Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2024 № 6

Русская версия
English version
Заголовок:

Общество, школа, учитель: разговор начистоту (стр. 2-7)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-2-7

Аннотация:
Школьное образование так или иначе затрагивает каждого из нас. Вклад школы в формирование личности, а значит, и следующего поколения нашего общества, переоценить невозможно. Для реализации задач, стоящих перед системой образования, нужны учителя высокой квалификации. Автор обсуждает кадровые, финансовые и другие проблемные точки современной системы образования.
Заголовок:

Химические проблемы водородной энергетики (стр. 8-13)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-8-13

Список литературы:
  1. Булычев Б.М. Проблемы водородной энергетики // Рос. хим. журн. 2006. — Т. 50. — № 6. — С. 3-4.
  2. Арутюнов В.С., Лисичкин Г.В. Энергетические ресурсы XXI столетия: проблемы и прогнозы. Могут ли возобновляемые источники энергии заменить ископаемое топливо? // Успехи химии. — 2017. — Т. 86. — № 8. — С. 777-804.
  3. Тарасов Б.П., Лотоцкий М.В. Водородная энергетика: прошлое, настоящее, виды на будущее // Рос. хим. журн. — 2006. — Т. 50. — № 6. — С. 5-18.
  4. Claassen P.A.M., Vrije T. Non-thermal Production of Pure Hydrogen from Biomass: HYVOLUTION // Int. Journal of Hydrogen Energy. — 2006. — 31:1416.
  5. Ола Дж., Гепперт А., Пракаш С. Метанол и энергетика будущего. Когда закончатся нефть и газ. — М.: Бином, 2012.
  6. Клямкин С.Н. Металлогидридные композиции на основе магния как материалы для аккумулирования водорода // Рос. хим. журн. — 2006. — Т. 50. — № 6. — С. 49-55.
  7. . Malyshenko S.P., Mitrokhin S.V., Romanov I.A. Effects of scaling in metal hydride materials for hydrogen storage and compression // Journal of Alloys and Compounds. — 2015. — Vol. 645. — P. 84-88.
  8. Исаева В.И., Кустов Л.М. Металлоорганические каркасы — новые материалы для хранения водорода // Рос. хим. журн. — 2006. — Т. 50. — № 6. — С. 56-72.
Аннотация:
В статье последовательно рассмотрены проблемы получения, транспорта, хранения и утилизации водорода. Показано, что представление о водородной энергетике как экологически чистом процессе, который будет внедрён в ближайшем будущем, — распространённое заблуждение.
Заголовок:

Об изучении особенностей реакций в органической химии (стр. 14-19)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-14-19

Список литературы:
  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия: учебное пособие для 10 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. — М.: Русское слово — учебник, 2024.
  2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Единому государственному экзамену: химия: настольная книга старшеклассника и абитуриента: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2022.
  3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. О валентности и степени окисления // Химия в школе. – 2024. - № 1. – С. 25-31.
Аннотация:
На первых уроках курса органической химии важно обратить внимание учащихся на особенности реакций с участием органических веществ, а также продемонстрировать, как составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с их участием.
Заголовок:

Об изучении химии в медицинском колледже (стр. 19-22)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-19-22

