Заголовок:
Сотворческая модель повышения квалификации учителя химии
Список литературы:
- Степанов С., Кремер Е. Педагогика сотворчества: сплав теории и практики // Образовательная политика. – 2011. – № 2 (52). – С. 19–22.
- Растянников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве: монография. – М., Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/88218.html (дата обращения: 30.01.2022).
- Оржековский П. А., Мансурова С. Е., Степанов С. Ю. Повышение квалификации педагогов и выявление его эффективности // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2016. – № 1. – С. 93–101.
- Титов Н. А., Оржековский П. А. Об индивидуальном стиле деятельности учителя // Химия в школе. – 2010. – № 2. – С. 39–43.
- Титов Н. А. Мотивация педагогического творчества // Химия в школе. – 2008. – № 10. – С. 22–27.
- Шумилин А. С. Повышение квалификации учителей: сотворчество преподавателя и слушателей // Химия в школе. – 2019. – № 3. – С. 25–29.
Аннотация:
Сотворчество преподавателя курсов повышения квалификации и учителей химии является эффективным способом формирования педагогического опыта в процессе постдипломного образования. В статье рассматриваются основные компоненты сотворческой модели повышения квалификации учителей химии, а также условия её реализации.
Ключевые слова:
повышение квалификации учителя химии, сотворчество, сотворческая модель.
Заголовок:
Биохимия любви
Список литературы:
- Амен Д. Мозг и любовь: секреты практической нейробиологии. – М.: Эксмо, 2011.
- Баженова Н. Г. Феномен любви, её типы и теории любви // Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы: материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Нестор-История, 2010. – С. 200–205.
- Бройнинг Л. Г. Гормоны счастья. Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
- Век В. В. Влюблённость и любовь как объекты научного исследования: монография. – М.: Издательский дом «Академия естествознания», 2017.
- Дьяконова В. Е. Поведенческие функции серотонина и октопамина: некоторые парадоксы сравнительной физиологии // Успехи физиологических наук. – 2007. – Т. 38. – № 3. – С. 3–20.
- Жуков Д. А., Виноградова Е. П. Следовые амины и поведение // Нейрохимия. – 2020. – Т. 37. – №4. – С. 310–317.
- Игнатова П. Д. Химия как основа любви // Forcipe. – 2020. – Т. 3. – № 5. – С. 436–437.
- Ижогина Е. Ю. Формула любви // Химия в школе. – 2008. – № 3. – С. 74–77.
- Климов А. В., Тихомирова А. А. Влияние гормонов и нейромедиаторов на поведение человека // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 48. – С. 284–293.
- Конова И. Г., Ковтун Е. С., Попов С. И. Биохимия любви // Экономика и социум. – 2017. – № 4 (35). – С. 744–749.
- Сулаквелидзе Т. С. К вопросу о роли вазопрессина и окситоцина как нейропептидов // Научные труды IV съезда физиологов СНГ. – М.: ЗАО «Медицина – Здоровье», 2014. – С. 125–126.
- Фишер Х. Почему мы любим. Природа и химия романтической любви. – М.: Альпина нон-фикшн, 2013.
- Хачатрян И. Н. Биохимия любви. Интегрированный урок в XI классе // Биология в школе. – 2005. – № 2. – С. 72–75.
- Циркин В. И., Багаев В. И., Бейн Б. Н. Роль дофамина в деятельности мозга (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник. – 2010. – № 1. – С. 7–18.
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы участия гормональной системы человека в формировании состояния влюблённости. Описано участие биогенных аминов и нейропептидов (фенилэтиламин, дофамин, адреналин, норадреналин, окситоцин, серотонин, вазопрессин) в развитии данного состояния на его различных стадиях. Представленный материал может быть использован учителями химии и биологии как в рамках уроков, так и при организации внеурочных мероприятий, связанных с половым воспитанием и формированием у обучающихся стремления к здоровому образу жизни.
Ключевые слова:
влюблённость, гормональная регуляция, биогенные амины, нейропептиды.
