Заголовок:
Откуда берутся сюжеты интересных уроков?
Список литературы:
- Фоменко И. А. Современные средства визуализации учебного материала // Химия в школе. – 2023. - № 3. – С. 21-23.
- Иванова И. С., Попов А. С., Чухно А. С. Определение рН растворов, или Как избежать ошибок при изучении индикаторов // Химия в школе. - 2022. - № 2. - С. 55-58.
- Журова В. Г. Титриметрия как метод количественного анализа // Химия в школе. - 2020. - № 6. - С. 43-46.
- Янкив К. Ф., Ступакова С. В. Лабораторное занятие «Определение молярной концентрации растворов» // Химия в школе. - 2020. - № 6. - С. 47-51.
- Лупаков В. Э. Необычные средства наглядности в процессе обучения // Химия в школе. - 2020. - № 4. - С. 43-46.
- Фоменко И. А. Из опыта организации работы с новыми понятиями // Химия в школе. – 2022. - № 4. – С. 12-15.
Аннотация:
Для того чтобы создать интересный урок, необходимо использовать на занятии личные впечатления, уметь удивлять детей и самому удивляться, показывать важность своего предмета через практический смысл изучаемого, максимально визуализировать сложные понятия.
Ключевые слова:
визуальные образы, удивление, впечатления, индикаторы, карбонаты, белки, виртуальные экскурсии.
Заголовок:
Об использовании диаграмм в школьном курсе химии
Список литературы:
- Миренкова Е. В. Средства наглядности в организации учебного процесса // Химия в школе. – 2017. – № 8. – С. 7-15.
- Соболев А. Е., Мсхвилидзе Н. П. Использование достижений современной дидактики в довузовской подготовке абитуриентов медицинского вуза // Тверской медицинский журнал. – 2022. – № 5. – С. 1-3.
- Петров А. В., Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2007. – № 2(5). – С. 88-92.
- Минченков Е. Е. Проблема наглядности в обучении химии // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 38-45.
- Миренкова Е. В. Виды и функции иллюстративного материала в процессе обучения // Химия в школе. – 2017. - № 6. – С. 11-17.
- Кузнецова Л. М. Материальные и знаковые модели в обучении химии // Химия в школе. – 2021. - № 3. – С. 4-11.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия. 8 класс: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018.
- Подласый И. П. Педагогика: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996.
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 г. по химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2020/hi_oge_2020.zip (дата обращения: 02.03.2023).
- Миренкова Е. В. Обучение знаково-символической деятельности средствами предмета «Химия» // Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов: исследования, инновации и технологии: материалы XVI Международной научно-практической конференции. - Астрахань, 2022. - С. 238-241.
- Миренкова Е. В. Формирование умений работать со знаково-символическими средствами при обучении химии // Методика преподавания в современной школе: проблемы и инновационные решения: материалы российско-узбекского образовательного форума по проблемам общего образования. – СПб., 2022. – С. 416-423.
Аннотация:
В статье дана характеристика круговых и столбчатых диаграмм, приведены примеры химических объектов изучения и их количественных характеристик, которые могут быть отображены посредством диаграмм. Приведены многочисленные примеры графических изображений. Подчёркивается большой дидактический потенциал наглядных средств и показаны конкретные приёмы их использования.
Ключевые слова:
Наглядные средства обучения, круговые диаграммы, столбиковые диаграммы (гистограммы), учебные задания по химии.
Заголовок:
Формирование естественно-научной грамотности: экспериментальная составляющая заданий
Список литературы:
- Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 15-20.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (Зарегистрирован в Минюсте 5 июля 2021 г., регистрационный № 64101) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf
- Федеральная образовательная программа основного общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ 16 ноября 2022 г., № 993) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/Federalnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya.htm
- Федеральная образовательная программа среднего общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ 23 ноября 2022 г., № 1014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/Federalnaya_obrazovatelnaya_programma_srednego_obschego_obrazovaniya.htm
- Об исследовании PISA // ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/pisa
- Проведение исследования PISA-2018 в России. Оценка естественно-научной грамотности // Центр оценки качества образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html
- Разумовский В. Г., Пентин А. Ю. и др. Естественно-научная грамотность: контрольные материалы и экспериментальные умения // Народное образование. – 2017. – № 4-5. - С. 159–167.
- Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 80–97.
- Пентин А. Ю., Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Формирование естественно-научной грамотности: комплексные межпредметные задания с химическим содержанием // Народное образование. - 2017. - № 1-2. - С. 136–143.
- Демидова М. Ю., Добротин Д. Ю., Рохлов В. С. Подходы к разработке заданий по оценке естественно-научной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8–19.