Список литературы:
  1. Васильева В.В., Кардия И.Е. Интегрированное обучение: развитие профессиональных компетенций // Химия в школе. - 2020. - № 6. - С. 18-25.
  2. Ермачёк Л.Е., Аршанский Е.Я. Вариативность урока в контексте профессиональной направленности обучения // Химия в школе. - 2023. - № 9. - С. 37-43.
  3. Новикова А.А. Изучение химии как средство развития профессиональных компетенций // Химия в школе. - 2022. - № 5. - С. 33-37.
  4. Ахметов Н.С. Неорганическая химия: учеб. пособие для учащихся 8–9 кл. шк. с углубл. изуч. химии. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Волкова С.А. Методика обучения химии в условиях новой образовательной реальности // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. - Витебский гос. университет, 2018. - С. 34-37.
Аннотация:
Рассмотрен опыт практико-ориентированного обучения с включением цифровой микроскопии на примере занятия для студентов медицинского колледжа. Такой подход не только углубляет понимание студентами основных химических процессов, но и способствует развитию практических навыков работы с современным лабораторным оборудованием. Детальное изучение кристаллических структур, механизмов формирования осадков и растворимости веществ позволяет студентам осмыслить ключевые аспекты лабораторной работы, включая точную интерпретацию лабораторных анализов и диагностических тестов. Обучение студентов с использованием инновационных технологий позволяет подготовить будущих специалистов к эффективному выполнению профессиональных задач и сделать их активными участниками образовательного процесса.
Заголовок:

Реализация деятельностного подхода при изучении химических свойств металлов (стр. 23-31)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-23-31

Список литературы:
  1. Барнаковский Н.А. Деятельностный подход при изучении нового материала // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 20-23.
  2. Дерябина Н.Е. Химия. Основные классы неорганических веществ. Теория, программы деятельности, вопросы, задания. – М.: Альянс-Пресс, 2016.
  3. Дерябина Н.Е. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии: учебное пособие для школьников. – М.: Альянс-Пресс, 2024.
  4. Коновалова И.М. Деятельностный подход при изучении необратимого гидролиза // Химия в школе. - 2023. - № 5. - С. 21-30.
  5. Миренкова Е.В., Зайцева О.И. Из опыта реализации деятельностного подхода // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 8-13.
  6. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: учебник для 10 (11) класса общеобразовательных учреждений. Углублённый уровень. – М.: Русское слово – учебник, 2014.
  7. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Единому государственному экзамену: химия: настольная книга старшеклассника и абитуриента: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2022.
Аннотация:
Предложен учебный материал по теме «Химические свойства металлов». Сначала учащиеся выполняют задания и анализируют приведённые примеры, самостоятельно добывая знания. Затем при работе над системой упражнений у них формируются соответствующие этим знаниям умения.
Заголовок:

Урок по теме «Вода и её свойства» (стр. 32-38)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-32-38

Список литературы:
  1. Бурштейн Л.М. Обыкновенное чудо - вода. – М.: Детский экологический центр, 1997.
  2. Герасимова И.В., Новичкова А.А. Познавательный квест по теме «Вода и её свойства» // Химия в школе. – 2023. - № 8. - С. 55-59.
  3. Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. – М.: Планета, 2011.
  4. Заикина С.М. Квест-тренинг по теме «Вода» // Химия в школе. – 2022. - № 10. - С. 68-73.
  5. Звездин А.Г. Парадоксы воды // Химия в школе. - 2001. - № 7. - С. 19-23. Золотавина Е.А. Интегрированный подход к изучению проблемы загрязнения воды // Химия в школе. – 2020. - № 3. - С. 5-11.
  6. Коновалова И.М. Деятельностный подход при изучении необратимого гидролиза // Химия в школе. – 2023. - № 5. - С. 21-30.
  7. Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. – М.: Глобус, 2005.
  8. Попова И.В. Исследование воды: определение органических примесей воды // Химия в школе. – 2022. - № 8. - С. 59-62.
Аннотация:
На уроке изучения нового материала даётся представление о воде, рассматривается состав и строение молекулы воды, её аномальные физические свойства, распространение воды в природе, а также её значение для живых организмов, проводится анализ основных химических свойств воды. При подведении итогов урока обучающиеся отвечают на главный вопрос, поставленный в начале занятия: почему вода является самым главным веществом на Земле? Используются групповая и коллективная формы организации познавательной деятельности с применением технологии сотрудничества как образовательной технологии личностно-ориентированного типа. На всех этапах урока как средство наглядности используется презентация.
Заголовок:

