Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2023 № 08

Русская версия
English version
Заголовок:

Школьная олимпиада: средство мотивации или спорт высших достижений?

Список литературы:
  1. Положение о XXIX городской химической олимпиаде учащихся средних учебных заведений г. Москвы [Текст] / под ред. В.И. Стрельниковой. – М.: Московский ордена Трудового Красного Знамени городской дворец пионеров и школьников, 1972.
  2. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2023/24 учебном году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vserosolimp.edsoo.ru/school_way. – (Дата обращения: 25.08.2023).
  3. Перчаткин С.Н., Зайцев А.А., Дорофеев М.В. Химические олимпиады в Москве. – М.: Изд-во МИПКРО, 2001.
  4. Задания окружного этапа олимпиады по химии 2004/2005 учебного года. – М., 2004.
  5. Всероссийская олимпиада школьников в Москве. Материалы прошлых лет: 2019/20 учебный год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vos.olimpiada.ru/upload/files/Arhive_tasks/2019-20/mun/chem/ans-chem-10-mun-msk-19-20.pdf. – (Дата обращения: 25.08.2023).
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2020 № 678 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103050027?ysclid=llsfqzp1oa501516095&index=4. – (Дата обращения: 25.08.2023).
Аннотация:
Автор прослеживает эволюцию системы школьных предметных олимпиад за последние 20 лет и приходит к выводу, что в процессе этой эволюции олимпиады перестали соответствовать задачам, ради которых создавались.
Заголовок:

Литий в России: проблемы производства и перспективы использования

Список литературы:
  1. Российский подход к литию [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rosatomnewsletter .com/ru/2023/03/02/russian-approach-to-lithium/
  2. Рябцев А.Д. Гидроминеральное сырьё — неисчерпаемый источник лития в XXI веке // Известия Томского политехнического университета. — 2004. — Т. 307. — № 7. — С. 64-70.
  3. Бандалетова А.А. и др. Извлечение лития из попутных вод на примере Оренбургского НГКМ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://doi.org/10.51890/2587-7399-2021-6-1-29-32
  4. На вес золота. Россия начинает добычу стратегического сырья [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ria.ru/20230225/litiy-1853523587.html
  5. Зимина Г.В. и др. Избранные главы ХиТРРЭ. Химия и технология лития. Учебное пособие. — М.: МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 2014.
  6. Ресурсосберегающая технология извлечения лития из российского сырья на основе замкнутого бисульфатного цикла [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://portal.geokhi.ru/SitePages/News_128.aspx
  7. Литий-ионные аккумуляторы: всё, что нужно знать [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://tze1.-ru/articles/detail/vse-o-litiy-ionnykh-akkumulyatorakh/?ysclid=ll43 mijvs2304057688
  8. Типы литий-ионных аккумуляторов [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.mobipower.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=604
  9. Российские учёные представили уникальную технологию по переработке литиевых батарей [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://riafan.ru/23395273-rossiiskie_ uchenie_predstavili_unikal_nuyu_tehnologiyu_po_pererabotke_litievih_batarei
  10. «Росатом» строит в регионе «революционный» завод батарей для электромобилей [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/17/03/2022/623332479a79475 d497b3346
Аннотация:
В статье рассмотрены современные технологии получения соединений лития в России, виды литий-ионных аккумуляторов, перспективы их производства и способы утилизации.
Заголовок:

Урок открытия нового знания в форме квеста

Список литературы:
  1. Валитова Р. Х. Химический квест «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» // Химия в школе. - 2022. - № 7. - С. 53-59.
  2. Коновалова И. М. Открытие нового знания: самостоятельное изучение циклоалканов // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 29-33.
  3. Малянова М. Г., Панькина В. В. Образовательный web-квест «Неорганические вещества четырёх королевств» // Химия в школе. - 2022. - № 4. - С. 28-30.
  4. Табачная О. В. Как мы изучаем изомерию и номенклатуру предельных углеводородов // Химия в школе. - 2019. - № 9. - С. 35-39.
  5. Филинова И. П. Квест-игра «Парад химических элементов» // Химия в школе. - 2019. - № 7. - С. 70-75.
Аннотация:
Приведена разработка урока по химии для 10 класса по теме «Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия» в форме квеста с привлечением исторических фактов.
Заголовок:

Тетради по химии в практике обучения

Список литературы:
  1. Байбакова Ю.А. От галош до автомобильных шин // Химия в школе. - 2021. - № 4. - С. 31-32.
  2. Гашинская Е.Н. Урок-исследование «Классификация органических соединений» // Химия в школе. - 2019. - № 10. - С. 24-28.
  3. Волкова Н. В., Вернигора А.Н., Фирстова Н.В., Фролов А.В., Кузнецова А.В., Керимов Э.Ю. Качественные реакции органических соединений в задачах Всероссийской олимпиады // Химия в школе. - 2020. - № 5. - С. 51-56.
  4. Дронова Н.Ю. Из опыта использования обобщающих таблиц // Химия в школе. - 2019. - № 7. - С. 32-33.
  5. Короткова А.В., Потемкина Н.М., Плужник О.М. Имена русских учёных в органической химии // Химия в школе. - 2021. - № 10. - С. 73-78.
Аннотация:
В локальном акте общеобразовательного учреждения «Положение о порядке ведения ученических тетрадей и их проверке» определяется количество и назначение ученических тетрадей по всем школьным предметам. В рабочей программе учитель-предметник устанавливает круг требований к ведению и оформлению тетрадей ученика по своему предмету. При обучении химии в средней школе оптимальным, на наш взгляд, является наличие у учащихся двух видов рабочих тетрадей: лекционной и для выполнения упражнений. К ведению лекционной тетради нами выделяются две группы требований.
Заголовок:

Пропедевтический курс химии: из опыта преподавания

Список литературы:
  1. Е. В. Калюта, Мурыгина И. Н., Протопопова Л. Г. Организация работы с одарёнными детьми по химии в ЦДНИТТ «Наследники Ползунова» // Акту-альные проблемы научных исследований: теоретические и практические ас-пекты: сб. статей Международной научно-практической конференции, Екате-ринбург, 25 марта 2023 г. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2023. – С. 161-164.
  2. Абрамова Н. Л., Лозинская Т. М. Пропедевтика химических знаний в си-стеме школьного естественно-научного образования // Химическая наука и образование, проблемы и перспективы развития: сб. материалов Междуна-родной конференции, приуроченной к Международному году периодической таблицы химических элементов, Махачкала, 17–18 сентября 2019 г. – Махач-кала: ООО «АЛЕФ», 2019. – С. 271-274.
  3. Габриелян О. С. Пропедевтика химии в школе: вчера, сегодня, завтра // Химия в школе. – 2006. – № 7. – С. 21-25.
  4. Аксёнова И. В. Пропедевтический курс химии в условиях реализации ФГОС // Химия в школе. - 2018. - № 4. - С. 70-73.
  5. Голодникова Н. В. Когда учиться легко // Химия в школе. - 2018. - № 3. - С. 22-24.
  6. Анацко О.Э. Пропедевтика на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 11-12.
  7. Семёнова Н.И., Ворсина С.А. Как объяснить сложные вещи простыми словами // Химия в школе. - 2021. - № 7. - С. 42-46.
  8. Тлехузок С. К., Литвинова Т. Н. Развитие устойчивой мотивации к изу-чению химии // Химия в школе. – 2012. – № 8. – С. 31-35.
  9. Цобкало Ж. А. Пропедевтика в обучении химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/196191
  10. Шакирова Н. С. От занимательных опытов к познавательному экспери-менту // Химия в школе. - 2021. - № 5. - С. 67-69.
  11. Маринина О. В. Из опыта реализации программы раннего изучения химии // Химия в школе. - 2023. - № 2. - С. 30-35.
  12. Остроумова Е. Е., Остроумов И. Г. Раннее изучение химии как эффек-тивный путь формирования естественно-научной картины мира у одарённых детей // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 5. – С. 70-72.
Аннотация:
В статье представлена разработанная и апробированная программа пропедевтического курса «Химия» для учащихся 5-6 классов Центра детского научного и инженерно-технического творчества «Наследники Ползунова». Пропедевтический курс химии развивает интерес к предмету, готовит учащихся к положительному восприятию этого предмета в дальнейшем.
Заголовок:

Воспитательный потенциал расчётных химических задач

Список литературы:
  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
  2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075?index=2
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
  4. Халикова Ф. Д. Патриотическое воспитание в формировании личности лицеиста // Химия в школе. — 2022. — № 9. — С. 15–19.
  5. Фарус О.А. Контекстные задачи с экологическим содержанием и региональным компонентом // Химия в школе.— 2021. — № 5. — С. 44–46.
  6. Шепаревич Д. А. Практико-ориентированные задачи по теме «Металлы» // Химия в школе. — 2023. — № 1. — С. 40–41.
  7. Абрамова Н. Л. Воспитательный потенциал регионального компонента содержания // Химия в школе. — 2023. — № 2. — С. 14–18.
  8. Миренкова Е. В. Концепция методического обеспечения формирования познавательных умений учащихся при обучении химии в современной школе: дис. … докт. пед. наук. — СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
Аннотация:
С опорой на нормативно-законодательную базу подчёркнута важность воспитания школьников в процессе обучения химии. Приведено структурирование регионального компонента по сферам и содержательным линиям. Выделены контекстные особенности учебно-познавательных задач как средств воспитания. Приведены примеры расчётных задач по восьми направлениям воспитания.
Заголовок:

Экзаменационные задания на рубеже школа — вуз в Англии

Список литературы:
  1. Насонов А.Ф., Лисичкин Г.В. Химическое образование в Великобритании: выпускные экзамены и поступление в вузы // Химия в школе. — 2023. — № 6. — С. 45-52.
  2. GCSE Subject Level Conditions and Requirements for Single Science (Biology, Chemistry, Physics) / Ofqual 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gov.uk/government/publications/gcse-9-to-1-subject-level-conditions-and-requirements-for-single-science
  3. GCSE Chemistry Higher Tier Paper 1. Thursday 16 May 2019 / AQA. 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filestore.aqa.org.uk/sample-papers-and-mark-schemes/2019/june/AQA-84621H-QP-JUN19.PDF
  4. GCSE Chemistry Higher Tier Paper 2. Wednesday 12 June 2019 / AQA. 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filestore.aqa.org.uk/sample-papers-and-mark-schemes/2019/june/AQA-84622H-QP-JUN19.PDF
  5. GCSE Chemistry Foundation Tier Paper 1. Thursday 16 May 2019 / AQA. 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filestore.aqa.org.uk/sample-papers-and-mark-schemes/2019/june/AQA-84621F-QP-JUN19.PDF
  6. GCSE Chemistry Foundation Tier Paper 2. Wednesday 12 June 2019 / AQA. 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filestore.aqa.org.uk/sample-papers-and-mark-schemes/2019/june/AQA-84622F-QP-JUN19.PDF
  7. Natural Sciences. Entry Requirements. Undergraduate Study. University of Cambridge [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.undergraduate.study.cam.ac.uk/courses/natural-sciences#entry-requirements
  8. Natural Sciences Admissions Assessment. Specimen Paper. New Format for 2020. Section 1. — UCLES. 2020.
  9. Syllabus for exams in 2022. Cambridge IGCSE™ (9–1). Chemistry 0971. -UCLES. 2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cambridgeinternational.org/programmes-and-qualifications/cambridge-igcse-chemistry-9-1-0971/
  10. Cambridge IGCSE (9-1). Chemistry 0971/61. Paper 6 Alternative to Practical. May/June 2021. — UCLES. 2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.exam-mate.com/pastpapers/igcse_cambridge/?subject=251&years=&seasons=&paper=&zone=
  11. GCE qualification-level Conditions and Requirements [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gov.uk/government/publications/gce-qualification-level-conditions-and-requirements/gce-qualification-level-conditions-and-requirements--2
  12. Фримантл М. Химия в действии: в 2 ч. / Пер. с англ. Е.Л. Розенберга. — М.: Мир, 1991.
  13. Солтерсовская химия: учебное пособие для дополнительного образования учащихся средних школ и колледжей: [в 4-х кн.] / под ред. Н.П. Тарасовой, П.Д. Саркисова; пер. с англ. В.А. Петрищева. — М.: Академкнига, 2005.
  14. As And A Level Chemistry Specification. Version 1.1 1 December 2015 /AQA. 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.aqa.org.uk/subjects/science/as-and-a-level/chemistry-7404-7405/specification-at-a-glance
  15. A-level Chemistry Paper 3 Wednesday 19 June 2019 / AQA. 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filestore.aqa.org.uk/sample-papers-and-mark-schemes/2019/june/AQA-74053-QP-JUN19.PDF
  16. A-level Chemistry Paper 2 Organic and Physical Chemistry Monday 19 June 2017 / AQA. 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filestore.aqa.org.uk/sample-papers-and-mark-schemes/2017/june/AQA-74052-QP-JUN17.PDF
Аннотация:
Проанализированы современные примеры заданий экзаменов по химии на рубеже школа - вуз в Англии. Результаты проведённого анализа представляют интерес для дальнейшего совершенствования ЕГЭ по химии.
Заголовок:

Нефтепереработка и нефтехимия в экзаменационных заданиях

Список литературы:
  1. Гайфуллина М.М., Губарева А.А. Статистический анализ нефтехимической отрасли в России: основные тенденции и направления развития // International scientific review of the problems of economics, finance and managemen. – 2019. – С. 5-14.
  2. Лаврентьев И.А, Вагапов Б.Р. Интеграция нефтехимического производства в нефтеперерабатывающий комплекс (на примере процесса получения полиэтилентерефталата) // Вестник технологического университета. – 2023. – Т. 26. – № 3. – С. 34-43.
  3. Бяулова Е.Н., Мухаметшина Т.Г. Химия и география: интегрированный обобщающий урок // Химия в школе. - 2019. - № 6. - С. 32-34.
  4. ФИПИ. Единый государственный экзамен по химии 2023 г.: демонстрационный вариант, кодификатор, спецификация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-4
  5. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Химия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ege.fipi.ru/bank/index.php?proj=EA45D8517ABEB35140D0D83E76F14A41
  6. Волков В.Н., Филиппов В.Н. Компания СИБУР: перспективы Российской нефтехимии // Химия в школе. - 2020. - № 8. - С. 4-10.
  7. . Капустин В.М. Технология переработки нефти: в 4 ч. Ч. 1. Первичная переработка нефти / Под ред. О.Ф. Глаголевой. – М.: КолосС, 2012.
  8. Шемерянкина В.А., Шамсутдинов Э.Р., Стоколос О.А. ЕГЭ по химии. Теоретическая и практическая подготовка. – СПб.: БХВ-Петербург, 2023.
Аннотация:
В статье приведено описание процессов нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности на примере заданий ЕГЭ по химии.
Заголовок:

Урок по теме «Кислоты-окислители»

Список литературы:
  1. Бережковская О. М., Горюнова Л. Е. Наш подход к изучению ОВР // Химия в школе. - 2021. - № 7. - С. 47-51.
  2. Веколова В. В. К изучению ОВР в курсе неорганической химии // Химия в школе. - 2018. - № 10. - С. 44-51.
  3. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы / Под ред. А. С. Егорова.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  4. Шульчус А. О взаимодействии металлов с кислотами // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 39-42.
Аннотация:
Представленный урок «Кислоты-окислители» ориентирован на обучающихся 11 класса. Он нацелен на закрепление знаний об окислительно-восстановительных реакциях и отработку навыков выполнения заданий ЕГЭ по химии; формирует информационную компетентность обучающихся; развивает навыки самостоятельной поисковой деятельности.
Заголовок:

О некоторых требованиях к дистанционному уроку

Список литературы:
  1. Ахтямова З.Л. Методические рекомендации проведения занятия в дистанционном формате [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-provedeniya-zanyatiya-v-distancionnom-formate-5632365.html?ysclid=litqliyu3t190057095
  2. Гаффарова Г.С. Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/bibliotechno-informatsionnye-resursy/library/2023/05/11/metodicheskie-rekomendatsii-po
  3. Дийская А. Обучаем дистанционно: алгоритм разработки онлайн-урока и основные требования к занятиям [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://diso.ru/blog/36?ysclid=litq61wgi548822861548822861
  4. Акчурина С.И. Организация и проведение дистанционного урока [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kuzmedcoll.narod.ru/distant/akchurina/33.pdf
  5. Масло Е.В. Особенности проведения уроков биологии в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://region03.ru/articles/prepodavanie-biologii-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya.html
  6. Требования к дистанционному уроку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/Xo7yU2rDCjDbrVUs
  7. Велиева Л.А. Дистанционная форма обучения: реалии сегодняшнего дня // Химия в школе. - 2020. - № 9. - С. 2-4.
  8. Шеремет Е.А. Платформа MOODLE: виртуальная образовательная среда // Химия в школе. - 2021. - № 7. - С. 23-25.
  9. Нечитайлова Е.В. Дистанционное обучение: критерии отбора интернет-ресурсов // Химия в школе. - 2020. - № 10. - С. 2-4.
Аннотация:
В статье рассмотрены причины негативного отношения в обществе к дистанционному обучению. Приведены основные требования к урокам, проводимым в синхронном (on line) и асинхронном (off line) режимах с учётом санитарно-гигиенических ограничений. Сравниваются дидактические возможности некоторых популярных платформ дистанционного обучения (Google-формы, Stepik, MOODLE, You Tube).
Заголовок:

Познавательный квест по теме «Вода и её свойства»

Список литературы:
  1. Педченко А.Ф., Артемьева А.Н. Квест-технология в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — НИТГиК СГУГиТ, 2020.
  2. Жилин Д.М., Поваляев О.А., Хоменко С.В. Цифровая лаборатория по химии. Методическое пособие. — М.: Де’Либри, 2021.
  3. Заикина С.М. Квест-тренинг «Вода» // Химия в школе. — 2022. — № 10. — С. 68-73.
  4. Борунова Е.Б. Из опыта использования цифровых лабораторий // Химия в школе. — 2022. — № 6. — С. 66-71.
Аннотация:
В статье представлен сценарий и методические рекомендации для организации во внеурочной деятельности по химии познавательного квеста «Вода», цель которого заключается в повышении интереса к изучению химии, а также знакомстве с современным оборудованием — цифровой лабораторией.
Заголовок:

Проектная деятельность как метод повышения качества образования

Список литературы:
  1. Бурыкина О.В., Уварова Т.А. Из опыта организации проектной деятельности // Химия в школе. — 2022. — № 1. — С. 64-65.
  2. Дмитриевская А.А. Биоцидные свойства суспензий наночастиц металлов и их оксидов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Биоцидные свойства суспензий наночастиц металлов и их оксидов | Медицинские интернет-конференции (medconfer.com).
  3. Сяовэй Д. Разработка методов получения наночастиц оксида цинка различных размеров и форм для эпоксидных композиционных материалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Синтез ZnAl-СДГ (muctr.ru).
  4. Орозматова Г.Т., Сатывалдиев А.С., Эмил Омурзак. Синтез наночастиц меди в присутствии додецилсульфата натрия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: sintez-nanochastits-medi-v-prisutstvii.pdf (3minut.ru).
  5. ГОСТ 9.048-89. ЕСЗКС. Изделия технические. Методы лабораторных испытаний на стойкость к воздействию плесневых грибов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ГОСТ 9.048-89 ЕСЗКС. Изделия технические. Методы... | Докипедия (dokipedia.ru)
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора с обучающимся 8 класса над научным проектом.
Заголовок:

Изучение неорганических пигментов во внеурочной деятельности

Список литературы:
  1. Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. — М.: Вентана-Граф, 2002.
  2. Бесчастнов Н.П. и др. Живопись: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности». — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  3. Исаев Д.С., Пак М.С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 54-58.
  4. Леенсон И.А. Удивительная химия. — М.: ЭНАС-КНИГА, 2013.
  5. Моллика П. Теория цвета: настольный путеводитель: от базовых принципов до практических решений. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021.
  6. Пак М.С., Давыдов В.Н., Толетова М.К., Зелезинский А.Л. Внеурочная работа по химии в современной школе: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
  7. Титова И.М. Химия и искусство. 10-11 классы. Организатор-практикум. — М.: Вентана-Граф, 2014.
Аннотация:
В статье кратко рассмотрена история использования художественных материалов и пигментов, классификация неорганических пигментов, предложен тест для контроля полученных знаний, а также методики получения неорганических пигментов (баритовые белила, берлинская лазурь, колькотар, крон зелёный, крон жёлтый, охра, ярь-медянка) в лабораторных условиях во внеурочной деятельности школьников.
Заголовок:

Региональный химический турнир «Индиго»

Аннотация:
В статье представлены примеры конкурсных заданий регионального командного турнира школьников по химии, проходящего в Алтайском крае. Данные задания рассчитаны не только на тех учащихся, которые целенаправленно занимаются подготовкой к олимпиадам, но и на тех, кто углублённо изучает химию или готовится к Единому государственному экзамену, и служат дополнительным стимулом повышения интереса к химическим наукам.
Title:

School Olympiad: a Means of Motivation or a Sport of Higher Achievements?

