Заголовок:
Заинтересовать или научить?
Аннотация:
Член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» рассказывает о финале конкурса, который прошёл в сентябре 2022 г. в Тюмени.
Ключевые слова:
конкурс «Учитель года России», конкурсные испытания.
Заголовок:
Об использовании федерального перечня учебников 2022 года
Аннотация:
На вопросы читателей об использовании федерального перечня учебников 2022 г. отвечает А. С. Городенская.
Ключевые слова:
федеральный перечень учебников, учебники по химии.
Заголовок:
Золотодобыча в России: современность и перспективы развития
Список литературы:
- В 2021 году Россия произвела 363,5 тонн золота // Союз золотопромышленников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nedradv.ru/nedradv/ru/page_news?obj=0a8b7ef8e482110b22e0685d6c38a98d
- Обзор «Полюса»: крупнейший российский золотодобытчик [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/news/review-plzl/
- Извлечение золота из минерального сырья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://addrecovery.ru/izvlechenie-zolota/
- Золота цианидные методы извлечения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chemistlab.ru/publ/z/zolota_cianidnye_metody_izvlechenija/8-1-0-1008/
- Халбашкеев А. Cорбционное цианирование: уловим золото, невидимое глазу // Добывающая промышленность. — 2021. — № 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dprom.online/metalls/corbtsionnoe-tsianirovanie/
- Наумов К. Д. Теоретические и технологические основы осаждения золота из цианистых растворов крупнодисперсным цинком [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/71542/1/urfu1986_d.pdf
- Бактериальное золото [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.expert-oil.com/cat/mostest/articles/Bakterialynoe-zoljto.html
Аннотация:
В статье рассмотрены основные типы месторождений золота, технологии их переработки.
Ключевые слова:
обогащение, флотация, выщелачивание, цианидный комплекс золота.
Заголовок:
Школьное химическое образование в зеркале ОГЭ
Список литературы:
- Решетникова О. А. Особенности перспективных моделей КИМ ОГЭ // Педагогические измерения. — 2019. — № 1. — С. 4–7.
- Добротин Д. Ю., Молчанова Г. Н. Основной государственный экзамен: отражение современных тенденций в контрольно-оценочной деятельности // Химия в школе. — 2018. — № 10. — С. 19–24.
- Добротин Д. Ю., Добротина И. Н. Развитие умений в разных видах речевой деятельности на уроках химии как реализация требования ФГОС // Педагогические измерения. — 2022. — №2. — С. 42–49.
- Добротин Д. Ю., Добротина И. Н. Развитие и контроль умений говорения и письма на уроках химии // Педагогические измерения. — 2021. — № 1. — С. 48–56.
- Добротин Д. Ю. Особенности содержания и организации экспериментальной части ГИА по химии // Естественно-научное образование: химический эксперимент в высшей и средней школе: методический ежегодник химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 2020. — С. 189–199.
- Макаров Ю. Б. От предметных знаний к функциональной грамотности // Химия в школе. — 2022. — № 8. — С. 26–32.
- Ахметов М. А., Осипова А. В. Из опыта формирования функциональной грамотности // Химия в школе. — 2021. — № 10. — С. 35–38.
- Журин А. А. О формировании читательской грамотности // Химия в школе. — 2022. — № 5. — С. 10–15.
- Григорьев А. Г. Оценка качества знаний в основной школе: проблемы и пути решения // Химия в школе. — 2021. — № 9. — С. 34–43.
Аннотация:
Раскрываются особенности содержания ОГЭ по химии, структура экзаменационного варианта и система оценивания заданий; приведены примеры условий заданий, проанализированы типичные ошибки.
Ключевые слова:
Основной государственный экзамен, химические знания, читательская грамотность, элементы содержания, химический эксперимент.
Заголовок:
Из опыта реализации модели «Перевёрнутый класс»
Список литературы:
- Гизатулина О. И. «Перевёрнутый класс» — инновационная модель обучения // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. — Казань: Бук, 2017. — С. 116–118.
