Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2023 № 01

Русская версия
English version
Заголовок:

Заинтересовать или научить?

Аннотация:
Член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» рассказывает о финале конкурса, который прошёл в сентябре 2022 г. в Тюмени.
Заголовок:

Об использовании федерального перечня учебников 2022 года

Аннотация:
На вопросы читателей об использовании федерального перечня учебников 2022 г. отвечает А. С. Городенская.
Заголовок:

Золотодобыча в России: современность и перспективы развития

Список литературы:
  1. В 2021 году Россия произвела 363,5 тонн золота // Союз золотопромышленников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nedradv.ru/nedradv/ru/page_news?obj=0a8b7ef8e482110b22e0685d6c38a98d
  2. Обзор «Полюса»: крупнейший российский золотодобытчик [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/news/review-plzl/
  3. Извлечение золота из минерального сырья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://addrecovery.ru/izvlechenie-zolota/
  4. Золота цианидные методы извлечения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chemistlab.ru/publ/z/zolota_cianidnye_metody_izvlechenija/8-1-0-1008/
  5. Халбашкеев А. Cорбционное цианирование: уловим золото, невидимое глазу // Добывающая промышленность. — 2021. — № 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dprom.online/metalls/corbtsionnoe-tsianirovanie/
  6. Наумов К. Д. Теоретические и технологические основы осаждения золота из цианистых растворов крупнодисперсным цинком [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/71542/1/urfu1986_d.pdf
  7. Бактериальное золото [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.expert-oil.com/cat/mostest/articles/Bakterialynoe-zoljto.html
Аннотация:
В статье рассмотрены основные типы месторождений золота, технологии их переработки.
Заголовок:

Школьное химическое образование в зеркале ОГЭ

Список литературы:
  1. Решетникова О. А. Особенности перспективных моделей КИМ ОГЭ // Педагогические измерения. — 2019. — № 1. — С. 4–7.
  2. Добротин Д. Ю., Молчанова Г. Н. Основной государственный экзамен: отражение современных тенденций в контрольно-оценочной деятельности // Химия в школе. — 2018. — № 10. — С. 19–24.
  3. Добротин Д. Ю., Добротина И. Н. Развитие умений в разных видах речевой деятельности на уроках химии как реализация требования ФГОС // Педагогические измерения. — 2022. — №2. — С. 42–49.
  4. Добротин Д. Ю., Добротина И. Н. Развитие и контроль умений говорения и письма на уроках химии // Педагогические измерения. — 2021. — № 1. — С. 48–56.
  5. Добротин Д. Ю. Особенности содержания и организации экспериментальной части ГИА по химии // Естественно-научное образование: химический эксперимент в высшей и средней школе: методический ежегодник химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 2020. — С. 189–199.
  6. Макаров Ю. Б. От предметных знаний к функциональной грамотности // Химия в школе. — 2022. — № 8. — С. 26–32.
  7. Ахметов М. А., Осипова А. В. Из опыта формирования функциональной грамотности // Химия в школе. — 2021. — № 10. — С. 35–38.
  8. Журин А. А. О формировании читательской грамотности // Химия в школе. — 2022. — № 5. — С. 10–15.
  9. Григорьев А. Г. Оценка качества знаний в основной школе: проблемы и пути решения // Химия в школе. — 2021. — № 9. — С. 34–43.
Аннотация:
Раскрываются особенности содержания ОГЭ по химии, структура экзаменационного варианта и система оценивания заданий; приведены примеры условий заданий, проанализированы типичные ошибки.
Заголовок:

Из опыта реализации модели «Перевёрнутый класс»

