Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2023 № 05

Русская версия
English version
Заголовок:

Откуда берутся сюжеты интересных уроков?

Список литературы:
  1. Фоменко И. А. Современные средства визуализации учебного материала // Химия в школе. – 2023. - № 3. – С. 21-23.
  2. Иванова И. С., Попов А. С., Чухно А. С. Определение рН растворов, или Как избежать ошибок при изучении индикаторов // Химия в школе. - 2022. - № 2. - С. 55-58.
  3. Журова В. Г. Титриметрия как метод количественного анализа // Химия в школе. - 2020. - № 6. - С. 43-46.
  4. Янкив К. Ф., Ступакова С. В. Лабораторное занятие «Определение молярной концентрации растворов» // Химия в школе. - 2020. - № 6. - С. 47-51.
  5. Лупаков В. Э. Необычные средства наглядности в процессе обучения // Химия в школе. - 2020. - № 4. - С. 43-46.
  6. Фоменко И. А. Из опыта организации работы с новыми понятиями // Химия в школе. – 2022. - № 4. – С. 12-15.
Аннотация:
Для того чтобы создать интересный урок, необходимо использовать на занятии личные впечатления, уметь удивлять детей и самому удивляться, показывать важность своего предмета через практический смысл изучаемого, максимально визуализировать сложные понятия.
Заголовок:

Об использовании диаграмм в школьном курсе химии

Список литературы:
  1. Миренкова Е. В. Средства наглядности в организации учебного процесса // Химия в школе. – 2017. – № 8. – С. 7-15.
  2. Соболев А. Е., Мсхвилидзе Н. П. Использование достижений современной дидактики в довузовской подготовке абитуриентов медицинского вуза // Тверской медицинский журнал. – 2022. – № 5. – С. 1-3.
  3. Петров А. В., Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2007. – № 2(5). – С. 88-92.
  4. Минченков Е. Е. Проблема наглядности в обучении химии // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 38-45.
  5. Миренкова Е. В. Виды и функции иллюстративного материала в процессе обучения // Химия в школе. – 2017. - № 6. – С. 11-17.
  6. Кузнецова Л. М. Материальные и знаковые модели в обучении химии // Химия в школе. – 2021. - № 3. – С. 4-11.
  7. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия. 8 класс: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018.
  8. Подласый И. П. Педагогика: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996.
  9. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 г. по химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2020/hi_oge_2020.zip (дата обращения: 02.03.2023).
  10. Миренкова Е. В. Обучение знаково-символической деятельности средствами предмета «Химия» // Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов: исследования, инновации и технологии: материалы XVI Международной научно-практической конференции. - Астрахань, 2022. - С. 238-241.
  11. Миренкова Е. В. Формирование умений работать со знаково-символическими средствами при обучении химии // Методика преподавания в современной школе: проблемы и инновационные решения: материалы российско-узбекского образовательного форума по проблемам общего образования. – СПб., 2022. – С. 416-423.
Аннотация:
В статье дана характеристика круговых и столбчатых диаграмм, приведены примеры химических объектов изучения и их количественных характеристик, которые могут быть отображены посредством диаграмм. Приведены многочисленные примеры графических изображений. Подчёркивается большой дидактический потенциал наглядных средств и показаны конкретные приёмы их использования.
Заголовок:

Формирование естественно-научной грамотности: экспериментальная составляющая заданий