- Асанова Л. И. О разработке заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2022. - № 3. - С. 22-30.
- Колесникова И. В. Роль учителя в формировании естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2019. - № 6. - С. 52-55.
- Асанова Л. И., Барсуков И. Е. и др. Естественно-научная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021.
- Химический состав автомобильный покрышек // Автомобильный портал [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: http://zuparts.ru/himitcheskiy-sostav-avtomobilynh-pokrshek.html. (Дата обращения 17.11.2017.)
Аннотация:
В статье представлена характеристика заданий для формирования естественно-научной грамотности с применением реального химического эксперимента; приведены примеры подобных задний.
Ключевые слова:
функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, комплексные задания, процедурное знание, реальный химический эксперимент, Федеральный государственный образовательный стандарт.
Заголовок:
Развитие познавательного интереса при решении практико-ориентированных задач
Список литературы:
- Жидкова Р. А. Развитие познавательной активности и мотивации при изучении химии // Актуальные проблемы химического образования: сб. научн. ст. Всерос. науч.-практ. конф. учителей химии и преподавателей вузов (г. Пенза, 9 ноября 2016 г.) / Под общ. ред. Н. В. Волковой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. – С. 32-38.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. - С. 160.
- Шакирова Н. С. От занимательных опытов к познавательному эксперименту // Химия в школе. - 2021. - № 5. - С. 67-69.
- Дежина Л. В. Практико-ориентированные задачи как средство мотивации учебной деятельности // Химия в школе. - 2020. - № 1. - С. 15-19.
- Шабля И. Н. Практико-ориентированный подход при решении расчётных задач // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 39-42.
- Шепаревич Д. А. Практико-ориентированные задачи по теме «Металлы» // Химия в школе. - 2023. - № 1. - С. 40.
Аннотация:
В статье рассматриваются примеры задач различных типов с практическим применением как один из стимулов развития познавательного интереса к химии.
Ключевые слова:
познавательный интерес к химии, практико-ориентированные задачи.
Заголовок:
Деятельностный подход при изучении необратимого гидролиза
Список литературы:
- Дерябина Н. Е. Периодическая система Д. И. Менделеева. Системно-деятельностный подход в методике преподавания: учебно-методическая разработка. – М., 2010.
- Барнаковский Н. А. Деятельностный подход при изучении нового материала // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 20-23.
- Миренкова Е. В., Зайцева О. И. Из опыта реализации деятельностного подхода // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 8-13.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: химия: настольная книга старшеклассника и абитуриента: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2022.
- Сайдуллин З. Г., Федотовских Н. В. Задания по теме «Гидролиз солей» // Химия в школе. - 2018. - № 6. - С. 24-25.
Аннотация:
Предложен учебный материал по теме «Необратимый гидролиз солей и бинарных соединений». Сначала учащиеся выполняют задания и анализируют приведённые примеры, самостоятельно добывая знания. Затем при работе над системой упражнений у них формируются соответствующие этим знаниям умения.
Ключевые слова:
системно-деятельностный подход, исследование, применение знаний при выполнении упражнений, необратимый гидролиз.
Заголовок:
Учебный кейс по теме «Коррозия металлов»
Список литературы:
- Афанасьева М. Н. Использование кейсов в процессе обучения // Химия в школе. — 2022. — № 4. — С. 20–25.
- Конорович Л. А. Аршанский Е. Я. Экспедиция в царство Рыжей королевы // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 26–33.
- Новикова А. В. Коррозия металлов, или Медный всадник в опасности // Химия в школе. — 2019. — № 4. — С. 14–20.
Аннотация:
Предлагается описание учебного кейса по теме «Коррозия металлов». Материал будет полезен для уроков химии или организации внеурочной деятельности в 10 классе.
Ключевые слова:
коррозия металлов, электрохимическая коррозия, протекторная защита, ряд напряжений металлов.
Заголовок:
Пособия по химии для тех, кто стремится к успеху
Список литературы:
- Добротин Д. Ю. Современное состояние и тенденции развития КИМ ЕГЭ по химии // Химия в школе. - 2020. - № 8. - С. 11-19.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Основному государственному экзамену: химия: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 8–9 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Органическая химия: учебное пособие для 10 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Общая и неорганическая химия: учебное пособие для 11 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: химия: настольная книга старшеклассника и абитуриента: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.
- Добротин Д. Ю. Современные требования к контролю образовательных достижений учащихся // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 14-20. 7. Добротин Д. Ю. Школьное химическое образование в зеркале ОГЭ // Химия в школе. – 2023. - № 1. – С. 16-26.