Схема-конспект по теме «Химические свойства железа и его соединений»(стр. 39-43)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-39-43

Список литературы:
  1. Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства серы и её соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 6. – С. 37–40.
  2. Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства азота и его соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 9. – С. 47–50.
  3. Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства фосфора и его соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 10. – С. 22–24.
  4. Трошанин Н.В. Схема-конспект по теме «Химические свойства углерода и его соединений» // Химия в школе. – 2024. – №1. – С. 43–45.
  5. Антошин А.Э. Химия: наглядно и доступно. – М.: Эксмо, 2023.
  6. Манкевич Н.В. Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах. – Минск: Кузьма, 2021..
  7. Турова Н.Я. Таблицы-схемы по неорганической химии. – М.: МЦНМО, 2020.
  8. Лидин Р.А. Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химические свойства неорганических веществ: Учеб. пособие для вузов / под ред. Р.А. Лидина. – М.: Химия, 2000. – 480 с.
  9. Кочкаров Ж.А. Химия в уравнениях реакций: Учеб. пособие / Ж.А. Кочкаров. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 332 с.
  10. Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия: 11 класс: учебник: углублённый уровень / Под ред. В.В. Лунина. – М.: Просвещение, 2021.
  11. Брунман В.Е., Брунман М.В., Дьяченко В.А., Некрасов Р.Э., Петкова А.П. Применение феррата натрия в водоподготовке: исследования, разработки, практика применения // Вода Magazine. – 2018. – № 4. – С. 38–43.
Аннотация:
Предложен авторский вариант структурирования информации по теме «Химические свойства железа и его соединений» (11 класс, углублённый уровень) в виде схемы-конспекта. Конспект содержит большое количество уравнений реакций, рассмотрение которых на уроке необходимо для качественной подготовки к экзаменам.
Заголовок:

О проблемах подготовки студентов-химиков к педагогической деятельности (стр. 44-47)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-44-47

Список литературы:
  1. Керимов Э.Ю., Волкова Н.В. Проблемы подготовки учителя химии // Университетское образование (МКУО-2013): сб. ст. XVII Междунар. науч.-метод. конф., посвященной 70-летию образования университета. — Пенза: ПГУ, 2013. — С. 79–81.
  2. Письмо Министерства просвещения РФ от 28 марта 2019 г. № ТС-817/08 «О направлении разъяснений» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116792/
  3. Профессиональный стандарт 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2017 г. № 671 (с изменениями и дополнениями).
Аннотация:
В статье анализируется кадровая проблема системы общего образования. Рассмотрен опыт Пензенского государственного университета по подготовке бакалавров направления «Химия» к профессии учителя.
Заголовок:

Школьная олимпиада: от мотивации к победам (стр. 48-54)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-48-54

Список литературы:
  1. Головнер В.Н. Школьная олимпиада: средство мотивации или спорт высших достижений // Химия в школе. — 2023. — № 8. — C. 2-8.
  2. Ерёмин В.В. Химические олимпиады — прошлое и современность. – В сб. «Естественно-научное образование в России: 30 лет реформ» / под ред. Г.В. Лисичкина. — М.: изд-во Моск. ун-та, 2023. — С. 174-185.
  3. Пригласительный этап Всероссийской олимпиады школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://siriusolymp.ru/
  4. Задачи Всероссийских олимпиад по химии / под ред. акад. В.В. Лунина. — М.: Экзамен, 2003.
Аннотация:
В статье анализируется кадровая проблема системы общего образования. Рассмотрен опыт Пензенского государственного университета по подготовке бакалавров направления «Химия» к профессии учителя.
Заголовок:

Об организации конкурса химических кроссенсов (стр. 54-56)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-54-56

