Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2022 № 06

Русская версия
English version
Заголовок:

Сотворческая модель повышения квалификации учителя химии

Список литературы:
  1. Степанов С., Кремер Е. Педагогика сотворчества: сплав теории и практики // Образовательная политика. – 2011. – № 2 (52). – С. 19–22.
  2. Растянников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве: монография. – М., Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/88218.html (дата обращения: 30.01.2022).
  3. Оржековский П. А., Мансурова С. Е., Степанов С. Ю. Повышение квалификации педагогов и выявление его эффективности // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2016. – № 1. – С. 93–101.
  4. Титов Н. А., Оржековский П. А. Об индивидуальном стиле деятельности учителя // Химия в школе. – 2010. – № 2. – С. 39–43.
  5. Титов Н. А. Мотивация педагогического творчества // Химия в школе. – 2008. – № 10. – С. 22–27.
  6. Шумилин А. С. Повышение квалификации учителей: сотворчество преподавателя и слушателей // Химия в школе. – 2019. – № 3. – С. 25–29.
Аннотация:
Сотворчество преподавателя курсов повышения квалификации и учителей химии является эффективным способом формирования педагогического опыта в процессе постдипломного образования. В статье рассматриваются основные компоненты сотворческой модели повышения квалификации учителей химии, а также условия её реализации.
Заголовок:

Биохимия любви

Список литературы:
  1. Амен Д. Мозг и любовь: секреты практической нейробиологии. – М.: Эксмо, 2011.
  2. Баженова Н. Г. Феномен любви, её типы и теории любви // Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы: материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Нестор-История, 2010. – С. 200–205.
  3. Бройнинг Л. Г. Гормоны счастья. Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
  4. Век В. В. Влюблённость и любовь как объекты научного исследования: монография. – М.: Издательский дом «Академия естествознания», 2017.
  5. Дьяконова В. Е. Поведенческие функции серотонина и октопамина: некоторые парадоксы сравнительной физиологии // Успехи физиологических наук. – 2007. – Т. 38. – № 3. – С. 3–20.
  6. Жуков Д. А., Виноградова Е. П. Следовые амины и поведение // Нейрохимия. – 2020. – Т. 37. – №4. – С. 310–317.
  7. Игнатова П. Д. Химия как основа любви // Forcipe. – 2020. – Т. 3. – № 5. – С. 436–437.
  8. Ижогина Е. Ю. Формула любви // Химия в школе. – 2008. – № 3. – С. 74–77.
  9. Климов А. В., Тихомирова А. А. Влияние гормонов и нейромедиаторов на поведение человека // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 48. – С. 284–293.
  10. Конова И. Г., Ковтун Е. С., Попов С. И. Биохимия любви // Экономика и социум. – 2017. – № 4 (35). – С. 744–749.
  11. Сулаквелидзе Т. С. К вопросу о роли вазопрессина и окситоцина как нейропептидов // Научные труды IV съезда физиологов СНГ. – М.: ЗАО «Медицина – Здоровье», 2014. – С. 125–126.
  12. Фишер Х. Почему мы любим. Природа и химия романтической любви. – М.: Альпина нон-фикшн, 2013.
  13. Хачатрян И. Н. Биохимия любви. Интегрированный урок в XI классе // Биология в школе. – 2005. – № 2. – С. 72–75.
  14. Циркин В. И., Багаев В. И., Бейн Б. Н. Роль дофамина в деятельности мозга (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник. – 2010. – № 1. – С. 7–18.
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы участия гормональной системы человека в формировании состояния влюблённости. Описано участие биогенных аминов и нейропептидов (фенилэтиламин, дофамин, адреналин, норадреналин, окситоцин, серотонин, вазопрессин) в развитии данного состояния на его различных стадиях. Представленный материал может быть использован учителями химии и биологии как в рамках уроков, так и при организации внеурочных мероприятий, связанных с половым воспитанием и формированием у обучающихся стремления к здоровому образу жизни.
Заголовок:

