Заголовок:
Резолюция Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии: школьное химическое образование в современном мире
Аннотация:
Публикуется Резолюция Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии, прошедшего на федеральной территории «Сириус» 26–27 ноября 2023 г.
Ключевые слова:
Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии, школьное химическое образование в современном мире, резолюция съезда.
Заголовок:
Химия и охрана природы: распространённые заблуждения
Список литературы:
- Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс В.В. Пределы роста. — М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1991.
- Медоуз Д.Х., Рандерс Й., Медоуз Д.Л. Пределы роста. 30 лет спустя. — М.: ИКЦ “Академкнига”, 2007.
- Садовничий В.А., Акаев А.А., Коротаев А.В., Малков С.Ю. Моделирование и прогнозирование мировой динамики. — М.: ИСПИ РАН, 2012.
- Жученко А.А. Стратегия адаптивной интенсификации сельского хозяйства в ХХI веке / Глобальные проблемы биосферы. — М.: Наука, 2003. С. 95-115.
Аннотация:
Статья посвящена широко распространённым в СМИ заблуждениям, касающимся природоохранной тематики.
Ключевые слова:
безотходное производство, малоотходное производство, примеси, сырьё, продукция.
Заголовок:
Деятельностный подход в развитии функциональной грамотности
Список литературы:
- Аксёнова И.В. Активные формы обучения в условиях интеграции естественно-научных дисциплин // Химия в школе. - 2018. - № 3. - С. 3-7.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008.
- Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009.
- Аксёнова И.В. Ученический эксперимент для изучения химии в основной образовательной школе (7, 8, 9 классы). - Липецк, ГАУДПО ЛО «ИРО», 2016.
Аннотация:
Статья посвящена развитию функциональной грамотности школьников при изучении химии в условиях деятельностного метода. Существует необходимость целенаправленного развития функциональной грамотности активными средствами обучения на отдельных этапах урока. В педагогическом сценарии занятия рассмотрены эффективные приёмы и средства для формирования функциональной грамотности, а также возможности практического инструментария.
Ключевые слова:
функциональная грамотность, современные педагогические технологии, система заданий, деятельностный метод обучения, эффективные приёмы и средства.
Заголовок:
Разработка заданий для формирования функциональной грамотности
Список литературы:
- Асанова Л.И. О разработке заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2022. - № 3. - С. 22-30.
- Асанова Л.И. Задания для формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2020. - № 8. - С. 28-34.
- Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 15-20.
- Демидова М.Ю., Добротин Д.Ю., Рохлов В.С. Подходы к разработке заданий по оценке естественно-научной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. – 2020. - № 2.
- Бухарова А.В. Проектная деятельность как способ формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2021. - № 6. - С. 55-60.
Аннотация:
В статье описываются примеры заданий для формирования функциональной грамотности, составленных на основе исследовательских работ учащихся.
Ключевые слова:
естественно-научная грамотность, компетентностный подход, содержательные характеристики заданий, модель задания.
Заголовок:
Из опыта формирования функциональной грамотности
Аннотация:
Функциональная грамотность учащихся показывает качество образования, а также является одним из ключевых навыков для успешной учёбы и будущей профессиональной деятельности. Функциональная грамотность в химии – это не только знание научной терминологии и содержания учебного материала, но и умение применять этот материал в различных жизненных и профессиональных ситуациях. В статье рассматриваются некоторые методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках химии, в частности, решение практико-ориентированных задач.
Ключевые слова:
функциональная грамотность, образование, умения, навыки, знания, практическая значимость, компетенции.
Заголовок:
Об использовании когнитивных методов в процессе обучения
Список литературы:
- Ахметов М.А. Индивидуально ориентированное обучение химии в общеобразовательной школе: монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003.
- Андреева М.П. и др. Основные разделы школьного курса неорганической химии и методика их изучения: учебное пособие для студентов. – Якутск, ФГАОУ ВО СВФУ, 2019.
- Левицкий М.М. О химии серьёзно и с улыбкой. – М.: Академкнига, 2005.
- Фоменко И.А. Из опыта организации работы с новыми понятиями // Химия в школе. - 2022. - № 4. - С. 12-15.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
- . Сухарева О.В. Опорные конспекты как средство повышения эффективности обучения // Химия в школе. - 2018. - № 5. - С. 13-17.
- Хасиева Дж.С., Джиоева Р.Г. Об использовании рисунков при решении задач на растворимость // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 39-41.
- . Пилюгина Н. Н., Щетинина Д. В. Об использовании интеллект-карт в процессе обучения // Химия в школе. – 2021. - № 8. – С. 22-28.