Список литературы:
  1. Исаев Д.С., Соболев А.Е. Кроссворд и кроссенс как виды учебно-познавательных заданий по химической экологии // Химия в школе. — 2019. — № 8. — С. 61–65.
  2. Макаров Ю.Б. Эдьютеймент как способ учебной мотивации // Химия в школе. — 2021. — № 1. — С. 26–31.
  3. Мастабай В.В. Кроссенс: визуализация учебной информации // Химия в школе. — 2023. — № 1. — С. 67–69.
Аннотация:
В статье представлен опыт организации конкурса кроссенсов с химическим содержанием для учащихся старших классов.
Заголовок:

Цифровые лаборатории: изучение природных региональных объектов (стр. 56-57)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-56-57

Список литературы:
  1. Завьялова Г.Е., Реут Л.А., Щербакова М.В. Бишофит как важный кластер развития Волгоградского региона // Грани познания. — 2023. — № 5 (88). — С. 24-26.
  2. Завьялова Г.Е., Реут Л.А., Щербакова М.В. Использование цифровых лабораторий для определения жёсткости воды // Химия в школе. — 2023. — № 5. — С. 77-78.
  3. Фадеева, Е.В. Приёмы использования современного цифрового оборудования на уроках химии. // Педагогическое искусство. — 2022. — № 1. — С. 85-96.
Аннотация:
Рассмотрено использование природных региональных объектов при проведении химического эксперимента с использованием цифровых химических лабораторий как средства патриотического воспитания.
Заголовок:

Химический анализ питьевой воды (стр. 58-63)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-58-63

Список литературы:
  1. Физико-химические методы анализа (фотометрия и турбидиметрия): учебн. пособие / [Н.М. Березина и др]; Иван. гос. хим. технол. ун-т. — Иваново, 2018.
  2. Методика измерений массовой концентрации общего железа в питьевых, поверхностных и сточных водах фотометрическим методом с сульфосалициловой кислотой. Пнд ф 14.1:2:4.50-96.
  3. Методические указания к занятиям «Химия и жизнь» (для учащихся 10-11 класса) / сост.: Кочергина Л.А., Чернявская Н.В., Базанов М.И.— Иваново, Иван. гос. хим.-технол. ун-т, 2011.
Аннотация:
Приведены методики определения некоторых показателей качества образцов питьевой воды (водопроводной и скважин различной глубины) с применением титриметрического и инструментального методов анализа. В статье приводятся результаты исследования в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов.
Заголовок:

Экспериментальное изучение сорбционных свойств глины (стр. 64-68)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-64-68

Список литературы:
  1. Волков В.Н., Татарников О.М. Минеральное нерудное сырьё Псковской области: месторождения, минералого-петрографический и химический состав, методы его определения, переработка и применение. — Псков: ПГПУ, 2009.
  2. Иванова Е.С. и др. Структура и сорбционные свойства Н-формы глины Луковского месторождения Псковской области // Сорбционные и хроматографические процессы. — 2014. — Т. 14. — № 2. — С. 254-258.
  3. ГОСТ 10398-76. Комплексонометрический метод определения содержания основного вещества.
  4. Основы аналитической химии / под ред. Ю.А. Золотова. — М.: Высшая школа, 2001.
  5. Ионная адсорбция из растворов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia.ru/11_74349_ionnaya-adsorbtsiya-iz-rastvorov.html
  6. Павлова Д.Е, Волков В.Н. Сорбционные свойства псковской глины по отношению к ионам железа(III), никеля(II) и меди(II) // Материалы регионального этапа Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес» XXVII научно-практической конференции учащихся Псковской области (08-17 декабря 2021 г.). — Псков, 2023. — C. 39-42.
Аннотация:
В статье описано экспериментальное изучение сорбции ионов Fe3+ на глинистом сорбенте в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Заголовок:

Гений, меняющий схему мироздания (стр. 69-72)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-69-72

