Заголовок:
Функциональная грамотность в школе: игра в имитацию
Список литературы:
- Гавронская Ю. Ю. Тренды современного образования: цифровизация, эдьютейнмент и функциональная грамотность // Химия в школе. – 2021. - № 1. - С. 17-21.
- Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования // Химия в школе. – 2020. - № 7. - С. 15-20.
- Международные сопоставительные исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/ (дата обращения 19.03.22).
- Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЕГ_2019_основные подходы.pdf (instrao.ru) (дата обращения 19.03.22).
- Пентин А. Ю., Ковалёва Г. С., Давыдова Е. И., Смирнова Е. С. Состояние естественно-научного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. - 2018. - № 1. - С. 79-109.
Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся при изучении предметов естественно-научного цикла.
Ключевые слова:
естественно-научная грамотность, школьное образование.
Заголовок:
О развитии мышления учащихся
Аннотация:
Речь учителя на уроке – это важнейший компонент процесса обучения. Для усвоения учащимися знаний особенно важна правильная, точная речь учителя. Но для развития мышления учеников важна и их собственная речь, так как при высказывании своих мыслей школьник точнее понимает учебный материал.
Ключевые слова:
мышление, знания, речь учителя, речь учащихся, формализм знаний.
Заголовок:
О формировании читательской грамотности
Список литературы:
- Журин А. А. Химия. Задачник. 8 класс: учеб. пособие для общеобразо-ват. организаций. — М.: Просвещение, 2018.
- Журин А. А. Химия. Задачник. 9 класс: учеб. пособие для общеобразо-ват. организаций. — М.: Просвещение, 2019.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2020.
- Журин А. А. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
- Журин А. А. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
Аннотация:
Автор приводит несколько методических приёмов обучения извлечению смыслов из естественно-научных текстов с примерами конкретных заданий.
Ключевые слова:
читательская грамотность, естественно-научная грамотность, естественно-научный текст.
Заголовок:
Смещение равновесия в заданиях различных типов
Список литературы:
- Червина В. В. Учим выполнять задание № 33 // Химия в школе. – 2017. - № 7. - С. 31-40.
- Сутягин А. А. Решение расчётных задач: составляем материальный баланс // Химия в школе. – 2019. – № 7. – С. 21-24.
- Иванова И. С., Попов А. С., Чухно А. С. Из опыта изучения темы «Химическое равновесие» // Химия в школе. – 2020. - № 5. - С. 73-76.
Аннотация:
Предложены задания различных типов по указанной теме с решениями и наглядными для обучающихся способами оформления решения.
Ключевые слова:
обратимые реакции, химическое равновесие, условия смещения химического равновесия, реагент, продукт реакции.
Заголовок:
Практико-ориентированный кейс «Найти и обезвредить!»
Список литературы:
- Государственная фармакопея Российской Федерации. XIV издание. – Т. 1. – М.: ФЭМБ, 2018. – 1815 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.rucml.ru/feml/pharma/v14/vol1/
- Венецкий С. И. Рассказы о металлах. – М.: Металлургия, 1985.
- Шапошникова И. А., Болгова И. В. Таблица Менделеева в живых организмах. – М.: Бином, 2010.
- Грэй Т. Элементы: путеводитель по периодической таблице. – М.: Изд-во АСТ: CORPUS, 2016.
- Зейналов О. А., Комбарова С. П., Багров Д. В. и др. О влиянии наночастиц серебра на физиологию живых организмов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. - 2016. – Т. 14. – № 4. – С. 42-51.
- Назаров В. Б., Гладких В. Д., Беловолов А. Ю. Антидотная терапия в системе мероприятий, направленных на ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций: состояние и перспективы развития // Медицина экстремальных ситуаций. - 2013. - № 1 (43). – С. 6-18.
- Зеленин К. Н. Комплексоны в медицине // Соросовский образовательный журнал. - 2001. - № 1. – Т. 7. - С. 45-50.
- Корогодина Н. А. Средства защиты от отравления тяжёлыми металлами // Образование и наука в России и за рубежом. – 2019. - № 3 (Vol. 51). – С. 129-13.
