Заголовок:
Научное волонтёрство и гражданская наука в школьных экологических исследованиях
Список литературы:
- Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».
- Всероссийский волонтёрский проект «Гражданская наука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://будьвдвижении.рф/projects/44 (дата обращения: 14.04.2023).
- IBM Reveals Five Innovations That Will Change Our Lives in the Next Five Years [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://phys.org/news/2008-11-ibm-reveals-years.html (дата обращения: 14.04.2023).
- Схилтхёйзен М. Дарвин в городе: как эволюция продолжается в городских джунглях / пер. с англ. П. Е. Иноземцевой, В. А. Ковылина. – М.: Эксмо, Бомбора, 2021.
- Обухов А. С., Косарецкий С. Г., Можаева М. В., Смирнов И. А. Развитие экологической грамотности и экологически ответственного поведения через вовлечение учащихся в исследование, проектирование и медиасреду // Исследователь / Researcher. – 2021. – № 1-2 (33-34). – С. 32-51.
- Burke L., Reytar K., Spalding M. & Perry. A. Reefs at Risk Revisited, 2011. (ISBN 978-1-56973-762-0).
- Серёгин А. П., Бочков Д. А., Шнер Ю. В., Гарин Э. В., Майоров С. Р. «Флора России» на платформе iNaturalist: большие данные о биоразнообразии большой страны // Журнал общей биологии. — 2020. — Т. 81, вып. 3. — С. 223–233.
- Бязров Л. Г. Лишайники в экологическом мониторинге / Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН. – М.: Научный мир, 2002.
- Научно-образовательный общественно-просветительский проект Экопатруль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://экологическийпатруль.рф/ (дата обращения: 14.04.2023).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 616 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2021/22 учебный год».
- Научное волонтёрство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://science.dobro.ru/
- Международная выставка «EXPO-SCIENCES ASIA-2022» 18.03.2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vasiliada.ru/news/2022/mezhdunarodnaya_vystavka_expo_sciences_asia_2022/?sphrase_id=27602 (дата обращения: 14.04.2023).
Аннотация:
В статье рассмотрен пример проведения школьных экологических исследований в рамках проекта «Экологический патруль» в формате научного волонтёрства как инициативы Десятилетия науки и технологий. Освещены основные этапы развития проекта, текущий статус, а также перспективы развития проекта. Акцент сделан на преимуществах участия в программах научного волонтёрства для школьника.
Ключевые слова:
научное волонтёрство, гражданская наука, экологический патруль, экологический мониторинг, десятилетие науки и технологий.
Заголовок:
Солнечная энергетика России
Список литературы:
- Российский потенциал энергии солнца [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cdu.ru/tek_russia/issue/2022/8/1050/
- РусГидро запустило в арктическом районе Якутии крупнейшую в Заполярье солнечную электростанцию [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bigpowernews.ru/news/document104098.phtml
- Получение поликристаллического кремния [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studbooks.net/1822390/matematika_himiya_fizika/poluchenie_polikristallicheskogo_kremniya
- Виды солнечных батарей: кремниевые, полимерные, аморфные [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://altenergiya.ru/sun/mnogoobrazie-vidov-solnechnyx-panelej.html
- Методы производства солнечных элементов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://b-eco.ru/articles/solar_cells_production/
- Тонкоплёночные модули из аморфного кремния [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.solarhome.ru/solar/pv/asi.htm
- Кокорина Е. В. ИТМО предложили новый способ, как повысить эффективность солнечных батарей из перовскита [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://news.itmo.ru/ru/science/photonics/news/13147/
- НИТУ МИСиС: Технология стабилизации перовскитных батарей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:НИТУ_МИСиС:_Технология_стабилизации_перовскитных_батарей
- В Красноярском крае введена в эксплуатацию крупнейшая в России АГЭУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.hevelsolar.com/about/news/v-krasnoyarskom-krae-vvedena-v-ekspluataciyu-krupneishaya-v-rossii-ageu/
- РКС: Солнечная космическая электростанция (СКЭС) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:РКС:_Солнечная_космическая_электростанция_(СКЭС)
Аннотация:
Статья посвящена современному состоянию солнечной энергетики в России и перспективам её развития.