- Тусупбекова А. Ж. Использование элементов технологии «Перевёрнутый класс» при организации учебного процесса по химии в специализированных спортивных классах // Ratio et Natura. — 2021. — № 1(3).
- Мирошникова Н. Н. «Перевёрнутый класс» — инновационная модель в обучении иностранным языкам в высшей школе // Инновационные технологии в науке и образовании. — 2016. — № 1–1(5). — С. 214–216.
- Логинова А. В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «Перевёрнутый класс» // Молодой учёный. — 2015. — № 9 (89). — С. 1114–1119.
- Щербинская А. А. Технология «Перевёрнутый класс» как средство оптимизации самостоятельной работы школьников // Russian Journal of Education and Psychology. — 2019. — № 5. — С. 82–86.
- Исупова Н. И., Нестерова Д. С. Технология «Перевёрнутый класс»: преимущества и недостатки // Вопросы педагогики. — 2019. — № 6–2. — С. 52–56.
- Мурзагалиева А. Е., Утегенова Б. М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума. — Астана: «Назарбаев Интеллектуальные школы». Центр педагогического мастерства, 2015.
- Воронина М. В. «Перевёрнутый класс» — инновационная модель обучения // Открытое образование. — 2018. — Т. 22. — № 5. — С. 40–51.
- Литвинова С. Г. Технология «Перевёрнутое обучение» в облачно ориентированной учебной среде как компонент развития медиаобразования в средней школе // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном обществе: сборник статей ІІ Международной научно-методической конференции. — Могилёв: Могилёвский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 2015. — С. 233–247.
Аннотация:
«Перевёрнутый класс» способствует тому, что учащиеся становятся более активными участниками образовательного процесса по сравнению с традиционной моделью обучения.
Ключевые слова:
технология «Перевёрнутый класс», традиционная модель, инновационная модель, смешанное обучение, цифровые технологии.
Заголовок:
Развивающее обучение: конструирование современного урока
Список литературы:
- Волкова С. А. Организация исследовательской деятельности школьников в классах химико-биологического профиля // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов 66-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2019. — С. 64–69.
- Гавронская Ю. Ю., Середович А. С. Развитие логических операций на уроках химии с использованием шаблонов интернет-мемов // Научное мнение. — 2020. — № 10. — С. 53–57.
- Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. — М., 1985.
- Герус С. А. Методика формирования обобщённых умений по химии на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. — СПб., 1994.
- Кузнецова H. E., Герус С. А. Формирование обобщённых умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе. — 2002. — № 5. — С. 16–20.
- Оржековский П. А. Обучение химии, ориентированное на развитие личности // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. — Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2018. — С. 108–110.
- Шаталов М. А. Формирование универсальных учебных действий как направление метаметодики // Человек и образование. — 2018. — № 2 (55). — С. 39–46.
- Volkova S. A. Theory and practice of updating the content of education in chemistry and teaching methods, in view of modern science and technology achievements // Espacios. — 2018. — V. 39. — No. 5. — P. 32.
- Закаблук О. В. Технология формирования познавательных логических универсальных учебных действий средствами учебного предмета «Химия» в условиях реализации ФГОС СОО // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2021. — Т. 10. — № 2. — С. 23–29.
- Непеина Т. А. Формирование и оценивание логических УУД // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 13–16.
- Закаблук О. В., Волкова С. А. Методические особенности формирования универсальных учебных действий на основе логики изложения учебного материала в курсе химии 8 класса // Естественно-научное и географическое образование в условиях обновления учебного содержания и цифровой трансформации процесса обучения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — М.: ПРИНТИКА, 2022. — С. 157–162.
Аннотация:
Сделаны выводы об особенностях формирования логических универсальных учебных действий в ходе развивающего обучения химии.
Ключевые слова:
методика, логические универсальные учебные действия, анализ, синтез, установление причинноследственных связей, сравнение, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование проблемы, опорный конспект.
Заголовок:
STEAM-образование: химия как доминирующее проблемное поле
Список литературы:
- Васильева В. В., Кардия И. Е. Интегрированное обучение: развитие профессиональных компетенций // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 18–25.