К методике формирования умения сравнивать

Список литературы:
  1. Миренкова Е. В., Зайцева О. И. Из опыта реализации деятельностного подхода // Химия в школе. – 2018. – № 8. – С. 8–13.
  2. Миренкова Е. В. Виды знаний в обеспечении познавательных умений // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2018. – С. 99–102.
  3. Миренкова Е. В. К вопросу о формировании химической грамотности // Химия в школе. – 2021. – № 4. – С. 15–19.
  4. Миренкова Е. В. Формирование и диагностика умения сравнивать (на материале естественно-научных предметов) // Педагогика. – 2020. – Т. 84. – № 12. – С. 35–43.
  5. Миренкова Е. В. Гносеологическая функция умения сравнивать и её реализация в учебном процессе (на материале естественно-научных предметов) // Педагогика. – 2021. – № 2. – С. 42–49.
  6. Заграничная Н. А., Миренкова Е. В. Диагностика метапредметных результатов при обучении химии в основной школе. – М.: Русское слово, 2020.
Аннотация:
Раскрыта методика формирования умения сравнивать: выделен спектр базовых действий, лежащих в основе умения, обозначены объекты сравнения, перечислены показатели развития умения, предложены обобщённые формы заданий. Приведены конкретные задания на применение умения и дана их методическая характеристика. Подчёркивается, что важна не только процедура сравнения как таковая — важен образовательный результат, на достижение которого она направлена.
Заголовок:

Обучение решению задач на осуществление цепочек превращений

Список литературы:
  1. Ахметов М. А. Математические методы решения расчётных задач по химии (в помощь слушателям курсов повышения квалификации учителей химии). – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.
  2. Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии. – М.: Высшая школа, 1989.
  3. Олейников Н. Н. Муравьева Г. П. Химия. Основные алгоритмы решения задач: учебное пособие. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, ФИЗМАТЛИТ, 2003.
  4. Кушнарёв А. А. Экспресс-курс по неорганической химии с примерами, задачами, реакциями, 8–9 классы. – М.: Школьная Пресса, 2002.
  5. Дайнеко В. И. Как научить школьников решать задачи по органической химии: кн. для учителя. – М.: Про свещение, 1987.
  6. Дерябина Н. Е. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии. – М.: Альянс-Пресс, 2014.
  7. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и их монофункциональные производные: учебник-тетрадь. – М.: ИПО У Никитских ворот, 2012.
  8. Батяева Т. А. Системно-целевой подход в применении эвристических приёмов в обучении студентов решению нестандартных задач: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Казань, 2000.
  9. Ильясов И. И. Система эвристических приёмов решения задач. – М.: Изд-во Российского объединённого университета, 1992.
  10. Красин М. С. Решение сложных и нестандартных задач по физике: эвристические приёмы поиска решений. – М.: Илекса, 2009.
  11. Гончаров В. С. Зависимость стратегии поиска решения от типа мышления // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 132–136.
  12. Ксенчук Е. В. Роль образных компонентов мышления в процессах решения задач (на материале физики): автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. – Л., 1984.
  13. Ильясов И. И., Седлов А. Ю. Внутренняя мотивация при решении творческих задач: возникновение и повышение уровня в ходе обучения эвристическим приёмам // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2011. – № 3. – С. 46–55.
  14. Морозова И. С. Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. – Новосибирск, 1999.
  15. Телегина Э. Д., Богданова Т. Г. О влиянии значимости мотива на процесс решения мыслительных задач // Вопросы психологии. – 1980. – № 1. – С. 121–124.
  16. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – М.: Смысл: Academia, 2006.
  17. Малыгина О. А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учебное пособие. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.
  18. Никола Г., Талызина Н. Ф. Формирование общих приёмов решения математических задач // Формирование приёмов математического мышления. – М.: Вентана-Граф, 1995.
  19. Дерябина Н. Е. Обобщённый метод решения расчётных задач // Химия в школе. – 2008. – № 1. – С. 18–26.
  20. Дерябина Н. Е. Решение расчётных задач с помощью обобщённого метода // Химия в школе. – 2008. – № 4. – С. 43–50.
  21. Дерябина Н. Е. Виды системообразующих связей в химических системах // Химия в школе. – 2007. – № 4. – С. 11–13.
  22. Дерябина Н. Е. Способы классификации цепочек превращений // Химия в школе. – 2009. – № 1. – С. 33–39.
  23. Дерябина Н. Е. Сравнительная сложность некоторых видов качественных задач по химии (системный подход) // Актуальные проблемы химического и экологического образования. – СПб., 2011. – С. 143–147.
Аннотация:
В статье описан результат системного анализа задачи — цепочки превращений. Предложены классификации цепочек превращений органических веществ, а также способы их решения. Показано, что способы решения задач детерминированы их структурными особенностями. Описан процесс обучения поиску (конструированию) способов решения цепочек на основе определения их структурных особенностей.
Заголовок:

