Заголовок:
О формировании ноосферного мировоззрения
Список литературы:
- Каверина А. А. О воспитательном потенциале учебного предмета «Химия» // Химия в школе. – 2020. - № 9. - С. 16-22.
- Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991. – С. 235-244.
- Короткевич В. С. Чёрный замок Ольшанский. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1993.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования ноосферного мировоззрения обучающихся на уроках химии. Даётся характеристика приёмов технологии голографического подхода, посредством использования которых обеспечивается включение в содержание уроков системы ноосферных идей: единства происхождения живого и неживого, равнозначности рационального и иррационального, принятия человеком ответственности за нарушение взаимодействия элементов системы «Человек – Природа - Общество».
Ключевые слова:
мировоззорение, ноосфера, ноосферное мировоззрение, ноосферные идеи, приёмы технологии голографического подхода.
Заголовок:
Атомная энергетика России: современные стратегии развития
Список литературы:
- Отчёт о функционировании ЕЭС России в 2020 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.so-ups.ru/fileadmin/files/company/ reports/disclosure/2021/ups_rep2020.pdf
- ЕС признал ядерную энергию чистой и экологичной [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hightech.fm/2021/04/07/clean-energy-eu
- Россия нацелена стать лидером в атомной энергетике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// ria.ru/20210603/novak-1735448304.html?in=t
- Кочетов А. Россия берёт курс на «зелёную» энергетику. Однако наш подход сильно отличается от западного [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/dbk/rossiia-beret-kurs-na-zelenuiu-energetiku-odnako-nash-podhod-silno-otlichaetsia-ot-zapadnogo-0e59d587e453743e2a6c008
- Никитин А. и др. Обеднённый гексафторид урана (современная ситуация, вопросы безопасного обращения и перспективы). — М.: ЭПЦ «Беллона», 2020.
- Секреты МОКС-кухни с Горно-химического комбината [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://strana-rosatom.ru/2020/03/13/sekrety-moks-kuhni/
- Современные реакторы российского дизайна [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.rosatom.ru/production/design/sovremennye-reaktory-rossiyskogo-dizayna/
- Революция в энергетике: в России придумали, как сделать АЭС «зелёными» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://news.rambler.ru/scitech/47268335-revolyutsiya-v-energetike-v-rossii-pridumali-kak-sdelat-aes-zelenymi/
- Атомные станции малой / средней мощности и плавучие атомные теплоэлектростанции [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.okbm.nnov.ru/business-directions/atomnye-stantsii-maloy-sredney-moshchnosti-i-plavuchie-atomnye-teploelektrostantsii/
- «Росатом»: «Зелёные» нормы для атомной энергетики начнут работать уже в следующем году [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://novostienergetiki.ru/rosatom-zelenye-normy-dlya-atomnoj-energetiki-nachnut-rabotat-uzhe-v-sleduyushhem-godu/
Аннотация:
В статье рассмотрены итоги производства электроэнергии по типам электростанций в 2020 г., переработка отходов атомной промышленности, современные реакторы российского дизайна, ядерные технологии на базе замкнутого топливного цикла, создание плавучих и наземных АЭС малой мощности как одно из направлений развития атомной энергетики.
Ключевые слова:
атомный реактор, переработка отходов, замкнутый ядерно-топливный цикл, плавучий энергоблок.
Заголовок:
Из опыта организации работы с новыми понятиями
Список литературы:
- Ганина Н. В., Браташ Г. С. Учебные тексты и тестовые задания по теме «Получение и собирание газов» // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 30-33.
- Горбенко Н. В. О приёмах формирования навыков смыслового чтения // Химия в школе. – 2018. - № 8. - С. 20.
- Добротин Д. Ю. Формирование и контроль усвоения систем химических понятий // Химия в школе. – 2019. - № 7. - С. 4-10.
- Шиляева Л. В. Изучение углеводородов с использованием учебных текстов // Химия в школе. – 2021. - № 6. – С. 27-29.
Аннотация:
В статье предложены приёмы активизации мышления учащихся, непрерывного увеличения объёма метапредметных понятий, осознаваемых учеником новых знаний, личного опыта и компетентностей в ходе работы по различению понятий и углублённой работе с ними. Представлены варианты изменения содержания урока химии с целью формирования способности систематизировать и сводить разные наборы знаний, осваивать базисные понятия, различения и идеализации, лежащие в основе разных предметных полей знания.
