Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2022 № 01

Русская версия
English version
Заголовок:

Поздравляем тебя, журнал!

Аннотация:
Журналу «Химия в школе» 85 лет. За годы существования журнал объединил вокруг себя настоящих энтузиастов своего дела: учёных-химиков, методистов, лучших учителей страны.
Заголовок:

Роль и место журнала в системе химического образования

Аннотация:
В статье обсуждены основные направления публикационной активности научно-теоретического и методического журнала «Химия в школе», сформулирована миссия его деятельности. Проанализированы роль и место журнала «Химия в школе» в системе российского химического образования. Отмечены уникальные особенности издания и реализуемые им методические функции. Поставлен вопрос о необходимости оцифровки всех выпущенных номеров журнала.
Заголовок:

Журнал как летопись методики обучения химии в России

Аннотация:
За 85 лет, в течение которых журнал «Химия в школе» является площадкой обмена опытом в области методики преподавания химии, среди его авторов были не только маститые учёные и методисты, но и школьные учителя.
Заголовок:

Сжиженный природный газ: производство, хранение, применение

Список литературы:
  1. Долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2021 г. № 640-р.
  2. Карпов А. Б. и др. Российские производства по сжижению природного газа//Neftegaz.RU (№10, 2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://magazine.neftegaz.ru/articles/spg/ 500005-rossiyskie-proizvodstva-po-szhizheniyu-prirodnogo-gaza/
  3. Марцинкевич Б. «Арктический каскад» как технология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://geoenergetics.ru/2018/11/08/arkticheskij-kaskad-kak-texnologiya/
  4. Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) морскими танкерами-газовозами. Загрузка и регазификация// Neftegaz.RU Москва, 8 августа 2018 г.
  5. Матросов М. Ю. и др. Разработка перспективных образцов криогенных сталей для газовозов и стационарных танков-хранилищ сжиженного природного газа, предназначенных для использования в условиях Арктики // Арктика: экология и экономика. — № 4 (24), — 2016. — С. 80-89.
  6. Никитина А. Криогенная сталь: российские инновации для индустрии // Neftegaz.RU Москва, 7 сентября 2020. 
  7. Болдырев Ф. «Амур-СПГ» — новый взлёт России к звёздам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/techandlife/amurspg-novyi-vzlet-rossii-k-zvezdam-605b5799cc5219041248e81c?&utm_campaign=dbr
  8. Российский СПГ «зеленеет» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2021/03/12/rossiyskiy-spg-zeleneet.
Аннотация:
В статье рассмотрены основы производства сжиженного природного газа (СПГ), отечественная технология «Арктический каскад» компании «НОВАТЭК», российская криогенная сталь для СПГ-индустрии, хранение, транспортировка и применение СПГ.
Заголовок:

Тренды современного образования: цифровизация, эдьютейнмент и функциональная грамотность

Список литературы:
  1. Оржековский П. А. Логика изучения химии: объяснять, как устроен мир, или учить познавать его? // Химия в школе. - 2021. - № 8. - С. 2-5.
  2. Головнер В. Н. Интеллектуальная естественно-научная игра Science Show // Химия в школе. – 2020. - № 10. - С. 51-59.
  3. Макаров Ю. Б. Эдьютейнмент как способ учебной мотивации // Химия в школе. - 2021. - № 1. - С. 263-31.
  4. Белозерова Л. А., Поляков С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - Т. 10. - № 1 (37). – С. 23-32.
  5. Ивакина Е. Г., Панин О. Ю., Широков Ю. А. Когнитивные особенности новых поколений студентов как причина изменения подходов к методологии обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2021. – № 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30611 (дата обращения: 26.10.2021).
  6. Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. - 2012. - № 9. - С. 10-14.
  7. Борунова Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. - 2021. - № 5. - С. 2-6.
  8. Гавронская Ю. Ю., Корсакова Е. А. Химик-бот: виртуальный помощник в подготовке к ЕГЭ // Химия в школе. - 2021. - № 6. - С. 51-54.
  9. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественно-научной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2019.
  10. Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. - 2019. - № 1-2 (25-26). - С. 22-37.
  11. Гавронская Ю. Ю. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов педагогического вуза при обучении химическим дисциплинам // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (часть 12). - С. 2773-2777.
Аннотация:
Три влиятельных тренда современного образования — цифровизациия, эдьютейнмент и развитие функциональной грамотности воздействуют на запросы учеников и ожидания учителей. Что меняется в химическом образовании под воздействием новых тенденций?
Заголовок:

Интегрированный урок «Что такое ионы?»

