Заголовок:
О проблемах школьного курса органической химии
Список литературы:
- Примерная рабочая программа среднего общего образования. Химия. Углублённый уровень. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 7/22 от 29.09.2022 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_srednego_obschego_obrazovaniya_predmeta_ Himiya_uglublennij_uroven.htm (дата обращения 13.11.2022).
- Открытый банк заданий ЕГЭ. Химия. Органическая химия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege#!/tab/173765699-4 (дата обращения 13.11.2022).
- Сутягин А. А. Выполняем задания по органической химии // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 35–38.
- Волкова Н. В., Вернигора А. Н., Фирстова Н. В., Фролов А. В., Кузнецова А. В., Керимов Э. Ю. Качественные реакции органических соединений в задачах всероссийской олимпиады // Химия в школе. — 2020. — № 5. — С. 51–56.
- Wurz A. Ueber eine neue Klasse organischer Radicale // Justus Liebigs Annalen der Chemie. — 1855. — B. 96. — H. 3. — S. 364–375.
- Campeau L. C., Hazari N. Cross-Coupling and Related Reactions: Connecting Past Success to the Development of New Reactions for the Future // Organometallics. — 2019. — V. 38 (1). — P. 3–35.
- Carruthers W. Cycloaddition Reactions in Organic Synthesis. — Pergamon, 1990.
- https://www.nobelprize.org/prizes/lists/all-nobelprizes-in-chemistry/ (дата обращения 13.11.2022).
- Вагнер Е. Е. К истории реакции окисления непредельных соединений // Журнал русского физикохимического общества. — 1895. — Вып. 27. — С. 219.
- Schroeder M. Osmium tetraoxide cis hydroxylation of unsaturated substrates // Chemical Reviews. — 1980. — V. 80 (2). — P. 187–213.
- Медведев Ю. Н., Саулевич Ф. А. Задачи на вывод молекулярной формулы: от математики к химии // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С. 28–31.
- Cid M.-M., Bravo J. Structure Elucidation in Organic Chemistry: The Search for the Right Tools. — Wiley-VCH, 2014.
- Вайзман Ф. Л. Основы органической химии (пер. с англ.). — СПб.: Химия, 1995.
Аннотация:
Школьный курс органической химии требует значительных изменений, поскольку в существующем виде он изобилует устаревшими и не соответствующими действительности реакциями, а значительная часть времени отводится на отработку не имеющих практической значимости навыков. Кроме того, его содержание направлено преимущественно на запоминание реакций, что делает химию непривлекательным предметом в глазах школьников.
Ключевые слова:
курс химии, органическая химия, химические свойства органических веществ, химические реакции, методы синтеза органических веществ, реакционная способность.
Заголовок:
Освоение природных ресурсов в зоне БАМа
Список литературы:
- Козловский Е. БАМ: плацдарм для освоения восточных регионов России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kprf.ru/news/articles/eco/4512.html
- Волков А. В. Основные тенденции развития МСК в зоне БАМ (Северное Забайкалье) // Золото и технологии. — 2019. — № 4 (46).
- Справка о состоянии и перспективах использования минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия) на 15.03.2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosnedra.gov.ru/data/Fast/Files/202104/feb154b18af6584ca00ae9931b9a34d1.pdf
- Данилов А. А. и др. Перспективы освоения комплексных золотоурановых месторождений Эльконского района // Золото и технологии. — 2021. — № 3 (53).
- Андреев А. Пятая часть российской меди [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stimul.online/articles/innovatsii/pyataya-chast-rossiyskoy-medi/
- Волков В. Н. Золотодобыча в России: современность и перспективы развития // Химия в школе. — 2023. — № 1. — С. 9–15.
- Кучумова А. Золото Сухого Лога. Большие планы большой компании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dprom.online/metalls/zoloto-suhogo-logabolshie-plany-bolshoj-kompanii/
- Симагутина М. С. Современное состояние и перспективы развития БАМа // Вестник университета. — 2021. — № 10. — С. 94–98.
