Заголовок:
Химическое образование: концептуальность и региональная практика
Список литературы:
- Кузнецов В. И., Печёнкин А. А. Концептуальные системы химии. Структурные и кинетические теории // Вопросы философии. – 1971. – № 1. – С. 46–56.
- Стратегия социально-экономического развития города Тюмени до 2025 года. Проект для администрации города Тюмени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tyumencity.ru/social/ (дата обращения: 24.06.2022).
- Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Интегральные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала регионов. – СПб.; Тюмень: ТОГИРРО, 2001. – С. 27.
- Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Развитие и оценка творческих способностей учащихся на уроках в условиях нарастающей цифровизации образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 3 (31).
- Egorova G. I., Egorov A. N, Loseva N. I. Siberian arts and crafts as basis for development of cultural traditions and innovations // Advances in Intelligent Systems and Computing 677, DOI 10.1007/978- 3-319-67843-6_13 Springer International Publishing AG 2018. – Р. 93–100.
- Ройтблат О. В. Теоретический анализ моделей повышения квалификации педагогических работников в современном меняющемся мире: монография. – Тюмень: ТОГИРРО, 2018. – С. 24–41.
- Каткова О. А., Ионина Н. Г. Роль ассоциаций учителей-предметников Тюменской области в совершенствовании профессионального мастерства // География в школе. – 2021. – № 1. – С. 52–55.
- Ройтблат О. В. Деятельность центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в системе дополнительного профессионального образования / Материалы XXI Международной науч.-прак. конф. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020.
Аннотация:
Раскрыты приоритеты развития химической науки, химического образования Тюменского региона.
Ключевые слова:
Тюменский регион, химическое образование, концептуальные подходы, региональная практика, химическая грамотность выпускника.
Заголовок:
Химическое образование в Тюменском регионе: стратегии и тактики развития
Список литературы:
- Коптюг В. А. Наука спасёт человечество. – Новосибирск: Изд-во СO РАН, 1997.
- Егорова Г. И. Нефтегазохимический кластер: приоритеты и перспективы в развитии Тюменского региона // Химия в школе. – 2013. – № 5. – С. 5–10.
- Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portalnano.ru/read/iInfrastructure/ russia/nns/kiae/convergence_kovalchuk#1
- Ракитов А. И. Наука, образование и супериндустриальное общество: реалистический проект для России // Вопросы философии. – 2009. – № 10. – С. 65.
- Lane R. The decline of politics and ideology in a knowledgeable society // American sociological rev. N.Y. – 1966. – Vol. 31. – № 5. – P. 650.
- Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wtec.org/Converging Technologies/Report/NBIC_report.pdf
- Современные тенденции развития химического образования: фундаментальность и качество. Сборник / Под общей ред. академика В. В. Лунина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
- Уваров А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020.
- Егорова Г. И. Миссия образования в развитии интеллектосферы и ноосферы глобализирующегося мира / Развитие ноосферных идей в педагогической науке и образовательной практике. – СПб.: Тюмень: ТОГИРРО – РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
Аннотация:
Показаны концептуальные подходы и принципы изучения химических дисциплин в школе и вузе.
Ключевые слова:
химическое образование, развитие, регион, концептуальные стратегии и тактики развития.
Заголовок:
Онлайн-педагогика: технологии, методы и приёмы
Список литературы:
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Икар, 2009. – С. 342.
- Иванова В. А., Левина Т. В. Педагогика. Электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/03_01.html. Дата обращения: 24.11.2021.
- Ройтерштейн Д. М. Основы органической химии. Курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLthfp5exSWEqWW5 NzQrYdckU9OoZxnEkA. Дата обращения: 01.04.2022.
- Носов А. М. Лекции по физиологии растений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=61bgeP1fZEg&list=PLcsjsqL LSfNDtcG3YxmWaAQF59Ted2D3D. Дата обращения: 24.11.2021.
- Лисотова Е. В. Курс «Физиология растений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stepik.org/course/91641/info. Дата обращения: 24.11.2021.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node53.html. Дата обращения: 24.11.2021.
