Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2023 № 09

Русская версия
English version
Заголовок:

Личностные результаты образования как основа развития обучающегося

Список литературы:
  1. Басюк В.С. Сравнительный анализ практик оценки личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 2. - № 5 (44). – С. 193–212.
  2. Басюк В.С., Мухачева Л.В. Совершенствование механизмов оценивания личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ в условиях модернизации технологий и содержания обучения и в соответствии с федеральными государственными стандартами общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1. - № 4 (52). – С. 86–102.
  3. Лурье С.А. Демокрит: тексты, перевод, исследования. - Л.: Наука, 1970.
  4. Платон. Сочинения: В 4 т. - Т. 3. Ч. 2. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древне-греч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007.
  5. Платон. Сочинения: В 4 т. - Т. 3. Ч. 1. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древне-греч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007.
  6. Сэв Л. Марксизм и теория личности. - М.: Прогресс, 1972.
  7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М., 1983. – Т. 3.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
  9. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989.
  10. Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). - М.: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1916.
  11. Сартр Ж. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000.
  12. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — М.: Национальный книжный центр, 2020.
  13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007.
  14. Басюк В.С. Внутренняя позиция личности — важнейший фактор развития ребёнка в период школьного детства // Ценности и смыслы. – 2021. – № 6 (76). - С. 47–61.
  15. Полякова Т.Н. Личностные результаты школьников: проблема оценки и диагностики // Человек и образование. - 2016. - № 4. – С. 73–77.
  16. Анисимова Н.П., Большакова О.В., Кащеева О.Н., Кузнецова И.В., Петрова Н.В. Личностные результаты образования: содержание, показатели // Вестник образования. – 2017. - № 11. – С. 43–47.
Аннотация:
Автором рассматриваются основные предтечи развития личности школьника и основы формирования личностных результатов образования, а также механизмы совершенствования оценивания личностных результатов при освоении основных образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. В статье проводится анализ проблемного поля процесса формирования личностных результатов образования и акцентируется внимание на совершенствовании механизмов оценивания личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ.
Заголовок:

Аварийные разливы нефти: их последствия и способы ликвидации

Список литературы:
  1. В России по итогам 2022 года выросли добыча и экспорт нефти // РИА Новости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/20230116/neft-1845108203.html
  2. Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21 августа 2000 г. (в редакции от 15 апреля 2002 г.)
  3. Разливы нефти: почему они случаются так часто и можно ли их предотвратить // РБК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/green/5fb2784e9a79477fa024d069
  4. Демельханов М.Д., Оказова З.П., Чупанова И.М. Экологические последствия разливов нефти // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 12. — С. 91-94.
  5. Вылкован А.И., Венцюлис Л.С, Зайцев В.М., Филатов В.Д. Современные методы и средства борьбы с разливами нефти: Научно-практическое пособие. — СПб.: Центр-Техинформ, 2000.
  6. Собрать и обезвредить: как инновационные сорбенты могут помочь при катастрофах, подобных норильской // Экология России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ecologyofrussia.ru/sobrat-i-obezvredit-kak-innovatsionnye-sorbenty-mogut-pomoch-pri-katastrofakh-podobnykh-norilskoy/
Аннотация:
Статья посвящена экологической проблеме аварийных разливов нефти, описаны их последствия. Рассмотрены способы ликвидации разливов нефти: механический, термический, физико-химический, биологический
Заголовок:

Вступительные испытания как индикатор проблем в преподавании химии

Список литературы:
  1. Федеральная образовательная программа основного общего образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации 18 мая 2023 № 370 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040?index=2 (дата обращения 25.08.2023).
  2. Лёвкин А.Н., Домбровская С.Е. Методические рекомендации для учителей химии по преподаванию химии на основе анализа результатов ГИА-2019. – СПб, 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/12/Методические-рекомендации-по-преподаванию-химии-с-учетом-ГИА-2019.pdf (дата обращения 25.08.2023).
  3. Добротин Д.Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 г. по химии. - М., 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2022/hi_mr_2022.pdf (дата обращения 25.08.2023).
  4. Добротин Д.Ю. Школьное химическое образование в зеркале ОГЭ // Химия в школе. - 2023. - № 1. - С. 16-26.
  5. Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. Контроль и оценка уровня сформированности экспериментальных умений // Химия в школе. - 2020. - № 10. - С. 66-74.
  6. Добротин Д.Ю. Актуальные вопросы оценки качества школьного химического образования // Химия в школе. - 2019. - № 5. - С. 41-47.
Аннотация:
Анализ решения заданий вступительных испытаний по химии в СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова выявил типичные проблемы в подготовке даже хорошо успевающих девятиклассников. Абитуриенты в целом хорошо справляются со стандартными заданиями. Сложности вызывают задания с элементами межпредметных связей, нестандартными формулировками, необычными единицами измерения величин, а также подразумевающие планирование эксперимента, применение химических знаний в повседневной жизни.
Заголовок:

Контекстные задачи: определение формулы органического вещества

Список литературы:
  1. Ахметов М.А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. - № 4. – С. 23-27.
  2. Павлов И.И. Фантастические сюжеты как контекст химических задач // Химия в школе. - 2018. - № 10. - С. 34-37.
Аннотация:
Рассматриваются контекстные задачи на нахождение структурных формул органических веществ. Применение таких задач в образовательной практике не только расширяет и углубляет знания учащихся, но и знакомит их с историей развития органической химии, мотивирует к будущим достижениям, показывает, как применяются органические вещества. В задачах предлагается находить молекулярные формулы веществ традиционно по массовым долям химических элементов, по массе и или объёму продуктов сгорания, а также по массовым долям протонов, нейтронов, электронов или их соотношению. Приведено 60 контекстных задач, даны краткие ответы к ним. Данная работа может оказать помощь учителям химии в обучении, воспитании и развитии учащихся, их подготовке к ЕГЭ и олимпиадам по химии.
Заголовок:

Основные соли: забытый класс соединений или методическая находка?

Список литературы:
  1. Мануйлов А.В. Химия без логических разрывов. Гидролиз солей как реакция, обратная реакции нейтрализации // Химия в школе. - 2018. - № 1. - С. 40-46. Сайдуллин З.Г., Федотовских Н.В. Задания по теме «Гидролиз солей» // Химия в школе. - 2018. - № 6. - С. 24-25.
Аннотация:
Изучая основные соли, можно наглядно рассмотреть причины низкой растворимости некоторых ионных соединений; влияние типа связи на химические свойства; зависимость продуктов реакций от порядка смешения реагентов; гидролиз солей по катиону; составление формул небинарных соединений.
Заголовок:

Вариативность урока в контексте профессиональной направленности обучения

Список литературы:
  1. Аршанский Е.Я. Обучение химии в разнопрофильных классах: учебное пособие. – М.: Центрхимпресс, 2017.
  2. Ермачёк Л.Е., Аршанский Е.Я. Вариативное моделирование урока химии в условиях профильного обучения // Химия в школе. — 2023. — № 3, 4.
  3. Пак М.С., Бондаренко Д.К. Дидактический материал с военно-химическим содержанием: научно-методические рекомендации. – СПб.: Издательство Осипова, 2013.
  4. Журин А.А. Сборник упражнений и задач по химии: решения и анализ. − М.: Аквариум, 1997.
Аннотация:
При подготовке к учебным занятиям по химии в классах с различными профильными направлениями у учителя могут возникать затруднения в разработке дидактического сценария урока, обусловленные необходимостью не только углубления в выбранный учащимся профиль, но и учёта выбранной им траектории дальнейшего движения к профессии. Данная статья предлагает разработку учебного занятия по химии для учителя, работающего в классах, где изучаются предметы на углублённом уровне, и в профильных классах профессиональной направленности.
Заголовок:

Домашнее обучение по индивидуальному образовательному маршруту

Список литературы:
  1. Закон Российской Федерации «Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 5. - Ст. 17 с изм. и доп. в ред. от 29.01.2012.
  2. Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых даёт право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» от 30.06.2016 № 436н с изм. и доп. в ред. от 20.07.2016 // Справочник промышленника. - 2016. - № 2.
  3. Закон Российской Федерации «Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2023. - № 2. - Ст. 15 с изм. и доп. в ред. от 28.02.2023.
  4. Камилова М.М. Анализ принципов индивидуализации и дифференциации обучения // Киберлинейка. - 2023. - № 57. - С. 1-4.
  5. Громыко Ю.В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъём сознания и личностный рост [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/author (дата обращения: 22.03.2023).
  6. Кудряшова Н.П. Об использовании индивидуальных образовательных траекторий // Химия в школе. - 2019. - № 6. - С. 24-26.
  7. Галкина Т.Э. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы: автореф. дис. д‐ра пед. наук. – М., 2011.
  8. Клеменова Е.В. Урок обобщения знаний для слабослышащих учащихся // Химия в школе. - 2019. - № 4. - С. 21-25.
  9. Городенская А.С. О системе домашних заданий с использованием Интернета // Химия в школе. - 2019. - № 1. - С. 50-53.
  10. Сафина Л.Г. Об организации домашней работы при изучении темы «Простые вещества» // Химия в школе. - 2023. - № 6. - С. 40-45.
  11. Буданова Д.В., Толетова М.К. Организация учебной работы по химии в домашних условиях // Химия и химическое образование XXI века. - СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. - С. 189.
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме организации домашнего обучения учащихся химии по индивидуальному образовательному маршруту. Приводится анализ психолого-педагогических и методических источников, раскрывающих сущность и особенности обучения на дому. Обоснованы принципы реализации домашнего обучения, организационно-методические условия его осуществления. Приведён пример учебной карты, в которой представлены основные элементы содержания всех уроков по теме. Представлены выводы, доказывающие результативность методики организации домашнего обучения учащихся химии по индивидуальному образовательному маршруту.
Заголовок:

Схема-конспект по теме «Химические свойства азота и его соединений»

Список литературы:
  1. Сухарева О.В. Опорные конспекты как средство повышения эффективности обучения // Химия в школе. - 2018. - № 5. - С. 13-17.
  2. Браханова М.О. Интеллект-карты при изучении неметаллов // Химия в школе. - 2022. - № 2. - С. 42
  3. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химические свойства неорганических веществ: учеб. пособие для вузов / под ред. Р.А. Лидина. – М.: Химия, 2000.
  4. Кочкаров Ж.А. Химия в уравнениях реакций: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.
  5. Турова Н.Я. Таблицы-схемы по неорганической химии. – М.: МЦНМО, 2020.
Аннотация:
Рассмотрен авторский вариант структурирования информации по теме «Химические свойства азота и его соединений» в виде компактной схемы, которая предлагается использовать на уроках как раздаточный материал. Показано, что применение схемы позволяет преподать тему в соответствии с общепринятой последовательностью изложения материала и при этом интенсифицировать процесс обучения.
Заголовок:

Из опыта развития химической грамотности

Список литературы:
  1. Асанова Л. И. О разработке заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности // Химия в школе. — 2022. — № 3. — С. 22-30.
  2. Перевозчикова Н. В. Из опыта формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 40-43.
  3. Pentin A.Yu., Nikiforov G.G., Nikishova E.A. Basic approaches to the assessment of natural science literacy // Domestic and foreign pedagogy. — 2019 — № 1(4 (61). — Pp. 80-97.
  4. Петрушкина С.П. Сущность и структура химической грамотности учащихся общеобразовательной школы // Педагогика и психология. — Вестник ЧПГУ им. А.Я. Яковлева. — 2009. — № 11(2) — С.131-137.
  5. Shifi Syarifa Fahmina et al. Dimension of Chemical Literacy and its Influence in Chemistry Learning 2019 J. Phys.: Conf. Ser. 1233 012026 DOI 10.1088/1742-6596/1233/1/012026
  6. Phelps J., Shwartz Y., Ben-zvi R., Hofstein A. Chemical Literacy: What Does This Mean to Scientists and School Teachers? // Journal of Chemical Education. — 2006. — Vol. 83 (10). — Pp. 1557–1561.
  7. Миренкова Е. В. К вопросу о формировании химической грамотности // Химия в школе. — 2021. — № 4. — С. 15-19.
  8. Лисичкин Г.В., Карлов С.С. Методические основы разработки заданий по химии // Естественно-научное образование: методические основы разработки заданий по химии. Cборник. — М.: Издательство Московского университета, 2022. — С. 8-17.
  9. Элементы большой науки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elementy.ru/
Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования у школьников химической грамотности. Предложено контекстное задание, направленное на развитие химической грамотности и разработанное с использованием актуальной информации о перспективах освоения Марса.
Заголовок:

Трудные задания ЕГЭ и ОГЭ. Химический эксперимент

Аннотация:
Выпущенные издательством «Просвещение» учебные пособия в доступной и интересной форме помогут школьникам овладеть необходимыми представлениями о химических процессах, умениями планировать и проводить химические эксперименты.
Заголовок:

Качественный спектральный анализ на уроках и факультативных занятиях

Список литературы:
  1. Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2013.
  2. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2014.
  3. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Курс физики. Т. III. — М.: Высшая школа, 1971.
  4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2016.
  5. Завражнов А.Ю., Наумов А.В., Косяков А.В. Практикум по неорганической химии. Химия s- и sp-элементов: учебное пособие для вузов. — Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2016.
  6. Высоцкая Л.В. и др. Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: углублённый уровень. — М.: Просвещение, 2021.
  7. Генкель П.А. Физиология растений: учебное пособие по факультативному курсу для IX класса. — М.: Просвещение, 1985.
Аннотация:
На уроках физики обучающиеся знакомятся с основными принципами качественного спектрального анализа. Использование этих знаний при изучении химии служит установлению межпредметных связей, способствующих формированию у школьников целостной естественно-научной картины миры, а также помогает обучающимся более качественно разобраться в сложных теоретических и экспериментальных аспектах указанной темы.
Заголовок:

Наследие В.Н. Верховского: фундаментальные основы отечественной методики

Список литературы:
  1. Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Т. II. — Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1949.
  2. Верховский В.Н. Неорганическая химия. Учебник для средней школы. — М.-Л.: Учпедгиз, 1935.
  3. Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Методика преподавания химии в средней школе: издание второе, переработанное. — М.-Л.: Учпедгиз, 1936.
  4. Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Методика преподавания химии в средней школе. Государственное учебно-педагогическое издательство. — М.-Л.: Учпедгиз, 1934.
Аннотация:
Статья посвящена анализу богатого методического наследия выдающегося методиста-химика В.Н. Верховского, 150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Утверждается и доказывается, что многое из его методического опыта актуально и в настоящее время. Приведены примеры востребованных и сегодня методических идей и находок автора. Показан непростой путь появления и исключения метода тестов из химического образования.
Заголовок:

Университетские технопарки для студентов и школьников

Список литературы:
  1. Санина М.Ю., Ларина Т.В., Федосова А.Р. Использование технопарков универсальных педагогических компетенций и педагогического «Кванториума» при обучении химии и физике в ВГПУ // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2022. — № 4(297). — С. 83-88.
  2. Капустина Е.Д., Звонарева Е.А., Санина М.Ю. Использование технопарков ВГПУ и центров «Точка роста» при обучении будущих учителей химии // Диалог на равных: Материалы региональной научно-практической конференции, посвящённой Году педагога и наставника, Воронеж, 10 февраля 2023 г. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. — С. 87-91.
  3. Releon: Российский производитель учебного оборудования, электроники и программного обеспечения [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://rl.ru
  4. Безугляк А.В. Опыт использования температурных датчиков цифровой лаборатории Releon на уроках химии в школе // Тезисы докладов студенческой научной конференции по итогам работы за 2022 г. Воронежский государственный педагогический университет. — Воронеж, 2023. — Вып. 27. — С. 94 – 96.
  5. Билет в будущее [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bvbinfo.ru/contacts
  6. Тендер РТС. Электронная площадка России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rts-tender.ru/poisk/gost/4011-72/
  7. Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1400030
  8. Грачёв К.Ю., Чудина Е. Е. Педагогический класс в системе непрерывного педагогического образования: концептуальные основы и содержание курса «Педагогический старт» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2019. — № 3(136). — С. 11-15.
Аннотация:
Представлена тематика лабораторных, курсовых и дипломных работ студентов бакалавриата и магистратуры профилей «Химия» и «Химическое образование», использующих оборудование технопарков вуза. Приведены задачи и результаты практики по научно-исследовательской работе на базе технопарков. Описаны профессиональные пробы для школьников по направлениям «Химик-аналитик» и «Электрохимик», занятие для педагогического класса «Использование цифровых лабораторий Releon для актуализации уроков химии», организованные в технопарках.
Заголовок:

Учебные экскурсии: современная форма внеурочной деятельности

Аннотация:
Статья посвящена особенностям организации экскурсий для школьников. В качестве примера приведено описание учебной экскурсии на нефтеперерабатывающий завод.
Заголовок:

Практико-ориентированный проект «Получение хлоридов фосфора»

Список литературы:
  1. Бабич Л. В., Балезин С. А., Гликина Ф. Б. и др. Практикум по неорганической химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Гельфман М. И., Юстратов В. П. Неорганическая химия: Учебное пособие. — СПб.: Лань, 2007.
  3. Глинка Н. Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов. — М.: Интеграл-Пресс, 2000.
  4. Денисов В. В., Таланов В. М., Денисова И. А. Общая и неорганическая химия: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
  5. Ключников Н. Г. Неорганический синтез: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. — М.: Просвещение, 1988.
Аннотация:
В статье представлены результаты подготовки и проведение химических исследований по получению хлоридов фосфора(III) и (V), а также их сравнительный анализ по многим параметрам.
Title:

Personal Learning Outcomes as the Basis for the Formation and Development of the Student's Personality

Summary:
The author examines the main precursors of the student's personality development and the basics of the formation of personal learning outcomes, as well as mechanisms for improving the assessment of personal outcomes in the development of basic educational programs in accordance with the Federal State Educational Standards of General Education. The article analyzes the problem field of the process of formation of personal learning outcomes and focuses on improving the mechanisms for assessing personal outcomes in mastering the basic educational programs by students.
Title:

Accidental Oil Spills: Consequences and Response

Summary:
The article deals with the environmental problem of accidental oil spills and describes their consequences. Methods of oil spill response are considered: mechanical, thermal, physicochemical, biological.
Title:

Entrance Tests as an Indicator of Problems in Teaching Chemistry

Summary:
The analysis of the entrance tests results in chemistry at the AESC of MSU has revealed typical problems in the preparation of ninth graders. Applicants have succeeded in standard problems solving. At the same time difficulties are caused by interdisciplinary or non-standard tasks, unusual units of measurement, experiment planning, applying chemical knowledge in everyday life.
Title:

Contextual Tasks: Finding the Structural Formula of Organic Compounds

Summary:
The article considers contextual tasks for finding structural formulas of organic substances. The author draws attention to the fact that the application of such tasks in educational practice not only expands and deepens students' knowledge, but also introduces them to the history of the development of organic chemistry, motivates to achievements by the example of historical figures, shows how the achievements of organic chemistry are applied. In the tasks, it is proposed to find the molecular formulas of substances traditionally by the mass fractions of chemical elements, by the mass and or volume of combustion products, as well as by the mass fractions of protons, neutrons, electrons, or their ratio. The article contains 60 contextual tasks, brief answers to them are given. This work can help teachers and tutors of chemistry in teaching, educating, and developing students. The application of the presented tasks will allow you to successfully prepare for the Unified State Exam and Chemistry Olympiads.
Title:

Basic Salts: a Forgotten Class of Compounds or a Methodical Find?

