Заголовок:
Задания ГИА как система требований к образовательным достижениям учащихся (стр. 2-9)
Задания ГИА как система требований к образовательным достижениям учащихся (стр. 2-9)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-2-9
Список литературы:
- Каверина А.А., Добротин Д.Ю. Система контроля качества образовательных достижений по химии: тридцать лет реформ // Естественно-научное образование: 30 лет реформ: методический ежегодник химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2023. - С. 154-173.
- Загорский В.В, Менделеева Е.А. Вступительные испытания как индикатор проблем в преподавании химии // Химия в школе. – 2023. - № 9. - С. 17-22.
- Добротин Д.Ю. Методические аспекты контрольно-оценочной деятельности учителя химии // Педагогические измерения. - 2023. - № 2. - С. 63-72.
- Добротин Д.Ю. Контроль образовательных достижений учащихся по химии с учётом требований ФГОС // Актуальные проблемы химического и экологического образования: материалы 65-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Спб., 2018. - С. 90-94.
- Ерёмина И.В., Керимов Э.Ю., Ерёмин В.В., Дроздов А.А. Химия в основной школе на углублённом уровне // Химия в школе. - 2023. - № 7. - С. 33-36.
- Единый государственный экзамен. Спецификация. Кодификатор. Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ по химии 2024 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-4 (дата обращения: 27.02.24).
- Ахромушкина И.М., Валуева Т.Н., Никишина М.Б., Краснова А.М. Анализ предметных и метапредметных аспектов заданий с развёрнутым ответом контрольных измерительных материалов ОГЭ по химии // Педагогические измерения. - 2023. - № 1. - С. 98-104.
- Добротин Д.Ю., Зеня Е.Н., Снастина М.Г. Аналитический отчёт по результатам ЕГЭ 2023 г. по химии // Педагогические измерения. - 2023. - № 4. - С. 83-92.
- Добротин Д.Ю. Особенности стандартизированного контроля образовательных достижений учащихся по химии // Наука и школа. - 2018. - № 2. - С. 21-27.
Аннотация:
В статье рассмотрена нормативная база, регламентирующая содержание контрольных измерительных материалов по химии, проанализированы изменения в перечне контролируемых элементов содержания и их формулировках, описаны изменения в кодификаторах и спецификациях ОГЭ и ЕГЭ, приведены примеры, подтверждающие комплексный и системный характер проверки достижения метапредметных и предметных планируемых результатов заданиями экзаменационных вариантов ГИА.
Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт, контрольные измерительные материалы, государственная итоговая аттестация, химическое содержание, экзаменационные варианты, операционализация требований, планируемые результаты по химии.
Заголовок:
Цеолиты: история и современность (стр. 10-18)
Цеолиты: история и современность (стр. 10-18)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-10-18
Список литературы:
- Химия цеолитов и катализ на цеолитах. В 2 т. / Под ред. Дж. Рабо. — М.: Мир, 1980.
- Кубасов А.А. Цеолиты — кипящие камни // Соросовский образовательный журнал. — 1998. — № 7. — С. 70–76.
- ZSM-5 // Википедия: свободная энцикл. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/ZSM5
- Прокофьев В.Ю., Гордина Н.Е. Низкомодульные цеолиты: Структура, свойства, синтез. — М.: изд-во КРАСАНД, 2017.
- Baerlocher Ch., Olson D.H., Meier W.M. Atlas of Zeolite Structure Types. — Elsevier Science, 2001.
Аннотация:
В статье приводятся основные сведения о составе, строении и кристаллической структуре природных и синтетических цеолитов. Рассмотрены основные направления использования цеолитов в качестве адсорбентов, молекулярных сит, ионообменных материалов и современных катализаторов.
Ключевые слова:
цеолиты, алюмосиликаты, адсорбенты, катализаторы, пентасилы, молекулярные сита, ионный обмен.
Заголовок:
Системный подход при подготовке учащихся к ГИА (стр. 19-25)
Системный подход при подготовке учащихся к ГИА (стр. 19-25)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-19-25
Список литературы:
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Основному государственному экзамену: химия: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 8–9 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Единому государственному экзамену: химия: настольная книга старшеклассника и абитуриента: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия: учебное пособие для 10 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Общая и неорганическая химия: учебное пособие для 11 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Единому государственному экзамену: неорганическая химия: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2024.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Единому государственному экзамену: органическая химия: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023.