Аннотация:
Проведён обзор приёмов и методов, педагогических технологий, обеспечивающих эффективное усвоение содержания образования.
Ключевые слова:
онлайн-обучение, функциональная грамотность, педагогические технологии, приёмы и методы онлайн-педагогики, высшее образование.
Заголовок:
Продуктивные образовательные технологии на уроках химии
Список литературы:
- Ковалёва Г. С. Глобальные компетенции: сборник эталонных заданий. Вып. 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, Т. В. Коваль. – М., СПб.: Просвещение, 2020.
- Ионина Н. Г., Бояркина Ю. А. Использование продуктивных образовательных технологий через обучающие структуры на уроках биологии // Биология в школе. – 2020. – № 7. – С. 28–33.
- Ионина Н. Г. Использование принципа межпредметных связей при обучении биологии // Биология в школе. – 2020. – № 1. – С. 28–34.
- Бояркина Ю. А. Изменения в методиках преподавания в предметах естественно-научного цикла в условиях обновления содержания и технологий обучения: методические рекомендации. – Тюмень, ТОГИРРО, 2019. – С. 42–55.
- Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Аннотация:
Рассматриваемые технологии позволяют включить в мыслительный процесс на уроке каждого ученика, развить критическое мышление и креативность.
Ключевые слова:
продуктивные технологии, сингапурская методика обучения, обучающие приёмы.
Заголовок:
Из опыта интеграции предметов естественно-научного цикла
Список литературы:
- Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях РФ, реализующих основные образовательные программы. Утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации. Протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн // Химия в школе. – 2020. – № 2. – С. 2–12.
- Примерная рабочая программа ООО. Химия. Базовый уровень, 8–9 классы. Одобрена решением ФУМО по общему образованию. Протокол № 3/21 от 27.09.2021.
- Приложение к письму Департамента образования и науки Тюменской области № 03823 от 05.06.2017 «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в целях реализации основных общеобразовательных программ в школах Тюменской области в условиях введения ФГОС».
- Методические рекомендации для составления рабочих программ с учётом интеграции предметов естественно-научной направленности и социальных практик / Авт.-сост. О. А. Каткова, Н. Г. Ионина; под ред. М. В. Кусковой. – Тюмень: ТОГИРРО, 2017.
Аннотация:
Использование интегративного подхода позволит учащимся успешно осваивать межпредметные понятия, а также УУД на практике в условиях реального производства.
Ключевые слова:
межпредметная интеграция, интегрированный урок, алгоритм интеграции предметов для составления рабочих программ, социокультурная и социопроизводственная инфраструктура территорий Тюменской области.
Заголовок:
Учебная программа «Классы СИБУРа»
Аннотация:
Данная программа обеспечивает комплексную профориентацию учащихся, качественную подготовку к ЕГЭ, популяризацию инженерно-технических профессий.
Ключевые слова:
профильное обучение, учебная программа «Классы СИБУРа», профориентация, школа, вуз, производство.
Заголовок:
Урок по теме «Классификация и свойства солей»
Аннотация:
Представлена разработка урока в 8 классе по программе О. С. Габриеляна.
Ключевые слова:
соли, планируемые результаты, виды деятельности.
Заголовок:
Из опыта использования дистанционной формы подготовки к экзамену
Список литературы:
- Булыгин Г. В. Основы автоматизации процесса обучения. – М., 2003.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2002.
- Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. – М., Академия, 2006.
- Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. – № 2. – С. 30–35.
Аннотация:
Представлен опыт работы авторов по реализации технологии дистанционного обучения в условиях продолжительного карантина.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, ЕГЭ, консультирование, система дистанционной поддержки.
Заголовок:
Лицейское образование: путь в будущее
Аннотация:
Лицей много лет успешно готовит учащихся к поступлению в первую очередь в медицинские вузы.
Ключевые слова:
профильное образование, образовательная и внеурочная деятельность, выбор профессии.
Заголовок:
Инновационные технологии в профориентационных проектах
Список литературы:
- Реализация национального проекта «Образование» на территории города Тобольска // Департамент по образованию администрации города Тобольска. URL: http://tko-tobolsk.info/realizatsia-natsproektov/ (дата обращения 06.05.2022).