- Президент России взял под контроль модернизацию Восточного полигона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.morvesti.ru/analitika/1687/91727/
- Шойгу С. О новых городах в Сибири. Полная версия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. rbc.ru/politics/06/09/2021/6131fab69a 79471a71a0b412
Аннотация:
Статья посвящена перспективам освоения природных богатств и развитию регионов Дальнего Востока в зоне БАМа. Дана характеристика Южно-Якутского, Кодаро-Удоканского территориально-производственных комплексов и Бодайбинского золотоносного района Иркутской обл.
Ключевые слова:
Байкало-Амурская магистраль, месторождения природных ископаемых, уголь, сталь, медь, золото, уран.
Заголовок:
Воспитательный потенциал регионального компонента содержания
Список литературы:
- Заграничная Н. А. Воспитательный потенциал предмета и личностные результаты образования // Химия в школе. — 2013. — № 9. — С. 10–16.
- Заграничная Н. А. Направления воспитания при обучении химии // Химия в школе. — 2015. — № 5. — С. 14–17.
- Каверина А. А. О воспитательном потенциале учебного предмета «Химия» // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 16–22.
- Фарус О. А. Контекстные задачи с экологическим содержанием и региональным компонентом // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 44–46.
- Каткова О. А. Из опыта интеграции предметов естественно-научного цикла // Химия в школе. — 2022. — № 7. — С. 27–29.
- Асанова Л. И., Снигирёва Е. М. Контекстные задачи с межпредметным содержанием // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 14–18.
- Колчанова Л. В., Буржинская Т. Г., Колчанова А. Р. Прикладной аспект химического образования в задачах с практическим содержанием // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 41–46.
Аннотация:
Включение регионального компонента в содержание курса химии не только положительно влияет на восприятие трудного материала, но и содействует достижению целей воспитания, в частности формирует у учащихся патриотические чувства, уважение и любовь к малой родине, стремление улучшить её экологическое состояние и сберечь ресурсный потенциал.
Ключевые слова:
региональный компонент, методический опыт, учебно-исследовательские проекты, экология, уроки химии и экологии.
Заголовок:
Заметки члена жюри: путь к открытию великого закона
Список литературы:
- Миренкова Е. В. К методике изучения периодического закона и строения атома // Химия в школе. — 2019. — № 8. — С. 12–23.
- Петрянов И. В., Кнунянц И. Л. Великий закон. — М.: Педагогика, 1976.
- Фадеев Г. Н., Лебедев Ю. А. Периодический закон: история и современность // Химия в школе. — 2019. — № 1. — С. 71–78.
- Фадеев Г. Н., Двуличанская Н. Н., Лебедев Ю. А. Периодический закон: хронология открытия // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 73–78.
Аннотация:
В статье представлены размышления о пребывании на конкурсе «Учитель года России — 2022», о великом русском химике Д. И. Менделееве и его главном открытии — Периодической системе химических элементов. Показан путь, которым пришёл учёный к своему открытию.
Ключевые слова:
учитель года, периодический закон, Периодическая система, химический элемент.
Заголовок:
Обобщающее занятие по теме «Классификация органических соединений»
Список литературы:
- Гашинская Е. Н. Урок-исследование «Классификация органических соединений» // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 24–28.
- Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И., Зурабян С. Э. Биоорганическая химия: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
Аннотация:
В статье подробно рассмотрена классификация углеводородов и их функциональных производных, предложены алгоритмы и схемы классификации, представлены задания для самостоятельной работы.
Ключевые слова:
классификация углеводородов, углеводородный радикал, функциональная группа, моно-, поли- и гетерофункциональные соединения, полигетерофункциональные соединения.
