Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2022 № 04

Русская версия
English version
Заголовок:

О формировании ноосферного мировоззрения

Список литературы:
  1. Каверина А. А. О воспитательном потенциале учебного предмета «Химия» // Химия в школе. – 2020. - № 9. - С. 16-22.
  2. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991. – С. 235-244.
  3. Короткевич В. С. Чёрный замок Ольшанский. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1993.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования ноосферного мировоззрения обучающихся на уроках химии. Даётся характеристика приёмов технологии голографического подхода, посредством использования которых обеспечивается включение в содержание уроков системы ноосферных идей: единства происхождения живого и неживого, равнозначности рационального и иррационального, принятия человеком ответственности за нарушение взаимодействия элементов системы «Человек – Природа - Общество».
Заголовок:

Атомная энергетика России: современные стратегии развития

Список литературы:
  1. Отчёт о функционировании ЕЭС России в 2020 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.so-ups.ru/fileadmin/files/company/ reports/disclosure/2021/ups_rep2020.pdf
  2. ЕС признал ядерную энергию чистой и экологичной [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hightech.fm/2021/04/07/clean-energy-eu
  3. Россия нацелена стать лидером в атомной энергетике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// ria.ru/20210603/novak-1735448304.html?in=t
  4. Кочетов А. Россия берёт курс на «зелёную» энергетику. Однако наш подход сильно отличается от западного [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/dbk/rossiia-beret-kurs-na-zelenuiu-energetiku-odnako-nash-podhod-silno-otlichaetsia-ot-zapadnogo-0e59d587e453743e2a6c008
  5. Никитин А. и др. Обеднённый гексафторид урана (современная ситуация, вопросы безопасного обращения и перспективы). — М.: ЭПЦ «Беллона», 2020.
  6. Секреты МОКС-кухни с Горно-химического комбината [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://strana-rosatom.ru/2020/03/13/sekrety-moks-kuhni/
  7. Современные реакторы российского дизайна [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.rosatom.ru/production/design/sovremennye-reaktory-rossiyskogo-dizayna/
  8. Революция в энергетике: в России придумали, как сделать АЭС «зелёными» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://news.rambler.ru/scitech/47268335-revolyutsiya-v-energetike-v-rossii-pridumali-kak-sdelat-aes-zelenymi/
  9. Атомные станции малой / средней мощности и плавучие атомные теплоэлектростанции [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.okbm.nnov.ru/business-directions/atomnye-stantsii-maloy-sredney-moshchnosti-i-plavuchie-atomnye-teploelektrostantsii/
  10. «Росатом»: «Зелёные» нормы для атомной энергетики начнут работать уже в следующем году [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://novostienergetiki.ru/rosatom-zelenye-normy-dlya-atomnoj-energetiki-nachnut-rabotat-uzhe-v-sleduyushhem-godu/
Аннотация:
В статье рассмотрены итоги производства электроэнергии по типам электростанций в 2020 г., переработка отходов атомной промышленности, современные реакторы российского дизайна, ядерные технологии на базе замкнутого топливного цикла, создание плавучих и наземных АЭС малой мощности как одно из направлений развития атомной энергетики.
Заголовок:

Из опыта организации работы с новыми понятиями

Список литературы:
  1. Ганина Н. В., Браташ Г. С. Учебные тексты и тестовые задания по теме «Получение и собирание газов» // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 30-33.
  2. Горбенко Н. В. О приёмах формирования навыков смыслового чтения // Химия в школе. – 2018. - № 8. - С. 20.
  3. Добротин Д. Ю. Формирование и контроль усвоения систем химических понятий // Химия в школе. – 2019. - № 7. - С. 4-10.
  4. Шиляева Л. В. Изучение углеводородов с использованием учебных текстов // Химия в школе. – 2021. - № 6. – С. 27-29.
Аннотация:
В статье предложены приёмы активизации мышления учащихся, непрерывного увеличения объёма метапредметных понятий, осознаваемых учеником новых знаний, личного опыта и компетентностей в ходе работы по различению понятий и углублённой работе с ними. Представлены варианты изменения содержания урока химии с целью формирования способности систематизировать и сводить разные наборы знаний, осваивать базисные понятия, различения и идеализации, лежащие в основе разных предметных полей знания.
Заголовок:

Как мы изучаем галогены

Список литературы:
  1. Вельяминова Н. В. К изучению щелочных металлов // Химия в школе. – 2021. - № 5. – С. 31-33.
  2. Ковель М. И. Развитие логического мышления при изучении углерода // Химия в школе. – 2021. - № 6. – С. 22-27.
  3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: учебник для 8 классов общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2017.
  4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: учебник для 9 классов общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2016.
Аннотация:
Автор делится опытом проведения урока, на котором изучаются галогены - химические элементы и простые вещества, их физические и химические свойства, распространение в природе и значение.
Заголовок:

Использование кейсов в процессе обучения

Список литературы:
  1. Астафьев С. В. О составлении и использовании авторских кейсов-рассказов // Химия в школе. - 2019. - № 3. - С. 36-40.
  2. Янкив К. Ф., Андреева В. Е. Об использовании кейс-метода в процессе обучения // Химия в школе. - 2021. - № 10. - С. 39-42.
Аннотация:
Кейс-технология включает обучаемых в субъект-субъектные отношения, позволяет им проявить активность, инициативу, самостоятельность. Учебные знания и учебный процесс в целом - не самоцель, а инструмент для включения ученика в компетентностное обучение.
Заголовок:

Google Класс в системе работы современного учителя

Список литературы:
  1. Пильникова Н. Н. Технология работы с образовательным блогом учителя // Дистанционное обучение: реалии и перспективы: материалы III региональной научно-практической конференции / Сост. Н. Д. Матросова – СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2018. – С. 68.
  2. Пильникова Н. Н. Реализация индивидуальных образовательных потребностей школьников средствами blogger.com и «электронный дневник» // Дистанционное обучение: реалии и перспективы: материалы II региональной научно-практической конференции / Сост. Н. Д. Матросова – СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2017. – С. 32.
  3. Пильникова Н. Н. Реализация индивидуальных образовательных потребностей школьников средствами blogger.com и «электронный дневник» // Дистанционное обучение: реалии и перспективы: материалы II региональной научно-практической конференции / Сост. Н. Д. Матросова – СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2017. – С. 32.
  4. Химия. 8-11 классы. Система заданий по тематическим блокам. Программа О. С. Габриеляна / Авт.-сост. Н. Н. Пильникова. – Волгоград: Учитель, 2021.
  5. Пильникова Н. Н. Система работы учителя химии, направленная на достижение учащимися современных образовательных результатов // Инновации в преподавании: сборник научных и научно-методических трудов VI Международной научно-практической конференции в рамках Евразийского сотрудничества (г. Казань, 24-25 марта 2016 г.) / Под ред. С. И. Гильманшиной. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – С. 74.
Аннотация:
Статья посвящена особенностям реализации дистанционного и смешанного обучения школьников химии с помощью веб-сервиса Google Класс. Раскрываются принципы работы с данным веб-сервисом, который позволяет реализовать образовательные потребности учащихся.
Заголовок:

Образовательный web-квест «Неорганические вещества четырёх королевств»

Список литературы:
  1. Киселёв Г. М., Бочкова Р. В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник. — М.: Дашков и К°, 2020.
  2. Малянова М. Г. Образовательный web-квест как средство формирования мотивации у учащихся при изучении химии в 8-м классе // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 424-427. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://89374100033.wixsite.com/4korolevstva (дата обращения: 20.11.2021).
  3. Минченков Е. Е. Общая методика преподавания химии. — М.: Лаборатория знаний, 2020.
  4. Нечитайлова Е. В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. — 2005. — № 3. — С. 13-15.
  5. Боброва И. И., Трофимов Е. Г. Информационные технологии в образовании: практический курс. — М.: ФЛИНТА, 2014.
Аннотация:
В статье подробно рассматривается возможность применения на уроках химии современных технологий в образовании, в частности, образовательного web-квеста, который способствует повышению познавательного интереса к химии у школьников.
Заголовок:

Расчётные задачи на определение состава растворов и смесей

Список литературы:
  1. Головин А. В., Яременко В. И. Из опыта обучения решению задач на смешивание растворов // Химия в школе. – 2021. – № 2. – С. 46-50.
  2. Майзель В. В., Лавникова И. В. Наш подход к решению задач по расчёту состава растворов // Химия в школе. – 2012. – № 10. – С. 34-38.
  3. Сердюк С. А. Решение задач на растворы и сплавы // Вестник научных конференций. – 2018. – № 7-1 (35). – С. 94-96.
  4. Евдокимова В. П., Медведев Ю. Н. О способах выражения концентрации растворов // Химия в школе. – 2022. — № 1. — С. 50–55; № 2. – С. 43-47.
  5. Сутягин А. А. Решение расчётных задач: составляем материальный баланс // Химия в школе. – 2019. – № 7. – С. 21-24.
Аннотация:
В статье рассмотрены примеры задач, связанных с выполнением расчётов количественного состава растворов, твёрдых смесей и смесей газов. Рассмотрены некоторые затруднения, возникающие у школьников при решении данных задач и обусловленные, в том числе, стереотипами мышления. Разобраны подходы к решению представленных задач с указанием элементов, вызывающих ошибки при решении.
Заголовок:

Решение химических задач: метод последовательного перебора значений

Список литературы:
  1. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Квадратные уравнения в конкурсных и олимпиадных задачах по химии // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 36-42.
  2. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А., Пахова Е. В. Конкурсные и олимпиадные задачи: решение с применением неравенств // Химия в школе. – 2017. – № 4. – С. 35-40.
  3. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А., Осипова Е. А. Логарифмы и показательные функции в конкурсных и олимпиадных задачах // Химия в школе. – 2017. - № 9. – С. 31-36.
  4. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Математическая составляющая конкурсных химических задач // Химия в школе. – 2014. – № 6. – С. 47-53.
  5. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен, 2001.
  6. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2006.
  7. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
  8. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Теренин В. И. и др. Олимпиады и конкурсные экзамены по химии в МГУ. – М.: Лаборатория знаний, 2019.
  9. Олейников Н. Н., Муравьёва Г. П. Химия. Алгоритмы решения задач. Тесты: учебное пособие / Под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: ЛЕНАНД, 2016. – С. 11.
  10. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – С. 386.
  11. Свитанько И. В., Кисин В. В., Чуранов С. С. Стандартные алгоритмы решения нестандартных химических задач. – М.: Химический ф-т МГУ; ВХК РАН; ФИЗМАТЛИТ, 2016. – С. 89.
  12. Дерябина Н. Е., Молчанова Г. Н. Нестандартные решения стандартных задач // Химия в школе. – 2016. – № 9. – С. 25-32.
  13. Дерябина Н. Е. Сравнительный анализ способов решения расчётных задач // Химия в школе. – 2016. – № 10. – С. 32-38.
Аннотация:
Показано, что метод последовательного перебора значений – полезный математический приём при решении химических задач на определение неизвестного вещества. Приведены примеры расчётных конкурсных и олимпиадных задач с решениями.
Заголовок:

Закон Гесса в решении расчётных задач

Аннотация:
В статье представлены алгебраический и графический (циклы Гесса) способы решения задач с применением закона Гесса. Если уравнение химической реакции можно записать в виде суммы нескольких других уравнений, изменение энтальпии в первой химической реакции равно сумме изменений энтальпий в других химических реакциях.
Заголовок:

Разделение смеси бытовых отходов: моделирование процесса

Аннотация:
В данной статье представлен опыт преподавания элективного пропедевтического курса на примере изучения темы «Смеси. Способы разделения смесей».
Заголовок:

Образовательный центр «Сириус»: проектная химическая смена

Аннотация:
В статье рассказывается о проектной химической смене, организованной в Образовательном центре «Сириус» в ноябре 2021 г. Приведено краткое описание десяти исследовательских проектов, выполненных учащимися и учителями.
Заголовок:

Исследовательская деятельность на занятиях биохимического кружка

Список литературы:
  1. ГОСТ 53878-2010 Метод определения падевого мёда. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200081664
  2. ГОСТ Р 52451-2005. Мёды монофлорные. Технические условия. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200043048
  3. Стоймир М. Мёд и мёдолечение. — София: Земиздат, 1974.
  4. ГОСТ 19792-2001 Мёд натуральный. Технические условия. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200026588
  5. Bertoli E. et al. Contribution of honey in nutrition and human health: A review // Mediterranean Journal of Nutrition Metabolism. — 2010. — № 3. — P. 15-23. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/224906029
  6. ГОСТ 32169-2013. Мёд. Метод определения водородного показателя и свободной кислотности. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/1200104199
  7. Чудаков В. Г. Технология продуктов пчеловодства. — М.: Колос, 1979.
  8. Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н. Исследуем качество мёда // Химия в школе. — 2019. — № 1. — С. 67-69.
  9. Правила ветеринарно-санитарной экспертизы мёда при продаже на рынках (утв. Минсельхозпродом РФ 18.07.1995 №13-7-2/365) // Россельхознадзор / Нормативные документы. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fsvps.gov.ru/fsvps/laws/388.html#10
  10. ГОСТ 32167-2013. Мёд. Метод определения сахаров. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200104100
Аннотация:
В статье представлен опыт работы по организации учебно-исследовательской деятельности школьников 10-11 классов на базе кафедры химии КГУ им. К. Э. Циолковского (г. Калуга). Отбор содержания занятий биохимического кружка, реализуемого авторами публикации, является результатом интеграции знаний смежных областей — химии и биологии. На примере исследования отдельных параметров качества мёда показаны возможности применения комплекса знаний и умений для исследования реального объектов природного происхождения.
Заголовок:

Наш опыт исследования биоразлагаемых материалов

Список литературы:
  1. Лунева Ю. Б., Ваганова О. И., Смирнова Ж. В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 6 (32). — С. 122-126.
  2. Алямкина Е. А., Панькина В. В. Интерактивные технологии в развитии метапредметных умений // Химия в школе. — 2021. — № 1. — С. 32-37.
  3. Бандаев С. Г., Хасенова М. Т. Роль кейс-технологий в формировании химической грамотности учащихся // Вестник Педагогического университета. — 2018. — № 5-1 (77). — С. 8-12.
  4. Панькина В. В., Агутина М. В., Кидарова М. Н. Использование кейс-технологий на уроках химии в основной школе // Учебный эксперимент в образовании. — 2019. — № 4 (92). — С. 51-59.
Аннотация:
В статье приводятся примеры учебных кейсов по биоразлагаемым материалам, основанные на научных достижениях в этой области знаний. Применение данные кейсов в рамках школьного химического образования позволит существенно повысит степень самостоятельности обучающихся и качество получаемых ими знаний.
Заголовок:

Обобщение знаний: образ химии в повседневной жизни

Список литературы:
  1. Волков В. Н., Волкова Л. А. Исследование химического состава яичной скорлупы // Химия в школе. — 2016. — № 5. — С. 53-56.
  2. Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н. Определение качества продуктов классическими аналитическими методами // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 47-50.
  3. Проскурина И. К., Лисицина Д. С. Исследование химического состава продуктов питания // Химия в школе. — 2016. — № 4. — C. 40-44.
  4. Проскурина И. К., Шумилова Л. А., Лисицина Д. С. Опыты по определению качества молока и молочных продуктов // Химия в школе. — 2016. — № 6. — C. 45-50.
  5. Самехова Н. А. Исследование качества молока // Химия в школе. — 2020. — № 2. — С. 65-68.
Аннотация:
В статье предлагается описание занятия обобщения знаний для 9 класса. Занятие практико-ориентированного характера предусматривает групповую работу учащихся над мини-проектами. Каждый из проектов связан с решением одной из повседневных проблем с применением химического эксперимента.
Заголовок:

Незнакомый Менделеев

Список литературы:
  1. Авдеев Я. Г. «Я выслужил 48 лет родине и науке» // Химия в школе. — 2019. — № 6. — C. 74-78.
  2. Баутин В. М. Работа на науку, работа на Россию — системный подход (памяти Дмитрия Ивановича Менделеева, 1834-1907) // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. — 2009. — № 3. — С. 3-6.
  3. Белов А. В. Аграрный кризис в России в конце XIX в. // Российская историческая энциклопедия. — М.: Абрис Олма, 2020.
  4. Захарова М. К., Опарин Б. Ф. Почвоведение — наука химическая // Биосфера. — 2020. — Т. 12. — № 3. – С. 138-142.
  5. Золотов Ю. А. Талантливый химик талантлив во всём // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 55-58.
  6. Зуева Е. И., Лиховцова Е. А. Земельные ресурсы сельского хозяйства, эффективность их использования // Экономика сельского хозяйства. — Саратов, 2016. — С. 9-11.
  7. Климентьев А. И., Петрова Г. В. «…Химию возблагодарить не забудьте» // Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН. — 2016. — № 3. — С. 2-19.
  8. Кравец С. Л. Крестьянская реформа 1861 // Большая российская энциклопедия. — М.: БРЭ, 2005-2019.
  9. Русакова Е. А. Д. И. Менделеев и почвоведение // Историко-биологические исследования. — 2020. — Т. 12. — № 2. — С.157-164.
Аннотация:
В статье рассказывается о вкладе Д. И. Менделеева в развитие сельского хозяйства России XIX в.
Заголовок:

Исследовательские опыты с медью и её соединениями

Список литературы:
  1. Оржековский П. А. Логика изучения химии: объяснять, как устроен мир, или учить познавать его? // Химия в школе. — 2021. — № 8. — С. 2-5.
  2. Ахметов М. А., Ермакова Ю. А. Направления развития школьного химического эксперимента // Химия в школе. — 2017. — № 5. — С. 37-42.
  3. Миренкова Е. В. Методологический аппарат школьного учебного исследования // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 13-17.
  4. Борунова Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 2-6.
  5. Нечитайлова Е. В. Дистанционное обучение: критерии отбора интернет-ресурсов // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 2-4.
  6. Гавронская Ю. Ю., Середович А. С. Интернет-мемы на уроках химии // Химия в школе. — 2021. — № 7. — С. 55-59.
  7. Миренкова Е. В. О применении учебных компьютерных презентаций // Химия в школе. — 2021. — № 1. — С. 13-19.
  8. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Мобильное обучение на основе применения мессенджеров // Химия в школе. — 2019. — № 6. — С. 19-24.
  9. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Экспериментальная работа по теме «Фенолы» // Химия в школе. — 2015. — № 10. — С. 38-41.
  10. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Исследовательские опыты с соединениями железа(III) // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 41-44.
  11. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Строение и свойства витамина С // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 62-66.
  12. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Восстановительные свойства пероксида водорода // Химия в школе. — 2021. — № 9. — С. 63-67.
  13. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Окислительные свойства пероксида водорода // Химия в школе. — 2021. — № 10. — С. 51-54.
Аннотация:
Предложены легко воспроизводимые исследовательские опыты с медью и её соединениями: оксидами, гидроксидами, солями, включая комплексные соединения. В качестве реагентов используются как неорганические, так и органические вещества.
Title:

On the Formation of the Noospheric Worldview

Summary:
The article deals with the problem of the forming students’ noospheric worldview in chemistry lessons. The author describes the holographic approach technology which ensures the inclusion of noospheric ideas in the content of chemistry lessons: the unity of the origin of the living and inanimate, the equivalence of the rational and irrational, the acceptance by a person of responsibility for the violation of the interaction of the elements of the “Man-Nature-Society” system.
Title:

Russian Nuclear Power Industry: Modern Development Strategies

Summary:
The results of electricity production by types of power plants in 2020 are considered. The author discusses nuclear industry waste recycling, modern Russian-designed reactors, nuclear technologies based on a closed fuel cycle, the creation of floating and ground-based low-power nuclear power plants as one of the directions of nuclear energy development.
Title:

From the Experience of Organizing the Work with New Concepts

Summary:
The article suggests methods for activating students’ thinking, a continuous increase in the volume of meta-subject concepts, new knowledge, personal experience and competencies realized by the student in the course of distinguishing new concepts and working with them. Variants of changing the content of a chemistry lesson are presented in order to form the ability to systematize various sets of knowledge, to master fundemental concepts, distinctions and idealizations that underlie different subject fields of knowledge.
Title:

How We Study Halogens

Summary:
The author shares the experience of conducting a lesson of studying the material about halogens, their physical and chemical properties, their abundance in nature and significance.
Title:

Using Cases in the Learning Process

Summary:
Case technology involves students in subject-subject relations, allows them to show activity, initiative, independence. The learning process is considered to be a tool for including a student in competency-based learning.
Title:

Google Classroom in the Work of a Modern Teacher

Summary:
The article is devoted to the peculiarities of the implementation of distance and mixed chemistry education using the Google Class web service. The principles of working with this web service, which allows to realize the educational needs of students, are revealed.
Title:

Educational Web-quest "Inorganic Substances of the Four Kingdoms"

Summary:
The article discusses in detail the possibility of using modern educational technologies in chemistry lessons, in particular, an educational web-quest, which helps to increase students’ cognitive interest in chemistry.
Title:

Calculation tasks on determening the composition of solutions and mixtures

Summary:
The article considers examples of tasks related to performing calculations of the quantitative composition of solutions, solid mixtures and gas mixtures. Some difficulties that arise in students while solving these problems are caused by stereotypes of thinking. The approaches to solving the presented examples are analyzed, indicating the elements that cause the greatest concern in terms of the occurrence of errors in the solution.
Title:

Solving Calculation Problems in Chemistry: Method of Sequential Searching of Values

Summary:
The method of sequential searching is shown to be a useful mathematical tool for solving chemical problems on the identification of an unknown substance. Examples of competitive calculation tasks with solutions are given.
Title:

Hess's Law in Solving Calculation Problems

Summary:
The article presents algebraic and graphical (Hess cycles) methods for solving problems according to the Hess law. Regardless of the multiple stages or steps of a reaction, the total enthalpy change for the reaction is the sum of all changes.
Title:

Separation of a Mixture of Household Wastes: Modelling of the Process

Summary:
This article presents the experience of teaching an elective course using the example of studying the topic “Mixtures. Methods of separation of mixtures".
Title:

Educational Centre “Sirius”: Project Chemistry Program

Summary:
The project chemistry program implemented at the Educational Center “Sirius” in November 2021 is discussed. A brief description of ten research projects carried out by students and teachers is given.
Title:

Research Activities in the Additional Classes in Biochemistry

Summary:
The article presents the experience of organizing students’ educational and research activities for Grades 10-11 on the basis of the Chemistry Department of KSU named after K. E. Tsiolkovsky (Kaluga). The selection of the content of the biochemical circle classes implemented by the authors of the publication is the result of the integration of knowledge from the courses of chemistry and biology. By the example of studying specific parameters of the quality of honey, the possibilities of using a complex of knowledge and skills for the study of real objects of natural origin are shown.
Title:

Our Research Experience on Biodegradable Materials

Summary:
The article provides examples of educational cases on biodegradable materials based on scientific achievements in this field. The use of these cases within the framework of school chemical education will significantly increase the degree of independence of students and the quality of the knowledge obtained.
Title:

Generalization of Knowledge: the Image of Chemistry in Everyday Life

Summary:
The article provides a description of a generalizing class for Grade 9. The practice-oriented class includes working on mini-projects in small groups. Each of the projects involves solving one of the everyday problems with the use of chemical experiment.
Title:

Unfamiliar Mendeleev

Summary:
The contribution of D. I. Mendeleev to the development of agriculture in Russia of the XIX century is described.
Title:

Research Experiments with Copper and Copper Compounds

Summary:
Easily reproducible research experiments with copper and its salts, oxides, hydroxides, complex compounds, are proposed. Both inorganic and organic substances are used as reagents.
Связаться с нами