Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2022 № 05

Русская версия
English version
Заголовок:

Функциональная грамотность в школе: игра в имитацию

Список литературы:
  1. Гавронская Ю. Ю. Тренды современного образования: цифровизация, эдьютейнмент и функциональная грамотность // Химия в школе. – 2021. - № 1. - С. 17-21.
  2. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования // Химия в школе. – 2020. - № 7. - С. 15-20.
  3. Международные сопоставительные исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/ (дата обращения 19.03.22).
  4. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЕГ_2019_основные подходы.pdf (instrao.ru) (дата обращения 19.03.22).
  5. Пентин А. Ю., Ковалёва Г. С., Давыдова Е. И., Смирнова Е. С. Состояние естественно-научного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. - 2018. - № 1. - С. 79-109.
Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся при изучении предметов естественно-научного цикла.
Заголовок:

О развитии мышления учащихся

Аннотация:
Речь учителя на уроке – это важнейший компонент процесса обучения. Для усвоения учащимися знаний особенно важна правильная, точная речь учителя. Но для развития мышления учеников важна и их собственная речь, так как при высказывании своих мыслей школьник точнее понимает учебный материал.
Заголовок:

О формировании читательской грамотности

Список литературы:
  1. Журин А. А. Химия. Задачник. 8 класс: учеб. пособие для общеобразо-ват. организаций. — М.: Просвещение, 2018.
  2. Журин А. А. Химия. Задачник. 9 класс: учеб. пособие для общеобразо-ват. организаций. — М.: Просвещение, 2019.
  3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2020.
  4. Журин А. А. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
  5. Журин А. А. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
Аннотация:
Автор приводит несколько методических приёмов обучения извлечению смыслов из естественно-научных текстов с примерами конкретных заданий.
Заголовок:

Смещение равновесия в заданиях различных типов

Список литературы:
  1. Червина В. В. Учим выполнять задание № 33 // Химия в школе. – 2017. - № 7. - С. 31-40.
  2. Сутягин А. А. Решение расчётных задач: составляем материальный баланс // Химия в школе. – 2019. – № 7. – С. 21-24.
  3. Иванова И. С., Попов А. С., Чухно А. С. Из опыта изучения темы «Химическое равновесие» // Химия в школе. – 2020. - № 5. - С. 73-76.
Аннотация:
Предложены задания различных типов по указанной теме с решениями и наглядными для обучающихся способами оформления решения.
Заголовок:

Практико-ориентированный кейс «Найти и обезвредить!»

Список литературы:
  1. Государственная фармакопея Российской Федерации. XIV издание. – Т. 1. – М.: ФЭМБ, 2018. – 1815 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.rucml.ru/feml/pharma/v14/vol1/
  2. Венецкий С. И. Рассказы о металлах. – М.: Металлургия, 1985.
  3. Шапошникова И. А., Болгова И. В. Таблица Менделеева в живых организмах. – М.: Бином, 2010.
  4. Грэй Т. Элементы: путеводитель по периодической таблице. – М.: Изд-во АСТ: CORPUS, 2016.
  5. Зейналов О. А., Комбарова С. П., Багров Д. В. и др. О влиянии наночастиц серебра на физиологию живых организмов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. - 2016. – Т. 14. – № 4. – С. 42-51.
  6. Назаров В. Б., Гладких В. Д., Беловолов А. Ю. Антидотная терапия в системе мероприятий, направленных на ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций: состояние и перспективы развития // Медицина экстремальных ситуаций. - 2013. - № 1 (43). – С. 6-18.
  7. Зеленин К. Н. Комплексоны в медицине // Соросовский образовательный журнал. - 2001. - № 1. – Т. 7. - С. 45-50.
  8. Корогодина Н. А. Средства защиты от отравления тяжёлыми металлами // Образование и наука в России и за рубежом. – 2019. - № 3 (Vol. 51). – С. 129-13.
  9. Илларионова Е. А., Сыроватский И. П. Химико-токсикологический анализ тяжёлых металлов: учебное пособие. – Иркутск: ИГМУ, 2016.
Аннотация:
В статье представлен практико-ориентированный кейс, в основу которого положено применение качественных реакций, в том числе фармакопейных, для обнаружения ряда биологически активных катионов металлов, а также проведение расчётов для определения возможных способов выведения из организма токсичных веществ.
Заголовок:

Изучение химии как средство развития профессиональных компетенций

Список литературы:
  1. Ершова О. В., Муллина Э. Р. Компетентностный подход как условие повышения качества подготовки студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 1. - С. 134-137.
  2. Хуторской А. В. Компетенции в образовании: опыт проектирования // Сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
  3. Овсиенко Л. В. Участники съезда о преподавании химии в системе СПО // Химия в школе. – 2019. - № 5. - С. 55-57.
  4. Рулёв А. Ю., Воронков М. Г. От кулинарии — к кулинохимии // Наука и жизнь. - 2013. - № 6.
  5. Афанасьева М. Н. Использование кейсов в процессе обучения // Химия в школе. – 2022. - № 4. – С. 20-25.
  6. Конопляник Е. М. О проблемном подходе в практике обучения // Химия в школе. – 2019. - № 8. - С. 47-50.
  7. Макаров Ю. Б. Эдьютейнмент как способ учебной мотивации // Химия в школе. – 2021. - № 1. – С. 26-31.
  8. Дубровская Н. Л., Мосолова Л. А. Информационные технологии в образовательном процессе // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 2-4.
  9. Терлеева И. Б. Особенности профессиональной подготовки будущих технологов продукции общественного питания на занятиях по органической химии // Омский научный вестник. – 2006. - № 8 (45). – С. 247-251.
  10. Соколова М. Г., Неверовская И. Н., Бомбина И. А. Профессионально ориентированные химические задачи в подготовке поваров // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 48-51.
  11. Медведева М. В. Активизация познавательной деятельности на уроках химии // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 6. — С. 24-26.
Аннотация:
В статье обсуждается вопрос развития компетенций у обучающихся поварских направлений колледжа с помощью практико-ориентированных заданий по химии. Разбираются методы и нюансы разработки и подбора задач профессиональной направленности. Также затрагивается тема актуализации изучения химии на поварских направлениях подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Заголовок:

Об организации кейс-форума «Химия в космосе»

Список литературы:
  1. Миронович Л. М., Янков К. Ф. Проблемы профориентации средней и высшей школы // В сборнике: Образование. Наука. Карьера. Сборник научных статей Международной научно-методической конференции. В 2 томах. — С. 261-263.
  2. Янкив К. Ф., Андреева В. Е. Об использовании кейс-метода в процессе обучения // Химия в школе. — 2021. — № 10. — С. 39-41.
  3. Янкив К. Ф., Баева С. В. Совместная деятельность высшей и средней школы // В сборнике: Актуальные проблемы химического и экологического образования. Сборник научных трудов 67 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. Санкт-Петербург, 2021. — С. 341-343.
Аннотация:
В статье представлен сценарий проведения кейс-форума «Химия в космосе», посвящённого Дню космонавтики. Описаны способы сотрудничества средней и высшей школы с привлечением школьников для совместной профориентационной работы. Предложены рекомендации по ведению и решению кейса, обработке и оформлению накопленного материала.
Заголовок:

Изучаем биохимию на элективном курсе

Список литературы:
  1. Нельсон Д., Кокс М. Основы биохимии Ленинджера : в 3 т. — М.: Бином. Лаб. знаний, 2011.
  2. Северин Е. С., Алейникова Т. Л., Осипов Е. В., Силаева С. А. Биологическая химия. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.
  3. Антипова Н. В., Даянова Л. К., Пахомов А. А., Третьякова Д. С. Биохимия. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2019.
  4. Кольман Я., Рём К.-Г. Наглядная биохимия. — М.: Лаборатория знаний, 2018.
  5. ДНК, РНК, белки, генетический код и рибосома [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=qyYgVTYMZF0
Аннотация:
В статье рассматривается интегрированный элективный курс по биохимии для обучающихся 11 класса, который является дополнением программы учебных предметов «Химия» и «Биология». Курс построен на использовании квест-технологии, сочетающей в себе элементы проблемного, проектного и игрового обучения.
Заголовок:

Учебное исследование: перспективы промышленного получения пектина из хвойных растений