Ключевые слова:
знания, понятия, мыследеятельность учащихся.
Заголовок:
Как мы изучаем галогены
Список литературы:
- Вельяминова Н. В. К изучению щелочных металлов // Химия в школе. – 2021. - № 5. – С. 31-33.
- Ковель М. И. Развитие логического мышления при изучении углерода // Химия в школе. – 2021. - № 6. – С. 22-27.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: учебник для 8 классов общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2017.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: учебник для 9 классов общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2016.
Аннотация:
Автор делится опытом проведения урока, на котором изучаются галогены - химические элементы и простые вещества, их физические и химические свойства, распространение в природе и значение.
Ключевые слова:
галогены, работа с текстом, задания.
Заголовок:
Использование кейсов в процессе обучения
Список литературы:
- Астафьев С. В. О составлении и использовании авторских кейсов-рассказов // Химия в школе. - 2019. - № 3. - С. 36-40.
- Янкив К. Ф., Андреева В. Е. Об использовании кейс-метода в процессе обучения // Химия в школе. - 2021. - № 10. - С. 39-42.
Аннотация:
Кейс-технология включает обучаемых в субъект-субъектные отношения, позволяет им проявить активность, инициативу, самостоятельность. Учебные знания и учебный процесс в целом - не самоцель, а инструмент для включения ученика в компетентностное обучение.
Ключевые слова:
педагогическая технология, кейс, решение проблем.
Заголовок:
Google Класс в системе работы современного учителя
Список литературы:
- Пильникова Н. Н. Технология работы с образовательным блогом учителя // Дистанционное обучение: реалии и перспективы: материалы III региональной научно-практической конференции / Сост. Н. Д. Матросова – СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2018. – С. 68.
- Пильникова Н. Н. Реализация индивидуальных образовательных потребностей школьников средствами blogger.com и «электронный дневник» // Дистанционное обучение: реалии и перспективы: материалы II региональной научно-практической конференции / Сост. Н. Д. Матросова – СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2017. – С. 32.
- Пильникова Н. Н. Реализация индивидуальных образовательных потребностей школьников средствами blogger.com и «электронный дневник» // Дистанционное обучение: реалии и перспективы: материалы II региональной научно-практической конференции / Сост. Н. Д. Матросова – СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2017. – С. 32.
- Химия. 8-11 классы. Система заданий по тематическим блокам. Программа О. С. Габриеляна / Авт.-сост. Н. Н. Пильникова. – Волгоград: Учитель, 2021.
- Пильникова Н. Н. Система работы учителя химии, направленная на достижение учащимися современных образовательных результатов // Инновации в преподавании: сборник научных и научно-методических трудов VI Международной научно-практической конференции в рамках Евразийского сотрудничества (г. Казань, 24-25 марта 2016 г.) / Под ред. С. И. Гильманшиной. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – С. 74.
Аннотация:
Статья посвящена особенностям реализации дистанционного и смешанного обучения школьников химии с помощью веб-сервиса Google Класс. Раскрываются принципы работы с данным веб-сервисом, который позволяет реализовать образовательные потребности учащихся.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, смешанное обучение, образовательный блог, веб-сервис Google Класс, образовательные потребности, образовательные технологии.
Заголовок:
Образовательный web-квест «Неорганические вещества четырёх королевств»
Список литературы:
- Киселёв Г. М., Бочкова Р. В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник. — М.: Дашков и К°, 2020.
- Малянова М. Г. Образовательный web-квест как средство формирования мотивации у учащихся при изучении химии в 8-м классе // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 424-427. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://89374100033.wixsite.com/4korolevstva (дата обращения: 20.11.2021).
- Минченков Е. Е. Общая методика преподавания химии. — М.: Лаборатория знаний, 2020.
- Нечитайлова Е. В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. — 2005. — № 3. — С. 13-15.
- Боброва И. И., Трофимов Е. Г. Информационные технологии в образовании: практический курс. — М.: ФЛИНТА, 2014.
