Заголовок:
Поздравляем тебя, журнал!
Аннотация:
Журналу «Химия в школе» 85 лет. За годы существования журнал объединил вокруг себя настоящих энтузиастов своего дела: учёных-химиков, методистов, лучших учителей страны.
Ключевые слова:
журнал «Химия в школе», юбилей, обмен опытом.
Заголовок:
Роль и место журнала в системе химического образования
Аннотация:
В статье обсуждены основные направления публикационной активности научно-теоретического и методического журнала «Химия в школе», сформулирована миссия его деятельности. Проанализированы роль и место журнала «Химия в школе» в системе российского химического образования. Отмечены уникальные особенности издания и реализуемые им методические функции. Поставлен вопрос о необходимости оцифровки всех выпущенных номеров журнала.
Ключевые слова:
журнал «Химия в школе», химическое образование, функции методического издания, профессиональный рост учителей, педагогическое сообщество, юбилей.
Заголовок:
Журнал как летопись методики обучения химии в России
Аннотация:
За 85 лет, в течение которых журнал «Химия в школе» является площадкой обмена опытом в области методики преподавания химии, среди его авторов были не только маститые учёные и методисты, но и школьные учителя.
Ключевые слова:
методика обучения химии, журнал «Химия в школе», авторы журнала.
Заголовок:
Сжиженный природный газ: производство, хранение, применение
Список литературы:
- Долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2021 г. № 640-р.
- Карпов А. Б. и др. Российские производства по сжижению природного газа//Neftegaz.RU (№10, 2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://magazine.neftegaz.ru/articles/spg/ 500005-rossiyskie-proizvodstva-po-szhizheniyu-prirodnogo-gaza/
- Марцинкевич Б. «Арктический каскад» как технология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://geoenergetics.ru/2018/11/08/arkticheskij-kaskad-kak-texnologiya/
- Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) морскими танкерами-газовозами. Загрузка и регазификация// Neftegaz.RU Москва, 8 августа 2018 г.
- Матросов М. Ю. и др. Разработка перспективных образцов криогенных сталей для газовозов и стационарных танков-хранилищ сжиженного природного газа, предназначенных для использования в условиях Арктики // Арктика: экология и экономика. — № 4 (24), — 2016. — С. 80-89.
- Никитина А. Криогенная сталь: российские инновации для индустрии // Neftegaz.RU Москва, 7 сентября 2020.
- Болдырев Ф. «Амур-СПГ» — новый взлёт России к звёздам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/techandlife/amurspg-novyi-vzlet-rossii-k-zvezdam-605b5799cc5219041248e81c?&utm_campaign=dbr
- Российский СПГ «зеленеет» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2021/03/12/rossiyskiy-spg-zeleneet.
Аннотация:
В статье рассмотрены основы производства сжиженного природного газа (СПГ), отечественная технология «Арктический каскад» компании «НОВАТЭК», российская криогенная сталь для СПГ-индустрии, хранение, транспортировка и применение СПГ.
Ключевые слова:
сжиженный природный газ (СПГ), технология, криогенная сталь, применение.
Заголовок:
Тренды современного образования: цифровизация, эдьютейнмент и функциональная грамотность
Список литературы:
- Оржековский П. А. Логика изучения химии: объяснять, как устроен мир, или учить познавать его? // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 2-5.
- Головнер В. Н. Интеллектуальная естественно-научная игра Science Show // Химия в школе. – 2020. - № 10. - С. 51-59.
- Макаров Ю. Б. Эдьютейнмент как способ учебной мотивации // Химия в школе. - 2021. - № 1. - С. 263-31.
- Белозерова Л. А., Поляков С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - Т. 10. - № 1 (37). – С. 23-32.
- Ивакина Е. Г., Панин О. Ю., Широков Ю. А. Когнитивные особенности новых поколений студентов как причина изменения подходов к методологии обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2021. – № 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30611 (дата обращения: 26.10.2021).
- Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. - 2012. - № 9. - С. 10-14.
- Борунова Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. - 2021. - № 5. - С. 2-6.
- Гавронская Ю. Ю., Корсакова Е. А. Химик-бот: виртуальный помощник в подготовке к ЕГЭ // Химия в школе. - 2021. - № 6. - С. 51-54.
- Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественно-научной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2019.
- Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. - 2019. - № 1-2 (25-26). - С. 22-37.
- Гавронская Ю. Ю. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов педагогического вуза при обучении химическим дисциплинам // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (часть 12). - С. 2773-2777.
Аннотация:
Три влиятельных тренда современного образования — цифровизациия, эдьютейнмент и развитие функциональной грамотности воздействуют на запросы учеников и ожидания учителей. Что меняется в химическом образовании под воздействием новых тенденций?
