Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2023 № 03

Русская версия
English version
Заголовок:

Инверсионная культуротворческая модель развития молодого педагога

Список литературы:
  1. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - С. 112-113.
  2. Липатова И. А. Сообщества педагогов: проблемы и перспективы // Химия в школе. - 2019. - № 3. - С. 11-15.
  3. Загривная Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – СПб.: РГБ, 2006.
  4. Липатова И. А. Взаимодействие в профессиональных педагогических сообществах // Молодой учёный: научный поиск решения педагогических проблем. – СП.б: СПбАППО, 2015.
Аннотация:
В настоящее время в образовательном пространстве Центрального района Санкт-Петербурга осуществляется инверсионная модель «Молодые наставники: учимся в сотрудничестве».
Заголовок:

Титановая промышленность России

Список литературы:
  1. Николаев Г. И. Металл века: [Титан]. — Москва: Металлургия, 1987.
  2. Новиков Р. «ВСМПО-АВИСМА» — уральский титановый гигант [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y6aqRdNRVUHK31bE
  3. Стрекопытов В. Профессор Тi — от первого слитка до «титановой» медицины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rareearth.ru/ru/pub/20180711/04018.html
  4. Кучумова А. Российский титан: от легенд к реальности. Добывающая промышленность. — 2022. — № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dprom.online/mtindustry/rossijskij-titan-ot-legend-k-realnosti/
  5. Макеев А. В. Пижемское титановое месторождение — новый объект ближайшего освоения в Арктической зоне России // Арктика: экология и экономика. — 2021. — Т. 11. — № 4. — С. 541-556.
  6. Африканда — Доклад на конференцию в ВИМС «МСБ металлов высоких технологий» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vims-geo.ru/documents/522/10.00_Тренин_Африканда__МСБ_металлов_высоких_технологии.pdf
  7. Лебедев В. А., Рогожников Д. А. Металлургия титана: учеб.пособие. — Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2015.
  8. Титан и его сплавы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://extxe.com/8091/titan-i-ego-splavy/
  9. Ильинкова Т. А. Цветные сплавы в авиационной технике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/4/31166.html
Аннотация:
Статья посвящена современному состоянию титановой промышленности России и применению сплавов титана.
Заголовок:

О воспитании и социализации подрастающего поколения в современном мегаполисе

Список литературы:
  1. Bronfenbrener U. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. - Cambridge, MA: 1979. Harvard University Press.
  2. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011.
  3. Бычкова Е. Е. Детское миромоделирование в современном городском дворе // Вестник Томского государственного университета, 2009.
  4. Горлов В. Н. Послевоенные дворы Москвы как особая московская общность // Вестник московского государственного областного университета. Серия: история и политические науки. – 2017. - № 4. - С. 108–113.
  5. Григорьев Д. В. Как школа формирует у детей российскую идентичность // Народное образование. - 2015. - № 1 (1444). - С. 173–177.
  6. Канонир Т. Н., Куликова А. А., Орел Е. А. Лонгитюдное исследование субъективного благополучия в школе у учащихся младших классов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 4 (158). – С. 461-479.
  7. Реморенко И. М. Деятельность общественно-активных школ и ученическое самоуправление // Сибирский педагогический журнал. - 2018. -№ 5. - С. 104–112.
  8. Королёва Я. П. Перемещение подростков по городу: возможности и ограничения // Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности: сборник трудов XIII Международной научно-практической конференции. Институт общественных наук РАНХиГС; НИУ ВШЭ; Московская высшая школа социальных и экономических наук. – М., 2020.
  9. Никогосян К. С., Павленко К. В., Пузанов К. А. и др. Подросток и город: добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён: дискуссия // Городские исследования и практики. – 2020. -№ 3. – Т. 5.
  10. Дармодехин С. В. Методологические проблемы развития государственной политики в области воспитания // Педагогика. - 2018. - № 6. - С. 41–52.
  11. Савенков А. И. Психология воспитания: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2020.
Аннотация:
Проблема воспитания и позитивной социализации подрастающего поколения относится к числу наиболее актуальных для современной педагогики и образовательной практики. В современном мегаполисе важнейшую роль в её решении играют официальные институты социализации и спонтанно возникающие городские сообщества, объединяющиеся по разным основаниям.
Заголовок:

Современные средства визуализации учебного материала

Список литературы:
  1. F-образный паттерн чтения в вебе: неправильно воспринят, но все еще актуален [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://telegraf.design/f-obraznyj-pattern-chteniya-v-vebe-nepravilno-vosprinyat-no-vse-eshhe-aktualen-dazhe-na-mobilnyh-ustrojstvah
  2. Мастабай В. В. Кроссенс: визуализация учебной информации // Химия в школе. - 2023. - № 1. - С. 67-69.
  3. Банников С. В., Федотова О. Д., Латун В. В., Эртель А. Б. Об использовании дидактических иллюстраций как средства обучения // Химия в школе. - 2019. - № 2. - С. 2-4.
  4. Иванова И. С., Кунаева А. П. Гуманитарный подход к изучению темы «Кислород» // Химия в школе. - 2022. - № 8. - С. 46-50.
  5. Костенчук И. А. На перекрёстках химии и литературы // Химия в школе. - 2022. - № 3. - С. 65-70.
  6. Головнер В. Н., Степаньянц С., Атоян Э. Мемы в обучении химии // Химия в школе. - 2019. - № 3. - С. 16-20.
  7. Гавронская Ю. Ю., Середович А. С. Интернет-мемы на уроке химии // Химия в школе. - 2021. - № 7. - С. 55-59.
Аннотация:
Образное выражение материала стало неотъемлемой частью процесса обучения. Поскольку бо́льшую часть информации человек воспринимает через изображение, то образ является самой востребованной формой передачи информации в современном образовании. В статье рассматриваются некоторые современные приёмы визуализации, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.
Заголовок:

Приёмы повышения мотивации на уроках химии

Список литературы:
  1. Коновалова И. М. Мотивация учащихся как ключевая проблема современной школы // Химия в школе. - 2021. - № 4. - С. 25-30.
  2. Дранишникова Л. И. Развитие мотивации как надёжный путь к достижению успеха // Химия в школе. - 2020. - № 2. - С. 28-30.
  3. Халикова Ф. Д. О способах формирования осознанной мотивации к изучению химии // Химия в школе. - 2018. - № 9. - С. 22-24.
  4. Перевозчикова Н. В. Как мы проводим графический диктант // Химия в школе. – 2014. - № 7. – С. 24-26.
  5. Шульчус A., Телешов С. В., Чесунене Р., Саулене И. Настольные игры как средство повышения эффективности процесса обучения // Химия в школе. - 2019. - № 2. - С. 43-46.
  6. Макаров Ю. Б. Эдьютейнмент как способ учебной мотивации // Химия в школе. - 2021. - № 1. - С. 26-31.
Аннотация:
В статье рассмотрены продуктивные приёмы мотивации познавательной деятельности и целеполагания: обучающие раскраски, графические химические диктанты, словесные поощрения, настольные игры и способы организации работы обучающихся с ними в тетрадях. Материал может быть использован на разных этапах уроков химии в 8 классе.
Заголовок:

Химическое равновесие в заданиях ЕГЭ

Список литературы:
  1. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2022. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2022 года: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2021.
  2. Химия. ЕГЭ. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2021.
  3. https://www.yoursystemeducation.com/ege-2022-po-ximii/
  4. Иванова И. С., Попов А. С., Чухно А. С. Из опыта изучения темы «Химическое равновесие» // Химия в школе. - 2020. - № 5. - С. 73-76.
  5. Карпенко И. Г. Смещение равновесия в заданиях различных типов // Химия в школе. - 2022. - № 5. - С. 16-20.
Аннотация:
Рассмотрены примеры задания 23 из КИМ ЕГЭ, а также оптимальный способ решения подобных задач.
Заголовок:

Цифровые образовательные ресурсы: применение на уроках химии

Список литературы:
  1. Gilmanshina S., Massarova E., Sagitova R. Personalization of Education (On the Example of Learning Chemistry at School) // INTED2022 Proceedings: 16th International Technology, Education and Development Conference, March 7th-8th, 2022, Valencia, Spain. — Valencia: Iated Academy, 2022. — P. 153-158.
  2. Городенская А. С. О системе домашних заданий с использованием Интернета // Химия в школе. — 2019. — № 1. — С. 50-53.
  3. Нечитайлова Е. В. Дистанционное обучение: критерии отбора интернет-ресурсов // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 2-5.
  4. Гильманшина С. И., Массарова Е. О. Педагогические условия формирования академической успешности обучающихся средствами цифровых образовательных платформ // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 2 (151). — С. 155-162.
Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена исследованиями, которые указывают на необходимость использования цифровых образовательных ресурсов на уроках. В статье рассматриваются семь образовательных ресурсов, которые можно применять на уроках химии.
Заголовок:

Контрольная работа по разделу «Углеводороды»

Список литературы:
  1. Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Предельные углеводороды: алканы и циклоалканы» // Химия в школе. - 2021. - № 6. - С. 42-45.
  2. Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Непредельные углеводороды» // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 46-50.
  3. Губчук Д. П. Диагностическая работа для выпускников средней школы // Химия в школе. - 2019. - № 6. - С. 27-30.
Аннотация:
Предложены три варианта контрольной работы по разделу «Углеводороды» в формате ЕГЭ.
Заголовок:

О развитии творческого мышления

Аннотация:
В результате проведённых исследований установлено, что систематическое практическое применение на уроках полученных знаний способствует умственному развитию учащихся и развитию их творческих способностей.
Заголовок:

Вариативное моделирование урока в условиях профильного обучения

Список литературы:
  1. Аршанский Е. Я. О принципах непрерывной химико-методической подготовки учителя на этапе профильного и профессионального образования // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук : материалы 52 Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием, Санкт-Петербург, 6–9 апр. 2005 г. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — С. 133–137.
  2. Чехомов А. Д. Использование активных методов на уроках химии // Хімія. Біялогія. — 2017. — № 9.
  3. Аршанский Е. Я. Обучение химии в разнопрофильных классах: учебное пособие. — М.: Центрхимпресс, 2017.
  4. Журин А. А. Сборник упражнений и задач по химии. Решения и анализ. — М.: Аквариум, 1997.
Аннотация:
Сегодня существует потребность в совершенствовании методической подготовки учителя химии к работе в условиях профильного обучения. В результате перехода на профильное обучение возникла задача выявления специфических особенностей содержания, форм и методов обучения химии как в классах, где она является одним из профильных предметов, так и в классах, где химия не является основным учебным предметом. Данная статья предлагает разработку нескольких уроков по химии с учётом работы учителя в классах с разными профилями обучения.
Заголовок:

Вывод формул органических соединений по данным функционального анализа

Список литературы:
  1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. — М.: Издательство «Экзамен», 2001.
  2. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2500 задач по химии. — М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  3. Белавин И. Ю. Решение задач по химии. — М.: РГМУ, 2002.
  4. Левина И. Ю., Берлянд А. С. Биоорганическая химия. Часть II. Учебное пособие. — М.: МГМСУ, 2008.
Аннотация:
Вывод формул многофункциональных органических соединений, таких как триглицериды, аминокислоты, пептиды, можно упростить, используя метод материального баланса. Материальный баланс составляется как по массам веществ участвующих в реакции, так и по количествам веществ или функциональных групп.
Заголовок:

Региональная познавательная игра «Что? С чем? Почему?»

Список литературы:
  1. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 54-58.
  2. Исаев Д. С. Внеурочная деятельность школьников по химии: главная цель // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 65-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2018 г.). — СПб.: Астерион, 2018. — С. 156-159.
  3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Внеурочная деятельность школьников по химии: теоретический и прикладной аспекты. — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2018.
  4. Исаев Д. С. Система внеурочной деятельности школьников в формировании познавательного интереса к химии: дис. … канд. пед. наук : 5.8.2. — Санкт-Петербург, 2021.
  5. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Региональная олимпиада «Химоня»: формирование познавательного интереса // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С.50-55.
  6. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Инновационный подход к внеурочной деятельности школьников по химии // Актуальные проблемы науки, производства и химического образования: Сб. материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7-9 ноября 2017 г.). — Астрахань, 2017. — С.138-142.
  7. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Основные направления воспитательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 64-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (г. Санкт-Петербург, 13-15 апреля 2017 г.). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. — С. 79-88.
  8. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Инновационная форма внеурочной деятельности школьников: игра знатоков химии «Что? С чем? Почему?» // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 66-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Санкт-Петербург, 18-19 апреля 2019 г.). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — С. 94-100.
  9. Белопухов С. Л. , Сюняев Н. К. , Тютюнькова М. В. Химия окружающей среды: учебное пособие. — М.: Проспект, 2016. — С. 168.
Аннотация:
В статье представлено описание региональной игры по химии «Что? С чем? Почему?» — одной из инновационных форм организации внеурочной работы с учащимися. Она проводится с целью развития познавательного интереса школьников к химии. Приведены примеры учебно-познавательных заданий региональной игры, объединённых общей тематикой «Химическая экология».
Заголовок:

Такая многоликая химия: авторские олимпиадные задачи

Список литературы:
  1. Аверин Д. А., Карцова А. А. Такая многоликая химия: авторские олимпиадные задачи. — СПб.: ООО «Издательство ВВМ», 2022.
Аннотация:
В статье рассказывается о сборнике оригинальных олимпиадных задач, подготовленном молодым автором — многократным победителем и призёром химических олимпиад. Даны примеры заданий и комментарии по их решению.
Заголовок:

Практико-ориентированный проект «Получение и исследование каучука»