Аннотация:
В статье подробно рассматривается возможность применения на уроках химии современных технологий в образовании, в частности, образовательного web-квеста, который способствует повышению познавательного интереса к химии у школьников.
Ключевые слова:
интерес, web-квест, урок, современные технологии в образовании.
Заголовок:
Расчётные задачи на определение состава растворов и смесей
Список литературы:
- Головин А. В., Яременко В. И. Из опыта обучения решению задач на смешивание растворов // Химия в школе. – 2021. – № 2. – С. 46-50.
- Майзель В. В., Лавникова И. В. Наш подход к решению задач по расчёту состава растворов // Химия в школе. – 2012. – № 10. – С. 34-38.
- Сердюк С. А. Решение задач на растворы и сплавы // Вестник научных конференций. – 2018. – № 7-1 (35). – С. 94-96.
- Евдокимова В. П., Медведев Ю. Н. О способах выражения концентрации растворов // Химия в школе. – 2022. — № 1. — С. 50–55; № 2. – С. 43-47.
- Сутягин А. А. Решение расчётных задач: составляем материальный баланс // Химия в школе. – 2019. – № 7. – С. 21-24.
Аннотация:
В статье рассмотрены примеры задач, связанных с выполнением расчётов количественного состава растворов, твёрдых смесей и смесей газов. Рассмотрены некоторые затруднения, возникающие у школьников при решении данных задач и обусловленные, в том числе, стереотипами мышления. Разобраны подходы к решению представленных задач с указанием элементов, вызывающих ошибки при решении.
Ключевые слова:
массовая доля, объёмная доля, стехиометрические расчёты, состав смесей.
Заголовок:
Решение химических задач: метод последовательного перебора значений
Список литературы:
- Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Квадратные уравнения в конкурсных и олимпиадных задачах по химии // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 36-42.
- Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А., Пахова Е. В. Конкурсные и олимпиадные задачи: решение с применением неравенств // Химия в школе. – 2017. – № 4. – С. 35-40.
- Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А., Осипова Е. А. Логарифмы и показательные функции в конкурсных и олимпиадных задачах // Химия в школе. – 2017. - № 9. – С. 31-36.
- Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Математическая составляющая конкурсных химических задач // Химия в школе. – 2014. – № 6. – С. 47-53.
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен, 2001.
- Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2006.
- Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
- Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Теренин В. И. и др. Олимпиады и конкурсные экзамены по химии в МГУ. – М.: Лаборатория знаний, 2019.
- Олейников Н. Н., Муравьёва Г. П. Химия. Алгоритмы решения задач. Тесты: учебное пособие / Под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: ЛЕНАНД, 2016. – С. 11.
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – С. 386.
- Свитанько И. В., Кисин В. В., Чуранов С. С. Стандартные алгоритмы решения нестандартных химических задач. – М.: Химический ф-т МГУ; ВХК РАН; ФИЗМАТЛИТ, 2016. – С. 89.
- Дерябина Н. Е., Молчанова Г. Н. Нестандартные решения стандартных задач // Химия в школе. – 2016. – № 9. – С. 25-32.
- Дерябина Н. Е. Сравнительный анализ способов решения расчётных задач // Химия в школе. – 2016. – № 10. – С. 32-38.
Аннотация:
Показано, что метод последовательного перебора значений – полезный математический приём при решении химических задач на определение неизвестного вещества. Приведены примеры расчётных конкурсных и олимпиадных задач с решениями.
Ключевые слова:
письменный вступительный экзамен по химии, химические олимпиады, математическая составляющая химических задач, метод последовательного перебора значений.
Заголовок:
Закон Гесса в решении расчётных задач
Аннотация:
В статье представлены алгебраический и графический (циклы Гесса) способы решения задач с применением закона Гесса. Если уравнение химической реакции можно записать в виде суммы нескольких других уравнений, изменение энтальпии в первой химической реакции равно сумме изменений энтальпий в других химических реакциях.
Ключевые слова:
закон Гесса, цикл Гесса, прямой/косвенный путь протекания реакции, количество теплоты, изменение энтальпии образования.
Заголовок:
Разделение смеси бытовых отходов: моделирование процесса
Аннотация:
В данной статье представлен опыт преподавания элективного пропедевтического курса на примере изучения темы «Смеси. Способы разделения смесей».