- Фатхрахманова Л. Ш. О реализации межпредметных связей в процессе обучения // Химия в школе. — 2019. — № 9. — С. 27–29.
- Лакарова Е.В. Зачем художнику химия? // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2018. — № 1. — С. 55–60.
- Альтернативная энергетика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wt.edunano.ru/view_doc.html?mode=mooc_course&main_only&show_main_only=1&data_id=activity&al_id=7053554345677299014&activity_id=6759129831538260048. (Дата обращения: 15.01.2022.)
- Роалд Хофман: «Химия по-прежнему в центре наук» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431455/Roald_Khofman_Khimiya_po_prezhnemu_v_tsentre_nauk. (Дата обращения: 15.01.2022.)
- QUITO [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.jamesdysonaward.org/2020/project/quito/. (Дата обращения: 15.01.2022.)
Аннотация:
STEAM-образование нацелено на преодоление предметоцентризма, что позволяет учащимся более глубокого подойти не только к пониманию учебного материала, но и к решению реальных проблем.
Ключевые слова:
STEAM-образование, химия, интеграция.
Заголовок:
Практико-ориентированные задачи по теме "Металлы"
Аннотация:
Автор предлагает подборку практико-ориентированных задач по теме "Металлы", в которых школьникам требуется провести не только химические, то и технико-экономические расчеты (определить стоимость продукции химической промышленности).
Ключевые слова:
металлы, практико-ориентированные задачи, стехиометрические расчеты, технико-экономические вычисления.
Заголовок:
Пиротехника как наука и искусство
Список литературы:
- Колчанова Л. В., Буржинская Т. Г., Колчанова А. Р. Прикладной аспект химического образования в задачах с практическим содержанием // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 41–46.
- Ломоносов М. В. Избранная проза. — М.: Сов. Россия, 1980.
- Международный фестиваль фейерверков в Сеуле [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.calend.ru/holidays/0/0/2758/
- Шидловский А. А. Основы пиротехники. — М.: Машиностроение, 1973.
- Платов Г. А. Пиротехник. Искусство изготовления фейерверков. — М.: Изд-во «Книжкин Дом»; «Эксмо», 2005.
- Чувурин А. В. Занимательная пиротехника: Опасное знакомство: в 2 ч. Ч. 1. — Харьков: Основа, 2003.
- Чувурин А. В. Занимательная пиротехника: Фейерверк своими руками: в 2 ч. Ч. 2. — Харьков: Основа, 2003.
- Краткий справочник физико-химических величин / Под ред. А. А. Равделя и А. М. Пономарёвой. — СПб.: Иван Фёдоров, 2003.
Аннотация:
Приводятся общие сведения о пиротехнике и пиротехнических составах. Представлены задачи, позволяющие определить состав пиротехнических смесей и рассчитать теплоту сгорания.
Ключевые слова:
химия, уравнение химической реакции, пиротехника, фейерверк, теплота сгорания.
Заголовок:
Актуальная тема: учащимся о профессии учителя
Список литературы:
- Мороз Е. А. Формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки в системе «школа — вуз»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2005.
- Оржековский П. А. Актуальные вопросы высшего педагогического образования // Химия в школе. — 2019. — № 5. — С. 63–68.
- Вершинин С. И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1997.
- Боровицкая Ю. В., Исаев А. В., Исаева Л. А. Инновационные модели профориентационной работы с абитуриентами в условиях реализации национального проекта «Образование» // Материалы XII Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке: стратегии развития». — Чебоксары, 2020. — С. 20–23.
- Дементьев И. В. Профессиональная ориентация: анализ научных подходов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/
- Гильманшина С. И., Амиров Р. Р., Солодов А. Н., Журавлёва Ю. И. Химические модели государственных флагов // Химия в школе. — 2017. — № 5. — С. 43–44.
- Ефимова И. Н. Анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 г. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2011. — № 4. — С. 115–130 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://philsoc.psu.ru/files/science/2011_4.pdf (дата обращения: 20.12.2021).
