Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2024 № 3

Русская версия
English version
Заголовок:

Учителя о проблемах химического образования

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы современного школьного химического образования, выявленные на основе анкетирования учителей химии.
Заголовок:

Возобновляемые источники энергии: химико-экологические проблемы

Список литературы:
  1. Крылов Д.А., Овсейчук В.А., Сидорова Г.П. Радиоактивность углей // Энергия: экономика, техника, экология. — 2015. — № 5. — C. 2-11.
  2. Арутюнов В.С., Лисичкин Г.В. Энергетические ресурсы XXI столетия: проблемы и прогнозы. Могут ли возобновляемые источники энергии заменить ископаемое топливо? // Успехи химии. — 2017. — Т. 86. — № 8. — С. 777-804.
  3. Соснина Е.Н., Маслеева О.В., Крюков Е.В. Сравнительная экологическая оценка установок нетрадиционной энергетики // Теплоэнергетика. — 2015. — № 8. — C. 3-12.
Аннотация:
В статье последовательно рассмотрены экологические последствия широкомасштабного использования всех основных энергоносителей, включая возобновляемые источники энергии. Показано, что энергетика, основанная на любых источниках, не может быть экологически чистой, если масштаб производства энергии велик.
Заголовок:

Обучающие задания в матричной форме

Список литературы:
  1. Миренкова Е.В. Концепция методического обеспечения формирования познавательных умений учащихся при обучении химии в современной школе: дисс. … докт. пед. наук. - РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2018.
  2. Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. ЕГЭ по химии: высокие ставки и высокие требования // Химия в школе. - 2022. - № 3. - С. 13-21.
  3. Миренкова Е.В. О совершенствовании контрольных измерительных материалов и преодолении «натаскивания» при подготовке к ЕГЭ (на примере естественно-научных предметов) // Наука и школа. - 2023. - № 4. - С. 225–238.
  4. Миренкова Е.В. Перспективные модели обучающих заданий в тестовой форме // Ценности и смыслы. - 2023. - № 6.
  5. Титова И.М. Малый химический тренажёр. Технология организации адаптивно-развивающих диалогов. - М.: Вентана-Граф, 2006.
  6. Миренкова Е.В. Блицопросы на этапе отработки знаний и умений // Химия в школе. - 2014. - № 6. - С. 38-42.
  7. Ахметов М.А. Контекстные задачи: определение формулы органического вещества // Химия в школе. - 2023. - № 9. - С. 22-34.
  8. Корсакова Е.А., Гавронская Ю.Ю., Харитонова Э.В. Задания повышенной сложности: расчёт степени ненасыщенности органических соединений // Химия в школе. - 2021. - № 10. - С. 31-34.
Аннотация:
В статье дана характеристика заданий в матричной форме, применяемых с целями обучения. Задания призваны повысить познавательную активность школьников, обеспечить доминирование собственной познавательной практики над репродуктивным усвоением знаний. Отличительной особенностью заданий является лаконичность и структурированность стартовой информации в сочетании с требованием многих кратких ответов. Деятельность по выполнению заданий осуществляется строго пошагово, каждый шаг завершается созданием определённого образовательного продукта. Выполнение каждого задания преследует чёткую цель, форма материализации задания подчиняется определённой логике. В статье приведены конкретные примеры заданий.
Заголовок:

Познавательные задания как средство обучения

Список литературы:
  1. Миренкова Е.В. Концепция методического обеспечения формирования познавательных умений учащихся при обучении химии в современной школе: автореферат дисс. … докт. пед. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018.
  2. Пак М.С., Миренкова Е.В. Умение осуществлять обобщения как метапредметный результат образовательного процесса // Химия в школе. - 2014. - № 4. - С. 14-23.
  3. Миренкова Е.В. Причинно-следственные связи на атомарном уровне организации материи // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 25-29.
  4. Миренкова Е.В. Прогностические задания // Химия в школе. - 2015. - № 4. - С. 19-25.
  5. Колчанова Л.В., Буржинская Т.Г. Прогнозирование продуктов ОВР // Химия в школе. - 2020. - № 1. - С. 48-54.
  6. Миренкова Е.В. Формирование и диагностика умения сравнивать (на материале естественно-научных предметов) // Педагогика. - 2020. - Т. 84. - № 12. - С. 35-43.
  7. Миренкова Е.В. Гносеологическая функция умения сравнивать и её реализация в учебном процессе (на материале естественно-научных предметов) // Педагогика. - 2021. - Т. 85. - № 2. - С. 45-49.
  8. Миренкова Е.В. К методике формирования умения сравнивать // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 14-28.
Аннотация:
Для организации современного урока востребованы учебно-познавательные задания, способствующие поддержанию высокой активности всех учащихся класса. К таким заданиям относятся комплексные задания, требующие многочисленных кратких ответов. В статье предложены обучающие задания, сконструированные по типу тестовых. Форма предъявления заданий – табличная либо связанная. Охарактеризованы доминирующие цели применения заданий, акцент сделан на достижении метапредметных результатов.
Заголовок:

Из опыта организации занятий профориентационной направленности

Список литературы:
  1. Васильева В.В. О способах повышения познавательной активности обучающихся // Химия в школе. – 2018. – № 2. – С. 2-4.
  2. Оржековский П.А. Реализация продуктивной модели обучения в школьных учебниках // Химия в школе. – 2018. – № 4. – С. 14-17.
  3. Груздова И.В. Творческое развитие младшего школьника: электронное учеб.-метод. пособие. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019.
  4. Ермакова Ю.А., Ахметов М.А. Химический эксперимент при изучении нового материала // Химия в школе. – 2018. – № 5. – С. 45-49.
  5. Аксёнова И.В. Пропедевтический курс химии в условиях реализации ФГОС // Химия в школе. – 2018. – № 4. -С. 70-73.
Аннотация:
В данной статье на конкретном примере рассматриваются вопросы профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений с целью последующей профилизации на ранних стадиях обучения.
Заголовок:

Математические подходы к решению химических задач

Список литературы:
  1. Николаенко В.К. Решение задач повышенной сложности по общей и неорганической химии. – Киев: Радяньска школа, 1989.
  2. Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. – М.: МИРОС, 1993.
  4. Свитанько И.В., Кисин В.В., Чуранов С.С. Стандартные алгоритмы решения нестандартных химических задач. – М.: Химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова; М.: Высший химический колледж РАН; М.: ФИЗМАТЛИТ, 2012.
  5. Козко А.И., Соболева Е.С., Субботин А.В. и др. Математические методы решения химических задач. – М.: Академия, 2013.
  6. Медведев Д.А., Войтукевич С.А. Математическая индивидуальность расчётных задач по химии: пособие для учителя. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/handle/10995/52381.
  7. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. – М.: Просвещение, 1989.
  8. Вступительные экзамены и олимпиады по химии в Московском университете: 2007 / Под общ. ред. проф. Н. Е. Кузьменко и проф. В.И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
  9. Лебедева М.И., Анкудимова И.А. Сборник задач и упражнений по химии с решением типовых и усложнённых задач: практикум. – М.: Изд-во Машиностроение-1, 2002.
  10. Хасиева Дж.С., Джиоева Р.Г. Об использовании рисунков при решении задач на растворимость // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 39-41.
Аннотация:
В данной статье рассмотрены возможные подходы к решению химических задач на выпадение кристаллогидратов из насыщенных растворов. Показана широкая вариативность решения таких задач с применением математического аппарата.
Заголовок:

Пропедевтический курс: начальное звено непрерывного химического образования

Список литературы:
  1. Высоцкая Е.В., Лобанова А.Д., Янишевская М.А., Хребтова С.Б. Введение в естественные науки: взгляд со стороны культурной истории человечества // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25. - № 5. - С. 95–108.
  2. Высоцкая Е.В., Хребтова С.Б., Янишевская М.А. Природоведение: Деятельностный подход к естественно-научному образованию подростков. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2015.
  3. Высоцкая Е.В., Лобанова А.Д., Хребтова С.Б., Янишевская М.А. Природоведение, или О чём расскажут естественные науки: Книги 1-8. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2019–2022.
  4. Боровских Т.А., Высоцкая Е.В., Рехтман И.В., Хребтова С.Б. Деятельностный подход к преподаванию химии и экологии в основной школе: пропедевтический курс: учебное пособие. – М.: МПГУ, 2016.
  5. Высоцкая Е.В., Малин А.Г., Хребтова С.Б. Обновление содержания основного общего образования: химия. Серия. ФГОС: обновление содержания образования. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский клуб», 2017.
  6. Высоцкая Е.В., Рехтман И.В. Два подхода к построению учебного предмета по третьему типу ориентировки и выбор «основных единиц» (на материале химии) // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 4. - С. 42-54.
  7. Высоцкая Е.В., Рехтман И.В. Деятельностный подход к построению учебных предметов. Химия как учебный предмет. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский клуб», 2015.
  8. Высоцкая Е.В., Рехтман И.В., Хребтова С.Б. Введение в химию: деятельностная пропедевтика начальных понятий учебного предмета. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский клуб», 2015.
  9. Высоцкая Е.В., Рехтман И.В., Хребтова С.Б. Лаборатория загадок. Введение в химию (первый год обучения). – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский клуб», 2016.
  10. Vysotskaya E., Rekhtman I., Khrebtova S. Basic science concepts in the lens of Davydov’s developmental instruction: introduction to chemistry for 6-7 graders // Revista Educativa. Goiânia (Journal of Education). - 2022. - V. 25. - P. 1-27. DOI: 10.18224/educ.v25i1.12763.
Аннотация:
Рассмотрена возможность реализации культурно-деятельностного подхода к выбору содержания образовательной среды начального обучения химии. Разработан, апробирован и внедрён в практику пропедевтический курс «Введение в химию» для учащихся 6-7 классов. Особенностью курса является предметно-методическая поддержка введения школьников в деятельное содержание фундаментальных химических представлений в контексте их происхождения.
Заголовок:

Обучающая среда как важнейший фактор формирования УУД

Список литературы:
  1. Мануйлов Ю.С. Модель урока в концепции средового подхода // Ресурсы развития современного урока: материалы XI Международной науч.-практ. конф., Киров, 14-16 октября 2008 г. В 4 ч. Ч. 1. – Киров: КИПК и ПРО, 2008.
  2. Селезова Е.В. Дистанционное обучение: образовательная среда как средство педагогического воздействия // Химия в школе. - 2021. - № 9. - С. 21-25.
  3. Васильев В.И., Красильников В.В., Палксий С.И., Тягунова Т.Н. Оценка качества деятельности образовательного учреждения. — М.: Изд-во ИКАР, 2005.
Аннотация:
Одним из подходов в оценке качества образования является применение психологических критериев, таких, как отношение и удовлетворённость. Преимущество психологической оценки - получение не количественных данных, а качественных.
Заголовок:

Высшее педагогическое образование: традиции и ресурсы

Список литературы:
  1. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 16 декабря 2020 г. № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://shkolachexlomeevskayar86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files /163/2960/ministerstva_prosveshcheniya_rf_ot_16_dekabrya_2020_g_n_r_174_ob_utverzhd.pdf
  2. Вахрушева Н.А. Челябинский государственный педагогический университет // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. — Т. 7. — Челябинск, 2007. — С. 241-243. 3. Письмо Министерства просвещения РФ от 18 июля 2022 г. № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания» [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404987883/
  3. Оржековский П.А. Качество химико-педагогического образования и от чего оно зависит // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества. Методический ежегодник Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Издательство Московского университета, 2018. — Т. 14 — С. 228-241 [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://istina.msu.ru/publications/article/390770708/?ysclid=lpznpmylfl290208111
Аннотация:
В статье представлен опыт подготовки будущих учителей химии в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, а также рассмотрены ресурсы, позволяющие повысить качество химико-педагогического образования.
Заголовок:

Экспериментальные проекты для формирования естественно-научной грамотности

Список литературы:
  1. Айдина И.Г. Организация исследовательской деятельности при изучении скорости реакции // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 56-60.
  2. Асанова Л.И., Барсуков И.Е., Кудрова Л.Г. и др. Естественно-научная грамотность. — М.: Академия Минпросвещения России, 2021.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2003.
  4. Пичугина Г.В. Ситуационные задания по химии в 8-11 классах. — М.: Вако, 2014.
  5. Сидоренко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. — 2003. — № 6. — С. 96-112.
  6. Черкашина Л.И. Проектная исследовательская деятельность как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению химии // Молодой учёный. — 2016. — № 7.3. — С. 24-25.
Аннотация:
Статья посвящена применению метода проектов для развития естественно-научной грамотности учащихся и повышению их мотивации к изучению химии. Приведены примеры проектов с экспериментальной составляющей для учащихся 8-11 классов.
Заголовок:

Школьная лаборатория «ГлобЛаб»: интеграция общего и дополнительного образования

Список литературы:
  1. Основные результаты международного исследования PISA-2015 // Центр оценки качества образования ИСРО РАО, 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.centeroko.ru
  2. Итоговый отчёт «Анализ всероссийских проверочных работ за 2020-2021 учебный год» // Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. — СПб., 2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: monitoring.spbcokoit.ru
  3. Результаты единого государственного экзамена по биологии, химии в 2021 г. в Санкт-Петербурге: Аналитический отчет предметной комиссии. — СПб., ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2021.
  4. Дорофеев М.В., Зимина А.И. Цифровые лаборатории как средство современного химического образования // Химия. Издательский дом «Первое сентября», 2009. — № 1. — С. 17-22.
  5. Беспалов П.И., Дорофеев М.В., Зимина А.И. Современные цифровые лаборатории на уроках химии // Обучение химии в 2010/2011 учебном году. Методические рекомендации. — М.: МИОО, 2010 . — С .134 - 154.
Аннотация:
В статье представлена модель непрерывного естественно-научного образования обучающихся на основе интеграции общего и дополнительного образования с использованием оборудования школьной глобальной лаборатории естественно-научных исследований «ГлобЛаб».
Заголовок:

Профессиональные пробы для учащихся как средство их самоопределения

Аннотация:
Профессиональные пробы в рамках реализации курса внеурочной деятельности «Химия в современном производстве» позволяют обучающимся на практике познакомиться с будущей профессией, а также определиться с дальнейшим маршрутом обучения. В статье приведены примеры профессиональных проб таких профессией как инженер-эколог, специалист по художественной обработке материалов, инженер в области материаловедения, металлургии, химии металлов и сплавов.
Заголовок:

Образовательный веб-квест: «Железо и его соединения»

Список литературы:
  1. Кропова Ю.Г., Гусейнова С.Я. Геймификация в естественно-научном образовании // Педагогический журнал. — 2022. — Т. 12. — № 2-1. — С. 386-392.
  2. Михеева А.А., Нечаева О.А. Веб-квест технологии в образовательном пространстве // Вестник Калужского университета. — 2021. — № 1 (50). — С. 102-103.
  3. Нечитайлова Е.В. Веб-квесты как методика обучения на основе интернет-ресурсов // Проблемы современного образования. — 2012. — № 2. — С. 147-155.
  4. Соловьева Д.Б. Веб-квест как педагогическая технология // Форум. — 2019. — № 1 (16). — С. 24-27.
  5. Малянова М.Г. Формирование познавательного интереса с помощью образовательных веб-квестов у учащихся 8-х классов на уроках химии // Актуальные исследования. — 2022. — № 2 (81). — С. 68-72.
  6. Камаев В.Е. Проектирование образовательного путешествия «Основы нанотехнологий в медицине» // Проблемы художественно-технологического образования в школе и вузе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Киров, 15 октября 2021 г. — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. — С. 42-46.
Аннотация:
Предложена методическая разработка образовательного веб-квеста «Железо и его соединения» с применением цифровых технологий. В статье приведён QR-код, используя который любой учитель может воспользоваться материалами для проведения квеста.
Заголовок:

Историко-краеведческий аспект в преподавании химии

Аннотация:
Показаны возможности применения краеведческого материала в обучении химии на примере использования биографических данных об учёных-земляках.
Заголовок:

Неудобные вопросы школьного курса неорганической химии

Аннотация:
В статье обсуждаются некоторые вопросы школьного курса неорганической химии, которые обычно остаются без объяснения. Ответы на эти вопросы позволят сделать курс более логичным и интересным, повысить мотивацию учащихся к более глубокому изучению химии.
Title:

Teachers on the Problems of Chemical Education

Summary:
The author examines the problems of modern school chemical education, identified on the basis of a questionnaire of chemistry teachers.
Title:

Renewable Energy: Chemical and Environmental Challenges

Summary:
The article consistently examines the environmental consequences of the large-scale use of all major energy sources, including renewable energy sources. It is shown that energy based on any sources cannot be environmentally friendly if the scale of energy production is large.
Title:

Training Tasks in a Matrix Form

Summary:
The article describes the tasks in a matrix form used for learning purposes. The tasks are designed to stimulate students’ cognitive activity, to ensure the dominance of their own cognitive practice over the reproductive assimilation of knowledge. The main features of these tasks are structuring the initial information and the requirement of several short answers. Working with the tasks is carried out strictly step by step, each step ends with the creation of a specific educational product. The execution of each task pursues a clear goal, the form of the task obeys a certain logic. The article provides specific examples of tasks.
Title:

Cognitive Tasks as Learning Tool

Summary:
Educational and cognitive tasks are in demand for the organization of a modern lesson, as they contribute to maintaining high activity of all students in the class. Complex tasks that require numerous short answers have been developed. The article offers several examples of testing tasks. The form of presentation of tasks is tabular or linked. The dominant objectives of the tasks are described with the emphasis on achieving meta-objective results.
Title:

From the Experience of Organizing Career Guidance Classes

Summary:
In this article, the issues of career guidance work with students of general education institutions are considered on a concrete example, with the aim of further profiling their studies at the early stages of education.
Title:

Mathematical Approaches to Solving Chemical Problems

Summary:
This article discusses possible approaches used to solve chemical tasks related to the precipitation of crystalline hydrates from saturated solutions. The wide variability of solving such calculation problems is shown using elementary mathematical tools.
Title:

Propaedeutic Course: Initial Level of Sustained Chemical Education

Summary:
The possible implementation of the cultural-activity approach to the selection of the educational environment content for primary chemistry teaching is considered. A propaedeutic course “Introduction to Chemistry” for students (grades 6-7) has been developed, tested and put into practice. A special feature of the course is the methodological support for introducing schoolchildren to the activity content of fundamental chemical concepts in the context of their origin.
Title:

Learning Environment as the Most Important Factor in the Formation of Universal Learning Abilities

Summary:
One of the approaches to evaluating the quality of education is the use of psychological criteria such as student’s attitude and satisfaction. The advantage of psychological assessment is obtaining qualitative data.
Title:

Higher Pedagogical Education: Traditions and Resources

Summary:
The article presents the experience of training future chemistry teachers at the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, as well as resources to improve the quality of chemical pedagogical education.
Title:

Experimental Projects for the Formation of Natural Science Literacy

Summary:
The article is devoted to the use of the project method to develop the natural science literacy of students and increase their motivation to study chemistry. Examples of projects with an experimental component for students in grades 8-11 are given.
Title:

“GlobeLab” School Laboratory: Integration of General and Additional Education

Summary:
The article presents a model of continuous natural science education of students based on the integration of general and additional education using the equipment of the school global laboratory of natural science research “GlobLab”.
Title:

Professional Tests for Students as a Means of Self-determination

Summary:
Professional tests within the framework of the course of extracurricular activities “Chemistry in modern production” allow students to get acquainted with the future profession in practice, as well as decide on a further training route. The article provides examples of professional tests for such professions as environmental engineer, specialist in artistic processing of materials, engineer in the field of materials science, metallurgy, chemistry of metals and alloys.
Title:

Educational Web-quest: “Iron and Its Compounds”

Summary:
The scenario of the educational web-quest “Iron and its compounds” with the use of digital technologies is proposed. The article provides a QR code, using which any teacher can get the quest materials.
Title:

Historical and Local History Aspect of Teaching Chemistry

Summary:
The potential of using local history material in teaching chemistry is shown on the example of using biographies of scientists.
Title:

Inconvenient Questions of the School Course of Inorganic Chemistry

Summary:
The article discusses several issues in the school course in inorganic chemistry that are usually left without explanation. The answers to these questions will make the course more logical and interesting, increase the motivation of students to a deeper study of chemistry.
Связаться с нами