Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2023 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

Мои университеты, или Антология педагогических ошибок

Аннотация:
В педагогической деятельности ошибки приводят к нравственным нарушениям. Избежать ошибок сложно, но можно помнить их и учится на них.
Заголовок:

Проектная деятельность как способ развития творческой личности

Список литературы:
  1. Савчук О.В. Из опыта организации исследовательской и проектной деятельности // Химия в школе. - 2023. - № 4. - С. 62-64.
  2. Ильязова Л.М. Курлаева З.Б. Лэпбук как интерактивное средство обучения химии в средней школе // Сборник статей по материалам X Международной научно-практической конференции. – Т. 5 (9). – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2018.
  3. Лэпбук «Кислоты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Flepbuk-po-teme-kisloti-klass-2805283.html&cc_key= (дата обращения 01.09.2023).
  4. Лэпбук как новейший способ систематизации знаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html https://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html (дата обращения 01.09.2023).
  5. Исаев Д.С., Соболев А.Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. - 2019. - № 3. - С. 53-58.
  6. Миренкова Е.В., Зайцева О.И. Из опыта реализации деятельностного подхода // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 8-13.
Аннотация:
Главная задача учителя-предметника состоит в том, чтобы воспитать учащегося с высоким уровнем творческой активности. Для развития личности учащегося важно заинтересовать его той или иной деятельностью, выявить его потребности. С этой целью можно использовать одну из разновидностей проектной деятельности – создание лэпбуков.
Заголовок:

Игровые технологии как способ активизации познавательной деятельности

Список литературы:
  1. Гордеева Т.О. Мотивация школьников XXI века: практические советы: методическое пособие. - М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022.
  2. Миренкова Е.В. Концепция методического обеспечения формирования познавательных умений учащихся при обучении химии в современной школе: автореферат дисс. … докт. пед. наук. РГПУ им. А.И. Герцена. – С.-Пб., 2019.
  3. Пасечник В.В. Анализ состояния школьного естественно-научного образования: содержание, проблемы и перспективы развития // Педагогическое образование и наука. - 2021. - № 1. - С. 32-36
  4. Гнутова О.А. Проверка знаний по теме «Карбоновые кислоты и сложные эфиры» // Химия в школе. - 2023. - № 5. - С. 41-45.
Аннотация:
В статье рассмотрена возможность применения командных игровых обучающих технологий для проведения обобщающего урока химии по теме «Карбоновые кислоты» в 10 классе. Разработана методика проведения занятия, предложен макет игрового поля, примерные задания различных категорий. Содержание заданий игры можно легко менять, организуя с помощью игры изучение нового материала или повторение. Использование данной методики при изучении химии не только способствует проверке и повышению качества знаний, но и благоприятствует развитию любознательности, навыков командной деятельности.
Заголовок:

Урок-квест: формируем целостную картину мира

Список литературы:
  1. Зволинский В.И. Об изучении химии в современной школе // Химия в школе. – 2022. – № 10. – С. 2-6.
  2. Гуров В.Н., Малышко С.В., Каримов Ф.Ф. Преодоление трудностей в педагогической деятельности учителя: из опыта работы // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – Выпуск № 71. – Ч. 4. – С. 81-84.
  3. Кузнецова Л.М. Химия в школе: в ожидании позитивных перемен // Химия в школе. – 2023. – № 4. – С. 2-4.
  4. О введении федеральных основных общеобразовательных программ. Федеральная рабочая программа учебного предмета «Химия» // Химия в школе. – 2023. – № 7. – С. 2-7.
  5. Минченков Е.Е. Проблемы наглядности в обучении химии // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 38-45.
  6. Заикина С.М. Квест-тренинг по теме «Вода» // Химия в школе. - 2022. - № 10. - С. 68-73.
  7. Золотавина Е.А. Квест-игра «Химическая лаборатория» // Химия в школе. - 2019. - № 4. - С. 64-68.
  8. Малянова М.Г., Панькина В.В. Образовательный web-квест «Неорганические вещества четырёх королевств» // Химия в школе. - 2022. - № 4. - С. 28-30.
Аннотация:
В статье предлагается разработка урока, на котором восьмиклассники последовательно проходят несколько станций, где старшеклассники демонстрируют пять методов разделения смесей и дают возможность выполнить некоторые опыты самостоятельно.
Заголовок:

Нейросеть в школе: из опыта использования

Аннотация:
В статье обсуждается возможность применения нейросетей при изучении химии в школе. Рассматриваются преимущества и недостатки создания учебных текстов и иллюстраций с помощью нейросетей.
Заголовок:

Схема-конспект по теме «Химические свойства фосфора и его соединений»

Список литературы:
  1. Трошанин Н. В. Схема-конспект по теме «Химические свойства серы и её соединений» // Химия в школе. – 2023. – № 6. - С. 37-40.
  2. Трошанин Н. В. Схема-конспект по теме «Химические свойства азота и его соединений» // Химия в школе. – 2023. – – № 9. - С. 47-50.
  3. Анацко О. Э. Организация групповой работы при изучении фосфора и его соединений // Химия в школе. - 2019. - № 2. - С. 36-38.
  4. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ: учеб. пособие для вузов / под ред. Р. А. Лидина. — М.: Химия, 2000.
  5. Кочкаров Ж. А. Химия в уравнениях реакций: учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2019.
Аннотация:
Рассмотрен авторский вариант структурирования информации по теме «Химические свойства фосфора и его соединений» в виде компактного конспекта-схемы, который призван помочь учителю спланировать и провести насыщенный информацией урок.
Заголовок:

Анализ информации как способ формирования функциональной грамотности

Список литературы:
  1. Открытия Тенара, Г. и Э. Дэви и Дёберейнера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.chem21.info/article/533518/
  2. Пчелинцев В.Э. Анализ зависимости взрываемости метано-воздушной смеси от стехиометрической концентрации и пути её снижения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rationatura.ru/sites/default/files/2020-11/Анализ%20зависимости%20взрываемости%20метано-воздушной%20смеси%20от%20стехиометрической%20концентрации%20и%20пути%20её%20снижения.pdf
  3. Огнезадерживающие устройства на производственных коммуникациях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6459204/page:30/
  4. На старте «угольной эры»: к 200-летию изобретения безопасной лампы для угольных шахт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25800800
  5. Из истории изобретения безопасной лампы для угольных шахт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28140387
  6. Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 15-20.
Аннотация:
Методическая разработка предназначена для учителей химии и физики для формирования естественно-научной грамотности учащихся 8-9 классов на уроках химии и физики. Учащимся предлагается выполнить задания на основе текста «Наука в помощь безопасности». При выполнении работы у учащихся могут быть сформированы такие компетенции, как умение анализировать тексты и графические изображения; опираясь на факты, делать верные выводы на основе осмысления полученной и переработанной информации.
Заголовок:

Применение CLIL-технологии для развития функциональной грамотности

Список литературы:
  1. Marsh D. CLIL/EMILE — The European Dimension. Actions, trends and Foresight Potential. — Finland, UniCOM, 2002.
  2. Желябовская А.Ю., Борунова Е.Б., Исаев Д.А. Приёмы формирования УУД на билингвальных занятиях // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 48.
  3. Перевозчикова Н.В. Из опыта формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 40-43.
  4. Шварц Е.С., Борунова Е.Б. Подготовка современного учителя: формирование билингвальной коммуникативной компетентности // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 42.
Аннотация:
Технология CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение) имеет практико-ориентированную направленность и рассматривает использование иностранного языка как инструмента для изучения других предметов, что способствует формированию у учащегося потребности в учёбе, а также создаёт условия для развития естественно-научной грамотности обучающихся.
Заголовок:

Межпредметная интеграция как способ развития функциональной грамотности и творческого мышления

Список литературы:
  1. Кульчицкая А.И., Черная Л.Г. Диагностика уровня развития творческих способностей // Одарённый ребёнок. - 2003. - № 4.
  2. Мишина И.Б., Оржековский П.А., Степанов С.Ю. Творческое мышление учащихся: оценка динамики развития // Химия в школе. - 2021. - № 3. - С. 20-23.
  3. . Заикина В.И. Экспертиза мёда и способы обнаружения его фальсификации: учебно-практическое пособие. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 1999.
  4. Игошева Е.В., Трапезникова Н.Н. Исследуем качество мёда // Химия в школе. - 2019. - № 1. - С. 67-70.
Аннотация:
Авторы рассматривают межпредметную интеграцию для учащихся 7 класса по естественным наукам (химия, физика, биология) как способ развития функциональной грамотности и творческого мышления обучающихся.
Заголовок:

Как мы создаём ситуацию успеха

Список литературы:
  1. Кузнецова Л.М. Материальные и знаковые модели в обучении химии // Химия в школе. - 2021. - № 3. - С. 4-10.
  2. Миренкова Е.В. К методике изучения периодического закона и строения атома // Химия в школе. - 2019. - № 8. - С. 12-23.
  3. Гавронская Ю.Ю., Курушкин М.В., Савельев И.И. Средства виртуальной реальности при формировании понятия «изотопы» // Химия в школе. - 2019. - № 10. - С. 20-24.
Аннотация:
Автор делится опытом создания ситуации успеха на уроках. В этом помогает использование такого метода обучения, как моделирование, который предполагает создание моделей и работу с ними.
Заголовок:

О проведении исследований на занятиях пропедевтического курса химии

Список литературы:
  1. Аксёнова И.В. Пропедевтический курс химии в условиях реализации ФГОС // Химия в школе. - 2018. - № 4. - С. 70-73.
  2. Голодникова Н.В. Когда учиться легко // Химия в школе. - 2018. - № 3. - С. 22-24.
  3. Елизарова Е.В. К методике формирования опыта познания // Химия в школе. - 2018. - № 7. - С. 57-61.
  4. Маринина О.В. Из опыта реализации программы раннего изучения химии // Химия в школе. - 2023. - № 2. - С. 30-35.
  5. Масленникова Л.В. О развитии интереса к предмету у семиклассников // Химия в школе. - 2018. - № 3. - С. 25-28.
Аннотация:
В статье представлен опыт использования исследовательской деятельности при проведении занятий пропедевтического курса химии. Отмечена его эффективность в формировании предметных и метапредметных компетентностей обучающихся.
Заголовок:

Расчётные задачи межпредметного содержания

Список литературы:
  1. Асанова Л.И., Снигирёва Е.М. Контекстные задачи с межпредметным содержанием // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 14-18.
  2. Колчанова Л.В., Буржинская Т.Г., Колчанова А.Р. Прикладной аспект химического образования в задачах с практическим содержанием // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 41-46
  3. Опарина С.А., Железнова Т.А. Образовательные веб-квесты: интеграция химии и математики // Химия в школе. - 2019. - № 4. - С. 59-63.
Аннотация:
В статье приведены примеры задач для 8 и 9 классов, основу которых составляют знания, полученные школьниками на уроках биологии. Типы задач и их последовательность соответствуют Примерной рабочей программе по химии и переработанным учебникам для основной школы.
Заголовок:

Городской фестиваль «Образование. Наука. Производство»

Список литературы:
  1. Лазарев В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка // Народное образование. — 2016. — № 4-5. — С. 133-142.
  2. Фестиваль «Образование. Наука. Производство» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?group_c=3
  3. «Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2023» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?el=2&id=4630
  4. Положение о Городском конкурсе проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2023» в рамках Городского фестиваля научно-технического творчества молодёжи «Образование. Наука. Производство» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mosmetod.ru/teaching-space/1633/43269
  5. Поташник М.М., Левит М.В. Школьное исследование и проектирование: требования ФГОС // Народное образование. — 2015. — № 8. — С. 45-51.
  6. Уткина Т.В., Низдиминова Е.А. Достижение метапредметных результатов через учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся: учебное пособие. — Челябинск: ЧИППКРО, 2014.
Аннотация:
В развитии экологического образования важную роль играет проектная деятельность обучающихся в рамках конкурсных мероприятий, таких как Городской фестиваль научно-технического творчества молодёжи «Образование. Наука. Производство». На конкурсах Фестиваля обучающиеся представляют проекты, связанные с актуальными направлениями современной экологии, например, экономичным расходованием электроэнергии, утилизацией и сортировкой бытовых и промышленных отходов, очисткой природных и сточных вод. Участие школьников в Фестивале способствует развитию конкурентоспособных качеств молодёжи, а также формированию диалога между обучающимися школ и преподавателями вузов.
Заголовок:

Исследовательская деятельность как основа формирования естественно-научной грамотности

Список литературы:
  1. Аксёнова И.В., Брыкина Е.В. Интеграция урочной и внеурочной познавательной деятельности // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 10-12.
  2. Анацко О.Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 54-57.
  3. Афонина Р.Ф., Недосейкина Л.Л. Урок по теме «Основания и их химические свойства» // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 22-25.
  4. Иванова И.С., Попов А.С., Чухно А.С. Определение pH растворов или Как избежать ошибок при изучении индикаторов // Химия в школе. — 2022. — № 2. — С. 55-58.
  5. Тагиев Т.И. Об использовании в учебном процессе элементов исследования // Химия в школе. — 2020. — № 1. — С. 35–36.
Аннотация:
В статье приведено описание опыта использования исследовательской деятельности учащихся для формирования естественно-научной грамотности. Предложена методическая разработка занятия для 8 класса «Индикаторы вокруг нас».
Заголовок:

История промышленности Алтайского края в олимпиадных задачах

Список литературы:
  1. Гончаров В.Д. Страницы истории Алтайского края и его политехнического ВУЗа: монография. — Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2013.
  2. Калюта Е.В., Мурыгина И.Н., Протопопова Л.Г. Организация работы с одарёнными детьми по химии в ЦДНИТТ «Наследники Ползунова» // Актуальные проблемы научных исследований: теоретические и практические аспекты. Сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 25 марта 2023 г. — Уфа: ООО «Аэтерна», 2023. — С. 161-164.
  3. Всероссийская олимпиада школьников [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://konkurs.ppms22.ru/projects/zadaniya-proshlykh-let
Аннотация:
В статье представлен обзор задач, связанных с предприятиями Алтайского края.
Заголовок:

Пропедевтика химических знаний в начальной школе

Список литературы:
  1. Опыты и эксперименты на уроках окружающего мира [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/684493
  2. Павлютенко А.И. Естественно-научный эксперимент в организации работы с младшими школьниками // Химия в школе. — 2020. — № 1. — С. 68–71.
  3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой учёный. — Казань: Молодой учёный, 2014. — № 14 (73). — С. 243-244.
  4. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста (6 – 11 лет). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rdsh.education/blog/event/vozrastnye-i-psihologicheskie-osobennosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-6-11-let/
  5. Янкив К.Ф., Баева С.В. Совместная деятельность высшей и средней школы // Актуальные проблемы химического и экологического образования. Сборник научных трудов 67 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. — СПб., 2021. — С. 341-343.
  6. Янкив К.Ф., Андреева В.Е. Об использовании кейс-метода в процессе обучения // Химия в школе. — 2021. — № 10. — С. 39-41.
  7. Почему осенью листья желтеют и опадают даже там, где не бывает снега? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vokrugsveta.ru/quiz/699/
Аннотация:
В статье представлена методическая разработка мастер-класса «Секреты осени» для учащихся младшей школы, направленного на пропедевтику химических знаний. Экспериментальная часть мастер-класса включает выделение пигментов из листьев растений методом экстракции и их качественное определение.
Заголовок:

Учителя химии блокадного Ленинграда

Список литературы:
  1. ЦГА (Центральный Государственный архив). Ф. 7384. Оп. 17. Д. 842. Отчёт о работе Ленинградского городского Отдела народного образования за первое полугодие 1942/43 уч. года. ЛЛ. 17-46.
  2. ЦГА. Ф. 2076. Оп. 4-1. Д. 54. ЛЛ. 167-215. Отчёт Отдела народного образования Исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся за период с 22 июня 1941 г. по 1 января 1943 г.
  3. Колесникова И.А., Груздева Н.В., Дербилова Л.В. Блокадная педагогика. — СПб.: ООО «Издательство «Росток» 2022. - 556 с.
  4. Шатунова Т.В. Воспоминания о работе ЛГИУУ во время Отечественной войны 1941-1945 гг. Материалы Педагогического музея АППО СПб.
  5. ЦГАКФФД (Центральный Государственный архив кинофотофонодокументов).
  6. Селиванов В.Н. Стояли как солдаты. — СПб.: Эго, 2002.
  7. Воронов Ю.П. Блокада: Книга стихов. — Л.: Лениздат, 1986.
  8. Фёдорова М.А. Из воспоминаний директора 237 школы Октябрьского района г. Ленинграда. Отдел рукописей РНБ. Собрание материалов школьного музея «Ленинградский учитель» (ЛУЧ). Ф. 1434. Ед. хр. 69. — Л., 1968.
  9. Днём за станком, вечером за партой (школа рабочей молодёжи при заводе «Радист») // Смена. — 1945. — Выпуск 2 декабря. — С. 4.
  10. Личный архив семьи Телешовых.
  11. Сведения о состоянии учительских кадров по предметам и районам г. Ленинграда // Центр архивных документов (ГБУК «Центр архивных документов, методических материалов и статической отчётности в сфере образования»). Ф. 1. Оп. 2. Д. 529. ЛЛ. 5, 15, 17, 22.
  12. Список лиц Приморского района, представленных к награждению медалью «За оборону Ленинграда» // ЦГА. Ф. 7384. Оп. 38. Д. 441. Запись № 2431.
  13. Газиева Л.Л. Борьба за спасение детей и подростков в блокированном Ленинграде 1941-1944. — СПб.: Нестор-История, 2014.
Аннотация:
В работе представлены сведения об условиях работы учителей химии в блокированном Ленинграде. Рассмотрены не только организационные и бытовые условия работы школ, но и аспекты методической деятельности педагогов. Многие сведения и фотографии публикуются впервые. Все материалы собраны на основе работы в различных архивах города и личного архива семьи автора.
Заголовок:

Химический эксперимент во внеурочной деятельности

Список литературы:
  1. Дроздов А.А., Ерёмин В.В., Шевельков А.В. Основы неорганической химии, часть 1. Химия непереходных элементов. — М.: МЦНМО, 2020.
  2. Зимон А.Д. Популярная физическая химия. — М.: Научный мир, 2005.
  3. Ерёмин В.В. Теоретическая и математическая химия. — М.: МЦНМО, 2021.
  4. Леенсон И.А. Чёт или нечет? Занимательные очерки по химии. — М.: Химия, 1987.
  5. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Пер. с нем., 2-е русск. изд. – Л.: Химия, 1985 – Лейпциг, 1974.
  6. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1995.
Аннотация:
В помощь учителям и учащимся создано учебное пособие «Необычная химия. Эксперименты и задания. 7-9 классы», призванное восполнить недостаток химического эксперимента и во внеурочной деятельности. В качестве ознакомительного примера приведены методики экспериментов по теме «Реакции быстрые и медленные».
Заголовок:

Изменение учебной мотивации при решении экспериментальных творческих задач

Список литературы:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#100001.20231.
  2. Оржековский П.А., Степанов С.Ю., Титов Н.А. Мишина И.Б., Чернышева Л.А., Шойтова В.С., Цифровизация динамических параметров развития креативного мышления в обучении химии // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики: материалы VI Международной науч.–практ. конф. — Челябинск: Изд–во Южно–Урал. гос. гуман.–пед. ун–та, 2021. — С. 88–97.
  3. Титов Н.А. Методика формирования опыта творческой деятельности учащихся на практических занятиях по химии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. — М., 1994.
  4. Цифровизация динамики развития мышления школьников в учебной деятельности : монография; под ред. П.А. Оржековского и С.Ю. Степанова. — М.: МПГУ, 2022.
  5. Лавров А.П. Творческие задачи: как оценить вклад учащихся в их решение // Химия в школе. — 2022. — № 10. — С. 31-36.
  6. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии: книга для учащихся. — М.: Аркти, 1998.
Аннотация:
В статье описаны результаты оценки влияния решения экспериментальных творческих задач по химии на учебную мотивацию обучающихся основной школы, выявленные в результате использования компьютерно-цифровой системы «CREO-DATUM».
Title:

My Universities, or an Anthology of Pedagogical Mistakes

Summary:
In pedagogical activity, mistakes lead to moral violations. It is difficult to avoid mistakes, but you can remember them and learn from them.
Title:

Project Activity as a Way of Developing a Creative Personality

Summary:
The main task of a subject teacher is to educate a student with a high level of creative activity. For the development of a student's personality, it is important to interest him in one or another activity, to identify his needs. For this purpose, you can use one of the varieties of project activity – the creation of lapbooks.
Title:

Game Technologies as a Method of Activating Cognitive Activity

Summary:
The article discusses the possibility of using team game educational technologies to conduct a general lesson on the topic “Carboxylic acids” when studying chemistry in the 10th grade. A methodology for conducting the lesson has been developed, a layout of the playing field, and sample tasks of various categories have been proposed. The content of the tasks can be easily changed, transforming the activity into a learning game or a repetition game. The use of this technique in studying chemistry not only helps to test and improve the quality of knowledge, but also contributes to the development of scientific curiosity and teamwork skills.
Title:

Lesson-quest: Forming a Holistic Picture of the World

Summary:
The article proposes the description of a lesson in which eighth graders pass several stations sequentially, where high school students demonstrate five methods of separating mixtures and give them the opportunity to perform some experiments on their own.
Title:

Experience of Using Neural Network at School

Summary:
The potential of using neural networks in teaching chemistry at school is discussed. The advantages and disadvantages of creating educational texts and illustrations using neural networks are considered.
Title:

Outline-scheme on the Theme «Chemical Properties of Phosphorus and Its Compounds»

Summary:
The author's version of structuring information on the theme "Chemical properties of phosphorus and its compounds" in the form of a compact outline-scheme, which is designed to help the teacher plan and conduct a lesson rich in information, is considered.
Title:

Information Analysis as a Way of Forming Functional Literacy

Summary:
The methodological guide is intended for Chemistry and Physics teachers to develop students’ science literacy in chemistry and physics lessons for Grades 8-9. Students are offered to complete assignments based on the text "Science for Safety." Students can develop their competencies such as the ability to analyze texts and graphic images, based on facts, and draw correct conclusions based on understanding the received and processed information while they are working on the task.
Title:

Application of CLIL Technology for the Development of Functional Literacy

Summary:
CLIL (content-language integrated learning) is a practice-oriented educational technology. It considers using a foreign language as a tool for learning other subjects, such as сhemistry, thus, forming in students the need for learning, as well as creating conditions for the development of science literacy.
Title:

Interdisciplinary Integration as a Way to Develop Functional Literacy and Creative Thinking

Summary:
The authors consider interdisciplinary integration for 7th grade students in natural sciences (chemistry, physics, biology) as a way of developing functional literacy and creative thinking of students.
Title:

How We Create a Success Situation

Summary:
The author shares his experience of creating a situation of success in the classroom. This is helped by the use of modeling, which involves creating models and working with them.
Title:

On Conducting Research in the Classes of a Propaedeutic Chemistry Course

Summary:
This paper aims to present the experience of organizing research activities in the propaedeutic chemistry course. The article demonstrates the effectiveness of this course in the formation of students subject and meta-subject competences.
Title:

Calculation Tasks with Interdisciplinary Content

Summary:
The article provides examples of tasks for Grades 8 and 9, which are based on the knowledge gained by schoolchildren in biology lessons. The types of tasks and their sequence correspond to the Approximate Work Program in chemistry and revised textbooks for primary school.
Title:

City festival of scientific and technical creativity of youth “Education. Science. Production”

Summary:
In the development of environmental education, an important role is played by students’ project activities in the framework of competitive events, such as City festival of scientific and technical creativity of youth “Education. Science. Production”. In the competitions of the festival, students present projects in relevant areas of modern ecology, such as the economical use of electricity, the utilization and sorting of domestic and industrial waste, and treating natural and waste water. The participation of schoolchildren in the festival contributes to the development of competitive qualities of youth, as well as the creation of a dialogue between schoolchildren and university professors.
Title:

Research Activity as the Basis for the Formation of Science Literacy

Summary:
The article describes the experience of using students’ research activities to form science literacy. The scenario of the lesson for the 8th grade “Indicators around us” is proposed.
Title:

The History of Industry in the Altai Territory as a Context for Olympiad Tasks

Summary:
The article presents an overview of the tasks associated with the enterprises of the Altai Territory.
Title:

Propaedeutics of Chemical Knowledge in Primary School

Summary:
The article presents the scenario of the master class "Secrets of Autumn" for primary school students aimed at the propaedeutics of chemical knowledge. The experimental part of the master class involves the extraction of pigments from plant leaves and their qualitative identification.
Title:

Chemistry Teachers of Besieged Leningrad

Summary:
The paper presents information about the working conditions of chemistry teachers in besieged Leningrad. Not only the organizational and living conditions of the work of schools, but also aspects of the methodological activity of our colleagues are considered. Many facts and photos are published for the first time. All materials are collected while working in various archives of the city and with the personal archive of the author's family.
Title:

Chemical Experiment in Extracurricular Activities

Summary:
To help teachers and students, the textbook “Unusual Chemistry. Experiments and Assignments. Classes 7-9”, was designed to make up for the lack of a chemical experiment in extracurricular activities. As an introductory example, the descriptions of experiments on the topic “Fast and Slow Reactions” are given.
Title:

Change in Learning Motivation in Solving Experimental Creative Tasks

Summary:
The article describes the results of assessing the impact of solving experimental creative tasks in chemistry on the learning motivation of secondary school students, which were received with the help of the “CREO-DATUM” computer digital system.
Связаться с нами