- Илларионова Е. А., Сыроватский И. П. Химико-токсикологический анализ тяжёлых металлов: учебное пособие. – Иркутск: ИГМУ, 2016.
Аннотация:
В статье представлен практико-ориентированный кейс, в основу которого положено применение качественных реакций, в том числе фармакопейных, для обнаружения ряда биологически активных катионов металлов, а также проведение расчётов для определения возможных способов выведения из организма токсичных веществ.
Ключевые слова:
качественный анализ неорганических веществ, фармакопейная реакция, токсичное вещество, антидот, произведение растворимости, константа нестойкости комплексного соединения.
Заголовок:
Изучение химии как средство развития профессиональных компетенций
Список литературы:
- Ершова О. В., Муллина Э. Р. Компетентностный подход как условие повышения качества подготовки студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 1. - С. 134-137.
- Хуторской А. В. Компетенции в образовании: опыт проектирования // Сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
- Овсиенко Л. В. Участники съезда о преподавании химии в системе СПО // Химия в школе. – 2019. - № 5. - С. 55-57.
- Рулёв А. Ю., Воронков М. Г. От кулинарии — к кулинохимии // Наука и жизнь. - 2013. - № 6.
- Афанасьева М. Н. Использование кейсов в процессе обучения // Химия в школе. – 2022. - № 4. – С. 20-25.
- Конопляник Е. М. О проблемном подходе в практике обучения // Химия в школе. – 2019. - № 8. - С. 47-50.
- Макаров Ю. Б. Эдьютейнмент как способ учебной мотивации // Химия в школе. – 2021. - № 1. – С. 26-31.
- Дубровская Н. Л., Мосолова Л. А. Информационные технологии в образовательном процессе // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 2-4.
- Терлеева И. Б. Особенности профессиональной подготовки будущих технологов продукции общественного питания на занятиях по органической химии // Омский научный вестник. – 2006. - № 8 (45). – С. 247-251.
- Соколова М. Г., Неверовская И. Н., Бомбина И. А. Профессионально ориентированные химические задачи в подготовке поваров // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 48-51.
- Медведева М. В. Активизация познавательной деятельности на уроках химии // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 6. — С. 24-26.
Аннотация:
В статье обсуждается вопрос развития компетенций у обучающихся поварских направлений колледжа с помощью практико-ориентированных заданий по химии. Разбираются методы и нюансы разработки и подбора задач профессиональной направленности. Также затрагивается тема актуализации изучения химии на поварских направлениях подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Ключевые слова:
компетентностный подход, повар, профессиональные образовательные организации, химия, химические задачи, практико-ориентированные задания, профессионально ориентированные задания.
Заголовок:
Об организации кейс-форума «Химия в космосе»
Список литературы:
- Миронович Л. М., Янков К. Ф. Проблемы профориентации средней и высшей школы // В сборнике: Образование. Наука. Карьера. Сборник научных статей Международной научно-методической конференции. В 2 томах. — С. 261-263.
- Янкив К. Ф., Андреева В. Е. Об использовании кейс-метода в процессе обучения // Химия в школе. — 2021. — № 10. — С. 39-41.
- Янкив К. Ф., Баева С. В. Совместная деятельность высшей и средней школы // В сборнике: Актуальные проблемы химического и экологического образования. Сборник научных трудов 67 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. Санкт-Петербург, 2021. — С. 341-343.
Аннотация:
В статье представлен сценарий проведения кейс-форума «Химия в космосе», посвящённого Дню космонавтики. Описаны способы сотрудничества средней и высшей школы с привлечением школьников для совместной профориентационной работы. Предложены рекомендации по ведению и решению кейса, обработке и оформлению накопленного материала.
Ключевые слова:
кейс-метод, кейс-задания, профориентация, химия в космосе.
Заголовок:
Изучаем биохимию на элективном курсе
Список литературы:
- Нельсон Д., Кокс М. Основы биохимии Ленинджера : в 3 т. — М.: Бином. Лаб. знаний, 2011.
- Северин Е. С., Алейникова Т. Л., Осипов Е. В., Силаева С. А. Биологическая химия. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.
- Антипова Н. В., Даянова Л. К., Пахомов А. А., Третьякова Д. С. Биохимия. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2019.
