Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2023 № 02

Русская версия
English version
Заголовок:

О проблемах школьного курса органической химии

Список литературы:
  1. Примерная рабочая программа среднего общего образования. Химия. Углублённый уровень. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 7/22 от 29.09.2022 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_srednego_obschego_obrazovaniya_predmeta_ Himiya_uglublennij_uroven.htm (дата обращения 13.11.2022).
  2. Открытый банк заданий ЕГЭ. Химия. Органическая химия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege#!/tab/173765699-4 (дата обращения 13.11.2022).
  3. Сутягин А. А. Выполняем задания по органической химии // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 35–38.
  4. Волкова Н. В., Вернигора А. Н., Фирстова Н. В., Фролов А. В., Кузнецова А. В., Керимов Э. Ю. Качественные реакции органических соединений в задачах всероссийской олимпиады // Химия в школе. — 2020. — № 5. — С. 51–56.
  5. Wurz A. Ueber eine neue Klasse organischer Radicale // Justus Liebigs Annalen der Chemie. — 1855. — B. 96. — H. 3. — S. 364–375.
  6. Campeau L. C., Hazari N. Cross-Coupling and Related Reactions: Connecting Past Success to the Development of New Reactions for the Future // Organometallics. — 2019. — V. 38 (1). — P. 3–35.
  7. Carruthers W. Cycloaddition Reactions in Organic Synthesis. — Pergamon, 1990.
  8. https://www.nobelprize.org/prizes/lists/all-nobelprizes-in-chemistry/ (дата обращения 13.11.2022).
  9. Вагнер Е. Е. К истории реакции окисления непредельных соединений // Журнал русского физикохимического общества. — 1895. — Вып. 27. — С. 219.
  10. Schroeder M. Osmium tetraoxide cis hydroxylation of unsaturated substrates // Chemical Reviews. — 1980. — V. 80 (2). — P. 187–213.
  11. Медведев Ю. Н., Саулевич Ф. А. Задачи на вывод молекулярной формулы: от математики к химии // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С. 28–31.
  12. Cid M.-M., Bravo J. Structure Elucidation in Organic Chemistry: The Search for the Right Tools. — Wiley-VCH, 2014.
  13. Вайзман Ф. Л. Основы органической химии (пер. с англ.). — СПб.: Химия, 1995.
Аннотация:
Школьный курс органической химии требует значительных изменений, поскольку в существующем виде он изобилует устаревшими и не соответствующими действительности реакциями, а значительная часть времени отводится на отработку не имеющих практической значимости навыков. Кроме того, его содержание направлено преимущественно на запоминание реакций, что делает химию непривлекательным предметом в глазах школьников.
Заголовок:

Освоение природных ресурсов в зоне БАМа

Список литературы:
  1. Козловский Е. БАМ: плацдарм для освоения восточных регионов России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kprf.ru/news/articles/eco/4512.html
  2. Волков А. В. Основные тенденции развития МСК в зоне БАМ (Северное Забайкалье) // Золото и технологии. — 2019. — № 4 (46).
  3. Справка о состоянии и перспективах использования минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия) на 15.03.2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosnedra.gov.ru/data/Fast/Files/202104/feb154b18af6584ca00ae9931b9a34d1.pdf
  4. Данилов А. А. и др. Перспективы освоения комплексных золотоурановых месторождений Эльконского района // Золото и технологии. — 2021. — № 3 (53).
  5. Андреев А. Пятая часть российской меди [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stimul.online/articles/innovatsii/pyataya-chast-rossiyskoy-medi/
  6. Волков В. Н. Золотодобыча в России: современность и перспективы развития // Химия в школе. — 2023. — № 1. — С. 9–15.
  7. Кучумова А. Золото Сухого Лога. Большие планы большой компании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dprom.online/metalls/zoloto-suhogo-logabolshie-plany-bolshoj-kompanii/
  8. Симагутина М. С. Современное состояние и перспективы развития БАМа // Вестник университета. — 2021. — № 10. — С. 94–98.
  9. Президент России взял под контроль модернизацию Восточного полигона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.morvesti.ru/analitika/1687/91727/
  10. Шойгу С. О новых городах в Сибири. Полная версия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. rbc.ru/politics/06/09/2021/6131fab69a 79471a71a0b412
Аннотация:
Статья посвящена перспективам освоения природных богатств и развитию регионов Дальнего Востока в зоне БАМа. Дана характеристика Южно-Якутского, Кодаро-Удоканского территориально-производственных комплексов и Бодайбинского золотоносного района Иркутской обл.
Заголовок:

Воспитательный потенциал регионального компонента содержания

Список литературы:
  1. Заграничная Н. А. Воспитательный потенциал предмета и личностные результаты образования // Химия в школе. — 2013. — № 9. — С. 10–16.
  2. Заграничная Н. А. Направления воспитания при обучении химии // Химия в школе. — 2015. — № 5. — С. 14–17.
  3. Каверина А. А. О воспитательном потенциале учебного предмета «Химия» // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 16–22.
  4. Фарус О. А. Контекстные задачи с экологическим содержанием и региональным компонентом // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 44–46.
  5. Каткова О. А. Из опыта интеграции предметов естественно-научного цикла // Химия в школе. — 2022. — № 7. — С. 27–29.
  6. Асанова Л. И., Снигирёва Е. М. Контекстные задачи с межпредметным содержанием // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 14–18.
  7. Колчанова Л. В., Буржинская Т. Г., Колчанова А. Р. Прикладной аспект химического образования в задачах с практическим содержанием // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 41–46.
Аннотация:
Включение регионального компонента в содержание курса химии не только положительно влияет на восприятие трудного материала, но и содействует достижению целей воспитания, в частности формирует у учащихся патриотические чувства, уважение и любовь к малой родине, стремление улучшить её экологическое состояние и сберечь ресурсный потенциал.
Заголовок:

Заметки члена жюри: путь к открытию великого закона

Список литературы:
  1. Миренкова Е. В. К методике изучения периодического закона и строения атома // Химия в школе. — 2019. — № 8. — С. 12–23.
  2. Петрянов И. В., Кнунянц И. Л. Великий закон. — М.: Педагогика, 1976.
  3. Фадеев Г. Н., Лебедев Ю. А. Периодический закон: история и современность // Химия в школе. — 2019. — № 1. — С. 71–78.
  4. Фадеев Г. Н., Двуличанская Н. Н., Лебедев Ю. А. Периодический закон: хронология открытия // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 73–78.
Аннотация:
В статье представлены размышления о пребывании на конкурсе «Учитель года России — 2022», о великом русском химике Д. И. Менделееве и его главном открытии — Периодической системе химических элементов. Показан путь, которым пришёл учёный к своему открытию.
Заголовок:

Обобщающее занятие по теме «Классификация органических соединений»

Список литературы:
  1. Гашинская Е. Н. Урок-исследование «Классификация органических соединений» // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 24–28.
  2. Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И., Зурабян С. Э. Биоорганическая химия: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
Аннотация:
В статье подробно рассмотрена классификация углеводородов и их функциональных производных, предложены алгоритмы и схемы классификации, представлены задания для самостоятельной работы.
Заголовок:

Из опыта реализации программы раннего изучения химии

Список литературы:
  1. Аксёнова И. В. Пропедевтический курс химии в условиях реализации ФГОС // Химия в школе. — 2018. — № 4. — С. 70–73.
  2. Анацко О. Э. Пропедевтика на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. — 2020. — № 3. — С. 11–12.
  3. Артёменко А. И. Удивительный мир органической химии. — М.: Дрофа, 2007.
  4. Блохина О. Г. Я иду на урок химии: книга для учителя. — М.: Первое сентября, 2000.
  5. Малышкина В. Занимательная химия. — СПб.: Тригон, 2001.
  6. Масленникова Л. В. О развитии интереса к предмету у семиклассников // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 25–28.
  7. Ткаченко Л. Т. Пропедевтический курс «Мир химии» // Химия в школе. — 2017. — № 3. — С. 32–36.
Аннотация:
Для учащихся 7 класса автор разработал программу раннего обучения химии, которая построена в основном на эксперименте. Предложены материалы к некоторым занятиям в рамках пропедевтического курса химии «Удивительное рядом».
Заголовок:

Урок по теме «Нитраты — соли азотной кислоты»

Список литературы:
  1. Ижогина Е. Ю. Конференция «Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека» // Химия в школе. — 2014. — № 4. — С. 46–48.
  2. Русакова А. В. Урок по теме «Классификация и свой ства солей» // Химия в школе. — 2022. — № 7. — С. 33–36.
  3. Салихова З. Р. Из опыта изучения солей аммония // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 22–24.
Аннотация:
Представлена разработка урока усвоения новых знаний для учащихся 9 класса с первичным закреплением. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.
Заголовок:

Графические задания по теме «Скорость химических реакций»

