Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2024 № 2

Русская версия
English version
Заголовок:

Резолюция Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии: школьное химическое образование в современном мире

Аннотация:
Публикуется Резолюция Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии, прошедшего на федеральной территории «Сириус» 26–27 ноября 2023 г.
Заголовок:

Химия и охрана природы: распространённые заблуждения

Список литературы:
  1. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс В.В. Пределы роста. — М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1991.
  2. Медоуз Д.Х., Рандерс Й., Медоуз Д.Л. Пределы роста. 30 лет спустя. — М.: ИКЦ “Академкнига”, 2007.
  3. Садовничий В.А., Акаев А.А., Коротаев А.В., Малков С.Ю. Моделирование и прогнозирование мировой динамики. — М.: ИСПИ РАН, 2012.
  4. Жученко А.А. Стратегия адаптивной интенсификации сельского хозяйства в ХХI веке / Глобальные проблемы биосферы. — М.: Наука, 2003. С. 95-115.
Аннотация:
Статья посвящена широко распространённым в СМИ заблуждениям, касающимся природоохранной тематики.
Заголовок:

Деятельностный подход в развитии функциональной грамотности

Список литературы:
  1. Аксёнова И.В. Активные формы обучения в условиях интеграции естественно-научных дисциплин // Химия в школе. - 2018. - № 3. - С. 3-7.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008.
  3. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009.
  4. Аксёнова И.В. Ученический эксперимент для изучения химии в основной образовательной школе (7, 8, 9 классы). - Липецк, ГАУДПО ЛО «ИРО», 2016.
Аннотация:
Статья посвящена развитию функциональной грамотности школьников при изучении химии в условиях деятельностного метода. Существует необходимость целенаправленного развития функциональной грамотности активными средствами обучения на отдельных этапах урока. В педагогическом сценарии занятия рассмотрены эффективные приёмы и средства для формирования функциональной грамотности, а также возможности практического инструментария.
Заголовок:

Разработка заданий для формирования функциональной грамотности

Список литературы:
  1. Асанова Л.И. О разработке заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2022. - № 3. - С. 22-30.
  2. Асанова Л.И. Задания для формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2020. - № 8. - С. 28-34.
  3. Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 15-20.
  4. Демидова М.Ю., Добротин Д.Ю., Рохлов В.С. Подходы к разработке заданий по оценке естественно-научной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. – 2020. - № 2.
  5. Бухарова А.В. Проектная деятельность как способ формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2021. - № 6. - С. 55-60.
Аннотация:
В статье описываются примеры заданий для формирования функциональной грамотности, составленных на основе исследовательских работ учащихся.
Заголовок:

Из опыта формирования функциональной грамотности

Аннотация:
Функциональная грамотность учащихся показывает качество образования, а также является одним из ключевых навыков для успешной учёбы и будущей профессиональной деятельности. Функциональная грамотность в химии – это не только знание научной терминологии и содержания учебного материала, но и умение применять этот материал в различных жизненных и профессиональных ситуациях. В статье рассматриваются некоторые методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках химии, в частности, решение практико-ориентированных задач.
Заголовок:

Об использовании когнитивных методов в процессе обучения

Список литературы:
  1. Ахметов М.А. Индивидуально ориентированное обучение химии в общеобразовательной школе: монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
  2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003.
  3. Андреева М.П. и др. Основные разделы школьного курса неорганической химии и методика их изучения: учебное пособие для студентов. – Якутск, ФГАОУ ВО СВФУ, 2019.
  4. Левицкий М.М. О химии серьёзно и с улыбкой. – М.: Академкнига, 2005.
  5. Фоменко И.А. Из опыта организации работы с новыми понятиями // Химия в школе. - 2022. - № 4. - С. 12-15.
  6. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
  7. . Сухарева О.В. Опорные конспекты как средство повышения эффективности обучения // Химия в школе. - 2018. - № 5. - С. 13-17.
  8. Хасиева Дж.С., Джиоева Р.Г. Об использовании рисунков при решении задач на растворимость // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 39-41.
  9. . Пилюгина Н. Н., Щетинина Д. В. Об использовании интеллект-карт в процессе обучения // Химия в школе. – 2021. - № 8. – С. 22-28.
  10. Браханова М.О. Интеллект-карты при изучении неметаллов // Химия в школе. - 2022. - № 2. - С. 42.
  11. Ахметов М.А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. - 2012. - № 9. - С. 10-14.
  12. Борзова Т.В. Опросник «Понимание научного текста»: поиски путей диагностики понимания в обучении // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2020. - Т. 22. - № 72 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/oprosnik-ponimanie-nauchnogo-teksta-poiski-putey-diagnostiki-ponimaniya-v-obuchenii/viewer (дата обращения: 01.12. 2022).
Аннотация:
В статье описывается применение в обучении химии некоторых когнитивных методов, помогающих лучшему усвоению сложных химических понятий, активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию образного мышления. Образы химических объектов и явлений могут быть успешно сформированы с помощью когнитивных методов обучения.
Заголовок:

О сложных вопросах курса химии в заданиях ЕГЭ

Список литературы:
  1. Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. ЕГЭ по химии: высокие ставки и высокие требования // Химия в школе. - 2022. - № 3. - С. 13-21.
  2. Каверина А.А., Молчанова Г.Н., Свириденкова Н.В., Стаханова С.В. Химия. Решение заданий повышенного уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ: учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2016.
  3. Добротин Д.Ю. Методические аспекты оценивания заданий с развёрнутым ответом // Химия в школе. - 2017. - № 2. - С. 19-21.
  4. Медведев Ю.Н. Опыты с иодом // Химия в школе. - 2020. - № 4. - С. 53-57.
  5. Медведев Ю.Н. Пероксид водорода: история и современность // Химия в школе. - 2018. - № 9. - С. 38-45.
  6. Медведев Ю.Н. Гидроксид меди(II): можно ли считать его амфотерным? // Химия в школе. - 2007. - № 7. - С. 45-50.
  7. Медведев Ю.Н. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей // Химия для школьников. - 2020. - № 4. - С. 12-24.
  8. Руководство по неорганическому синтезу: в 6 т. Т. 6 / Под ред. Г. Брауэра. – М.: Мир, 1985.
  9. Добротин Д.Ю. Особенности стандартизированного контроля образовательных достижений учащихся по химии // Наука и школа. - 2018. - № 2. - С. 21-27.
Аннотация:
В статье приведена характеристика подходов к отбору содержания материала для включения в контрольные измерительные материалы, рассмотрены особенности изучения химического содержания в зависимости от нагрузки и целевых установок, приведены ответы на вопросы, поступающие в адрес комиссии разработчиков ЕГЭ.
Заголовок:

Неудобные вопросы школьного курса неорганической химии

Аннотация:
В статье обсуждаются некоторые вопросы школьного курса неорганической химии, которые обычно остаются без объяснения. Ответы на эти вопросы позволят сделать курс более логичным и интересным, повысить мотивацию учащихся к более глубокому изучению химии.
Заголовок:

Электролиз в конкурсных и олимпиадных заданиях

Список литературы:
  1. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Чуранов С.С. Сборник конкурсных задач по химии. — М.: Экзамен, 2001.
  2. Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Рыжова О.Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренина. — М.: Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2006.
  3. Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Рыжова О.Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н.Е. Кузьменко, О.Н. Рыжовой, В.И. Теренина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
  4. Кузьменко Н.Е., Рыжова О.Н., Теренин В.И. и др. Олимпиады и конкурсные экзамены по химии в МГУ. — М.: Лаборатория знаний, 2019.
  5. Рыжова О.Н., Теренин В.И., Кузьменко Н.Е. и др. Химия: Олимпиады и вступительные экзамены по химии в МГУ. — М.: Лаборатория знаний, 2024.
  6. ФИПИ. Единый государственный экзамен по химии 2024 г.: демонстрационный вариант, кодификатор, спецификация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-4
  7. Ерёмина Е.А., Рыжова О.Н. Химия: Справочник школьника. — М.: Издательство Московского университета, 2019.
  8. Программа вступительных испытаний по физике в МГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.msu.ru/entrance/program/phys.html
  9. Программа вступительных испытаний по химии в МГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.msu.ru/entrance/program/chem.html
  10. ФИПИ. Единый государственный экзамен по физике 2024 г.: демонстрационный вариант, кодификатор, спецификация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-3
Аннотация:
Выполнен анализ заданий вступительных экзаменов и олимпиад по химии, отобраны задачи, посвящённые электролизу. Выявлены типы задач и степень реализации в них межпредметных связей с физикой. Приведены примеры расчётных и качественных конкурсных задач с решениями.
Заголовок:

Научно-популярный квест как форма профориентационной работы

Список литературы:
  1. Концепция развития системы самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся общего и среднего профессионального образования Тюменской области на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://togirro.ru/assets/files/2022/rum/1.4/pr_06.10.2021_717-1-od.pdf
  2. Комикс-проект // Cайт учителя химии и биологии Э.Б. Серёгиной [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://химбиоз.рф/last/комикс-проект.html
  3. Смирнова Ю.К., Татьяненко С.А. Опыт применения квест-технологии в профориентационной работе // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. — 2023. — № 4 (апрель) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://emissia.org/offline/2023/3236.htm
Аннотация:
Предлагается сценарий квеста «Химический калейдоскоп», разработанного и проведённого преподавателями Тобольского индустриального института. Квест включает химический эксперимент и профориентационную информацию.
Заголовок:

Определение среды фруктовых и овощных соков

Список литературы:
  1. Александрова Е.В. Цифровые датчики при изучении кислотно-основных свойств растворов // Химия в школе. — 2022. — № 10. — С. 48-54.
  2. Борунова Е.Б. Из опыта использования цифровых лабораторий // Химия в школе. — 2022. — № 6. — С. 66-71.
  3. Беспалов П.И. Применение цифровых лабораторий при решении экспериментальных задач // Химия в школе. — 2010. — № 7. — С 51-57.
  4. Беспалов П.И. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе. — М.: Бином, 2014.
  5. Бухарова А.В. Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории // Химия в школе. — 2018. — № 1. — С. 51–55.
  6. Власова М.Н., Ищенко В.А. Использование цифровых лабораторий в проектной деятельности // Химия в школе. — 2017. — № 7. — С. 52–55.
Аннотация:
Автор предлагает описание занятия по практическому определению рН растворов. Занятие рассчитано на учащихся 6-7 классов в рамках дополнительного образования (кружок по химии, внеурочная деятельность или занятие в детском технопарке Кванториум).
Заголовок:

Изучаем органические кислоты с использованием цифрового датчика рН

Список литературы:
  1. Александрова Е.В. Цифровые датчики при изучении кислотно-основных свойств растворов // Химия в школе. — 2022. — № 10. — С. 48-54.
  2. Борунова Е.Б. Из опыта использования цифровых лабораторий // Химия в школе. — 2022. — № 6. — С. 66-71.
  3. Завьялова Г.Е., Реут Л.А., Щербакова М.В. Использование цифровых лабораторий для определения жёсткости воды // Химия в школе. — 2023. — № 5. — С. 77-78.
  4. Морозова Н.И. Датчики цифровых лабораторий на уроках химии // Химия в школе. — 2023. — № 7. — С. 71-74.
  5. Справочник химика / под ред. Б.П. Никольского. — М-Л: Химия, 1965. — Т. 2. — С. 180-316.
Аннотация:
В статье представлены методические рекомендации к проведению практических работ с использованием цифрового датчика рН по теме «Карбоновые кислоты» в 10 классе. Практические работы основаны на комбинированном использовании традиционных качественных методов анализа веществ и цифровых измерений. Результаты измерений позволяют сравнивать силу кислот и соотносить её со строением органических соединений, а также фиксировать признаки реакций, которые нельзя наблюдать визуально.
Заголовок:

В поисках «определённого принципа»

