Заголовок:
Образование в школе: сфера развития или сфера услуг?
Аннотация:
Критерии оценки работы школы не должны быть основаны на показателях успеваемости. Необходимо учитывать психологический климат, уровень комфорта, наличие механизмов развития личности и их доступность для каждого учащегося, создание развивающей среды с полным набором условий для получения качественного образования.
Ключевые слова:
оценка уровня работы школы, развитие личности, создание развивающей среды, создание благоприятной психологической атмосферы.
Заголовок:
О происхождении химических элементов
Список литературы:
- Азимов А. Взрывающиеся солнца. Тайны сверхновых. — М.: Наука, 1991.
- Бедняков В. А. О происхождении химических элементов // Физика элементарных частиц и атомного ядра. — 2002. — Т. 33. — Вып. 4. — С. 915–962.
- Ишханов Б. С., Капитонов И. М., Тутынь И. А. Нуклеосинтез во Вселенной. — М.: Едиториал УРСС, 2017.
- Медведев Ю. Н. Новые имена в химии: нихоний, московий, теннессин и оганесон // Химия в школе. — 2016. — № 10. — С. 5–11.
- Рыжов В. Н. Звёздный нуклеосинтез — источник происхождения химических элементов // Соросовский образовательный журнал. — 2000. — № 8. — С. 81–87
- Тейлер Р. Дж. Происхождение химических элементов. — М.: Мир, 1975.
Аннотация:
В статье приводятся сведения о возникновении Вселенной, теории Большого взрыва, процессах нуклеосинтеза (образования химических элементов) на разных этапах эволюции Вселенной. Обсуждаются проблемы рождения сверхлёгких и сверхтяжёлых химических элементов.
Ключевые слова:
Вселенная, теория Большого взрыва, химические элементы, нуклеосинтез, ядерные реакции, звёзды, захват нейтронов, s–процесс, r–процесс, вспышка Сверхновой звезды, нейтронные звёзды, космические лучи.
Заголовок:
ЕГЭ по химии: высокие ставки и высокие требования
Список литературы:
- Решетникова О. А., Демидова М. Ю. Новые подходы к разработке контрольных измерительных материалов // Народное образование. - 2015. - № 9 (1452). - С. 82-87.
- Решетникова О. А. Назначение технологии в системе оценки качества образования и основные принципы организации процедур оценивания // Управление образованием: теория и практика. – 2012. - № 3. - С. 72-81.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2003.
- Тестирование. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru/Articles/Testir_1_3.htm (дата обращения 11.01.22).
- Добротин Д. Ю. Современное состояние и тенденции развития КИМ ЕГЭ по химии // Химия в школе. - 2020. - № 8. - С. 11-19.
- Добротин Д. Ю. Контроль сформированности элементов функциональной грамотности в рамках естественно-научных курсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2020. - Т. 8. - № 6. - С. 3-12.
- Каверина А. А., Молчанова Г. Н., Свириденкова Н. В., Снастина М. Г. Из опыта разработки заданий по оценке естественно-научной грамотности школьников при обучении химии // Педагогические измерения. – 2017. - № 2. - С. 91-96.
- Медведев Ю. Н. Об изменениях в заданиях ЕГЭ 2022 г. // Химия в школе. – 2021. - № 9. – С. 26-30.
- Добротин Д. Ю., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по химии // Педагогические измерения. - 2021. - № 4. - С. 98-131.
Аннотация:
Цель статьи – описать подходы к отбору содержания ЕГЭ по химии как оценочной процедуры «с высокими ставками»; дать методический комментарий к новым моделям заданий. Рассмотрение изменений в структуре КИМ ЕГЭ по химии позволяет говорить о соответствии их требованиям по стандартизации, объективности, надёжности и валидности. На основании сопоставления требований к результатам обучения, представленных в ФГОС ООО и ФГОС СОО, поднимаются вопросы возможного расширения перечня планируемых результатов обучения, отмечается актуальность решения этих вопросов педагогическим сообществом. Методический комментарий к изменённым моделям заданий, включаемых в КИМ, позволяет всем участникам образовательных отношений понять направления обновления, которые осуществляются, главным образом, за счёт расширения диапазона мыслительных операций и формы предъявления условий заданий, усиления контроля метапредметной составляющей образовательной подготовки учащихся, в том числе умений, составляющих функциональную грамотность.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен, содержание школьного химического образования, контрольные измерительные материалы по химии, модели заданий.