Заголовок:
Из опыта реализации программы раннего изучения химии
Список литературы:
- Аксёнова И. В. Пропедевтический курс химии в условиях реализации ФГОС // Химия в школе. — 2018. — № 4. — С. 70–73.
- Анацко О. Э. Пропедевтика на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. — 2020. — № 3. — С. 11–12.
- Артёменко А. И. Удивительный мир органической химии. — М.: Дрофа, 2007.
- Блохина О. Г. Я иду на урок химии: книга для учителя. — М.: Первое сентября, 2000.
- Малышкина В. Занимательная химия. — СПб.: Тригон, 2001.
- Масленникова Л. В. О развитии интереса к предмету у семиклассников // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 25–28.
- Ткаченко Л. Т. Пропедевтический курс «Мир химии» // Химия в школе. — 2017. — № 3. — С. 32–36.
Аннотация:
Для учащихся 7 класса автор разработал программу раннего обучения химии, которая построена в основном на эксперименте. Предложены материалы к некоторым занятиям в рамках пропедевтического курса химии «Удивительное рядом».
Ключевые слова:
пропедевтический курс химии, химический эксперимент, практическая направленность.
Заголовок:
Урок по теме «Нитраты — соли азотной кислоты»
Список литературы:
- Ижогина Е. Ю. Конференция «Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека» // Химия в школе. — 2014. — № 4. — С. 46–48.
- Русакова А. В. Урок по теме «Классификация и свой ства солей» // Химия в школе. — 2022. — № 7. — С. 33–36.
- Салихова З. Р. Из опыта изучения солей аммония // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 22–24.
Аннотация:
Представлена разработка урока усвоения новых знаний для учащихся 9 класса с первичным закреплением. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.
Ключевые слова:
нитраты, соли азотной кислоты, селитры.
Заголовок:
Графические задания по теме «Скорость химических реакций»
Список литературы:
- Миренкова Е. В. Виды и функции иллюстративного материала в процессе обучения // Химия в школе. — 2017. — № 6. — С. 11–17.
- Айдина И. Г. Контроль знаний по теме «Скорость химической реакции» // Химия в школе. — 2021. — № 1. — С. 41–44.
- Айдина И. Г. Организация исследовательской деятельности при изучении скорости реакции // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 56–62; № 8. — С. 74–78.
Аннотация:
Обновление содержания образования требует от учащихся умений не только работать с текстом, решать расчётные и экспериментальные задачи, но и анализировать информацию мысленного эксперимента, описанного в виде таблиц, диаграмм, графиков. Графическое представление химического процесса способствует развитию абстрактного мышления, умения анализировать и сравнивать, находить рациональный способ решения задач
Ключевые слова:
скорость реакции, факторы, оказывающие влияние на скорость химической реакции.
Заголовок:
Решение трудной задачи: логика рассуждений
Список литературы:
- Сутягин А. А. Решение расчётных задач: составляем материальный баланс // Химия в школе. — 2019. — № 7. — С. 21–24.
- Сутягин А. А. Расчётные задачи на определение состава растворов и смесей // Химия в школе. — 2022. — № 4. — С. 31–35.
- Червина В. В. Учим выполнять задание № 33 // Химия в школе. — 2017. — № 7. — С. 31–40.
Аннотация:
В статье приведён разбор решения расчётной задачи высокого уровня сложности. Показаны два альтернативных пути рассуждения. Отмечается, что разбор со школьниками способов решения задачи призван снизить барьер нежелания и неготовности приступать к решению подобных задач.
Ключевые слова:
ЕГЭ по химии, расчётная задача высокого уровня сложности, пути рассуждения.
Заголовок:
Особенности обучения химии в школах современной Индии
Список литературы:
- Senapati S., Nagaraja H., Row T. Chemical education and research in India: challenges, perspectives, and future opportunities in line with the national educational policy 2020 // J. Chem. Educ. — 2022. — 99 (11). — P. 3678−3686.