- Колычева З. И. Проблемы подготовки педагога естественно-научного образования // Актуальные проблемы химического и естественно-научного образования: материалы VII Всероссийской научно-методической конференции. – М.: МИОО, 2016. – С. 36–39.
- Шарипов Ф. В. Инновационная деятельность в образовании // Международный журнал экспериментального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11071
- Технологии концентрированного обучения // Psylist – психологический образовательный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylist.net/pedagogika/00155.htm
- Малюгина Е. В. «Каникулярная школа» как форма работы с талантливыми детьми // Образование и качество жизни. – 2018. – № 6 (14). – С. 10–11.
- Гера Р. Д. Профессиональная социализация школьников на этапе предпрофильной подготовки: автореф дис. ... канд. пед. наук. – Белгород, 2008.
- Ибрагимов Г. И. Концентрированное обучение: теория, история, практика: монография. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010.
- Кобзева Н. А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 4. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 192-195.
- Восторгова Е. В., Махотин Д. А., Михайлов В. В. Модель профессиональной подготовки школьников на основе стандартов JUNIORSKILLS // Вестник РМАТ. – 2018. – № 3. – С. 80–85.
- Садыкова Э. Ф., Мирюгина Т. А. Особенности организации образовательного экологического геокэшинга для учащихся общеобразовательных школ // Педагогика и просвещение. – 2020. – № 3. – С. 54–62.
- Ермаков Д. С. Содержание образования для устойчивого развития // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-obrazovaniya-dlya-ustoychivogo-razvitiya
Аннотация:
Описан опыт кафедры по реализации профориентационной работы со школьниками.
Ключевые слова:
качество естественно-научного образования, профессионализация студентов, профориентация, профориентационные проекты, инновационные технологии.
Заголовок:
Единые уроки в рамках проекта «Моя Тюменская область»
Список литературы:
- Методические рекомендации для субъектов РФ по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам РФ, включённым в календарь образовательных событий на 2015/16 учебный год, 2016/2017 учебный год.
Аннотация:
Рассматривается опыт проведения единых областных уроков, способствующих развитию гражданской активности, патриотизма, понимания ценности науки.
Ключевые слова:
воспитательный потенциал урока, региональное содержание, активные и интерактивные методы обучения, методическое сопровождение педагогов.
Заголовок:
Химический квест «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»
Аннотация:
Представлена разработка командной игры с передвижением по маршруту, включающему несколько станций, на которых учащиеся выполняют различные задания.
Ключевые слова:
квест, мотивация учащихся, Периодическая система химических элементов.
Заголовок:
Из опыта организации внеурочной деятельности
Список литературы:
- Малин А. Г., Боровских Т. А., Чернобельская Г. М. Внеурочная активность как ресурс раннего обучения химии // Наука и школа. – 2017. – № 5. – С. 119–124.
- Пак М. С., Давыдов В. Н., Толетова М. К., Зелезинский А. Л. Внеурочная работа по химии в современной школе: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
- Химические опыты для детей. Занимательная химия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty
- Шишкина К. Л. Научное шоу или химические опыты в домашних условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/03/27/nauchnoe-shou-ili-himicheskie-opyty-v-domashnih-usloviyah
Аннотация:
Приводятся примеры развития познавательного интереса у школьников ещё до начала изучения химии.
Ключевые слова:
химия, внеклассная работа, мотивация, познавательный интерес, опыты.
Заголовок:
О работе кружка «Химия и биология в мире профессий»
Список литературы:
- Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Воскресенский П. И., Неймарк А. М. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1972.
- Габриелян О. С. Химический эксперимент в школе, 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Грабецкий А. А., Назаров Т. С. Кабинет химии. – М.: Просвещение, 1983.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1978.
- Жилин Д. М. Цифровой мультидатчик «Естествознание-1»: методическое пособие и набор карт-инструкций. – М.: Де Либри, 2018.
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
- Петрова А. Красная книга Тюменской области: животные, растения, грибы. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
- Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 1999.
