Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2024 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

Задания ГИА как система требований к образовательным достижениям учащихся (стр. 2-9)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-2-9

Список литературы:
  1. Каверина А.А., Добротин Д.Ю. Система контроля качества образовательных достижений по химии: тридцать лет реформ // Естественно-научное образование: 30 лет реформ: методический ежегодник химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2023. - С. 154-173.
  2. Загорский В.В, Менделеева Е.А. Вступительные испытания как индикатор проблем в преподавании химии // Химия в школе. – 2023. - № 9. - С. 17-22.
  3. Добротин Д.Ю. Методические аспекты контрольно-оценочной деятельности учителя химии // Педагогические измерения. - 2023. - № 2. - С. 63-72.
  4. Добротин Д.Ю. Контроль образовательных достижений учащихся по химии с учётом требований ФГОС // Актуальные проблемы химического и экологического образования: материалы 65-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Спб., 2018. - С. 90-94.
  5. Ерёмина И.В., Керимов Э.Ю., Ерёмин В.В., Дроздов А.А. Химия в основной школе на углублённом уровне // Химия в школе. - 2023. - № 7. - С. 33-36.
  6. Единый государственный экзамен. Спецификация. Кодификатор. Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ по химии 2024 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-4 (дата обращения: 27.02.24).
  7. Ахромушкина И.М., Валуева Т.Н., Никишина М.Б., Краснова А.М. Анализ предметных и метапредметных аспектов заданий с развёрнутым ответом контрольных измерительных материалов ОГЭ по химии // Педагогические измерения. - 2023. - № 1. - С. 98-104.
  8. Добротин Д.Ю., Зеня Е.Н., Снастина М.Г. Аналитический отчёт по результатам ЕГЭ 2023 г. по химии // Педагогические измерения. - 2023. - № 4. - С. 83-92.
  9. Добротин Д.Ю. Особенности стандартизированного контроля образовательных достижений учащихся по химии // Наука и школа. - 2018. - № 2. - С. 21-27.
Аннотация:
В статье рассмотрена нормативная база, регламентирующая содержание контрольных измерительных материалов по химии, проанализированы изменения в перечне контролируемых элементов содержания и их формулировках, описаны изменения в кодификаторах и спецификациях ОГЭ и ЕГЭ, приведены примеры, подтверждающие комплексный и системный характер проверки достижения метапредметных и предметных планируемых результатов заданиями экзаменационных вариантов ГИА.
Заголовок:

Цеолиты: история и современность (стр. 10-18)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-10-18

Список литературы:
  1. Химия цеолитов и катализ на цеолитах. В 2 т. / Под ред. Дж. Рабо. — М.: Мир, 1980.
  2. Кубасов А.А. Цеолиты — кипящие камни // Соросовский образовательный журнал. — 1998. — № 7. — С. 70–76.
  3. ZSM-5 // Википедия: свободная энцикл. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/ZSM5
  4. Прокофьев В.Ю., Гордина Н.Е. Низкомодульные цеолиты: Структура, свойства, синтез. — М.: изд-во КРАСАНД, 2017.
  5. Baerlocher Ch., Olson D.H., Meier W.M. Atlas of Zeolite Structure Types. — Elsevier Science, 2001.
Аннотация:
В статье приводятся основные сведения о составе, строении и кристаллической структуре природных и синтетических цеолитов. Рассмотрены основные направления использования цеолитов в качестве адсорбентов, молекулярных сит, ионообменных материалов и современных катализаторов.
Заголовок:

Системный подход при подготовке учащихся к ГИА (стр. 19-25)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-19-25

Список литературы:
  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Основному государственному экзамену: химия: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 8–9 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023.
  2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Единому государственному экзамену: химия: настольная книга старшеклассника и абитуриента: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.
  3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия: учебное пособие для 10 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.
  4. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Общая и неорганическая химия: учебное пособие для 11 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.
  5. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Единому государственному экзамену: неорганическая химия: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2024.
  6. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Единому государственному экзамену: органическая химия: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023.
Аннотация:
Авторы рассказывают о сложившейся в лицее системе профильного обучения, обеспечивающей качественную подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по профильным предметам.
Заголовок:

Обобщающий урок «Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева» (стр. 25-31)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-25-31

Список литературы:
  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2019.
  2. Фигуровский Н.А. Открытие и утверждение периодического закона Д.И. Менделеева. — М.: Знание, 1969.
  3. Ефимовский Е.С. Периодический закон. Стихи для детей. — Ставропольская краевая детская библиотека им. А.Е. Екимцева, 2014-2016.
  4. Макареня А.А., Нутрихин А.И. Менделеев в Петербурге. — Л.: Лениздат, 1982. — С. 112-125.
  5. Румянцева Е.М. Таит в себе стихотворение неведомый доселе мир…(сборник стихов по химии). — СПб: ЛОИРО, 2023.
Аннотация:
Представлена авторская методическая разработка урока по теме «Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева» с элементами драматизации и использованием стихов.
Заголовок:

Урок по теме «Металлы IIA группы» (стр. 31-36)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-31-36

Аннотация:
Представлена разработка урока усвоения новых знаний с первичным закреплением в соответствии с требованиями ФГОС. Основная педагогическая идея урока – создание условий для изучения физических, химических свойств, способов получения металлов IIA группы и сфер их применения; создание условий для проявления познавательной активности учащихся и повышения предметной мотивации.
Заголовок:

Использование чек-листов при изучении химии в 8 классе (стр. 37-39)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-37-39

Список литературы:
  1. Гаванде А. Чек-лист (система предотвращения ошибок). – Альпина Паблишер, 2017.
  2. Сидаш Н.С. Применение чек-листов в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.donnu.ru/wp-content/uploads/2021/12/3_materialy_sidash.pdf (дата обращения 31.01.2024).
  3. Нелюбина Е.Г., Панфилова Л.В. О методических приёмах формирующего оценивания // Химия в школе. - 2019. - № 2. - С. 12-16.
  4. Ярыгина З.А., Ярыгин А.Н. Чек-лист – новая технология в школьном образовании? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/607/Action607-496353.pdf (дата обращения 31.01.2024).
Аннотация:
В статье представлен опыт разработки и применения чек-листов в обучении химии в 8 классе в рамках урочной деятельности.
Заголовок:

О развитии естественно-научной грамотности (стр. 40-41)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-40-41

Аннотация:
Предложены задания для формирования естественно-научной грамотности учащихся 8 класса.
Заголовок:

Региональный компонент содержания образования: нефтехимическое производство (стр. 42-45)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-42-45

Список литературы:
  1. Алехина Е.А. Исследование нефтепродуктов на занятиях элективного курса // Химия в школе. - 2019. - № 10. - С. 48-54.
  2. Бяулова Е.Н., Мухаметшина Т.Г. Химия и география: интегрированный обобщающий урок // Химия в школе. - 2019. - № 6. - С. 32-34.
  3. Лебединцев В.Б. Изучение процессов переработки нефти: фронтаотно-парное занятие // Химия в школе. - 2022. - № 8. - С. 18-26.
  4. Лобанов А.В., Борунова Е.Б. Аварийные разливы нефти: их последствия и способы ликвидации // Химия в школе. - 2023. - № 9. - С. 10-16.
  5. Пильникова Н.Н. Урок по теме «Нефть. Переработка нефти» // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 43-45.
Аннотация:
Изучение в основной и средней школе научных основ современного производства, в том числе нефтехимического, – одно из важнейших средств политехнической подготовки учащихся. Это не только позволяет связывать теорию с практикой, конкретизировать, углублять и закреплять знание теоретических основ химии, но и помогает выпускникам ориентироваться в выборе профессии. Рассматривая вопросы переработки нефти и природного газа, каждый учитель должен корректировать содержание, внося региональный компонент с учётом нефтехимических производств, находящихся на территории родного города или области. Содержание исследовательского урока направлено на изучение нефтехимического производства бензина, различий химического состава марок бензина.
Заголовок:

Урок-практикум «Синтез сложных эфиров» (стр. 46-50)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-46-50

Список литературы:
  1. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселёв Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие — СПб.: КАРО, 2019.
  2. Гнутова О.А. Проверка знаний по теме «Карбоновые кислоты и сложные эфиры» // Химия в школе. - 2023. - № 5. - С. 41-45.
  3. Короткова Г.У. Урок-практикум при изучении химических явлений // Химия в школе. - 2019. - № 8. - С. 38-40.
  4. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемно-интегративный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе. - 1999. - № 3.- С. 33.
  5. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fg.resh.edu.ru/.
Аннотация:
В статье приведены примеры заданий для развития функциональной грамотности, которые могут быть использованы на уроке-практикуме при изучении темы «Сложные эфиры».
Заголовок:

О способах разделения смесей в курсе общей химии (стр. 51-54)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-51-54

Аннотация:
В роли экспертов криминалистической лаборатории учащиеся исследуют состав чернил методом тонкослойной бумажной хроматографии. В процессе игры они знакомятся с явлением адсорбции, способами разделения смесей и их применением. В данной статье автор на примере конкретного урока показывает подходы, способствующие овладению учащимися навыками проектной деятельности и умением решать практически значимые жизненные задачи.
Заголовок:

Открой свою химию! (стр. 55-60)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-55-60

Список литературы:
  1. Арюкова Е.А., Земскова Е.С. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 61-64.
  2. Новикова А.А. Изучение химии как средство развития профессиональных компетенций // Химия в школе. — 2022. — № 5. — С.33-37.
  3. Басюк В.С. Личностные результаты образования как основа развития обучающегося // Химия в школе. — 2023. — № 9. — С. 2-9.
  4. Каверина А.А. О воспитательном потенциале учебного предмета «Химия» // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С.17-22.
  5. Раков Э.Г. Вещества и люди: заметки и очерки о химии. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
  6. Мезенин Н.А. Занимательно о железе. – М.: Металлургия, 1985.
Аннотация:
В статье представлены методические рекомендации к организации и проведению учебного исследования на тему: «Открой свою химию!», целью которого является поиск личного смысла изучения предмета каждым учеником. Учащимся предлагается посмотреть на окислительно-восстановительные реакции глазами людей разных профессий: историков, географов, экономистов, экологов, журналистов, чтобы осознать значимость этих химических процессов для развития цивилизации. В основе осуществления замысла лежит интеграция урочной и внеурочной деятельности по химии.
Заголовок:

Школьный STEAM-центр: развитие естественно-научной грамотности (стр. 61-64)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-61-64

Список литературы:
  1. Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202305250050
  2. Что такое STEM-образование, и почему компании ценят таких специалистов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/5f6399a69a79471ec02bfe4f
  3. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://atlas100.ru
Аннотация:
Статья посвящена применению методики STEAM-образования в изучении химии в школе. Предложена технологическая карта STEAM-занятия «Химия и геология. Сокровища планеты».
Заголовок:

Химический квиз для 8-9 классов (стр. 65-69)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-65-69

Список литературы:
  1. Головнер В.Н. Интеллектуальная естественно-научная игра Science Show // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 51-59.
  2. Герасимов П.С. Активизация инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса посредством применения новых форм работы (квестов, квизов) // Журнал педагогических исследований. — 2022. — Т. 7. — № 4. — С. 68–72.
  3. Груздова О.Г., Согласова Т.А. Применение квиз-технологии в образовании // Вестник ПензГУ. — 2022. — № 3 (39). — С. 13-18.
  4. Макарова Д.А., Панина У.В., Борунова Е.Б. Познавательно-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 62-65.
  5. Мисик Ю.А. Познавательно-интеллектуальная игра по теме «Металлы» // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 61-64.
  6. Музей фактов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://facts.museum/inventions
  7. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Лиштванова М.В., Милованова И.Р. Квиз-игра как способ организации самоконтроля на уроках химии // Наука и образование. — 2023. — №1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kviz-igra-kak-sposoborganizatsii-samokontrolya-na-urokah-himii
Аннотация:
Авторы предлагают сценарий интеллектуально-познавательной командной игры «Химический квиз» для 8-9 классов. Основная цель квиза — повышение мотивации к изучению химии, развитие кругозора учащихся, их логического мышления и коммуникативных умений. Рекомендуется включать подобные игры в программу общешкольной Недели естественных наук.
Заголовок:

Из опыта модернизации лабораторных экспериментов (стр. 70-72)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-70-72

Список литературы:
  1. Kuchkarov M.A. Possibilities of Using a Chemical Experiment on the Formation of Students’ Critical Thinking Competencies // European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies. — 2022. — № 2(04). — P. 108-112.
  2. Asamovich K.M. Organizing Laboratory Work in the View of a Didactic Game // European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies. — 2022. — № 2(12). — P. 403-406.
  3. Asamovich K.M., Karimovna H.T. Possibilities of Wide Use of Practical Methods of Teaching Chemistry for Organizing Quality Education // Conferencea, 2022. — P. 140-143.
  4. Asamovich K.M. The Role of Logical Approaches in the Integrated Development of Scientific Literacy and Practical Skills in Chemistry // European Journal of Innovation in Nonformal Education. — 2023. — № 3(10). — P. 6-9.
  5. Kuchkarov M. Kimyodan Nazariy Bilimlar va Amaliy Ko’nikmalarni Shakllantirishda Turli Mantiqiy Yondashuvlardan Foydalanish // Theoretical and experimental chemistry and modern problems of chemical technology. — 2023. — № 1(01).
Аннотация:
В данной статье представлены подходы к повышению наглядности, безопасности, экономичности химических экспериментов. Приведён вариант опыта по получению хлора.
Заголовок:

Воспитательный потенциал наследия Д.И. Менделеева (стр. 73-78)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-73-78

Список литературы:
  1. Менделеев в творческом наследии А.А. Макарени (Четвёртые Макаренинские чтения). Научный альманах. — 2020. — № 3. / Отв. ред. Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых, О.В. Ройтблат. — СПб. — Тюмень: ТОГИРРО — РГПУ им. А.И. Герцена, 2020.
  2. Живой Менделеев. Автобиографические материалы и воспоминания современников. Т. 2. — Тобольск: «Возрождение Тобольска», 2003.
  3. Менделеев Д.И. Заветные мысли. Полное издание. — М.: Мысль, 1995.
  4. Тобольский гений России. Неизвестный Менделеев Избранные произведения. Т. 1. — Тобольск: Изд-во Общественного фонда «Возрождение Тобольска», 2003.
  5. Менделеев Д.И. Сочинения. Т. ХХIII. — Л.-М.: Изд-во: Академия наук СССР, 1952.
  6. Менделеев Д. К познанию России (с приложением карты России). — СПб.: Типография А.С. Суворина, 1907.
Аннотация:
В статье рассматривается воспитательный потенциал работ Д.И. Менделеева.
Title:

Tasks of the State Certification as a System of Requirements for Educational Achievements of Students (p. 2-9)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-2-9

Summary:
The article examines the regulatory framework governing the content of control measuring materials in chemistry, analyzes changes in the list of controlled content elements and their formulations, describes changes in the codifiers and specifications of the OGE and USE, provides examples confirming the complex and systematic nature of checking the achievement of meta-subject and subject planned results by tasks of examination variants of the educational achievements.
Title:

Zeolites: History and Modernity (p. 10-18)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-10-18

Summary:
The article provides basic information about the composition and structure of natural and synthetic zeolites. The main directions of using zeolites as adsorbents, molecular sieves, ion-exchange materials and modern catalysts are considered.
Title:

Systematic Approach to Preparing Students for the State Final Certification (p. 19-25)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-19-25

Summary:
The authors discuss the system of specialized education that has developed at the lyceum, which provides high-quality preparation of students for passing the Unified State Exam in specialized subjects.
Title:

Summarizing Lesson "Periodic Law and Periodic System of D.I. Mendeleev" (p. 25-31)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-25-31

Summary:
The original scenario of the lesson on the topic "Periodic Law and Periodic System of D.I. Mendeleev" with the elements of dramatization and the use of poems is presented.
Title:

Lesson on the Topic “Metals of the IIA Group” (стр. 31-36)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-31-36

Summary:
The scenario of the lesson for the acquisition of new knowledge with primary consolidation in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard is presented. The main pedagogical idea of the lesson is to create conditions for the study of physical, chemical properties, methods of obtaining metals of the IIA group, as well as their fields of application; creating conditions for cognitive activity of students and increasing subject motivation.
Title:

Using Checklists in Studying Chemistry in Grade 8 (р. 37-39)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-37-39

Summary:
The article presents the experience of developing and applying checklists in chemistry lessons in Grade 8.
Title:

On the Development of Natural Science Literacy (р. 40-41)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-40-41

Summary:
Tasks for the formation of natural science literacy in Grade 8 students are proposed.
Title:

Regional Component of the Educational Content: Petrochemical Production (р. 42-45)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-42-45

Summary:
Studying the scientific foundations of modern production, including petrochemical production, in secondary school is one of the most important means to solve the problem of polytechnic training of students. The process of studying petrochemical industries connects theory with practice, deepens and consolidates knowledge of the theoretical foundations of chemistry, helps graduates navigate their choice of profession. The course of organic chemistry contains issues of oil and natural gas refining, but its content should be adapted with the use of a regional component, including the study of petrochemical industries located in the territory of the hometown or region. The research lesson and its content are aimed at studying the petrochemical production of gasoline, predicting the chemical processes of increasing the octane number of gasoline.
Title:

Practical Lesson “Synthesis of Esters” (р. 46-50)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-46-50

Summary:
The article provides examples of tasks for the development of functional literacy, which can be used in studying the topic “Esters”.
Title:

On the Methods of Separation of Mixtures in the Course of General Chemistry (р. 51-54)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-51-54

Summary:
Students investigate the composition of ink using a method of thin layer chromatography as experts of criminal laboratory. In the game they are acquainted with adsorption phenomena, methods of separation of mixtures and their application. In this article by the example of particular lesson author shows approaches which help students acquire skills of project activity and the ability to solve significant practical problems.
Title:

Discover Your Chemistry! (р. 55-60)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-55-60

Summary:
The article presents methodological recommendations for organizing and conducting a training study on the topic: "Open your chemistry!", the purpose of which is to find the personal meaning of studying the subject by each student. Students are invited to look at redox reactions through the eyes of people of different professions: historians, geographers, economists, ecologists, journalists in order to realize the importance of these chemical processes for the development of civilization. The implementation of the plan is based on the integration of time and extracurricular activities in chemistry.
Title:

School STEAM Center: Development of Natural Science Literacy (р. 61-64)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-61-64

Summary:
This research aims to investigate the role of STEAM education methodology in the study of chemistry at school. This study advances our understanding of interdisciplinary connections. The author introduces the technological map of the STEAM-lesson "Chemistry and Geology. The treasures of the planet."
Title:

Chemical Quiz for Grades 8-9 (р. 65-69)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-65-69

Summary:
The authors offer a scenario of the intellectual cognitive team game "Chemical Quiz" for Grades 8-9. The main goal of the quiz is to increase motivation for the study of chemistry, to develop students’ knowledge, their logical thinking and communication skills. It is recommended to include similar games in the program of the school Science Week.
Title:

From the Experience of Modernizing Laboratory Experiments (р. 70-72)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-70-72

Summary:
This article presents approaches to improving the visibility, safety, and economy of chemical experiments. A variant of the chlorine obtaining experiment is provided.
Title:

Educational Potential of the Heritage of D.I. Mendeleev (р. 73-78)

DOI: 10.62709/0368-5632-2024-4-73-78

Summary:
The article examines the educational potential of the works of D.I. Mendeleev.
Связаться с нами