Заголовок:
Химия в школе: в ожидании позитивных перемен
Список литературы:
- Кузнецова И. В. Школьное химическое образование: поиски равновесия // Химия в школе. - 2021. - № 4. - С. 38-42.
- Хамитова А. И. Кто в ответе за состояние школьного химического образования // Химия в школе. - 2021. - № 2. - С. 2-5.
Аннотация:
Автор размышляет о проблемах школьного образования вообще и химического образования в частности: потере фундаментальности, введении профильного обучения и др.
Ключевые слова:
химическое образование, фундаментальность образования, профильное обучение, единые программы по химии.
Заголовок:
Зачем археологу нанохимия?
Список литературы:
- Стекло, которым любовались. Шедевры XVI-XX вв. в собрании Государственного Эрмитажа: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2018.
- Дроздов А. А, Андреев М. Н. Стекло «золотой рубин» - история создания и анализ исторических составов // История науки и техники. - 2018. – Вып. 4. – С. 49-55.
- Еремин В. В., Дроздов А. А. Нанохимия и нанотехнология. 10–11 классы. Профильное обучение: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009.
- Нанотехнологии. Азбука для всех / Под ред. акад. Ю. Д. Третьякова. – М.: Физматлит, 2008.
- Маркин А. В. Как получить нанаочастицы серебра // Химия в школе. - 2018. - № 7. - С. 43-46.
- Кортунов Г. М., Борунова Е. Б. Исследование коллоидного раствора наночастиц серебра // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 70-72.
Аннотация:
В статье представлены методические рекомендации к проведению урока, раскрывающего возможности применения химических знаний для решения проблем в области археологии, истории, искусствоведения. Рассмотрены вопросы проблемного характера, которые могут быть поставлены в рамках такого урока, а также предложен химический эксперимент по получению наночастиц меди в растворе.
Ключевые слова:
связь химии с археологией, историей и искусствоведением, нанохимия, нанотехнологии, рубиновое стекло.
Заголовок:
Урок-исследование по теме «Глюкоза»
Список литературы:
- Гашинская Е. Н. Урок-исследование «Классификация органических соединений» // Химия в школе. - 2019. - № 10. - С. 24-28.
- Игнатьева С. Ю. Урок-исследование при изучении моносахаридов // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 16-19.
- Лунькина В. А. Урок-исследование по теме «Аммиак» // Химия в школе. - 2018. - № 7. - С. 23-28.
- Панькина В. В., Малянова М. Г. Организация урока-исследования по изучению кислот // Химия в школе. - 2021. - № 5. - С. 13-17.
Аннотация:
Представлена разработка урока усвоения новых знаний с первичным закреплением в соответствии с требованиями ФГОС. Основная педагогическая идея урока – создание условий для изучения физических, химических свойств, способов получения глюкозы, сфер её применения и биологической роли для человека; создание условий для проявления познавательной активности учащихся и повышения предметной мотивации.
Ключевые слова:
урок-исследование, глюкоза, моносахарид, углевод, таутомерия.
Заголовок:
Методика решения задач по теме «Электролиз растворов»
Список литературы:
- Колчанова Л. В., Буржинская Т. Г., Нужных Т. Е. Из опыта изучения темы «Электролиз растворов» // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 46-49.
- Янкив К. Ф., Омарова Э. М. Формирование понятия об электролизе с использованием медиаплатформы // Химия в школе. - 2022. - № 2. - С. 25-26.
- Сивкова Г. А., Белая Е. А., Никитин А. В. Интегрированный подход при подготовке к ЕГЭ // Химия в школе. - 2018. - № 5. - С. 40-45.
- Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Сборник задач и упражнений по хи-мии – Изд-во Тамб. госуд. техн. ун-та, 2009.
- Белавин И. Ю. Решение задач по химии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/doc643856062_627709262?hash=sqAvz8WukWNbXHbtHujRtoMCaupnNe4fnZgGTEoEiyP&dl=I4LVlxPQzdM6DZMVKGZzLZR0BUM2bfOuTpEzLc0VnRX
Аннотация:
Авторами приведены методики решения задач на электролиз растворов, находящихся в последовательно соединённых электролизёрах.