Ключевые слова:
элективный курс, смеси, моделирование, переработка сырья.
Заголовок:
Образовательный центр «Сириус»: проектная химическая смена
Аннотация:
В статье рассказывается о проектной химической смене, организованной в Образовательном центре «Сириус» в ноябре 2021 г. Приведено краткое описание десяти исследовательских проектов, выполненных учащимися и учителями.
Ключевые слова:
Образовательный центр «Сириус», исследовательские проекты, химический эксперимент, повышение квалификации учителей.
Заголовок:
Исследовательская деятельность на занятиях биохимического кружка
Список литературы:
- ГОСТ 53878-2010 Метод определения падевого мёда. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200081664
- ГОСТ Р 52451-2005. Мёды монофлорные. Технические условия. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200043048
- Стоймир М. Мёд и мёдолечение. — София: Земиздат, 1974.
- ГОСТ 19792-2001 Мёд натуральный. Технические условия. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200026588
- Bertoli E. et al. Contribution of honey in nutrition and human health: A review // Mediterranean Journal of Nutrition Metabolism. — 2010. — № 3. — P. 15-23. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/224906029
- ГОСТ 32169-2013. Мёд. Метод определения водородного показателя и свободной кислотности. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/1200104199
- Чудаков В. Г. Технология продуктов пчеловодства. — М.: Колос, 1979.
- Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н. Исследуем качество мёда // Химия в школе. — 2019. — № 1. — С. 67-69.
- Правила ветеринарно-санитарной экспертизы мёда при продаже на рынках (утв. Минсельхозпродом РФ 18.07.1995 №13-7-2/365) // Россельхознадзор / Нормативные документы. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fsvps.gov.ru/fsvps/laws/388.html#10
- ГОСТ 32167-2013. Мёд. Метод определения сахаров. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200104100
Аннотация:
В статье представлен опыт работы по организации учебно-исследовательской деятельности школьников 10-11 классов на базе кафедры химии КГУ им. К. Э. Циолковского (г. Калуга). Отбор содержания занятий биохимического кружка, реализуемого авторами публикации, является результатом интеграции знаний смежных областей — химии и биологии. На примере исследования отдельных параметров качества мёда показаны возможности применения комплекса знаний и умений для исследования реального объектов природного происхождения.
Ключевые слова:
учебно-исследовательская деятельность, биохимия, объект исследования, химический состав мёда, фальсификация, титриметрические методы исследования.
Заголовок:
Наш опыт исследования биоразлагаемых материалов
Список литературы:
- Лунева Ю. Б., Ваганова О. И., Смирнова Ж. В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 6 (32). — С. 122-126.
- Алямкина Е. А., Панькина В. В. Интерактивные технологии в развитии метапредметных умений // Химия в школе. — 2021. — № 1. — С. 32-37.
- Бандаев С. Г., Хасенова М. Т. Роль кейс-технологий в формировании химической грамотности учащихся // Вестник Педагогического университета. — 2018. — № 5-1 (77). — С. 8-12.
- Панькина В. В., Агутина М. В., Кидарова М. Н. Использование кейс-технологий на уроках химии в основной школе // Учебный эксперимент в образовании. — 2019. — № 4 (92). — С. 51-59.
Аннотация:
В статье приводятся примеры учебных кейсов по биоразлагаемым материалам, основанные на научных достижениях в этой области знаний. Применение данные кейсов в рамках школьного химического образования позволит существенно повысит степень самостоятельности обучающихся и качество получаемых ими знаний.
Ключевые слова:
кейс, учебно-исследовательская деятельность, биоразлогаемые материалы, практико-ориенитрованное обучение.
Заголовок:
Обобщение знаний: образ химии в повседневной жизни
Список литературы:
- Волков В. Н., Волкова Л. А. Исследование химического состава яичной скорлупы // Химия в школе. — 2016. — № 5. — С. 53-56.
- Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н. Определение качества продуктов классическими аналитическими методами // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 47-50.
- Проскурина И. К., Лисицина Д. С. Исследование химического состава продуктов питания // Химия в школе. — 2016. — № 4. — C. 40-44.