Ключевые слова:
цифровизация обучения, эдьютейнмент, функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, обучение химии.
Заголовок:
Интегрированный урок «Что такое ионы?»
Список литературы:
- Анацко О. Э., Большова Н. В. Интегрированный подход к изучению процесса горения // Химия в школе. – 2021. - № 3. – С. 32-35.
- Ефимкина Е. М., Крылатова Я. Г., Бриж Т. А. Интегрированный урок по теме «Кристаллические решётки» // Химия в школе. – 2020. - № 7. - С. 20-24.
Аннотация:
Статья представляет методическую разработку интегрированного урока химии и физики в 8 классе. Материал, изучаемый на уроке, позволяет учащимся рассмотреть понятие «ион» с различных точек зрения, применить знания, полученные на уроках физики, для выполнения заданий по химии.
Ключевые слова:
ион, образование ионов, интегрированный урок.
Заголовок:
К использованию комплексных диагностических заданий
Аннотация:
Статья содержит информационный текст по теме «Ионы», в котором раскрыты история открытия ионов, распространение ионов в окружающей среде и их влияние на здоровье человека. Работу с текстом можно организовать с учащимися 9 класса на уроке или во внеурочной деятельности. Комплексное задание к информационному тексту предполагает информационную деятельность учащихся и деятельность по решению проблем, направлено на развитие универсальных логических умений. Кроме того, в статье описаны планируемые метапредметные результаты обучения и даны критерии оценивания заданий.
Ключевые слова:
информационный текст, комплексное задание, ионы, анионы, катионы, влияние ионов на организм, планируемые метапредметные результаты обучения.
Заголовок:
Изучение многоатомных спиртов: традиции и инновации
Список литературы:
- Цветков Л. А. Органическая химия: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1988.
- Солдатенков И. В. Использование традиционных и технических средств на уроках химии. – Минск, «Народная асвета», 1973.
- Экспериментальная химия в системе проблемно-развивающего обучения. 8-11 классы. Инструктивные карты практических работ и опытов / авт.-сост. Е. В. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Котлярова О. С. Учёт знаний по химии: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977.
- Цветков Л. А. Преподавание органической химии в средней школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
Аннотация:
В статье автор рассматривает, как применение традиционных и инновационных методов обучения на парных уроках химии в 10 классе способствует эффективному взаимодействию обучающихся на уроке, успешному усвоению учебного материала, постоянному повышению качества образования и положительной мотивации обучающихся.
Ключевые слова:
традиции, инновации, критическое мышление, сотрудничество, развитие, практическая работа, качество образования.
Заголовок:
Интегрированное занятие «Состав и свойства шампуня»
Список литературы:
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Academia, 2018.
- Соколова Е. А. Основы физиология кожи и волос: учебное пособие проф. Образования. — М.: Издательский центр “Академия”, 2018.
- Чалова Л. Д., Галиева С. А., Уколова А. В. Санитария и гигиена парикмахерских услуг: учебник для студ. проф. образования. — М.: ОИЦ «Академия», 2018.
- Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Аннотация:
В статье представлена методическая разработка интегрированного практико-ориентированного занятия для студентов колледжа, обучающихся профессии «парикмахер». Данная разработка может быть использована учителями школ при организации занятий факультативов, кружков, элективных курсов.
Ключевые слова:
межпредметная интеграция, практико-ориентированное обучение, профессия парикмахер.
Заголовок:
Интеграция технологий Worldskills в модель смешанного обучения
Список литературы:
- Ольховикова О. В. Конкурсная деятельность как мотивирующий фактор для углублённого изучения профессии СПО // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 106-109.
- Движение Worldskills. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/
- Иванова М. А., Кузнецова Е. В., Никонова Ю. В. Образовательные технологии в подготовке к государственной итоговой аттестации с применением механизма демонстрационного экзамена // Проблемы педагогики. - 2020. - № 1 (46). - С. 104-107.
- Тропникова В. В. Ресурсы МООК: интеграция в модель смешанного обучения // Химия в школе. – 2021. - № 6. – С. 29-31.
- Быстриков В. П., Аршанский Е. Я. Вопросы аналитической химии в заданиях олимпиады // Химия в школе. - 2020. - № 9. - С.68-75.
Аннотация:
На примере медицинского колледжа рассмотрен опыт практико-ориентированного обучения с включением WSR-технологий в модель смешанного обучения «Перевёрнутый класс». Предметные результаты формировались при использовании механизма демонстрационного экзамена, при организации работы по разбору основных составляющих инфраструктурного листа и примеров конкурсных заданий, что позволило студентам готовиться к демонстрационным экзаменам WorldSkills и стать активными участниками образовательного процесса.
Ключевые слова:
Worldskills, смешанное обучение, дисциплина химия, система среднего профессионального образования.