Список литературы:
  1. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 15-20.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (Зарегистрирован в Минюсте 5 июля 2021 г., регистрационный № 64101) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf
  3. Федеральная образовательная программа основного общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ 16 ноября 2022 г., № 993) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/Federalnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya.htm
  4. Федеральная образовательная программа среднего общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ 23 ноября 2022 г., № 1014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/Federalnaya_obrazovatelnaya_programma_srednego_obschego_obrazovaniya.htm
  5. Об исследовании PISA // ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/pisa
  6. Проведение исследования PISA-2018 в России. Оценка естественно-научной грамотности // Центр оценки качества образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html
  7. Разумовский В. Г., Пентин А. Ю. и др. Естественно-научная грамотность: контрольные материалы и экспериментальные умения // Народное образование. – 2017. – № 4-5. - С. 159–167.
  8. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 80–97.
  9. Пентин А. Ю., Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Формирование естественно-научной грамотности: комплексные межпредметные задания с химическим содержанием // Народное образование. - 2017. - № 1-2. - С. 136–143.
  10. Демидова М. Ю., Добротин Д. Ю., Рохлов В. С. Подходы к разработке заданий по оценке естественно-научной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8–19.
  11. Асанова Л. И. О разработке заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2022. - № 3. - С. 22-30.
  12. Колесникова И. В. Роль учителя в формировании естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2019. - № 6. - С. 52-55.
  13. Асанова Л. И., Барсуков И. Е. и др. Естественно-научная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021.
  14. Химический состав автомобильный покрышек // Автомобильный портал [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: http://zuparts.ru/himitcheskiy-sostav-avtomobilynh-pokrshek.html. (Дата обращения 17.11.2017.)
Аннотация:
В статье представлена характеристика заданий для формирования естественно-научной грамотности с применением реального химического эксперимента; приведены примеры подобных задний.
Заголовок:

Развитие познавательного интереса при решении практико-ориентированных задач

Список литературы:
  1. Жидкова Р. А. Развитие познавательной активности и мотивации при изучении химии // Актуальные проблемы химического образования: сб. научн. ст. Всерос. науч.-практ. конф. учителей химии и преподавателей вузов (г. Пенза, 9 ноября 2016 г.) / Под общ. ред. Н. В. Волковой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. – С. 32-38.
  2. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. - С. 160.
  3. Шакирова Н. С. От занимательных опытов к познавательному эксперименту // Химия в школе. - 2021. - № 5. - С. 67-69.
  4. Дежина Л. В. Практико-ориентированные задачи как средство мотивации учебной деятельности // Химия в школе. - 2020. - № 1. - С. 15-19.
  5. Шабля И. Н. Практико-ориентированный подход при решении расчётных задач // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 39-42.
  6. Шепаревич Д. А. Практико-ориентированные задачи по теме «Металлы» // Химия в школе. - 2023. - № 1. - С. 40.
Аннотация:
В статье рассматриваются примеры задач различных типов с практическим применением как один из стимулов развития познавательного интереса к химии.
Заголовок:

Деятельностный подход при изучении необратимого гидролиза

Список литературы:
  1. Дерябина Н. Е. Периодическая система Д. И. Менделеева. Системно-деятельностный подход в методике преподавания: учебно-методическая разработка. – М., 2010.
  2. Барнаковский Н. А. Деятельностный подход при изучении нового материала // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 20-23.
  3. Миренкова Е. В., Зайцева О. И. Из опыта реализации деятельностного подхода // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 8-13.
  4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: химия: настольная книга старшеклассника и абитуриента: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2022.
  5. Сайдуллин З. Г., Федотовских Н. В. Задания по теме «Гидролиз солей» // Химия в школе. - 2018. - № 6. - С. 24-25.
Аннотация:
Предложен учебный материал по теме «Необратимый гидролиз солей и бинарных соединений». Сначала учащиеся выполняют задания и анализируют приведённые примеры, самостоятельно добывая знания. Затем при работе над системой упражнений у них формируются соответствующие этим знаниям умения.
Заголовок:

Учебный кейс по теме «Коррозия металлов»

Список литературы:
  1. Афанасьева М. Н. Использование кейсов в процессе обучения // Химия в школе. — 2022. — № 4. — С. 20–25.
  2. Конорович Л. А. Аршанский Е. Я. Экспедиция в царство Рыжей королевы // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 26–33.
  3. Новикова А. В. Коррозия металлов, или Медный всадник в опасности // Химия в школе. — 2019. — № 4. — С. 14–20.
Аннотация:
Предлагается описание учебного кейса по теме «Коррозия металлов». Материал будет полезен для уроков химии или организации внеурочной деятельности в 10 классе.
Заголовок:

Пособия по химии для тех, кто стремится к успеху

Список литературы:
  1. Добротин Д. Ю. Современное состояние и тенденции развития КИМ ЕГЭ по химии // Химия в школе. - 2020. - № 8. - С. 11-19.
  2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Основному государственному экзамену: химия: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 8–9 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023.
  3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Органическая химия: учебное пособие для 10 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.
  4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Общая и неорганическая химия: учебное пособие для 11 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.
  5. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: химия: настольная книга старшеклассника и абитуриента: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.
  6. Добротин Д. Ю. Современные требования к контролю образовательных достижений учащихся // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 14-20. 7. Добротин Д. Ю. Школьное химическое образование в зеркале ОГЭ // Химия в школе. – 2023. - № 1. – С. 16-26.
  7. Химия. 8-9 класс. Каждому учащемуся на стол: учебное пособие для 8–9 классов общеобразовательных организаций / Сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023.
  8. Химия. 10-11 класс. Каждому учащемуся на стол: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций / Сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023.
  9. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: типы химических задач и способы их решения: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.
Аннотация:
Авторы представляют пособия, которые могут быть полезными не только для учащихся, интересующихся химией, рассматривающих её как область дальнейших профессиональных интересов, и для выпускников, планирующих сдавать ОГЭ и ЕГЭ, но также для студентов колледжей, нехимических специальностей вузов и даже учителей химии, особенно начинающих.
Заголовок:

Проверка знаний по теме «Карбоновые кислоты и сложные эфиры»

Список литературы:
  1. Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Спирты. Фенол» // Химия в школе. - 2022. - № 1. - С. 44-49.
  2. Гнутова О. А. Проверочная работа по теме «Альдегиды и кетоны» // Химия в школе. - 2023. - № 4. - С. 45-48.
  3. Анацко О. Э. Обобщение по теме «Химические свойства органических веществ» // Химия в школе. - 2018. - № 10. - С. 40-43.
  4. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Февралева В. А. Химия. ЕГЭ-2023. Тематический тренинг: 10-11 классы. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион-М, 2022.
  5. Каверина А. А., Медведев Ю. Н., Молчанова Г. Н. и др. Химия. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2023.
Аннотация:
Предложены три варианта проверочной/диагностической работы по теме «Карбоновые кислоты и сложные эфиры» в формате ЕГЭ.
Заголовок:

Об изучении органического синтеза в педагогическом университете

Список литературы:
  1. Суханкина Н. В. Особенности отбора содержания учебной дисциплины «Аналитическая химия» при подготовке учителей химии в педагогическом университете // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. –– 2015. –– № 1. –– C. 198-205.
  2. Смит В. А. Основы современного органического синтеза. –– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности изучения курса «Органический синтез» в педагогическом вузе. Автор раскрывает роль курса «Органический синтез» в подготовке будущих специалистов, показывает его большую практическую значимость в повседневной жизнедеятельности человека и общества в целом на примере синтеза органических веществ различного предназначения.
Заголовок:

Педагогические взгляды Д. И. Менделеева

Список литературы:
  1. Докладная записка об училище наставников (документ хранится в Музее им. Д. И. Менделеева в СПбГУ под №1052/55) Сочинения. Т. ХХIII. — Л.-М.: АН СССР, 1952. — С. 228-229
  2. Проект Училища наставников Сочинения. Т. ХХIII. — Л.-М.: АН СССР, 1952. — С. 231-290.
  3. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. ХХIII. — Л.-М.: АН СССР, 1952.
  4. Макареня А. А. Д. И. Менделеев — имя России. — СПб.: ИПКСПО, 2010.
  5. Макареня А. А. Избранные труды. Т. 2. — Тюмень: ТОГИРРО, 2000.
  6. Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Менделеев и культура России. — Тюмень: ТОГИРРО, 2006.
  7. Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Начало наших бед // Вестник высшей школы. — 1990. — № 8. — С. 12-14.
Аннотация:
Статья посвящена взглядам Д. И. Менделеева на проблемы образования в России, его мыслям об устройстве институтов наставничества, требованиях к учительству и построении гимназического образования.
Заголовок:

О типологии олимпиадных задач

Список литературы:
  1. Зайцев О. С. Практическая методика обучения химии в средней и высшей школе. Учебник. –– М.: КАРТЭК, 2012.
  2. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. –– М.: ВЛАДОС, 2000.
  3. . Андрюшкова О. В., Буданова А. А. Построение иерархии задач по химии на основе типологизации // Естественно-научное образование: методические основы разработки заданий по химии. –– 2022. –– Т. 18. –– С. 193-206.
  4. Олимпиада школьников «Ломоносов» [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: olymp.msu.ru.
  5. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике: в 2 ч. –– М.: Просвещение, 1977.
  6. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А, Лунин В. В. Химия. 10 класс. Углублённый уровень. –– М.: Дрофа, 2019.
Аннотация:
В статье предложены подходы к построению типологии химических задач на примере базы заданий олимпиады «Ломоносов». В качестве критериев сложности задачи рассмотрены как химические, так и математические аспекты решения.
Заголовок:

Виртуальные практические работы: структура, инструментарий, возможности

Список литературы:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение к Приказу Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31.05.2021.
  2. Примерная рабочая программа среднего общего образования «Биология» (углублённый уровень). — М.: ИСРО РАО, 2022.
  3. Виртуальные лаборатории [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mes-help.mos.ru/instructions/virtual-laboratories/
  4. Виртуальная лаборатория [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://activityedu.ru/Blogs/testdrive/chto-takoe-virtualnye-laboratorii-i-kak-ih-primenyat-v-shkole
  5. Борунова Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 2-6.
Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые аспекты использования виртуальных лабораторных и практических работ при освоении практической части образовательных программ предметов естественно-научного цикла на уровне среднего общего образования.
Заголовок:

Научный мастер-класс «Молекулярная гастрономия»

Список литературы:
  1. Пинчук В. С., Болбеков В. О. Молекулярная кулинария — высокие технологии на кухне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –– 2016. –– № 11. –– С. 2511-2515.
  2. Салыкина Г. Ю. Учебное исследование как основа организации проектной деятельности // Химия в школе. –– 2021. –– № 4. –– С. 74-78.
  3. Солонникова П. Д., Илларионова В. Р., Мазуренко Е. А. Молекулярная кухня // Наука. Техника. Технологии (Политехнический вестник) . –– 2022. –– № 4. –– С. 237-238.
  4. Мегеда E. B., Ким И. Н. О практических технологиях, используемых в молекулярной гастрономии при изготовлении кулинарных изделий // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания. –– 2022. –– № 3. –– С. 214-222.
  5. Елинов Н. П. Замечательный французский учёный — химик и врач Луи Камилл Майяр (1878-1936). К столетию реакции Майяра // Проблемы медицинской микологии. –– 2011. –– Т. 13. –– № 3. –– С. 22-29.
  6. Мотненко Е. О. Использование желефикации при производстве пищевых продуктов // Вестник молодёжной науки Алтайского государственного аграрного университета. –– 2021. –– № 1. –– С. 152-154.
Аннотация:
Предложена методическая разработка научного мастер-класса «Молекулярная гастрономия». Данный материал позволит повысить практико-ориентированность химических знаний в области пищевой химии и сформировать исследовательские компетенции обучающихся. В разработке описаны опыты, которые может провести учитель любой школы, даны пояснения к каждому опыту.
Заголовок:

Дом, который построил Д. И. Менделеев

Аннотация:
Автор описывает свой опыт создания объёмной модели Периодической системы химических элементов из цветных кубиков, а также ряд упражнений, которые можно предложить учащимся, используя компоненты данной модели.
Заголовок:

Использование цифровых лабораторий для определения жёсткости воды

Список литературы:
  1. Борунова Е. Б. Из опыта использования цифровых лабораторий // Химия в школе. –– 2022. –– № 6. –– С. 66-71.
  2. Бухарова А. В. Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории // Химия в школе. — 2018. — № 1. — С. 51–55.
  3. Бухарова А. В. Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности. // Химия в школе. — 2018. — № 9. — C. 60–65.
  4. Завьялова Г. Е., Панибратенко М. В., Реут Л. А. Формирование научно-исследовательских компетенций обучающихся в рамках проведения экокванториума. // Актуальные вопросы теории и практики биологического и химического образования: материалы XIV всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Волгоград, апрель 2020 г.). –– М.: Планета, 2020. –– С. 474-476.
  5. Хомченко И. Г., Трифонова А. В., Разуваева Б. Н. Современный аквариум и химия. –– М.: Новая Волна, 1997.
  6. Калькулятор жёсткости воды [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: https://www.mosvodokanal.ru/forpeople/calculator.php
Аннотация:
Представлено методическое сопровождение исследовательской работы по оценке общей жёсткости воды по электропроводности с использованием цифровой химической лаборатории.
Title:

Where Do the Plots of Interesting Lessons Come From?