- Браханова М.О. Интеллект-карты при изучении неметаллов // Химия в школе. - 2022. - № 2. - С. 42.
- Ахметов М.А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. - 2012. - № 9. - С. 10-14.
- Борзова Т.В. Опросник «Понимание научного текста»: поиски путей диагностики понимания в обучении // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2020. - Т. 22. - № 72 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/oprosnik-ponimanie-nauchnogo-teksta-poiski-putey-diagnostiki-ponimaniya-v-obuchenii/viewer (дата обращения: 01.12. 2022).
Аннотация:
В статье описывается применение в обучении химии некоторых когнитивных методов, помогающих лучшему усвоению сложных химических понятий, активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию образного мышления. Образы химических объектов и явлений могут быть успешно сформированы с помощью когнитивных методов обучения.
Ключевые слова:
обучение химии, когнитивные методы, образные представления химических понятий.
Заголовок:
О сложных вопросах курса химии в заданиях ЕГЭ
Список литературы:
- Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. ЕГЭ по химии: высокие ставки и высокие требования // Химия в школе. - 2022. - № 3. - С. 13-21.
- Каверина А.А., Молчанова Г.Н., Свириденкова Н.В., Стаханова С.В. Химия. Решение заданий повышенного уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ: учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2016.
- Добротин Д.Ю. Методические аспекты оценивания заданий с развёрнутым ответом // Химия в школе. - 2017. - № 2. - С. 19-21.
- Медведев Ю.Н. Опыты с иодом // Химия в школе. - 2020. - № 4. - С. 53-57.
- Медведев Ю.Н. Пероксид водорода: история и современность // Химия в школе. - 2018. - № 9. - С. 38-45.
- Медведев Ю.Н. Гидроксид меди(II): можно ли считать его амфотерным? // Химия в школе. - 2007. - № 7. - С. 45-50.
- Медведев Ю.Н. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей // Химия для школьников. - 2020. - № 4. - С. 12-24.
- Руководство по неорганическому синтезу: в 6 т. Т. 6 / Под ред. Г. Брауэра. – М.: Мир, 1985.
- Добротин Д.Ю. Особенности стандартизированного контроля образовательных достижений учащихся по химии // Наука и школа. - 2018. - № 2. - С. 21-27.
Аннотация:
В статье приведена характеристика подходов к отбору содержания материала для включения в контрольные измерительные материалы, рассмотрены особенности изучения химического содержания в зависимости от нагрузки и целевых установок, приведены ответы на вопросы, поступающие в адрес комиссии разработчиков ЕГЭ.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, учебный предмет, химические свойства.
Заголовок:
Неудобные вопросы школьного курса неорганической химии
Аннотация:
В статье обсуждаются некоторые вопросы школьного курса неорганической химии, которые обычно остаются без объяснения. Ответы на эти вопросы позволят сделать курс более логичным и интересным, повысить мотивацию учащихся к более глубокому изучению химии.
Ключевые слова:
классификация неорганических соединений, окислительно-восстановительные реакции, серная кислота, азотная кислота, соединения меди.
Заголовок:
Электролиз в конкурсных и олимпиадных заданиях
Список литературы:
- Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Чуранов С.С. Сборник конкурсных задач по химии. — М.: Экзамен, 2001.
- Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Рыжова О.Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренина. — М.: Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2006.
- Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Рыжова О.Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н.Е. Кузьменко, О.Н. Рыжовой, В.И. Теренина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
- Кузьменко Н.Е., Рыжова О.Н., Теренин В.И. и др. Олимпиады и конкурсные экзамены по химии в МГУ. — М.: Лаборатория знаний, 2019.
- Рыжова О.Н., Теренин В.И., Кузьменко Н.Е. и др. Химия: Олимпиады и вступительные экзамены по химии в МГУ. — М.: Лаборатория знаний, 2024.
- ФИПИ. Единый государственный экзамен по химии 2024 г.: демонстрационный вариант, кодификатор, спецификация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-4
- Ерёмина Е.А., Рыжова О.Н. Химия: Справочник школьника. — М.: Издательство Московского университета, 2019.
- Программа вступительных испытаний по физике в МГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.msu.ru/entrance/program/phys.html
- Программа вступительных испытаний по химии в МГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.msu.ru/entrance/program/chem.html
- ФИПИ. Единый государственный экзамен по физике 2024 г.: демонстрационный вариант, кодификатор, спецификация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-3
Аннотация:
Выполнен анализ заданий вступительных экзаменов и олимпиад по химии, отобраны задачи, посвящённые электролизу. Выявлены типы задач и степень реализации в них межпредметных связей с физикой. Приведены примеры расчётных и качественных конкурсных задач с решениями.