Заголовок:
Межпредметные связи при решении химических задач
Список литературы:
- Ерыгин Д. Л., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии. - М. Просвещение,1989.
- Лагуткина Е. В., Катраков И. Б. Методика решения задач по химии. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014.
- Ахметов М. А. Математические методы решения расчётных задач по химии. -Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.
- Турчен Д. Н. Новая методика обучения решению расчётных задач в средней школе // Историческая и социально-образовательная мысль. - СПб., 2012. - № 5 (15).
Аннотация:
В статье рассматривается возможность решения расчётных задач по химии одним из альтернативных способов, а именно с применением, известного из физики правила рычага. На примерах решения простых и сложных задач разного типа показано преимущество предлагаемого метода, который упрощает процесс решения, не требуя введения неизвестных параметров. Понимание, освоение и применение школьниками предлагаемого метода решения задач будет способствовать развитию их креативных способностей.
Ключевые слова:
межпредметные связи, химия, расчётные задачи, правило рычага, модель, смеси, растворы, кристаллогидрат, массовые доли, объёмные доли, креативное мышление.
Заголовок:
Диагностическая работа по теме «Спирты. Фенол»
Список литературы:
- Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Предельные углеводороды: алканы и циклоалканы» // Химия в школе. – 2021. - № 6. – С. 42-45.
- Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Непредельные углеводороды» // Химия в школе. – 2021. - № 8. – С. 46-50.
- Асанова Л. И., Богданович Т. Н., Вережникова О. Н. Химия. 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития, 2011.
- Химия. ЕГЭ-2020. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2020.
Аннотация:
Предложены три варианта проверочной (диагностической) работы по теме «Спирты. Фенол» в формате ЕГЭ.
Ключевые слова:
непредельные углеводороды, алкены, алкины, алкадиены, Единый государственный экзамен по химии.
Заголовок:
О способах выражения концентрации растворов
Список литературы:
- Медведев Ю. Н. Задачи с использованием понятия «эквивалент» // Химия в школе. – 1995. – № 1. – С. 27-30.
- Самойлов И. В., Медведев Ю. Н. Химический эквивалент // Химия для школьников. – 2011. – № 1. – С. 14-23.
- Стёпин Б. Д. Применение международной системы единиц физических величин в химии. - М.: Высшая школа, 1990.
- Электронный ресурс: https://www.flickr.com/photos/14508691@N08/28861463873
Аннотация:
Статья рассматривает способы количественного описания состава растворов. Среди них – концентрации (молярная, моляльная, массовая) и доли (массовая, объёмная, молярная). Приводятся формулы для расчёта концентраций и долей, а также формулы для пересчёта одних величин в другие.
Ключевые слова:
раствор, растворимость, коэффициент растворимости, концентрация, доля, молярность, нормальность, титр.
Заголовок:
Исследовательская работа «Электрохимическая коррозия металлов»
Список литературы:
- Улиг Г. Г. Коррозия и борьба с ней: введение в коррозионную науку и технику / Пер. с англ. А. М. Сухотина и др. — Л.: Химия. Ленинградское отделение, 1989.
- Перелыгин Ю. П., Лось И. С., Киреев С. Ю. Коррозия и защита металлов от коррозии: учеб. пособие для студентов технических специальностей — Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/u36mWX4yGz0I.pdf
- Марочник стали и сплавов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.splav-kharkov.com/main.php
- Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: ГОСТ 9.912-89. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-9-912-89-eszks
- Яхяев Н. Ш., Камолов А. К. Лабораторные методы измерения и приборы контроля коррозии // Молодой учёный. 2016. — № 12 (116). — С. 455 – 458.
Аннотация:
В статье представлены методические рекомендации по проведению коррозионных экспериментов на низкоуглеродистой и нержавеющих сталях в растворе хлорида железа(III). Установлено, что в исследуемом электролите сталь марки 10 кп подвергается интенсивной питтинговой коррозии, а нержавеющие стали корродируют равномерно. Определение стойкости к питтинговой коррозии стали 10 кп может служить модельным экспериментом, наглядно иллюстрирующим процесс коррозии, а простые в исполнении коррозионные испытания при варьировании материала электрода и состава коррозионной среды могут быть положены в основу исследовательской работы школьников по теме «Электрохимическая коррозия металлов».
Ключевые слова:
сталь, коррозионный эксперимент, питтинговая коррозия, научно-исследовательская работа школьников.
Заголовок:
Учебный проект «Химия косметического крема»
Список литературы:
- Береснева Е. В., Трапицына Н. В. Из опыта организации проектной деятельности // Химия в школе. — 2010. — № 10. — С. 22-26.
- Бухарова А. В. Проектная деятельность как способ формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. — 2021. — № 6. — С. 55-61.