Список литературы:
  1. Гизатулина О. И. «Перевёрнутый класс» — инновационная модель обучения // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. — Казань: Бук, 2017. — С. 116–118.
  2. Тусупбекова А. Ж. Использование элементов технологии «Перевёрнутый класс» при организации учебного процесса по химии в специализированных спортивных классах // Ratio et Natura. — 2021. — № 1(3).
  3. Мирошникова Н. Н. «Перевёрнутый класс» — инновационная модель в обучении иностранным языкам в высшей школе // Инновационные технологии в науке и образовании. — 2016. — № 1–1(5). — С. 214–216.
  4. Логинова А. В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «Перевёрнутый класс» // Молодой учёный. — 2015. — № 9 (89). — С. 1114–1119.
  5. Щербинская А. А. Технология «Перевёрнутый класс» как средство оптимизации самостоятельной работы школьников // Russian Journal of Education and Psychology. — 2019. — № 5. — С. 82–86.
  6. Исупова Н. И., Нестерова Д. С. Технология «Перевёрнутый класс»: преимущества и недостатки // Вопросы педагогики. — 2019. — № 6–2. — С. 52–56.
  7. Мурзагалиева А. Е., Утегенова Б. М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума. — Астана: «Назарбаев Интеллектуальные школы». Центр педагогического мастерства, 2015.
  8. Воронина М. В. «Перевёрнутый класс» — инновационная модель обучения // Открытое образование. — 2018. — Т. 22. — № 5. — С. 40–51.
  9. Литвинова С. Г. Технология «Перевёрнутое обучение» в облачно ориентированной учебной среде как компонент развития медиаобразования в средней школе // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном обществе: сборник статей ІІ Международной научно-методической конференции. — Могилёв: Могилёвский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 2015. — С. 233–247.
Аннотация:
«Перевёрнутый класс» способствует тому, что учащиеся становятся более активными участниками образовательного процесса по сравнению с традиционной моделью обучения.
Заголовок:

Развивающее обучение: конструирование современного урока

Список литературы:
  1. Волкова С. А. Организация исследовательской деятельности школьников в классах химико-биологического профиля // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов 66-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2019. — С. 64–69.
  2. Гавронская Ю. Ю., Середович А. С. Развитие логических операций на уроках химии с использованием шаблонов интернет-мемов // Научное мнение. — 2020. — № 10. — С. 53–57.
  3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. — М., 1985.
  4. Герус С. А. Методика формирования обобщённых умений по химии на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. — СПб., 1994.
  5. Кузнецова H. E., Герус С. А. Формирование обобщённых умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе. — 2002. — № 5. — С. 16–20.
  6. Оржековский П. А. Обучение химии, ориентированное на развитие личности // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. — Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2018. — С. 108–110.
  7. Шаталов М. А. Формирование универсальных учебных действий как направление метаметодики // Человек и образование. — 2018. — № 2 (55). — С. 39–46.
  8. Volkova S. A. Theory and practice of updating the content of education in chemistry and teaching methods, in view of modern science and technology achievements // Espacios. — 2018. — V. 39. — No. 5. — P. 32.
  9. Закаблук О. В. Технология формирования познавательных логических универсальных учебных действий средствами учебного предмета «Химия» в условиях реализации ФГОС СОО // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2021. — Т. 10. — № 2. — С. 23–29.
  10. Непеина Т. А. Формирование и оценивание логических УУД // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 13–16.
  11. Закаблук О. В., Волкова С. А. Методические особенности формирования универсальных учебных действий на основе логики изложения учебного материала в курсе химии 8 класса // Естественно-научное и географическое образование в условиях обновления учебного содержания и цифровой трансформации процесса обучения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — М.: ПРИНТИКА, 2022. — С. 157–162.
Аннотация:
Сделаны выводы об особенностях формирования логических универсальных учебных действий в ходе развивающего обучения химии.
Заголовок:

STEAM-образование: химия как доминирующее проблемное поле

Список литературы:
  1. Васильева В. В., Кардия И. Е. Интегрированное обучение: развитие профессиональных компетенций // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 18–25.
  2. Фатхрахманова Л. Ш. О реализации межпредметных связей в процессе обучения // Химия в школе. — 2019. — № 9. — С. 27–29.
  3. Лакарова Е.В. Зачем художнику химия? // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2018. — № 1. — С. 55–60.
  4. Альтернативная энергетика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wt.edunano.ru/view_doc.html?mode=mooc_course&main_only&show_main_only=1&data_id=activity&al_id=7053554345677299014&activity_id=6759129831538260048. (Дата обращения: 15.01.2022.)
  5. Роалд Хофман: «Химия по-прежнему в центре наук» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431455/Roald_Khofman_Khimiya_po_prezhnemu_v_tsentre_nauk. (Дата обращения: 15.01.2022.)
  6. QUITO [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.jamesdysonaward.org/2020/project/quito/. (Дата обращения: 15.01.2022.)
Аннотация:
STEAM-образование нацелено на преодоление предметоцентризма, что позволяет учащимся более глубокого подойти не только к пониманию учебного материала, но и к решению реальных проблем.
Заголовок:

Практико-ориентированные задачи по теме "Металлы"

Аннотация:
Автор предлагает подборку практико-ориентированных задач по теме "Металлы", в которых школьникам требуется провести не только химические, то и технико-экономические расчеты (определить стоимость продукции химической промышленности).
Заголовок:

Пиротехника как наука и искусство

Список литературы:
  1. Колчанова Л. В., Буржинская Т. Г., Колчанова А. Р. Прикладной аспект химического образования в задачах с практическим содержанием // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 41–46.
  2. Ломоносов М. В. Избранная проза. — М.: Сов. Россия, 1980.
  3. Международный фестиваль фейерверков в Сеуле [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.calend.ru/holidays/0/0/2758/
  4. Шидловский А. А. Основы пиротехники. — М.: Машиностроение, 1973.
  5. Платов Г. А. Пиротехник. Искусство изготовления фейерверков. — М.: Изд-во «Книжкин Дом»; «Эксмо», 2005.
  6. Чувурин А. В. Занимательная пиротехника: Опасное знакомство: в 2 ч. Ч. 1. — Харьков: Основа, 2003.
  7. Чувурин А. В. Занимательная пиротехника: Фейерверк своими руками: в 2 ч. Ч. 2. — Харьков: Основа, 2003.
  8. Краткий справочник физико-химических величин / Под ред. А. А. Равделя и А. М. Пономарёвой. — СПб.: Иван Фёдоров, 2003.
Аннотация:
Приводятся общие сведения о пиротехнике и пиротехнических составах. Представлены задачи, позволяющие определить состав пиротехнических смесей и рассчитать теплоту сгорания.
Заголовок:

Актуальная тема: учащимся о профессии учителя

Список литературы:
  1. Мороз Е. А. Формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки в системе «школа — вуз»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2005.
  2. Оржековский П. А. Актуальные вопросы высшего педагогического образования // Химия в школе. — 2019. — № 5. — С. 63–68.
  3. Вершинин С. И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1997.
  4. Боровицкая Ю. В., Исаев А. В., Исаева Л. А. Инновационные модели профориентационной работы с абитуриентами в условиях реализации национального проекта «Образование» // Материалы XII Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке: стратегии развития». — Чебоксары, 2020. — С. 20–23.
  5. Дементьев И. В. Профессиональная ориентация: анализ научных подходов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/
  6. Гильманшина С. И., Амиров Р. Р., Солодов А. Н., Журавлёва Ю. И. Химические модели государственных флагов // Химия в школе. — 2017. — № 5. — С. 43–44.
  7. Ефимова И. Н. Анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 г. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2011. — № 4. — С. 115–130 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://philsoc.psu.ru/files/science/2011_4.pdf (дата обращения: 20.12.2021).
  8. Якубов Э. З. оглы. Университет как жизненный стартап и профориентационная работа как выбор жизненного пути // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. — 2021. — № 3 (37). — С. 133–138.
  9. Шевцова Ю. О. Информационный видеоролик как элемент PR-кампании социально-гуманитарного факультета // Научные труды КубГТУ. — 2016. — № 7. — С. 244–253.
  10. Арюкова Е. А., Земскова Е. С. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 61–64.
  11. Аршанский Е. Я. Непрерывная химико-методическая подготовка обучающихся в системе «профильный класс — педвуз — профильный класс»: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — СПб., 2005.
Аннотация:
Обсуждается опыт деятельности преподавателей педагогического вуза по популяризации профессии учителя химии среди учащихся 10–11 классов, студентов педагогических специальностей.
Заголовок:

Анилин: получение окрашенных производных

Список литературы:
  1. Асилова Н. Ю., Зубин Е. М., Сивова Н. В., Яркова Т. А. Химический эксперимент при изучении темы «Реакции электрофильного замещения в бензольном кольце» // Химия в школе. — 2022. — № 2. — С. 59–62.
  2. Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. — Л.: Химия, 1985.
  3. Блохин Ю. И., Яркова Т. А., Соколова О. А. Органическая химия в пищевых биотехнологиях. — М.: Инфра-М, 2018.
  4. Гинзбург О. Ф. Практикум по органической химии. — М.: Высшая школа, 1989.
  5. Асилова Н. Ю., Лонина Н. Н., Сивова Н. В. Органическая химия: методическое руководство к лабораторным работам. — М.: МИРЭА — Российский технологический университет, 2020.
Аннотация:
Предложено использование несложных синтетических работ по получению диазосоединений из анилина и сульфаниловой кислоты.
Заголовок:

Простые опыты по исследованию продуктов питания

Список литературы:
  1. Волков В. Н., Волкова Л. А. Исследование качества творога // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 56–59.
  2. Козырев Ф. И., Маринина В. И. Исследование содержания сока в соке // Юный учёный. — 2016. — № 6. — С. 107–109.
  3. Производство молочных продуктов: качество и эффективность. — М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000.
  4. Рогов И. А. Дисперсные системы мясных и молочных продуктов. — М.: Агропромиздат, 1990.
Аннотация:
Предложены варианты экспериментов по исследованию творога и напитков.
Заголовок:

Химический язык в освоении предметного содержания

Список литературы:
  1. Козловцева О. С., Боголова Н. Г. Исследование качества воды озера Становое Бердюжского района // Экологический мониторинг и биоразнообразие. — 2015. — № 3. — С. 137–140.
  2. Борунова Е. Б. О взаимосвязи химии и иностранного языка на основе межпредметной интеграции // Свиридовские чтения. — Вып. 6. — Минск: БГУ, 2010. — С. 203–206.
  3. Hoffmann L. Kommunikationsmittel Fachsprache. — Tübingen: Narr, 1985.
  4. Паничев С. А. Дедуктивный подход к структурированию содержания высшего естественно-научного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — Тюмень, Тюмен. гос. ун-т, 2004.
  5. Каримов М. Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. — 2009. — № 4. — С. 106–110.
  6. Воронков М. Г., Григорьева О. Ю., Власова Н. Н. Ацилиодиды в органическом синтезе. Взаимодействие ацетилиодида с тиолами // Журнал органической химии. — 2011. — № 47 (12). — С. 1753–1755.
  7. Исакова И. В. Тетра(изотиоцианато)диамминхроматы(III) комплексов лантана(III) с органическими лигандами: синтез и физико-химическое исследование // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2010. — № 6. — С. 118–120.
  8. Гузей Л. С. Фундаментальные понятия общей химии в школьном курсе // Химия («Первое сентября»). — 2005. — № 17. — С. 17–24.
  9. Фадеев Г. Н., Двуличанская Н. Н., Карпов Г. М. Проблемы постшкольного химического образования // Естественно-научное образование: новые горизонты: сборник. — М.: Изд-во МГУ, 2017. — С. 235–241.
Аннотация:
Изложен опыт диагностики овладения учащимися профессиональным химическим языком на примере внеклассного мероприятия по химии.
Заголовок:

Интегрированная игра с естественно-научным содержанием

Список литературы:
  1. Благодаров В. С. Физика 7–11 кл. Организация внеклассной работы. Банк методических идей. Творческие мероприятия. — М., Учитель, 2014.
  2. Борунова Е. Б., Макарова Д. А., Панина У. В. Познавательно-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 62–65.
  3. Вопросы для игры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://db.chgk.info.
  4. Ланина И. Б. 100 игр по физике. Книга для учителя. — М., Просвещение, 1995.
  5. Сомин Л. Е. Увлекательная химия. — М., Просвещение, 1978.
  6. Штремплер Г. И. Химия на досуге. — М., Просвещение, 1993.
Аннотация:
Игра способствует реализации межпредметных связей между химией и физикой.
Заголовок:

Кроссенс: визуализация учебной информации

Список литературы:
  1. Полякова Е. В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2012. — № 10 (135). — С. 120–124.
  2. Акулов А. А., Кокшаров В. Л., Князев К. А. Интерактивная технология обучения предметам естественнонаучного цикла // Бiологiя i Хiмiя. — 2008. — № 9. — С. 62–68.
  3. Семибратова О. С., Шабанова И. А. Использование технологии кроссенс при изучении дисциплины «Школьный химический эксперимент» // Развитие педагогического образования в России: сб. материалов I Всероссийской науч.-метод. конф. с международным участием (23–27 января 2018 г.). — Томск: Изд-во ТГПУ. 2018. — С. 145–150.
  4. Андреюшкина Д. Д. Кроссенс-технология: развитие познавательной активности // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 46–47.
  5. Афанасьева М. Н. Использование кроссенсов на разных этапах урока // Химия в школе. — 2021. — № 6. — С. 32–35.
  6. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Кроссворд и кроссенс как виды учебно-познавательных заданий по химической экологии // Химия в школе. — 2019. — № 8. — С. 61–65.
Аннотация:
Описаны этапы и принципы создания кроссенсов. Раскрыто их значение для формирования межпредметных связей.
Заголовок:

Исследование фитонцидов эфирных масел хвойных растений

Список литературы:
  1. Кареткина Г. Н. Грипп, ОРВИ: проблемы профилактики и лечения // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. — 2015. — № 4 (13). — С. 25–34.
  2. Чубатова С. А. Фитонциды: история и перспективы применения // Бактериология. — 2020. — № 5 (3). — С. 60–67.
  3. Костанова А. В., Дергачев Д. С., Суботялов М. А. Терапевтический потенциал ароматерапии // Эффективная фармакотерапия. — 2021. — Т. 17. — № 18. — С. 50–55.
  4. Пономарева Е. И., Молохова Е. И., Холов А. К. Применение эфирных масел в фармации // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21156 (дата обращения: 06.12.2022).
  5. Кочергина М. В. К проблеме использования фитонцидных свойств растений в ландшафтной архитектуре // Инновации в ландшафтной архитектуре: материалы VI научно-практической конференции. — Н. Новгород: ННГАСУ — 2010. — С. 34.
  6. Ефремов Е. А., Назиров Р. А., Ефремов А. А. Влияние экологического состояния территории на содержание и компонентный состав эфирного масла пихты сибирской // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2014. — № 12. — С. 89–93.
  7. Колесникова Р. Д. Эфирные масла хвойных растений России: автореф. дис. … канд. биол. наук. — Владивосток, 1998.
  8. Ламоткин С. А., Владыкина Д. С., Скаковский Е. Д. Зависимость состава эфирного масла ели канадской Picea glauca (Moench) Voss. от экологической обстановки региона произрастания // Химия растительного сырья. — 2012. — № 2. — С. 111–117.
  9. Марахова А. И., Федоровский Н. Н. Исследования по стандартизации настоев сырья сосны кедровой сибирской и БАД на его основе // Фармация. — 2012. — № 4. — С. 54–56.
  10. Марчук Н. Ю., Палий А. Е., Ежов В. Н., Виноградов Б. А. Характеристика эфирных масел, выделенных из хвои и шишек различных представителей семейства кипарисовых // Физиология и биохимия культурных растений. — 2011. — Т. 43. — № 5. — С. 440–445.
  11. Нарчуганов А. Н., Ефремов А. А., Оффан К. Б. Экстрактивные вещества лапки хвойных Эвенкии, извлекаемые при спиртовой обработке с использованием ультразвука // Химия растительного сырья. — 2010. — № 1. — С. 105–108.
  12. Писарев Д. И. Фармакогностическое изучение можжевельника длиннохвойного и можжевельника казацкого: дис. ... канд. фарм. наук. — Пятигорск, 2005.
  13. Степень Р. А., Есякова О. А. Биоиндикационная оценка загрязнения воздушной среды г. Красноярска // Системы. Методы. Технологии. — 2013. — № 4. — С. 184–187.
  14. Государственная фармакопея Российской Федерации. XIV изд. В 3 т. — М., 2018.
  15. Саньков А. В. Влажность древесной зелени туи западной как показатель качества растительного сырья // Сборник статей VII Международной научно-практической конференции «Актуальные научные исследования» (Пенза, 15 августа 2022 г.). — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. — С. 226–230.
Аннотация:
Приведено описание учебного исследования содержания фитонцидов в хвое туи и сравнение фитонцидной активности разных видов хвойных растений.
Заголовок:

Два химика, выигравшие битву за Британию

Список литературы:
  1. Mullen W. (1990). Unlikely hero. Chicago Tribune Magazine, July 15, 23–27.
  2. Черчилль У. Вторая мировая война. (В 3 книгах). — М.: Воениздат, 1991.
  3. Saxon W. (1996). Herman Pines, 94, Chemist Who Enhanced Fuels. The New York Times, April 21, Section 1, 44.
  4. Ипатьев В. Н. Жизнь одного химика. Воспоминания. Т. II: 1917–1930. — Нью-Йорк, 1945.
  5. Кузнецов В. И., Максименко А. М. Владимир Николаевич Ипатьев, 1867–1952. — М., Наука, 1992.
  6. Miles W. D. (1976). American Chemists and Chemical Engineers / Washigton D. C.
  7. Телешов С. В. Две звезды химической науки // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2017. — Серия 4. — № 1. — С 79–91.
  8. Pines H. (1967). Ipatieff: Man and Scientist. Science, July, 166–170.
  9. Pines H. (1981). My mentor, Ipatieff. Chemtech, February, 78–82.
  10. Локтев С. М. Академик В. Н. Ипатьев — зачинатель каталитического органического синтеза и нефтехимии // Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева. — 1989. — Т. XXXIV. — № 6. — С. 698–705.
  11. Терпсихоров Е. Русский химик, спасший Европу // Петербургский дневник. — 2008. — № 49. — С. 14.
  12. Šulčius A., Teleshov S., Miryugina T. Forgotten contribution of V. N. Ipatieff: production of butadiene from ethanol. Bull. Hist. Chem, V. 45, 1, 39–42.
Аннотация:
Накануне Великой Отечественной войны академику В. Ипатьеву и его помощнику Г. Пайнсу удалось разработать способ производства авиационного топлива с октановым числом 100 из обычных нефтепродуктов.
Title:

To Interest or Teach?

Summary:
A member of the jury of the All-Russian competition «Teacher of the Year» tells the readers about the final of the competition, which was held in Tyumen.
Title:

On the Use of the Federal List of Textbooks in 2022

Summary:
A. S. Gorodenskaya answers readers’ questions about the use of the federal list of textbooks for 2022.
Title:

Gold Mining in Russia: Modernity and Development Prospects

Summary:
The article discusses the main types of gold deposits, their processing technologies.
Title:

School Chemical Education in the Mirror of the Basic State Exam

Summary:
The article reveals the features of the content of the Basic State Exam in chemistry, the structure of the examination variant and the system of assessment.
Title:

From the Experience of Implementation of the Flipped Classroom Model

Summary:
The Flipped Classroom contributes to the fact that students become more active participants in the educational process compared to the traditional learning model.
Title:

Developmental Learning: Designing a Modern Lesson

Summary:
Conclusions are drawn about the features of the formation of logical universal learning abilities in the course of developmental chemistry training.
Title:

STEAM Education: Chemistry as the Dominant Problem Field

Summary:
STEAM education is aimed at overcoming isolation in teaching academic subjects, which allows students to approach not only understanding, but also solving real problems through meaningful, engaged learning.
Title:

Practice-oriented tasks on the topic "Metals"

Summary:
The author offers some practice-oriented tasks on the topic "Metals", in which students are required to carry out not only chemical, but also economic calculations (to determine the cost of chemical industry products).
Title:

Pyrotechnics as Science and Art

Summary:
General information about pyrotechnics and pyrotechnic mixtures is given. Tasks based on the equations of chemical reactions of burning allowing to define the composition of pyrotechnic mixtures and to calculate the heat of combustion are presented.
Title:

Relevant Theme: Informing Students about the Teaching Profession

Summary:
The article examines the experience of teachers of a pedagogical university in popularizing the “chemistry teacher” profession among students of Grades 10–11, students of pedagogical specialties.
Title:

Aniline: Preparation of Colored Derivatives

Summary:
The authors suggest simple synthetic laboratory works on preparation of diazo compounds from aniline.
Title:

Simple Food Research Experiments

Summary:
The article suggests options for using fairly simple chemical experiments on the study of cottage cheese and drinks.
Title:

Chemical Language in Studying the Subject Content

Summary:
The article describes the experience of diagnosing students’ mastery of the professional chemical language using the example of an extracurricular chemistry event for schoolchildren.
Title:

Integrated Game with Natural Science Content

Summary:
The game contributes to the realization of inter-subject connections between chemistry and physics.
Title:

Crossense: Visualization of Educational Information

Summary:
The steps and principles of creating crossenses are described. Their significance for the formation of inter-subject connections is disclosed.
Title:

Coniferous Essential Oil Phytoncides Study

Summary:
The article describes the students’ research of the phytoncides content in thuja and comparison of phytoncidal activity of different species of conifers.
Title:

Two Chemists Who Won the Battle of Britain

Summary:
On the eve of World War II, academician V. Ipatiev and his assistant H. Рines managed to discover a method for producing aviation fuel with an octane number equal to 100 from conventional petroleum products.
Связаться с нами