Summary:
Studying basic salts, one can clearly consider the reasons for the low solubility of some ionic compounds; the effect of the bond type on chemical properties; the dependence of reaction products on the order of mixing of reagents; hydrolysis of salts by cation; writing formulas for non-binary compounds.
Title:

Variability of the Lesson in the Context of Professional Orientation of Training

Summary:
When preparing for chemistry classes in classrooms with different profile areas, teachers may have difficulties in developing a didactic lesson scenario, due to the need not only to deepen into the profile chosen by the student, but also to take into account the trajectory of further movement to the profession chosen by him. This article suggests the development of an educational lesson in chemistry for a teacher working in classes where subjects are studied at an advanced level, and in specialized classes of professional orientation.
Title:

Organization of Home Education via an Individual Educational Route

Summary:
The article is devoted to the problem of organizing home education for chemistry students via an individual educational route. It provides an analysis of psychological, pedagogical and methodological sources that reveal the essence and features of homeschooling. The principles, organizational and methodological conditions for the implementation of home education are substantiated. An example of an educational map is given, which presents the main elements of the content of all lessons on the topic. Conclusions are presented that prove the effectiveness of the methodology for organizing home education for chemistry students along an individual educational route.
Title:

Outline-scheme on the Theme «Chemical Properties of Nitrogen and Its Compounds»

Summary:
The author's version of structuring information on the theme «Chemical properties of nitrogen and its compounds» in the form of a compact outline-scheme, which is proposed to be used in the classroom as a handout, is considered. It is shown that the use of outline-scheme makes it possible to teach a topic with a generally accepted sequence of presentation of the material and intensify the learning process.
Title:

From the Experience of Developing Chemical Literacy

Summary:
The problem of the formation of chemical literacy in school students is considered. A contextual task is proposed aimed at developing chemical literacy and developed using up-to-date information on the prospects for the development of Mars.
Title:

Difficult Tasks of the Unified State Exam and General State Exam. Chemical Experiment

Summary:
The textbooks published by the Prosveshenie publishing house in an accessible and interesting form will help students master the necessary ideas about chemical processes, the ability to plan and conduct chemical experiments.
Title:

Qualitative Spectral Analysis in Lessons and Elective Classes

Summary:
In physics lessons at school, students get acquainted with the basic principles of qualitative spectral analysis. The use of this knowledge in the study of chemistry serves to establish interdisciplinary connections that contribute to the formation of a holistic natural science picture of the world in students, and also helps students to better understand the complex theoretical and experimental aspects of this topic.
Title:

The Legacy of V.N. Verkhovsky: Fundamental Foundations of Russian Methodology

Summary:
The article is devoted to the analysis of the rich methodological heritage of the outstanding methodologist-chemist V.N. Verkhovsky, whose 150th birthday is celebrated this year. It is discussed and proved that much of his methodological experience is relevant at the present time. Examples of the author's methodological ideas and findings that are still in demand today are given. The difficult way of the appearance and exclusion of the test method from chemical education is shown.
Title:

University Technology Parks for Students and Schoolchildren

Summary:
The subjects of laboratory, course and diploma works of undergraduate and graduate students of the profiles “Chemistry” and “Chemical Education” using the equipment of the university's technology parks are presented. The tasks and results of practice in research work on the basis of technology parks are given. Professional tests for schoolchildren in the areas of “Analytical Chemist” and “Electrochemist”, a lesson for the pedagogical class “Using Releon digital laboratories to update chemistry lessons”, organized in technology parks, are described.
Title:

Educational Excursions: Modern Form of Extracurricular Activities

Summary:
The article deals with organizing excursions for schoolchildren. As an example, an educational excursion to the oil refinery is described.
Title:

Practice-oriented Project “Obtaining Phosphorus Chlorides"

Summary:
The article presents the results of the preparation and conduct of chemical studies on obtaining phosphorus(III) and (V) chlorides, as well as their comparative analysis in many respects.
Связаться с нами