Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2021 № 8

Русская версия
English version
Заголовок:

Логика изучения химии: объяснять, как устроен мир, или учить познавать его?

Список литературы:
  1. Басюк В. С., Ковалёва Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. - № 4 (61). - С. 13-33.
  2. Интервью с министром просвещения Российской Федерации Ольгой Юрьевной Васильевой // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. - № 4 (61). - С. 7-12.
  3. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. - № 4 (61). - С. 80-97.
Аннотация:
В статье на примерах рассматриваются два логических подхода в обучении химии. Делается вывод о необходимости реализации подхода, позволяющего формировать у обучающихся опыт творческого познания химических явлений. Такой опыт необходим для формирования у школьников естественно-научной грамотности, что проверяется при проведении международных исследований качества образования.
Заголовок:

Мембранные технологии как инновационное направление развития промышленности

Список литературы:
  1. Свитцов А. А. Мембранные технологии в России // Химический журнал. — 2010. — №10. — С. 22-26.
  2. Кулагин В. А. и др. Актуальные тенденции развития мембранных технологий // Журнал СФУ. Техника и технологии. — 2017. — № 10 (1) — С. 24-35.
  3. Кислов В. Р. Углекислотная конверсия метана с использованием мембранных катализаторов на основе двойных карбидов [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://diss.muctr.ru/media/dissertations/2017/12/Кислов.pdf
  4. Мембранные способы переработки молочного сырья, их характеристики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// nsportal.ru/sites/default/files/2020/03/17/ membrannyy_ metod_obrabotki.pdf
  5. Бекман И. Н. Мембраны в медицине. Курс лекций. Лекция 16. Мембраны в разных областях медицины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://doc.knigi-x.ru/22meditsina/300466-1-professor-bekman-igor-nikolaevich-membrani-medicine-kurs-lekciy-lekciya-membrani-raznih-oblastyah-medicini.php
  6. Шевченко А. Российским учёным удалось оптимизировать сложный процесс синтеза аммиака [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/Oborudovanie/ 654413-rossiyskim-uchenym-udalos-optimizirovat-slozhnyy-protsess-sinteza-ammiaka/
  7. Мембранные биореакторы для очистки сточных вод – Завод и производство в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tvprus.ru/blog/membrannye-bioreaktory-mb-dlja-ochistki-stochnyh-vod/attachment/membrannye-bioreaktory-dlja-ochistki-stochnyh-vod-shema/
  8. Шелепова Е. В. Процессы дегидрирования углеводородов в реакторах мембранного типа: автореферат дис. канд. техн. наук. — Томск, 2016.
Аннотация:
В статье рассмотрены свойства и виды мембран, классификация мембранных процессов и их применение в различных отраслях промышленности.
Заголовок:

Цифровые образовательные платформы и ресурсы

Список литературы:
  1. Борунова Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 2-6.
  2. Велиева Л. А. Дистанционная форма обучения: реалии сегодняшнего дня // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 2-5.
  3. Нечитайлова Е. В. Дистанционное обучение: критерии отбора интернет-ресурсов // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 2–5.
  4. Ямбург Е. А. Дистанционное обучение: прорыв к новой педагогической реальности // Химия в школе. — 2020. — № 8. — С. 2–5.
  5. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.
Аннотация:
Статья посвящена анализу различных образовательных платформ и возможностей их применения в современной школе с учётом мнения учителей химии Липецкой области, а также названы некоторые платформы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Заголовок:

Об использовании интеллект-карт в процессе обучения

Список литературы:
  1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Пер. с англ. Е. А. Самсонов. – 4-е изд. – Мн.: Попурри, 2009.
  2. Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. О составлении опорных сигналов при обобщении знаний // Химия в школе. — 1994. — № 6. — С. 37–41.
  3. Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. Обобщающие опорные схемы по химии: методика конструирования и использования, примеры схем с описанием. — М.: Изд-во МПГУ, 2003.
  4. Сухарева О. В. Опорные конспекты как средство повышения эффективности обучения // Химия в школе. - 2018. - № 5. - С. 13-17.
  5. Миренкова Е. В. Средства наглядности в организации учебного процесса // Химия в школе. - 2017. - № 8. - С. 7-15.
Аннотация:
Применение интеллект-карт способствует реализации требований ФГОС, позволяет развивать у школьников познавательные учебные действия, активизирует познавательную деятельность учащихся и, как следствие, приводит к успешному освоению химии.
Заголовок:

Открытие нового знания: самостоятельное изучение циклоалканов

Список литературы:
  1. Коновалова И. М. Урок по теме «Ионные уравнения реакций» // Химия в школе. - 2019. - № 8. - С. 30-37.
  2. Конопляник Е. М. О проблемном подходе в практике обучения // Химия в школе. - 2019. - № 8. - С. 47-50.
  3. Марчукова О. Ю. Проблемно-развивающее обучение на уроке по теме «Аминокислоты» // Химия в школе. - 2017. - № 3. - С. 23-28.
Аннотация:
Предложен урок открытия нового знания в 10 классе с углублённым изучением химии по теме «Циклоалканы. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия и строение». Он сконструирован по технологии проблемного диалога, которая позволяет реализовать требования ФГОС.
Заголовок:

Реализация деятельностного подхода при изучении железа

Список литературы:
  1. Ахметов М. А. О целях обучения химии в школе, или Почему учащимся не нравится химия // Химия в школе. – 2016. – № 6. – С. 2-5.
  2. Дубровская Н. Л., Мосолова Л. А. Наш опыт организации дидактической деятельности учащихся // Химия в школе. – 2019. – № 9. – С. 39-41.
  3. Миренкова Е. В., Пак М. С. Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 10. – С. 7-13.
Аннотация:
Урок открытия новых знаний по теме «Железо» для учащихся 9 класса разработан в рамках ФГОС ООО. На уроке созданы условия для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. В результате целенаправленной деятельности на каждом этапе урока учащиеся находят выход из проблемной ситуации. При решении проблем они учатся работать с информацией из различных источников, делают выводы, исходя из результатов химических экспериментов. Деятельностный подход даёт возможность максимально реализоваться каждому ученику.
Заголовок:

Практико-ориентированный подход при решении расчётных задач

Список литературы:
  1. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Троегубова Н. П. Поурочные разработки по химии. 8 класс. – М.: ВАКО, 2016.
  3. Асанова Л. И. Задания для формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. – 2020. – № 8. – С. 28–34.
  4. Заграничная Н. А. О формировании естественно-научной грамотности учащихся // Химия в школе. – 2016. – № 6. – С. 6–10.
  5. Колесникова И. В. Роль учителя в формировании естественно-научной грамотности // Химия в школе. – 2019. – № 6. – С. 52–55.
  6. Химия. Справочные материалы: книга для учащихся / Под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: Просвещение, 1993.
Аннотация:
Представлен вариант урока, построенного на решении практико-ориентированных задач, связанных с нахождением массовой доли элемента в химических соединениях. Дано обоснование проведения урока по заявленной теме в соответствии с идеей формирования естественно-научной грамотности обучающихся.
Заголовок:

Урок по теме «Нефть. Переработка нефти»

Список литературы:
  1. Анацко О. Э. Организация групповой работы при изучении фосфора и его соединений // Химия в школе. – 2019. - № 2. - С. 36-38.
  2. Волков В. Н., Давтян М. Л. Переработка нефти в России // Химия в школе. – 2017. - № 9. – С. 3-8.
  3. Ефимова Л. В. Организация групповой работы при изучении химической связи // Химия в школе. – 2019. - №10. - С. 38-40.
Аннотация:
Предложена разработка урока, цель которого - сформировать у школьников представление о способах переработки нефти и возможностях нефтехимии при изучении химии на базовом уровне.
Заголовок:

Диагностическая работа по теме «Непредельные углеводороды»

Список литературы:
  1. Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Предельные углеводороды: алканы и циклоалканы» // Химия в школе. – 2021. - № 6. – С. 42-45.
  2. Асанова Л. И., Богданович Т. Н., Вережникова О. Н. Химия. 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития, 2011.
  3. Химия. ЕГЭ-2020. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2020.
Аннотация:
Предложены три варианта проверочной (диагностической) работы по теме «Непредельные углеводороды» в формате ЕГЭ.
Заголовок:

Использование оксида серы(IV) в военных и мирных целях

Список литературы:
  1. Телешов C. В., Шульчус А., Мирюгина Т. А. Первая мировая война: химическое оружие и изобретение противогаза // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 52-58.
  2. Afshari R. Use of Chemical Warfare Agents in Ancient History: The case of Persians and Romans in Dura-Europos, Modern Syria in 256 C.E. // Asia Pacific Journal Medical Toxicology. — 2018. — № 7. — С. 54-59.
  3. Ribbe C. Napoleon's Crimes: A Blueprint for Hitler. — Oneworld, 2008.
  4. Miles W. D. The Idea of Chemical Warfare in Modern Times // Journal of the History of Ideas. — 1970. — Vol. 31. — № 2. — С. 297-304.
  5. Павлович М. П. Химическая война и химическая промышленность. — М.: Московский рабочий, 1924.
  6. Широкорад А. Химическое оружие: от Крымской войны до Первой мировой // Военное обозрение, 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://topwar.ru/28355-himicheskoe-oruzhie-ot-krymskoy-do-pervoy-mirovoy.html
  7. Широкорад А. Б. Чудо-оружие Российской империи. — М.: Вече, 2005.
Аннотация:
В статье представлены исторические факты об использовании оксида серы(IV) в военное время войне и в мирной жизни. Эти факты дают возможность учителям разных предметов не только иллюстрировать излагаемые сведения, но и осуществлять интеграцию преподаваемых предметов естественно-научного цикла. Использование такого подхода существенно повышает мотивацию учащихся к изучению предмета.
Заголовок:

Использование видеозаписей как способ обучения решению задач

Список литературы:
  1. Волкова С. А. Демонстрационный эксперимент как фактор развития познавательной активности учащихся на уроках химии // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сб. науч. статей / Витеб. гос. ун-т. – Витебск, 2018. – С. 36.
  2. Ерёмин В. В. Элементы научного поиска при решении нестандартных задач по химии // Современные тенденции развития химического образования: работа с одарёнными школьниками / Под общей ред. акад. В. В. Лунина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - С. 114-121.
  3. Петухов В. С. Разработка виртуальных тренажёров для изучения естественных наук // Материалы 70-й научной конференции / Южно-Уральский государственный университет. - Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - С. 802-806.
Аннотация:
Разработана серия видеозадач по химии различного уровня сложности. Эффективность их применения была исследована на уроках химии в 9 классе общеобразовательной школы.
Заголовок:

Формирование химической компетентности при исследовании реальных объектов

Список литературы:
  1. Горбенко Н. В. Формирование химико-экологических компетентностей обучающихся в процессе изучения школьного курса химии // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир: Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — 2014. — № 17 (36). — С. 58-63.
  2. Хлипитько Н. Л. Экологический мониторинг как средство формирования химических компетенций // От экологического образования к экологии будущего. Сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию. Под общей редакцией В. А. Грачева. — М.: Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского, 2020. — С. 2402-2407.
  3. Романова О. В. Ситуационные задания как инструмент измерения и оценивания химической компетентности учащихся // Проблемы современного химического образования. — 2017. — № 56-10. — С. 166-172.
  4. Баулина Е. В. Характеристики учебной среды, способствующие формированию химической компетентности учащихся основной школы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 3-2. — С. 24-25.
  5. Допинг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gordon0030.narod.ru/archive/1953/index.html
  6. Классификация, обоснование и принципы применения недопинговых фармакологических средств в современной спортивной медицине. SportWiki. Спортивная энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sportwiki.to
  7. Арушанян Э. Б., Бейер Э. В. Адаптогены растительного происхождения: учеб. пособие для студентов. — Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stgmu.ru/userfiles/depts/pharmacology_df/Arushanyan_Adaptogeny__V_Pechat_31-5-17.pdf
  8. Марахова А. И. Унификация физико-химических методов анализа лекарственного растительного сырья и комплексных препаратов на растительной основе // Дисс. …доктора фармацевтических наук. — М.: Первый Московский государственный университет им. И. М. Сеченова, 2016.
  9. Струсовская О. Г. Определение веществ полифенольной структуры в некоторых растениях Соловецкого архипелага // Серия «Медицина». Фармация. — 2012. — № 16 (135). — Вып. 19. — С. 128-132.
  10. Иридоиды. Использование ЛРС, содержащего эфирные масла. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infopedia.su/18xc31.html
  11. Мирзаива Х. А., Гусейханова Ф. М. Содержание горечей в траве Artemisia absinthium L, листьях Aloe arborescens и плодах Viburnus opulus // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 1. Естественные науки. — 2017. — Том 32. — Вып. 2. — С. 58-62.
  12. Методы обнаружения антраценпроизводных в ЛРС. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studfile.net/preview/5016670/page:59/
Аннотация:
Рассматриваются возможности применения познавательных задач прикладной направленности для формирования химической компетентности школьников. В качестве примера организации деятельности, направленной на целенаправленное развитие химической компетентности, приводятся особенности извлечения и обнаружения учащимися биологически активных веществ в растительном сырье.
Заголовок:

Химико-экологический мониторинг почв: исследовательская работа учащихся

Список литературы:
  1. Аршанский Е. Я., Борисевич И. С. Организация исследовательской деятельности учащихся (на примере химии) // Адукацыя і выхаванне. — 2020. — № 1. — С. 51–56.
  2. Борисевич И. С., Аршанский Е. Я., Белохвостов А. А. Химия. 7–11 классы: организация исследовательской деятельности учащихся: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. — Минск: Аверсэв, 2020.
  3. Чиркин А. А. и др. Пропедевтика биохимических исследований: методические рекомендации к выполнению лабораторных работ на базе учебно-лабораторного комплекса «Химия». — Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2015.
  4. Цобкало Ж. А., Телеш Е. С., Воробьева Т. Н. Организация научно-исследовательской работы школьников по теме «Осаждение из растворов цветных медьсодержащих покрытий на цинк» // Химия: праблемы выкладання. — 2005. — № 7. — С. 45–57.
Аннотация:
В статье рассматривается организация исследовательской деятельности школьников по оценке экологического состояния почвы в различных районах города. Экспериментальная часть работы предусматривала использование учебно-лабораторного комплекса «Химия».
Заголовок:

Учебный проект по исследованию разложения биополимеров

Список литературы:
  1. История появления пластика и пластмассовых изделий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.jonwai.ru/articles/istoriya-poyavleniya-plastmassy/
  2. Курамшин А. И. Новый разлагаемый полимер // Химия и жизнь. — 2019. — № 8. — С. 11.
  3. Клинков А. С. и др. Утилизация и переработка твёрдых бытовых отходов. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015.
  4. Переработка полимерных отходов в России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cleandex.ru/articles/2007/11/20/residue_utilization25
  5. Кжан А. Биоразлагаемые полимеры и пластики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.plastice.org/fileadmin/files/RU_Biorazgradljiva_plastika_in_polimeri_Krzan.pdf
  6. Крутько Э. Т. Технология биоразлагаемых полимерных материалов. — Минск: БГТУ, 2014.
  7. Щербаков В. Г. и др. Технология и свойства биодеградируемых упаковочных материалов // Пищевая технология. Изв. вузов. — 2011. — № 1. — С. 120–121.
  8. Росато Д. Биопластики: технологии, рынок, перспективы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=1609
  9. Васильева Н. Г. Биоразлагаемые полимеры // Вестник Казанского технологического университета. — 2013. — Т. 16. — С. 156-157.
  10. Ершова О. В. К проблеме накопления и утилизации отходов потребления полимерных упаковочных материалов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12-4. — С. 577-580.
  11. Лонг Ю. Биоразлагаемые полимерные смеси и композиты из возобновляемых источников. Пер. с англ. под ред. В. Н. Кулезнева. — М.: Издательство «Научные основы и технологии», 2012.
Аннотация:
В статье рассматривается глобальная проблема полимерных отходов, негативно влияющих на окружающую среду. Одним из перспективных направлений в утилизации использованных полимерных изделий является создание биоразлагаемых полимеров. В ходе эксперимента изучалось разложение биополимеров в различных средах, моделирующих природные условия. Данные материалы могут быть использованы при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Заголовок:

Первая в России химическая лаборатория

Список литературы:
  1. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. — М.: Высш. шк., 1991.
  2. Медведев Ю. Н. Судьба первой научной химической лаборатории // Химия в школе. — 2008. — № 5. — С. 66-68.
  3. Меншуткин Б. Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова / Под ред. С. И. Вавилова и Л. Б. Модзалевского. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. — С. 275–291.
  4. Морозов А. А. Ломоносов. Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 5(319). — М.: Молодая гвардия, 1961.
  5. Фигуровский Н. А. История химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. — М.: Просвещение, 1979.
Аннотация:
В статье описаны этапы создания М. В. Ломоносовым первой в России химической лаборатории и рассмотрены виды основных экспериментальных исследований учёного, проведённых в ней.
Title:

Logic of Studying Chemistry: Explain How the World Works, or Teach to Explore It?

