательный процесс на современном этапе, дано определение понятию «видеоопыт», рассмотрены достоинства, история использования видеоопытов с образовательными целями, перечислены методы работы с видеоопытами. Основное содержание статьи составляют задания к видеоопытам, входящим в состав Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по темам «Предельные углеводороды» и «Ароматические углеводороды».
Ключевые слова:
видеоопыты, предельные углеводороды, алканы, метан, парафин, ароматические углеводороды, арены, бензол, физические свойства, получение, горение, бромирование, хлорирование, нитрование.
Заголовок:
Использование кейсов при обучении решению задач (стр. 45-47)
Использование кейсов при обучении решению задач (стр. 45-47)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-45-47
Список литературы:
- Афанасьева М.Н. Использование кейсов в процессе обучения // Химия в школе. - 2022. - № 4. - С. 20-24.
- Афанасьева М.Н. Учебный кейс по теме «Коррозия металлов» // Химия в школе. - 2023. - № 5. - С. 31-33.
- Новикова Р.А. О формировании функциональной грамотности при решении расчётных задач // Химия в школе. - 2022. - № 10. - С. 15-18.
- Шабля И.Н. Практико-ориентированный подход при решении расчётных задач // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 39-42.
Аннотация:
Предложена разработка урока изучения нового материала по теме «Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в соединении» (8 класс), на котором учащиеся в группах работают с кейсом.
Ключевые слова:
кейс, решение задач, химическая формула, массовая доля элемента в соединении.
Заголовок:
Неудобные вопросы школьного курса неорганической химии (стр. 48-51)
Неудобные вопросы школьного курса неорганической химии (стр. 48-51)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-48-51
Аннотация:
В статье обсуждаются некоторые вопросы школьного курса неорганической химии, которые обычно остаются без объяснения. Ответы на эти вопросы позволят сделать курс более логичным и интересным, повысить мотивацию учащихся к более глубокому изучению химии.
Ключевые слова:
переходные металлы, окраска веществ, комплексные соединения, температура плавления.
Заголовок:
Популяризация науки: развитие коммуникативных навыков (стр. 52-55)
Популяризация науки: развитие коммуникативных навыков (стр. 52-55)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-52-55
Список литературы:
- Иванова В.К. Способы популяризации науки // Молодой учёный. — 2021. — № 22 (364). — С. 509-511.
- Ильина И.Н. Популяризация российской науки и культуры (Наука и СМИ) // Документальное наследие России: теория и практика сохранения и использования научных фондов. — 2013. — № 15. — 307-318.
- Самсонов А.Л. Зачем нужна популяризация // Экология и жизнь. —2008. — № 6. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ecolife.ru/jornal/echo/2008-6-1.shtml
Аннотация:
В статье рассмотрены некоторые формы и приёмы развития коммуникативных навыков учащихся общеобразовательных школ через участие в мероприятиях по популяризации науки. Рассмотрены конкретные примеры и способы формирования интереса к распространению научного знания.
Ключевые слова:
коммуникативные умения, популяризация науки.
Заголовок:
Внеклассное мероприятие «Очевидное — невероятное в химии» (стр. 55-62)
Внеклассное мероприятие «Очевидное — невероятное в химии» (стр. 55-62)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-55-62
Список литературы:
- Маркина И. В. Современный урок химии: технологии, приёмы, разработки учебных занятий. Методическое пособие. — Ярославль: Акад. развития, 2008.
- Сотникова Е. 11 случайных открытий в химии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://geekometr.ru/statji/11-sluchaynykh-otkrytiy-v-khimii.html
- Химические тайны паутины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://him.1sept.ru/article.php?ID=200203501
- Случайные открытия в химии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.alto-lab.ru/zanimatelnya-himia/sluchajnye-otkrytiya-v-himii
- Случайные изобретения. Часть 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://polzam.ru/index.php/istorii/item/844-sluchajnye-izobreteniya-chast-1-ya
- Случайные изобретения. Часть 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://polzam.ru/index.php/istorii/item/845-sluchajnye-izobreteniya-chast-2-ya
Аннотация:
Предложен сценарий внеклассного мероприятия «Очевидное — невероятное в химии».
Ключевые слова:
закрытые задачи, открытые задачи, химический турнир, методические приёмы.
Заголовок:
Об использовании закрытых и открытых задач (стр. 63-67)
Об использовании закрытых и открытых задач (стр. 63-67)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-63-67
Список литературы:
- Журин А.А., Заграничная Н.А. Химия. Метапредметные результаты обучения. 8-11 классы. — М.:ВАКО, 2014.
- Гин А.А. Приёмы педагогической техники. Пособие для учителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.
- Стёпин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2002.
- Пичугина Г.В. Ситуационные задания по химии. 8-11 классы. — М.: ВАКО, 2014.
Аннотация:
Описана авторская методика решения задач открытого типа, основанная на поэтапной стратегии. При рассмотрении каждого шага представлены примеры, а так же методические приёмы, позволяющие успешно внедрить данную методику. Представленные материалы могут применяться учителями для подготовки к химическим турнирам.
Ключевые слова:
закрытые задачи, открытые задачи, химический турнир, методические приёмы.
Заголовок:
Создание сборника задач на основе истории блокады Ленинграда (стр. 68-72)
Создание сборника задач на основе истории блокады Ленинграда (стр. 68-72)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-68-72
Аннотация:
В статье представлены результаты работы над метапредметным проектом «Создание сборника химических задач на основе материала об истории Ленинградской блокады». В реализации проекта принимали участие обучающиеся 11 и 8 классов гимназии.
Ключевые слова:
расчётные задачи по химии, блокада Ленинграда, сборник задач с историческим содержанием.
Заголовок:
Внеурочное занятие «Посвящение в юные химики» (стр. 72-77)
Внеурочное занятие «Посвящение в юные химики» (стр. 72-77)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-72-77
Список литературы:
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.
- Белохвостов А.А., Аршанский Е.Я. Некапризный эксперимент, или Опыты, которые всегда получаются // Химия в школе. — 2020. — № 8. — С. 67-71.
- Полянина Ж.Л. КВН для восьмиклассников // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 60-63.
- Рутина О.П. Игра для девятиклассников «Вперёд, химики!» // Химия в школе. — 2019. — № 4. — С. 69-73.
- Яковишин Л.А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома. — Севастополь: Библекс, 2005.
Аннотация:
Описано внеурочное занятие «Посвящение в юные химики» с использованием демонстрационного эксперимента. Занятие рекомендовано для 8 классов и направлено на формирование познавательного интереса и мотивации к изучению химии
Ключевые слова:
внеурочное занятие, клятва юных химиков, занимательные опыты, демонстрационный эксперимент.
Заголовок:
О Менделееве из Тобольска: вести с научно-практической конференции (стр. 77-78)
О Менделееве из Тобольска: вести с научно-практической конференции (стр. 77-78)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-5-77-78
Аннотация:
Кратко рассказано о конференции, посвящённой 190-летию со дня рождения Д.И. Менделеева.
Ключевые слова:
Д.И. Менделеев, конференция.