Аннотация:
Авторы рассказывают о сложившейся в лицее системе профильного обучения, обеспечивающей качественную подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по профильным предметам.
Ключевые слова:
система работы, подготовка к ГИА, профильное обучение, углублённое изучение химии, дисахариды, сахароза.
Заголовок:
Обобщающий урок «Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева» (стр. 25-31)
Обобщающий урок «Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева» (стр. 25-31)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-25-31
Список литературы:
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2019.
- Фигуровский Н.А. Открытие и утверждение периодического закона Д.И. Менделеева. — М.: Знание, 1969.
- Ефимовский Е.С. Периодический закон. Стихи для детей. — Ставропольская краевая детская библиотека им. А.Е. Екимцева, 2014-2016.
- Макареня А.А., Нутрихин А.И. Менделеев в Петербурге. — Л.: Лениздат, 1982. — С. 112-125.
- Румянцева Е.М. Таит в себе стихотворение неведомый доселе мир…(сборник стихов по химии). — СПб: ЛОИРО, 2023.
Аннотация:
Представлена авторская методическая разработка урока по теме «Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева» с элементами драматизации и использованием стихов.
Ключевые слова:
история открытия, Периодический закон, Периодическая система Д.И. Менделеева.
Заголовок:
Урок по теме «Металлы IIA группы» (стр. 31-36)
Урок по теме «Металлы IIA группы» (стр. 31-36)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-31-36
Аннотация:
Представлена разработка урока усвоения новых знаний с первичным закреплением в соответствии с требованиями ФГОС. Основная педагогическая идея урока – создание условий для изучения физических, химических свойств, способов получения металлов IIA группы и сфер их применения; создание условий для проявления познавательной активности учащихся и повышения предметной мотивации.
Ключевые слова:
селфи, фотография, магниевая фотовспышка, металлы IIA группы, магний, кальций.
Заголовок:
Использование чек-листов при изучении химии в 8 классе (стр. 37-39)
Использование чек-листов при изучении химии в 8 классе (стр. 37-39)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-37-39
Список литературы:
- Гаванде А. Чек-лист (система предотвращения ошибок). – Альпина Паблишер, 2017.
- Сидаш Н.С. Применение чек-листов в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.donnu.ru/wp-content/uploads/2021/12/3_materialy_sidash.pdf (дата обращения 31.01.2024).
- Нелюбина Е.Г., Панфилова Л.В. О методических приёмах формирующего оценивания // Химия в школе. - 2019. - № 2. - С. 12-16.
- Ярыгина З.А., Ярыгин А.Н. Чек-лист – новая технология в школьном образовании? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/607/Action607-496353.pdf (дата обращения 31.01.2024).
Аннотация:
В статье представлен опыт разработки и применения чек-листов в обучении химии в 8 классе в рамках урочной деятельности.
Ключевые слова:
чек-лист, обучение химии, 8 класс.
Заголовок:
О развитии естественно-научной грамотности (стр. 40-41)
О развитии естественно-научной грамотности (стр. 40-41)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-40-41
Аннотация:
Предложены задания для формирования естественно-научной грамотности учащихся 8 класса.
Ключевые слова:
естественно-научная грамотность, задание, почва, рН.
Заголовок:
Региональный компонент содержания образования: нефтехимическое производство (стр. 42-45)
Региональный компонент содержания образования: нефтехимическое производство (стр. 42-45)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-42-45
Список литературы:
- Алехина Е.А. Исследование нефтепродуктов на занятиях элективного курса // Химия в школе. - 2019. - № 10. - С. 48-54.
- Бяулова Е.Н., Мухаметшина Т.Г. Химия и география: интегрированный обобщающий урок // Химия в школе. - 2019. - № 6. - С. 32-34.
- Лебединцев В.Б. Изучение процессов переработки нефти: фронтаотно-парное занятие // Химия в школе. - 2022. - № 8. - С. 18-26.
- Лобанов А.В., Борунова Е.Б. Аварийные разливы нефти: их последствия и способы ликвидации // Химия в школе. - 2023. - № 9. - С. 10-16.
- Пильникова Н.Н. Урок по теме «Нефть. Переработка нефти» // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 43-45.