- Кольман Я., Рём К.-Г. Наглядная биохимия. — М.: Лаборатория знаний, 2018.
- ДНК, РНК, белки, генетический код и рибосома [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=qyYgVTYMZF0
Аннотация:
В статье рассматривается интегрированный элективный курс по биохимии для обучающихся 11 класса, который является дополнением программы учебных предметов «Химия» и «Биология». Курс построен на использовании квест-технологии, сочетающей в себе элементы проблемного, проектного и игрового обучения.
Ключевые слова:
биологическая химия, биохимические задачи, квест-технологии, квизы, элективный курс.
Заголовок:
Учебное исследование: перспективы промышленного получения пектина из хвойных растений
Список литературы:
- Саньков А. В., Кортунов Г. М. Хвойные растения как источник витамина С в период пандемии // Химия в школе. — 2022. — № 5. — С. 71-76.
- Ушанова В. М., Батура Н. Г., Воробьева З. К. Изучение влияния функциональных групп пектинов из коры хвойных пород деревьев на их студнеобразующие свойства // Хвойные бореальной зоны. — 2008. — Т. 25. — № 3-4. — С. 362-364.
- Хрундин Д. В. Некоторые аспекты применения пектиновых веществ в технологии пищевых производств // Вестник Казанского технологического университета. — 2015. — Т. 18. — №. 24. — С. 53-56.
- Икласова А. Ш., Сакипова З. Б., Бекболатова Э. Н. Пектин: состав, технология получения, применение в пищевой и фармацевтической промышленности // Вестник Казахского Национального медицинского университета. — 2018. — №. 3. — С. 243-246.
- Сергушкина М. И., Зайцева О. О., Худяков А. Н., Соломина О. Н. Влияние пектинов на пробиотическую активность лактобактерий // Актуальные проблемы биомедицины-2021. — 2021. — С. 193-194.
- Валышев А. В. Антимикробная активность пектинов и их производных // Бюллетень Оренбургского научного центра УРО РАН. — 2013. — № 3. — С. 1-7.
- Типсина Н. Н., Типсин Э. А., Батура Н. Г. Пектины из хвойных пород деревьев. Перспективы их использования в пищевой промышленности // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2014. — №. 12. — С. 231-233.
- Ларина Н. Д. Биологически активные вещества древесной зелени хвойных пород и их питательная ценность // Научное обеспечение животноводства Сибири. — 2018. — С. 20-24.
- Речкина Е. А. Пектиновые вещества древесной зелени сосны обыкновенной // Молодые учёные в решении актуальных проблем науки. — 2009. — С. 149.
- Веприкова Е. В. и др. Влияние различных способов механической активации на выход экстрактивных веществ из коры сосны // Журнал Сибирского федерального университета. Химия. — 2020. — Т. 13. — № 3. — С. 430-446.
- Рубчевская Л. А., Грачева Е. В., Демина О. В., Рубчевская Л. П. Исследование химического состава шрота древесной зелени пихты сибирской // Фундаментальные исследования. — 2007. — № 10. — С. 36-39.
- Naser B., Bodinet C., Tegtmeier M., Lindequist U. Thuja occidentalis (Arbor vitae): A Review of its Pharmaceutical, Pharmacological and Clinical Properties. Evid Based Complement Alternat Med. 2005 Mar; 2(1):69-78. doi: 10.1093/ecam/neh065.
Аннотация:
В статье дано описание учебно-исследовательского проекта, посвящённого изучению хвойных растений как потенциального источника пектинов для пищевой и фармацевтической промышленности. Рассмотрены структура и свойства пектиновых веществ. Приведена методика экспериментальной оценки сорбционных свойств растительного сырья, содержащего пектины. Предложенный материал будет полезен для работы с учащимися классов медицинского и химико-биологического профиля.
Ключевые слова:
постковидный период, пектины, биохимия, хвойные растения, адсорбционная способность, туя западная.
Заголовок:
Интеллектуальная игра «Химический бой»
Список литературы:
- Яркова Т. А. Мотивация к обучению при проведении внеурочных занятий // Химия в школе. — 2021. — № 4. — С. 55-59.