Список литературы:
  1. Беленький М. Д. Менделеев. — М.: Молодая гвардия, 2010.
  2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2013.
  3. Данин Д.С. Резерфорд. — М.: Молодая гвардия, 1966.
  4. Руни Э. Периодическая система. От философского камня к 118 элементам. — М.: Издательство АСТ, 2020.
Аннотация:
В статье описаны обстоятельства открытия Д.И. Менделеевым периодического закона, раскрыты некоторые черты характера великого учёного.
Заголовок:

Реакция серебряного зеркала в школьном химическом практикуме (стр. 73-78)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-73-78

Список литературы:
  1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 1981.
  2. Карцова А.А., Лёвкин А.Н. Органическая химия для школьников: учеб. Пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021.
  3. Benet, W. E., Lewis, G. S., Yang, L. Z., & Hughes, P. D. E. (2011). The mechanism of the reaction of the Tollens reagent // Journal of Chemical Research, 35(12), 675–677.
  4. Физер Л., Физер М. Органическая химия. Углублённый курс. Том 1. — М.: Химия, 1966.
  5. Chemistry Lecture Demonstration Facility — Demos. Formation of a Silver Mirror on a Glass Surface // Веб-сайт «Rutgers» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chem.rutgers.edu/cldf-demos/1032-cldf-demo-silver-mirror
  6. Silver mirrors. Copper, Silver and Gold redox reactions // Веб-сайт «Flinn Scientific» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.flinnsci.com
  7. Tollen's Test for Aldehydes and Ketones (The Silver Mirror) // Веб-сайт «Сhem.libretexts.org» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chem.libretexts.org/Ancillary_Materials/Laboratory_Experiments/Wet_Lab_Experiments/MIT_Labs/Lab_2%3A_Redox_Chemistry/Experiment_1%3A_Tollen's_Test_for_Aldehydes_and_Ketones_(The_Silver_Mirror)
  8. Jiang, B., Li, M., Bai, F., Yu, H., Mwenya, T., Li, Y., & Song, D. (2013). Morphology-controlled synthesis of silver nanoparticles on the silicon substrate by a facile silver mirror reaction. AIP Advances, 3(3), 032119.
  9. Maxted, D.R. (1926) CCLXXXVIII-The Oxidation of Tartartic Acid by Solutions of Silver Salts; J. Chem Soc. 129:2178.
  10. Silver mirror reaction // Веб-сайт «Melscience» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.melscience.com
  11. Цветков Л.Л. Эксперимент по органической химии: Методика и техника / Пособие для учителей. — М.: Школьная Пресса, 2000.
Аннотация:
В статье описывается подбор и обоснование оптимальной методики проведения реакции серебряного зеркала для школьного практикума, отвечающей соответствующим критериям: простоты проведения эксперимента; качественного серебряного покрытия; экономного расходования реактивов. Дополнительно рассмотрены случаи проведения такой реакции с веществами, не содержащими альдегидной группы в своём составе.
Title:

Society, School, Teacher: a Straight Talk (pt. 2-7)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-2-7

Summary:
School education affects each of us in one way or another. The contribution of school to the formation of personality, and therefore the next generation of our society, cannot be overestimated. Highly qualified teachers are needed to implement the tasks facing the education system. The author discusses the personnel, financial and other problematic points of the modern education system.
Title:

Chemical Problems of Hydrogen Energy (pt. 8-13)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-8-13

Summary:
The article consistently examines the problems of obtaining, transporting, storing and recycling hydrogen. It is shown that the idea of hydrogen energy as an environmentally friendly process that will be introduced in the near future is a common misconception.
Title:

On Studying the Characteristics of Reactions in Organic Chemistry (pt. 14-19)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-14-19

Summary:
In the first lessons of the organic chemistry course, it is important to draw students' attention to the features of reactions involving organic substances, as well as demonstrate how to make equations of redox reactions with their participation.
Title:

About Studying Chemistry at a Medical College (pt. 19-22)