Интегрированный урок "История Порохового заговора"

Список литературы:
  1. Борунова Е. Б. Особенности методики обучения химии в классах с углублённым изучением английского языка // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей / Под ред. Е. Я. Аршанского. – Витебск, 2016. – С. 21–23.
  2. Great Britain: The Land of Hope and Glory. – СПб., 2014.
  3. Шереметьева А. В. Английский язык: страноведческий справочник. – Саратов, Лицей, 2010.
  4. Иванова Р. Г., Осокина Г. Н. Изучение химии в 9–10 классах. – М., Просвещение, 1983.
  5. Головнер В. Н. Демонстрационный эксперимент с медовым порохом // Химия в школе. – 2021. – № 2. – С. 58–60.
  6. Изюмов И. А. Агент Д. И. М. // Химия в школе. – 2020. – № 8. – С. 63–66.
Аннотация:
Предлагается сценарий интегрированного урока, посвящённого 422-летию события, известного в истории Великобритании как Ночь Гая Фокса. Урок проводится в 9 классе на основе комбинированного изучения материала курсов химии, английского языка и истории.
Заголовок:

Об условиях развития естественно-научной грамотности

Список литературы:
  1. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 80–97.
  2. Вачкова С. Н., Долгодворова Е. Ю. и др. Диагностика в формате PISA: методические рекомендации по разработке заданий, проведению диагностики и интерпретации результатов. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2021.
  3. Высоцкая Е. В., Малин А. Г., Хребтова С. Б., Янишевская М. А. Обновление содержания основного общего образования: Природоведение. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2017.
  4. Высоцкая Е. В., Рехтман И. В., Хребтова С. Б. Введение в химию: Деятельностная пропедевтика начальных понятий учебного предмета. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2015.
  5. Командная олимпиада по функциональной грамотности для учителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teachteam.olimpiada.ru
  6. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII–IX классы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniydlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  7. Естественно-научная грамотность // Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
  8. Постановление Правительства Москвы № 547 от 28 апреля 2021 г.
  9. Компьютерные диагностики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demo.mcko.ru/test/
  10. Онлайн-сервис самопроверки «Мои достижения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myskills.ru/1
  11. Пентин А. Ю., Никишова Е. А., Никифоров Г. Г. Естественно-научная грамотность: сборник эталонных заданий. Вып. 1. – М.: Просвещение, 2021.
  12. Ковалёва Г. С., Пентин А. Ю., Заграничная Н. А. Естественно-научная грамотность: сборник эталонных заданий. Вып. 2. – М.: Просвещение, 2021.
  13. Леенсон И. А. Занимательная химия для детей и взрослых. – М.: Аванта+, 2010.
  14. Лунин В. В., Попович М. П., Ткаченко С. Н. Физическая химия озона. – М.: Издательство МГУ, 1998.
Аннотация:
В статье рассмотрены условия формирования и развития естественнонаучной грамотности обучающихся. Приводится пример комплексного задания «Очистка воды», при выполнении которого задействованы все компетенции естественно-научной грамотности.
Заголовок:

Работа с текстом при формировании умения составлять уравнения реакций

Список литературы:
  1. Гара Н. Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Программа основного общего образования по химии. 8–9 классы. Авторы О. С. Габриелян, А. В. Купцова // Рабочие программы: учеб.-метод. пособие / Сост. Т. Д. Гамбурцева. – М.: Дрофа, 2015.
  3. Арефьева С. А., Подосинникова А. Н. Реализация текстового подхода в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – С. 178.
Аннотация:
Статья посвящена описанию текстового подхода, который реализуется при обучении школьников умению составлять уравнения химических реакций и осуществлять цепочки химических превращений.
Заголовок:

Групповая работа на уроке по теме "Лекарства"

Список литературы:
  1. Халатян К. А. Урок-экспертиза «Витамины как биологически активные соединения» // Химия в школе. – 2020. – № 8. – С. 35–36.
  2. Опарина С. А., Железнова Т. А. Об определении подлинности лекарственных средств // Химия в школе. – 2019. – № 7. – С. 56–61.
  3. Опарина C. A. Школьный практикум по качественному анализу лекарств // Химия в школе. – 2017. – № 4. – С. 50–54.
Аннотация:
На уроке изучения нового материала даётся представление о лекарствах, рассматриваются вопросы классификации лекарственных препаратов и их форм, влияние на организм человека, безопасные способы применения, зависимость между строением, свойствами и применением лекарств, проводится анализ некоторых лекарственных препаратов. Изучение материала проводится с применением групповой и коллективной форм организации познавательной деятельности и технологии сотрудничества как образовательной технологии личностно ориентированного типа. На всех этапах урока как средство наглядности используется презентация.
Заголовок:

Проверочная работа по теме «Железо и его соединения»

Список литературы:
  1. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Февралева В. А. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2022. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2022 года. – Ростов н/Д: Легион, 2021.
  2. Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 ЕГЭ // Химия в школе. – 2018. – № 9. – С. 16–20.
  3. Садайло Э. В. Обзорный урок по теме «Переходные элементы» // Химия в школе. – 2018. – № 3. – С. 34–36.
Аннотация:
В статье предлагаются варианты проверочных работ для проведения контроля и коррекции знаний при изучении данной темы в школе на углублённом уровне. Материал может быть использован при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену по химии.
Заголовок:

О развитии естественно-научной грамотности при реализации разных форм обучения

Список литературы:
  1. Добротин Д. Ю., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по химии. – ФИПИ, 2020.
  2. Дерябина Н. Е., Головнер В. Н., Игонина М. В., Афанасьева М. Н. Оценку поставит жизнь, или Послесловие к ЕГЭ-2020 по химии // Химия в школе. – 2020. – № 7. – С. 2–14.
  3. Пентин А. Ю., Ковалёва Г. С., Давыдова Е. И., Смирнова Е. С. Особенности школьного естественнонаучного образования в России в ракурсе международных исследований TIMSS и PISA // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества. – 2018. – С. 42–60.
  4. Добротин Д. Ю. Особенности стандартизированного контроля образовательных достижений учащихся по химии // Наука и школа. – 2018. – № 2. – С. 21–25.
  5. Ахметов М. А., Осипова А. В. Из опыта формирования функциональной грамотности // Химия в школе. – 2021. – № 10. – С. 35–38.
  6. Каверина А. А., Стаханова С. В. К вопросу о формировании и способах оценки естественно-научной грамотности школьников при обучении химии // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества. Методический ежегодник химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова / Под общ. ред. проф. Г. В. Лисичкина. – М.: Издательство Московского университета, 2018. – Т. 14. – С. 116–133.
  7. Куприянова С. Г. Особенности формирования естественно-научной грамотности обучающихся основной школы // Образование и воспитание. – 2021. – № 2 (33). – С. 33–35.
  8. Ермишина Е. Ю., Абрамова Н. С. Аспекты восприятия учебного текста по химии старшими школьниками (на примере экспериментальных данных) // Современные наукоёмкие технологии. – 2016. – № 9–3. – С. 505–509.
  9. Багоцкий С. В. Можно ли считать качественным наше школьное естественно-научное образование? // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества: методический ежегодник химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова / Под общ. ред. проф. Г. В. Лисичкина. – М.: Издательство Московского университета, 2018. – Т. 14. – С. 168–177.
  10. Ермишина Е. Ю., Буркова Л. А., Черемичкина И. А., Запасская И. П. Анализ совместной стратегии и тактики педагогов и обучающихся при подготовке к ЕГЭ по химии в 2020 году // Воспитание как стратегический национальный приоритет. – Екатеринбург, 2021. – С. 82–87.
  11. Ермишина Е. Ю., Буркова Л. А., Запасская И. П., Черемичкина И. А. Методологические подходы процесса подготовки к ЕГЭ по химии в зависимости от технологии обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. – С. 29–38.
  12. Гайдукова А. П. Методика подготовки учащихся к ЕГЭ с помощью химического эксперимента // Химия в школе. – 2014. – № 5. – С. 43–47.
Аннотация:
Стандартизация процесса преподавания химии, ориентированного преимущественно на задания в форме, применяемой в ОГЭ и ЕГЭ, диктует необходимость развития функциональной естественнонаучной грамотности обучающихся, что может проявляться в виде умения осуществлять перенос знаний и умений, отработанных на типовых задачах, на незнакомую ситуацию. Рассмотрен пример переноса знаний при изучении темы «Гидролиз». Показано, что естественно-научная грамотность формируется при обучении не только в школе, но и на многопрофильных курсах «ЕГЭбург». Выпускники многопрофильных курсов «ЕГЭбург» не имеют оценок ниже минимального балла, но среди них выше процент учащихся, получивших средний балл.
Заголовок:

От мала до велика: числа в стандартной форме в конкурсных химических задачах

Список литературы:
  1. Анацко О. Э., Ханукович Е. М. Бинарный урок химии и алгебры в 8 классе «Большие и малые числа в химии» // Химия в школе. – 2011. – № 5. – С. 40–41.
  2. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен, 2001.
  3. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2006.
  4. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2012.
  5. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Теренин В. И. и др. Олимпиады и конкурсные экзамены по химии в МГУ. – М.: Лаборатория знаний. 2019.
  6. Программа вступительных испытаний по химии в МГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.msu.ru/entrance/program/chem.html (дата обращения 20.03.2022).
Аннотация:
Показано, что у поступивших на первый курс химического вуза должны быть хорошо сформированы и активны навыки работы с числами в стандартной форме. Проверить эти навыки можно, предлагая соответствующие задачи на вступительных экзаменах и олимпиадах по химии. Приведены примеры расчётных конкурсных задач с решениями.
Заголовок:

Определение полисахаридов в лекарственном растительном сырье

Список литературы:
  1. ФГОС ООО. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
  2. ФГОС СОО (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// classinform.ru/fgos/1.4-srednee-obshchee-obrazovanie- 10–11-class.html
  3. Фархутдинов Р. Г., Кудашкина Н. В. и др. Основы фитохимического анализа: учебное пособие. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016.
  4. Мирович В. М., Привалова Е. Г. Биологически активные вещества растений (полисахариды, эфирные масла, фенологликозиды, кумарины, флавоноиды): учебное пособие. – Иркутск: ИГМУ, 2018.
  5. Полисахариды. Растительное сырьё, содержащее слизи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// farmf.ru/lekcii/polisaharidy-rastitelnoe-syre-soderzhashheeslizi/
  6. Гистохимические реакции на чистую клетчатку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biologylib. ru/books/item/f00/s00/z0000027/st070.shtml
Аннотация:
Представлен пример организации познавательной деятельности учащихся на основе исследования реальных объектов – экстрактов из лекарственного растительного сырья. Показана возможность изучения особенностей строения и свойств различных групп полисахаридов (крахмал, целлюлоза, инулин, слизи) на уроке (практической работе) или занятиях системы дополнительного образования для учащихся 10–11 классов. Авторы рассматривают изучение полисахаридов как предметную основу для формирования у обучающихся способностей решать задачи прикладной направленности.
Заголовок:

Из опыта использования цифровых лабораторий

Список литературы:
  1. Анацко О. Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету // Химия в школе. – 2019. – № 10. – C. 54–57.
  2. Беспалов П. И. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе. – М.: Бином, 2014.
  3. Бухарова А. В. Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории // Химия в школе. – 2018. – № 1. – С. 51–55.
  4. Бухарова А. В. Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. – 2018. – № 9. – C. 60–65.
  5. Давыдов В. Н. Физико-химические учебные проекты во внеурочной деятельности школьников. Книга для учителя: методическое руководство. – М.: Инфра-М, 2021.
Аннотация:
В статье обсуждаются аргументы в пользу применения цифровых лабораторий при изучении химии в школе. Предлагаются темы учебных исследований, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся, подробно рассмотрена методика определения учащимися качества воды из различных источников с использованием цифровых лабораторий.
Заголовок:

Исследование содержания фтора в зубных пастах

Список литературы:
  1. ГОСТ 7983-99. Пасты зубные. Общие технические условия. – М.: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2000.
  2. Макеева И. М. и др. Сравнительная оценка эффективности лечебно-профилактических зубных паст, содержащих фторид и гидроксиапатит // Стоматология. – 2018. – № 5. – С. 34–40.
  3. Декальцинация в патологии. Большая медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://бмэ.орг/index.php/ДЕКАЛЬЦИНАЦИЯ
  4. Лангле Р. П., Миллер К. С. Атлас заболеваний полости рта. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  5. Методики определения фтора в зубных пастах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// electrochemistry.ru/primenenie/opredelenie-elementnogosostava/ftor-v-zubnoy-paste/
Аннотация:
В статье представлены результаты количественного определения фторид-иона в зубных пастах методом прямой потенциометрии с использованием анализатора жидкости «Эксперт-001» и фторидселективного индикаторного электрода. Данные материалы могут быть использованы при организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
Заголовок:

Из опыта использования экспериментальных задач

Список литературы:
  1. Ибрагимов Г. И. Формы организации обучения. – Казань: Матбугат Йорты, 1998.
  2. Хамитова А. И., Иванов В. Г. Формы организации обучения общей и неорганической химии в университетском комплексе технологического вуза. – Казань: РИЦ «Школа», 2007.
  3. Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. – 1970. – № 6. – С. 15–20.
  4. Хамитова А. И., Курамшин И. Я. Задачи по общей и неорганической химии для системы профильная школа – технологический вуз. – Казань: РИЦ «Школа», 2005.
  5. Хамитова А. И., Петрова М. М. Химический эксперимент в системе форм организации обучения общей и неорганической химии: учебно-методическое пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2021.
  6. Научные основы преподавания химии в высшей школе / Под ред. Н. Ф. Талызиной, Е. М. Соколовской. – М.: МГУ, 1978.
Аннотация:
В статье рассматривается организация химического эксперимента. Отмечается необходимость формирования навыков выполнения опытов в школе, что является частью преемственной общехимической подготовки. Констатируется тот факт, что экспериментальные задачи должны быть проблемными и иметь регламентируемую ориентировку. Приводится описание задачи на распознавание химических соединений.
Title:

Co-creative Model of Professional Development of a Chemistry Teacher

Summary:
The co-creation of a teacher of advanced training courses and chemistry teachers is an effective tool for the formation of pedagogical experience in the process of postgraduate education. The article discusses the main components of a co-creative model of advanced training of chemistry teachers, as well as effective conditions for its implementation.
Title:

Biochemistry of Love

Summary:
The article deals with the role of the human hormonal system in the sensation of falling in love. The participation of biogenic amines and neuropeptides (phenylethylamine, dopamine, adrenaline, norepinephrine, oxytocin, serotonin, vasopressin) in the development of this condition at its various stages is described. The presented material can be used by teachers of chemistry and biology both within the framework of the lessons and in the organization of extracurricular activities related to sexual education and the formation of a healthy lifestyle among students.
Title:

On the Methodology of Forming the Ability to Compare

Summary:
The methodology of forming the ability to compare is revealed: the spectrum of basic actions underlying the skill is highlighted, the objects of comparison are designated, the indicators of skill development are listed, generalized forms of tasks are proposed. Specific tasks for the use of the skill are given and their methodological characteristics are described. It is emphasized that not only the comparison procedure is important, but the educational result to be achieved is important as well.
Title:

Training in Solving Tasks on Transformation Chains

Summary:
The article describes the results of system analysis performed on a chain of organic substances transformations. The classification of these problems and their solutions are proposed here. It is shown that the solutions of these problems are determined by their structural features. The process of teaching the search for the problem’s solution based on system analysis of problem’s structural features is discussed here.
Title:

Integrated Lesson “History of the Gunpowder Plot”

Summary:
The author suggests a script for an integrated lesson dedicated to the 422nd anniversary of the event, known in British history as Guy Fawkes Night. The lesson (Grade 9) is based on an integrated study of the material of chemistry, English and history.
Title:

On the Conditions for the Development of Science Literacy

Summary:
The conditions of science literacy formation and development among students are considered in the article. An example of a complex task “Water purification” is described, in which all competencies of science literacy are presented.
Title:

Working with Text when Forming the Ability to Write Chemical Equations

Summary:
The article is devoted to the description of the textual approach, which is implemented when teaching students to compose equations of chemical reactions and carry out chains of chemical transformations.
Title:

Group Work in the Lesson on the Topic “Drugs”

Summary:
The classification of drugs and their forms, their effects on the human body, safe methods of their use are described. The relationship between structure, properties and use of drugs are considered, several drugs are analyzed. Learning the material is provided in a group and collective forms of organization of cognitive activity with the use of the cooperation technology. A computer presentation is used at all stages of the lesson.
Title:

Test the Topic “Iron and Its Compounds”

Summary:
The article provides data on iron and its compounds. Options for tests are proposed for monitoring and correcting students’ knowledge when studying this topic at school at the advanced level. The material can be used in preparing students for the Unified State Exam in chemistry.
Title:

On the Development of Natural Science Literacy in Realizing Various Forms of Learning

Summary:
Standardization of the process of teaching chemistry dictates the need to develop the students’ science literacy. This task can be implemented in the aspect of students’ ability to transfer their knowledge and skills developed on typical tasks to a new, unfamiliar situation. The article considers an example of knowledge transfer in the studying the topic “Hydrolysis”. The need for the development of functional natural science literacy in school students is analyzed, which helps to improve the efficiency of transferring the acquired knowledge. It is shown that natural science literacy can be taught not only at school, but also at multidisciplinary preparation courses for the Unifi ed State Examination. The percentage of students who received the minimum scores is approximately the same among all analyzed groups. Graduates of multidisciplinary courses do not have marks below the minimum score, but among them there is a higher percentage of students who receive an average score.
Title:

From the Small to the Big: Numbers in Standard Form in Competitive Chemistry Problems

Summary:
It is shown that the skills of working with numbers in the standard form of those who entered the first year of a chemical university should be well formed and active. These skills may be checked by offering appropriate tasks at entrance exams and chemistry Olympiads. Examples of competitive calculation tasks with solutions are given.
Title:

Determination of Polysaccharides in Medicinal Plant Raw Materials

Summary:
An example of the organization of cognitive activities of students based on the study extracts from medicinal plant raw materials is presented. The possibility of studying the features of the structure and properties of various groups of polysaccharides (starch, cellulose, inulin, mucus) in a lesson (practical work) or classes of the additional education system in students in Grades 10–11 is shown. The authors consider the study of polysaccharides as a subject basis for the formation of students’ abilities to solve applied problems.
Title:

From the Experience of Using Digital Laboratories

Summary:
Arguments for the use of digital laboratories in studying chemistry at school are discussed. The topics of students’ research aimed at developing the functional literacy of students are proposed, the methodology for determining the quality of water from various sources using digital laboratories is considered in detail.
Title:

Determination of Fluoride Content in Toothpastes

Summary:
The article presents the results of quantitative determination of fluoride ion in toothpastes by direct potentiometry using the liquid analyzer “Expert-001” and a fluoride selective indicator electrode. These materials can be used in the organization of students’ project and research activities at school.
Title:

From the Experience of Using Experimental Problems

Summary:
The author discusses a problem-oriented approach to arrange a chemical experiment. Emphasis is put on the significance of skill formation for performing experiments at school, which is a part of successive training in general chemistry. An experimental task on identifying chemical compounds is described.
Связаться с нами