Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2022 № 03

Русская версия
English version
Заголовок:

Образование в школе: сфера развития или сфера услуг?

Аннотация:
Критерии оценки работы школы не должны быть основаны на показателях успеваемости. Необходимо учитывать психологический климат, уровень комфорта, наличие механизмов развития личности и их доступность для каждого учащегося, создание развивающей среды с полным набором условий для получения качественного образования.
Заголовок:

О происхождении химических элементов

Список литературы:
  1. Азимов А. Взрывающиеся солнца. Тайны сверхновых. — М.: Наука, 1991.
  2. Бедняков В. А. О происхождении химических элементов // Физика элементарных частиц и атомного ядра. — 2002. — Т. 33. — Вып. 4. — С. 915–962.
  3. Ишханов Б. С., Капитонов И. М., Тутынь И. А. Нуклеосинтез во Вселенной. — М.: Едиториал УРСС, 2017.
  4. Медведев Ю. Н. Новые имена в химии: нихоний, московий, теннессин и оганесон // Химия в школе. — 2016. — № 10. — С. 5–11.
  5. Рыжов В. Н. Звёздный нуклеосинтез — источник происхождения химических элементов // Соросовский образовательный журнал. — 2000. — № 8. — С. 81–87
  6. Тейлер Р. Дж. Происхождение химических элементов. — М.: Мир, 1975.
Аннотация:
В статье приводятся сведения о возникновении Вселенной, теории Большого взрыва, процессах нуклеосинтеза (образования химических элементов) на разных этапах эволюции Вселенной. Обсуждаются проблемы рождения сверхлёгких и сверхтяжёлых химических элементов.
Заголовок:

ЕГЭ по химии: высокие ставки и высокие требования

Список литературы:
  1. Решетникова О. А., Демидова М. Ю. Новые подходы к разработке контрольных измерительных материалов // Народное образование. - 2015. - № 9 (1452). - С. 82-87.
  2. Решетникова О. А. Назначение технологии в системе оценки качества образования и основные принципы организации процедур оценивания // Управление образованием: теория и практика. – 2012. - № 3. - С. 72-81.
  3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2003.
  4. Тестирование. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru/Articles/Testir_1_3.htm (дата обращения 11.01.22).
  5. Добротин Д. Ю. Современное состояние и тенденции развития КИМ ЕГЭ по химии // Химия в школе. - 2020. - № 8. - С. 11-19.
  6. Добротин Д. Ю. Контроль сформированности элементов функциональной грамотности в рамках естественно-научных курсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2020. - Т. 8. - № 6. - С. 3-12.
  7. Каверина А. А., Молчанова Г. Н., Свириденкова Н. В., Снастина М. Г. Из опыта разработки заданий по оценке естественно-научной грамотности школьников при обучении химии // Педагогические измерения. – 2017. - № 2. - С. 91-96.
  8. Медведев Ю. Н. Об изменениях в заданиях ЕГЭ 2022 г. // Химия в школе. – 2021. - № 9. – С. 26-30.
  9. Добротин Д. Ю., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по химии // Педагогические измерения. - 2021. - № 4. - С. 98-131.
Аннотация:
Цель статьи – описать подходы к отбору содержания ЕГЭ по химии как оценочной процедуры «с высокими ставками»; дать методический комментарий к новым моделям заданий. Рассмотрение изменений в структуре КИМ ЕГЭ по химии позволяет говорить о соответствии их требованиям по стандартизации, объективности, надёжности и валидности. На основании сопоставления требований к результатам обучения, представленных в ФГОС ООО и ФГОС СОО, поднимаются вопросы возможного расширения перечня планируемых результатов обучения, отмечается актуальность решения этих вопросов педагогическим сообществом. Методический комментарий к изменённым моделям заданий, включаемых в КИМ, позволяет всем участникам образовательных отношений понять направления обновления, которые осуществляются, главным образом, за счёт расширения диапазона мыслительных операций и формы предъявления условий заданий, усиления контроля метапредметной составляющей образовательной подготовки учащихся, в том числе умений, составляющих функциональную грамотность.
Заголовок:

О разработке заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности

Список литературы:
  1. Об исследовании PISA // ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/pisa
  2. Проведение исследования PISA-2018 в России. Оценка естественно-научной грамотности // Центр оценки качества образования.. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html
  3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  4. Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности (VII–IX классы). [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://fi pi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  5. Естественно-научная грамотность // Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnayagramotnost
  6. Примеры заданий по естествознанию / Сост.: Г. С. Ковалёва, Н. Г. Кошеленко; Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). – Москва: Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007. – [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.ivege.ru/uploads/fi les/ocenka/pisa/PISA2006_ ExampleUnitsScience.pdf
  7. Пентин А. Ю., Никишова Е. А., Никифоров Г. Г. Естественно-научная грамотность: сборник эталонных заданий. Выпуск 1. – Москва: Просвещение, 2021.
  8. Ковалёва Г. С., Пентин А. Ю., Заграничная Н. А. и др. Естественно-научная грамотность: сборник эталонных заданий. Выпуск 2. – Москва: Просвещение, 2021.
  9. Асанова Л. И., Барсуков И. Е. и др. Естественно-научная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021.
  10. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 80–97.
  11. Шиндряев А. В., Кожевников Ю. Ю., Лебедев А. Е., Меньшутина Н. В. Исследование процесса получения теплоизоляционных материалов на основе аэрогелей // Успехи в химии и химической технологии. – Т. XXXI. - 2017. - № 6. - С. 130–132.
  12. Кварцевый аэрогель INSUFLEX. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: 650 https:// www.rosizol.com/catalog/ teploizoljacija/aerogel/kvartsevyy-aerogel-insuflex-650/
  13. Три технологии в одной: аэрогель из графена, напечатанный на 3D-принтере. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.nanonewsnet.ru/news/2015/tri-tekhnologii-v-odnoi-aerogel-iz-grafena-napechatannyi-na-3d-printere
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (Зарегистрирован в Минюсте 5 июля 2021 г., регистрационный № 64101).
Аннотация:
В статье описан процесс разработки заданий для формирования естественно-научной грамотности в формате международных исследований качества образования; приведены примеры подобных задний.
Заголовок:

Создание проблемных ситуаций на уроках разных типов

Список литературы:
  1. Ильичёва Т. В. Об использовании элементов технологии проблемного обучения // Химия в школе. – 2019. - № 9. - С. 17-19.
  2. Козлова З. А. Из опыта организации проблемно-интегративного обучения // Химия в школе. – 2019. - № 9. - С. 30-32.
  3. Конопляник Е. М. О проблемном подходе в практике обучения // Химия в школе. – 2019. - № 8. - с. 47-50.
  4. Янкив К. Ф., Козлова М. А. Проблемное обучение с использованием QR-кода // Химия в школе. – 2020. - № 7. - С. 25-28.
  5. Зазнобина Л. С., Журин А. А. Тетрадь для учебной работы по химии: 8 класс средней общеобразовательной школы / под ред. проф. Е. Е. Минченкова. – М.: Школа-Пресс, 1998.
Аннотация:
Автор делится методическими приёмами создания на уроках проблемных ситуаций, способствующих росту мотивации обучающихся и достижению высоких учебных результатов.
Заголовок:

Исследовательский подход к изучению химии

Список литературы:
  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия развития, 2005.
  2. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход: учебник и практикум для академического бакалавриата: в 2 ч. - Ч. 1 — М.: Юрайт, 2018. — (Серия: Авторский учебник).
  3. Петрасюк Л. Г., Орлова И. В., Ковалюк С. Ю., Ключева Е. Е., Голубчикова Н. Н.Учителю об учебном исследовании: требования, организация, результаты: учебно-методическое пособие для преподавателей средних учебных заведений. – СПб., 2015.
  4. https://zen.yandex.ru/media/pobeda23102018/stirala-cherez-vsiu-voinu-s-korytom-proshlazimoi-vatniki-tiajelye-krov-na-nih-zamerzshaia-ia-chasto-ih-i-teper-vo-sne-viju-5e875c6e96544a69b3c55a7d?utm_source=serp
  5. Хасбулатова З. С., Алихаджиева Б. С. Взаимосвязь химии и литературы // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 3-4. - С. 466-467.
Аннотация:
Статья посвящена применению в процессе обучения исследовательского подхода, который способствует усилению мотивации учебной деятельности, развивает универсальные учебные действия, даёт учащимся возможность самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Заголовок:

О развитии интеллектуальных умений в процессе обучения

Список литературы:
  1. Аббасов В. М. и др. Химия: учебник для 7-11 классов общеобразовательных школ. - Баку, 2021.
  2. Тагиев Т. И. Методика преподавания химии: в 2 ч: учебник для студентов. Баку, 2014.
Аннотация:
Систематическое применение на уроках химии различных методов для развития интеллектуальных умений учащихся способствует их умственному развитию, формирует такие качества личности, как самостоятельность, инициативность и творческие способности.
Заголовок:

Кислотно-основные свойства органических соединений

Список литературы:
  1. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия. — М.: Лаборатория знаний, 2014.
  2. Травень В. Ф. Органическая химия. Учебник для вузов. — М.: Академкнига, 2005.
  3. Панкратов А. Н. Кислоты и основания в химии. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2006.
  4. Карцова А. А., Левкин А. Н. Органическая химия для школьников. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021.
  5. Нейланд О. Я. Органическая химия. — М.: Высшая школа, 1990.
  6. Органическая химия. Под редакцией Н. А. Тюкавкиной. — М.: Дрофа. 2003.
Аннотация:
В статье рассматриваются кислотно-основные свойства органических веществ, их зависимость от строения молекул. Приведены примеры органических кислот, оснований и амфотерных соединений.
Заголовок:

Об исследовательской деятельности при решении экспериментальных задач

Список литературы:
  1. Волкова С. А., Куприянова Н. С., Пустовит С. О. Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС // Химия в школе. — 2014. — № 1. — С. 61-69.
  2. Волкова С. А., Куприянова Н. С., Пустовит С. О. Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС // Химия в школе. — 2014. — № 2. — С. 63-67.
  3. Волкова С. А., Пустовит С. О. Наш опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников по химии // «Химия» издательского дома «Первое сентября». — 2014. — № 1. — С. 20-27.
  4. Кузнецова Н. Е., Герус С. А. Формирование обобщённых умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе. — № 5. — 2002. — С. 16-20.
  5. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия: Углублённый уровень: 11 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2020.
  6. Горение воды во фторе. YouTube [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ojQgO2fO5Zc
  7. Волкова С. А., Деревцова С. Н. К методике изучения воды в классах медицинского профиля // Химия в школе. — 2009. — № 7. — С. 34-37.
  8. Кряжева Е. В. Развитие технического мышления у будущих специалистов на основе межпредметной интеграции: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07. — Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009.
  9. Химия-9. Электролитическая диссоциация. Химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. — М.: Видеостудия «Кварт», 2000. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  10. Жилин Д. М., Поваляев О. А., Хоменко С. В. Цифровая лаборатория по химии. Методическое руководство по работе с комплектом. — М.: ООО «Типография МАКССПЕЙС», 2013.
  11. Датчик рН растворов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tkpolus.ru/item/38-ph-sensor.html
  12. Датчик электропроводности растворов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.l-microrus.ru/catalog/277/2678/
  13. Волкова С. А., Гусев С. Н. К использованию цифровой лаборатории // Химия в школе. — 2010. — № 6. — С. 64-67.
  14. Волкова С. А., Пустовит С. О. Химический эксперимент нового поколения на основе цифровых лабораторий // Химия в школе. — 2013. — № 4. — С. 51-55.
Аннотация:
Содержание обучения химии рассматривается как предметная основа для достижения метапредметных результатов. На примере изучения химического состава природных вод раскрываются возможности организации учебно-исследовательской деятельности, направленной на формирование межпредметных понятий и универсальных учебных действий учащихся.
Заголовок:

Химический эксперимент при изучении гормонов

Список литературы:
  1. Опарина С. А. Обнаружение аминокислот в пищевых продуктах // Химия в школе. — Химия в школе. — 2016. — № 7. — С. 40-45.
  2. Опарина С. А. Рабочая тетрадь по дисциплине «Биохимия человека». — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016.
  3. Филлипович Ю. Б., Ковалевская Н. И., Севастьянова Г. А. Биологическая химия: учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2005.
  4. Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. — М.: Просвещение, 1982.
Аннотация:
В статье рассмотрены химические опыты по изучению некоторых гормональных препаратов. Предлагаемые опыты могут быть использованы учителями химии и биологии во внеурочной деятельности при проведении элективных курсов, факультативов или организации проектной и исследовательской деятельности старшеклассников.
Заголовок:

Об организации конкурса «Молодые химики»

Список литературы:
  1. Внеклассная работа по химии. Пособие для учителей. — М.: «Просвещение», 1976.
  2. Плетнер Ю. В., Полосин В. С. Практикум по методике обучения химии. — М.: Учпедгиз,1962.
  3. Плетнер Ю. В., Полосин В. С. Практикум по методике преподавания химии. — М.: Просвещение, 1981.
Аннотация:
В статье автор рассматривает, как организация школьного и районного конкурса по химии в 8-11классах способствует эффективному сотрудничеству обучающихся, успешному усвоению учебного материала на практике, постоянному повышению качества образования и положительной мотивации обучающихся к изучению естествознания.
Заголовок:

На перекрёстках химии и литературы

Список литературы:
  1. Гавронская Ю. Ю. Тренды современного образования: цифровизация, эдьютейнмент и функциональная грамотность // Химия в школе. – 2021. - № 1. - С. 17-21.
  2. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования // Химия в школе. – 2020. - № 7. - С. 15-20.
  3. Ахметов М. А., Осипова А. В. Из опыта формирования функциональной грамотности // Химия в школе. – 2021. - № 10. - С. 35-39.
  4. Катаев В. П. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона. – М.: Советский писатель, 1983.
  5. Шаргунов С. А. Катаев. Погоня за вечной весной. – М.: Молодая гвардия, 2017. – С. 568.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
  7. Телешов С. Первый российский школьный учебник по химии // Химия. – 2004. - № 46 (670). [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://him.1sept.ru/article.php?ID=200404601.
Аннотация:
Задания, в основе которых лежит художественный текст, направлены на развитие функциональной грамотности учащихся. Предложено внеурочное обобщающее занятие по теме «Водород: способы получения, свойства и применение», основанное на анализе художественного текста.
Заголовок:

Хвойные растения как источник витамина С в период пандемии

Список литературы:
  1. Carr A. C., Maggini S. Vitamin C and Immune Function // Nutrients. 2017 Nov 3;9(11):1211. doi: 10.3390/nu9111211. PMID: 29099763; PMCID: PMC5707683.
  2. Njus D. et al. Ascorbic acid: The chemistry underlying its antioxidant properties // Free Radic Biol Med. 2020 Nov 1;159:37-43. doi: 10.1016/j.freeradbiomed.2020.07.013. Epub 2020 Jul 30. PMID: 32738399.
  3. Gonzalez M. J. et al. Antiviral Mechanisms of Vitamin C: A Short Communication Consensus Report // J Orthomolec Med. — 2020. — Vol. 35. — №. 1. — P. 1-19.
  4. Feyaerts A. F., Luyten W. Vitamin C as prophylaxis and adjunctive medical treatment for COVID-19? // Nutrition. 2020 Nov-Dec;79-80:110948. doi: 10.1016/j.nut.2020.110948. Epub 2020 Jul 25. PMID: 32911430; PMCID: PMC7381407.
  5. Carr A. C., Rowe S. The Emerging Role of Vitamin C in the Prevention and Treatment of COVID-19 // Nutrients. 2020 Oct 27;12(11):3286. doi: 10.3390/nu12113286. PMID: 33121019; PMCID: PMC7693980.
  6. Lai Y. J. et al. The role of micronutrient and immunomodulation effect in the vaccine era of COVID-19 // J Chin Med Assoc. 2021 Sep 1;84(9):821-826. doi: 10.1097/JCMA.0000000000000587. PMID: 34282078.
  7. Chiscano-Camón L. et al. Vitamin C levels in patients with SARS-CoV-2-associated acute respiratory distress syndrome // Crit Care. 2020 Aug 26;24(1):522. doi: 10.1186/s13054-020-03249-y. PMID: 32847620; PMCID: PMC7447967.
  8. de Melo A F, Homem-de-Mello M. High-dose intravenous vitamin C may help in cytokine storm in severe SARS-CoV-2 infection // Crit Care. 2020 Aug 13;24(1):500. doi: 10.1186/s13054-020-03228-3. PMID: 32792018; PMCID: PMC7424130.
  9. Беззубов А. Д. Витамины для блокадного Ленинграда // Химия и жизнь. — 1985. — № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: vivovoco. rsl.ru
  10. Ярусова Н. С. Определение содержания витамина «C» химическим методом. — Л.: МЕДГИЗ, 1941.
  11. Ларина Н. Д. Биологически активные вещества древесной зелени хвойных пород и их питательная ценность // Научное обеспечение животноводства Сибири. — 2018. — С. 20-24.
  12. Лебедева Д. Д. и др. Перспективы использования хвойных растений Московского региона в качестве биобезопасного источника аскорбиновой кислоты // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2018. — №. 8. — С. 31-35.
  13. Величко Н. А., Рыгалова Е. А. Химический состав водного экстракта ели сибирской (Picea оbovata) и разработка рецептуры безалкогольного напитка на его основе // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2018. — №. 3 (138). — С. 143-146.
Аннотация:
В статье дано описание учебно-исследовательского проекта, посвящённого изучению хвойных растений как потенциального источника витамина C. Рассмотрены биохимические функции витамина C в организме человека, его роль в повышении иммунитета и лечении заболевших в условиях глобальной пандемии COVID-19 . При выполнении проекта использованы исторический, практико-ориентированный и проблемный подходы. Предложенный материал будет полезен для работы с учащимися классов медицинского и химико-биологического профиля.
Заголовок:

Фотовыставка «Магия кристаллов»

Список литературы:
  1. Транковский С. Цветной мир прозрачных вещей // Наука и жизнь. — 1999. — № 7. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/9523/
  2. Роскин Г. И., Левинсон Л. Б. Микроскопическая техника. Учебное пособие для вузов. — М.: Советская наука, 1957.
Аннотация:
В статье приводится методика выполнения фотографий микрокристаллов с помощью оптического микроскопа методами темнопольной и поляризационной микроскопии. Описана процедура подготовки проб. Данный материал будет полезен для организации занятий химического кружка.
Title:

School Education: a Sphere of Development or a Sphere of Services?

