Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2022 № 09

Русская версия
English version
Заголовок:

С чего начинается химия?

Аннотация:
Автор рассказывает о своих впечатлениях от встречи с одним из выдающихся представителей педагогической профессии — учителем химии Екатеринбургской гимназии № 9 С. А. Москвиным.
Заголовок:

Вселенная как химический реактор

Список литературы:
  1. Медведев Ю. Н., Саулевич Ф. А. О происхождении химических элементов // Химия в школе. — 2022. — № 3 . — С. 4–12.
  2. Вибе Д. З., Столяров А. В. Астрохимия: конспект лекций. — М.: Химфак МГУ, 2015.
  3. Güsten R., Wiesemeyerand H. Astrophysical detection of the helium hydride ion HeH+ // Nature. — 2019. — Vol. 568. — P. 357.
  4. Органические молекулы в космосе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://galspace.spb.ru/ index61-7.html
  5. Вибе Д. З. Добиологическая эволюция органического вещества во Вселенной [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sai.msu.su/EAAS/coll/vibe.pdf
  6. Croswell K. Space is the place for impossible molecules [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://knowablemagazine.org/article/physical-world/2019/noble-gas-molecules-in-space.
Аннотация:
В статье приводятся первоначальные сведения об астрохимии — науке, изучающей химические реакции между атомами, молекулами и пылевидными частицами в межзвёздной среде. Показана роль спектральных методов анализа при поиске молекул и молекулярных ионов в космосе. Приведены примеры химических процессов, происходящих в межзвёздной среде.
Заголовок:

Патриотическое воспитание в формировании личности лицеиста

Список литературы:
  1. https://фестивальучителей.рф/mk.html
  2. Воспитание гражданина и патриота современной России: сборник научно-практических материалов Всероссийской научно-практической конференции. — СПб.: Ассоциация ветеранов педагогического труда общего и дополнительного образования, 2021.
  3. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодёжи // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 10–21.
  4. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.
  5. Халикова Ф. Д., Гильманшина С. И. Интегрированные уроки «Химия+»: учебное пособие. — Казань: Отечество, 2021.
  6. Халикова Ф. Д. Исследовательские проекты во внеурочной деятельности лицеистов // Химия в школе. — 2019. — № 9. — С. 48–51.
  7. Халикова Ф. Д., Огородникова М. П. Дом-музей академиков А. Е. и Б. А. Арбузовых // Магариф. — 2017. — № 12. — С. 80–82.
  8. Евсеева А. В., Халикова Ф. Д. Использование краеведческого материала в преподавании химии // Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2018. — С. 16 –18.
Аннотация:
Сформулированы основные направления патриотического воспитания лицеистов, раскрыта сущность воспитательного процесса, заключающаяся в содержаниях таких понятий, как «воспитание», «патриотическое воспитание», «патриотизм». Статья посвящена раскрытию трёх компонентов (трёх этапов) при организации учебно-воспитательной работы. Статья будет полезна педагогическим работникам, студентам педагогических профилей, руководителям общеобразовательных организаций и всем интересующимся данной проблемой.
Заголовок:

Обобщение знаний об окислительно-восстановительных реакциях

Список литературы:
  1. Бережковская О. М., Горюнова Л. Е. Наш подход к изучению ОВР // Химия в школе. — 2021. — № 7. — С. 47–52.
  2. Ахметов М. А., Гусева И. Т. Секреты составления уравнений ОВР // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 40–44.
  3. Врублевский А. И. Тренажёр по химии. — Минск: Красико-принт, 2020.
  4. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Электронные средства обучения химии: разработка и методика использования: учеб. пособие / Под ред. Е. Я. Аршанского. — Минск: Аверсэв, 2012.
  5. Егоров А. С. и др. Общая и неорганическая химия: учеб. пособие для учащихся мед. лицеев, мед.-биол. кл. и кл. с углубл. изучением химии. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.
Аннотация:
Изучение окислительно-восстановительных реакций вызывает у учащихся определённые трудности. В статье рассмотрены особенности проведения урока, на котором основное внимание уделяется сложным вопросам данной темы.
Заголовок:

Из опыта формирования читательской грамотности

Список литературы:
  1. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественно-научной грамотности PISA-2018 и их интерпретация: серия «Факты образования». — Вып. № 2 (25). — М.: ВШЭ, 2019.
  2. Цукерман Г. А., Ковалёва Г. С., Кузнецова М. И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников // Вопросы образования. — 2011. — № 2. — С. 123–151.
  3. Ахметов М. А., Осипова А. В. Из опыта формирования функциональной грамотности // Химия в школе. — 2021. — № 10. — С. 35–39.
  4. Костенчук И. А. На перекрёстках химии и литературы // Химия в школе. — 2022. — № 3. — С. 65–70.
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос формирования читательской грамотности на уроках химии. Приводятся приёмы работы с текстом на разных этапах урока с учётом формирования различных групп читательских умений.
Заголовок:

Урок по теме «Азотные и фосфорные удобрения»

Аннотация:
Предложена разработка комбинированного урока по теме «Азотные и фосфорные удобрения».
Заголовок:

Проект «Школа — вуз — предприятие» для классов технологической направленности

Список литературы:
  1. Положение компании «Организация деятельности «Роснефть-классов», утверждённое приказом ОАО НК «Роснефть» от 24 февраля 2015 г. № 64.
  2. Приказ № 289–У от 6 декабря 2021 г. «О порядке организации индивидуального отбора для обучения в профильном 10 «Роснефть-классе» на 2022/23 учебный год».
  3. Договор № 02-152 «О сетевой форме реализации образовательных программ» от 06.09.2015.
  4. Сайт образовательного центра «Сириус» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: sochisirius.ru.
  5. Сайт МАОУ «Туртасская СОШ» Уватского муниципального района Тюменской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: turtas-sch.ru
Аннотация:
В статье представлен опыт работы по реализации проекта в средней школе. Проект эффективен для организации обучения с ориентацией на профессии инженерной направленности нефтегазового комплекса.
Заголовок:

Модель смешанного обучения: использование WS-технологий

Список литературы:
  1. Зенгин С. С. Профориентационная работа и развитие карьеры в учреждениях творческой направленности среднего профессионального образования Китая // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2020. — № 1 (44). — С. 74–85.
  2. Baturin Yu. M. A Glimpse of the Initial Conditions for the Development of Science and Technology and Soviet Specialists in the PRC: 1949–1955 // Chinese Annals of History of Science and Technology. — 2021. — № 5 (2). — P. 141–160. DOI: 10.3724/SP.J.1461.2021.02141.
  3. Петров Е. Е. Опыт обмена практиками подготовки участников конкурсов в сфере профессионального образования с представителями Китайской Народной Республики // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — № 1 (57). — С. 84–101.
  4. Shen J., Ye M., Wang Y., Zhao Y. Massive open online course (MOOC) in China // Status quo, opportunities, and challenges, 2016: IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). — Abu Dhabi: United Arab Emirates, 2016. — P. 1106–1108. DOI: 10.1109/EDUCON.2016.7474692.
  5. Han J., Zhang T., AI H., Wang B., Cao M., Zhao L. Construction and teaching practice of building materials MOOC // Journal of Architectural Education in institutions of higher learning. — 2020. — № 29 (1). — P. 68–73. DOI: 10.11835/j.issn.1005–2909.2020.01.010.
  6. Тропникова В. В. Ресурсы МООК: интеграция в модель смешанного обучения // Химия в школе. — 2021. — № 6. — С. 29–31.
Аннотация:
Рассмотрены возможности использования системы заданий для подготовки к новой форме государственной аттестации и конкурсам профессиональной направленности WorldSkills Russia (WSR) в системе СПО. На примере медицинского колледжа показано, что разбор заданий конкурсного движения даёт конкурентные преимущества в освоении предметных и межпредметных связей, формирует мотивацию для углублённой профессиональной подготовки за счёт познавательного интереса к конкурсному движению и возможности получить Skills Passport независимой оценки квалификаций по стандартам WSR.
Заголовок:

Из опыта реализации модели смешанного обучения

Список литературы:
  1. Коротаева В. О. Внедрение новой системы повышения мотивации педагогических работников в общеобразовательной организации // Молодой учитель. — 2018. — № 19 (205). — С. 51–53.
  2. Качалова Г. С. Технология смешанного обучения как инновация современного химического образования // Коллективная монография «Системная трансформация — основа устойчивого инновационного развития». — Уфа: Аэтерна, 2021. — С. 91–104.
  3. Литвинова Н. М., Сажнева Т. В., Баян Е. М. Смешанное обучение химии в школе: от теории к практике // Образовательные технологии и общество. — 2016. — C. 377–388.
  4. Селезова Е. В. Blended learning при обучении химии в школах для одарённых детей // Актуальные проблемы химического и биологического образования: материалы X Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. — М.: МПГУ, 2019. — С. 304–309.
  5. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 8. — С. 8–13.
  6. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. — М., 1987. — С. 169–175.
Аннотация:
В статье представлена модель смешанного обучения на примере изучения темы «Азотсодержащие органические соединения» в курсе химии (профильный уровень) в 10 классе. Предлагаемая модель включает традиционное обучение с применением системы электронного обучения (https://moodler2.bgpu.ru/) с учётом дифференцированного подхода. Авторы используют возможности дистанционного обучения как дополнение.
Заголовок:

Элементы технологии Flipped learning при изучении профильных дисциплин

Список литературы:
  1. Flipped Learning Network. — Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// flippedlearning.org (дата обращения 13.08.22)/
  2. Технология перевёрнутого обучения. — Ведущий образовательный портал России «Инфоурок» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/statyatehnologiya-perevyornutogo-obucheniya-4554104.html (дата обращения 13.08.22)/
  3. Лосева Н. И. Технология «flipped learning» в высшей технической школе // Перспективы инновационного развития химической технологии и инженерии: II Международная научная конференция, Сумгаит, 18– 19 ноября 2021 г. — Сумгаит: Сумгаитский государственный университет, 2021. — С. 315–317.
Аннотация:
В статье рассмотрена суть педагогической технологии Flipped Learning на примере преподавания технических дисциплин с региональным компонентом. Показаны достоинства данной технологии.
Заголовок:

Кейс-технология в обучении студентов-химиков

Список литературы:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия», утв. приказом Минобрнауки России от 13.07.2017 № 652 (ред. от 08.02.2021).
  2. Янкив К. Ф., Андреева В. Е. Об использовании кейс-метода в процессе обучения // Химия в школе. — 2021. — № 10. — С. 39–42.
  3. Кустова Т. П. Опыт проектирования заданий по дисциплине «Основы токсикологии» для студентов II курса специальности «Фундаментальная и прикладная химия» // Естественно-научное образование: методические основы разработки заданий по химии: методический ежегодник химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. — Т. 18. — М.: Издательство Московского университета, 2022. — С. 149–157.
  4. База данных химических соединений и смесей Национальной медицинской библиотеки США (PubChem Compounds & PubChem Substance) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pubchem.ncbi.nlm.nih. gov (дата обращения: 20.08.2022).
  5. База данных химических соединений и смесей Королевского химического общества Великобритании (ChemSpider) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chemspider.com (дата обращения: 20.08.2022).
Аннотация:
В статье анализируется опыт внедрения кейс-технологии на практических занятиях по учебной дисциплине «Основы токсикологии» для студентовхимиков II курса. Авторы приводят примеры некоторых кейсов, систему оценивания результатов решения кейса, рассматривают достоинства и недостатки данной образовательной технологии.
Заголовок:

Путешествие к открытиям, перевернувшим мир

Список литературы:
  1. Генрек Ф. Пионеры атомного века. — М.: Прогресс, 1974.
  2. Кюри Е. Мария Кюри. — М.: Атомиздат, 1973.
  3. Бегнал К. У. Химия редких радиоактивных элементов / Пер. с англ. В. М. Сахарова. — М.: Издательство иностранной литературы, 1960.
  4. Маслов А. А. Технология урана и плутония: учебное пособие. — Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2007.
  5. Chemical portal. Промышленная химия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chemicalportal.ru/.
Аннотация:
В статье рассказывается о биографии и открытиях Пьера и Марии Кюри.
Заголовок:

Модели наставничества в проектной и исследовательской деятельности

Аннотация:
В статье описан опыт реализации школьной программы наставничества «Проекты сегодня — профессия завтра», которая направлена на реализацию модели наставничества «учитель — ученик — научный консультант» с использованием сетевого взаимодействия с учреждениями высшего образования. Треки программы включают летнюю профильную смену «Путь к профессии» естественно-научной направленности (сопровождение научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по химии), дни науки, встречи с профессионалами.
Заголовок:

Интегрированное мероприятие «Учёные и врачи против коронавируса»

Список литературы:
  1. Пак М. С. Дидактика химии: учебник для студентов вузов. — СПб.: ООО «ТРИО», 2012.
  2. Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 1999.
  3. Педагогические технологии: учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Даутова О. Б. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. — СПб.: КАРО, 2015.
  5. Пасечник В. В. и др. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник. — М.: Дрофа, 2018.
  6. Ерёмин В. В. и др. Химия. 10 класс. Углублённый уровень: учебник. — М.: Дрофа., 2019.
  7. Биохимия: учебник / Под ред. Е. С. Северина. — М.: ГЭОТАРМедиа, 2016.
  8. Биомолекула [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://biomolecula.ru
  9. Перевозчикова Н. В. Факультативный курс «Химия против вирусов» // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 69–72.
Аннотация:
Содержание мероприятия соответствует требованиям интегративного подхода к обучению. Выделены цель, задачи, этапы проведения, планируемые результаты, технологии, методы и приёмы. Работа на внеклассном мероприятии будет способствовать совершенствованию и закреплению школьных знаний по органической химии, биологии, экологии, ОБЖ, информатике, формированию навыков совместной работы в составе творческого коллектива сверстников. Внеклассное мероприятие имеет профориентационную направленность.
Заголовок:

Применение технологии эдьютейнмента: научное шоу «Курс алхимии вне Хогвартса»

