Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2022 № 08

Русская версия
English version
Заголовок:

Резолюция Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии

Аннотация:
Опубликована резолюция Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии, который проходил 27 июня — 1 июля 2022 г. в МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва).
Заголовок:

"Солнечный газ": элемент современных инновационных технологий

Список литературы:
  1. Ланг М. и др. Техническая концепция и практическая реализация проекта Амурского газоперерабатывающего завода // Газовая промышленность. — 2019. — № 3. — C. 66–72.
  2. Щербаков Д. Амурский ГПЗ: на востоке страны появляется новое предприятие стратегического значения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blagoveshchensk-pererabotka.gazprom.ru/press/about-company/2021/04/135/
  3. Мотыляев А. Гелий: факты и фактики // Химия и жизнь. — 2017. — № 5.
  4. Бродянский В. М. От твёрдой воды до жидкого гелия (история холода) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cryophysics.ru/library/istoriya-holoda/
  5. Якуцени В. П. Традиционные и перспективные области применения гелия // Нефтегазовая геология. Теория и практика. — 2009. — № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ngtp.ru/3/5_2009.pdf
  6. Голубева И. А. и др. Гелий в России сегодня: проблемы и пути решения // Газовая промышленность. — 2021. — № 4. — С. 70–78.
  7. Половнёв Д. Как на Амурском ГПЗ разделяют газ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gzt-sv.ru/news/155979-polgoda-amurskom-gpz-pustyat-gaz
  8. Горбунов В. В., Перфилов В. А. Мембранное выделение гелия из природного газа // Инженерный вестник Дона. — 2021. — № 7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:cyberleninka.ru/article/n/membrannoe-vydelenie-geliya-iz-prirodnogo-gaza/viewer
  9. Голубева И. А. и др. Мембранные технологии извлечения гелия из природных газов, перспективы развития российской гелиевой промышленности // Газовая промышленность. — 2021. — № 5. — С. 20–26.
Аннотация:
В статье рассмотрены свойства и применение гелия, освоение газовых месторождений Восточной Сибири с высоким содержанием гелия, современные технологии его выделения из природного газа.
Заголовок:

Изучение процессов переработки нефти: фронтально-парное занятие

Список литературы:
  1. Лебединцев В. Б. Фронтально-парные учебные занятия // Педагогика. — 2021. — № 8. — С. 77–86.
  2. Формирование понимающих способностей школьников на учебных занятиях: методическое пособие / М. В. Минова и др. — Красноярск, 2008.
Аннотация:
Раскрывается технология организации фронтально-парных занятий: требования к изложению учителем нового материала, правила организации учебного взаимодействия в парах, задания для парной работы, способы обеспечения обратной связи, коррекции знаний и умений учащихся. На примере темы «Переработка нефти» описывается структура занятия и деятельность учащихся в парах сменного состава по изучению нового материала.
Заголовок:

От предметных знаний к функциональной грамотности

Список литературы:
  1. Камзеева Е. Функциональная грамотность школьников — важный показатель качества образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mcko.ru/ articles/2264.
  2. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественно-научного цикла: методическое пособие. — Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.
  3. Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселёв Ю. П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие. — СПб.: Каро, 2019.
  4. Назаренко В. М. Экологизированный курс химии: от темы к теме // Химия в школе. — 1995. — № 2. — С. 30.
  5. Боевые отравляющие вещества в Первой мировой войне [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// wiki2.org/ru/.
  6. Пешкова Е. В. Обобщающий урок-КВН по теме «Галогены». 9 класс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/632145.
  7. Габриелян О. С., Тригубчак И. В. Химия. Сборник задач и упражнений. 9 класс. — М.: Просвещение, 2020.
Аннотация:
В статье приведены примеры заданий для развития функциональной грамотности, которые могут быть использованы при изучении темы «Хлор».
Заголовок:

К методике изучения взаимного влияния атомов в молекулах

Аннотация:
Рассматриваются вопросы формирования понятий о взаимном влиянии атомов и атомных групп в молекулах органических веществ. Подчёркивается необходимость использования дидактических средств. Предлагаются опорные сигналы и вариант рабочего листа ученика для организации познавательной деятельности.
Заголовок:

Обучение решению задач на осуществление цепочек превращений

Список литературы:
  1. Дерябина Н. Е. Мини-справочник по химии для решения качественных задач. — М., 2005.
  2. Дерябина Н. Е. Решение качественных задач: метод сужения объёма понятий // Химия в школе. — 2008. — № 7. — С. 36–39.
  3. Дерябина Н. Е. Мини-справочник школьника и абитуриента «Органическая химия в реакциях». — М., 2003.
  4. Дерябина Н. Е. Типы химических реакций в цепочках превращений органических веществ // Химия в школе. — 2008. — № 3. — С. 23–31.
  5. Дерябина Н. Е. Системно-деятельностный подход к цепочкам превращений органических веществ // Химия в школе. — 2006. — № 2–3.
  6. Дерябина Н. Е. Определение структуры органического вещества при решении учебных задач // Химия в школе. — 2017. — № 10. — С. 18–21.
  7. Дерябина Н. Е. Связи между классами веществ: учебное пособие. — М., 2006.
  8. Дерябина Н. Е. Приём макроподстановки как способ определения коэффициентов в уравнениях ОВР // Химия в школе. — 2007. — № 9. — С. 40–44.
  9. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и их монофункциональные производные: учебник-тетрадь. — М.: ИПО У Никитских ворот, 2012.
  10. Дерябина Н. Е. Органическая химия: сборник упражнений. — М.: ИПО «У Никитских ворот», 2012.
  11. Дерябина Н. Е. 300 попроще и 300 посложнее: задания-цепочки по органической химии. — М.: ИПО «У Никитских ворот», 2011.
  12. Дерябина Н. Е. Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии // Химия в школе. — 2006. — № 9. — С. 15–20.
Аннотация:
В статье описан результат системного анализа задачи — цепочки превращений. Предложены классификации цепочек превращений органических веществ, а также способы их решения. Показано, что способы решения задач детерминированы их структурными особенностями. Описан процесс обучения поиску (конструированию) способов решения цепочек на основе определения их структурных особенностей.
Заголовок:

Гуманитарный подход к изучению темы "Кислород"

Список литературы:
  1. Кунаева А. П., Иванова И. С. Из опыта гуманитаризации обучения химии // Химия в школе. — 2018. — № 10. — С. 3–8.
  2. Кунаева А. П. Использование познавательных дидактических карточек с литературным содержанием в процессе гуманитаризации обучения химии в основной школе // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ (дата обращения 10.03.22).
  3. Недогибченко О. В. Химические стихи и сказки. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.
  4. Чуешков Л. Н. Химия в стихах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/materiali-kurokam-himii-himiya-v-stihah-703544.html (дата обращения 10.03.22).
  5. Иванова И. С., Громов Ю. В. Использование филателистического материала во внеурочной работе по химии: учебно-методическое пособие. — СПб.: Лема, 2011.
  6. История науки: открытие «окисленной воды». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://indicator. ru/chemistry-and-materials/tenar-tenarova-sin-perekisvodoroda.htm (дата обращения 10.03.22).
  7. США 1983 Джозеф Пристли марка 0.20 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://meshok.net/item/ (дата обращения 10.03.22).
  8. Почтовая марка Нидерландов 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://akphilately.blogspot. com/2009/12/patent-beauty-2-our-second-patent-act. html?m=1 (дата обращения 10.03.22).
Аннотация:
Представлена методическая разработка урока по теме «Получение кислорода». На уроке осуществляется интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний. Авторы показывают, как провести изучение и закрепление нового материала на основе анализа химической информации по теме, представленной в виде стихотворений, произведений художественной литературы, использования филателистического материала, составления хронологических таблиц, а также проверить полученные знания с помощью викторины.
Заголовок:

Изучая кислород...

Аннотация:
При изучении кислорода в 9 классе автор предлагает учащимся прочитать стихотворение и выполнить задания.
Заголовок:

Межпредметный проект "Путешествие в страну естественных наук"