Summary:
The criteria for evaluating the work of a school should not be based on performance indicators. The psychological climate, the level of comfort, the availability of personal development mechanisms and their accessibility for each student, the school environment with a full set of conditions for obtaining a high quality education should be considered.
Title:

On the Origin of Chemical Elements

Summary:
The information about the emergence of the Universe, the Big Bang theory, processes of nucleosynthesis at different stages of the evolution of the Universe are discussed. The origin of ultra-light and super-heavy chemical elements is considered.
Title:

USE in Chemistry: an Exam with High Stakes and High Requirements

Summary:
The purpose of the article is to describe approaches to the selection of the content for the Unified State Exam in Chemistry as an evaluation procedure “with high stakes”; to give a methodological commentary on new models of tasks. Consideration of changes in the structure of the Unified State Exam in Chemistry allows us to talk about their compliance with the requirements for standardization, objectivity, reliability and validity. Based on the comparison of the requirements for learning outcomes presented in the Federal Standards, the possible expansion of the list of planned learning outcomes is discussed, the relevance of solving these issues by the pedagogical community is noted. The methodological commentary on the modified models of tasks included in the exam materials allows to understand the directions of its updating, which are carried out mainly by expanding the range of mental operations and the form of presenting the conditions of tasks, strengthening control of the meta-subject component of students’ educational training, including the skills that make up functional literacy.
Title:

On Developing Tasks for the Formation and Evaluation of Natural Science Literacy?

Summary:
The article describes the process of developing tasks for the formation of natural science literacy in the format of international studies of the quality of education; examples of tasks are given.
Title:

Creating Problem Situations in Lessons of Various Types

Summary:
The author shares methodological techniques for creating problem situations in the classroom, contributing to the growth of students’ motivation and achieving good learning results.
Title:

Research Approach to Studying Chemistry

Summary:
The article is devoted to the application of a research approach in the learning process, which helps to strengthen students’ motivation to study, develops universal learning activities, gives the opportunity to independently assimilate new knowledge, skills and competencies, including the organization of the learning process, i. e. the ability to learn.
Title:

On the Development of Intellectual Skills in the Learning Process

Summary:
The systematic use of various methods in chemistry lessons for the development of students’ intellectual skills contributes to their mental development, forms such personality qualities as independence, initiative and creativity.
Title:

Acid-Base Properties of Organic Compounds

Summary:
The article considers the acid-base properties of organic substances, their dependence on the structure of molecules. Examples of organic acids, bases and amphoteric compounds are given.
Title:

On Research Activities in Solving Experimental Problems

Summary:
The content of chemistry education is regarded as a substantive basis for the achievement of meta-subject results. On the example of studying the chemical composition of natural waters, the ways of organizing students’ research activities aimed at the formation of interdisciplinary concepts and universal learning abilities are revealed.
Title:

Chemical Experiment in Studying of Hormones

Summary:
The article discusses chemical experiments in studying hormones. The experiments can be used by teachers of chemistry and biology in extracurricular activities when conducting elective courses, electives, or organizing project and research activities of high school students.
Title:

On the Organization of the “Young Chemists” Competition

Summary:
In the article the author shows how the organization of the school and district chemistry contest for the 8th-10th grades contributes to the students’ effective interaction, successful assimilation of educational material in practice, constant improvement of the quality of education and students’ positive motivation to study Science.
Title:

At the Crossroads of Chemistry and Literature

Summary:
Tasks based on a literary text are aimed at developing students’ functional literacy. An extracurricular generalizing lesson on the topic “Hydrogen: methods of production, properties and application” based on the analysis of a literary text is proposed.
Title:

Conifers as a Source of Vitamin C during the Pandemic

Summary:
The article describes a students’ research project on studying conifers as a potential source of vitamin C. The biochemical functions of vitamin C in the human body, its role in increasing immune system resistance and treating diseases during the global pandemic COVID-19, are considered. The project is based on historical, practical-oriented and problematic approaches. The proposed material will be useful for working with students of medical and chemical-biological classes.
Title:

Photo Exhibition “Magic of Crystals”

Summary:
The article describes a technique for taking photographs of microcrystals by dark-field and polarization microscopy with the use of an optical microscope. The procedure of sample preparation is described. This technique will be useful for organizing students’ extracurricular activities.
Связаться с нами