Аннотация:
Изучение в основной и средней школе научных основ современного производства, в том числе нефтехимического, – одно из важнейших средств политехнической подготовки учащихся. Это не только позволяет связывать теорию с практикой, конкретизировать, углублять и закреплять знание теоретических основ химии, но и помогает выпускникам ориентироваться в выборе профессии. Рассматривая вопросы переработки нефти и природного газа, каждый учитель должен корректировать содержание, внося региональный компонент с учётом нефтехимических производств, находящихся на территории родного города или области. Содержание исследовательского урока направлено на изучение нефтехимического производства бензина, различий химического состава марок бензина.
Ключевые слова:
нефть, нефтехимическое производство, фракции нефти, риформинг, крекинг, бензин, октановое число, детонация, сырьё, этапы производства, охрана труда, инженерные профессии нефтехимического производства.
Заголовок:
Урок-практикум «Синтез сложных эфиров» (стр. 46-50)
Урок-практикум «Синтез сложных эфиров» (стр. 46-50)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-46-50
Список литературы:
- Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселёв Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие — СПб.: КАРО, 2019.
- Гнутова О.А. Проверка знаний по теме «Карбоновые кислоты и сложные эфиры» // Химия в школе. - 2023. - № 5. - С. 41-45.
- Короткова Г.У. Урок-практикум при изучении химических явлений // Химия в школе. - 2019. - № 8. - С. 38-40.
- Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемно-интегративный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе. - 1999. - № 3.- С. 33.
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fg.resh.edu.ru/.
Аннотация:
В статье приведены примеры заданий для развития функциональной грамотности, которые могут быть использованы на уроке-практикуме при изучении темы «Сложные эфиры».
Ключевые слова:
функциональная грамотность, примеры заданий, сложные эфиры, внеурочная деятельность.
Заголовок:
О способах разделения смесей в курсе общей химии (стр. 51-54)
О способах разделения смесей в курсе общей химии (стр. 51-54)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-51-54
Аннотация:
В роли экспертов криминалистической лаборатории учащиеся исследуют состав чернил методом тонкослойной бумажной хроматографии. В процессе игры они знакомятся с явлением адсорбции, способами разделения смесей и их применением. В данной статье автор на примере конкретного урока показывает подходы, способствующие овладению учащимися навыками проектной деятельности и умением решать практически значимые жизненные задачи.
Ключевые слова:
проектный метод обучения, технология проблемного обучения, смеси, адсорбция, хроматография.
Заголовок:
Открой свою химию! (стр. 55-60)
Открой свою химию! (стр. 55-60)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-55-60
Список литературы:
- Арюкова Е.А., Земскова Е.С. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 61-64.
- Новикова А.А. Изучение химии как средство развития профессиональных компетенций // Химия в школе. — 2022. — № 5. — С.33-37.
- Басюк В.С. Личностные результаты образования как основа развития обучающегося // Химия в школе. — 2023. — № 9. — С. 2-9.
- Каверина А.А. О воспитательном потенциале учебного предмета «Химия» // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С.17-22.
- Раков Э.Г. Вещества и люди: заметки и очерки о химии. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
- Мезенин Н.А. Занимательно о железе. – М.: Металлургия, 1985.
Аннотация:
В статье представлены методические рекомендации к организации и проведению учебного исследования на тему: «Открой свою химию!», целью которого является поиск личного смысла изучения предмета каждым учеником. Учащимся предлагается посмотреть на окислительно-восстановительные реакции глазами людей разных профессий: историков, географов, экономистов, экологов, журналистов, чтобы осознать значимость этих химических процессов для развития цивилизации. В основе осуществления замысла лежит интеграция урочной и внеурочной деятельности по химии.
Ключевые слова:
окислительно-восстановительные реакции, железо, интеграция урочной и внеурочной учебной деятельности, учебное исследование.
Заголовок:
Школьный STEAM-центр: развитие естественно-научной грамотности (стр. 61-64)
Школьный STEAM-центр: развитие естественно-научной грамотности (стр. 61-64)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-61-64
Список литературы:
- Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202305250050
- Что такое STEM-образование, и почему компании ценят таких специалистов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/5f6399a69a79471ec02bfe4f
- Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://atlas100.ru
Аннотация:
Статья посвящена применению методики STEAM-образования в изучении химии в школе. Предложена технологическая карта STEAM-занятия «Химия и геология. Сокровища планеты».
Ключевые слова:
STEAM-образование, геология, минералы, горные породы, кристаллы, лабораторный опыт.