- Вилламо Х. Косметическая химия: Пер. с финн. — М.: Мир, 1990.
- Марголина А. А., Эрнандес Е. И. Новая косметология. Том I. — М.: ООО «Фирма КЛАВЕЛЬ», 2005.
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
Аннотация:
Приведены теоретический материал о составе и классификации косметических кремов. Дано описание химического эксперимента по определению качества крема.
Ключевые слова:
проект, косметология, крем, тип кожи, химический практикум.
Заголовок:
Из опыта организации проектной деятельности
Список литературы:
- Тарасова Т. А., Колотова Г. К. Использование метода проектов при изучении химии // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конференции (г. Москва, июнь 2013). — М.: Буки-Веди, 2013.
- Маркачёв А. Е., Боровских Т. А., Чернобельская Г. М. Учебно-исследовательские проекты по химии: Содержание и методика реализации. — М.: Чистые пруды, 2009.
- Определение и устранение жёсткости воды: методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплинам «Химия», «Химия в строительстве» / сост. О. В. Агейкина, С. А. Голянская; Тюменский индустриальный университет. — Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2019.
- Бурыкина О. В., Фатьянова Е. А. Использование метода проектов при проведении лабораторной работы «Жёсткость воды и методы её умягчения» / Современные проблемы высшего образования. Материалы VII Международной научно-методической конференции, 2015. – С.15-17.
- Попова Ю. В. Метод проектной деятельности на уроках химии. – Уральск, 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/metod-proektov-na-urokah-himii-1592435.html
Аннотация:
В статье рассматривается опыт применения метода проектов с элементами исследовательской деятельности при обучении химии в школе. Описана методика выполнения проекта «Определение жёсткости воды, методы умягчения воды».
Ключевые слова:
метод проектов, жёсткость воды, исследовательская деятельность школьников.
Заголовок:
Выращивание кристаллов в домашних условиях
Список литературы:
- Вильке К. Т. Выращивание кристаллов. — Л.: Недра, 1977.
- Козлова О. Г. Рост кристаллов. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1967.
- Лодиз Р., Паркер Р. Рост монокристаллов. — М.: Мир, 1974.
- Меньшиков В. В., Лисун Н. М., Сутягин А. А. Об организации домашнего исследовательского эксперимента // Химия в школе. — 2021. — № 10. — С. 45–50.
- Мурашкевич А. Н., Жарский И. М. Теория и методы выращивания монокристаллов. — Минск: БГТУ, 2010.
- Николаева А. А. Выращивание кристаллов в домашних условиях и их применение // В мире научных открытий. — 2010. — № 6–1 (12). — С. 332–233.
- Опыты в домашней лаборатории. — М.: Наука, 1981.
- Панькина В. В., Малянова М. Г. Выращивание кристаллов для изготовления украшений // Химия в школе. — 2021. — № 9. — С. 60–62.
- Петров Т. Г., Трейвус Е. Б., Пунин Ю. О., Касаткин А. П. Выращивание кристаллов из растворов. — Л.: Недра, 1983.
- Стариков А. Ю., Сулейманова И. И., Савина Ю. Д., Винник Д. А. Методы получения кристаллов // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. — 2018. — Т. 1. — № 2 (21). — С. 36–42.
- Строителев С. А . К методике подбора наиболее эффективных примесей к раствору при выращивании технически ценных кристаллов // Известия Томского политехнического института. — 1958. — Т. 95. — С. 393–396.
- Сусленникова В. М., Киселёва Е. К. Руководство по приготовлению титрованных растворов. — М.: Химия,1967.
Аннотация:
В статье рассмотрены приёмы выращивания кристаллов из пересыщенных растворов некоторых веществ, встречающихся в быту (бура, сахароза, соль Рошеля, квасцы). Описаны условия процессов кристаллизации, способствующие получению крупных кристаллов. Данные методики могут быть использованы при реализации исследовательских и проектных работ обучающихся с доступными в домашних условиях реагентами, без привлечения сложного химического оборудования.
Ключевые слова:
кристаллизация, монокристалл, пересыщенный раствор, затравка, испарение.
Заголовок:
О «знахарях» и «великанах»
Список литературы:
- Беленький М. Д. Менделеев. — М.: Молодая гвардия, 2010.
- Менделеев Д. И. Сочинения. Т. XI. Топливо. — Л.-М.: Изд-во АН СССР, 1949.
Аннотация:
В статье рассказывается о результатах инспекционной поездки Д. И. Менделеева в Донецкий угольный бассейн. Рассматривается точка зрения Менделеева на проблему подземной газификации угля и перечень предложенных им мер по перспективной индустриализации Донбасса.
Ключевые слова:
Д. И. Менделеев, Донбасс, каменный уголь, подземная газификация, учение о заводах.