Список литературы:
  1. Саньков А. В., Кортунов Г. М. Хвойные растения как источник витамина С в период пандемии // Химия в школе. — 2022. — № 5. — С. 71-76.
  2. Ушанова В. М., Батура Н. Г., Воробьева З. К. Изучение влияния функциональных групп пектинов из коры хвойных пород деревьев на их студнеобразующие свойства // Хвойные бореальной зоны. — 2008. — Т. 25. — № 3-4. — С. 362-364.
  3. Хрундин Д. В. Некоторые аспекты применения пектиновых веществ в технологии пищевых производств // Вестник Казанского технологического университета. — 2015. — Т. 18. — №. 24. — С. 53-56.
  4. Икласова А. Ш., Сакипова З. Б., Бекболатова Э. Н. Пектин: состав, технология получения, применение в пищевой и фармацевтической промышленности // Вестник Казахского Национального медицинского университета. — 2018. — №. 3. — С. 243-246.
  5. Сергушкина М. И., Зайцева О. О., Худяков А. Н., Соломина О. Н. Влияние пектинов на пробиотическую активность лактобактерий // Актуальные проблемы биомедицины-2021. — 2021. — С. 193-194.
  6. Валышев А. В. Антимикробная активность пектинов и их производных // Бюллетень Оренбургского научного центра УРО РАН. — 2013. — № 3. — С. 1-7.
  7. Типсина Н. Н., Типсин Э. А., Батура Н. Г. Пектины из хвойных пород деревьев. Перспективы их использования в пищевой промышленности // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2014. — №. 12. — С. 231-233.
  8. Ларина Н. Д. Биологически активные вещества древесной зелени хвойных пород и их питательная ценность // Научное обеспечение животноводства Сибири. — 2018. — С. 20-24.
  9. Речкина Е. А. Пектиновые вещества древесной зелени сосны обыкновенной // Молодые учёные в решении актуальных проблем науки. — 2009. — С. 149.
  10. Веприкова Е. В. и др. Влияние различных способов механической активации на выход экстрактивных веществ из коры сосны // Журнал Сибирского федерального университета. Химия. — 2020. — Т. 13. — № 3. — С. 430-446.
  11. Рубчевская Л. А., Грачева Е. В., Демина О. В., Рубчевская Л. П. Исследование химического состава шрота древесной зелени пихты сибирской // Фундаментальные исследования. — 2007. — № 10. — С. 36-39.
  12. Naser B., Bodinet C., Tegtmeier M., Lindequist U. Thuja occidentalis (Arbor vitae): A Review of its Pharmaceutical, Pharmacological and Clinical Properties. Evid Based Complement Alternat Med. 2005 Mar; 2(1):69-78. doi: 10.1093/ecam/neh065.
Аннотация:
В статье дано описание учебно-исследовательского проекта, посвящённого изучению хвойных растений как потенциального источника пектинов для пищевой и фармацевтической промышленности. Рассмотрены структура и свойства пектиновых веществ. Приведена методика экспериментальной оценки сорбционных свойств растительного сырья, содержащего пектины. Предложенный материал будет полезен для работы с учащимися классов медицинского и химико-биологического профиля.
Заголовок:

Интеллектуальная игра «Химический бой»

Список литературы:
  1. Яркова Т. А. Мотивация к обучению при проведении внеурочных занятий // Химия в школе. — 2021. — № 4. — С. 55-59.
  2. Гюлбекян Л. К., Борунова Е. Б. Об организации дебатов в процессе обучения // Химия в школе. — 2020. — № 8. — С. 49-55.
  3. Головнер В. Н. Интеллектуальная естественно-научная игра SCIENCE SHOW // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 51-59.
Аннотация:
Предложена разработка внеурочного мероприятия «Химический бой» для повышения мотивации учащихся к обучению химии, приведены примеры использованных заданий.
Заголовок:

У истоков корпускулярной философии

Список литературы:
  1. Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём. / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. — М.: Современник, 1989.
  2. Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек. — М.: Молодая гвардия, 2010.
Аннотация:
В статье описана точка зрения М. В. Ломоносова на атомно-молекулярное строение вещества. Приведены некоторые факты биографии учёного.
Заголовок:

Соединения молибдена: применение в аналитической химии

Список литературы:
  1. Бусев А. И. Аналитическая химия молибдена. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962.
  2. Васильева 3. Г., Грановская А. А., Таперова А. А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии: Учеб. пособие для вузов. — Л.: Химия, 1986.
  3. Зюзина Л. Ф., Начкина Л. В., Матюшкина Ю. И. Химия d- элементов V и VI групп: монография. — Саранск: Мордов. Гос. Ун-т, 2014.
  4. Химическая энциклопедия: в 5 т. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т.3.
Аннотация:
В статье описываются варианты использования соединений молибдена (молибдата и парамолибдата аммония) в качестве реактивов для демонстрационных опытов, а также во время подготовки к олимпиадам и проведения проектных работ.
Заголовок:

Лабораторный эксперимент: изучение аспирина

Список литературы:
  1. Леенсон И. А. Язык химии. Этимология химических названий. — М.: АСТ, 2016.
  2. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии в средней школе. Методика и техника: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1966.
  3. Травень В. Ф. Органическая химия: учебник для вузов: в 2 т. — Т. 2. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2008.
Аннотация:
Представлена методическая разработка урока совершенствования знаний и умений учащихся по теме «Ароматические карбоновые кислоты и их производные», включающая в себя задания на актуализацию знаний, инструкцию к лабораторной работе исследовательского характера, проблемные вопросы. Содержание занятия ориентировано на углублённый уровень изучения химии с целью формирования опыта творческой деятельности.
Заголовок:

Видеофрагменты эксперимента как средство формирование опыта познания

Список литературы:
  1. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. — 2018. — № 1. — С. 6-10.
  2. Мещерякова Л. М., Шалашова М. М., Оржековский П. А. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий // Химия в школе. — 2013. — № 1. — С. 9-12
  3. Михайлова Е. В. Формирование субъектного познавательного опыта учащихся индивидуализированными средствами обучения. — Петрозаводск, Карельский государственный педагогический университет, 2008.
  4. Оржековский П. А. Система методов обучения, ориентированных на выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов // Химия в школе. — 2015. — № 1. — С. 11-18.
  5. Ахлебинин А. К. и др. Химия для всех XXI: Химические опыты со взрывами и без. Мультимедийный компакт-диск для поддержки школьного курса химии. 1С. -2006. 583 МБ.
  6. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Продуктивная модель обучения: содержание опыта по­знания // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 5-9.
  7. Сергеева Е. А. Видеотека химического эксперимента учеников как средство формирования у учащихся индивидуального опыта познания // Сборник статей XIII международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами». Часть I. — Москва, 2021. — С. 451.
Аннотация:
В статье описано создание и применение в учебном процессе видеофрагментов химического эксперимента. Поэтапное создание учащимися коллекции фотографий и видеозаписей химического эксперимента способствует развитию их знаний и умений и приобретению опыта познания.
Title:

Functional Literacy at School: the Imitation Game

Summary:
The article discusses some aspects of the formation of students’ functional literacy in the process of studying subjects of the natural science cycle.
Title:

On the Development of Students’ Thinking

Summary:
The teacher’s speech in the classroom is an essential component of the learning process. For the students to assimilate knowledge, the correct, accurate speech of the teacher is especially important. But for the development of students’ thinking, their own speech is also important, since when expressing their thoughts, the student understands the educational material more accurately.
Title:

On the Formation of Reading Literacy

Summary:
The author provides several methodological techniques for learning to extract meanings from natural science texts with examples of specific tasks.
Title:

Shifting Equilibrium in Tasks of Various Types

Summary:
Tasks of various types on the specified topic with solutions and visual aids students are provided.
Title:

А Practice-oriented Case “Find and Neutralize!”

Summary:
The article presents a practice-oriented case, which is based on the use of qualitative reactions, including pharmacopoeia, to detect a number of biologically active metal cations, as well as calculations to determine possible ways of removing toxic substances from the body.
Title:

Studying Chemistry as a Means of Developing Professional Competencies

Summary:
The article discusses the issue of developing competencies in college students with the help of practice-oriented tasks in chemistry. The methods and nuances of the development and selection of professional tasks are analyzed. The topic of updating the study of chemistry in the culinary areas of training in professional educational organizations is also considered.
Title:

On the Organization of the Case Forum “Chemistry in Space”

Summary:
The article presents a scenario of the case forum “Chemistry in Space”, dedicated to the Day of Cosmonautics. The ways of cooperation between secondary and higher schools with the involvement of school students for joint career guidance work are considered. Recommendations are offered on solving the case, processing and registration of the accumulated material.
Title:

Studying Biochemistry in an Elective Course

Summary:
The article discusses an integrated elective course in biochemistry for students in Grade 11, which is an addition to the curricula in Chemistry and Biology. The course is built on the use of quest technology, combining elements of problem-solving, project and game activities.
Title:

Students’ Research: Prospects for Industrial Production of Pectin from Conifers

Summary:
The article describes a students’ research project on conifers as a potential source of pectins for the food and pharmaceutical industries. Structure and properties of pectin substances are considered. The procedure for experimental evaluation of sorption properties of plant raw materials containing pectins is presented. The material presented will be useful for working with students in medical and chemical-biological classes.
Title:

Intellectual Game “Chemical Battle”

Summary:
An extracurricular event “Chemical Battle” for increasing students’ motivation o to learn chemistry is described, the examples of tasks are provided.
Title:

On the Origins of Corpuscular Philosophy

Summary:
Lomonosov's point of view on the atomic-molecular structure of matter is given. Some facts of his biography are described.
Title:

Molybdenum Compounds: Application in Analytical Chemistry

Summary:
The article describes options for using molybdenum compounds (ammonium molybdate and paramolybdate) as demonstration experiments, as well as in preparing students for Olympiads and project activities.
Title:

Laboratory Experiment: Studying Aspirin

Summary:
The lesson on “Aromatic carbon acids and their derivatives”, aimed at developing students’ knowledge and skills, is described. The lesson scenario includes tasks for actualizing knowledge, instructions for research laboratory work, problematic questions. The content of the lesson is focused on in-depth chemistry studying aimed at students’ acquiring the experience of creative activities.
Title:

Videos of Experiments as a Means of Acquiring Cognitive Experience

Summary:
The article describes the creation and use of video clips of a chemical experiment in the educational process. Creating a collection of photos and videos of a chemical experiment contributes to the development of students’ knowledge and skills and the acquisition of knowledge experience.
Связаться с нами