- Гюлбекян Л. К., Борунова Е. Б. Об организации дебатов в процессе обучения // Химия в школе. — 2020. — № 8. — С. 49-55.
- Головнер В. Н. Интеллектуальная естественно-научная игра SCIENCE SHOW // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 51-59.
Аннотация:
Предложена разработка внеурочного мероприятия «Химический бой» для повышения мотивации учащихся к обучению химии, приведены примеры использованных заданий.
Ключевые слова:
мотивация, интерактивные формы обучения, дебаты, соревнование.
Заголовок:
У истоков корпускулярной философии
Список литературы:
- Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём. / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. — М.: Современник, 1989.
- Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек. — М.: Молодая гвардия, 2010.
Аннотация:
В статье описана точка зрения М. В. Ломоносова на атомно-молекулярное строение вещества. Приведены некоторые факты биографии учёного.
Ключевые слова:
Михаил Васильевич Ломоносов, корпускулы.
Заголовок:
Соединения молибдена: применение в аналитической химии
Список литературы:
- Бусев А. И. Аналитическая химия молибдена. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962.
- Васильева 3. Г., Грановская А. А., Таперова А. А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии: Учеб. пособие для вузов. — Л.: Химия, 1986.
- Зюзина Л. Ф., Начкина Л. В., Матюшкина Ю. И. Химия d- элементов V и VI групп: монография. — Саранск: Мордов. Гос. Ун-т, 2014.
- Химическая энциклопедия: в 5 т. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т.3.
Аннотация:
В статье описываются варианты использования соединений молибдена (молибдата и парамолибдата аммония) в качестве реактивов для демонстрационных опытов, а также во время подготовки к олимпиадам и проведения проектных работ.
Ключевые слова:
молибден, соединения молибдена, молибденовая синь, аналитическая химия.
Заголовок:
Лабораторный эксперимент: изучение аспирина
Список литературы:
- Леенсон И. А. Язык химии. Этимология химических названий. — М.: АСТ, 2016.
- Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии в средней школе. Методика и техника: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1966.
- Травень В. Ф. Органическая химия: учебник для вузов: в 2 т. — Т. 2. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2008.
Аннотация:
Представлена методическая разработка урока совершенствования знаний и умений учащихся по теме «Ароматические карбоновые кислоты и их производные», включающая в себя задания на актуализацию знаний, инструкцию к лабораторной работе исследовательского характера, проблемные вопросы. Содержание занятия ориентировано на углублённый уровень изучения химии с целью формирования опыта творческой деятельности.
Ключевые слова:
ацетилсалициловая кислота, аспирин, взаимное влияние атомов, внутрипредметные связи, лабораторный химический эксперимент, опыт творческой деятельности, углублённое изучение химии.
Заголовок:
Видеофрагменты эксперимента как средство формирование опыта познания
Список литературы:
- Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. — 2018. — № 1. — С. 6-10.
- Мещерякова Л. М., Шалашова М. М., Оржековский П. А. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий // Химия в школе. — 2013. — № 1. — С. 9-12
- Михайлова Е. В. Формирование субъектного познавательного опыта учащихся индивидуализированными средствами обучения. — Петрозаводск, Карельский государственный педагогический университет, 2008.
- Оржековский П. А. Система методов обучения, ориентированных на выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов // Химия в школе. — 2015. — № 1. — С. 11-18.
- Ахлебинин А. К. и др. Химия для всех XXI: Химические опыты со взрывами и без. Мультимедийный компакт-диск для поддержки школьного курса химии. 1С. -2006. 583 МБ.
- Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Продуктивная модель обучения: содержание опыта познания // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 5-9.
- Сергеева Е. А. Видеотека химического эксперимента учеников как средство формирования у учащихся индивидуального опыта познания // Сборник статей XIII международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами». Часть I. — Москва, 2021. — С. 451.
Аннотация:
В статье описано создание и применение в учебном процессе видеофрагментов химического эксперимента. Поэтапное создание учащимися коллекции фотографий и видеозаписей химического эксперимента способствует развитию их знаний и умений и приобретению опыта познания.
Ключевые слова:
видео опыты, опыт познания, информационные коммуникационные технологии, цифровые образовательные ресурсы.