- Krishnan M., Brakaspathy R., Arunan E. Chemical Education in India: Addressing Current Challenges and Optimizing Opportunities // Journal of Chemical Education. — 2016. — 93 (10). — P. 1731−1736.
- Anup K. (ed) Science. Textbook for class IX. — National Council of Educational Research and Training, 2018.
- Кузнецова Н. Е. Химия: 8 класс: задачник для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: ВентанаГраф, 2015.
- Ахметов М. А. Решение задач повышенной сложности с использованием таблиц // Химия в школе. — 2005. — № 4. — С. 56−58.
- Anup K. (ed) Chemistry. Part I. Textbook for class XI. — National Council of Educational Research and Training, 2018.
- Anup K. (ed) Chemistry. Textbook for class X. — National Council of Educational Research and Training, 2018.
Аннотация:
Авторы рассказывают о нахождении молекулярной формулы вещества на основе массового соотношения элементов и их относительных атомных масс; представлении валентности атомов в виде их соединительной силы или ёмкости; табличной форме анализа состава и электронного строения атомов; оригинальном приёме запоминания последовательности заполнения энергетических уровней электронами; способе проверки правильности написания структур Льюиса; методе расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР без составления электронного баланса.
Ключевые слова:
методические приёмы, общеобразовательная школа, обучение химии, Индия.
Заголовок:
Химико-аналитический практикум: формирование исследовательской культуры учащихся
Список литературы:
- Программы факультативных курсов для средней школы. — М.: Просвещение, 1969.
- Воскресенский П. И., Неймарк А. М. Основы химического анализа. — М.: Просвещение, 1971.
- Неймарк А. М. Методика преподавания основ химического анализа: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1973.
- Программы элективных курсов. Химия. 10–11 классы. Профильное обучение / авт.-сост. Г. А. Шипарева. — М.: Дрофа, 2007.
- Колесникова А. М. Основы химических методов исследования веществ. 10–11 кл.: учеб. пособие. — М.: Дрофа, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/
- Иванова И. С., Попов А. С., Чухно А. С. Определение pH растворов, или Как избежать ошибок при изучении индикаторов // Химия в школе. — 2022. — № 2. — С. 55–58.
- Григорьев А. Г., Толетова М. К. Бумажная хроматография и метод фотометрии в школьном химическом эксперименте // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов 63-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 14–16 апреля 2016 г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. — С. 113–116.
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/
- Пак М. С. Дидактика химии: учебник для студентов вузов. — СПб.: ООО «ТРИО», 2012.
- Минченков Е. Е. Практическая дидактика в преподавании естественно-научных дисциплин: учеб. пособие. — СПб.: Лань, 2016.
- Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебноисследовательской культуры школьников // Исследовательская работа школьников. — 2008. — № 1. — С. 33–40.
- Ларионова В. М., Пустовит С. О. Методы титриметрии в организации познавательной деятельности // Химия в школе. — 2021. — № 3. — С. 51–61.
- Григорьев А. Г., Толетова М. К. Формирование опыта творческой деятельности в процессе углублённого изучения химии // Казанская наука. — 2017. — № 3. — С. 69–71.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53–57.
Аннотация:
В статье описан опыт организации курса внеурочной деятельности «Основы аналитической химии» на базе системно-деятельностного и интегративного подходов. Предложенная автором методика поэтапного овладения методами химического анализа позволяет формировать естественно-научную грамотность и развивать исследовательскую культуру школьников.
Ключевые слова:
естественно-научная грамотность, исследовательская культура школьников, межпредметная интеграция, опыт творческой деятельности, углублённое изучение химии, физико-химические методы анализа.
Заголовок:
Интегрированные проекты как средство повышения интереса к изучению химии
Список литературы:
- Анацко О. Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 54–58.
- Баранова Е. В., Зайкин М. И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью // Математика в школе. — 2004. — № 2. — С. 7–10.
- Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы. — М.: Сентябрь, 2002.
- Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. — 2005. — № 8. — С. 6–11.
- Бурыкина О. В., Уварова Т. А. Из опыта организации проектной деятельности // Химия в школе. — 2022. — № 1. — С. 64–65.
- Кунаева А. П. История химии на карте Санкт-Петербурга // Химия в школе. — 2017. — № 10. — С. 57–61.
- Нохсоров В. В., Саввинова А. Т. Исследовательские проекты с использованием регионального компонента // Химия в школе. — 2019. — № 6. — С. 55–58.
- Фёдоров Е. Ф. Химический эксперимент как основа проектной деятельности // Химия в школе. — 2022. — № 7. — С. 71–73.
Аннотация:
В статье предложен способ повышения мотивации к обучению химии в классах гуманитарного профиля: использование интегрированных проектов как на уроке, так и во внеурочной работе.
Ключевые слова:
проектно-исследовательская деятельность школьников, интегрированные проекты, мотивация к изучению химии.
Заголовок:
Экспериментальное исследование качества макаронных изделий
Список литературы:
- Анацко О. Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 54–58.
- ГОСТ 27494-2016. Мука и отруби. Методы определения зольности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200141721
- ГОСТ 31743-2017. Изделия макаронные. Общие технические условия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200157298
- ГОСТ 31749-2012. Изделия макаронные быстрого приготовления. Общие технические условия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200097827
- ГОСТ 31750-2012. Изделия макаронные. Методы идентификации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 1200098770#7D20K3
- ГОСТ 31964-2012. Изделия макаронные. Правила приёмки и методы определения качества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ document/1200103304#7D20K3
- Журова В. Г. Титриметрия как метод количественного анализа // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 43–46.
- Иванова Т. Н. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Личко Н. В., Курдина Н. В. и др. Технология переработки продуктов растениеводства. — М.: КолосС, 2008.
- Нечаев А. П., Шуб И. С. и др. Технология пищевых производств. — М.: КолосС, 2005.
- Нилова Л. П. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров: учебник. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
Аннотация:
В статье перечислены показатели качества, предъявляемые к макаронным изделиям быстрого приготовления согласно ГОСТам, приведены методики определения влажности, кислотности, зольности, загрязнённости и заражённости вредителями. Опыты можно выполнить с учащимися на занятиях внеурочной деятельности по химии с целью определения качества и возможной фальсификации данного вида продукта.
Ключевые слова:
влажность, загрязнённость, заражённость вредителями, зольность (массовая доля золы), изделия макаронные быстрого приготовления, лапша, кислотность, показатели качества.
Заголовок:
Российские имена в Периодической системе Д.И. Менделеева
Список литературы:
- Дмитриев С. Н. Сверхтяжёлые элементы периодической таблицы Д. И. Менделеева // Химия в школе. — 2019. — № 5. — С. 21–26.
- Медведев Ю. Н. Новые имена в химии: нихоний, московий, теннессин и оганесон // Химия в школе. — 2016. — № 10. — С. 5–11.
- Плужник О. М., Короткова А. В., Потемкина Н. М. Географическое происхождение названий некоторых химических элементов // Химия в школе. — 2019. — № 2. — С. 61–66.
- Покровский В. Остров стабильного молчания / Независимая газета. 07.08.2002 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ng.ru/science/2002-08-07/9_ silence.html
- Популярная библиотека химических элементов: в 2 кн. / Под ред. И. В. Петрянова-Соколова. — М.: Наука, 1983.
Аннотация:
В статье приводятся сведения об истории открытия химических элементов, названия которых связаны с Россией, русскими учёными и городами, а также обсуждаются вопросы приоритета в открытии ряда химических элементов.
Ключевые слова:
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, К. К. Клаус, рутений, самарий,менделевий, дубний, флеровий, московий, оганесон, Г. Н. Флёров, Ю. Ц. Оганесян