- Химия. 8-9 класс. Каждому учащемуся на стол: учебное пособие для 8–9 классов общеобразовательных организаций / Сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023.
- Химия. 10-11 класс. Каждому учащемуся на стол: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций / Сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: типы химических задач и способы их решения: учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.
Аннотация:
Авторы представляют пособия, которые могут быть полезными не только для учащихся, интересующихся химией, рассматривающих её как область дальнейших профессиональных интересов, и для выпускников, планирующих сдавать ОГЭ и ЕГЭ, но также для студентов колледжей, нехимических специальностей вузов и даже учителей химии, особенно начинающих.
Ключевые слова:
Государственная итоговая аттестация, знания, предметные умения, пособия, содержание курса химии, углублённое изучение.
Заголовок:
Проверка знаний по теме «Карбоновые кислоты и сложные эфиры»
Список литературы:
- Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Спирты. Фенол» // Химия в школе. - 2022. - № 1. - С. 44-49.
- Гнутова О. А. Проверочная работа по теме «Альдегиды и кетоны» // Химия в школе. - 2023. - № 4. - С. 45-48.
- Анацко О. Э. Обобщение по теме «Химические свойства органических веществ» // Химия в школе. - 2018. - № 10. - С. 40-43.
- Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Февралева В. А. Химия. ЕГЭ-2023. Тематический тренинг: 10-11 классы. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион-М, 2022.
- Каверина А. А., Медведев Ю. Н., Молчанова Г. Н. и др. Химия. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2023.
Аннотация:
Предложены три варианта проверочной/диагностической работы по теме «Карбоновые кислоты и сложные эфиры» в формате ЕГЭ.
Ключевые слова:
карбоновые кислоты, сложные эфиры, Единый государственный экзамен по химии.
Заголовок:
Об изучении органического синтеза в педагогическом университете
Список литературы:
- Суханкина Н. В. Особенности отбора содержания учебной дисциплины «Аналитическая химия» при подготовке учителей химии в педагогическом университете // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. –– 2015. –– № 1. –– C. 198-205.
- Смит В. А. Основы современного органического синтеза. –– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности изучения курса «Органический синтез» в педагогическом вузе. Автор раскрывает роль курса «Органический синтез» в подготовке будущих специалистов, показывает его большую практическую значимость в повседневной жизнедеятельности человека и общества в целом на примере синтеза органических веществ различного предназначения.
Ключевые слова:
Ключевые слова:
высшее профессиональное образование, органический синтез, идентификация, механизм реакции, спектральный анализ, лекарственные вещества, поллютанты.
Заголовок:
Педагогические взгляды Д. И. Менделеева
Список литературы:
- Докладная записка об училище наставников (документ хранится в Музее им. Д. И. Менделеева в СПбГУ под №1052/55) Сочинения. Т. ХХIII. — Л.-М.: АН СССР, 1952. — С. 228-229
- Проект Училища наставников Сочинения. Т. ХХIII. — Л.-М.: АН СССР, 1952. — С. 231-290.
- Менделеев Д. И. Сочинения. Т. ХХIII. — Л.-М.: АН СССР, 1952.
- Макареня А. А. Д. И. Менделеев — имя России. — СПб.: ИПКСПО, 2010.
- Макареня А. А. Избранные труды. Т. 2. — Тюмень: ТОГИРРО, 2000.
- Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Менделеев и культура России. — Тюмень: ТОГИРРО, 2006.
- Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Начало наших бед // Вестник высшей школы. — 1990. — № 8. — С. 12-14.
Аннотация:
Статья посвящена взглядам Д. И. Менделеева на проблемы образования в России, его мыслям об устройстве институтов наставничества, требованиях к учительству и построении гимназического образования.
Ключевые слова:
Д. И. Менделеев, педагогические идеи, наставничество, профессия учителя.
Заголовок:
О типологии олимпиадных задач
Список литературы:
- Зайцев О. С. Практическая методика обучения химии в средней и высшей школе. Учебник. –– М.: КАРТЭК, 2012.
- Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. –– М.: ВЛАДОС, 2000.
- . Андрюшкова О. В., Буданова А. А. Построение иерархии задач по химии на основе типологизации // Естественно-научное образование: методические основы разработки заданий по химии. –– 2022. –– Т. 18. –– С. 193-206.
- Олимпиада школьников «Ломоносов» [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: olymp.msu.ru.
- Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике: в 2 ч. –– М.: Просвещение, 1977.
- Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А, Лунин В. В. Химия. 10 класс. Углублённый уровень. –– М.: Дрофа, 2019.