Ключевые слова:
аморфный и кристаллический кремний, фотоэлектрический модуль, солнечная электростанция, перовскит.
Заголовок:
Методика преподавания химии: традиции и пути совершенствования
Список литературы:
- Кузнецова Л. М. Химия в школе: в ожидании позитивных перемен // Химия в школе. – 2023. - № 4. – С. 2-4.
- Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии. - М.: Учпедгиз, 1963.
- Кузнецова Л. М. Материальные и знаковые модели в обучении химии // Химия в школе. – 2021. - № 3. – С. 4-11.
- Кузнецова Л. М. Дидактические функции расчётных задач // Химия в школе. – 2022. - № 10. – С. 7-15.
- Малянова М. Г., Панькина В. В. Образовательный web-квест «Не-органические вещества четырёх королевств» // Химия в школе. – 2022. - № 4. – С. 28-33.
Аннотация:
В методике преподавания химии традиции заложили крупнейшие учёные-методисты нашей страны. Мы призваны беречь традиции, обновлять и развивать их.
Ключевые слова:
методика обучения химии, содержание курса химии, традиции, проблемное обучение.
Заголовок:
О включении основ нанохимии в содержание школьного химического образования
Список литературы:
- Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. 23 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doy31.edu5gor.ru/documents/profsouz/zasedanie_gossoveta23.12.2015.pdf
- Волкова С. А. Разработка методического обеспечения профильного обучения химии в старшей школе. // Профильная школа. – 2020. - Т. 8. – № 6. – С. 52–58.
- Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: Владос, 1994.
- Волкова С. А. Дидактические аспекты проектирования школьного учебника химии // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 2. – С. 33–47.
- Бойцова Т. Б. Путешествие в мир нанохимии // Химия для школьников. – 2009. – № 3. – С. 54–57.
- Волкова С. А., Федоткина З. А. Нанотехнологическое содержание курса химии как фактор интеграции естественно-научных дисциплин // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 64–66.
- Волкова С. А., Паршутина Л. А. Супрамолекулярная химия как источник обновления содержания школьного естественно-научного образования // Педагогический журнал Башкортостана. – 2018. – № 2 (75). – С. 15–23.
- Ерёмин В. В., Дроздов А. А. Лекции по нанохимии и нанотехнологии // Газета «Химия» (ИД «Первое сентября»). – 2009. – №17–24.
- Ерёмин В. В., Дроздов А. А. Нанохимия и нанотехнология: элективный курс для учащихся 10-11 кл. – М: Дрофа, 2009.
- Гандилян С. В., Панфилова М. И. Физико-химические аспекты инновационного материаловедения // Химия в школе. - 2021. - № 9. - С. 5-12.
- Александрова Е. В. Зачем археологу нанохимия? // Химия в школе. - 2023. - № 4. - С. 5-11.
Аннотация:
В статье раскрывается проблема обновления содержания школьного химического образования на основе современных исследований в области нанонауки и нанотехнологий. Предложен механизм обновления содержания и деятельности в современных условиях. Предложены методические рекомендации по включению в обучение химии новых блоков содержания, связанных с достижениями современной науки и нанотехнологий.
Ключевые слова:
содержание школьного химического образования, нанонаука, нанотехнологии, новые блоки содержания обучения химии, механизм обновления содержания и деятельности.
Заголовок:
Исторический подход при проведении урока-исследования
Список литературы:
- Косолапова Л. А. Исследовательская составляющая педагогической деятельности как ценность и профессиональный навык в контексте диалога учительских поколений // Диалог учительских поколений: точки роста: сб. статей Межрегиональной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПб АППО, 2021. – С. 23-29.
- Чугунова С. А. Исторический подход к изучению электролитической диссоциации // Химия в школе. - 2019. - № 9. - С. 21-23.
- Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала XIX в. – М.: Наука, 1969.
- Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Соколова Н. А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. – № 5. – С. 267-284.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: ВЛАДОС, 1999.
- Ермакова Ю. А., Ахметов М. А. Химический эксперимент при изучении нового материала // Химия в школе. - 2018. - № 5. - С. 45-49.
- Игнатьева С. Ю. Урок-исследование при изучении моносахаридов // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 16-19.
- Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1983.
Аннотация:
Предлагается сценарий урока-исследования, на котором обучающиеся становятся первооткрывателями водорода. От экспериментального получения неизвестного вещества учащиеся совместно с учителем, используя химический язык, переходят к теоретическому описанию состава, физических свойств и способов получения газа в лаборатории.
Ключевые слова:
исторический подход, обучение химии, урок-исследование, водород
Заголовок:
Повышение мотивации к изучению химии в условиях пенитенциарной системы
Список литературы:
- Алимова Э. Н. Развитие учебной мотивации на уроках химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchportfolio.ru/articles/read/1086
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. Внеурочная работа по химии: мотивация учащихся // Химия в школе. - 2021. - № 5. - С. 51-56.
- Павлова А. Ю., Филатова Е. В., Лобанов А. В. Предметная неделя: мотивация учащихся к изучению химии // Химия в школе. - 2023. - № 4. - С. 65-69.
- Яркова Т. А. Мотивация к обучению при проведении внеурочных занятий // Химия в школе. - 2021. - № 4. - С. 55-59.
Аннотация:
В условиях пенитенциарной системы, где учащиеся - разновозрастные люди, которые преступили закон, проблема учебной мотивации является очень острой. Действенным способом повышения мотивации к обучению автор считает проведение предметной декады.
Ключевые слова:
мотивация к изучению химии, пенитенциарная система, внеурочная деятельность, предметная декада.
Заголовок:
Конвергентный подход: интеграция физики и химии
Список литературы:
- Фатхрахманова Л. Ш. О реализации межпредметных связей в процессе обучения // Химия в школе. - 2019. - № 9. - С. 27-29.
- Семке А. И. Занимательные материалы по физике: 7 класс. – М.: НЦ ЭНАС, 2004.
- Семке А. И. Занимательные материалы по физике: 8 класс. – М.: НЦ ЭНАС, 2004.
- Семке А. И. Развёрнутое планирование по физике: 9 класс. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Садовничий: Кто и как сможет поступить в научно-образовательные школы МГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2021/01/25/sadovnichij-kto-i-kak-smozhet-postupit-v-nauchno-obrazovatelnye-shkoly-mgu.html
Аннотация:
В статье изложены основные направления интеграции физики и химии в рамках учебного и внеурочного процессов. Обозначены некоторые аспекты включения в образовательное пространство конвергентного подхода.
Ключевые слова:
физика, химия, конвергентный подход, межпредметные связи, интеграция.
Заголовок:
Схема-конспект по теме «Химические свойства серы и её соединений»
Список литературы:
- Сухарева О. В. Опорные конспекты как средство повышения эффективности обучения // Химия в школе. - 2018. - № 5. - С. 13-17.
- Браханова М. О. Интеллект-карты при изучении неметаллов // Химия в школе. - 2022. - № 2. - С. 42
- Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ: учеб. пособие для вузов / под ред. Р. А. Лидина. – М.: Химия, 2000.
- Кочкаров Ж. А. Химия в уравнениях реакций: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.
- Турова Н. Я. Таблицы-схемы по неорганической химии. – М.: МЦНМО, 2020.
Аннотация:
Рассмотрен авторский вариант структурирования информации по теме «Химические свойства серы и её соединений» в виде компактной схемы, которую предлагается использовать на уроках как раздаточный материал. Показано, что применение такой схемы позволяет интенсифицировать процесс обучения, способствует закреплению знаний, помогает пропустившим уроки быстро сориентироваться в теме.
Ключевые слова:
конспект, схема, инфографика, методика, сера, реакции
Заголовок:
Об организации домашней работы при изучении темы «Простые вещества»
Список литературы:
- Городенская А. С. О системе домашних заданий с использованием Интернета // Химия в школе. - 2019. - № 1. - С. 50-53.
