Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2023 № 07

Русская версия
English version
Заголовок:

О введении федеральных основных общеобразовательных программ. Федеральная рабочая программа учебного предмета «Химия»

Аннотация:
Для формирования единого образовательного пространства утверждены федеральные основные общеобразовательные программы, разработаны все необходимые рабочие программы по учебным предметам, типовой комплект методических документов для образовательной организации.
Заголовок:

Об интерактивности методов обучения

Список литературы:
  1. Новосельцев С. Интерактивные видеодиски приходят в страну // Компьютер Пресс. — 1992. — № 6.
  2. Présents et futures de l’audiovisuel en éducation: les fondements d’une nouvelle politique. Rapport du groupe de Jacques Treffel à M. le ministre de l’ éducation. – Paris: La Documentation Française, 1981.
  3. Perlmutter M., Perry K. Producer's Guide to Interactive Videodiscs (Video Bookshelf). - Focal Press, 1991.
  4. Абдулкадыров А. А. Интенсификация подготовки учителей физико-математических дисциплин на основе компьютеров // Компьютер и образование: Сб. науч. статей / Под ред. В. Г. Разумовского. — М.: Изд. АПН СССР, 1991.
  5. Разумовский В. Г. Информационные технологии в образовании: возможности, перспективы, проблемы // Компьютер и образование: Сб. науч. статей / Под ред. В. Г. Разумовского. — М.: Изд. АПН СССР, 1991.
  6. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. — М.: Изд. ИОШ РАО, 1994.
  7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994.
  8. Журин А. А. Разработка интерактивных средств обучения химии и условия их эффективного использования: Дисс. … канд. пед. наук. — М., 1996.
  9. Журин А. А. Компьютер в кабинете химии: Монография. — М.: Школьная Пресса, 2004.
  10. Сорова Т. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/interaktivnye_metody_obucheniya/?ysclid=l9s424p90814191219
  11. Интерактивное обучение / Феникс. Когда горят сроки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wiki.fenix.help/pedagogika/interaktivnyye_metody_obucheniya?ysclid=l9s4ncwplp 649344560
  12. Клингберг Л. Проблемы теории обучения / Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1984.
Аннотация:
В историческом аспекте рассмотрено становление понятия «интерактивность». Проанализированы точки зрения классиков и современников на интерактивность. Показано, что процесс обучения всегда является информационным взаимодействием субъектов, независимо от форм и методов взаимодействия.
Заголовок:

О развитии метапредметных компетенций при обучении химии

Список литературы:
  1. Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Химия в школе. - 2020. - № 2. - С. 2-12.
  2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 регистр. № 64101).
  3. Национальный проект «Образование» в Курской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.komobr46.ru/itogi-realizatsii-proekt/sovremennaya-shkola
  4. Нечитайлова Е. В. Образовательные центры «Точка роста» в помощь учителю // Химия в школе. - 2023. - № 4. - С. 30-31.
  5. Использование цифрового и аналогового оборудования центров «Точка роста» на уроках и во внеурочной деятельности по предметам естественно-научного цикла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://new.kiro46.ru/kubiki-na-glavnoj/427-sovremennaya-shkola.html
Аннотация:
Статья посвящена вопросу развития метапредметных компетенций в процессе обучения химии. В ней обосновывается необходимость научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся как основного механизма формирования метапредметности.
Заголовок:

Экологические кейсы в формировании исследовательских умений

Список литературы:
  1. Grandon T. Gill Informing with the Case Method: a guide to case method Research, Writing, and Facilitation // Informing Scince Press. – 2011. - P. 29-81.
  2. Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного подхода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 07.03.2022).
  3. Игнатов С. Б. Использование технологии «Кейс-стади» в формировании экологической компетенции обучающихся // Образование и наука. – 2012. - № 3. - С. 92-112.
  4. Афанасьева М. Н. Использование кейсов в процессе обучения // Химия в школе. - 2022. - № 4. - С. 20-24.
  5. Буданова Ю. Е., Александрова Е. В. Практико-ориентированный кейс «Найти и обезвредить!» // Химия в школе. - 2022. - № 5. - С. 21-32.
  6. Янкив К. Ф., Андреева В. Е. Об использовании кейс-метода в процессе обучения // Химия в школе. - 2021. - № 10. - С. 39-41.
  7. Жукова Н. В., Гречихина П. И. Кейс-технология при изучении растворов // Химия в школе. – 2022. – № 2. – С. 20-24.
  8. Кислотные дожди: причины и последствия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grandars.ru/shkola/geografiya/kislotnye-dozhdi.html (дата обращения: 07.03.2022).
Аннотация:
В статье рассматриваются методические подходы и основные формы применения метода кейсов на уроках химии в 9 классе. Задания снабжены характеристикой и методическими рекомендациями по использованию на уроке, вариантами использования химического эксперимента и образцами ответов. Рассматривается возможность применения таких заданий с целью формирования и развития исследовательских умений.
Заголовок:

Химические диктанты в практике обучения

Список литературы:
  1. Коновалова И. М. Приёмы повышения мотивации на уроках химии // Химия в школе. - 2023. - № 3. - С. 24-27.
  2. Сгибнева Е. П., Скачков А. В. Современные открытые уроки химии. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  3. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: Владос, 2000.
Аннотация:
Приведены примеры химических диктантов по разным темам школьного курса химии.
Заголовок:

Из опыта составления профессионально ориентированных задач

Список литературы:
  1. Новикова А. А. Изучение химии как средство развития профессиональных компетенций // Химия в школе. - 2022. - № 5. - С. 33-37.
  2. Николаева И. В. Профессионально направленное обучение математике в колледже // Методист. - 2016. - № 3. - С. 33-34.
  3. Фёдорова О. Н. Методическая система профессионально-ориентированного обучения математике в колледжах технического профиля: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Ярославль, 2016.
  4. Ибадуллаева И. Н., Раджабова Н. Ш. Дидактическая модель профессионально ориентированного обучения математике в колледже технического профиля // Научный журнал. - 2017. - № 6-2 (7). - С. 6-7.
  5. Литвинова Т. Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза: дисс. … докт. пед. наук: 13.00.02. – СПб., 2002.
  6. Линник Н. Л. Профессионально ориентированное обучение английскому языку в педагогическом колледже // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 4. - С. 140-144.
  7. Соколова М. Г., Гуськова Н. А. Профессиональная направленность занятий по химии при подготовке будущих специалистов лесного хозяйства // Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - Т. 19. - № 3. - С. 50-53.
  8. Безрукова В. С. Педагогика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0249/ 5_0249-164.shtml (дата обращения: 27.07.2020). 9. Гурина Р. В. Квазипрофильное обучение // Педагогическая диагностика. - 2009. – Т. 2. - С. 104-108.
  9. Панин Д. О. Профессионально ориентированные задачи по химии для обучающихся колледжей художественного профиля // Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы. – Р/Дон, 2021. – С. 86-90.
Аннотация:
В статье представлена характеристика профессионально ориентированного обучения и профессионально ориентированных задач по химии, способы составления данных задач преподавателями колледжей. Отражены особенности преподавания химии в колледжах художественного профиля. Также приведены профессионально ориентированные задачи по темам «Кислородсодержащие органические соединения» и «Азотсодержащие органические соединения».
Заголовок:

Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

Список литературы:
  1. Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Спирты. Фенол» // Химия в школе. - 2022. - № 1. - С. 44-49.
  2. Гнутова О. А. Проверочная работа по теме «Альдегиды и кетоны» // Химия в школе. - 2023. - № 4. - С. 45-48.
  3. Гнутова О. А. Проверка знаний по теме «Карбоновые кислоты и сложные эфиры» // Химия в школе. - 2023. - № 5. - С. 41-45.
Аннотация:
Предложены три варианта проверочной/диагностической работы по теме «Кислородсодержащие органические соединения» в формате ЕГЭ.
Заголовок:

Мысленный эксперимент как средство развития логического мышления и творческого воображения исследователя

Список литературы:
  1. Аршанский Е. Я., Борисевич И. С., Конорович Л. А. Распознавание органических веществ: все виды эксперимента на одном уроке // Химия в школе. - 2022. - № 2. - С. 48-51.
  2. Волкова С. А., Пустовит С. О. Об исследовательской деятельности при решении экспериментальных задач // Химия в школе. - 2022. - № 3. - С. 50-56.
  3. Качалова Г. С. Экспериментальные задачи как средство формирования химической компетентности // Химия в школе. - 2019. - № 8. - С. 72-77.
  4. Хамитова А. И. Из опыта использования экспериментальных задач // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 74-78.
Аннотация:
В статье представлен мысленный эксперимент на распознавание неорганических соединений, названия которых даны на японском языке. Мысленный эксперимент можно предложить как альтернативу практической работе (в случае недостатка реактивов или оборудования), на этапе актуализации знаний или закрепления знаний.
Заголовок:

Химия в основной школе на углублённом уровне

Список литературы:
  1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  4. Андреева М. П. Современный подход к изучению основных законов химии // Химия в школе. - 2022. – № 10. – С. 26–30.
  5. Андрюшин В. Н. Из опыта проведения практической работы № 1 в 8 классе // Химия в школе - 2019. – № 6. – С. 41–43.
  6. Андрюшкова О. В., Зарипов А. А. О типологии олимпиадных задач // Химия в школе. - 2023. – № 5. – С. 57–63.
  7. Асанова Л. И. Сколько математики нужно в курсе химии // Химия в школе. - 2020. – № 1. – С. 5–9.
  8. Асанова Л. И. УМК по химии как средство достижения личностных и метапредметных результатов // Химия в школе. - 2018. – № 4. – С. 18–24.
  9. Ахметов М. А. К вопросу об изучении теории электролитической диссоциации // Химия в школе. - 2019. – № 3. – С. 43–47.
  10. Волкова Н. В., Вернигора А. Н., Керимов Э. Ю. Домашний эксперимент по теме «Соединения углерода» // Химия в школе. - 2021. – № 6. – С. 64–68.
  11. Волкова С. А., Пустовит С. О. Об исследовательской деятельности при решении экспериментальных задач // Химия в школе. - 2022. – № 3. – С. 50–56.
  12. Гаврилова С. В. Смена УМК: как решить проблему // Химия в школе. - 2019. – № 6. – С. 48–51.
  13. Гюлбекян Л. К., Борунова Е. Б. Об организации дебатов в процессе обучения // Химия в школе. - 2020. – № 8. – С. 49–55.
  14. Дробышев Е. Ю. Об исследовательской деятельности без реального эксперимента // Химия в школе. - 2021. – № 1. – С. 65–69.
  15. Дробышев Е. Ю. О таблицах растворимости неорганических и органических веществ // Химия в школе. - 2020. – № 1. – С. 32–35.
  16. Дроздов А. А., Ерёмин В. В. Химическая связь и строение молекул. О преподавании химии в основной школе // Химия. Учебно-методический журнал. Издательский дом «Первое сентября», 2012. – № 2. – С. 3–11.
  17. Лунин В. В., Ерёмин В. В. Химия XXI века в школьных учебниках // Химия в школе. - 2018. – № 4. – С. 4–9.
  18. Мартынов В. И. Один из способов проведения расчётов по уравнению химической реакции // Химия в школе. - 2020. – № 3. – С. 26–29.
  19. Махонина В. И., Симонова О. Ю. Методические подходы к изучению ОВР в основной школе // Химия в школе. - 2018. – № 4. – С. 67–69.
  20. Фёдорова Д. Д. Путешествие по родному краю: мир химических элементов и веществ // Химия в школе. - 2020. – № 1. – С. 2–4.
  21. Фирстова Н. В., Кузнецова А. В., Волкова Н. В., Керимов Э. Ю. Интегрированное мероприятие «Учёные и врачи против коронавируса» // Химия в школе. - 2022. – № 9. – С. 60–65.
  22. Четверин В. Б. Обсуждаем точность терминов и определений // Химия в школе. - 2020. – № 7. – С. 33–39.
Аннотация:
Статья посвящена особенностям обучения учебному предмету «Химия» на углублённом уровне основного общего образования с использованием учебно-методического комплекта В. В. Ерёмина, А. А. Дроздова, В. В. Лунина.
Заголовок:

Окисление альдегидной группы: так ли всё однозначно?