Заголовок:
О разработке заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности
Список литературы:
- Об исследовании PISA // ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/pisa
- Проведение исследования PISA-2018 в России. Оценка естественно-научной грамотности // Центр оценки качества образования.. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности (VII–IX классы). [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://fi pi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Естественно-научная грамотность // Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnayagramotnost
- Примеры заданий по естествознанию / Сост.: Г. С. Ковалёва, Н. Г. Кошеленко; Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). – Москва: Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007. – [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.ivege.ru/uploads/fi les/ocenka/pisa/PISA2006_ ExampleUnitsScience.pdf
- Пентин А. Ю., Никишова Е. А., Никифоров Г. Г. Естественно-научная грамотность: сборник эталонных заданий. Выпуск 1. – Москва: Просвещение, 2021.
- Ковалёва Г. С., Пентин А. Ю., Заграничная Н. А. и др. Естественно-научная грамотность: сборник эталонных заданий. Выпуск 2. – Москва: Просвещение, 2021.
- Асанова Л. И., Барсуков И. Е. и др. Естественно-научная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021.
- Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 80–97.
- Шиндряев А. В., Кожевников Ю. Ю., Лебедев А. Е., Меньшутина Н. В. Исследование процесса получения теплоизоляционных материалов на основе аэрогелей // Успехи в химии и химической технологии. – Т. XXXI. - 2017. - № 6. - С. 130–132.
- Кварцевый аэрогель INSUFLEX. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: 650 https:// www.rosizol.com/catalog/ teploizoljacija/aerogel/kvartsevyy-aerogel-insuflex-650/
- Три технологии в одной: аэрогель из графена, напечатанный на 3D-принтере. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.nanonewsnet.ru/news/2015/tri-tekhnologii-v-odnoi-aerogel-iz-grafena-napechatannyi-na-3d-printere
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (Зарегистрирован в Минюсте 5 июля 2021 г., регистрационный № 64101).
Аннотация:
В статье описан процесс разработки заданий для формирования естественно-научной грамотности в формате международных исследований качества образования; приведены примеры подобных задний.
Ключевые слова:
международные исследования качества образования, естественно-научная грамотность, комплексные задания, Федеральный государственный образовательный стандарт.
Заголовок:
Создание проблемных ситуаций на уроках разных типов
Список литературы:
- Ильичёва Т. В. Об использовании элементов технологии проблемного обучения // Химия в школе. – 2019. - № 9. - С. 17-19.
- Козлова З. А. Из опыта организации проблемно-интегративного обучения // Химия в школе. – 2019. - № 9. - С. 30-32.
- Конопляник Е. М. О проблемном подходе в практике обучения // Химия в школе. – 2019. - № 8. - с. 47-50.
- Янкив К. Ф., Козлова М. А. Проблемное обучение с использованием QR-кода // Химия в школе. – 2020. - № 7. - С. 25-28.
- Зазнобина Л. С., Журин А. А. Тетрадь для учебной работы по химии: 8 класс средней общеобразовательной школы / под ред. проф. Е. Е. Минченкова. – М.: Школа-Пресс, 1998.
Аннотация:
Автор делится методическими приёмами создания на уроках проблемных ситуаций, способствующих росту мотивации обучающихся и достижению высоких учебных результатов.
Ключевые слова:
проблемная ситуация, мотивация, учебный результат.
Заголовок:
Исследовательский подход к изучению химии
Список литературы:
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия развития, 2005.
- Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход: учебник и практикум для академического бакалавриата: в 2 ч. - Ч. 1 — М.: Юрайт, 2018. — (Серия: Авторский учебник).