Summary:
The article considers two logical approaches to teaching chemistry using examples. The conclusion is made about the need to implement an approach that allows students to form the experience of creative cognition of chemical phenomena. Such experience is necessary for the development of students’ science literacy, which is evaluated in the international educational research.
Title:

Membrane Technologies as an Innovative Direction of Industrial Development

Summary:
The article discusses the properties and types of membranes, the classification of membrane processes and their application in various industries.
Title:

Digital Learning Platforms and Resources

Summary:
The article deals with the analysis of various educational platforms and the possibilities of their application in a modern school, taking into account the opinion of chemistry teachers of the Lipetsk region. Several platforms for preparing for the Unified State Exam are recommended.
Title:

On Using Mind Maps in Teaching

Summary:
Using mind maps contributes to the implementation of the requirements of the FSES, stimulating students’ cognitive activities of students and helping to achieve good results in studying chemistry.
Title:

Discovering New Knowledge: Independent Study of Cycloalkanes

Summary:
A lesson of discovering new knowledge on the topic “Сycloalkanes” (10th grade) is described. It is designed with the use of the problem-based dialogue technology, which allows the teacher to implement the requirements of the Federal State Educational Standard.
Title:

Implementation of the Activity Approach in Studying Iron

Summary:
The lesson of discovery of new knowledge on the topic “Iron” (9th grade) is designed within the framework of the Federal State Educational Standard. Conditions for activation of educational and cognitive activity of students are created. As a result of purposeful activity at each stage of the lesson, students manage to solve a problem. When solving problems, they learn to work with information from various sources, and draw conclusions based on the results of chemical experiments.
Title:

Practice-oriented Approach in Solving Calculation Problems

Summary:
The article presents a version of the lesson based on solving practice-oriented calculation problems on determining the mass fraction of an element in various chemical compounds. The author gives the grounds for delivering a lesson on the topic in accordance with the idea of improving students’ science literacy.
Title:

Lesson on “Oil. Oil refining”

Summary:
The lesson described in the article is aimed at giving students the information about oil refining methods and the importance of oil chemistry.
Title:

Diagnostic Work on “Unsaturated Hydrocarbons”

Summary:
Three variants of the test / diagnostic work on the topic “Unsaturated hydrocarbons” in the USE format are suggested.
Title:

Military and Peaceful Uses of Sulfur Dioxide

Summary:
The article presents historical facts about the use of sulfur dioxide in the periods of war and in civilian life. These facts allow teachers of different subjects to not only illustrate the information presented, but also integrate the natural science subjects taught at school. Using this approach significantly increases the motivation of students to study the subject.
Title:

Using Videos as a Way to Learn How to Solve Problems

Summary:
A series of chemistry video tasks of various levels has been developed. The effectiveness of their use was studied in chemistry lessons in the 9th grade of a comprehensive school.
Title:

Formation of Chemical Competence by Exploring Real Objects

Summary:
Using cognitive practice-oriented tasks for the formation of students’ chemical competence at school is considered. As an example of the organizing activities aimed at its purposeful development, extraction and detection of biologically active substances in plant raw materials by school students are described.
Title:

Chemical and Ecological Soil Monitoring: Students’ Research Work

Summary:
The article considers the organization of students’ research activities on evaluating the ecological state of soils in various areas of the city. The experimental part of the work was carried out with the use of the “Chemistry” training and laboratory kit.
Title:

Students’ Research Project on Biopolymer Degradation

Summary:
The article considers the global problem of the biopolymers’ negative environmental impact. The production of biodegradable plastics is one of the promising directions in bioplastics recycling. The degradation of biopolymers under the conditions simulating natural environments was observed during the experiment. The research described can be used in organizing students’ project and research activities.
Title:

Russia's First Chemical Laboratory

Summary:
The article describes M. V. Lomonosov’s efforts to create the first chemical laboratory in Russia as well as his experimental research conducted in it.
Связаться с нами