Список литературы:
  1. Bennet W.E., Lewis G. S., Yang L. Z., Peter Hughes D. E. The mechanism of the reaction of the Tollens reagent // Journal of chemical research. — 2011. — Vol. 35. — Pp. 675-677.
  2. Пузаков С. А., Машнина Н. В., Попков В. А. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: углубл. Уровень. — М.: Просвещение, 2020.
  3. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В., Теренин В. И., Дроздов А. А. Химия. 10 класс. Углублённый уровень: учебник. — М.: Дрофа, 2019.
  4. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубл. уровень. — М.: Просвещение, 2018.
  5. Никитина Н. Г., Борисов А. Г., Хаханина Т. И. Аналитическая химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования. — М.: Издательство Юрайт, 2023.
  6. Puzan A. N., Baymer V. N., Mateychenko P. V. Structure and decomposition of the silver formate Ag(HCO2) // Journal of Solid State Chemistry. — 2017. — № 246. — Pр. 264–268.
  7. Аверина А. В., Снегирева А. Я. Лабораторный практикум по органической химии. Учеб. пособие для техникумов. — М.: Высшая школа, 1975.
  8. Рево А. Я., Зеленкова В. В. Малый практикум по органической химии: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Высшая школа, 1980.
  9. Оkazoe S., Yasaka Y., Ueno M., Kimura Y. Formate Ionic Liquids Playing the Roles of Reducer and Stabilizer for the Synthesis of Noble Metal Nanoparticles // Chem. Lett. — 2017. — № 46. — Pp. 1344-1346.
  10. Norkus E. et al. Cu(II) complex formation with xylitol in alkaline solutions // Carbohydrate Research. — 2004. — № 4339(3). — Pр. 599–605.
  11. Chemistry. Part II. Textbook for Class XII. — New Delhi: National council of educational research and training, 2006.
Аннотация:
В статье дан краткий анализ сведений о реакциях окисления альдегидной группы реактивом Толленса и свежеосаждённым гидроксидом меди(II), имеющихся в химической учебной литературе, предназначенной для школьников. Приведены результаты опытов, демонстрирующих неодинаковое поведение соединений, содержащих альдегидную группу, в реакциях с указанными окислителями.
Заголовок:

Региональный химический турнир «Индиго»

Аннотация:
В статье представлены критерии отбора конкурсных заданий для регионального командного турнира школьников по химии, проходящего в Алтайском крае, а также примеры таких заданий. Данные задания рассчитаны не только на тех учащихся, которые целенаправленно занимаются подготовкой к олимпиадам, но и на тех, кто занимается в классах с углублённым изучением химии или эффективно занимается подготовкой к сдаче ЕГЭ по химии, и служат дополнительным стимулом повышения интереса к химическим наукам.
Заголовок:

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития естественно-научной грамотности

Список литературы:
  1. Анацко О. Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 54–57.
  2. Барткевич М. В., Балаева-Тихомирова О. М., Аршанский Е. Я. Об учебных исследованиях с использованием природных объектов // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 67-71.
  3. Белоногова Г. У., Белоногов В. А. Об организации исследовательской деятельности // Химия в школе. — 2022. — № 10. — С. 57-62.
  4. Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Химия в школе. — 2013. — № 1. — С. 72–77.
  5. Бурыкина О. В., Уварова Т. А. Из опыта организации проектной деятельности // Химия в школе. — 2022. — № 1. — С. 64-65.
  6. Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53-57.
  7. Ткач М. Г. Как организовать исследовательскую деятельность // Химия в школе. — 2022. — № 10. — С. 62-65.
Аннотация:
Автор делится опытом организации проектной-исследовательской деятельности учащихся, обращая особое внимание на развитие естественно-научной грамотности школьников и повышение их мотивации к обучению.
Заголовок:

Мастер-класс «Химические методы окраски биоматериалов»