- Харитонцева Б. С. Определитель растений юга Тюменской области. – Тобольск: Изд-во Тобольского гос. пед. ин-та, 1994.
- Хомченко Г. П., Севастьянова К. И. Практические работы по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1976.
- Хисамов Г. Х. Краткий справочник по применению лекарственных растений. – Казань: Татарское книжное издательство, 1994.
- Штремплер Г. И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1993.
Аннотация:
Учащиеся на кружке углубляют предметные знания, приобретают дополнительные навыки при выполнении практических работ.
Ключевые слова:
кружок, предпрофильная подготовка, профессиональное самоопределение.
Заголовок:
Оборудование «НаукоЛаб»: использование в проектно-исследовательской деятельности
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/educational_standard
- Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/
- Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_uchebnoi_proektno_issledovatelskoi_ deyatelnosti_v_obrazovatelnih_organizaciyah.htm
- Фиошин М. Я., Павлов В. Н. Электролиз в неорганической химии. – М.: Наука, 1976.
- Фиошин М. Я., Смирнова М. Г. Электрохимические системы в синтезе химических продуктов. – М.: Химия, 1985.
Аннотация:
Описан опыт организации проектно-исследовательской деятельности на примере темы «Электролиз».
Ключевые слова:
проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, «НаукоЛаб».
Заголовок:
Химический эксперимент как основа проектной деятельности
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г., № 287 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920
- Романова Т. В., Золотых Н. Ю., Карпова О. В. Программа «Шаг в будущее»: история, лица и факты // Юбилейный сборник научно-методических трудов «30 лет программе “Шаг в будущее”». – М.: НТА АПФН, 2020. – С. 8–22.
- Калаева С. З., Макаров В. М., Шипилин А. М. Способ получения магнитной жидкости из железосодержащих отходов производства // Известия высших учебных заведений. Серия «Химия и хим. технология». – М.: Наука, 2002.
- Левшин В. Л. Фотолюминесценция жидких и твёрдых веществ. – М.; Л.: Гостехиздат, 1951.
- Красовицкий Б. М., Болотин Б. М. Органические люминофоры. – Л.: Химия, Ленинградское отделение, 1976.
Аннотация:
Предложены методические материалы, позволяющие понять суть построения исследовательского проекта на основе химического эксперимента.
Ключевые слова:
программа «Шаг в будущее», химический эксперимент, учебный исследовательский проект.
Заголовок:
Д. И. Менделеев: «С думою о благе российском»
Список литературы:
- Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Д. И. Менделеев и культура России. – СПб.; Тюмень: ТОГИРРО, 2005.
- Менделеев Д. И. Сочинения. Т. XXIV. – Л.; М.: АН СССР, 1954.
- Воробьёв Е. М., Закотнов В. В., Семёнов И. Н. Экономические идеи Д. И. Менделеева и прогнозы развития Сибири. – Омск: ОмГПУ, 2000.
- Менделеев Д. И. Заветные мысли. – М.: Мысль, 1995.
- Менделеев Д. И. Литературное наследство / Отв. ред. Э. Х. Фрицман. Т. I. – Л.: ЛГУ, 1939.
- Менделеев Д. И. Уральская железная промышленность в 1899 г. – СПб.: Издание Министерства финнансов по департаменту торговли и мануфактур, 1900.
- Макареня А. А., Семёнов И. Н. Идеи Д. И. Менделеева в наши дни. – М.: Знание РСФСР, 1983.
- Менделеев Д. И. Сочинения. Том XI. Топливо. – Л.; М.: АН СССР, 1949.
- Менделеев Д. И. Сочинение. Том ХХ. – Л.; М.: АН СССР, 1954.
- Менделеев Д. И. Сочинение. Том ХIХ. – М.: АН СССР, 1950.
- Менделеев Д. И. Сочинение. Том XIV. – М.: АН СССР, 1950.
Аннотация:
Авторы подчёркивают актуальность и своевременность мыслей и идей великого учёного для современности.
Ключевые слова:
учёный, патриот, развитие, Россия, Сибирь, малая родина, подвиг.