Аннотация:
В статье предложены подходы к построению типологии химических задач на примере базы заданий олимпиады «Ломоносов». В качестве критериев сложности задачи рассмотрены как химические, так и математические аспекты решения.
Ключевые слова:
химическое образование, критерии обученности, критерии сложности задачи.
Заголовок:
Виртуальные практические работы: структура, инструментарий, возможности
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение к Приказу Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31.05.2021.
- Примерная рабочая программа среднего общего образования «Биология» (углублённый уровень). — М.: ИСРО РАО, 2022.
- Виртуальные лаборатории [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mes-help.mos.ru/instructions/virtual-laboratories/
- Виртуальная лаборатория [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://activityedu.ru/Blogs/testdrive/chto-takoe-virtualnye-laboratorii-i-kak-ih-primenyat-v-shkole
- Борунова Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 2-6.
Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые аспекты использования виртуальных лабораторных и практических работ при освоении практической части образовательных программ предметов естественно-научного цикла на уровне среднего общего образования.
Ключевые слова:
виртуальные лабораторные и практические работы, онлайн-обучение.
Заголовок:
Научный мастер-класс «Молекулярная гастрономия»
Список литературы:
- Пинчук В. С., Болбеков В. О. Молекулярная кулинария — высокие технологии на кухне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –– 2016. –– № 11. –– С. 2511-2515.
- Салыкина Г. Ю. Учебное исследование как основа организации проектной деятельности // Химия в школе. –– 2021. –– № 4. –– С. 74-78.
- Солонникова П. Д., Илларионова В. Р., Мазуренко Е. А. Молекулярная кухня // Наука. Техника. Технологии (Политехнический вестник) . –– 2022. –– № 4. –– С. 237-238.
- Мегеда E. B., Ким И. Н. О практических технологиях, используемых в молекулярной гастрономии при изготовлении кулинарных изделий // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания. –– 2022. –– № 3. –– С. 214-222.
- Елинов Н. П. Замечательный французский учёный — химик и врач Луи Камилл Майяр (1878-1936). К столетию реакции Майяра // Проблемы медицинской микологии. –– 2011. –– Т. 13. –– № 3. –– С. 22-29.
- Мотненко Е. О. Использование желефикации при производстве пищевых продуктов // Вестник молодёжной науки Алтайского государственного аграрного университета. –– 2021. –– № 1. –– С. 152-154.
Аннотация:
Предложена методическая разработка научного мастер-класса «Молекулярная гастрономия». Данный материал позволит повысить практико-ориентированность химических знаний в области пищевой химии и сформировать исследовательские компетенции обучающихся. В разработке описаны опыты, которые может провести учитель любой школы, даны пояснения к каждому опыту.
Ключевые слова:
мастер-класс, молекулярная гастрономия, молекулярная кухня, сферификация, желатинирование, эмульсификация.
Заголовок:
Дом, который построил Д. И. Менделеев
Аннотация:
Автор описывает свой опыт создания объёмной модели Периодической системы химических элементов из цветных кубиков, а также ряд упражнений, которые можно предложить учащимся, используя компоненты данной модели.
Ключевые слова:
Периодическая система химических элементов, визуализация, элементы.
Заголовок:
Использование цифровых лабораторий для определения жёсткости воды
Список литературы:
- Борунова Е. Б. Из опыта использования цифровых лабораторий // Химия в школе. –– 2022. –– № 6. –– С. 66-71.
- Бухарова А. В. Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории // Химия в школе. — 2018. — № 1. — С. 51–55.
- Бухарова А. В. Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности. // Химия в школе. — 2018. — № 9. — C. 60–65.
- Завьялова Г. Е., Панибратенко М. В., Реут Л. А. Формирование научно-исследовательских компетенций обучающихся в рамках проведения экокванториума. // Актуальные вопросы теории и практики биологического и химического образования: материалы XIV всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Волгоград, апрель 2020 г.). –– М.: Планета, 2020. –– С. 474-476.
- Хомченко И. Г., Трифонова А. В., Разуваева Б. Н. Современный аквариум и химия. –– М.: Новая Волна, 1997.
- Калькулятор жёсткости воды [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: https://www.mosvodokanal.ru/forpeople/calculator.php
Аннотация:
Представлено методическое сопровождение исследовательской работы по оценке общей жёсткости воды по электропроводности с использованием цифровой химической лаборатории.
Ключевые слова:
цифровая химическая лаборатория, жёсткость воды, электропроводность, единицы измерения электропроводности, градусы жёсткости, проектная исследовательская деятельность, краеведческий аспект.