Ключевые слова:
письменный вступительный экзамен по химии, химические олимпиады, конкурсные задачи, электролиз, закон Фарадея.
Заголовок:
Научно-популярный квест как форма профориентационной работы
Список литературы:
- Концепция развития системы самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся общего и среднего профессионального образования Тюменской области на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://togirro.ru/assets/files/2022/rum/1.4/pr_06.10.2021_717-1-od.pdf
- Комикс-проект // Cайт учителя химии и биологии Э.Б. Серёгиной [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://химбиоз.рф/last/комикс-проект.html
- Смирнова Ю.К., Татьяненко С.А. Опыт применения квест-технологии в профориентационной работе // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. — 2023. — № 4 (апрель) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://emissia.org/offline/2023/3236.htm
Аннотация:
Предлагается сценарий квеста «Химический калейдоскоп», разработанного и проведённого преподавателями Тобольского индустриального института. Квест включает химический эксперимент и профориентационную информацию.
Ключевые слова:
профориентационная работа со школьниками, профессиональная ориентация, квест-технологии, химический квест.
Заголовок:
Определение среды фруктовых и овощных соков
Список литературы:
- Александрова Е.В. Цифровые датчики при изучении кислотно-основных свойств растворов // Химия в школе. — 2022. — № 10. — С. 48-54.
- Борунова Е.Б. Из опыта использования цифровых лабораторий // Химия в школе. — 2022. — № 6. — С. 66-71.
- Беспалов П.И. Применение цифровых лабораторий при решении экспериментальных задач // Химия в школе. — 2010. — № 7. — С 51-57.
- Беспалов П.И. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе. — М.: Бином, 2014.
- Бухарова А.В. Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории // Химия в школе. — 2018. — № 1. — С. 51–55.
- Власова М.Н., Ищенко В.А. Использование цифровых лабораторий в проектной деятельности // Химия в школе. — 2017. — № 7. — С. 52–55.
Аннотация:
Автор предлагает описание занятия по практическому определению рН растворов. Занятие рассчитано на учащихся 6-7 классов в рамках дополнительного образования (кружок по химии, внеурочная деятельность или занятие в детском технопарке Кванториум).
Ключевые слова:
растворы, среда растворов, водородный показатель, индикатор, pH датчик, цифровая лаборатория.
Заголовок:
Изучаем органические кислоты с использованием цифрового датчика рН
Список литературы:
- Александрова Е.В. Цифровые датчики при изучении кислотно-основных свойств растворов // Химия в школе. — 2022. — № 10. — С. 48-54.
- Борунова Е.Б. Из опыта использования цифровых лабораторий // Химия в школе. — 2022. — № 6. — С. 66-71.
- Завьялова Г.Е., Реут Л.А., Щербакова М.В. Использование цифровых лабораторий для определения жёсткости воды // Химия в школе. — 2023. — № 5. — С. 77-78.
- Морозова Н.И. Датчики цифровых лабораторий на уроках химии // Химия в школе. — 2023. — № 7. — С. 71-74.
- Справочник химика / под ред. Б.П. Никольского. — М-Л: Химия, 1965. — Т. 2. — С. 180-316.
Аннотация:
В статье представлены методические рекомендации к проведению практических работ с использованием цифрового датчика рН по теме «Карбоновые кислоты» в 10 классе. Практические работы основаны на комбинированном использовании традиционных качественных методов анализа веществ и цифровых измерений. Результаты измерений позволяют сравнивать силу кислот и соотносить её со строением органических соединений, а также фиксировать признаки реакций, которые нельзя наблюдать визуально.
Ключевые слова:
школьный химический эксперимент, цифровые датчики, кислотно-основные свойства карбоновых кислот, строение карбоновых кислот.
Заголовок:
В поисках «определённого принципа»
Список литературы:
- Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём. / Сост. Г.Е. Павлова, А.С. Орлов. — М.: Современник, 1989.
- Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек. — М.: Молодая гвардия, 2010.
- Юм Д. Сочинения в двух томах. Т. 2. — М.: Мысль, 1965.
- Клайн М. Математика. Поиск истины. — М.: Мир, 1988.
- Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис–пресс, 2013.
- Клайн М. Математика. Утрата определённости. — М.: Мир, 1984.
Аннотация:
В статье дано представление о причинности, детерминизме, механистическом атомизме. Приведена точка зрения М. В. Ломоносова на взаимосвязь химии и механики.
Ключевые слова:
М.В. Ломоносов, Х. фон Вольф, Д. Юм, Д.С. Милль, П.С. Лаплас, причинность, детерминизм, механистический атомизм.