Список литературы:
  1. Савинкина Е. В., Логинова Г. П., Плоткин С. С. История химии. Элективный курс. — М.: Бином, 2012.
  2. Захаров И. А., Тимофеев В. Н. Люминесцентные методы анализа. — Л.: «Химиздат», 1978.
  3. Иванова И. С., Попов А. С., Чухно А. С. Определение pH растворов, или как избежать ошибок при изучении индикаторов // Химия в школе. — 2022. — № 2. — С. 55-58.
  4. Иванова И. С., Попов А. С., Чухно А. С. Из опыта изучения темы «Химическое равновесие» // Химия в школе. — 2020. — № 5. — С. 73-76.
  5. Каверинский В. С., Каверинский Д. В. Инновационные пути создания новых цветовых и оптических эффектов // Лакокрасочные материалы и их применение. — 2017. — № 11. — С. 38-42.
  6. Иванова И. С., Кунаева А. П. Углерод в руках художника // Химия в школе. — 2014. — № 4. — С. 70-75.
  7. Иванова И. С., Кунаева А. П. Соединения металлов в живописи // Химия в школе. — 2013. — № 8. — С. 69-73.
Аннотация:
В статье представлена методическая разработка мастер-класса «Химические методы окраски биоматериалов: индикаторы, пигменты, красители». Даны интересные факты о красителях, пигментах, индикаторах; описаны демонстрационные опыты и лабораторный эксперимент по получению пигментов и рисованию флуоресцентными пигментами, а также рекомендации по проверке знаний учащихся в ходе занимательной викторины.
Заголовок:

Интегративное занятие «Кулинарная карта России глазами географа и химика»

Список литературы:
  1. Космачевская О. В. Вездесущая реакция Майара // Химия и жизнь. — 2012. — № 12. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hij.ru/read/92/
  2. Рулев А., Воронков М. От кулинарии — к кулинохимии // Наука и жизнь. — 2013. — № 6. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/22619/
  3. Мишенина Н. Л. Химия и пища // Химия. 1 сентября. — 2009. — № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://him.1sept.ru/view_article.php?ID=200900411
  4. Новиков В. В. Квант Еды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://t.me/foodquant/8
  5. Новиков В. В. Как правильно хранить и готовить рыбу? Лекция на радио «Звезда» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=GX_Yo3N1N7E&t=933s
  6. Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности (VII-IX классы). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  7. Уласевич М. В. Приготовление пищи: спецтехнология: Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 2003.
  8. Терлеева И. Б. Особенности профессиональной подготовки будущих технологов продукции общественного питания на занятиях по органической химии // Омский научный вестник. — 2006. — № 8. — С. 247-251.
Аннотация:
Представлен сценарий интегративного учебного занятия — итоговый методический продукт взаимодействия молодого специалиста и педагога-наставника в рамках реализации программы наставничества в СОШ № 68 г. Челябинска. Межпредметная интеграция способствует развитию высокого интеллекта, творческих способностей, коммуникативных навыков, навыков работы в команде, расширяет представления учащихся о педагогической деятельности.
Заголовок:

Демонстрационный эксперимент по теме «Фенолы»

Список литературы:
  1. Ахметов М. А., Ермакова Ю. А. Направления развития школьного химического эксперимента // Химия в школе. — 2017. — № 5. — С. 37–40.
  2. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1987.
  3. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Экспериментальная работа по теме «Фенолы» // Химия в школе. — 2015. — № 10. — С. 38-41.
  4. Верховский В. Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента: Пособие для учителей. В 2 т. Т. 1. — М.: Просвещение, 1973.
  5. Амирова А. Х. Формирование умений проводить химический эксперимент. // Химия в школе. — 2019. — № 7. — С. 56-61.
  6. Полосин В. С., Прокопенко В. Г. Практикум по методике преподавании химии. — М.: Просвещение, 1989.
  7. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Ерёмина И. В., Керимов Э. Ю. Химия. Базовый уровень. 10–11 классы: рабочая программа к линии УМК В. В. Лунина: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2017.
  8. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия. В 4-х частях. Ч. 3. — М.: Бином, 2004
  9. Задачи экспериментального тура Всероссийской олимпиады школьников по химии. Под общей редакцией академика РАН, профессора В. В. Лунина. — Москва; Екатеринбург: Альфа Принт, 2019.
Аннотация:
В статье приведены рекомендации к организации демонстрационного химического эксперимента по теме «Фенолы». Рассматриваются отдельные свойства фенолов, лежащие в основе качественных реакций.
Заголовок:

Датчики цифровых лабораторий на уроках химии

Список литературы:
  1. Колясников О. В., Малашихина А. А., Морозова Н. И. Особенности использования цифровых лабораторий по химии в регулярном преподавании в СУНЦ МГУ и на Летних школах. // Использование цифровых средств обучения и робототехники в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных статей II международной научно-практической конференции, Барнаул, 5-6 ноября 2015 г. — Барнаул: Изд-во Алтайского Государственного Университета, 2015. — С. 87-90.
  2. Колясников О. В., Морозова Н. И. Химический эксперимент в проектной деятельности // Естественно-научное образование: химический эксперимент в высшей и средней школе. Методический ежегодник химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Т. 16. — М.: Изд-во Московского университета, 2020. — С. 150-161.
  3. Борунова Е. Б. Из опыта использования цифровых лабораторий // Химия в школе. — 2022. — № 6. — С. 66-70.
  4. Бухарова А. В. Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности. // Химия в школе. — 2018. — № 9. — C. 60–65.
  5. Морозова Н. И. Лабораторные работы по общей химии. Методическое пособие. — Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2021.
Аннотация:
Использование датчиковых систем для химических экспериментов позволяет сформировать у школьников адекватное представление о работе химика на доступном уровне. В статье описано применение наиболее востребованных датчиков для проведения лабораторных работ и демонстрационного эксперимента на уроках химии.
Заголовок:

Об организации исследовательской деятельности курсантов

Список литературы:
  1. Сафарова М. А., Карпенко Г. М. Химический эксперимент в современной школе как важнейший инструмент естественнонаучного образования // Концепт. — 2013. — № 12. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13247.htm.
  2. Вивюрский В. Я. Методика химического эксперимента в средней школе // Химия. Приложение к газете «Первое сентября». — 2003. — № 28. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://him.1september.ru/2003/28/4.htm.
  3. Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. — М.: Глобус, 2007.
  4. Ширшина И. В. Химия. Проектная деятельность обучающихся. — Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Пустовик Л. В., Сарана И. А. Аминокислоты и белки. Учебное пособие. — Пермь: Изд-во ПВИ ВНГ, 2019 — С. 81-88.
  6. Маслюк А. Н. Проблемные вопросы кормления служебных собак // Аграрный вестник Урала № 1(155). — 2017. — Биология и биотехнология. —С. 26-30.
  7. Проскурина И. К. Биохимия: учебное пособие для студентов вуза. — М: Владос Пресс, 2003.
  8. Садыкова Ю. Р., Тихонова Т. В. Лабораторные работы и задачи по биохимии и молекулярной биологии. — Пермь: Типография ПВИ ВВ МВД России, 2009.
  9. Артеменко А. И. Органическая химия. — М.: Высшая школа, 2005.
  10. Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. — М.: Дрофа, 2008.
  11. Шабалот Н. Е. Кормление домашней собаки (эволюция, экология и физиологические аспекты): учебник. — Пермь: РИА «СТИЛЬ-МГ», 2010.
  12. Мычко Е. И. Ваша собака — телохранитель. Выбор породы. Содержание. Дрессировка. Кормление. — М.: Аквариум-Принт, 2005.
  13. Хохрин С. Н., Рыженко В. И. Кормление и лечение собак. — М.: Галла Пресс. 200.
  14. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 19.10.2020 № 416. «Об утверждении Порядка и Норм обеспечения кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных войск национальной гвардии Российской Федерации, а также Норм замены одних кормов (продуктов) другими и Нормы замены одних подстилочных материалов другими при обеспечении штатных животных войск национальной гвардии Российской Федерации» (зарегистрирован 17.12.2020 № 61525).
  15. Жиряков А. Д. Методы изучения азотистых компонентов кормов собак как их важнейшей биохимической составляющей // Сборник материалов IX Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов образовательных организаций 16-20 мая 2022. Т. III. — C. 40-41.
Аннотация:
В статье описан проект по исследованию кормов для собак, предназначенный для развития исследовательских умений у курсантов специальности «Кинология»,
Title:

On the Introduction of Federal Basic General Education Programs. Federal Program of the Subject “Chemistry”

Summary:
To form a unified educational space, federal basic general education programs have been approved, all necessary programs for academic subjects have been developed, as well as a standard set of methodological documents for an educational organization.
Title:

On the Interactivity of Teaching Methods

Summary:
In the historical aspect, the formation of the concept of "interactivity" is considered. The points of view of classics and contemporaries on interactivity are analyzed. It is shown that the learning process is always an informational interaction of subjects, regardless of the forms and methods of interaction.
Title:

On the Development of Meta-Subject Competencies When Teaching Chemistry

Summary:
The article is devoted to the development of meta-subject competencies in the process of teaching chemistry. It substantiates the need for students’ research and project activities as the main mechanism for the formation of meta-subjects.
Title:

Environmental Cases in the Formation of Research Skills

Summary:
The article discusses methodological approaches and main forms of application of cases in chemistry lessons in the 9th grade. The tasks are provided with characteristics and methodological recommendations, options for using chemical experiments and sample answers. The potential of using such tasks in order to form and develop research skills is considered.
Title:

Chemical Dictation in the Practice of Teaching

Summary:
Examples of chemical dictations on various topics of the school chemistry course are given.
Title:

From the Experience of Compiling Professionally Oriented Tasks

Summary:
The article presents the characteristics of professionally oriented education and professionally oriented problems in chemistry. Ways of compiling these problems by college teachers are discussed. The specific features of teaching chemistry in art colleges are reflected. Professionally oriented problems on “Oxygen- and nitrogen-containing organic compounds” were presented.
Title:

Test on the Topic “Oxygen-Containing Organic Compounds”

Summary:
Three variants of the test/diagnostic work on the topic “Oxygen-containing organic compounds” in the USE format are proposed.
Title:

Thought Experiment as a Means of Developing Logical Thinking and Creative Imagination of a Researcher

Summary:
The article presents a thought experiment for the recognition of inorganic compounds, the names of which are given in Japanese. A thought experiment can be offered as an alternative to practical work (in case of a lack of reagents or equipment), at the stage of actualizing or consolidating knowledge.
Title:

Advanced Level Chemistry at Secondary School

Summary:
The article is devoted to the peculiarities of teaching the advanced level chemistry using the educational and methodical set of textbooks and problem books by V.V. Eremin, A.A. Drozdov, V.V. Lunin.
Title:

Oxidation of the Aldehyde Group: is Everything so Unambiguous?

Summary:
The article describes the analysis of existing methods in the school educational literature on chemistry for the presentation of educational material concerning the oxidation reactions of the aldehyde group with the Tollens reagent and freshly precipitated copper (II) hydroxide. The experimental results demonstrating various types of behavior of compounds containing the aldehyde group in reactions with these oxidants are presented.
Title:

Indigo Regional Chemical Tournament

Summary:
The article presents the selection criteria for competitive tasks for the regional team tournament in chemistry, taking place in the Altai Territory, as well as examples of such tasks. These tasks are designed not only for those students who are purposefully preparing for the Olympiads, but also for those who are studying in classes with in-depth study of chemistry or effectively preparing for the Unified State Exam in chemistry. These tasks serve as an additional incentive to increase interest in chemical sciences.
Title:

Project and Research Activities as a Means of Developing Natural Science Literacy

Summary:
The author shares the experience of organizing project and research activities of students, paying special attention to the development of students’ natural science literacy and increasing their motivation for learning.
Title:

Master Class “Chemical Methods of Dyeing Biomaterials"

Summary:
The article presents the scenario of the master class “Chemical methods of coloring biomaterials: dyes, pigments, indicators”. Interesting facts about indicators, dyes, pigments are given; demonstrations and laboratory experiments on obtaining pigments and drawing with fluorescent pigments are described, as well as recommendations for testing students’ knowledge in an entertaining quiz.
Title:

Integrative Lesson “Culinary Map of Russia through the Eyes of a Geographer and Chemist”

Summary:
The scenario of an integrative training session is presented. It is the final methodological product of the interaction of a young specialist and a teacher-mentor in the framework of the mentoring program in School 68 in Chelyabinsk. Inter-subject integration contributes to the development of high intelligence, creative abilities, communication skills, teamwork skills, expands students' ideas about pedagogical activities.
Title:

Demonstration Experiment on the Topic “Phenols”

Summary:
The article provides recommendations for the organization of a demonstration chemical experiment on the topic “Phenols”. Specific properties of phenols used as qualitative reactions are considered.
Title:

Digital Lab Sensors in Chemistry Lessons

Summary:
The use of sensor systems for chemical experiments allows students to form an adequate understanding how chemists work at an accessible level. The article describes the use of the most popular sensors for laboratory work and demonstration experiment in chemistry lessons.
Title:

On the Organization of Research Activities of Cadets

Summary:
The article describes a project on the analysis of dog food, designed to develop research skills in cadets of the specialty “Cynology”.
Связаться с нами