Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2021 № 9

Русская версия
English version
Заголовок:

Самообразование учителя: профессиональная необходимость или образ жизни

Список литературы:
  1. Волков В. Н., Филиппов В. Н. Современные технологии хранения овощей и фруктов // Химия в школе. - 2021. - № 1. - С. 5-12.
  2. Дерябина Н. Е., Головнер В. Н., Игонина М. В., Афанасьева М. Н. Оценку поставит жизнь, или Послесловие к ЕГЭ-2020 по химии // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 2-14.
  3. Айдина И. Г. Контроль знаний по теме «Скорость химической реакции» // Химия в школе. - 2021. - № 1. - С. 41-44.
  4. Медведев Ю. Н. Опыты с иодом: анализируем и объясняем // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 40-45; № 4. - С. 53-57.
  5. Бухарова А. В. Проектная деятельность: изучение адсорбции // Химия в школе. - 2021. - № 1. - С. 70-74.
  6. Борунова Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. - 2021. - № 5.- С. 2-6.
Аннотация:
Даже накопив богатый опыт, учитель вынужден продолжать учиться. Самообразование позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию и приобрести актуальные, востребованные, недостающие знания. Источники для пополнения багажа профессиональных компетенций могут быть самыми разными.
Заголовок:

Физико-химические аспекты инновационного материаловедения

Список литературы:
  1. Агеев Н. В. Природа химической связи в металлических сплавах. — М. – Л.: Изд. АН СССР, 1947.
  2. Ван Флек Л. Теоретическое и прикладное материаловедение. — М: Атомиздат, 1975.
  3. Сироткин О. С., Сироткин Р. О. Основы теоретического материаловедения. — Казань: КГЭУ, 2010.
  4. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. — М.: Мир, 2002.
  5. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Пер. с англ. — М.: Мир, 1998.
  6. Андриевский Р. А., Рагуля А. В. Наноструктурные материалы. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  7. Валиев Р. З., Александров И. В. Наноструктурные материалы, полученные интенсивной пластической деформацией. — М.: Логос, 2000.
  8. Кобаяси Г. Н. Введение в нанотехнологию. — М.: Бином, 2005.
  9. Волков Г. М. Объёмные наноматериалы. — М.: КноРус, 2011.
  10. Алфёров Ж. И., Асеев A. Л. и др. Наноматериалы и нанотехнологии // Нано- и микросистемная техника. — 2003. — № 8. — С. 3-13.
  11. Жоаким К., Лоранс П. Нанонауки. Невидимая революция. Пер. c фр. — М.: КоЛибри. 2009.
Аннотация:
Современное материаловедение, которое, как междисциплинарная наука интенсивно развивается на базе физики, математики, биологии, химии, кибернетики, экологии и др., является локомотивом развития базовых отраслей мировой экономики. В статье представлена информация об основных понятиях, актуальных проблемах и перспективных направлениях материаловедения, которая может быть полезна для учителей физики и химии средних школ и лицеев.
Заголовок:

О формировании умений самоуправления учебной деятельностью

Список литературы:
  1. Красицкий В. А. Химия. ЦТ. Тренажёр. – Минск: Аверсэв, 2020.
  2. Сманцер А. П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика. – Минск: НИЭИ, 1995.
  3. Мякинник Т. Н. и др. Химия. Обобщение и систематизация: Программный продукт для обобщения и систематизации знаний: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. – Минск: Инфотриумф, 2016.
Аннотация:
Дано определение понятию «самоуправление учебной деятельностью учащихся». Представлена сущностная характеристика умений самоуправления учебной деятельностью. Раскрыты возможности формирования у учащихся умений самоуправления учебной деятельностью при обучении химии. Представлена научно-методическая классификация заданий по химии, выполнение которых способствует формированию у учащихся целого комплекса умений самоуправления учебной деятельностью.
Заголовок:

Дистанционное обучение: образовательная среда как средство

Список литературы:
  1. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001.
  2. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. Автореф. дисс. … докт. пед. наук. – М., 1998.
  3. Селезова Е. В. Blended learning при обучении химии в школах для одарённых детей // Актуальные проблемы химического и биологического образования: материалы X Всеросс. науч.-метод. конф. с международным участием. [Электронное издание]. – Москва: МПГУ. 2019. – С. 304-309. (http://mpgu.su/?p=415879). (дата обращения 13.03.2021 г.)
Аннотация:
В связи со сложившейся во всем мире эпидемиологической обстановкой дистанционное обучение сегодня играет важную роль в системе среднего и общего образования, в частности, в обучении химии. В статье предложены возможности дистанционного обучения химии (на примере урока по теме «Углеводы. Моносахариды») на основе средового подхода.
Заголовок:

Об изменениях в заданиях ЕГЭ 2022 г.