Список литературы:
  1. Анацко О. Э., Большова Н. В. Интегрированный подход к изучению процесса горения // Химия в школе. – 2021. - № 3. – С. 32-35.
  2. Ефимкина Е. М., Крылатова Я. Г., Бриж Т. А. Интегрированный урок по теме «Кристаллические решётки» // Химия в школе. – 2020. - № 7. - С. 20-24.
Аннотация:
Статья представляет методическую разработку интегрированного урока химии и физики в 8 классе. Материал, изучаемый на уроке, позволяет учащимся рассмотреть понятие «ион» с различных точек зрения, применить знания, полученные на уроках физики, для выполнения заданий по химии.
Заголовок:

К использованию комплексных диагностических заданий

Аннотация:
Статья содержит информационный текст по теме «Ионы», в котором раскрыты история открытия ионов, распространение ионов в окружающей среде и их влияние на здоровье человека. Работу с текстом можно организовать с учащимися 9 класса на уроке или во внеурочной деятельности. Комплексное задание к информационному тексту предполагает информационную деятельность учащихся и деятельность по решению проблем, направлено на развитие универсальных логических умений. Кроме того, в статье описаны планируемые метапредметные результаты обучения и даны критерии оценивания заданий.
Заголовок:

Изучение многоатомных спиртов: традиции и инновации

Список литературы:
  1. Цветков Л. А. Органическая химия: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Солдатенков И. В. Использование традиционных и технических средств на уроках химии. – Минск, «Народная асвета», 1973.
  3. Экспериментальная химия в системе проблемно-развивающего обучения. 8-11 классы. Инструктивные карты практических работ и опытов / авт.-сост. Е. В. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Котлярова О. С. Учёт знаний по химии: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977.
  5. Цветков Л. А. Преподавание органической химии в средней школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
Аннотация:
В статье автор рассматривает, как применение традиционных и инновационных методов обучения на парных уроках химии в 10 классе способствует эффективному взаимодействию обучающихся на уроке, успешному усвоению учебного материала, постоянному повышению качества образования и положительной мотивации обучающихся.
Заголовок:

Интегрированное занятие «Состав и свойства шампуня»

Список литературы:
  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Academia, 2018.
  2. Соколова Е. А. Основы физиология кожи и волос: учебное пособие проф. Образования. — М.: Издательский центр “Академия”, 2018.
  3. Чалова Л. Д., Галиева С. А., Уколова А. В. Санитария и гигиена парикмахерских услуг: учебник для студ. проф. образования. — М.: ОИЦ «Академия», 2018.
  4. Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Аннотация:
В статье представлена методическая разработка интегрированного практико-ориентированного занятия для студентов колледжа, обучающихся профессии «парикмахер». Данная разработка может быть использована учителями школ при организации занятий факультативов, кружков, элективных курсов.
Заголовок:

Интеграция технологий Worldskills в модель смешанного обучения

Список литературы:
  1. Ольховикова О. В. Конкурсная деятельность как мотивирующий фактор для углублённого изучения профессии СПО // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 106-109.
  2. Движение Worldskills. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/
  3. Иванова М. А., Кузнецова Е. В., Никонова Ю. В. Образовательные технологии в подготовке к государственной итоговой аттестации с применением механизма демонстрационного экзамена // Проблемы педагогики. - 2020. - № 1 (46). - С. 104-107.
  4. Тропникова В. В. Ресурсы МООК: интеграция в модель смешанного обучения // Химия в школе. – 2021. - № 6. – С. 29-31.
  5. Быстриков В. П., Аршанский Е. Я. Вопросы аналитической химии в заданиях олимпиады // Химия в школе. - 2020. - № 9. - С.68-75.
Аннотация:
На примере медицинского колледжа рассмотрен опыт практико-ориентированного обучения с включением WSR-технологий в модель смешанного обучения «Перевёрнутый класс». Предметные результаты формировались при использовании механизма демонстрационного экзамена, при организации работы по разбору основных составляющих инфраструктурного листа и примеров конкурсных заданий, что позволило студентам готовиться к демонстрационным экзаменам WorldSkills и стать активными участниками образовательного процесса.
Заголовок:

Межпредметные связи при решении химических задач

Список литературы:
  1. Ерыгин Д. Л., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии. - М. Просвещение,1989.
  2. Лагуткина Е. В., Катраков И. Б. Методика решения задач по химии. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014.
  3. Ахметов М. А. Математические методы решения расчётных задач по химии. -Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.
  4. Турчен Д. Н. Новая методика обучения решению расчётных задач в средней школе // Историческая и социально-образовательная мысль. - СПб., 2012. - № 5 (15).
Аннотация:
В статье рассматривается возможность решения расчётных задач по химии одним из альтернативных способов, а именно с применением, известного из физики правила рычага. На примерах решения простых и сложных задач разного типа показано преимущество предлагаемого метода, который упрощает процесс решения, не требуя введения неизвестных параметров. Понимание, освоение и применение школьниками предлагаемого метода решения задач будет способствовать развитию их креативных способностей.
Заголовок:

Диагностическая работа по теме «Спирты. Фенол»

Список литературы:
  1. Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Предельные углеводороды: алканы и циклоалканы» // Химия в школе. – 2021. - № 6. – С. 42-45.
  2. Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Непредельные углеводороды» // Химия в школе. – 2021. - № 8. – С. 46-50.
  3. Асанова Л. И., Богданович Т. Н., Вережникова О. Н. Химия. 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития, 2011.
  4. Химия. ЕГЭ-2020. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2020.
Аннотация:
Предложены три варианта проверочной (диагностической) работы по теме «Спирты. Фенол» в формате ЕГЭ.
Заголовок:

О способах выражения концентрации растворов

Список литературы:
  1. Медведев Ю. Н. Задачи с использованием понятия «эквивалент» // Химия в школе. – 1995. – № 1. – С. 27-30.
  2. Самойлов И. В., Медведев Ю. Н. Химический эквивалент // Химия для школьников. – 2011. – № 1. – С. 14-23.
  3. Стёпин Б. Д. Применение международной системы единиц физических величин в химии. - М.: Высшая школа, 1990.
  4. Электронный ресурс: https://www.flickr.com/photos/14508691@N08/28861463873
Аннотация:
Статья рассматривает способы количественного описания состава растворов. Среди них – концентрации (молярная, моляльная, массовая) и доли (массовая, объёмная, молярная). Приводятся формулы для расчёта концентраций и долей, а также формулы для пересчёта одних величин в другие.
Заголовок:

Исследовательская работа «Электрохимическая коррозия металлов»

Список литературы:
  1. Улиг Г. Г. Коррозия и борьба с ней: введение в коррозионную науку и технику / Пер. с англ. А. М. Сухотина и др. — Л.: Химия. Ленинградское отделение, 1989.
  2. Перелыгин Ю. П., Лось И. С., Киреев С. Ю. Коррозия и защита металлов от коррозии: учеб. пособие для студентов технических специальностей — Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/u36mWX4yGz0I.pdf
  3. Марочник стали и сплавов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.splav-kharkov.com/main.php
  4. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: ГОСТ 9.912-89. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-9-912-89-eszks
  5. Яхяев Н. Ш., Камолов А. К. Лабораторные методы измерения и приборы контроля коррозии // Молодой учёный. 2016. — № 12 (116). — С. 455 – 458.
Аннотация:
В статье представлены методические рекомендации по проведению коррозионных экспериментов на низкоуглеродистой и нержавеющих сталях в растворе хлорида железа(III). Установлено, что в исследуемом электролите сталь марки 10 кп подвергается интенсивной питтинговой коррозии, а нержавеющие стали корродируют равномерно. Определение стойкости к питтинговой коррозии стали 10 кп может служить модельным экспериментом, наглядно иллюстрирующим процесс коррозии, а простые в исполнении коррозионные испытания при варьировании материала электрода и состава коррозионной среды могут быть положены в основу исследовательской работы школьников по теме «Электрохимическая коррозия металлов».
Заголовок:

Учебный проект «Химия косметического крема»

Список литературы:
  1. Береснева Е. В., Трапицына Н. В. Из опыта организации проектной деятельности // Химия в школе. — 2010. — № 10. — С. 22-26.
  2. Бухарова А. В. Проектная деятельность как способ формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. — 2021. — № 6. — С. 55-61.
  3. Вилламо Х. Косметическая химия: Пер. с финн. — М.: Мир, 1990.
  4. Марголина А. А., Эрнандес Е. И. Новая косметология. Том I. — М.: ООО «Фирма КЛАВЕЛЬ», 2005.
  5. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
Аннотация:
Приведены теоретический материал о составе и классификации косметических кремов. Дано описание химического эксперимента по определению качества крема.
Заголовок:

Из опыта организации проектной деятельности

Список литературы:
  1. Тарасова Т. А., Колотова Г. К. Использование метода проектов при изучении химии // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конференции (г. Москва, июнь 2013). — М.: Буки-Веди, 2013.
  2. Маркачёв А. Е., Боровских Т. А., Чернобельская Г. М. Учебно-исследовательские проекты по химии: Содержание и методика реализации. — М.: Чистые пруды, 2009.
  3. Определение и устранение жёсткости воды: методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплинам «Химия», «Химия в строительстве» / сост. О. В. Агейкина, С. А. Голянская; Тюменский индустриальный университет. — Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2019.
  4. Бурыкина О. В., Фатьянова Е. А. Использование метода проектов при проведении лабораторной работы «Жёсткость воды и методы её умягчения» / Современные проблемы высшего образования. Материалы VII Международной научно-методической конференции, 2015. – С.15-17.
  5. Попова Ю. В. Метод проектной деятельности на уроках химии. – Уральск, 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/metod-proektov-na-urokah-himii-1592435.html
Аннотация:
В статье рассматривается опыт применения метода проектов с элементами исследовательской деятельности при обучении химии в школе. Описана методика выполнения проекта «Определение жёсткости воды, методы умягчения воды».
Заголовок:

Выращивание кристаллов в домашних условиях

Список литературы:
  1. Вильке К. Т. Выращивание кристаллов. — Л.: Недра, 1977.
  2. Козлова О. Г. Рост кристаллов. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1967.
  3. Лодиз Р., Паркер Р. Рост монокристаллов. — М.: Мир, 1974.
  4. Меньшиков В. В., Лисун Н. М., Сутягин А. А. Об организации домашнего исследовательского эксперимента // Химия в школе. — 2021. — № 10. — С. 45–50.
  5. Мурашкевич А. Н., Жарский И. М. Теория и методы выращивания монокристаллов. — Минск: БГТУ, 2010.
  6. Николаева А. А. Выращивание кристаллов в домашних условиях и их применение // В мире научных открытий. — 2010. — № 6–1 (12). — С. 332–233.
  7. Опыты в домашней лаборатории. — М.: Наука, 1981.
  8. Панькина В. В., Малянова М. Г. Выращивание кристаллов для изготовления украшений // Химия в школе. — 2021. — № 9. — С. 60–62.
  9. Петров Т. Г., Трейвус Е. Б., Пунин Ю. О., Касаткин А. П. Выращивание кристаллов из растворов. — Л.: Недра, 1983.
  10. Стариков А. Ю., Сулейманова И. И., Савина Ю. Д., Винник Д. А. Методы получения кристаллов // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. — 2018. — Т. 1. — № 2 (21). — С. 36–42.
  11. Строителев С. А . К методике подбора наиболее эффективных примесей к раствору при выращивании технически ценных кристаллов // Известия Томского политехнического института. — 1958. — Т. 95. — С. 393–396.
  12. Сусленникова В. М., Киселёва Е. К. Руководство по приготовлению титрованных растворов. — М.: Химия,1967.
Аннотация:
В статье рассмотрены приёмы выращивания кристаллов из пересыщенных растворов некоторых веществ, встречающихся в быту (бура, сахароза, соль Рошеля, квасцы). Описаны условия процессов кристаллизации, способствующие получению крупных кристаллов. Данные методики могут быть использованы при реализации исследовательских и проектных работ обучающихся с доступными в домашних условиях реагентами, без привлечения сложного химического оборудования.
Заголовок:

О «знахарях» и «великанах»

Список литературы:
  1. Беленький М. Д. Менделеев. — М.: Молодая гвардия, 2010.
  2. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. XI. Топливо. — Л.-М.: Изд-во АН СССР, 1949.
Аннотация:
В статье рассказывается о результатах инспекционной поездки Д. И. Менделеева в Донецкий угольный бассейн. Рассматривается точка зрения Менделеева на проблему подземной газификации угля и перечень предложенных им мер по перспективной индустриализации Донбасса.
Title:

Congratulations to the Journal!

Summary:
The “Chemistry at School” journal celebrates its 85th anniversary. Over the years, the journal has united scientists and teachers interested in developing and improving chemical education in our country.
Title:

The Role and Place of the Journal in the System of Chemical Education

Summary:
The article discusses the main directions of the publication activity of the “Chemistry at school” journal. The mission of its activity is formulated. The role and place of the “Chemistry at School” journal in the system of Russian chemical education are considered. The unique features and methodological functions of the journal are emphasized. The question of digitizing all issues of the journal is raised.
Title:

Journal as a Chronicle of Chemistry Teaching Methods in Russia

Summary:
The “Chemistry at School” journal has been a platform for sharing experience in the field of chemistry teaching for 85 years, among its authors were not only outstanding scientists and methodologists, but also school teachers.
Title:

Liquefied Natural Gas: Production, Storage and Use

Summary:
The article discusses the basics of the production of liquefied natural gas (LNG), the domestic “Arctic Cascade” technology of the “NOVATEK” company, Russian cryogenic steel for the LNG industry, storage, transportation and use of LNG.
Title:

Trends in Modern Education: Digitalization, Edutainment and Functional Literacy

Summary:
Three influential trends in modern education — total digitalization, edutainment and the development of functional literacy are changing the needs of students and the expectations of teachers. What is changing in chemical education under the influence of new trends?
Title:

Integrated Lesson "What is an Ion?"

