Заголовок:
Логика изучения химии: объяснять, как устроен мир, или учить познавать его?
Список литературы:
- Басюк В. С., Ковалёва Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. - № 4 (61). - С. 13-33.
- Интервью с министром просвещения Российской Федерации Ольгой Юрьевной Васильевой // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. - № 4 (61). - С. 7-12.
- Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. - № 4 (61). - С. 80-97.
Аннотация:
В статье на примерах рассматриваются два логических подхода в обучении химии. Делается вывод о необходимости реализации подхода, позволяющего формировать у обучающихся опыт творческого познания химических явлений. Такой опыт необходим для формирования у школьников естественно-научной грамотности, что проверяется при проведении международных исследований качества образования.
Ключевые слова:
логика обучения, химическая эрудиция, познание, функциональная и естественно-научная грамотность.
Заголовок:
Мембранные технологии как инновационное направление развития промышленности
Список литературы:
- Свитцов А. А. Мембранные технологии в России // Химический журнал. — 2010. — №10. — С. 22-26.
- Кулагин В. А. и др. Актуальные тенденции развития мембранных технологий // Журнал СФУ. Техника и технологии. — 2017. — № 10 (1) — С. 24-35.
- Кислов В. Р. Углекислотная конверсия метана с использованием мембранных катализаторов на основе двойных карбидов [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://diss.muctr.ru/media/dissertations/2017/12/Кислов.pdf
- Мембранные способы переработки молочного сырья, их характеристики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// nsportal.ru/sites/default/files/2020/03/17/ membrannyy_ metod_obrabotki.pdf
- Бекман И. Н. Мембраны в медицине. Курс лекций. Лекция 16. Мембраны в разных областях медицины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://doc.knigi-x.ru/22meditsina/300466-1-professor-bekman-igor-nikolaevich-membrani-medicine-kurs-lekciy-lekciya-membrani-raznih-oblastyah-medicini.php
- Шевченко А. Российским учёным удалось оптимизировать сложный процесс синтеза аммиака [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/Oborudovanie/ 654413-rossiyskim-uchenym-udalos-optimizirovat-slozhnyy-protsess-sinteza-ammiaka/
- Мембранные биореакторы для очистки сточных вод – Завод и производство в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tvprus.ru/blog/membrannye-bioreaktory-mb-dlja-ochistki-stochnyh-vod/attachment/membrannye-bioreaktory-dlja-ochistki-stochnyh-vod-shema/
- Шелепова Е. В. Процессы дегидрирования углеводородов в реакторах мембранного типа: автореферат дис. канд. техн. наук. — Томск, 2016.
Аннотация:
В статье рассмотрены свойства и виды мембран, классификация мембранных процессов и их применение в различных отраслях промышленности.
Ключевые слова:
мембрана, баромембранные процессы, мембранный реактор, применение.
Заголовок:
Цифровые образовательные платформы и ресурсы
Список литературы:
- Борунова Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 2-6.
- Велиева Л. А. Дистанционная форма обучения: реалии сегодняшнего дня // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 2-5.
- Нечитайлова Е. В. Дистанционное обучение: критерии отбора интернет-ресурсов // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 2–5.
- Ямбург Е. А. Дистанционное обучение: прорыв к новой педагогической реальности // Химия в школе. — 2020. — № 8. — С. 2–5.
- Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.
Аннотация:
Статья посвящена анализу различных образовательных платформ и возможностей их применения в современной школе с учётом мнения учителей химии Липецкой области, а также названы некоторые платформы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Ключевые слова:
цифровые образовательные платформы и ресурсы, эффективность их применения в обучении.
Заголовок:
Об использовании интеллект-карт в процессе обучения
Список литературы:
- Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Пер. с англ. Е. А. Самсонов. – 4-е изд. – Мн.: Попурри, 2009.
- Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. О составлении опорных сигналов при обобщении знаний // Химия в школе. — 1994. — № 6. — С. 37–41.
- Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. Обобщающие опорные схемы по химии: методика конструирования и использования, примеры схем с описанием. — М.: Изд-во МПГУ, 2003.
- Сухарева О. В. Опорные конспекты как средство повышения эффективности обучения // Химия в школе. - 2018. - № 5. - С. 13-17.
- Миренкова Е. В. Средства наглядности в организации учебного процесса // Химия в школе. - 2017. - № 8. - С. 7-15.
Аннотация:
Применение интеллект-карт способствует реализации требований ФГОС, позволяет развивать у школьников познавательные учебные действия, активизирует познавательную деятельность учащихся и, как следствие, приводит к успешному освоению химии.