Заголовок:
К методике формирования умения сравнивать
Список литературы:
- Миренкова Е. В., Зайцева О. И. Из опыта реализации деятельностного подхода // Химия в школе. – 2018. – № 8. – С. 8–13.
- Миренкова Е. В. Виды знаний в обеспечении познавательных умений // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2018. – С. 99–102.
- Миренкова Е. В. К вопросу о формировании химической грамотности // Химия в школе. – 2021. – № 4. – С. 15–19.
- Миренкова Е. В. Формирование и диагностика умения сравнивать (на материале естественно-научных предметов) // Педагогика. – 2020. – Т. 84. – № 12. – С. 35–43.
- Миренкова Е. В. Гносеологическая функция умения сравнивать и её реализация в учебном процессе (на материале естественно-научных предметов) // Педагогика. – 2021. – № 2. – С. 42–49.
- Заграничная Н. А., Миренкова Е. В. Диагностика метапредметных результатов при обучении химии в основной школе. – М.: Русское слово, 2020.
Аннотация:
Раскрыта методика формирования умения сравнивать: выделен спектр базовых действий, лежащих в основе умения, обозначены объекты сравнения, перечислены показатели развития умения, предложены обобщённые формы заданий. Приведены конкретные задания на применение умения и дана их методическая характеристика. Подчёркивается, что важна не только процедура сравнения как таковая — важен образовательный результат, на достижение которого она направлена.
Ключевые слова:
умение сравнивать, показатели развития, методический инструментарий, образовательные результаты.
Заголовок:
Обучение решению задач на осуществление цепочек превращений
Список литературы:
- Ахметов М. А. Математические методы решения расчётных задач по химии (в помощь слушателям курсов повышения квалификации учителей химии). – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.
- Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии. – М.: Высшая школа, 1989.
- Олейников Н. Н. Муравьева Г. П. Химия. Основные алгоритмы решения задач: учебное пособие. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, ФИЗМАТЛИТ, 2003.
- Кушнарёв А. А. Экспресс-курс по неорганической химии с примерами, задачами, реакциями, 8–9 классы. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Дайнеко В. И. Как научить школьников решать задачи по органической химии: кн. для учителя. – М.: Про свещение, 1987.
- Дерябина Н. Е. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии. – М.: Альянс-Пресс, 2014.
- Дерябина Н. Е. Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и их монофункциональные производные: учебник-тетрадь. – М.: ИПО У Никитских ворот, 2012.
- Батяева Т. А. Системно-целевой подход в применении эвристических приёмов в обучении студентов решению нестандартных задач: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Казань, 2000.
- Ильясов И. И. Система эвристических приёмов решения задач. – М.: Изд-во Российского объединённого университета, 1992.
- Красин М. С. Решение сложных и нестандартных задач по физике: эвристические приёмы поиска решений. – М.: Илекса, 2009.
- Гончаров В. С. Зависимость стратегии поиска решения от типа мышления // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 132–136.
- Ксенчук Е. В. Роль образных компонентов мышления в процессах решения задач (на материале физики): автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. – Л., 1984.
- Ильясов И. И., Седлов А. Ю. Внутренняя мотивация при решении творческих задач: возникновение и повышение уровня в ходе обучения эвристическим приёмам // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2011. – № 3. – С. 46–55.
- Морозова И. С. Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. – Новосибирск, 1999.
- Телегина Э. Д., Богданова Т. Г. О влиянии значимости мотива на процесс решения мыслительных задач // Вопросы психологии. – 1980. – № 1. – С. 121–124.
- Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – М.: Смысл: Academia, 2006.
- Малыгина О. А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учебное пособие. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.
- Никола Г., Талызина Н. Ф. Формирование общих приёмов решения математических задач // Формирование приёмов математического мышления. – М.: Вентана-Граф, 1995.
- Дерябина Н. Е. Обобщённый метод решения расчётных задач // Химия в школе. – 2008. – № 1. – С. 18–26.
- Дерябина Н. Е. Решение расчётных задач с помощью обобщённого метода // Химия в школе. – 2008. – № 4. – С. 43–50.
- Дерябина Н. Е. Виды системообразующих связей в химических системах // Химия в школе. – 2007. – № 4. – С. 11–13.