Ключевые слова:
решение задач, электролиз растворов, последовательное соединение электролизёров.
Заголовок:
Какую реакцию выбрать
Список литературы:
- Перекалин В. В., Зонис С. А. Органическая химия. — М.: Просвещение, 1982.
- Одабашян Г. В., Швец В. Ф. Лабораторный практикум по химии и технологии основного органического и нефтехимического синтеза. — М.: Химия, 1992.
- Несмеянов А. Н., Несмеянов Н. А. Начала органической химии. - В 2 т. - Книга вторая. — М.: Химия, 1970.
Аннотация:
В статье представлена история, случившаяся на ЕГЭ по химии в 2022 г., когда эксперты не засчитали три правильных (по мнению ученицы) уравнения химических реакций в решении задания 32. Показан путь ученицы от поиска аргументов и апелляции в региональную комиссию до Рособрнадзора. Автором представлены предложения по реформированию системы подачи апелляции на ЕГЭ.
Ключевые слова:
ЕГЭ, апелляция, органическая химия, цепочка превращений, окисление, дегидрирование, нитрование.
Заголовок:
Химико-технологическое образование: проблемы преемственности между школой и вузом
Список литературы:
- Демоверсия ЕГЭ 2023 г. по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4ege.ru/himiya/65774-demoversija-ege-2023-po-himii.html
- Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Февралева В. А. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2023. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2023 года: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2022. – С. 172.
- Ахметов Н. С., Азизова М. К., Бадыгина Л. И. Лабораторные и семинарские занятия по общей и неорганической химии. – М.: Лань, 2014.
- Химия. Статистико-аналитический отчёт о результатах Государственной итоговой аттестации по образовательным прогшраммам среднего общего образования в 2022 г. в Республике Татарстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rcmko.ru/wp-content/uploads/2022/09/4_Himiya_Statistiko-analiticheskij-otchet_2022.pdf.
- Хамитова А. И., Хабибуллина А. Б. ЕГЭ по химии как объективная реальность // Химия в школе. – 2007. – № 5. – С. 51-53.
- Ковылина Н. С. Система работы учителя по подготовке к экзамену // Химия в школе. - 2019. - № 6. - С. 35-38.
- Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 ЕГЭ // Химия в школе. - 2018. - № 9. - С. 16-20.
- Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Лабораторный эксперимент для подготовки учащихся к выполнению задания № 32 ЕГЭ // Химия в школе. - 2018. - № 10. - С. 52-55.
- Стрельникова Е. Н. Учим выпускников размышлять // Химия в школе. - 2019. - № 1. - С. 17-23.
- Журин А. А. Содержание школьного химического образования: кризис или катастрофа? // Химия в школе. – 2012. – № 4. – С. 2-7.
- Контрольные цифры госбюджетного приёма по направлениям подготовки для обучения по программам бакалавриата и специалитета в 2023 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=435846
Аннотация:
В современных условиях части подсистемы «школа – вуз» развиваются каждая по своим правилам. Нарушена преемственность между школой и вузом, основу которой составляет непрерывность химического образования. Результатом будет ухудшение качества вузовского образования.
Ключевые слова:
ЕГЭ, изменения в заданиях ЕГЭ, преемственность обучения химии.
Заголовок:
Образовательные центры «Точка роста» в помощь учителю
Список литературы:
- Бухарова А. В. Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории // Химия в школе. - 2018. - № 1. - С. 51-55.
- Бухарова А. В. Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. - 2018. - № 9. - С. 60-63.
- Александрова Е. В. Цифровые датчики при изучении кислотно-основных свойств растворов // Химия в школе. - 2022. - № 10. - С. 48-54.
- Методические рекомендации. Цифровая лаборатория по химии (ученическая). Z.LABS/ ZARNITZA.
- Нечитайлова Е. В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды //Химия в школе. – 2014. - № 9. – С. 22-28.
Аннотация:
Автор статьи представляет выводы по проведению учебной исследовательской работы в 11 классе на основе оборудования цифровой лаборатории, созданной рамках всероссийского проекта «Точка роста». В статье показана значимость использования электронных датчиков рН для создания проблемной ситуации на уроке. Отмечено значение исследовательской работы для личностного развития учащихся.