- Проскурина И. К., Шумилова Л. А., Лисицина Д. С. Опыты по определению качества молока и молочных продуктов // Химия в школе. — 2016. — № 6. — C. 45-50.
- Самехова Н. А. Исследование качества молока // Химия в школе. — 2020. — № 2. — С. 65-68.
Аннотация:
В статье предлагается описание занятия обобщения знаний для 9 класса. Занятие практико-ориентированного характера предусматривает групповую работу учащихся над мини-проектами. Каждый из проектов связан с решением одной из повседневных проблем с применением химического эксперимента.
Ключевые слова:
практико-ориентированное занятие, химический эксперимент, анализ продуктов, качественные реакции.
Заголовок:
Незнакомый Менделеев
Список литературы:
- Авдеев Я. Г. «Я выслужил 48 лет родине и науке» // Химия в школе. — 2019. — № 6. — C. 74-78.
- Баутин В. М. Работа на науку, работа на Россию — системный подход (памяти Дмитрия Ивановича Менделеева, 1834-1907) // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. — 2009. — № 3. — С. 3-6.
- Белов А. В. Аграрный кризис в России в конце XIX в. // Российская историческая энциклопедия. — М.: Абрис Олма, 2020.
- Захарова М. К., Опарин Б. Ф. Почвоведение — наука химическая // Биосфера. — 2020. — Т. 12. — № 3. – С. 138-142.
- Золотов Ю. А. Талантливый химик талантлив во всём // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 55-58.
- Зуева Е. И., Лиховцова Е. А. Земельные ресурсы сельского хозяйства, эффективность их использования // Экономика сельского хозяйства. — Саратов, 2016. — С. 9-11.
- Климентьев А. И., Петрова Г. В. «…Химию возблагодарить не забудьте» // Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН. — 2016. — № 3. — С. 2-19.
- Кравец С. Л. Крестьянская реформа 1861 // Большая российская энциклопедия. — М.: БРЭ, 2005-2019.
- Русакова Е. А. Д. И. Менделеев и почвоведение // Историко-биологические исследования. — 2020. — Т. 12. — № 2. — С.157-164.
Аннотация:
В статье рассказывается о вкладе Д. И. Менделеева в развитие сельского хозяйства России XIX в.
Ключевые слова:
Д. И. Менделеев, наука, сельское хозяйство, почвоведение.
Заголовок:
Исследовательские опыты с медью и её соединениями
Список литературы:
- Оржековский П. А. Логика изучения химии: объяснять, как устроен мир, или учить познавать его? // Химия в школе. — 2021. — № 8. — С. 2-5.
- Ахметов М. А., Ермакова Ю. А. Направления развития школьного химического эксперимента // Химия в школе. — 2017. — № 5. — С. 37-42.
- Миренкова Е. В. Методологический аппарат школьного учебного исследования // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 13-17.
- Борунова Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 2-6.
- Нечитайлова Е. В. Дистанционное обучение: критерии отбора интернет-ресурсов // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 2-4.
- Гавронская Ю. Ю., Середович А. С. Интернет-мемы на уроках химии // Химия в школе. — 2021. — № 7. — С. 55-59.
- Миренкова Е. В. О применении учебных компьютерных презентаций // Химия в школе. — 2021. — № 1. — С. 13-19.
- Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Мобильное обучение на основе применения мессенджеров // Химия в школе. — 2019. — № 6. — С. 19-24.
- Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Экспериментальная работа по теме «Фенолы» // Химия в школе. — 2015. — № 10. — С. 38-41.
- Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Исследовательские опыты с соединениями железа(III) // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 41-44.
- Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Строение и свойства витамина С // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 62-66.
- Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Восстановительные свойства пероксида водорода // Химия в школе. — 2021. — № 9. — С. 63-67.
- Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Окислительные свойства пероксида водорода // Химия в школе. — 2021. — № 10. — С. 51-54.
Аннотация:
Предложены легко воспроизводимые исследовательские опыты с медью и её соединениями: оксидами, гидроксидами, солями, включая комплексные соединения. В качестве реагентов используются как неорганические, так и органические вещества.
Ключевые слова:
медь, соединения меди, окислительно-восстановительные реакции, качественные реакции.