- Дерябина Н. Е. Способы классификации цепочек превращений // Химия в школе. – 2009. – № 1. – С. 33–39.
- Дерябина Н. Е. Сравнительная сложность некоторых видов качественных задач по химии (системный подход) // Актуальные проблемы химического и экологического образования. – СПб., 2011. – С. 143–147.
Аннотация:
В статье описан результат системного анализа задачи — цепочки превращений. Предложены классификации цепочек превращений органических веществ, а также способы их решения. Показано, что способы решения задач детерминированы их структурными особенностями. Описан процесс обучения поиску (конструированию) способов решения цепочек на основе определения их структурных особенностей.
Ключевые слова:
цепочка превращений, структура задачи, способ решения, приём решения, стратегия решения, системный анализ цепочки превращений, зависимость между структурными особенностями и способами решения.
Заголовок:
Интегрированный урок "История Порохового заговора"
Список литературы:
- Борунова Е. Б. Особенности методики обучения химии в классах с углублённым изучением английского языка // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей / Под ред. Е. Я. Аршанского. – Витебск, 2016. – С. 21–23.
- Great Britain: The Land of Hope and Glory. – СПб., 2014.
- Шереметьева А. В. Английский язык: страноведческий справочник. – Саратов, Лицей, 2010.
- Иванова Р. Г., Осокина Г. Н. Изучение химии в 9–10 классах. – М., Просвещение, 1983.
- Головнер В. Н. Демонстрационный эксперимент с медовым порохом // Химия в школе. – 2021. – № 2. – С. 58–60.
- Изюмов И. А. Агент Д. И. М. // Химия в школе. – 2020. – № 8. – С. 63–66.
Аннотация:
Предлагается сценарий интегрированного урока, посвящённого 422-летию события, известного в истории Великобритании как Ночь Гая Фокса. Урок проводится в 9 классе на основе комбинированного изучения материала курсов химии, английского языка и истории.
Ключевые слова:
Пороховой заговор, парламент, Гай Фокс, бочки с порохом.
Заголовок:
Об условиях развития естественно-научной грамотности
Список литературы:
- Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 80–97.
- Вачкова С. Н., Долгодворова Е. Ю. и др. Диагностика в формате PISA: методические рекомендации по разработке заданий, проведению диагностики и интерпретации результатов. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2021.
- Высоцкая Е. В., Малин А. Г., Хребтова С. Б., Янишевская М. А. Обновление содержания основного общего образования: Природоведение. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2017.
- Высоцкая Е. В., Рехтман И. В., Хребтова С. Б. Введение в химию: Деятельностная пропедевтика начальных понятий учебного предмета. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2015.
- Командная олимпиада по функциональной грамотности для учителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teachteam.olimpiada.ru
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII–IX классы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniydlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Естественно-научная грамотность // Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
- Постановление Правительства Москвы № 547 от 28 апреля 2021 г.
- Компьютерные диагностики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demo.mcko.ru/test/
- Онлайн-сервис самопроверки «Мои достижения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myskills.ru/1
- Пентин А. Ю., Никишова Е. А., Никифоров Г. Г. Естественно-научная грамотность: сборник эталонных заданий. Вып. 1. – М.: Просвещение, 2021.
- Ковалёва Г. С., Пентин А. Ю., Заграничная Н. А. Естественно-научная грамотность: сборник эталонных заданий. Вып. 2. – М.: Просвещение, 2021.
- Леенсон И. А. Занимательная химия для детей и взрослых. – М.: Аванта+, 2010.
- Лунин В. В., Попович М. П., Ткаченко С. Н. Физическая химия озона. – М.: Издательство МГУ, 1998.
Аннотация:
В статье рассмотрены условия формирования и развития естественнонаучной грамотности обучающихся. Приводится пример комплексного задания «Очистка воды», при выполнении которого задействованы все компетенции естественно-научной грамотности.
Ключевые слова:
международные исследования качества образования, функциональная грамотность, комплексные задания, пропедевтика естественно-научных предметов.