- Городенская А. С. Домашние задания в информационной среде // Химия в школе. - 2020. - № 6. - С. 15-17.
- Меньшиков В. В., Лисун Н. М., Сутягин А. А. Об организации домашнего исследовательского эксперимента // Химия в школе. - 2021. - № 10. - С. 45-50.
- Меньшиков В. В., Лисун Н. М., Сутягин А. А. Выращивание кристаллов в домашних условиях // Химия в школе. - 2022. - № 1. - С. 66-71.
- Габриелян О. С., Остроумова И. Г., Сладков С. А. Химия. 8 класс: Учебник для общ. уч. – М.: Просвещение/Союз, 2022.
Аннотация:
Рассмотрена домашняя работа по химии как форма организации учебного процесса в школе. Представлены различные виды домашних заданий по теме «Простые вещества». Описана роль и значение домашней работы в гармоничном развитии личности учащихся.
Ключевые слова:
домашняя работа, виды домашней работы, методика обучения химии.
Заголовок:
Химическое образование Великобритании: выпускные экзамены и поступление в вузы
Список литературы:
- Насонов А. Ф. Анализ некоторых аспектов ЕГЭ по химии за двадцать лет: 2002-2021 гг. // Естественно-научное образование: проблемы аттестации химиков: методический ежегодник Химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Т. 17. — М.: Изд-во МГУ, 2021. — С. 157-182.
- Насонов А. Ф. К вопросу совершенствования заданий ЕГЭ // Химия в школе. — 2021. — № 9. — С. 30-33.
- Насонов А. Ф. Возможности использования опыта выпускных экзаменов по химии в школах США для совершенствования ЕГЭ по химии в России // Актуальные проблемы химического и экологического образования. 67-я Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. — СПб., 2021. — С. 223-230.
- Борунова Е. Б., Чернобельская Г. М. О выпускных экзаменах в школах Великобритании // Химия в школе. — 2008. — № 4. — С. 54-61.
- Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Сравнительный анализ выпускных экзаменов по химии в школах России, Великобритании и в системе Международного бакалавриата // Новый вектор развития научной деятельности. Вызовы и решения. — СПб.: КультИнформПресс, 2016. — С. 37-39.
- Жилин Д. М. Аттестация по химии выпускников средней школы: зарубежный опыт // Естественно-научное образование: проблемы аттестации химиков: методический ежегодник Химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.: изд-во МГУ, 2021. Т. 17. — С. 183-198
- Examination results / 2019 / Joint Council for Qualifications (JCQ). 2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.jcq.org.uk/examination-results/?post-year=2019&post-location.
- Find school and college performance data in England [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.find-school-performance-data.service.gov.uk/download-data
- English Baccalaureate (EBacc) Guidance [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gov.uk/government/publications/english-baccalaureate-ebacc/english-baccalaureate-ebacc
- Science 2007 Programme of Study for Key Stage 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://webarchive.nationalarchives.gov.uk/ukgwa/20140107101911/http://www.education.gov.uk/schools/teachingandlearning/curriculum/secondary/b00198831/science/ks4/programme.
- The Importance of Teaching / Department for Education. — London: The Stationery Office Limited, 2010.
- Reforming Key Stage 4 Qualifications Consultation / Department for Education. 2012.
- Developing Assessments for the Next Generation Science Standards / National Research Council. — Washington, DC: The National Academies Press, 2014.
- Лисичкин Г. В. Кризис школьной химии и возможный путь его преодоления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. — 2017. — № 4. — С. 62-71.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — М.: Изд. центр «Академия», 1998.
Аннотация:
Рассмотрена система перехода из школы в вуз в Англии. Обсуждено место химии в английском образовании. Изучена последняя реформа образования в Англии. Рассмотрены основные принципы отбора содержания экзаменов по химии на рубеже школа-вуз.
Ключевые слова:
система школа-вуз, химическое образование в Англии, реформа образования, экзамены по химии, ключевые идеи, работа по научному образцу.