- Якубов Э. З. оглы. Университет как жизненный стартап и профориентационная работа как выбор жизненного пути // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. — 2021. — № 3 (37). — С. 133–138.
- Шевцова Ю. О. Информационный видеоролик как элемент PR-кампании социально-гуманитарного факультета // Научные труды КубГТУ. — 2016. — № 7. — С. 244–253.
- Арюкова Е. А., Земскова Е. С. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 61–64.
- Аршанский Е. Я. Непрерывная химико-методическая подготовка обучающихся в системе «профильный класс — педвуз — профильный класс»: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — СПб., 2005.
Аннотация:
Обсуждается опыт деятельности преподавателей педагогического вуза по популяризации профессии учителя химии среди учащихся 10–11 классов, студентов педагогических специальностей.
Ключевые слова:
учитель химии, молодёжь, педагогическая профессия, абитуриент, вуз, школа.
Заголовок:
Анилин: получение окрашенных производных
Список литературы:
- Асилова Н. Ю., Зубин Е. М., Сивова Н. В., Яркова Т. А. Химический эксперимент при изучении темы «Реакции электрофильного замещения в бензольном кольце» // Химия в школе. — 2022. — № 2. — С. 59–62.
- Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. — Л.: Химия, 1985.
- Блохин Ю. И., Яркова Т. А., Соколова О. А. Органическая химия в пищевых биотехнологиях. — М.: Инфра-М, 2018.
- Гинзбург О. Ф. Практикум по органической химии. — М.: Высшая школа, 1989.
- Асилова Н. Ю., Лонина Н. Н., Сивова Н. В. Органическая химия: методическое руководство к лабораторным работам. — М.: МИРЭА — Российский технологический университет, 2020.
Аннотация:
Предложено использование несложных синтетических работ по получению диазосоединений из анилина и сульфаниловой кислоты.
Ключевые слова:
химический эксперимент, синтез органических веществ, диазо- и азосоединения, синтетический краситель, индикатор, познавательный интерес, лабораторная работа.
Заголовок:
Простые опыты по исследованию продуктов питания
Список литературы:
- Волков В. Н., Волкова Л. А. Исследование качества творога // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 56–59.
- Козырев Ф. И., Маринина В. И. Исследование содержания сока в соке // Юный учёный. — 2016. — № 6. — С. 107–109.
- Производство молочных продуктов: качество и эффективность. — М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000.
- Рогов И. А. Дисперсные системы мясных и молочных продуктов. — М.: Агропромиздат, 1990.
Аннотация:
Предложены варианты экспериментов по исследованию творога и напитков.
Ключевые слова:
химический эксперимент, качественные реакции, повышение мотивации.
Заголовок:
Химический язык в освоении предметного содержания
Список литературы:
- Козловцева О. С., Боголова Н. Г. Исследование качества воды озера Становое Бердюжского района // Экологический мониторинг и биоразнообразие. — 2015. — № 3. — С. 137–140.
- Борунова Е. Б. О взаимосвязи химии и иностранного языка на основе межпредметной интеграции // Свиридовские чтения. — Вып. 6. — Минск: БГУ, 2010. — С. 203–206.
- Hoffmann L. Kommunikationsmittel Fachsprache. — Tübingen: Narr, 1985.
- Паничев С. А. Дедуктивный подход к структурированию содержания высшего естественно-научного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — Тюмень, Тюмен. гос. ун-т, 2004.
- Каримов М. Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. — 2009. — № 4. — С. 106–110.
- Воронков М. Г., Григорьева О. Ю., Власова Н. Н. Ацилиодиды в органическом синтезе. Взаимодействие ацетилиодида с тиолами // Журнал органической химии. — 2011. — № 47 (12). — С. 1753–1755.
- Исакова И. В. Тетра(изотиоцианато)диамминхроматы(III) комплексов лантана(III) с органическими лигандами: синтез и физико-химическое исследование // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2010. — № 6. — С. 118–120.
- Гузей Л. С. Фундаментальные понятия общей химии в школьном курсе // Химия («Первое сентября»). — 2005. — № 17. — С. 17–24.