10.62709/0368-5632-2024-6-19-22

Summary:
The experience of practice-oriented training with the inclusion of digital microscopy on the example of medical college is considered. This approach not only deepens students' understanding of basic chemical processes, but also contributes to the development of practical skills in working with modern laboratory equipment. Detailed study of crystal structures, precipitation formation mechanisms, and solubility of substances allows students to comprehend key aspects of laboratory work, including accurate interpretation of laboratory analyses and diagnostic tests. Training students using innovative technologies allows to prepare future specialists for effective fulfillment of professional tasks and make them active participants of the educational process.
Title:

Implementation of an Activity-based Approach to the Study of Chemical Properties of Metals (pt. 23-31)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-23-31

Summary:
A training material on the topic "Chemical properties of metals" is proposed. First, students complete tasks and analyze the examples given, independently acquiring knowledge. Then, when working on a system of exercises, they develop skills corresponding to this knowledge.
Title:

Lesson on “Water and its Properties” (pt. 32-38)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-32-38

Summary:
When presenting a new material of the lesson, the idea of water is given, the composition and structure of water molecule are considered, its abnormal physical properties, distribution of water in nature, as well as its importance for living organisms are also considered, the basic chemical properties of water are analyzed. When summarizing the results of the lesson, students answer the main question posed at the beginning of the lesson: why is water the most important substance on Earth? The material is studied in a group and collective form of organization of cognitive activity with the use of cooperation technology as an educational technology of personality-oriented type. At all the stages of the lesson the presentation is used as a means of visualization.
Title:

Outline-Scheme on the Theme «Chemical Properties of iron and Its Compounds» (pt. 39-43)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-39-43

Summary:
The author's version of structuring information on the theme “Chemical properties of iron and its compounds” (11th grade, advanced level) in the form of a summary outline-scheme is proposed. The conspectus contains a lot of reactions, consideration of which in class is necessary for quality preparation for the exams.
Title:

On the Problems of Preparing Chemistry Students for Pedagogical Activities (pt. 44-47)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-44-47

Summary:
The article examines the staffing issues facing the general education system. The experience of Penza State University in preparing Bachelor of Chemistry direction for the teaching profession is considered.
Title:

School Olympiad: from Motivation to Victory (pt. 48-54)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-48-54

Summary:
The article examines the staffing issues facing the general education system. The experience of Penza State University in preparing Bachelors of Chemistry for the teacher’s profession is considered.
Title:

On the Organizing the Competition of Chemical Crossenses (pt. 54-56)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-54-56

Summary:
The article presents the experience of organizing a competition of crossenses with chemical content for high school students.
Title:

Digital Laboratories: Study of Natural Regional Objects (pt. 56-57)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-56-57

Summary:
The use of natural regional objects in a chemical experiment using digital chemical laboratories as a means of patriotic education is considered.
Title:

Chemical Analysis of Drinking Water (pt. 58-63)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-58-63

Summary:
The methods of determining some indicators of the drinking water quality samples (tap water and wells of various depths) using titrimetric and instrumental analysis methods were presented. The article presents the results of a study within the framework of the project research activities of students of specialized classes.
Title:

Experimental Research of Clay Sorption Properties (pt. 64-68)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-64-68

Summary:
The article describes an experimental research of the sorption of Fe3+ ions on a clay sorbent as a part of students’ project and research activities.
Title:

Genius Changing the Scheme of the Universe (pt. 69-72)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-69-72

Summary:
The article describes the circumstances of the discovery of the Periodic law, some character traits of D.I. Mendeleev are revealed.
Title:

Silver Mirror Reaction at School Chemistry Workshop (pt. 73-78)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-6-73-78

Summary:
The article describes the selection and justification of the optimal method of conducting the silver mirror reaction for a school workshop that meets such criteria as: simplicity of the experiment; high-quality silver coating; economical use of reagents. Additionally, cases of such a reaction with substances that do not contain an aldehyde group in their composition are considered.
Связаться с нами