Заголовок:
Работа с текстом при формировании умения составлять уравнения реакций
Список литературы:
- Гара Н. Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2019.
- Программа основного общего образования по химии. 8–9 классы. Авторы О. С. Габриелян, А. В. Купцова // Рабочие программы: учеб.-метод. пособие / Сост. Т. Д. Гамбурцева. – М.: Дрофа, 2015.
- Арефьева С. А., Подосинникова А. Н. Реализация текстового подхода в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – С. 178.
Аннотация:
Статья посвящена описанию текстового подхода, который реализуется при обучении школьников умению составлять уравнения химических реакций и осуществлять цепочки химических превращений.
Ключевые слова:
текстовый подход, химические реакции, уравнения химических реакций.
Заголовок:
Групповая работа на уроке по теме "Лекарства"
Список литературы:
- Халатян К. А. Урок-экспертиза «Витамины как биологически активные соединения» // Химия в школе. – 2020. – № 8. – С. 35–36.
- Опарина С. А., Железнова Т. А. Об определении подлинности лекарственных средств // Химия в школе. – 2019. – № 7. – С. 56–61.
- Опарина C. A. Школьный практикум по качественному анализу лекарств // Химия в школе. – 2017. – № 4. – С. 50–54.
Аннотация:
На уроке изучения нового материала даётся представление о лекарствах, рассматриваются вопросы классификации лекарственных препаратов и их форм, влияние на организм человека, безопасные способы применения, зависимость между строением, свойствами и применением лекарств, проводится анализ некоторых лекарственных препаратов. Изучение материала проводится с применением групповой и коллективной форм организации познавательной деятельности и технологии сотрудничества как образовательной технологии личностно ориентированного типа. На всех этапах урока как средство наглядности используется презентация.
Ключевые слова:
лекарства, фармакология, классификация лекарственных препаратов, антигистамины, антибиотики, анальгетики, наркотики, аспирин, правила использования лекарственных препаратов.
Заголовок:
Проверочная работа по теме «Железо и его соединения»
Список литературы:
- Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Февралева В. А. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2022. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2022 года. – Ростов н/Д: Легион, 2021.
- Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 ЕГЭ // Химия в школе. – 2018. – № 9. – С. 16–20.
- Садайло Э. В. Обзорный урок по теме «Переходные элементы» // Химия в школе. – 2018. – № 3. – С. 34–36.
Аннотация:
В статье предлагаются варианты проверочных работ для проведения контроля и коррекции знаний при изучении данной темы в школе на углублённом уровне. Материал может быть использован при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену по химии.
Ключевые слова:
железо, соединения железа, Единый государственный экзамен по химии.
Заголовок:
О развитии естественно-научной грамотности при реализации разных форм обучения
Список литературы:
- Добротин Д. Ю., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по химии. – ФИПИ, 2020.
- Дерябина Н. Е., Головнер В. Н., Игонина М. В., Афанасьева М. Н. Оценку поставит жизнь, или Послесловие к ЕГЭ-2020 по химии // Химия в школе. – 2020. – № 7. – С. 2–14.
- Пентин А. Ю., Ковалёва Г. С., Давыдова Е. И., Смирнова Е. С. Особенности школьного естественнонаучного образования в России в ракурсе международных исследований TIMSS и PISA // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества. – 2018. – С. 42–60.
- Добротин Д. Ю. Особенности стандартизированного контроля образовательных достижений учащихся по химии // Наука и школа. – 2018. – № 2. – С. 21–25.
- Ахметов М. А., Осипова А. В. Из опыта формирования функциональной грамотности // Химия в школе. – 2021. – № 10. – С. 35–38.
- Каверина А. А., Стаханова С. В. К вопросу о формировании и способах оценки естественно-научной грамотности школьников при обучении химии // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества. Методический ежегодник химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова / Под общ. ред. проф. Г. В. Лисичкина. – М.: Издательство Московского университета, 2018. – Т. 14. – С. 116–133.
- Куприянова С. Г. Особенности формирования естественно-научной грамотности обучающихся основной школы // Образование и воспитание. – 2021. – № 2 (33). – С. 33–35.