Список литературы:
  1. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём. / Сост. Г.Е. Павлова, А.С. Орлов. — М.: Современник, 1989.
  2. Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек. — М.: Молодая гвардия, 2010.
  3. Юм Д. Сочинения в двух томах. Т. 2. — М.: Мысль, 1965.
  4. Клайн М. Математика. Поиск истины. — М.: Мир, 1988.
  5. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис–пресс, 2013.
  6. Клайн М. Математика. Утрата определённости. — М.: Мир, 1984.
Аннотация:
В статье дано представление о причинности, детерминизме, механистическом атомизме. Приведена точка зрения М. В. Ломоносова на взаимосвязь химии и механики.
Title:

Resolution of the All-Russian Congress of Chemistry Teachers and Lecturers: School Chemical Education in the Modern World

Summary:
The Resolution of the All-Russian Congress of Chemistry teachers and lecturers, held on the federal territory of Sirius on November 26-27, 2023, is published.
Title:

Chemistry and Environment Protection: Common Misconceptions

Summary:
The article is devoted to widespread misconceptions in the media regarding environmental issues.
Title:

Activity-based Approach in the Development of Functional Literacy

Summary:
The article is devoted to the development of functional literacy of schoolchildren in the conditions of the activity method. There is a need for targeted development of functional literacy in the study of chemistry using active learning tools at individual stages of the lesson.
Title:

Summary:
Examples of tasks for the formation of functional literacy, compiled on the basis of students' research works, are described,
Title:

From the Experience of Forming Functional Literacy

Summary:
Functional literacy of students shows the quality of education all over the world, it is also one of the key skills for successful studies and future professional activity. Functional literacy in chemistry is not only the knowledge of scientific terminology and the content of the material studied, but also the ability to apply this material in various life and professional situations. This article discusses some methods and recommendations for the formation of functional literacy of students in chemistry lessons. One of the effective methods aimed at the formation of the learner's functional literacy is the solution of practice-oriented tasks.
Title:

On the Use of Cognitive Methods in the Learning Process

Summary:
The article describes the use of cognitive methods in teaching chemistry, helping to better assimilate complex chemical concepts, activate the cognitive activity of students, and develop imagination. Images of chemical objects and phenomena can be successfully formed through cognitive learning techniques.
Title:

On Difficult Issues of the Chemistry Course in the USE Assignments

Summary:
The article describes the approaches to selecting the content of the material for inclusion in control measuring materials, the features of studying the chemical content depending on the load and target settings. Answers to questions addressed to the commission of developers of the Unified State Exam are given.
Title:

Inconvenient Questions of the School Course of Inorganic Chemistry

Summary:
The article discusses several issues in the school course in inorganic chemistry that are usually left without explanation. The answers to these questions will make the course more logical and interesting, increase the motivation of students to a deeper study of chemistry.
Title:

Electrolysis in Competitive and Olympiad Tasks

List of references:
Summary:
The tasks of entrance examinations and Olympiads in chemistry were analyzed, the tasks devoted to electrolysis were selected. The types of tasks and the degree of implementation of interdisciplinary connections with physics in them are revealed. Examples of quantitative competitive tasks and tasks without calculations are presented with solutions.
Title:

Popular Science Quest as a Form of Career Guidance Work

Summary:
The scenario of the quest “Chemical Kaleidoscope”, developed and conducted by teachers of the Tobolsk Industrial Institute, is proposed. The quest includes chemical experiment and career guidance information.
Title:

Determination of the Acidity of Fruit and Vegetable Juices

Summary:
The author offers a description of the lesson on the practical determination of the pH of solutions. The lesson is designed for students in grades 6-7 as a part of additional education (optional course, extracurricular activities or classes at the Quantorium Children's Technopark).
Title:

How to Study Organic Acids Using a Digital pH Sensor

Summary:
The article presents recommendations for practical work using a digital pH sensor on the topic “Carboxylic acids” in the 10th grade. Practical work is based on the combined use of traditional qualitative methods of substance analysis and digital measurements. The measurement results make it possible to compare the strength of acids and correlate it with the structure of organic compounds, as well as to record signs of reactions that cannot be observed visually.
Title:

In Search of a “Certain Principle”

Summary:
The ideas of causality, determinism, and mechanistic atomism are given. M. V. Lomonosov’s point of view on the relationship between chemistry and mechanics is described.
Связаться с нами