- Петрасюк Л. Г., Орлова И. В., Ковалюк С. Ю., Ключева Е. Е., Голубчикова Н. Н.Учителю об учебном исследовании: требования, организация, результаты: учебно-методическое пособие для преподавателей средних учебных заведений. – СПб., 2015.
- https://zen.yandex.ru/media/pobeda23102018/stirala-cherez-vsiu-voinu-s-korytom-proshlazimoi-vatniki-tiajelye-krov-na-nih-zamerzshaia-ia-chasto-ih-i-teper-vo-sne-viju-5e875c6e96544a69b3c55a7d?utm_source=serp
- Хасбулатова З. С., Алихаджиева Б. С. Взаимосвязь химии и литературы // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 3-4. - С. 466-467.
Аннотация:
Статья посвящена применению в процессе обучения исследовательского подхода, который способствует усилению мотивации учебной деятельности, развивает универсальные учебные действия, даёт учащимся возможность самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Ключевые слова:
мотивация, химический эксперимент, исследовательская деятельность, метод проектов, поисковая деятельность.
Заголовок:
О развитии интеллектуальных умений в процессе обучения
Список литературы:
- Аббасов В. М. и др. Химия: учебник для 7-11 классов общеобразовательных школ. - Баку, 2021.
- Тагиев Т. И. Методика преподавания химии: в 2 ч: учебник для студентов. Баку, 2014.
Аннотация:
Систематическое применение на уроках химии различных методов для развития интеллектуальных умений учащихся способствует их умственному развитию, формирует такие качества личности, как самостоятельность, инициативность и творческие способности.
Ключевые слова:
интеллектуальные умения, сравнение, группировка по признакам, причинно-следственные связи, классификация, обобщение, анализ, синтез, систематизация, прогнозирование, межпредметные связи.
Заголовок:
Кислотно-основные свойства органических соединений
Список литературы:
- Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия. — М.: Лаборатория знаний, 2014.
- Травень В. Ф. Органическая химия. Учебник для вузов. — М.: Академкнига, 2005.
- Панкратов А. Н. Кислоты и основания в химии. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2006.
- Карцова А. А., Левкин А. Н. Органическая химия для школьников. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021.
- Нейланд О. Я. Органическая химия. — М.: Высшая школа, 1990.
- Органическая химия. Под редакцией Н. А. Тюкавкиной. — М.: Дрофа. 2003.
Аннотация:
В статье рассматриваются кислотно-основные свойства органических веществ, их зависимость от строения молекул. Приведены примеры органических кислот, оснований и амфотерных соединений.
Ключевые слова:
кислотно-основные свойства органических соединений, теории кислот и оснований, амфотерные соединения, зависимость химических свойств от строения молекулы.
Заголовок:
Об исследовательской деятельности при решении экспериментальных задач
Список литературы:
- Волкова С. А., Куприянова Н. С., Пустовит С. О. Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС // Химия в школе. — 2014. — № 1. — С. 61-69.
- Волкова С. А., Куприянова Н. С., Пустовит С. О. Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС // Химия в школе. — 2014. — № 2. — С. 63-67.
- Волкова С. А., Пустовит С. О. Наш опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников по химии // «Химия» издательского дома «Первое сентября». — 2014. — № 1. — С. 20-27.
- Кузнецова Н. Е., Герус С. А. Формирование обобщённых умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе. — № 5. — 2002. — С. 16-20.
- Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия: Углублённый уровень: 11 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2020.
- Горение воды во фторе. YouTube [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ojQgO2fO5Zc
- Волкова С. А., Деревцова С. Н. К методике изучения воды в классах медицинского профиля // Химия в школе. — 2009. — № 7. — С. 34-37.
- Кряжева Е. В. Развитие технического мышления у будущих специалистов на основе межпредметной интеграции: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07. — Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009.
- Химия-9. Электролитическая диссоциация. Химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. — М.: Видеостудия «Кварт», 2000. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Жилин Д. М., Поваляев О. А., Хоменко С. В. Цифровая лаборатория по химии. Методическое руководство по работе с комплектом. — М.: ООО «Типография МАКССПЕЙС», 2013.