Ключевые слова:
«Точка роста», гидролиз солей, учебное исследование, проблемная ситуация.
Заголовок:
Научная статья как форма профориентационной работы
Список литературы:
- Янкив К. Ф., Баева С. В. Совместная деятельность высшей и средней школы // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов 67 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. – С.-Пб., 2021. - С. 341-343.
- Миронович Л. М., Янкив К. Ф. Проблемы профориентации средней и высшей школы // Образование. Наука. Карьера: сборник научных статей Международной научно-методической конференции. - В 2-х т. - 2018. - С. 261-263.
- Янкив К. Ф., Андреева В. Е. Об использовании кейс-метода в процессе обучения // Химия в школе. - 2021. - № 10. - С. 39-41.
- Янкив К. Ф., Пожидаева С. Д., Киреева Н. Е. Об организации кейс-форума «Химия в космосе» // Химия в школе. - 2022. - № 5. - С. 38-40.
- Королёв А. В., Пустовит С. О. Организация профориентационной работы с использованием предметных знаний // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 63-70.
- Арюкова Е. А., Земскова Е. С. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. - 2021. - № 5. - С. 61-63.
- Латыпова А. В. Химический состав и качественные характеристики соевых белков // Сборник статей II Международной научно-практической конференции «Международный форум молодых исследователей». – 2022. – С. 337-340. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48195870 (дата обращения: 19.08.2022).
- Основные правила оформления библиографического списка литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sziu-lib.ranepa.ru/sajt_ibo/helpstud/bbz_new.html (19.08.2022).
Аннотация:
В статье представлены методические рекомендации и основные требования к написанию научной статьи и её оформлению. Представленные правила и рекомендации предназначены для помощи школьникам в работе над созданием научных статей, в формировании навыков анализа и обработки источников научной информации.
Ключевые слова:
профориентационная работа, научная статья, классификация статей, структура, оформление, рекомендации.
Заголовок:
Интеграция олимпиадных задач в базовый курс химии
Список литературы:
- Открытый банк заданий ЕГЭ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege. Дата обращения 23.02.2023.
- Архив заданий Московской олимпиады школьников по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mos.olimpiada.ru/tasks/chem. Дата обращения 23.02.2023.
- Сутягин А. А. Выполняем задания пот органической химии // Химия в школе. 2020. № 6. С. 35-38.
- Архангельская О. В. Всероссийская химическая олимпиада: трудный путь к успеху // Химия в школе. - 2019. - № 5. - С. 68-70.
Аннотация:
Анализ и сравнение стандартизированных заданий ЕГЭ и творческих задач химических олимпиад позволяет преподавателю грамотно выстроить личностно-ориентированное обучение. Интеграция творческих задач в обучение способствует развитию личности обучающихся и мотивирует к изучению выбранного предмета на более высоком уровне. Приведены примеры успешного внедрения педагогами АПО и ЦПМ олимпиадных задач в базовый курс школьной химии в различных профильных классах.
Ключевые слова:
ЕГЭ по химии, типовые задачи по химии, олимпиадные задачи по химии, интеграция олимпиадных задач в базовый курс химии, АПО, ЦПМ, профильные классы, личностно-ориентированное обучение.
Заголовок:
Вариативное моделирование урока в условиях профильного обучения
Список литературы:
- Аршанский Е. Я. О принципах непрерывной химико-методической подготовки учителя на этапе профильного и профессионального образования // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук : материалы 52 Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием, Санкт-Петербург, 6–9 апр. 2005 г. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — С. 133–137.
- Чехомов А. Д. Использование активных методов на уроках химии // Хімія. Біялогія. — 2017. — № 9.
- Аршанский Е. Я. Обучение химии в разнопрофильных классах: учебное пособие. — М.: Центрхимпресс, 2017.
- Журин А. А. Сборник упражнений и задач по химии. Решения и анализ. — М.: Аквариум, 1997.
Аннотация:
Сегодня существует потребность в совершенствовании методической подготовки учителя химии к работе в условиях профильного обучения. В результате перехода на профильное обучение возникла задача выявления специфических особенностей содержания, форм и методов обучения химии как в классах, где она является одним из профильных предметов, так и в классах, где химия не является основным учебным предметом. Данная статья предлагает разработку нескольких уроков по химии с учётом работы учителя в классах с разными профилями обучения.