Список литературы:
  1. Строение и свойства натурального каучука. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://himija-online.ru/organicheskaya-ximiya/kauchuki/naturalnyj-kauchuk.html
  2. История открытия и применения каучука. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://himija-online.ru/organicheskaya-ximiya/kauchu-ki/istoriya-otkrytiya-i-primeneniya-kauchuka.html
  3. Хаханина Т. И. Органическая химия: учебное пособие для среднего профессионального образования. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
  4. Марк Дж., Эрман Б., Эйрич Ф. Каучук и резина. Наука и технология. — М.: Интеллект, 2011.
  5. Натуральный каучук: основные свойства, производство, применение. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stanki-expert.ru/spravochnik/materialovedenie/naturalnyjj-kauchuk.html
Аннотация:
Предложено описание практико-ориентированного проекта «Получение и исследование каучука», который, объединив такие учебные дисциплины, как химия и биология, позволит учащимся получить более подробную информацию о каучуке и опыт экспериментальной работы в лаборатории.
Title:

Inversion Cultural Model of the Development of a Young Teacher

Summary:
Currently, the inversion model "Young mentors: Learning in cooperation" is being implemented in the educational space of the Central District of St. Petersburg.
Title:

Titanium Industry of Russia

Summary:
The article is devoted to the current state of the titanium industry in Russia and the use of titanium alloys.
Title:

About the Upbringing and Socialization of the Younger Generation in a Modern Metropolis

Summary:
The problem of upbringing and positive socialization of the younger generation is among the most relevant issues of modern pedagogy and educational practice. In a modern metropolis, the most important role in its solution is played by official institutions of socialization and spontaneously emerging urban communities.
Title:

Modern Visualization Tools of Visualization of Educational Material

Summary:
Visual expression of the material has become an integral part of the learning process. Since a person perceives most of the information through an image, it is the most popular form of information transmission in modern education. The article discusses some modern visualization techniques that allow activating the cognitive activity of students in the classroom.
Title:

Techniques for Increasing Motivation in Chemistry Lessons

Summary:
The article discusses productive methods for motivating cognitive activity and goal setting: educational coloring books, graphic chemical dictation, verbal encouragement, board games and organizing students' work with them. The material can be used at different stages of chemistry lessons in the 8th grade.
Title:

Chemical Equilibrium in the Tasks of the Unified State Exam

Summary:
Examples of Task 23 from the assessment materials of the Unified State Exam are considered, as well as the optimal way to solve such problems.
Title:

Digital Educational Resources: Applying to Chemistry Lessons

Summary:
The relevance of the article is based on the research, which indicates the importance of working with digital educational resources in the class. The authors discuss seven educational resources to be used in chemistry lessons.
Title:

Test on the Topic "Hydrocarbons"

Summary:
Three variants of the test on the topic "Hydrocarbons" in the USE format are proposed.
Title:

On the Development of Creative Thinking

Summary:
As a result of the research, it was found that systematic practical application in the lessons of the acquired knowledge contributes to the mental development of students and the development of their creative abilities.
Title:

Variable Modeling of the Lesson in the Context of Specialized Education

Summary:
Тhe improvement of methodological training of a chemistry teacher for working in the conditions of specialized education is an urgent problem. As a result of the transition to specialized education, the task arose of identifying the specific features of the content, forms and methods of teaching chemistry both in classes where it is one of the core subjects, and in classes where chemistry is not the main subject. This article proposes the description of fragments of several chemistry lessons, taking into account the work of a teacher in classes with different learning profiles.
Title:

Derivation of Formulas of Organic Compounds Based on Functional Analysis Data

Summary:
The derivation of formulas for multifunctional organic compounds such as triglycerols, amino acids, peptides can be simplified using the material balance method. The material balance is compiled both by the masses of substances participating in the reaction, and by the quantities of substances or functional groups.
Title:

Regional Educational Game “What? With what? Why?”

Summary:
The article provides a description of the regional chemistry game “What? With what? Why?”, one of the innovative forms of organizing extracurricular work with students. It is aimed at developing the cognitive interest of schoolchildren in chemistry. Examples of educational tasks of the regional game, united by the general theme “Chemical Ecology”, are given.
Title:

Such a Many-faced Chemistry: Original Olympiad Tasks

Summary:
The article describes a collection of original Olympiad tasks prepared by a young author, a regular winner of chemical Olympiads. Examples of tasks and comments on their solution are given.
Title:

Practice-oriented Project “Obtaining and Studying Rubber”

Summary:
A description of the practice-oriented project “Obtaining and studying rubber” has been proposed, which, by combining such educational disciplines as chemistry and biology, will allow students to gain more detailed information about rubber and experience of experimental work in the laboratory.
Связаться с нами