Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2023 № 04

Русская версия
English version
Заголовок:

Химия в школе: в ожидании позитивных перемен

Список литературы:
  1. Кузнецова И. В. Школьное химическое образование: поиски равновесия // Химия в школе. - 2021. - № 4. - С. 38-42.
  2. Хамитова А. И. Кто в ответе за состояние школьного химического образования // Химия в школе. - 2021. - № 2. - С. 2-5.
Аннотация:
Автор размышляет о проблемах школьного образования вообще и химического образования в частности: потере фундаментальности, введении профильного обучения и др.
Заголовок:

Зачем археологу нанохимия?

Список литературы:
  1. Стекло, которым любовались. Шедевры XVI-XX вв. в собрании Государственного Эрмитажа: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2018.
  2. Дроздов А. А, Андреев М. Н. Стекло «золотой рубин» - история создания и анализ исторических составов // История науки и техники. - 2018. – Вып. 4. – С. 49-55.
  3. Еремин В. В., Дроздов А. А. Нанохимия и нанотехнология. 10–11 классы. Профильное обучение: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009.
  4. Нанотехнологии. Азбука для всех / Под ред. акад. Ю. Д. Третьякова. – М.: Физматлит, 2008.
  5. Маркин А. В. Как получить нанаочастицы серебра // Химия в школе. - 2018. - № 7. - С. 43-46.
  6. Кортунов Г. М., Борунова Е. Б. Исследование коллоидного раствора наночастиц серебра // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 70-72.
Аннотация:
В статье представлены методические рекомендации к проведению урока, раскрывающего возможности применения химических знаний для решения проблем в области археологии, истории, искусствоведения. Рассмотрены вопросы проблемного характера, которые могут быть поставлены в рамках такого урока, а также предложен химический эксперимент по получению наночастиц меди в растворе.
Заголовок:

Урок-исследование по теме «Глюкоза»

Список литературы:
  1. Гашинская Е. Н. Урок-исследование «Классификация органических соединений» // Химия в школе. - 2019. - № 10. - С. 24-28.
  2. Игнатьева С. Ю. Урок-исследование при изучении моносахаридов // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 16-19.
  3. Лунькина В. А. Урок-исследование по теме «Аммиак» // Химия в школе. - 2018. - № 7. - С. 23-28.
  4. Панькина В. В., Малянова М. Г. Организация урока-исследования по изучению кислот // Химия в школе. - 2021. - № 5. - С. 13-17.
Аннотация:
Представлена разработка урока усвоения новых знаний с первичным закреплением в соответствии с требованиями ФГОС. Основная педагогическая идея урока – создание условий для изучения физических, химических свойств, способов получения глюкозы, сфер её применения и биологической роли для человека; создание условий для проявления познавательной активности учащихся и повышения предметной мотивации.
Заголовок:

Методика решения задач по теме «Электролиз растворов»

Список литературы:
  1. Колчанова Л. В., Буржинская Т. Г., Нужных Т. Е. Из опыта изучения темы «Электролиз растворов» // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 46-49.
  2. Янкив К. Ф., Омарова Э. М. Формирование понятия об электролизе с использованием медиаплатформы // Химия в школе. - 2022. - № 2. - С. 25-26.
  3. Сивкова Г. А., Белая Е. А., Никитин А. В. Интегрированный подход при подготовке к ЕГЭ // Химия в школе. - 2018. - № 5. - С. 40-45.
  4. Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Сборник задач и упражнений по хи-мии – Изд-во Тамб. госуд. техн. ун-та, 2009.
  5. Белавин И. Ю. Решение задач по химии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/doc643856062_627709262?hash=sqAvz8WukWNbXHbtHujRtoMCaupnNe4fnZgGTEoEiyP&dl=I4LVlxPQzdM6DZMVKGZzLZR0BUM2bfOuTpEzLc0VnRX
Аннотация:
Авторами приведены методики решения задач на электролиз растворов, находящихся в последовательно соединённых электролизёрах.
Заголовок:

Какую реакцию выбрать

Список литературы:
  1. Перекалин В. В., Зонис С. А. Органическая химия. — М.: Просвещение, 1982.
  2. Одабашян Г. В., Швец В. Ф. Лабораторный практикум по химии и технологии основного органического и нефтехимического синтеза. — М.: Химия, 1992.
  3. Несмеянов А. Н., Несмеянов Н. А. Начала органической химии. - В 2 т. - Книга вторая. — М.: Химия, 1970.
Аннотация:
В статье представлена история, случившаяся на ЕГЭ по химии в 2022 г., когда эксперты не засчитали три правильных (по мнению ученицы) уравнения химических реакций в решении задания 32. Показан путь ученицы от поиска аргументов и апелляции в региональную комиссию до Рособрнадзора. Автором представлены предложения по реформированию системы подачи апелляции на ЕГЭ.
Заголовок:

Химико-технологическое образование: проблемы преемственности между школой и вузом

Список литературы:
  1. Демоверсия ЕГЭ 2023 г. по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4ege.ru/himiya/65774-demoversija-ege-2023-po-himii.html
  2. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Февралева В. А. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2023. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2023 года: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2022. – С. 172.
  3. Ахметов Н. С., Азизова М. К., Бадыгина Л. И. Лабораторные и семинарские занятия по общей и неорганической химии. – М.: Лань, 2014.
  4. Химия. Статистико-аналитический отчёт о результатах Государственной итоговой аттестации по образовательным прогшраммам среднего общего образования в 2022 г. в Республике Татарстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rcmko.ru/wp-content/uploads/2022/09/4_Himiya_Statistiko-analiticheskij-otchet_2022.pdf.
  5. Хамитова А. И., Хабибуллина А. Б. ЕГЭ по химии как объективная реальность // Химия в школе. – 2007. – № 5. – С. 51-53.
  6. Ковылина Н. С. Система работы учителя по подготовке к экзамену // Химия в школе. - 2019. - № 6. - С. 35-38.
  7. Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 ЕГЭ // Химия в школе. - 2018. - № 9. - С. 16-20.
  8. Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Лабораторный эксперимент для подготовки учащихся к выполнению задания № 32 ЕГЭ // Химия в школе. - 2018. - № 10. - С. 52-55.
  9. Стрельникова Е. Н. Учим выпускников размышлять // Химия в школе. - 2019. - № 1. - С. 17-23.
  10. Журин А. А. Содержание школьного химического образования: кризис или катастрофа? // Химия в школе. – 2012. – № 4. – С. 2-7.
  11. Контрольные цифры госбюджетного приёма по направлениям подготовки для обучения по программам бакалавриата и специалитета в 2023 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=435846
Аннотация:
В современных условиях части подсистемы «школа – вуз» развиваются каждая по своим правилам. Нарушена преемственность между школой и вузом, основу которой составляет непрерывность химического образования. Результатом будет ухудшение качества вузовского образования.
Заголовок:

Образовательные центры «Точка роста» в помощь учителю

Список литературы:
  1. Бухарова А. В. Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории // Химия в школе. - 2018. - № 1. - С. 51-55.
  2. Бухарова А. В. Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. - 2018. - № 9. - С. 60-63.
  3. Александрова Е. В. Цифровые датчики при изучении кислотно-основных свойств растворов // Химия в школе. - 2022. - № 10. - С. 48-54.
  4. Методические рекомендации. Цифровая лаборатория по химии (ученическая). Z.LABS/ ZARNITZA.
  5. Нечитайлова Е. В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды //Химия в школе. – 2014. - № 9. – С. 22-28.
Аннотация:
Автор статьи представляет выводы по проведению учебной исследовательской работы в 11 классе на основе оборудования цифровой лаборатории, созданной рамках всероссийского проекта «Точка роста». В статье показана значимость использования электронных датчиков рН для создания проблемной ситуации на уроке. Отмечено значение исследовательской работы для личностного развития учащихся.
Заголовок:

Научная статья как форма профориентационной работы

Список литературы:
  1. Янкив К. Ф., Баева С. В. Совместная деятельность высшей и средней школы // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов 67 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. – С.-Пб., 2021. - С. 341-343.
  2. Миронович Л. М., Янкив К. Ф. Проблемы профориентации средней и высшей школы // Образование. Наука. Карьера: сборник научных статей Международной научно-методической конференции. - В 2-х т. - 2018. - С. 261-263.
  3. Янкив К. Ф., Андреева В. Е. Об использовании кейс-метода в процессе обучения // Химия в школе. - 2021. - № 10. - С. 39-41.
  4. Янкив К. Ф., Пожидаева С. Д., Киреева Н. Е. Об организации кейс-форума «Химия в космосе» // Химия в школе. - 2022. - № 5. - С. 38-40.
  5. Королёв А. В., Пустовит С. О. Организация профориентационной работы с использованием предметных знаний // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 63-70.
  6. Арюкова Е. А., Земскова Е. С. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. - 2021. - № 5. - С. 61-63.
  7. Латыпова А. В. Химический состав и качественные характеристики соевых белков // Сборник статей II Международной научно-практической конференции «Международный форум молодых исследователей». – 2022. – С. 337-340. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48195870 (дата обращения: 19.08.2022).
  8. Основные правила оформления библиографического списка литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sziu-lib.ranepa.ru/sajt_ibo/helpstud/bbz_new.html (19.08.2022).
Аннотация:
В статье представлены методические рекомендации и основные требования к написанию научной статьи и её оформлению. Представленные правила и рекомендации предназначены для помощи школьникам в работе над созданием научных статей, в формировании навыков анализа и обработки источников научной информации.
Заголовок:

Интеграция олимпиадных задач в базовый курс химии

Список литературы:
  1. Открытый банк заданий ЕГЭ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege. Дата обращения 23.02.2023.
  2. Архив заданий Московской олимпиады школьников по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mos.olimpiada.ru/tasks/chem. Дата обращения 23.02.2023.
  3. Сутягин А. А. Выполняем задания пот органической химии // Химия в школе. 2020. № 6. С. 35-38.
  4. Архангельская О. В. Всероссийская химическая олимпиада: трудный путь к успеху // Химия в школе. - 2019. - № 5. - С. 68-70.
Аннотация:
Анализ и сравнение стандартизированных заданий ЕГЭ и творческих задач химических олимпиад позволяет преподавателю грамотно выстроить личностно-ориентированное обучение. Интеграция творческих задач в обучение способствует развитию личности обучающихся и мотивирует к изучению выбранного предмета на более высоком уровне. Приведены примеры успешного внедрения педагогами АПО и ЦПМ олимпиадных задач в базовый курс школьной химии в различных профильных классах.
Заголовок:

Вариативное моделирование урока в условиях профильного обучения

Список литературы:
  1. Аршанский Е. Я. О принципах непрерывной химико-методической подготовки учителя на этапе профильного и профессионального образования // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук : материалы 52 Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием, Санкт-Петербург, 6–9 апр. 2005 г. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — С. 133–137.
  2. Чехомов А. Д. Использование активных методов на уроках химии // Хімія. Біялогія. — 2017. — № 9.
  3. Аршанский Е. Я. Обучение химии в разнопрофильных классах: учебное пособие. — М.: Центрхимпресс, 2017.
  4. Журин А. А. Сборник упражнений и задач по химии. Решения и анализ. — М.: Аквариум, 1997.
Аннотация:
Сегодня существует потребность в совершенствовании методической подготовки учителя химии к работе в условиях профильного обучения. В результате перехода на профильное обучение возникла задача выявления специфических особенностей содержания, форм и методов обучения химии как в классах, где она является одним из профильных предметов, так и в классах, где химия не является основным учебным предметом. Данная статья предлагает разработку нескольких уроков по химии с учётом работы учителя в классах с разными профилями обучения.
Заголовок:

Проверочная работа по теме «Альдегиды и кетоны»