Ключевые слова:
профильное обучение школьников, вариативное моделирование урока, металлы, общие свойства металлов.
Заголовок:
Проверочная работа по теме «Альдегиды и кетоны»
Список литературы:
- Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Предельные углеводороды: алканы и циклоалканы» // Химия в школе. - 2021. - № 6. - С. 42-45.
- Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Непредельные углеводороды» // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 46-50.
- Гнутова О. А. Контрольная работа по разделу «Углеводороды» // Химия в школе. - 2023. - № 3. - С. 37-42.
- Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Спирты. Фенол» // Химия в школе. - 2022. - № 1. - С. 44-49.
- Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Февралева В. А. Химия. ЕГЭ-2023. Тематический тренинг: 10-11 классы. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие. – Р. н/Дон: Легион-М, 2022.
- Каверина А. А., Медведев Ю. Н., Молчанова Г. Н. и др. Химия. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2023.
Аннотация:
Предложены три варианта проверочной / диагностической работы по теме «Альдегиды и кетоны» в формате ЕГЭ.
Ключевые слова:
альдегиды, кетоны, Единый государственный экзамен по химии.
Заголовок:
Методология химии: опыт или эксперимент в практике обучения
Список литературы:
- Коломойцева Н. В., Боровских Т. А. Использование количественного эксперимента в курсе химии // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 64-69.
- Сутягин А. А., Меньшиков В. В., Карпенко И. Г. Демонстрационный эксперимент при обобщении знаний // Химия в школе. — 2020. — № 5. — С. 62-66.
- Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Некапризный эксперимент, или Опыты, которые всегда получаются // Химия в школе. — 2020. — № 8. — С. 67-71.
- Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. — М.: КНОРУС, 2008.
- Макареня А. А., Обухов В. Л. Методология химии: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985.
Аннотация:
В статье рассматриваются различия понятий «опыт» и «эксперимент», содержание понятий «наблюдение», «моделирование», «сравнение», «описание».
Ключевые слова:
опыт, эксперимент, моделирование, наблюдение, описание, сравнение, методология химии.
Заголовок:
Обучающие видеоролики: основы техники безопасности
Список литературы:
- Межгосударственный стандарт ГОСТ EN-71-4-2014 «Наборы для химических опытов и аналогичных занятий».
- Байгозин Д. В. Практическая химия. В помощь учащимся и преподавателям. — СПб.: «Реноме», 2021.
- Давыдов В. Н., Злотников Э. Г. Техника безопасности при работах по химии. Учебное пособие. — СПб.: Форум, 2014.
- Воскресенский П. И. Техника лабораторных работ. — М.: Химия, 1969.
Аннотация:
С целью улучшения усвоения и упрощения процесса обучения школьников и студентов начальных курсов основам техники безопасности в лаборатории был подготовлен видеокурс. Видео выложены в открытом доступе для преподавателей, а также переданы учащимся для самоподготовки. Обе группы положительно восприняли нововведение, при тестировании учащиеся показали хорошее знание правил безопасности.
Ключевые слова:
техника безопасности, химия, видеокурс.
Заголовок:
Закон Гесса в конкурсных и олимпиадных задачах
Список литературы:
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. — М.: Экзамен, 2001.
- Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. — М.: Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2006.
- Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 2012.
- Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Теренин В. И. и др. Олимпиады и конкурсные экзамены по химии в МГУ. — М.: Лаборатория знаний. 2019.
- Рыжова О. Н., Теренин В. И., Кузьменко Н. Е. и др. Химия: Вступительные экзамены и олимпиады в МГУ. — М.: Лаборатория знаний. 2023.
- Ерёмин В. В., Каргов С. И., Успенская И. А., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В. Основы физической химии: учебное пособие, в 2 частях. Ч. 1: Теория. — М.: Лаборатория знаний. 2021. — С. 31.
- ФИПИ. Единый государственный экзамен по химии 2023 г.: демонстрационный вариант, кодификатор, спецификация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory?ysclid=lebx6gh7wr112348017
- Emel’yanenko V. N., Verevkin S. P. Benchmark thermodynamic properties of 1,3-propanediol: Comprehensive experimental and theoretical study // J. Chem. Thermodyn. — 2015. — Vol. 85. — P. 111-119.