Список литературы:
  1. Макаров Ю. Б. Эдьютейнмент как способ учебной мотивации // Химия в школе. — 2021. — № 1. — С. 26–31.
  2. Гавронская Ю. Ю. Тренды современного образования: цифровизация, эдьютейнмент и функциональная грамотность // Химия в школе. — 2022. — № 1. — С. 17–21.
  3. Грицай Д. С. Технология эдьютейнмента в обучении химии // Студент — Исследователь — Учитель: материалы 22-й Межвузовской студенческой научной конференции, Санкт-Петербург, 01–31 апреля 2020 г. — СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. — С. 1690–1696.
  4. Грицай Д. С., Бурых А. С. Научное химическое шоу как средство популяризации химии // Студент — Исследователь — Учитель: материалы 23-й Межвузовской студенческой научной конференции, Санкт-Петербург, 5–16 апреля 2021 г. — СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2022.
  5. Эксперимент «Сухой лёд» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://melscience.com/RU-ru/articles/ eksperiment-suhoj-led-/
  6. Опыты с жидким азотом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nik-show.ru/media/video/opitisjidkim-azotom/
  7. Иванова М. А., Кононова М. А. Химический демонстрационный эксперимент: руководство для ассистентов и лаборантов вузов. — М.: Высшая школа, 1969.
  8. Опыт «Египетская ночь» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://melscience.com/RU-ru/articles/ opyt-egipetskaya-noch/
  9. Яковишин Л. А. Обучающий проект «Получение “фараоновых змей” из лекарственных препаратов» // Ломоносовские чтения — 2019: материалы ежегодной научной конференции МГУ, Севастополь, 3–5 апреля 2019 г. — Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2019. — С. 35–36.
  10. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.
  11. Фигуровский Н. А. История химии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. — М.: Просвещение, 1979.
Аннотация:
В статье описан опыт применения технологии эдьютейнмента при обучении химии. Предложен сценарий научного химического шоу, ориентированного на учащихся 7–8 классов.
Заголовок:

Подготовка будущих учителей: от ВКР студентов к исследовательским проектам школьников

Список литературы:
  1. Никишина М. Б., Иванова Е. В. и др. Биологическая активность коллоидных растворов серебра, полученных с помощью экстракта SáLIX CáPREA / // Бутлеровские сообщения. — 2019. — Т. 60. — № 10. — С. 54–59.
  2. Leonova E. A., Nikishina M. B. et al. Fungizide aktivität von kobaltkolloiden auf basis von extrakten der manschette // Проблемы научной мысли. — 2020. — Т. 6. — № 7. — С. 38–41.
Аннотация:
Возможности осуществления внутри- и межпредметных связей при выполнении выпускных квалификационных работ проиллюстрированы на примере исследований по тематике, посвящённой синтезу коллоидов металлов на основе водных экстрактов лекарственных растений и изучению их биологической активности. Освоенные бакалаврами компетенции будут востребованы при организации естественно-научных исследований в школьном образовании.
Заголовок:

Исследовательская деятельность: моделирование мультисенсорных систем

Список литературы:
  1. Новикова Л. Б., Кучменко Т.А. Аналитические возможности систем искусственного обоняния и вкуса. Часть 1. «Электронные носы» // Вестник ВГУИТ. — 2019. — Т. 81. — № 3. — С. 236 – 241.
  2. Власов А. Г., Легин А. В., Рудницкая А. М. Мультисенсорные системы типа «Электронный нос» — новые возможности создания и применения химических сенсоров // Успехи химии. — 2006. — Т. 75. — № 2. — С. 142–150.
  3. Гудкова Ю. С., Исаева О. А. Доклад о состоянии окружающей среды на территории Воронежской области в 2014 г. Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области. — Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015.
  4. Кучменко Т. А. Применение метода пьезокварцевого микровзвешивания в аналитической химии. — Воронеж: ВГТА, 2001.
  5. Кучменко Т. А. Инновационные решения в аналитическом контроле. — Воронеж: ВГТА, 2009.
  6. Глубоков Ю. Н., Головачева В. А. и др. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Под ред. А. А. Ищенко. Т. 1. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 269.
  7. Кучменко Т.А., Умарханов Р. У., Кочетова Ж. Ю., Бельских Н. В. Разработка датчика, газоанализатора и детектора аммиака на основе пьезосенсора // Журнал аналитической химии. — 2012. — Т. 67. — № 11. — С. 1032–1039.
Аннотация:
В статье описан опыт работы по моделированию мультисенсорных систем типа «Электронный нос» и «Электронный язык» для анализа различных природных и технологических объектов. Подобные мультисенсорные системы могут использоваться в исследовательской деятельности школьников и студентов средних специальных учебных заведений.
Связаться с нами