- Ермишина Е. Ю., Абрамова Н. С. Аспекты восприятия учебного текста по химии старшими школьниками (на примере экспериментальных данных) // Современные наукоёмкие технологии. – 2016. – № 9–3. – С. 505–509.
- Багоцкий С. В. Можно ли считать качественным наше школьное естественно-научное образование? // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества: методический ежегодник химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова / Под общ. ред. проф. Г. В. Лисичкина. – М.: Издательство Московского университета, 2018. – Т. 14. – С. 168–177.
- Ермишина Е. Ю., Буркова Л. А., Черемичкина И. А., Запасская И. П. Анализ совместной стратегии и тактики педагогов и обучающихся при подготовке к ЕГЭ по химии в 2020 году // Воспитание как стратегический национальный приоритет. – Екатеринбург, 2021. – С. 82–87.
- Ермишина Е. Ю., Буркова Л. А., Запасская И. П., Черемичкина И. А. Методологические подходы процесса подготовки к ЕГЭ по химии в зависимости от технологии обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. – С. 29–38.
- Гайдукова А. П. Методика подготовки учащихся к ЕГЭ с помощью химического эксперимента // Химия в школе. – 2014. – № 5. – С. 43–47.
Аннотация:
Стандартизация процесса преподавания химии, ориентированного преимущественно на задания в форме, применяемой в ОГЭ и ЕГЭ, диктует необходимость развития функциональной естественнонаучной грамотности обучающихся, что может проявляться в виде умения осуществлять перенос знаний и умений, отработанных на типовых задачах, на незнакомую ситуацию. Рассмотрен пример переноса знаний при изучении темы «Гидролиз». Показано, что естественно-научная грамотность формируется при обучении не только в школе, но и на многопрофильных курсах «ЕГЭбург». Выпускники многопрофильных курсов «ЕГЭбург» не имеют оценок ниже минимального балла, но среди них выше процент учащихся, получивших средний балл.
Ключевые слова:
функциональная естественно-научная грамотность, изучение химии, подготовка к ЕГЭ по химии.
Заголовок:
От мала до велика: числа в стандартной форме в конкурсных химических задачах
Список литературы:
- Анацко О. Э., Ханукович Е. М. Бинарный урок химии и алгебры в 8 классе «Большие и малые числа в химии» // Химия в школе. – 2011. – № 5. – С. 40–41.
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен, 2001.
- Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2006.
- Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2012.
- Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Теренин В. И. и др. Олимпиады и конкурсные экзамены по химии в МГУ. – М.: Лаборатория знаний. 2019.
- Программа вступительных испытаний по химии в МГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.msu.ru/entrance/program/chem.html (дата обращения 20.03.2022).
Аннотация:
Показано, что у поступивших на первый курс химического вуза должны быть хорошо сформированы и активны навыки работы с числами в стандартной форме. Проверить эти навыки можно, предлагая соответствующие задачи на вступительных экзаменах и олимпиадах по химии. Приведены примеры расчётных конкурсных задач с решениями.
Ключевые слова:
письменный вступительный экзамен по химии, химические олимпиады, математическая составляющая химических задач, числа в стандартной форме.
Заголовок:
Определение полисахаридов в лекарственном растительном сырье
Список литературы:
- ФГОС ООО. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
- ФГОС СОО (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// classinform.ru/fgos/1.4-srednee-obshchee-obrazovanie- 10–11-class.html
- Фархутдинов Р. Г., Кудашкина Н. В. и др. Основы фитохимического анализа: учебное пособие. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016.
- Мирович В. М., Привалова Е. Г. Биологически активные вещества растений (полисахариды, эфирные масла, фенологликозиды, кумарины, флавоноиды): учебное пособие. – Иркутск: ИГМУ, 2018.