- Айдина И. Г. Закон Гесса в решении расчётных задач // Химия в школе. — 2022. — № 4. — C. 43-46.
Аннотация:
Показано, что задачи, решение которых требует использования закона Гесса, встречаются в вариантах вступительных испытаний и олимпиад с возрастающей частотой. В конкурсных задачах применяются различные следствия закона Гесса. Приведены примеры расчётных конкурсных задач с решениями.
Ключевые слова:
письменный вступительный экзамен по химии, химические олимпиады, конкурсные расчётные задачи, закон Гесса.
Заголовок:
Из опыта организации исследовательской и проектной деятельности
Список литературы:
- Анацко О. Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 54-58.
- Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Химия в школе. — 2013. — № 1. — С. 72-77.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53-57.
- Михайлова О. И. Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/01/19/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey
Аннотация:
Автор знакомит читателей со своим опытом организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
Ключевые слова:
проектная и исследовательская деятельность учащихся, ферромагнитная жидкость, шоколад.
Заголовок:
Предметная неделя: мотивация учащихся к изучению химии
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-so
- ТАСС: Более 40% опрошенных одиннадцатиклассников в России не определились с выбором профессии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/14399123?ysclid=le05nqt6gy53804786
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. Внеурочная работа по химии: мотивация учащихся // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 51-56.
- Методические рекомендации по организации предметной недели по химии / Сост. М. В. Раевская. — Белгород: ОГАОУ ДПО БелИРО, 2014.
- Организация и проведении предметной недели: Методические рекомендации / Сост. Т. А. Палагута, Н. В. Конькова. — Курск: ОБПОУ «КАТК», 2017.
- Лебедева Н. В., Балашов А. М. Повышение мотивации учащихся к обучению на внеурочных занятиях по физике // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 145. — С. 115-119.
- Делог Н. В. Внеурочная деятельность учащихся по химии в рамках реализации нового образовательного стандарта // XI Международный научно-практический конкурс. — Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017.
- Перевозчикова Н. В. Факультативный курс «Химия против вирусов» // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 69-72.
Аннотация:
В статье представлена характеристика предметной недели как одной из форм внеурочной деятельности, выделены её преимущества, основные требования и ключевые этапы. Представлен план мероприятий и содержание предметной недели по химии для 10 классов по теме «В борьбе с патогенными микроорганизмами».
Ключевые слова:
предметная неделя, внеурочная деятельность, познавательный интерес, применение знаний на практике, профориентация.
Заголовок:
Турнир для учащихся 9-11 классов «Зодчество и химия»
Список литературы:
- Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. — М.: Дрофа, 2005.
- Титова И. М. Химия и искусство: 10-11классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2007.
- Леенсон И. А. Занимательная химия. — М.: Дрофа, 1996.
- Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. — М.: Химия, 1995.
- Перевозчикова Н. В. История химии на карте Москвы // Химия в школе. — 2018. — № 5. — С. 59-62.
- Попов К. Н., Кадцко М. В. Строительные материалы и изделия. — М.: Высшая школа, 2001.
Аннотация:
В статье предлагается описание интеллектуального турнира «Химия и зодчество», проведённого в рамках предметной недели естественных наук в школе. Межпредметные связи архитектуры и строительства с химией позволяют расширять профориентационную работу среди учащихся и повысить их мотивацию к изучению предмета.
Ключевые слова:
химический турнир, зодчество, химия, строительные материалы.
Заголовок:
От алфавита к текстам
Список литературы:
- Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек. — М.: Молодая гвардия, 2010.
- Брайсон Б. Краткая история почти всего на свете. — М.: Издательство АСТ, 2021.
- Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2013.
- Данин Д. С. Резерфорд. — М.: Молодая гвардия, 1966.
- Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём. / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. — М.: Современник, 1989.
Аннотация:
Даётся начальное представление о содержании общего обучения М. В. Ломоносова за границей в свете философских концепций и естественно-научной практики того времени.
Ключевые слова:
Михаил Васильевич Ломоносов, Христиан Вольф, история химии, корпускулы, атомиситика.