Список литературы:
  1. Миренкова Е. В. Виды и функции иллюстративного материала в процессе обучения // Химия в школе. — 2017. — № 6. — С. 11–17.
  2. Айдина И. Г. Контроль знаний по теме «Скорость химической реакции» // Химия в школе. — 2021. — № 1. — С. 41–44.
  3. Айдина И. Г. Организация исследовательской деятельности при изучении скорости реакции // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 56–62; № 8. — С. 74–78.
Аннотация:
Обновление содержания образования требует от учащихся умений не только работать с текстом, решать расчётные и экспериментальные задачи, но и анализировать информацию мысленного эксперимента, описанного в виде таблиц, диаграмм, графиков. Графическое представление химического процесса способствует развитию абстрактного мышления, умения анализировать и сравнивать, находить рациональный способ решения задач
Заголовок:

Решение трудной задачи: логика рассуждений

Список литературы:
  1. Сутягин А. А. Решение расчётных задач: составляем материальный баланс // Химия в школе. — 2019. — № 7. — С. 21–24.
  2. Сутягин А. А. Расчётные задачи на определение состава растворов и смесей // Химия в школе. — 2022. — № 4. — С. 31–35.
  3. Червина В. В. Учим выполнять задание № 33 // Химия в школе. — 2017. — № 7. — С. 31–40.
Аннотация:
В статье приведён разбор решения расчётной задачи высокого уровня сложности. Показаны два альтернативных пути рассуждения. Отмечается, что разбор со школьниками способов решения задачи призван снизить барьер нежелания и неготовности приступать к решению подобных задач.
Заголовок:

Особенности обучения химии в школах современной Индии

Список литературы:
  1. Senapati S., Nagaraja H., Row T. Chemical education and research in India: challenges, perspectives, and future opportunities in line with the national educational policy 2020 // J. Chem. Educ. — 2022. — 99 (11). — P. 3678−3686.
  2. Krishnan M., Brakaspathy R., Arunan E. Chemical Education in India: Addressing Current Challenges and Optimizing Opportunities // Journal of Chemical Education. — 2016. — 93 (10). — P. 1731−1736.
  3. Anup K. (ed) Science. Textbook for class IX. — National Council of Educational Research and Training, 2018.
  4. Кузнецова Н. Е. Химия: 8 класс: задачник для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: ВентанаГраф, 2015.
  5. Ахметов М. А. Решение задач повышенной сложности с использованием таблиц // Химия в школе. — 2005. — № 4. — С. 56−58.
  6. Anup K. (ed) Chemistry. Part I. Textbook for class XI. — National Council of Educational Research and Training, 2018.
  7. Anup K. (ed) Chemistry. Textbook for class X. — National Council of Educational Research and Training, 2018.
Аннотация:
Авторы рассказывают о нахождении молекулярной формулы вещества на основе массового соотношения элементов и их относительных атомных масс; представлении валентности атомов в виде их соединительной силы или ёмкости; табличной форме анализа состава и электронного строения атомов; оригинальном приёме запоминания последовательности заполнения энергетических уровней электронами; способе проверки правильности написания структур Льюиса; методе расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР без составления электронного баланса.
Заголовок:

Химико-аналитический практикум: формирование исследовательской культуры учащихся

Список литературы:
  1. Программы факультативных курсов для средней школы. — М.: Просвещение, 1969.
  2. Воскресенский П. И., Неймарк А. М. Основы химического анализа. — М.: Просвещение, 1971.
  3. Неймарк А. М. Методика преподавания основ химического анализа: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1973.
  4. Программы элективных курсов. Химия. 10–11 классы. Профильное обучение / авт.-сост. Г. А. Шипарева. — М.: Дрофа, 2007.
  5. Колесникова А. М. Основы химических методов исследования веществ. 10–11 кл.: учеб. пособие. — М.: Дрофа, 2011.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/
  7. Иванова И. С., Попов А. С., Чухно А. С. Определение pH растворов, или Как избежать ошибок при изучении индикаторов // Химия в школе. — 2022. — № 2. — С. 55–58.
  8. Григорьев А. Г., Толетова М. К. Бумажная хроматография и метод фотометрии в школьном химическом эксперименте // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов 63-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 14–16 апреля 2016 г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. — С. 113–116.
  9. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/
  10. Пак М. С. Дидактика химии: учебник для студентов вузов. — СПб.: ООО «ТРИО», 2012.
  11. Минченков Е. Е. Практическая дидактика в преподавании естественно-научных дисциплин: учеб. пособие. — СПб.: Лань, 2016.
  12. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебноисследовательской культуры школьников // Исследовательская работа школьников. — 2008. — № 1. — С. 33–40.
  13. Ларионова В. М., Пустовит С. О. Методы титриметрии в организации познавательной деятельности // Химия в школе. — 2021. — № 3. — С. 51–61.
  14. Григорьев А. Г., Толетова М. К. Формирование опыта творческой деятельности в процессе углублённого изучения химии // Казанская наука. — 2017. — № 3. — С. 69–71.
  15. Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53–57.
Аннотация:
В статье описан опыт организации курса внеурочной деятельности «Основы аналитической химии» на базе системно-деятельностного и интегративного подходов. Предложенная автором методика поэтапного овладения методами химического анализа позволяет формировать естественно-научную грамотность и развивать исследовательскую культуру школьников.
Заголовок:

Интегрированные проекты как средство повышения интереса к изучению химии

Список литературы:
  1. Анацко О. Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 54–58.
  2. Баранова Е. В., Зайкин М. И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью // Математика в школе. — 2004. — № 2. — С. 7–10.
  3. Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы. — М.: Сентябрь, 2002.
  4. Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. — 2005. — № 8. — С. 6–11.
  5. Бурыкина О. В., Уварова Т. А. Из опыта организации проектной деятельности // Химия в школе. — 2022. — № 1. — С. 64–65.
  6. Кунаева А. П. История химии на карте Санкт-Петербурга // Химия в школе. — 2017. — № 10. — С. 57–61.
  7. Нохсоров В. В., Саввинова А. Т. Исследовательские проекты с использованием регионального компонента // Химия в школе. — 2019. — № 6. — С. 55–58.
  8. Фёдоров Е. Ф. Химический эксперимент как основа проектной деятельности // Химия в школе. — 2022. — № 7. — С. 71–73.
Аннотация:
В статье предложен способ повышения мотивации к обучению химии в классах гуманитарного профиля: использование интегрированных проектов как на уроке, так и во внеурочной работе.
Заголовок:

Экспериментальное исследование качества макаронных изделий

Список литературы:
  1. Анацко О. Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 54–58.
  2. ГОСТ 27494-2016. Мука и отруби. Методы определения зольности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200141721
  3. ГОСТ 31743-2017. Изделия макаронные. Общие технические условия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200157298
  4. ГОСТ 31749-2012. Изделия макаронные быстрого приготовления. Общие технические условия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200097827
  5. ГОСТ 31750-2012. Изделия макаронные. Методы идентификации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 1200098770#7D20K3
  6. ГОСТ 31964-2012. Изделия макаронные. Правила приёмки и методы определения качества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ document/1200103304#7D20K3
  7. Журова В. Г. Титриметрия как метод количественного анализа // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 43–46.
  8. Иванова Т. Н. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  9. Личко Н. В., Курдина Н. В. и др. Технология переработки продуктов растениеводства. — М.: КолосС, 2008.
  10. Нечаев А. П., Шуб И. С. и др. Технология пищевых производств. — М.: КолосС, 2005.
  11. Нилова Л. П. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров: учебник. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
Аннотация:
В статье перечислены показатели качества, предъявляемые к макаронным изделиям быстрого приготовления согласно ГОСТам, приведены методики определения влажности, кислотности, зольности, загрязнённости и заражённости вредителями. Опыты можно выполнить с учащимися на занятиях внеурочной деятельности по химии с целью определения качества и возможной фальсификации данного вида продукта.
Заголовок:

Российские имена в Периодической системе Д.И. Менделеева

Список литературы:
  1. Дмитриев С. Н. Сверхтяжёлые элементы периодической таблицы Д. И. Менделеева // Химия в школе. — 2019. — № 5. — С. 21–26.
  2. Медведев Ю. Н. Новые имена в химии: нихоний, московий, теннессин и оганесон // Химия в школе. — 2016. — № 10. — С. 5–11.
  3. Плужник О. М., Короткова А. В., Потемкина Н. М. Географическое происхождение названий некоторых химических элементов // Химия в школе. — 2019. — № 2. — С. 61–66.
  4. Покровский В. Остров стабильного молчания / Независимая газета. 07.08.2002 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ng.ru/science/2002-08-07/9_ silence.html
  5. Популярная библиотека химических элементов: в 2 кн. / Под ред. И. В. Петрянова-Соколова. — М.: Наука, 1983.
Аннотация:
В статье приводятся сведения об истории открытия химических элементов, названия которых связаны с Россией, русскими учёными и городами, а также обсуждаются вопросы приоритета в открытии ряда химических элементов.
Title:

About the Problems of the School Course of Organic Chemistry

Summary:
The school course of organic chemistry requires significant changes, since in its current form it is replete with outdated and untrue reactions, and a significant part of the time is devoted to mastering skills that have no practical value. In addition, its content is mainly aimed at memorizing reactions, which makes chemistry an unattractive subject in the eyes of schoolchildren.
Title:

Development of Natural Resources in the BAM (Baikal-Amur mainline) Zone

Summary:
The article is devoted to the prospects for using natural resources and the development of the regions of the Far East in the zone of the Baikal-Amur mainline. The characteristics of the Yuzhno-Yakutsk, Kodaro-Udokan territorial production complexes and the Bodaibinsky gold-bearing district of the Irkutsk region are given.
Title:

Educational Potential of the Regional Content Component

Summary:
The inclusion of a regional component in the content of the chemistry course not only has a positive effect on the perception of difficult material, but also contributes to the achievement of educational goals, in particular, it forms patriotic feelings among students, respect and love for their small homeland, the desire to improve its environment and preserve natural resources.
Title:

Jury Member’s Notes: the Path to the Discovery of the Great Law

Summary:
The article presents author’s reflections on the competition «Teacher of the Year of Russia 2022», as well as the life of a great Russian chemist D. I. Mendeleev and his main discovery — the Periodic table of chemical elements. The way in which the scientist came to his discovery is shown.
Title:

Generalizing Lesson on the Topic “Classification of Organic Compounds”

Summary:
The article considers in detail the classification of hydrocarbons and their functional derivatives, suggests algorithms and classification schemes, presents tasks for independent work.
Title:

From the Experience of Implementing the Early Learning Chemistry Program

Summary:
For 7th grade students, the author has developed an early chemistry education program, which is based mainly on experiment. Materials for some classes in the framework of the propaedeutic chemistry course “Amazing nearby” are offered.
Title:

Lesson on the Topic “Nitrates, Salts of Nitric Acid”

Summary:
The scenario of a lesson of acquiring new knowledge for 9th grade students is presented. The lesson is planned in accordance with the requirements of the Federal Standard.
Title:

Graphic Tasks on the Topic “Rate of a Chemical Reaction”

Summary:
Education content update requires students not only to be able to work with text, solve calculation and experimental problems, but also analyze the information of a thought experiment described in the form of tables, diagrams and graphs. A graphical representation of a chemical process contributes to the development of abstract thinking, the ability to analyze, compare and find an optimal way for solving problems.
Title:

Solving a Difficult Problem: the Logic of Reasoning

Summary:
The article presents an analysis of the solution of a calculation problem of an advanced level. Two alternative ways of reasoning are shown. It is noted that the analysis with schoolchildren of ways to solve the problem is designed to reduce the lack of confidence and unwillingness to start solving such problems.
Title:

Features of Chemistry Training in Modern India Schools

Summary:
The authors describe several chemistry teaching techniques used in Indian schools, such as finding the molecular formula of a substance based on the mass ratio of elements and their relative atomic masses; representation of the valence of atoms in the form of their combining power or capacity; tabular form of analysis of the atomic composition and electronic structure; an original method of memorizing the information about electrons in various energy levels; a way to verify the correctness of Lewis structures; a method for equalizing redox reactions without drawing up an electronic balance.
Title:

Chemical Analytical Workshop: Formation of Student Research Culture

Summary:
The experience of organizing extracurricular chemical course on the base of system-activity and integrative approaches is described. The author offers his method of step-by-step chemical analysis methods acquisition, which gives an opportunity to form natural science literacy and develop students’ research culture.
Title:

Integrated Projects as a Means of Increasing Interest in Studying Chemistry

Summary:
The article proposes a way to increase the motivation to study chemistry in the humanities classes by using integrated projects both in the classroom and in extracurricular activities.
Title:

Experimental Study of Pasta Quality

Summary:
The article lists the quality indicators required for instant pasta according to State Standards (GOSTs) and provides methods for determining humidity, acidity, ash content, contamination and pest infestation. The experiments aimed at determining the quality and possible falsification of this type of product may be useful for organizing extracurricular activities in chemistry.
Title:

Russian Names in the Periodic System of D. I. Mendeleev

Summary:
The article provides information about the history of the discovery of chemical elements, the names of which are associated with Russia, Russian scientists and cities, and also discusses issues of priority in the discovery of a number of chemical elements.
Связаться с нами