Список литературы:
  1. Оржековский П. А. Логика изучения химии: объяснять, как устроен мир, или учить познавать его? // Химия в школе. — 2021. — № 8. — С. 2–5.
  2. Усова А. В., Даммер М. Д., Елагина В. С., Симонова М. Ж. Проблема совершенствования естественнонаучного образования в школе: поиски и находки. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.
  3. Дерягин В. В., Левина С. Г., Аклеев А. В., Сутягин А. А. Радионуклиды в основных компонентах и приозёрных почвах экосистемы озера Малые Кирпичики // Радиационная биология. Радиоэкология. — 2021. — Т. 61. — № 2. — С. 193–201.
  4. Дерягин В. В. Антропогенное изменение ландшафтов окрестностей Карабаша (Южный Урал): мат-лы XIII Междунар. ландшафтной конф., посвящённой столетию со дня рождения Ф. Н. Милькова, «Современное ландшафтно-экологическое состояние и проблемы оптимизации природной среды регионов». — М.: Истоки, 2018. — С. 342–344.
  5. Дерягин В. В., Запивалова Е. Э. Географические особенности техногенного загрязнения территории (на примере окрестностей г. Карабаш, Южный Урал): мат-лы Междунар. науч.-практич. конф. «Географическое пространство: сбалансированное развитие природы и общества». — Челябинск: ООО «Край Ра», 2019. — С. 250–258.
  6. Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Путешествие в страну химии // Первое сентября. Химия. — 2012. — № 10 (841). — С. 32–37.
  7. Валитова Р. Х. Химический квест «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» // Химия в школе. — 2022. — № 7. — С. 53–59.
Аннотация:
Рассмотрены внеурочные занятия, позволяющие включить учащихся в активную познавательную деятельность, направленную на понимание взаимосвязи естественнонаучных дисциплин и географии, совершенствование полезных практических навыков и умений. Основные задачи проекта: повышение интереса к региональным экологическим проблемам, воспитание любви к малой Родине, развитие навыков командой работы.
Заголовок:

Исследование воды: определение органических примесей

Список литературы:
  1. Никитина Н. Г., Борисов А. Г., Хаханина Т. И. Аналитическая химия: учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт, 2021.
  2. Окисляемость воды // Сайт РГАУ-МСХА [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.activestudy. info/okislyaemost-vody/
Аннотация:
Приведена методика исследования органических примесей в воде методом перманганатометрического титрования. Данная исследовательская работа может быть использована учителем на факультативных занятиях, в работе кружков и при выполнении экологических проектов.
Заголовок:

Патриотическое воспитание и профориентация во внеурочной деятельности

Список литературы:
  1. Суслов М. Г. Государство как организатор патриотического воспитания и как ценность для патриотического воспитания // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. — 2021. — № 3(3). — С. 143–154.
  2. Лутовинов В. И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis. — 2013. — № 2. — С. 18.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020).
  5. Постановление Совета министров СССР № 805- 327сс от 9 апреля 1946 г.
  6. Патент № 2713002 C1, Российская Федерация, МПК G01N 25/26, G01N 25/32, G01K 17/00. Способ определения удельной объёмной теплоты сгорания горючего газа, № 2019112244, заявл. 23.04.2019, опубл. 03.02.2020 / А. В. Иноземцев, Я. О. Иноземцев, Ю. Н. Матюшин, А. Б. Воробьёв.
  7. Патент № 2743430 C1, Российская Федерация, МПК B01D 71/02, C01B 13/08. Высокоселективная асимметричная ионно-транспортная мембрана на пористой подложке для выделения высокочистого кислорода из воздуха, № 2020111815, заявл. 23.03.2020, опубл. 18.02.2021 / А. А. Соловьёва, В. В. Белоусов, И. В. Кульбакин, С. В. Фёдоров.
  8. Патент № 2237028 C2, Российская Федерация, МПК C03C 3/16, C03C 3/062. Стекло, № 2002103037/03, заявл. 07.02.2002, опубл. 27.09.2004 / Т. К. Павлушкина, И. В. Морозова, В. В. Цетлин, Е. А. Дешевая.
  9. Патент № 2651256 C1, Российская Федерация, МПК C01B 17/775. Контактный аппарат для процесса каталитического окисления диоксида серы в триоксид серы, № 2017119861, заявл. 06.06.2017, опубл. 18.04.2018 / Е. М. Грабун, Д. В. Долгов, В. В. Игин [и др.].
  10. Садыкова Э. З. и др. Создание функциональных систем на основе магнитных частиц для таргетной доставки в опухоли // Перспективные направления физикохимической биологии и биотехнологии: Сборник тезисов XXXIV Международной зимней молодёжной научной школы. Москва, 8–11 февраля 2022 г. — М.: Институт биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, 2022. — С. 149.
Аннотация:
В статье предлагается описание школьной конференции, посвящённой ознакомлению учащихся с историей создания исследовательских институтов и их деятельностью в настоящее время. Это внеурочное мероприятие будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся, а также поможет им определить для себя возможную профессию, подумать о будущем месте работы и карьере в области современных химических исследований.
Заголовок:

Из опыта подготовки к практическим турам олимпиады

Список литературы:
  1. Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этапы: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. — Ростов н/Д.: Легион, 2011.
  2. Харитонов Ю. Я. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн. 1. Общие теоретические основы. Качественный анализ. Учеб. для вузов. — М.: Высшая школа, 2003.
  3. Комплект заданий с решениями регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. 2015-16 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/r2016him.pdf
Аннотация:
В статье рассмотрены этапы подготовки учащихся 9 класса к практическому туру региональной олимпиады, разобран алгоритм действий участников учебного процесса, приведены примеры заданий.
Заголовок:

Путешествие к открытиям, перевернувшим мир

Список литературы:
  1. Пономарёв Л. И. Под знаком кванта. — М.: Физматлит, 2012.
  2. Генрек Ф. Пионеры атомного века. — М.: Прогресс, 1974.
  3. Краткий фотографический справочник. — М.: Искусство, 1953.
Аннотация:
В статье рассказывается об открытиях В. Рентгена и А. Беккереля.
Title:

Resolution of the All-Russian Congress of Chemistry Teachers and Educators

Summary:
The resolution of the All-Russian Congress of Chemistry Teachers and Educators, which was held on June 27 — July 1, 2022 at Lomonosov State University (Moscow), is published.
Title:

“Solar Gas”: Element of Modern Innovative Technologies

Summary:
The article discusses the properties and application of helium, the development of gas fields with high helium concentrations in Eastern Siberia, modern technologies for its extraction from natural gas.
Title:

Studying Oil Refining: Frontal-and-Pair Classwork

Summary:
The technology of combination of frontal classwork and students’ activity in pairs is disclosed. Requirements for the presentation of new material by the teacher, tasks for paired work, rules of organizing educational interaction in pairs, providing feedback and error correction are presented. The structure of a lesson on the topic “Oil refining” and students’ activities in pairs while studying new material are described.
Title:

From Subject Knowledge to Functional Literacy

Summary:
The article provides examples of tasks for the development of functional literacy, that can be used in studying the topic “Chlorine”.
Title:

On Studying the Concepts of the Mutual Influence of Atoms in Molecules

Summary:
The article deals with the formation of concepts about the mutual influence of atoms and atomic groups in the molecules of organic substances. The necessity of using didactic means is emphasized. Supporting notes and a version of the student’s worksheet for organizing cognitive activity are proposed.
Title:

Training in Solving Tasks on Transformation Chains

Summary:
The article describes the results of system analysis performed on a chain of organic substances transformations. The classifications of these problems and their solutions are proposed. It is shown that the solutions of these problems are determined by their structural features. The process of teaching the search for the problem’s solution based on system analysis of its structural features is discussed.
Title:

Humanitarian Approach to Studying the Topic “Oxygen”

Summary:
The article presents the description of the lesson “Oxygen” designed with the integration of natural science and humanities. The authors show how to study and consolidate new material by analyzing chemical information with the help of poems and fantasy literature, using philatelic material, compiling chronological tables and conducting a quiz.
Title:

Studying Oxygen

Summary:
When studying oxygen in the 9th grade, the author invites students to read a poem and complete tasks.
Title:

Interdisciplinary Project “Journey to the Land of Natural Sciences”

Summary:
The authors describe extracurricular activities involving students in cognitive activity aimed at understanding the relationship between natural science disciplines and geography, improving useful practical skills and abilities. The main objectives of the project are increasing interest in regional environmental problems, fostering love for the homeland, developing teamwork skills.
Title:

Studying Water: Determination of Organic Impurities

Summary:
The method of investigation of organic impurities in water by permanganatometric titration is given. This research work can be used by the teacher in extracurricular classes and optional courses, in environmental projects.
Title:

Patriotic Education and Career Guidance in Extracurricular Activities

Summary:
The article offers the description of a school conference dedicated to introducing students to the history of the creation of research institutes and their activities at present. This extracurricular event will contribute to the patriotic education of students, as well as help them in choosing the future place of work and career in the field of modern chemical research.
Title:

From the Experience of Preparing for the Practical Rounds of the Olympiad

Summary:
The authors discuss the stages of preparing students for the practical round of the regional Olympiad, analyze the algorithm of actions of participants in the educational process. Examples of tasks are provided.
Title:

Journey to the Discoveries that Changed the World

Summary:
The discoveries made by W. Röntgen and A. Becquerel are described.
Связаться с нами