Summary:
The author traces the evolution of the system of school subject Olympiads over the past 20 years and comes to the conclusion that in the process of this evolution, Olympiads ceased to correspond to the tasks for which they were created
Title:

Lithium in Russia: Production Problems and Prospects of Application

Summary:
The article discusses modern technologies for the production of lithium compounds in Russia, types of lithium-ion batteries, prospects for their production and methods of disposal.
Title:

Lesson of Discovering New Knowledge in the Form of a Quest

Summary:
The author describes a chemistry lesson for the 10th grade on the topic “Theory of the structure of organic compounds. Carbon skeleton. Homological series, homologues. Structural isomerism”. It is organized in the form of a quest involving historical facts.
Title:

Chemistry Student Workbooks in the Practice of Teaching

Summary:
The local general education institution act «Regulations on the procedure for student notebooks and their verification» determines the number and purpose of student workbooks in all school subjects. In the work program, the subject teacher sets a range of requirements for student workbooks in the subject. In studying chemistry in secondary school, it is optimal to use two types of student workbooks, for lectures and for training exercises. We distinguish two groups of requirements for a lecture workbook.
Title:

Propaedeutic Chemistry Course: from the Teaching Experience

Summary:
The article presents the developed and tested program of the propaedeutic course “Chemistry” for students of Grades 5-6 of the Center for Children’s Scientific and Engineering Creativity “Heirs of Polzunov”. The propaedeutic course of chemistry makes it possible to develop an interest in the subject, to prepare students for a positive perception of this subject in the future.
Title:

Educational Potential of Calculation Tasks in Chemistry

Summary:
Based on the regulatory and legislative framework, the importance of educating schoolchildren in the process of teaching chemistry is emphasized. The structuring of the regional component by spheres and content lines is given. The contextual features of educational and cognitive tasks as means of education are highlighted. Examples of calculation tasks in eight areas of education are given.
Title:

Examination Questions in School-leaving and University-entrance Examinations in England

Summary:
Examples of questions of modern school-leaving and university-entrance examinations in England have been analyzed. The results of the analysis are of interest for improving the USE in Chemistry.
Title:

Oil Refining and Petrochemistry in Exam Tasks

Summary:
The the USE tasks in chemistry based on the information about the processes of oil refining and petrochemical industry.
Title:

Lesson on the Topic “Acid oxidizers”

Summary:
The presented lesson “Acid oxidizers” is recommended for the 11th grade students. It is aimed at consolidating knowledge about redox reactions and developing the skills which are necessary for performing USE tasks in chemistry as well as their information competence and their ability to conduct an independent search activity.
Title:

On Some Requirements for a Distant Learning Lesson

Summary:
The article examines the reasons for the negative attitude in society to distance learning. The basic requirements for lessons conducted in synchronous (on line) and asynchronous (off line) modes, taking into account sanitary and hygienic restrictions, are given. The didactic potential of some popular distance learning platforms (Google Forms, Stepik, Moodle, You Tube) are compared.
Title:

Educational Quest on the Topic “Water and Its Properties”

Summary:
The article presents a scenario and methodological recommendations for organizing the educational quest «Water and its properties» in extracurricular activities in chemistry, the purpose of which is to increase interest in chemistry, as well as to introduce a digital laboratory for students’ experiments.
Title:

Project Activity as an Effective Method of Improving the Quality of Education

Summary:
The article presents the author’s experience of working with an 8th grade student on a scientific project.
Title:

Studying Inorganic Pigments in Extracurricular Activities

Summary:
The article briefly discusses the history of the use of artistic materials and pigments, the classification of inorganic pigments, a test for controlling acquired knowledge, as well as methods for obtaining inorganic pigments (barite whitewash, prussian blue, kolkotar, crown green, crown yellow, ochre, yar-copper) in laboratory conditions in extracurricular activities of schoolchildren.
Title:

Indigo Regional Chemical Tournament

Summary:
The article presents the examples of competitive tasks for the regional team tournament in chemistry, taking place in the Altai Territory. These tasks are designed not only for those students who are purposefully preparing for the Olympiads, but also for those who are studying in classes with in-depth study of chemistry or effectively preparing for the Unified State Exam in chemistry. The tasks serve as an additional incentive to increase interest in chemical sciences.
Связаться с нами