Заголовок:
Актуальные проблемы химического и экологического образования
Аннотация:
Подведены итоги 68 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, которая состоялась в рамках Года педагога и наставника в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена в мае 2023 г.
Ключевые слова:
обучение химии, химическое образование, экологическое образование.
Заголовок:
«Химия с интересом»: внутришкольное дополнительное образование
Список литературы:
- Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 54-58.
- Исаев Д. С. Система внеурочной деятельности школьников в формировании познавательного интереса к химии: дис. … канд. пед. наук: 5.8.2. — СПб., 2021.
- Давыдов В. Н. Теория и методика интегративно-проектного подхода в процессе внеурочной работы по химии: дис. … докт. пед. наук: 13.00.02. — СПб., 2002.
- Шульгин А. Т. Формирование творческих способностей старшеклассников в системе дополнительного химического образования детей: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. — М., 2009.
- Исаев Д. С., Пак М. С. О концептуальных основах инновационной внеурочной деятельности // Химия в школе. — 2020. — № 3. — С. 57-62.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53-58.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 50-55.
- Исаев Д. С. Система дидактических игр при обучении химии // Химия в школе. — 2003. — № 6. — С. 46-49.
- Исаев Д. С. Учебная книга по химии: пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. А. Е. Соболева. — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2021.
- Исаев Д. С. Об организации научно-исследовательской работы учащихся // Химия в школе. — 2002. — № 10. — С. 68-71.
Аннотация:
В статье дана характеристика внутришкольного дополнительного образования по химии в современной школе, показана его взаимосвязь с другими формами химического образования. Приведено содержание дополнительной общеобразовательной программы для обучающихся 7-11 классов «Химия с интересом», рассчитанной на 3 года. Апробация данной программы подтверждает её эффективность для развития у учащихся познавательного интереса к химии, достижения образовательных результатов, предусмотренных требованиями обновлённых ФГОС.
Ключевые слова:
внутришкольное дополнительное образование по химии, содержание программы «Химия с интересом», внеурочная деятельность школьников по химии, развитие познавательного интереса к химии.
Заголовок:
В. П. Баранник: учёный, педагог, наставник
Аннотация:
В статье рассказывается о научной и педагогической деятельности выдающегося учёного-химика В. П. Баранника.
Ключевые слова:
Год педагога и наставника, воспитание педагогических кадров, научная деятельность В. П. Баранника.
Заголовок:
Экспериментальные задачи: подготовка к выполнению титриметрического анализа
Список литературы:
- Журова В. Г. Титриметрия как метод количественного анализа // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 43-46.
- Задания 81 Санкт-Петербургской олимпиады школьников по химии / Составители: Д. В. Байгозин, С. М. Бегельдиева, А. А. Ванин и др. — СПб.: Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, 2015.
- Крешков А. П. Основы аналитической химии. Теоретические основы. Количественный анализ, книга вторая. — М.: Химия, 1976.
- Ларионова В. М., Пустовит С. О. Методы титриметрии в организации познавательной деятельности // Химия в школе. — 2021. — № 3. — С. 51-60.
- Образовательный портал «Всероссийская олимпиада школьников» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://olimpiada.ru/activity/76
- Сборник задач областной олимпиады по химии. Составители: Н. Л. Капеева, В. В. Меньшиков, А. А. Сутягин, С. Г. Левина. — Челябинск: ЧГПУ, 2004.
- Сборник экспериментальных заданий всесоюзных химических олимпиад школьников. Составители: Л. Б. Оганесян, Г. Г. Свирщевская. — М., МХТИ Д. И. Менделеева, 1988.
Аннотация:
В статье рассмотрены примеры экспериментальных задач, выполнение которых направлено на развитие у обучающихся навыков выполнения операций титриметрического анализа, как одного из популярных методов, включённых в практику организации химических олимпиад школьников.
Ключевые слова:
титриметрический анализ, кислотно-основное титрование, окислительно-восстановительное титрование, комплексонометрическое титрование.