Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2022 № 07

Русская версия
English version
Заголовок:

Химическое образование: концептуальность и региональная практика

Список литературы:
  1. Кузнецов В. И., Печёнкин А. А. Концептуальные системы химии. Структурные и кинетические теории // Вопросы философии. – 1971. – № 1. – С. 46–56.
  2. Стратегия социально-экономического развития города Тюмени до 2025 года. Проект для администрации города Тюмени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tyumencity.ru/social/ (дата обращения: 24.06.2022).
  3. Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Интегральные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала регионов. – СПб.; Тюмень: ТОГИРРО, 2001. – С. 27.
  4. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Развитие и оценка творческих способностей учащихся на уроках в условиях нарастающей цифровизации образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 3 (31).
  5. Egorova G. I., Egorov A. N, Loseva N. I. Siberian arts and crafts as basis for development of cultural traditions and innovations // Advances in Intelligent Systems and Computing 677, DOI 10.1007/978- 3-319-67843-6_13 Springer International Publishing AG 2018. – Р. 93–100.
  6. Ройтблат О. В. Теоретический анализ моделей повышения квалификации педагогических работников в современном меняющемся мире: монография. – Тюмень: ТОГИРРО, 2018. – С. 24–41.
  7. Каткова О. А., Ионина Н. Г. Роль ассоциаций учителей-предметников Тюменской области в совершенствовании профессионального мастерства // География в школе. – 2021. – № 1. – С. 52–55.
  8. Ройтблат О. В. Деятельность центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в системе дополнительного профессионального образования / Материалы XXI Международной науч.-прак. конф. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020.
Аннотация:
Раскрыты приоритеты развития химической науки, химического образования Тюменского региона.
Заголовок:

Химическое образование в Тюменском регионе: стратегии и тактики развития

Список литературы:
  1. Коптюг В. А. Наука спасёт человечество. – Новосибирск: Изд-во СO РАН, 1997.
  2. Егорова Г. И. Нефтегазохимический кластер: приоритеты и перспективы в развитии Тюменского региона // Химия в школе. – 2013. – № 5. – С. 5–10.
  3. Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portalnano.ru/read/iInfrastructure/ russia/nns/kiae/convergence_kovalchuk#1
  4. Ракитов А. И. Наука, образование и супериндустриальное общество: реалистический проект для России // Вопросы философии. – 2009. – № 10. – С. 65.
  5. Lane R. The decline of politics and ideology in a knowledgeable society // American sociological rev. N.Y. – 1966. – Vol. 31. – № 5. – P. 650.
  6. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wtec.org/Converging Technologies/Report/NBIC_report.pdf
  7. Современные тенденции развития химического образования: фундаментальность и качество. Сборник / Под общей ред. академика В. В. Лунина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
  8. Уваров А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020.
  9. Егорова Г. И. Миссия образования в развитии интеллектосферы и ноосферы глобализирующегося мира / Развитие ноосферных идей в педагогической науке и образовательной практике. – СПб.: Тюмень: ТОГИРРО – РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
Аннотация:
Показаны концептуальные подходы и принципы изучения химических дисциплин в школе и вузе.
Заголовок:

Онлайн-педагогика: технологии, методы и приёмы

Список литературы:
  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Икар, 2009. – С. 342.
  2. Иванова В. А., Левина Т. В. Педагогика. Электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/03_01.html. Дата обращения: 24.11.2021.
  3. Ройтерштейн Д. М. Основы органической химии. Курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLthfp5exSWEqWW5 NzQrYdckU9OoZxnEkA. Дата обращения: 01.04.2022.
  4. Носов А. М. Лекции по физиологии растений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=61bgeP1fZEg&list=PLcsjsqL LSfNDtcG3YxmWaAQF59Ted2D3D. Дата обращения: 24.11.2021.
  5. Лисотова Е. В. Курс «Физиология растений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stepik.org/course/91641/info. Дата обращения: 24.11.2021.
  6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node53.html. Дата обращения: 24.11.2021.
Аннотация:
Проведён обзор приёмов и методов, педагогических технологий, обеспечивающих эффективное усвоение содержания образования.
Заголовок:

Продуктивные образовательные технологии на уроках химии

Список литературы:
  1. Ковалёва Г. С. Глобальные компетенции: сборник эталонных заданий. Вып. 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, Т. В. Коваль. – М., СПб.: Просвещение, 2020.
  2. Ионина Н. Г., Бояркина Ю. А. Использование продуктивных образовательных технологий через обучающие структуры на уроках биологии // Биология в школе. – 2020. – № 7. – С. 28–33.
  3. Ионина Н. Г. Использование принципа межпредметных связей при обучении биологии // Биология в школе. – 2020. – № 1. – С. 28–34.
  4. Бояркина Ю. А. Изменения в методиках преподавания в предметах естественно-научного цикла в условиях обновления содержания и технологий обучения: методические рекомендации. – Тюмень, ТОГИРРО, 2019. – С. 42–55.
  5. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Аннотация:
Рассматриваемые технологии позволяют включить в мыслительный процесс на уроке каждого ученика, развить критическое мышление и креативность.
Заголовок:

Из опыта интеграции предметов естественно-научного цикла

Список литературы:
  1. Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях РФ, реализующих основные образовательные программы. Утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации. Протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн // Химия в школе. – 2020. – № 2. – С. 2–12.
  2. Примерная рабочая программа ООО. Химия. Базовый уровень, 8–9 классы. Одобрена решением ФУМО по общему образованию. Протокол № 3/21 от 27.09.2021.
  3. Приложение к письму Департамента образования и науки Тюменской области № 03823 от 05.06.2017 «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в целях реализации основных общеобразовательных программ в школах Тюменской области в условиях введения ФГОС».
  4. Методические рекомендации для составления рабочих программ с учётом интеграции предметов естественно-научной направленности и социальных практик / Авт.-сост. О. А. Каткова, Н. Г. Ионина; под ред. М. В. Кусковой. – Тюмень: ТОГИРРО, 2017.
Аннотация:
Использование интегративного подхода позволит учащимся успешно осваивать межпредметные понятия, а также УУД на практике в условиях реального производства.
Заголовок:

Учебная программа «Классы СИБУРа»

Аннотация:
Данная программа обеспечивает комплексную профориентацию учащихся, качественную подготовку к ЕГЭ, популяризацию инженерно-технических профессий.
Заголовок:

Урок по теме «Классификация и свойства солей»

Аннотация:
Представлена разработка урока в 8 классе по программе О. С. Габриеляна.
Заголовок:

Из опыта использования дистанционной формы подготовки к экзамену

Список литературы:
  1. Булыгин Г. В. Основы автоматизации процесса обучения. – М., 2003.
  2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001.
  3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2002.
  5. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. – М., Академия, 2006.
  6. Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. – № 2. – С. 30–35.
Аннотация:
Представлен опыт работы авторов по реализации технологии дистанционного обучения в условиях продолжительного карантина.
Заголовок:

Лицейское образование: путь в будущее

Аннотация:
Лицей много лет успешно готовит учащихся к поступлению в первую очередь в медицинские вузы.
Заголовок:

Инновационные технологии в профориентационных проектах

Список литературы:
  1. Реализация национального проекта «Образование» на территории города Тобольска // Департамент по образованию администрации города Тобольска. URL: http://tko-tobolsk.info/realizatsia-natsproektov/ (дата обращения 06.05.2022).
  2. Колычева З. И. Проблемы подготовки педагога естественно-научного образования // Актуальные проблемы химического и естественно-научного образования: материалы VII Всероссийской научно-методической конференции. – М.: МИОО, 2016. – С. 36–39.
  3. Шарипов Ф. В. Инновационная деятельность в образовании // Международный журнал экспериментального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11071
  4. Технологии концентрированного обучения // Psylist – психологический образовательный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylist.net/pedagogika/00155.htm
  5. Малюгина Е. В. «Каникулярная школа» как форма работы с талантливыми детьми // Образование и качество жизни. – 2018. – № 6 (14). – С. 10–11.
  6. Гера Р. Д. Профессиональная социализация школьников на этапе предпрофильной подготовки: автореф дис. ... канд. пед. наук. – Белгород, 2008.
  7. Ибрагимов Г. И. Концентрированное обучение: теория, история, практика: монография. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010.
  8. Кобзева Н. А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 4. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 192-195.
  9. Восторгова Е. В., Махотин Д. А., Михайлов В. В. Модель профессиональной подготовки школьников на основе стандартов JUNIORSKILLS // Вестник РМАТ. – 2018. – № 3. – С. 80–85.
  10. Садыкова Э. Ф., Мирюгина Т. А. Особенности организации образовательного экологического геокэшинга для учащихся общеобразовательных школ // Педагогика и просвещение. – 2020. – № 3. – С. 54–62.
  11. Ермаков Д. С. Содержание образования для устойчивого развития // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-obrazovaniya-dlya-ustoychivogo-razvitiya
Аннотация:
Описан опыт кафедры по реализации профориентационной работы со школьниками.
Заголовок:

Единые уроки в рамках проекта «Моя Тюменская область»

Список литературы:
  1. Методические рекомендации для субъектов РФ по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам РФ, включённым в календарь образовательных событий на 2015/16 учебный год, 2016/2017 учебный год.
Аннотация:
Рассматривается опыт проведения единых областных уроков, способствующих развитию гражданской активности, патриотизма, понимания ценности науки.
Заголовок:

Химический квест «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»

Аннотация:
Представлена разработка командной игры с передвижением по маршруту, включающему несколько станций, на которых учащиеся выполняют различные задания.
Заголовок:

Из опыта организации внеурочной деятельности

Список литературы:
  1. Малин А. Г., Боровских Т. А., Чернобельская Г. М. Внеурочная активность как ресурс раннего обучения химии // Наука и школа. – 2017. – № 5. – С. 119–124.
  2. Пак М. С., Давыдов В. Н., Толетова М. К., Зелезинский А. Л. Внеурочная работа по химии в современной школе: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
  3. Химические опыты для детей. Занимательная химия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty
  4. Шишкина К. Л. Научное шоу или химические опыты в домашних условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/03/27/nauchnoe-shou-ili-himicheskie-opyty-v-domashnih-usloviyah
Аннотация:
Приводятся примеры развития познавательного интереса у школьников ещё до начала изучения химии.
Заголовок:

О работе кружка «Химия и биология в мире профессий»

Список литературы:
  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  2. Воскресенский П. И., Неймарк А. М. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1972.
  3. Габриелян О. С. Химический эксперимент в школе, 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Грабецкий А. А., Назаров Т. С. Кабинет химии. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1978.
  6. Жилин Д. М. Цифровой мультидатчик «Естествознание-1»: методическое пособие и набор карт-инструкций. – М.: Де Либри, 2018.
  7. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
  8. Петрова А. Красная книга Тюменской области: животные, растения, грибы. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
  9. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 1999.
  10. Харитонцева Б. С. Определитель растений юга Тюменской области. – Тобольск: Изд-во Тобольского гос. пед. ин-та, 1994.
  11. Хомченко Г. П., Севастьянова К. И. Практические работы по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1976.
  12. Хисамов Г. Х. Краткий справочник по применению лекарственных растений. – Казань: Татарское книжное издательство, 1994.
  13. Штремплер Г. И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1993.
Аннотация:
Учащиеся на кружке углубляют предметные знания, приобретают дополнительные навыки при выполнении практических работ.
Заголовок:

Оборудование «НаукоЛаб»: использование в проектно-исследовательской деятельности

Список литературы:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/educational_standard
  2. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/
  3. Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_uchebnoi_proektno_issledovatelskoi_ deyatelnosti_v_obrazovatelnih_organizaciyah.htm
  4. Фиошин М. Я., Павлов В. Н. Электролиз в неорганической химии. – М.: Наука, 1976.
  5. Фиошин М. Я., Смирнова М. Г. Электрохимические системы в синтезе химических продуктов. – М.: Химия, 1985.
Аннотация:
Описан опыт организации проектно-исследовательской деятельности на примере темы «Электролиз».
Заголовок:

Химический эксперимент как основа проектной деятельности

Список литературы:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г., № 287 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920
  2. Романова Т. В., Золотых Н. Ю., Карпова О. В. Программа «Шаг в будущее»: история, лица и факты // Юбилейный сборник научно-методических трудов «30 лет программе “Шаг в будущее”». – М.: НТА АПФН, 2020. – С. 8–22.
  3. Калаева С. З., Макаров В. М., Шипилин А. М. Способ получения магнитной жидкости из железосодержащих отходов производства // Известия высших учебных заведений. Серия «Химия и хим. технология». – М.: Наука, 2002.
  4. Левшин В. Л. Фотолюминесценция жидких и твёрдых веществ. – М.; Л.: Гостехиздат, 1951.
  5. Красовицкий Б. М., Болотин Б. М. Органические люминофоры. – Л.: Химия, Ленинградское отделение, 1976.
Аннотация:
Предложены методические материалы, позволяющие понять суть построения исследовательского проекта на основе химического эксперимента.
Заголовок:

Д. И. Менделеев: «С думою о благе российском»

Список литературы:
  1. Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Д. И. Менделеев и культура России. – СПб.; Тюмень: ТОГИРРО, 2005.
  2. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. XXIV. – Л.; М.: АН СССР, 1954.
  3. Воробьёв Е. М., Закотнов В. В., Семёнов И. Н. Экономические идеи Д. И. Менделеева и прогнозы развития Сибири. – Омск: ОмГПУ, 2000.
  4. Менделеев Д. И. Заветные мысли. – М.: Мысль, 1995.
  5. Менделеев Д. И. Литературное наследство / Отв. ред. Э. Х. Фрицман. Т. I. – Л.: ЛГУ, 1939.
  6. Менделеев Д. И. Уральская железная промышленность в 1899 г. – СПб.: Издание Министерства финнансов по департаменту торговли и мануфактур, 1900.
  7. Макареня А. А., Семёнов И. Н. Идеи Д. И. Менделеева в наши дни. – М.: Знание РСФСР, 1983.
  8. Менделеев Д. И. Сочинения. Том XI. Топливо. – Л.; М.: АН СССР, 1949.
  9. Менделеев Д. И. Сочинение. Том ХХ. – Л.; М.: АН СССР, 1954.
  10. Менделеев Д. И. Сочинение. Том ХIХ. – М.: АН СССР, 1950.
  11. Менделеев Д. И. Сочинение. Том XIV. – М.: АН СССР, 1950.
Аннотация:
Авторы подчёркивают актуальность и своевременность мыслей и идей великого учёного для современности.
Title:

Chemical Education: Conceptuality and Regional Practice

Summary:
The article reveals the priorities of the development of chemical science and chemical education of the Tyumen region.
Title:

Chemical Education in the Tyumen Region: Development Strategies and Tactics

Summary:
Conceptual approaches and principles in the study of chemical disciplines at school and university are shown.
Title:

Online Learning: Technologies, Methods, Techniques

Summary:
The authors present a review of methods and practices, pedagogical technologies that facilitate the effective assimilation of the educational content.
Title:

Productive Educational Technologies in Chemistry Lessons

Summary:
The technologies considered in the article allow us to involve each student in the thinking process in the lesson, develop critical thinking and creativity.
Title:

From the Experience of Integrating Natural Science Subjects

Summary:
The use of an integrative approach will allow students to successfully master interdisciplinary concepts, as well as universal learning activities in practice in the conditions of real production.
Title:

Educational Program “SIBUR Classes”

Summary:
This program is presented as comprehensive career guidance for children, high-quality preparation for the Unifi ed State Examination, popularization of engineering and technical professions.
Title:

“Classification and Properties of Salts” Lesson

Summary:
The article presents the scenario of a lesson in the 8th grade according to the program of O. S. Gabrielyan.
Title:

From the Experience of Using Distance Learning in Preparing Students for the Exam

Summary:
The author’s experience in implementing a distance learning technology model in a long-term quarantine is presented.
Title:

Lyceum Education: a Path to the Future

Summary:
The Lyceum has been successfully preparing students for admission to medical universities for many years.
Title:

Innovative Technologies in Career Guidance Projects

Summary:
The article describes the experience of the department in providing career guidance for schoolchildren.
Title:

Unified Lessons within the Framework of “My Tyumen region” Project

Summary:
The article considers the experience of conducting unified regional lessons, contributing to the development of civic engagement, patriotism, and understanding the value of science.
Title:

Chemical Quest “The Periodic Table of Chemical Elements”

Summary:
The article presents the scenario of a team game involving moving along the route with several stations and doing various tasks.
Title:

From the Experience of Extracurricular Activities

Summary:
The paper provides examples of developing cognitive interest among schoolchildren even before the beginning of studying chemistry.
Title:

On the Work of the “Chemistry and Biology in the World of Professions” Optional Course

Summary:
Students expand their subject knowledge, acquire additional skills while performing practical work.
Title:

“NaukoLab” Equipment: Using in Students’ Project and Research Activities

Summary:
The authors describe organizing project and research activities on the example of the topic “Electrolysis”.
Title:

Chemical Experiment as the Basis of Project Activity

Summary:
Methodological materials are presented that allow us to understand the essence of building a research project based on a chemical experiment.
Title:

D. I. Mendeleev: Thinking about the Good of Russia

Summary:
The authors emphasize the relevance and timeliness of the thoughts and ideas of the great scientist for the present.
Связаться с нами