Заголовок:
Химический квиз для 8-9 классов (стр. 65-69)
Химический квиз для 8-9 классов (стр. 65-69)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-65-69
Список литературы:
- Головнер В.Н. Интеллектуальная естественно-научная игра Science Show // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 51-59.
- Герасимов П.С. Активизация инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса посредством применения новых форм работы (квестов, квизов) // Журнал педагогических исследований. — 2022. — Т. 7. — № 4. — С. 68–72.
- Груздова О.Г., Согласова Т.А. Применение квиз-технологии в образовании // Вестник ПензГУ. — 2022. — № 3 (39). — С. 13-18.
- Макарова Д.А., Панина У.В., Борунова Е.Б. Познавательно-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 62-65.
- Мисик Ю.А. Познавательно-интеллектуальная игра по теме «Металлы» // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 61-64.
- Музей фактов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://facts.museum/inventions
- Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Лиштванова М.В., Милованова И.Р. Квиз-игра как способ организации самоконтроля на уроках химии // Наука и образование. — 2023. — №1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kviz-igra-kak-sposoborganizatsii-samokontrolya-na-urokah-himii
Аннотация:
Авторы предлагают сценарий интеллектуально-познавательной командной игры «Химический квиз» для 8-9 классов. Основная цель квиза — повышение мотивации к изучению химии, развитие кругозора учащихся, их логического мышления и коммуникативных умений. Рекомендуется включать подобные игры в программу общешкольной Недели естественных наук.
Ключевые слова:
квиз, интеллектуально-познавательная игра, познавательный интерес, мотивация к изучению химии.
Заголовок:
Из опыта модернизации лабораторных экспериментов (стр. 70-72)
Из опыта модернизации лабораторных экспериментов (стр. 70-72)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-70-72
Список литературы:
- Kuchkarov M.A. Possibilities of Using a Chemical Experiment on the Formation of Students’ Critical Thinking Competencies // European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies. — 2022. — № 2(04). — P. 108-112.
- Asamovich K.M. Organizing Laboratory Work in the View of a Didactic Game // European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies. — 2022. — № 2(12). — P. 403-406.
- Asamovich K.M., Karimovna H.T. Possibilities of Wide Use of Practical Methods of Teaching Chemistry for Organizing Quality Education // Conferencea, 2022. — P. 140-143.
- Asamovich K.M. The Role of Logical Approaches in the Integrated Development of Scientific Literacy and Practical Skills in Chemistry // European Journal of Innovation in Nonformal Education. — 2023. — № 3(10). — P. 6-9.
- Kuchkarov M. Kimyodan Nazariy Bilimlar va Amaliy Ko’nikmalarni Shakllantirishda Turli Mantiqiy Yondashuvlardan Foydalanish // Theoretical and experimental chemistry and modern problems of chemical technology. — 2023. — № 1(01).
Аннотация:
В данной статье представлены подходы к повышению наглядности, безопасности, экономичности химических экспериментов. Приведён вариант опыта по получению хлора.
Ключевые слова:
химический эксперимент, наглядность, получение хлора.
Заголовок:
Воспитательный потенциал наследия Д.И. Менделеева (стр. 73-78)
Воспитательный потенциал наследия Д.И. Менделеева (стр. 73-78)
DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-73-78
Список литературы:
- Менделеев в творческом наследии А.А. Макарени (Четвёртые Макаренинские чтения). Научный альманах. — 2020. — № 3. / Отв. ред. Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых, О.В. Ройтблат. — СПб. — Тюмень: ТОГИРРО — РГПУ им. А.И. Герцена, 2020.
- Живой Менделеев. Автобиографические материалы и воспоминания современников. Т. 2. — Тобольск: «Возрождение Тобольска», 2003.
- Менделеев Д.И. Заветные мысли. Полное издание. — М.: Мысль, 1995.
- Тобольский гений России. Неизвестный Менделеев Избранные произведения. Т. 1. — Тобольск: Изд-во Общественного фонда «Возрождение Тобольска», 2003.
- Менделеев Д.И. Сочинения. Т. ХХIII. — Л.-М.: Изд-во: Академия наук СССР, 1952.
- Менделеев Д. К познанию России (с приложением карты России). — СПб.: Типография А.С. Суворина, 1907.
Аннотация:
В статье рассматривается воспитательный потенциал работ Д.И. Менделеева.
Ключевые слова:
наследие Д.И. Менделеева, воспитание молодёжи, история науки.