Summary:
The article presents the scenario of an integrated lesson in chemistry and physics for the 8th grade. The material studied in the lesson allows students to consider the concept of “ion” from various points of view, apply the knowledge gained in the physics lesson to perform tasks in chemistry.
Title:

On Using Complex Diagnostic Tasks

Summary:
The article contains an informational text on the topic “Ions”, which reveals the history of the discovery of ions, the occurrence of ions in the environment and their impact on human health. Work with the text can be organized with students of the 9th grade in the classroom or in extracurricular activities. A complex task for the text includes students’ information activities, the development of universal logical skills and problem-solving abilities. Meta-subject learning outcomes and criteria for evaluating tasks are provided.
Title:

Studying Polyatomic Alcohols: Traditions and Innovations

Summary:
Using traditional and innovative methods of teaching chemistry in the 10th grade are discussed. Their contribution into students’ effective interaction in the class, successful assimilation of educational material and formation of positive motivation is evaluated.
Title:

Integrated Class “Shampoo Composition and Properties”

Summary:
The article presents the scenario of an integrated practice-oriented class for college students, future hairdressers. The scenario can be used by school teachers when organizing optional classes, circles, and elective courses.
Title:

Integrating Worldskills Technologies into Blended Learning Model

Summary:
The practice-oriented learning experience with Worldskills in the Flipped Classroom model at the Medical College is reviewed. Subject results were formed using the mechanism of the demonstration exam. The experience of analyzing the main components of the infrastructure list and examples of testing tasks allowed students to prepare for the WorldSkills demonstration exams and become active participants in the educational process.
Title:

Interdisciplinary Connections in Solving Problems in Chemistry

Summary:
Using an alternative method of solving calculation problems in chemistry, i. e. the “lever law” known from physics, is discussed. The proposed method is shown to simplify solving calculation problems of various types and difficulty levels. Understanding, mastering and using the proposed method will contribute to the development of students’ creativity skills.
Title:

Diagnostic Work on “Alcohols. Phenol”

Summary:
Three variants of the test / diagnostic work on the topic “Alcohols. Phenol” in the USE format are suggested.
Title:

On Ways to Express the Concentration of Solutions

Summary:
Various methods of quantifying the composition of solutions are discussed. Formulas for calculating concentrations and fractions are given.
Title:

Research Work “Electrochemical corrosion of metals”

Summary:
Methodical recommendations for carrying out corrosion experiments on low-carbon and stainless steels in iron trichloride solution are presented. It was found that in the investigated electrolyte steel grade 10 kp undergoes intense pitting corrosion, and stainless steels corrode uniformly. The determination of the pitting corrosion resistance of 10 kp steel is considered as a model experiment that illustrates the corrosion process. By varying the material of the electrode and the composition of the corrosive medium, the proposed corrosion experiments can be used as a basis for the students’ research while studying the topic “Electrochemical corrosion of metals”.
Title:

Students’ Project “Cosmetic Cream Chemistry”

Summary:
Theoretical material on composition and classification of cosmetic creams is given. Сhemical experiment on determination of cream quality is described.
Title:

From the Experience of Organizing Students’ Project Activity

Summary:
The experience of applying the project method with the elements of research activity in teaching chemistry at school is considered. The project “Determination of water hardness, methods of softening water” is discussed.
Title:

Growing Crystals at Home

Summary:
The article discusses methods of growing crystals from supersaturated solutions of substances found in everyday life: borax, sucrose, Rochelle’s salt, alum. The conditions of the crystallization processes, contributing to the production of large crystals, are described. These methods can be used in organizing students’ home project and research work with available reagents.
Title:

About “Healers” and “Giants”

Summary:
The article describes the results of D. I. Mendeleev’s inspection trip to the Donetsk coal district. Mendeleev's point of view on the problem of underground coal gasification is given. The list of measures proposed by him for the prospective industrialization of Donbass is considered.
Связаться с нами