Summary:
In order to create an interesting lesson, it is necessary to use personal impressions in the classroom, be able to surprise children and be surprised yourself, show the importance of your subject through the practical meaning of the material, visualize complex concepts as much as possible.
Title:

On Using Diagrams in the School Chemistry Course

Summary:
The article characterizes circular and columnar diagrams, provides examples of chemical objects of study and their quantitative characteristics, which can be displayed by means of diagrams. Numerous examples of graphic images are given. The great didactic potential of visual tools is emphasized, and specific techniques of their use are shown.
Title:

Formation Natural Science Literacy: Experimental Component of Tasks

Summary:
The article presents the characteristics of tasks for the formation of natural science literacy using a real chemical experiment; examples of such tasks are given.
Title:

Development of Cognitive Interest through Problem Solving with Practical Application

Summary:
The article considers examples of tasks with practical application of various types as one of the incentives for the development of cognitive interest in chemistry.
Title:

Activity-based Approach to the Study of Irreversible Hydrolysis

Summary:
A training material on the topic "Irreversible hydrolysis of salts and binary compounds" is proposed. First, students complete tasks and analyze the examples given, independently acquiring knowledge. Then, when working on a system of exercises, they form skills corresponding to this knowledge.
Title:

“Metal Corrosion” Case

Summary:
A description of the case on the topic “Corrosion of metals” is suggested. The material will be useful for chemistry lessons or organizing extracurricular activities for the 10th grade students.
Title:

Chemistry Manuals for Those Who Strive for Success

Summary:
The authors present manuals that can be useful not only for students interested in chemistry, considering it as an area of further professional interests, and for graduates planning to take the OGE and USE, but also for college students, non-chemical specialties of universities and even chemistry teachers, especially beginners.
Title:

Test on the Topic “Carboxylic Acids and Esters”

Summary:
Three variants of the test/diagnostic work on the topic “Carboxylic acids and esters” in the USE format are proposed.
Title:

On Studying Organic Synthesis at the Pedagogical University

Summary:
The article considers the features of studying the course of Organic Synthesis at a pedagogical university. The author reveals the role of the course in the training of future specialists, shows its great practical importance in the daily life of a person and society as a whole on the example of the synthesis of organic substances for various purposes.
Title:

Pedagogical Views of D. I. Mendeleev

Summary:
The article is devoted to the views of D. I. Mendeleev on the problems of education in Russia, his thoughts on the structure of mentoring institutions, the requirements for teaching and the construction of gymnasium education.
Title:

On the Typology of Olympiad Problems

Summary:
The article proposes approaches to constructing a typology of chemical problems using the Lomonosov Olympiad task base as an example. Both chemical and mathematical aspects of the solution are considered as criteria for the complexity of the problem.
Title:

Virtual Lab Practices: Structure, Instruments, Potential

Summary:
The author discusses some aspects of using virtual laboratory and practical work in implementing the practical part of educational programs of the natural science subjects at the level of secondary general education.
Title:

Scientific Master Class "Molecular Gastronomy"

Summary:
The scientific master class "Molecular gastronomy" is described. This material will increase the practical orientation of chemical knowledge in the field of food chemistry and form the research competencies of students. The descriptions of experiments to be conducted by a teacher and their explanations are provided.
Title:

The House That D. I. Mendeleev Built

Summary:
The author describes his experience of creating a model of the Periodic System of chemical elements made of colored blocks, as well as a number of exercises that can be offered to students using components of this model.
Title:

Use of Digital Laboratories for Measuring Water Hardness

Summary:
The article presents the methodological support of the research work on the assessment of the total hardness of water by electrical conductivity using a digital chemical laboratory.
Связаться с нами