- Фадеев Г. Н., Двуличанская Н. Н., Карпов Г. М. Проблемы постшкольного химического образования // Естественно-научное образование: новые горизонты: сборник. — М.: Изд-во МГУ, 2017. — С. 235–241.
Аннотация:
Изложен опыт диагностики овладения учащимися профессиональным химическим языком на примере внеклассного мероприятия по химии.
Ключевые слова:
химия, химическая кинетика, химический язык, диагностика, внеклассное мероприятие.
Заголовок:
Интегрированная игра с естественно-научным содержанием
Список литературы:
- Благодаров В. С. Физика 7–11 кл. Организация внеклассной работы. Банк методических идей. Творческие мероприятия. — М., Учитель, 2014.
- Борунова Е. Б., Макарова Д. А., Панина У. В. Познавательно-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 62–65.
- Вопросы для игры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://db.chgk.info.
- Ланина И. Б. 100 игр по физике. Книга для учителя. — М., Просвещение, 1995.
- Сомин Л. Е. Увлекательная химия. — М., Просвещение, 1978.
- Штремплер Г. И. Химия на досуге. — М., Просвещение, 1993.
Аннотация:
Игра способствует реализации межпредметных связей между химией и физикой.
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, взаимосвязь естественно-научных дисциплин, активная учебно-познавательная деятельность.
Заголовок:
Кроссенс: визуализация учебной информации
Список литературы:
- Полякова Е. В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2012. — № 10 (135). — С. 120–124.
- Акулов А. А., Кокшаров В. Л., Князев К. А. Интерактивная технология обучения предметам естественнонаучного цикла // Бiологiя i Хiмiя. — 2008. — № 9. — С. 62–68.
- Семибратова О. С., Шабанова И. А. Использование технологии кроссенс при изучении дисциплины «Школьный химический эксперимент» // Развитие педагогического образования в России: сб. материалов I Всероссийской науч.-метод. конф. с международным участием (23–27 января 2018 г.). — Томск: Изд-во ТГПУ. 2018. — С. 145–150.
- Андреюшкина Д. Д. Кроссенс-технология: развитие познавательной активности // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 46–47.
- Афанасьева М. Н. Использование кроссенсов на разных этапах урока // Химия в школе. — 2021. — № 6. — С. 32–35.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. Кроссворд и кроссенс как виды учебно-познавательных заданий по химической экологии // Химия в школе. — 2019. — № 8. — С. 61–65.
Аннотация:
Описаны этапы и принципы создания кроссенсов. Раскрыто их значение для формирования межпредметных связей.
Ключевые слова:
кроссенс, креативность, визуализация материала.
Заголовок:
Исследование фитонцидов эфирных масел хвойных растений
Список литературы:
- Кареткина Г. Н. Грипп, ОРВИ: проблемы профилактики и лечения // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. — 2015. — № 4 (13). — С. 25–34.
- Чубатова С. А. Фитонциды: история и перспективы применения // Бактериология. — 2020. — № 5 (3). — С. 60–67.
- Костанова А. В., Дергачев Д. С., Суботялов М. А. Терапевтический потенциал ароматерапии // Эффективная фармакотерапия. — 2021. — Т. 17. — № 18. — С. 50–55.
- Пономарева Е. И., Молохова Е. И., Холов А. К. Применение эфирных масел в фармации // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21156 (дата обращения: 06.12.2022).
- Кочергина М. В. К проблеме использования фитонцидных свойств растений в ландшафтной архитектуре // Инновации в ландшафтной архитектуре: материалы VI научно-практической конференции. — Н. Новгород: ННГАСУ — 2010. — С. 34.
- Ефремов Е. А., Назиров Р. А., Ефремов А. А. Влияние экологического состояния территории на содержание и компонентный состав эфирного масла пихты сибирской // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2014. — № 12. — С. 89–93.
- Колесникова Р. Д. Эфирные масла хвойных растений России: автореф. дис. … канд. биол. наук. — Владивосток, 1998.