Список литературы:
  1. Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Предельные углеводороды: алканы и циклоалканы» // Химия в школе. - 2021. - № 6. - С. 42-45.
  2. Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Непредельные углеводороды» // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 46-50.
  3. Гнутова О. А. Контрольная работа по разделу «Углеводороды» // Химия в школе. - 2023. - № 3. - С. 37-42.
  4. Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Спирты. Фенол» // Химия в школе. - 2022. - № 1. - С. 44-49.
  5. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Февралева В. А. Химия. ЕГЭ-2023. Тематический тренинг: 10-11 классы. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие. – Р. н/Дон: Легион-М, 2022.
  6. Каверина А. А., Медведев Ю. Н., Молчанова Г. Н. и др. Химия. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2023.
Аннотация:
Предложены три варианта проверочной / диагностической работы по теме «Альдегиды и кетоны» в формате ЕГЭ.
Заголовок:

Методология химии: опыт или эксперимент в практике обучения

Список литературы:
  1. Коломойцева Н. В., Боровских Т. А. Использование количественного эксперимента в курсе химии // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 64-69.
  2. Сутягин А. А., Меньшиков В. В., Карпенко И. Г. Демонстрационный эксперимент при обобщении знаний // Химия в школе. — 2020. — № 5. — С. 62-66.
  3. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Некапризный эксперимент, или Опыты, которые всегда получаются // Химия в школе. — 2020. — № 8. — С. 67-71.
  4. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. — М.: КНОРУС, 2008.
  5. Макареня А. А., Обухов В. Л. Методология химии: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985.
Аннотация:
В статье рассматриваются различия понятий «опыт» и «эксперимент», содержание понятий «наблюдение», «моделирование», «сравнение», «описание».
Заголовок:

Обучающие видеоролики: основы техники безопасности

Список литературы:
  1. Межгосударственный стандарт ГОСТ EN-71-4-2014 «Наборы для химических опытов и аналогичных занятий».
  2. Байгозин Д. В. Практическая химия. В помощь учащимся и преподавателям. — СПб.: «Реноме», 2021.
  3. Давыдов В. Н., Злотников Э. Г. Техника безопасности при работах по химии. Учебное пособие. — СПб.: Форум, 2014.
  4. Воскресенский П. И. Техника лабораторных работ. — М.: Химия, 1969.
Аннотация:
С целью улучшения усвоения и упрощения процесса обучения школьников и студентов начальных курсов основам техники безопасности в лаборатории был подготовлен видеокурс. Видео выложены в открытом доступе для преподавателей, а также переданы учащимся для самоподготовки. Обе группы положительно восприняли нововведение, при тестировании учащиеся показали хорошее знание правил безопасности.
Заголовок:

Закон Гесса в конкурсных и олимпиадных задачах

Список литературы:
  1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. — М.: Экзамен, 2001.
  2. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. — М.: Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2006.
  3. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 2012.
  4. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Теренин В. И. и др. Олимпиады и конкурсные экзамены по химии в МГУ. — М.: Лаборатория знаний. 2019.
  5. Рыжова О. Н., Теренин В. И., Кузьменко Н. Е. и др. Химия: Вступительные экзамены и олимпиады в МГУ. — М.: Лаборатория знаний. 2023.
  6. Ерёмин В. В., Каргов С. И., Успенская И. А., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В. Основы физической химии: учебное пособие, в 2 частях. Ч. 1: Теория. — М.: Лаборатория знаний. 2021. — С. 31.
  7. ФИПИ. Единый государственный экзамен по химии 2023 г.: демонстрационный вариант, кодификатор, спецификация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory?ysclid=lebx6gh7wr112348017
  8. Emel’yanenko V. N., Verevkin S. P. Benchmark thermodynamic properties of 1,3-propanediol: Comprehensive experimental and theoretical study // J. Chem. Thermodyn. — 2015. — Vol. 85. — P. 111-119.
  9. Айдина И. Г. Закон Гесса в решении расчётных задач // Химия в школе. — 2022. — № 4. — C. 43-46.
Аннотация:
Показано, что задачи, решение которых требует использования закона Гесса, встречаются в вариантах вступительных испытаний и олимпиад с возрастающей частотой. В конкурсных задачах применяются различные следствия закона Гесса. Приведены примеры расчётных конкурсных задач с решениями.
Заголовок:

Из опыта организации исследовательской и проектной деятельности

Список литературы:
  1. Анацко О. Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 54-58.
  2. Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Химия в школе. — 2013. — № 1. — С. 72-77.
  3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53-57.
  4. Михайлова О. И. Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/01/19/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey
Аннотация:
Автор знакомит читателей со своим опытом организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
Заголовок:

Предметная неделя: мотивация учащихся к изучению химии

Список литературы:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-so
  2. ТАСС: Более 40% опрошенных одиннадцатиклассников в России не определились с выбором профессии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/14399123?ysclid=le05nqt6gy53804786
  3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Внеурочная работа по химии: мотивация учащихся // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 51-56.
  4. Методические рекомендации по организации предметной недели по химии / Сост. М. В. Раевская. — Белгород: ОГАОУ ДПО БелИРО, 2014.
  5. Организация и проведении предметной недели: Методические рекомендации / Сост. Т. А. Палагута, Н. В. Конькова. — Курск: ОБПОУ «КАТК», 2017.
  6. Лебедева Н. В., Балашов А. М. Повышение мотивации учащихся к обучению на внеурочных занятиях по физике // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 145. — С. 115-119.
  7. Делог Н. В. Внеурочная деятельность учащихся по химии в рамках реализации нового образовательного стандарта // XI Международный научно-практический конкурс. — Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017.
  8. Перевозчикова Н. В. Факультативный курс «Химия против вирусов» // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 69-72.
Аннотация:
В статье представлена характеристика предметной недели как одной из форм внеурочной деятельности, выделены её преимущества, основные требования и ключевые этапы. Представлен план мероприятий и содержание предметной недели по химии для 10 классов по теме «В борьбе с патогенными микроорганизмами».
Заголовок:

Турнир для учащихся 9-11 классов «Зодчество и химия»

Список литературы:
  1. Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. — М.: Дрофа, 2005.
  2. Титова И. М. Химия и искусство: 10-11классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2007.
  3. Леенсон И. А. Занимательная химия. — М.: Дрофа, 1996.
  4. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. — М.: Химия, 1995.
  5. Перевозчикова Н. В. История химии на карте Москвы // Химия в школе. — 2018. — № 5. — С. 59-62.
  6. Попов К. Н., Кадцко М. В. Строительные материалы и изделия. — М.: Высшая школа, 2001.
Аннотация:
В статье предлагается описание интеллектуального турнира «Химия и зодчество», проведённого в рамках предметной недели естественных наук в школе. Межпредметные связи архитектуры и строительства с химией позволяют расширять профориентационную работу среди учащихся и повысить их мотивацию к изучению предмета.
Заголовок:

От алфавита к текстам

Список литературы:
  1. Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек. — М.: Молодая гвардия, 2010.
  2. Брайсон Б. Краткая история почти всего на свете. — М.: Издательство АСТ, 2021.
  3. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2013.
  4. Данин Д. С. Резерфорд. — М.: Молодая гвардия, 1966.
  5. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём. / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. — М.: Современник, 1989.
Аннотация:
Даётся начальное представление о содержании общего обучения М. В. Ломоносова за границей в свете философских концепций и естественно-научной практики того времени.
Title:

Chemistry at School: Looking Forward to Positive Changes

Summary:
The author reflects on the problems of school education in general, and chemical education in particular: the loss of fundamental attitude, the introduction of specialized training, etc.
Title:

Why Does an Archaeologist Need Nanochemistry?

Summary:
The article presents recommendations for conducting a lesson that reveals the potential of using chemical knowledge to solve problems in the field of archaeology, history, arts. Problems to be discussed in the lesson are considered, as well as a chemical experiment for obtaining copper nanoparticles in solution is proposed.
Title:

The Research Lesson on the Topic “Glucose”

Summary:
The description of a lesson for the acquisition of new knowledge in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard is presented. The main pedagogical idea of the lesson is to create conditions for the study of physical, chemical properties, methods of obtaining glucose, as well as its fields of application. The lesson is aimed at stimulating students’ cognitive activity and increasing their motivation to study chemistry.
Title:

Methods for Solving Calculation Problems on the Electrolysis of Solutions

Summary:
The authors present methods for solving calculation problems on the electrolysis of solutions in series-connected electrolyzers.
Title:

What Reaction Should I Choose

Summary:
The article presents a story that happened at the Unified State Exam in Chemistry in 2022, when the correct answer in Task 32 was not assessed by the experts. The path of the student from the search for arguments and appeals to the regional commission to Rosobrnadzor is shown. Discussing this case, the author presents proposals for reforming the system of filing an appeal at the Unified State Exam.
Title:

Chemical and Technological Education: Problems of Continuity between School and University

Summary:
In modern conditions, parts of the "school – university" subsystem are developing separately. The continuity between the school and the university, which is based on the continuity of chemical education, has been disrupted. That will result in the deterioration of the quality of university education.
Title:

"Point of Growth" Educational Centers to Help the Teacher

Summary:
The author of the article presents conclusions on organizing educational research work in the 11th grade on the basis of the equipment of a digital laboratory created within the framework of the All-Russian project "Point of Upgrowth". The article shows the importance of using electronic pH sensors for creating a problematic situation in the classroom. The importance of research work for the personal development of students is highlighted.
Title:

Scientific Article as a Component of Career Guidance Work

Summary:
The article presents methodological recommendations and basic requirements that must be observed when writing a scientific article and designing its structural elements. The presented rules and recommendations are intended to help students in creating academic texts, analyzing and processing sources of scientific information.
Title:

Integration of Olympiad Tasks into the Basic Chemistry Course

Summary:
The analysis and comparison of the standardized tasks of the Unified Russian State Exam and the creative tasks of chemistry Olympiads enables teachers to competently organize personality-oriented learning. The integration of creative tasks in the educational process contributes to the students’ personal development and motivates them to master the chosen subject at a higher level. The authors suggest examples of successful implementation of Olympiad tasks in the basic course of school chemistry in various specialized classes.
Title:

Variable Modeling of the Lesson in the Context of Specialized Education

Summary:
Тhe improvement of methodological training of a chemistry teacher for working in the conditions of specialized education is an urgent problem. As a result of the transition to specialized education, the task arose of identifying the specific features of the content, forms and methods of teaching chemistry both in classes where it is one of the core subjects, and in classes where chemistry is not the main subject. This article proposes the description of fragments of several chemistry lessons, taking into account the work of a teacher in classes with different learning profiles.
Title:

Test on the Topic "Aldehydes and Ketones"

Summary:
Three variants of the test / diagnostic work on the topic "Aldehydes and ketones" in the USE format are proposed.
Title:

Chemistry Methodology: Experiment in Learning Practice

Summary:
The article considers the concepts of "experiment," "observation," "modeling," "comparison," "description."
Title:

Educational Videos: Safety Rules

Summary:
In order to improve and simplify the process of teaching schoolchildren and elementary university students the basics of safe behavior in the laboratory, a video course was prepared. The videos are posted on the public domain for teachers, and also were given to students for self-study. Both groups reacted positively to the innovation. Being tested, students showed good knowledge of safety rules.
Title:

Hess's Law in Competitive and Olympiad Tasks

Summary:
It is shown that the problems, the solution of which requires the use of Hess's law, can be found in the variants of entrance examinations and Olympiads with increasing frequency. In competition problems, various consequences of Hess's law are applied. Examples of computational competitive tasks with solutions are given.
Title:

From the Experience of Organizing Research and Project Activities

Summary:
The author introduces readers to her experience in organizing students’ project and research activities.
Title:

Chemistry Week: Motivating Students to Study Chemistry

Summary:
The article presents the characteristics of the subject week as one of the forms of extracurricular activities, highlights its advantages, basic requirements and key stages. The plan and the content of the Chemistry week for Grade 10 on the topic “Fighting against pathogenic microorganisms” are presented.
Title:

Tournament for Students of Grades 9-11 “Architecture and Chemistry”

Summary:
The author offers a description of the intellectual tournament “Chemistry and Architecture”, held as part of the Natural Science week at school. Interdisciplinary connections of architecture and construction industry with chemistry make it possible to expand career guidance work among students and increase their motivation for studying the subject.
Title:

From alphabet to texts

Summary:
The initial idea of the content of M. V. Lomonosov's general education abroad in the light of philosophical concepts and natural science practice of that time is given.
Связаться с нами