Список литературы:
  1. https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  2. Медведев Ю. Н. Протолитические равновесия в водных растворах: учебное пособие. – М.: Изд-во Прометей, 2011.
  3. Медведев Ю. Н. Гидролиз: познавая истину // Химия в школе. – 2004. – № 10. – С. 52-56.
Аннотация:
В статье рассматривается новый тип задания, включённого в контрольно-измерительные материалы для проведения ЕГЭ по химии в 2022 г. Данное задание проверяет знания по темам «Гидролиз солей», «Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная». Особенность нового задания состоит в использовании понятия «водородный показатель рН».
Заголовок:

К вопросу совершенствования заданий ЕГЭ

Список литературы:
  1. Насонов А. Ф. Анализ некоторых аспектов ЕГЭ по химии за двадцать лет: 2002–2021 гг. // Естественно-научное образование: система аттестации химиков от ОГЭ-ЕГЭ до докторской диссертации: метод. ежегодник хим. ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова. -М.: МГУ, 2021. - Т. 17. - С. 157-182.
  2. ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под. ред. Добротина Д. Ю. - М.: Национальное образование, 2021.
  3. ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под. ред. Добротина Д. Ю. - М.: Национальное образование, 2020.
  4. Неорганическая химия: в 3 т. / под. ред. Третьякова Ю. Д. - М.: Академия, 2008. - Т. 3. - Кн. 1.
  5. Железа оксиды // Химическая энциклопедия: в 5 т. - М., 1990. - Т. 2. - С. 131.
  6. https://doc.fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2021/hi-ege-2021.zip (дата обращения: 07.07.2021).
  7. Фарадей М. Экспериментальные исследования по электричеству. Пер. с англ. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1947. - Т. 1.
Аннотация:
В статье предпринята попытка систематического анализа ошибок, некорректных формулировок и неточностей в заданиях ЕГЭ по химии последних лет. Выдвинуты предложения по совершенствованию содержания заданий ЕГЭ по химии.
Заголовок:

Оценка качества знаний в основной школе: проблемы и пути решения

Список литературы:
  1. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.: Знание, 1978.
  2. Зуева М. В. Развитие учащихся при обучении химии: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
  3. Журин А. А., Заграничная Н. А. Химия. 8–11 классы. Метапредметные результаты обучения. – М.: ВАКО, 2014.
  4. Миренкова Е. В. К вопросу о формировании химической грамотности // Химия в школе. – 2021. – № 4. – С. 15–19.
  5. Юсупова Т. Г. Содержание когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2014. – Т. 20. - № 4. – С. 36–37.
  6. Добротин Д. Ю, Добротина И. Н. Развитие и контроль умений говорения и письма на уроках химии // Педагогические измерения. – 2021. – № 1. – С. 48–56.
  7. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. - № 4 (61). – С. 80–97.
  8. Оржековский П. А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. – М.: ИОСО РАО, 1997.
  9. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Просвещение, 1981.
  10. Григорьев А. Г. Методика углублённого изучения строения вещества в курсе химии 11 класса: методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020.
  11. Григорьев А. Г., Толетова М. К. Формирование опыта творческой деятельности в процессе углублённого изучения химии // Казанская наука. – 2017. – № 3. – С. 69–71.
  12. Демидова М. Ю. Современные подходы к оценке качества естественно-научного образования в международных и национальных исследованиях // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества: сборник. – М.: Издательство Московского университета, 2018. – С. 14–41.
Аннотация:
В статье выделены недостатки современных процедур оценки качества знаний учащихся по химии применительно к классам с углублённым изучением предмета и предложены способы их устранения. Обоснованы подходы к составлению диагностической работы для тематического контроля, которая позволяет оценить качество знаний по химии как единство предметных, метапредметных результатов и опыта творческой деятельности. Приведён пример контрольной работы по теме «Подгруппа азота».
Заголовок:

Из опыта изучения кислот

Аннотация:
В статье описан ход урока по теме «Кислоты» в 8 классе.
Заголовок:

Расчётные задачи: первые шаги в их решении

Список литературы:
  1. Матвеева Э. Ф., Семёнова Е. Б., Кривенцева Л. А. О преемственности в обучении расчётным умениям // Химия в школе. – 2020. - № 2. - С. 31-34.
Аннотация:
При обучении решению расчётных задач самым важным и длительным является этап формирования умений сравнивать количества участвующих в реакции веществ и записывать результаты выполненного сравнения.
Заголовок:

Исследование антиоксидантной активности соков

Список литературы:
  1. Антиоксиданты против свободных радикалов. ООО «Пропионикс». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://propionix.ru/antioksidanty-protiv-svobodnyh-radikalov
  2. Сила в антиоксидантах: какие продукты защитят от COVID-19. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2020/12/04/13386121.shtml
  3. Тринеева О. В. Методы контроля качества аминокислот в фармацевтическом анализе // Научно-производственный журнал. — 2015. —№ 11. — С. 120-140. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24868231
  4. Михайлов С. С. Спортивная биохимия: Учебник для вузов и колледжей физической культуры. — М.: Советский спорт, 2004. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.pdfdrive.com.html
  5. Арутюнянц А. А., Саламова Н. А., Лохов Р. Е. Изучение антиоксидантной активности аминокислот // Башкирский химический журнал. — 2012. — № 1. — С. 169-171. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17739379
  6. Гинс М. С., Мотылева С. М., Байков А. А. Состав и антиоксидантная активность аминокислот в листьях amaranthus tricolor l. Сорта early splendor // Агрохимия. — 2019. — № 3. — С. 96-98. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38058122
  7. Логинов Н. Я., Воскресенский А. Г., Солодкин И. С. Аналитическая химия: учебное пособие для студентов химико-биологических и биолого-химических специальностей педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1975.
Аннотация:
В предлагаемой статье напитки рассматриваются в качестве интересного и доступного объекта для изучения школьниками. На примере изучения соков раскрываются возможности формулирования познавательной задачи, применяемой как основа учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятиях системы дополнительного образования.
Заголовок:

Интеллектуальная игра «Химики Урала»

Список литературы:
  1. Аранская О. С. Intel: обучение для будущего: Учебное пособие. — М.: Интернет–Университет Информационных Технологий, 2006.
  2. Борисова Н. В. Новые технологии обучения: Сборник образоват. проф. программ. — М.: ИЦПКПС, 2000.
  3. Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки // Воспитание школьников. — 2002. — № 2. — С. 29-34.
  4. Гурьева О. Г. Онлайн-обучение как важная составляющая процесса образования. — Челябинск: ЧГПУ, 2012.
  5. Калетина Н. И. и др. Игровой метод в обучении химии: Практическое пособие. — М.: Высшая школа, 1990.
  6. Малышкина В. Занимательная химия. — СПб.: Тригон, 1998.
  7. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. — М.: «Лист», 2000.
  8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для вузов. — М.: «Академия», 2003.
  9. Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия. — М.: Химия, 1984.
Аннотация:
Предлагается описание интеллектуальной игры «Химики Урала», проведение которой способствовало повторению и обобщению материала раздела «Общая и неорганическая химия». Игра проводилась в дистанционном формате с использованием платформы Online Test Pad.
Заголовок:

Выращивание кристаллов для изготовления украшений

Список литературы:
  1. Яковишин Л. А. Занимательные опыты по выращиванию окрашенных кристаллов // Химия в школе. — 2007. — № 9. — С. 66-67.
  2. Соколова О. Н. Выращивание кристаллов-дентдритов // Химия в школе. — 2009. — № 8. — С. 59-63.
  3. Яковишин Л. А. Выращивание кристаллов дигидрофосфата аммония // Химия в школе. — 2014. — № 7. — С. 77-80.
  4. Банн Ч. Кристаллы: их роль в природе и науке: монография. — М.: Мир, 1970.
  5. Кузьмичева Г. М. Основные разделы кристаллографии : учебное пособие. — М.: МИТХТ, 2002.
  6. Выращиваем кристалл для кулона // Рукодельные заметки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hm-notes.ru/vyrashhivaem-kristall-dlya-kulona/
  7. Украшения из выращенных кристаллов // Украшения своими руками [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lookathis.ru/amulet-s-kristallami/
Аннотация:
В статье подробно описаны методики выращивания кристаллов из медного купороса и алюмокалиевых квасцов. Рассмотрено изготовление из них элементов декоративных украшений. Данные методики можно использовать как при организации внеурочной деятельности с учащимися общеобразовательных организаций, так и для домашнего эксперимента.
Заголовок:

Восстановительные свойства пероксида водорода

Список литературы:
  1. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. — 2015. — № 6. — С. 6-12.
  2. Оржековский П. А. О самостоятельной постановке целей познания и их достижении // Химия в школе. — 2017. — № 5. — С. 8-13.
  3. Ахметов М. А., Ермакова Ю. А. Направления развития школьного химического эксперимента // Химия в школе. — 2017. — № 5. — С. 37-42.
  4. Медведев Ю. Н. Пероксид водорода: история и современность // Химия в школе. — 2018. — № 9. — С. 38-45.
  5. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Экспериментальная работа по теме «Фенолы» // Химия в школе. — 2015. — № 10. — С. 38-41.
  6. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Исследовательские опыты с соединениями железа(III) // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 41-44.
  7. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Строение и свойства витамина С // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 62-66.
  8. Злотников Э. Г. Использование пероксида водорода в школьном химическом эксперименте // Химия в школе. — 1990. — № 6. — С. 55-56.
  9. Справочник стандартных электродных потенциалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.chem-astu.ru/science/reference/potentials/
Аннотация:
Предложены легко воспроизводимые опыты с пероксидом водорода, иллюстрирующие его восстановительные свойства.
Заголовок:

Фотоколориметрия на внеурочных занятиях

Список литературы:
  1. Мельникова Т. В., Храмеева Н. П. Лабораторные работы по теме «Метод фотоколориметрии». — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2010.
  2. Стифатов Б. М. Фотометрический анализ: метод. указ. к лаб. работе. — Самара; Самар. гос. техн. ун-т, 2017.
  3. Глазырина Ю. А. и др. Оптические методы в фармацевтическом анализе: лаборатор. практикум: учеб.-метод. пособие. — Екатеринбург.: Изд‑во Урал. ун‑та, 2015.
Аннотация:
В данной статье рассматриваются теоретические основы метода фотоколориметрии, а также использование этого метода при организации внеурочной деятельности по химии учащихся старшей школы. Представлен ряд опытов, которые могут быть предложены учащимся для выполнения.
Заголовок:

Марселен Бертло: мастер органического синтеза

Список литературы:
  1. Мусабеков Ю. С. Марселен Бертло. — М.: Наука, 1965.
  2. Волков В. А. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. — М.: Высшая школа, 1991.
  3. Биографии великих химиков. Под ред. К. Хайнига. — М.: Мир, 1981.
  4. Манолов К. Великие химики. Т. 2. — М.: Мир, 1985.
  5. Капустинский А. Ф. Очерки по истории неорганической и физической химии в России. — М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949.
  6. Бертло М. Наука и нравственность. Извлечение из Science et Morale 1898 г. — М.: Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1898.
  7. Соловьёв Ю. И., Трифонов Д. Н., Шамин А. Н. История химии: Развитие основных направлений современной химии. — М.: Просвещение, 1984.
Аннотация:
В статье представлены материалы о роли выдающегося французского химика Марселена Бертло в развитии органической химии и становлении органического синтеза. Определены характерные черты научной деятельности и научного метода Бертло. Показана роль химических открытий учёного в промышленности. Рассмотрен гуманистический контекст научного творчества Бертло. Предложенный историко-химический материал будет полезен учителям для проектирования интегрированных уроков химии, разработки контекстных личностно-ориентированных задач и конструирования сценария внеурочного воспитательного мероприятия.
Title:

Teacher Self-education: Professional Necessity or Lifestyle

Summary:
Even after accumulating a wealth of experience, the teacher is forced to continue studying. Self-education allows you to realize an individual educational trajectory and acquire relevant, in-demand knowledge. There are various sources for enriching professional competencies.
Title:

Physicochemical Aspects of Innovative Materials Science

Summary:
Modern material science, which, as an interdisciplinary science, is intensively developing on the basis of physics, mathematics, biology, chemistry, cybernetics, ecology, etc., is the locomotive of the development of the most important branches of the world economy. The article presents information about the main concepts, current problems and promising directions of materials science, which can be useful for teachers of physics and chemistry of secondary schools and lyceums.
Title:

On the Formation of Self-management Skills in Educational Activities

Summary:
The definition of the concept of “students’ self-management in educational activities” is given. The essential characteristics of self-management skills are presented. The ways of forming students’ self-management skills in teaching chemistry are revealed. The article presents a scientific and methodological classification of tasks in chemistry, the implementation of which contributes to the formation of a whole complex of students’ self-management skills in educational activities.
Title:

Distance Learning: Educational Environment as a Means of Pedagogical Influence

Summary:
Due to the current epidemiological situation in the world, distance learning plays an important role in the system of secondary and general education, in particular, in teaching chemistry. The article offers the ways of teaching chemistry in the context of distance learning based on the environmental approach. A lesson on the topic “Carbohydrates, monosaccharides” is described.
Title:

On Changes in the Tasks of the USE 2022

Summary:
The article considers a new type of tasks included in the control and measuring materials for the Unified State Exam in Chemistry in 2022.This task tests knowledge on the topics “Hydrolysis of salts”, “Acidic, neutral, alkaline aqueous solutions:”. The specific feature of the new task is the use of the concept of the pH.
Title:

On the Issue of Improving the USE Tasks

Summary:
The article attempts to systematically analyze errors, incorrect formulations and inaccuracies in the tasks of the Unified State Exam in Chemistry in recent years. Proposals have been put forward to improve the quality control of the content of the USE tasks in Chemistry.
Title:

Students’ Quality of Knowledge Assessment: Problems and Ways to Address

Summary:
Drawbacks of students’ quality of knowledge assessment are discussed. Ways to overcome these drawbacks are suggested. Approaches and to creating a diagnostic test for thematic control are justified. The test is aimed at assessing student’s quality of knowledge in chemistry as a combination of subject and meta-subject results and creative activity experience. An example of test on the topic “VA Subgroup” is provided.
Title:

From the Experience of Studying Acids

Summary:
The scenario of a lesson on the topic “Acids” is given.
Title:

Calculation Problems: First Steps in Solving Them

Summary:
When teaching to solve calculation problems, the most important and long stage is forming the ability to compare the amounts of substances involved in the reaction and record the results of the comparison.
Title:

Determination of Antioxidant Activity of Juices

Summary:
In the article, drinks are discussed as an interesting and accessible object for students to study. Using the example of analyzing juices, the ways of formulating a cognitive task used as the basis of students’ research activities in the classes of the system of additional education are revealed.
Title:

Intellectual Game “Chemists of the Urals”

Summary:
A description of the intellectual game “Chemists of the Urals” is given. The game is aimed at revising and generalizing the material of the section “General and inorganic chemistry”. The game was organized on the Online Test Pad platform.
Title:

Growing Crystals for Making Costume Jewelry

Summary:
The article presents in detail the methods of growing crystals of copper vitriol and potassium alum. Using them for making costume jewelry is considered. These methods can be used both when organizing extracurricular activities with students of general education organizations, and for home experiments.
Title:

Reducing Properties of Hydrogen Peroxide

Summary:
Easily reproducible experiments with hydrogen peroxide, illustrating its oxidizing properties, are proposed.
Title:

Photocolorimetry in Extracurricular Classes

Summary:
This article describes the theoretical foundations of photocolorimetry, as well as the use of this method in organizing extracurricular activities of high school students. A series of experiments with the use of photocolorimetry is presented.
Title:

Master of Organic Synthesis: Marcelin Berthelot

Summary:
The article presents materials on the role of the outstanding French chemist Marcelin Berthelot in the development of organic chemistry and the formation of organic synthesis. The characteristic features of Berthelot’s scientific activity and scientific method are defined. The role of the scientist’s chemical discoveries in industry is shown. The humanistic context of Berthelot's scientific work is considered. The proposed historical and chemical material will be useful for teachers to design integrated chemistry lessons, develop contextual personality-oriented tasks, and construct a scenario for extracurricular educational activities.
Связаться с нами