- Ламоткин С. А., Владыкина Д. С., Скаковский Е. Д. Зависимость состава эфирного масла ели канадской Picea glauca (Moench) Voss. от экологической обстановки региона произрастания // Химия растительного сырья. — 2012. — № 2. — С. 111–117.
- Марахова А. И., Федоровский Н. Н. Исследования по стандартизации настоев сырья сосны кедровой сибирской и БАД на его основе // Фармация. — 2012. — № 4. — С. 54–56.
- Марчук Н. Ю., Палий А. Е., Ежов В. Н., Виноградов Б. А. Характеристика эфирных масел, выделенных из хвои и шишек различных представителей семейства кипарисовых // Физиология и биохимия культурных растений. — 2011. — Т. 43. — № 5. — С. 440–445.
- Нарчуганов А. Н., Ефремов А. А., Оффан К. Б. Экстрактивные вещества лапки хвойных Эвенкии, извлекаемые при спиртовой обработке с использованием ультразвука // Химия растительного сырья. — 2010. — № 1. — С. 105–108.
- Писарев Д. И. Фармакогностическое изучение можжевельника длиннохвойного и можжевельника казацкого: дис. ... канд. фарм. наук. — Пятигорск, 2005.
- Степень Р. А., Есякова О. А. Биоиндикационная оценка загрязнения воздушной среды г. Красноярска // Системы. Методы. Технологии. — 2013. — № 4. — С. 184–187.
- Государственная фармакопея Российской Федерации. XIV изд. В 3 т. — М., 2018.
- Саньков А. В. Влажность древесной зелени туи западной как показатель качества растительного сырья // Сборник статей VII Международной научно-практической конференции «Актуальные научные исследования» (Пенза, 15 августа 2022 г.). — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. — С. 226–230.
Аннотация:
Приведено описание учебного исследования содержания фитонцидов в хвое туи и сравнение фитонцидной активности разных видов хвойных растений.
Ключевые слова:
осенне-зимний период, вирусные инфекции, эфирное масло, хвойные растения, фитонцидная активность, туя западная.
Заголовок:
Два химика, выигравшие битву за Британию
Список литературы:
- Mullen W. (1990). Unlikely hero. Chicago Tribune Magazine, July 15, 23–27.
- Черчилль У. Вторая мировая война. (В 3 книгах). — М.: Воениздат, 1991.
- Saxon W. (1996). Herman Pines, 94, Chemist Who Enhanced Fuels. The New York Times, April 21, Section 1, 44.
- Ипатьев В. Н. Жизнь одного химика. Воспоминания. Т. II: 1917–1930. — Нью-Йорк, 1945.
- Кузнецов В. И., Максименко А. М. Владимир Николаевич Ипатьев, 1867–1952. — М., Наука, 1992.
- Miles W. D. (1976). American Chemists and Chemical Engineers / Washigton D. C.
- Телешов С. В. Две звезды химической науки // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2017. — Серия 4. — № 1. — С 79–91.
- Pines H. (1967). Ipatieff: Man and Scientist. Science, July, 166–170.
- Pines H. (1981). My mentor, Ipatieff. Chemtech, February, 78–82.
- Локтев С. М. Академик В. Н. Ипатьев — зачинатель каталитического органического синтеза и нефтехимии // Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева. — 1989. — Т. XXXIV. — № 6. — С. 698–705.
- Терпсихоров Е. Русский химик, спасший Европу // Петербургский дневник. — 2008. — № 49. — С. 14.
- Šulčius A., Teleshov S., Miryugina T. Forgotten contribution of V. N. Ipatieff: production of butadiene from ethanol. Bull. Hist. Chem, V. 45, 1, 39–42.
Аннотация:
Накануне Великой Отечественной войны академику В. Ипатьеву и его помощнику Г. Пайнсу удалось разработать способ производства авиационного топлива с октановым числом 100 из обычных нефтепродуктов.
Ключевые слова:
В. Ипатьев, Г. Пайнс, «Битва за Британию», каталитические реакции, топливо.