- Полисахариды. Растительное сырьё, содержащее слизи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// farmf.ru/lekcii/polisaharidy-rastitelnoe-syre-soderzhashheeslizi/
- Гистохимические реакции на чистую клетчатку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biologylib. ru/books/item/f00/s00/z0000027/st070.shtml
Аннотация:
Представлен пример организации познавательной деятельности учащихся на основе исследования реальных объектов – экстрактов из лекарственного растительного сырья. Показана возможность изучения особенностей строения и свойств различных групп полисахаридов (крахмал, целлюлоза, инулин, слизи) на уроке (практической работе) или занятиях системы дополнительного образования для учащихся 10–11 классов. Авторы рассматривают изучение полисахаридов как предметную основу для формирования у обучающихся способностей решать задачи прикладной направленности.
Ключевые слова:
лекарственное растительное сырьё, фармакогнозия, учебно-исследовательская деятельность, полисахариды, крахмал, целлюлоза, инулин, слизи.
Заголовок:
Из опыта использования цифровых лабораторий
Список литературы:
- Анацко О. Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету // Химия в школе. – 2019. – № 10. – C. 54–57.
- Беспалов П. И. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе. – М.: Бином, 2014.
- Бухарова А. В. Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории // Химия в школе. – 2018. – № 1. – С. 51–55.
- Бухарова А. В. Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. – 2018. – № 9. – C. 60–65.
- Давыдов В. Н. Физико-химические учебные проекты во внеурочной деятельности школьников. Книга для учителя: методическое руководство. – М.: Инфра-М, 2021.
Аннотация:
В статье обсуждаются аргументы в пользу применения цифровых лабораторий при изучении химии в школе. Предлагаются темы учебных исследований, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся, подробно рассмотрена методика определения учащимися качества воды из различных источников с использованием цифровых лабораторий.
Ключевые слова:
цифровые лаборатории, учебно-исследовательская деятельность, оценка качества воды.
Заголовок:
Исследование содержания фтора в зубных пастах
Список литературы:
- ГОСТ 7983-99. Пасты зубные. Общие технические условия. – М.: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2000.
- Макеева И. М. и др. Сравнительная оценка эффективности лечебно-профилактических зубных паст, содержащих фторид и гидроксиапатит // Стоматология. – 2018. – № 5. – С. 34–40.
- Декальцинация в патологии. Большая медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://бмэ.орг/index.php/ДЕКАЛЬЦИНАЦИЯ
- Лангле Р. П., Миллер К. С. Атлас заболеваний полости рта. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
- Методики определения фтора в зубных пастах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// electrochemistry.ru/primenenie/opredelenie-elementnogosostava/ftor-v-zubnoy-paste/
Аннотация:
В статье представлены результаты количественного определения фторид-иона в зубных пастах методом прямой потенциометрии с использованием анализатора жидкости «Эксперт-001» и фторидселективного индикаторного электрода. Данные материалы могут быть использованы при организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
Ключевые слова:
фторид-ион, зубная паста, потенциометрический метод анализа.
Заголовок:
Из опыта использования экспериментальных задач
Список литературы:
- Ибрагимов Г. И. Формы организации обучения. – Казань: Матбугат Йорты, 1998.
- Хамитова А. И., Иванов В. Г. Формы организации обучения общей и неорганической химии в университетском комплексе технологического вуза. – Казань: РИЦ «Школа», 2007.
- Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. – 1970. – № 6. – С. 15–20.
- Хамитова А. И., Курамшин И. Я. Задачи по общей и неорганической химии для системы профильная школа – технологический вуз. – Казань: РИЦ «Школа», 2005.
- Хамитова А. И., Петрова М. М. Химический эксперимент в системе форм организации обучения общей и неорганической химии: учебно-методическое пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2021.
- Научные основы преподавания химии в высшей школе / Под ред. Н. Ф. Талызиной, Е. М. Соколовской. – М.: МГУ, 1978.
Аннотация:
В статье рассматривается организация химического эксперимента. Отмечается необходимость формирования навыков выполнения опытов в школе, что является частью преемственной общехимической подготовки. Констатируется тот факт, что экспериментальные задачи должны быть проблемными и иметь регламентируемую ориентировку. Приводится описание задачи на распознавание химических соединений.
Ключевые слова:
химический эксперимент, форма организации обучения химии, преемственность общехимической подготовки, проблемное обучение.