Ключевые слова:
интеллект-карты, визуализация информации, образы, развитие предметных УУД.
Заголовок:
Открытие нового знания: самостоятельное изучение циклоалканов
Список литературы:
- Коновалова И. М. Урок по теме «Ионные уравнения реакций» // Химия в школе. - 2019. - № 8. - С. 30-37.
- Конопляник Е. М. О проблемном подходе в практике обучения // Химия в школе. - 2019. - № 8. - С. 47-50.
- Марчукова О. Ю. Проблемно-развивающее обучение на уроке по теме «Аминокислоты» // Химия в школе. - 2017. - № 3. - С. 23-28.
Аннотация:
Предложен урок открытия нового знания в 10 классе с углублённым изучением химии по теме «Циклоалканы. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия и строение». Он сконструирован по технологии проблемного диалога, которая позволяет реализовать требования ФГОС.
Ключевые слова:
циклоалканы, урок открытия новых знаний, проблемное обучение, подводящий диалог.
Заголовок:
Реализация деятельностного подхода при изучении железа
Список литературы:
- Ахметов М. А. О целях обучения химии в школе, или Почему учащимся не нравится химия // Химия в школе. – 2016. – № 6. – С. 2-5.
- Дубровская Н. Л., Мосолова Л. А. Наш опыт организации дидактической деятельности учащихся // Химия в школе. – 2019. – № 9. – С. 39-41.
- Миренкова Е. В., Пак М. С. Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 10. – С. 7-13.
Аннотация:
Урок открытия новых знаний по теме «Железо» для учащихся 9 класса разработан в рамках ФГОС ООО. На уроке созданы условия для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. В результате целенаправленной деятельности на каждом этапе урока учащиеся находят выход из проблемной ситуации. При решении проблем они учатся работать с информацией из различных источников, делают выводы, исходя из результатов химических экспериментов. Деятельностный подход даёт возможность максимально реализоваться каждому ученику.
Ключевые слова:
железо, химический элемент, строение атома, простое вещество, физические и химические свойства, применение.
Заголовок:
Практико-ориентированный подход при решении расчётных задач
Список литературы:
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. – М.: Просвещение, 2015.
- Троегубова Н. П. Поурочные разработки по химии. 8 класс. – М.: ВАКО, 2016.
- Асанова Л. И. Задания для формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. – 2020. – № 8. – С. 28–34.
- Заграничная Н. А. О формировании естественно-научной грамотности учащихся // Химия в школе. – 2016. – № 6. – С. 6–10.
- Колесникова И. В. Роль учителя в формировании естественно-научной грамотности // Химия в школе. – 2019. – № 6. – С. 52–55.
- Химия. Справочные материалы: книга для учащихся / Под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: Просвещение, 1993.
Аннотация:
Представлен вариант урока, построенного на решении практико-ориентированных задач, связанных с нахождением массовой доли элемента в химических соединениях. Дано обоснование проведения урока по заявленной теме в соответствии с идеей формирования естественно-научной грамотности обучающихся.
Ключевые слова:
вещества, массовая доля, формула вещества, нахождение массовой доли.
Заголовок:
Урок по теме «Нефть. Переработка нефти»
Список литературы:
- Анацко О. Э. Организация групповой работы при изучении фосфора и его соединений // Химия в школе. – 2019. - № 2. - С. 36-38.
- Волков В. Н., Давтян М. Л. Переработка нефти в России // Химия в школе. – 2017. - № 9. – С. 3-8.
- Ефимова Л. В. Организация групповой работы при изучении химической связи // Химия в школе. – 2019. - №10. - С. 38-40.
Аннотация:
Предложена разработка урока, цель которого - сформировать у школьников представление о способах переработки нефти и возможностях нефтехимии при изучении химии на базовом уровне.
Ключевые слова:
нефть, нефтепереработка, нефтепродукты, работа в группах.
Заголовок:
Диагностическая работа по теме «Непредельные углеводороды»
Список литературы:
- Гнутова О. А. Диагностическая работа по теме «Предельные углеводороды: алканы и циклоалканы» // Химия в школе. – 2021. - № 6. – С. 42-45.
- Асанова Л. И., Богданович Т. Н., Вережникова О. Н. Химия. 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития, 2011.
- Химия. ЕГЭ-2020. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2020.
Аннотация:
Предложены три варианта проверочной (диагностической) работы по теме «Непредельные углеводороды» в формате ЕГЭ.