- Датчик рН растворов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tkpolus.ru/item/38-ph-sensor.html
- Датчик электропроводности растворов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.l-microrus.ru/catalog/277/2678/
- Волкова С. А., Гусев С. Н. К использованию цифровой лаборатории // Химия в школе. — 2010. — № 6. — С. 64-67.
- Волкова С. А., Пустовит С. О. Химический эксперимент нового поколения на основе цифровых лабораторий // Химия в школе. — 2013. — № 4. — С. 51-55.
Аннотация:
Содержание обучения химии рассматривается как предметная основа для достижения метапредметных результатов. На примере изучения химического состава природных вод раскрываются возможности организации учебно-исследовательской деятельности, направленной на формирование межпредметных понятий и универсальных учебных действий учащихся.
Ключевые слова:
метапредметные умения, учебно-исследовательская деятельность, опыты с электрическим током, экспериментальные задачи, качественный анализ природных вод.
Заголовок:
Химический эксперимент при изучении гормонов
Список литературы:
- Опарина С. А. Обнаружение аминокислот в пищевых продуктах // Химия в школе. — Химия в школе. — 2016. — № 7. — С. 40-45.
- Опарина С. А. Рабочая тетрадь по дисциплине «Биохимия человека». — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016.
- Филлипович Ю. Б., Ковалевская Н. И., Севастьянова Г. А. Биологическая химия: учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2005.
- Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. — М.: Просвещение, 1982.
Аннотация:
В статье рассмотрены химические опыты по изучению некоторых гормональных препаратов. Предлагаемые опыты могут быть использованы учителями химии и биологии во внеурочной деятельности при проведении элективных курсов, факультативов или организации проектной и исследовательской деятельности старшеклассников.
Ключевые слова:
химический эксперимент, гормоны, качественные реакции.
Заголовок:
Об организации конкурса «Молодые химики»
Список литературы:
- Внеклассная работа по химии. Пособие для учителей. — М.: «Просвещение», 1976.
- Плетнер Ю. В., Полосин В. С. Практикум по методике обучения химии. — М.: Учпедгиз,1962.
- Плетнер Ю. В., Полосин В. С. Практикум по методике преподавания химии. — М.: Просвещение, 1981.
Аннотация:
В статье автор рассматривает, как организация школьного и районного конкурса по химии в 8-11классах способствует эффективному сотрудничеству обучающихся, успешному усвоению учебного материала на практике, постоянному повышению качества образования и положительной мотивации обучающихся к изучению естествознания.
Ключевые слова:
конкурс, знания, развитие, сотрудничество, экспериментальная работа, качество образования.
Заголовок:
На перекрёстках химии и литературы
Список литературы:
- Гавронская Ю. Ю. Тренды современного образования: цифровизация, эдьютейнмент и функциональная грамотность // Химия в школе. – 2021. - № 1. - С. 17-21.
- Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования // Химия в школе. – 2020. - № 7. - С. 15-20.
- Ахметов М. А., Осипова А. В. Из опыта формирования функциональной грамотности // Химия в школе. – 2021. - № 10. - С. 35-39.
- Катаев В. П. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона. – М.: Советский писатель, 1983.
- Шаргунов С. А. Катаев. Погоня за вечной весной. – М.: Молодая гвардия, 2017. – С. 568.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
- Телешов С. Первый российский школьный учебник по химии // Химия. – 2004. - № 46 (670). [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://him.1sept.ru/article.php?ID=200404601.
Аннотация:
Задания, в основе которых лежит художественный текст, направлены на развитие функциональной грамотности учащихся. Предложено внеурочное обобщающее занятие по теме «Водород: способы получения, свойства и применение», основанное на анализе художественного текста.
Ключевые слова:
функциональная грамотность, читательская грамотность, художественная литература, химическое содержание, водород.
Заголовок:
Хвойные растения как источник витамина С в период пандемии
Список литературы:
- Carr A. C., Maggini S. Vitamin C and Immune Function // Nutrients. 2017 Nov 3;9(11):1211. doi: 10.3390/nu9111211. PMID: 29099763; PMCID: PMC5707683.
- Njus D. et al. Ascorbic acid: The chemistry underlying its antioxidant properties // Free Radic Biol Med. 2020 Nov 1;159:37-43. doi: 10.1016/j.freeradbiomed.2020.07.013. Epub 2020 Jul 30. PMID: 32738399.
- Gonzalez M. J. et al. Antiviral Mechanisms of Vitamin C: A Short Communication Consensus Report // J Orthomolec Med. — 2020. — Vol. 35. — №. 1. — P. 1-19.
- Feyaerts A. F., Luyten W. Vitamin C as prophylaxis and adjunctive medical treatment for COVID-19? // Nutrition. 2020 Nov-Dec;79-80:110948. doi: 10.1016/j.nut.2020.110948. Epub 2020 Jul 25. PMID: 32911430; PMCID: PMC7381407.
- Carr A. C., Rowe S. The Emerging Role of Vitamin C in the Prevention and Treatment of COVID-19 // Nutrients. 2020 Oct 27;12(11):3286. doi: 10.3390/nu12113286. PMID: 33121019; PMCID: PMC7693980.
- Lai Y. J. et al. The role of micronutrient and immunomodulation effect in the vaccine era of COVID-19 // J Chin Med Assoc. 2021 Sep 1;84(9):821-826. doi: 10.1097/JCMA.0000000000000587. PMID: 34282078.
- Chiscano-Camón L. et al. Vitamin C levels in patients with SARS-CoV-2-associated acute respiratory distress syndrome // Crit Care. 2020 Aug 26;24(1):522. doi: 10.1186/s13054-020-03249-y. PMID: 32847620; PMCID: PMC7447967.
- de Melo A F, Homem-de-Mello M. High-dose intravenous vitamin C may help in cytokine storm in severe SARS-CoV-2 infection // Crit Care. 2020 Aug 13;24(1):500. doi: 10.1186/s13054-020-03228-3. PMID: 32792018; PMCID: PMC7424130.
- Беззубов А. Д. Витамины для блокадного Ленинграда // Химия и жизнь. — 1985. — № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: vivovoco. rsl.ru
- Ярусова Н. С. Определение содержания витамина «C» химическим методом. — Л.: МЕДГИЗ, 1941.
- Ларина Н. Д. Биологически активные вещества древесной зелени хвойных пород и их питательная ценность // Научное обеспечение животноводства Сибири. — 2018. — С. 20-24.
- Лебедева Д. Д. и др. Перспективы использования хвойных растений Московского региона в качестве биобезопасного источника аскорбиновой кислоты // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2018. — №. 8. — С. 31-35.
- Величко Н. А., Рыгалова Е. А. Химический состав водного экстракта ели сибирской (Picea оbovata) и разработка рецептуры безалкогольного напитка на его основе // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2018. — №. 3 (138). — С. 143-146.
Аннотация:
В статье дано описание учебно-исследовательского проекта, посвящённого изучению хвойных растений как потенциального источника витамина C. Рассмотрены биохимические функции витамина C в организме человека, его роль в повышении иммунитета и лечении заболевших в условиях глобальной пандемии COVID-19 . При выполнении проекта использованы исторический, практико-ориентированный и проблемный подходы. Предложенный материал будет полезен для работы с учащимися классов медицинского и химико-биологического профиля.
Ключевые слова:
пандемия SARS-CoV-2, витамин C, хвойные растения, здоровье населения, биохимия, проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Заголовок:
Фотовыставка «Магия кристаллов»
Список литературы:
- Транковский С. Цветной мир прозрачных вещей // Наука и жизнь. — 1999. — № 7. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/9523/
- Роскин Г. И., Левинсон Л. Б. Микроскопическая техника. Учебное пособие для вузов. — М.: Советская наука, 1957.
Аннотация:
В статье приводится методика выполнения фотографий микрокристаллов с помощью оптического микроскопа методами темнопольной и поляризационной микроскопии. Описана процедура подготовки проб. Данный материал будет полезен для организации занятий химического кружка.
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, мотивация к изучению естественных наук, стимулирование творческой активности, метапредметные умения, поляризационная и темнопольная микроскопия, кристаллы.