Ключевые слова:
непредельные углеводороды, алкены, алкины, алкадиены, Единый государственный экзамен по химии.
Заголовок:
Использование оксида серы(IV) в военных и мирных целях
Список литературы:
- Телешов C. В., Шульчус А., Мирюгина Т. А. Первая мировая война: химическое оружие и изобретение противогаза // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 52-58.
- Afshari R. Use of Chemical Warfare Agents in Ancient History: The case of Persians and Romans in Dura-Europos, Modern Syria in 256 C.E. // Asia Pacific Journal Medical Toxicology. — 2018. — № 7. — С. 54-59.
- Ribbe C. Napoleon's Crimes: A Blueprint for Hitler. — Oneworld, 2008.
- Miles W. D. The Idea of Chemical Warfare in Modern Times // Journal of the History of Ideas. — 1970. — Vol. 31. — № 2. — С. 297-304.
- Павлович М. П. Химическая война и химическая промышленность. — М.: Московский рабочий, 1924.
- Широкорад А. Химическое оружие: от Крымской войны до Первой мировой // Военное обозрение, 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://topwar.ru/28355-himicheskoe-oruzhie-ot-krymskoy-do-pervoy-mirovoy.html
- Широкорад А. Б. Чудо-оружие Российской империи. — М.: Вече, 2005.
Аннотация:
В статье представлены исторические факты об использовании оксида серы(IV) в военное время войне и в мирной жизни. Эти факты дают возможность учителям разных предметов не только иллюстрировать излагаемые сведения, но и осуществлять интеграцию преподаваемых предметов естественно-научного цикла. Использование такого подхода существенно повышает мотивацию учащихся к изучению предмета.
Ключевые слова:
оксид серы(IV), история химии, мотивация.
Заголовок:
Использование видеозаписей как способ обучения решению задач
Список литературы:
- Волкова С. А. Демонстрационный эксперимент как фактор развития познавательной активности учащихся на уроках химии // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сб. науч. статей / Витеб. гос. ун-т. – Витебск, 2018. – С. 36.
- Ерёмин В. В. Элементы научного поиска при решении нестандартных задач по химии // Современные тенденции развития химического образования: работа с одарёнными школьниками / Под общей ред. акад. В. В. Лунина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - С. 114-121.
- Петухов В. С. Разработка виртуальных тренажёров для изучения естественных наук // Материалы 70-й научной конференции / Южно-Уральский государственный университет. - Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - С. 802-806.
Аннотация:
Разработана серия видеозадач по химии различного уровня сложности. Эффективность их применения была исследована на уроках химии в 9 классе общеобразовательной школы.
Ключевые слова:
видеозадачи, химия, виртуальные тренажёры.
Заголовок:
Формирование химической компетентности при исследовании реальных объектов
Список литературы:
- Горбенко Н. В. Формирование химико-экологических компетентностей обучающихся в процессе изучения школьного курса химии // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир: Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — 2014. — № 17 (36). — С. 58-63.
- Хлипитько Н. Л. Экологический мониторинг как средство формирования химических компетенций // От экологического образования к экологии будущего. Сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию. Под общей редакцией В. А. Грачева. — М.: Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского, 2020. — С. 2402-2407.
- Романова О. В. Ситуационные задания как инструмент измерения и оценивания химической компетентности учащихся // Проблемы современного химического образования. — 2017. — № 56-10. — С. 166-172.
- Баулина Е. В. Характеристики учебной среды, способствующие формированию химической компетентности учащихся основной школы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 3-2. — С. 24-25.
- Допинг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gordon0030.narod.ru/archive/1953/index.html
- Классификация, обоснование и принципы применения недопинговых фармакологических средств в современной спортивной медицине. SportWiki. Спортивная энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sportwiki.to
- Арушанян Э. Б., Бейер Э. В. Адаптогены растительного происхождения: учеб. пособие для студентов. — Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stgmu.ru/userfiles/depts/pharmacology_df/Arushanyan_Adaptogeny__V_Pechat_31-5-17.pdf
- Марахова А. И. Унификация физико-химических методов анализа лекарственного растительного сырья и комплексных препаратов на растительной основе // Дисс. …доктора фармацевтических наук. — М.: Первый Московский государственный университет им. И. М. Сеченова, 2016.
- Струсовская О. Г. Определение веществ полифенольной структуры в некоторых растениях Соловецкого архипелага // Серия «Медицина». Фармация. — 2012. — № 16 (135). — Вып. 19. — С. 128-132.
- Иридоиды. Использование ЛРС, содержащего эфирные масла. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infopedia.su/18xc31.html
- Мирзаива Х. А., Гусейханова Ф. М. Содержание горечей в траве Artemisia absinthium L, листьях Aloe arborescens и плодах Viburnus opulus // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 1. Естественные науки. — 2017. — Том 32. — Вып. 2. — С. 58-62.
- Методы обнаружения антраценпроизводных в ЛРС. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studfile.net/preview/5016670/page:59/
Аннотация:
Рассматриваются возможности применения познавательных задач прикладной направленности для формирования химической компетентности школьников. В качестве примера организации деятельности, направленной на целенаправленное развитие химической компетентности, приводятся особенности извлечения и обнаружения учащимися биологически активных веществ в растительном сырье.
Ключевые слова:
химическая компетентность, качественный химический анализ, биологически активные вещества, объекты окружающей среды, растительное сырьё.
Заголовок:
Химико-экологический мониторинг почв: исследовательская работа учащихся
Список литературы:
- Аршанский Е. Я., Борисевич И. С. Организация исследовательской деятельности учащихся (на примере химии) // Адукацыя і выхаванне. — 2020. — № 1. — С. 51–56.
- Борисевич И. С., Аршанский Е. Я., Белохвостов А. А. Химия. 7–11 классы: организация исследовательской деятельности учащихся: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. — Минск: Аверсэв, 2020.
- Чиркин А. А. и др. Пропедевтика биохимических исследований: методические рекомендации к выполнению лабораторных работ на базе учебно-лабораторного комплекса «Химия». — Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2015.
- Цобкало Ж. А., Телеш Е. С., Воробьева Т. Н. Организация научно-исследовательской работы школьников по теме «Осаждение из растворов цветных медьсодержащих покрытий на цинк» // Химия: праблемы выкладання. — 2005. — № 7. — С. 45–57.
Аннотация:
В статье рассматривается организация исследовательской деятельности школьников по оценке экологического состояния почвы в различных районах города. Экспериментальная часть работы предусматривала использование учебно-лабораторного комплекса «Химия».
Ключевые слова:
исследовательская деятельность школьников, химический эксперимент, химико-экологический мониторинг почв.
Заголовок:
Учебный проект по исследованию разложения биополимеров
Список литературы:
- История появления пластика и пластмассовых изделий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.jonwai.ru/articles/istoriya-poyavleniya-plastmassy/
- Курамшин А. И. Новый разлагаемый полимер // Химия и жизнь. — 2019. — № 8. — С. 11.
- Клинков А. С. и др. Утилизация и переработка твёрдых бытовых отходов. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015.
- Переработка полимерных отходов в России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cleandex.ru/articles/2007/11/20/residue_utilization25
- Кжан А. Биоразлагаемые полимеры и пластики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.plastice.org/fileadmin/files/RU_Biorazgradljiva_plastika_in_polimeri_Krzan.pdf
- Крутько Э. Т. Технология биоразлагаемых полимерных материалов. — Минск: БГТУ, 2014.
- Щербаков В. Г. и др. Технология и свойства биодеградируемых упаковочных материалов // Пищевая технология. Изв. вузов. — 2011. — № 1. — С. 120–121.
- Росато Д. Биопластики: технологии, рынок, перспективы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=1609
- Васильева Н. Г. Биоразлагаемые полимеры // Вестник Казанского технологического университета. — 2013. — Т. 16. — С. 156-157.
- Ершова О. В. К проблеме накопления и утилизации отходов потребления полимерных упаковочных материалов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12-4. — С. 577-580.
- Лонг Ю. Биоразлагаемые полимерные смеси и композиты из возобновляемых источников. Пер. с англ. под ред. В. Н. Кулезнева. — М.: Издательство «Научные основы и технологии», 2012.
Аннотация:
В статье рассматривается глобальная проблема полимерных отходов, негативно влияющих на окружающую среду. Одним из перспективных направлений в утилизации использованных полимерных изделий является создание биоразлагаемых полимеров. В ходе эксперимента изучалось разложение биополимеров в различных средах, моделирующих природные условия. Данные материалы могут быть использованы при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Ключевые слова:
полимерные материалы, отходы, биополимеры, биоразложение, школьный проект.
Заголовок:
Первая в России химическая лаборатория
Список литературы:
- Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. — М.: Высш. шк., 1991.
- Медведев Ю. Н. Судьба первой научной химической лаборатории // Химия в школе. — 2008. — № 5. — С. 66-68.
- Меншуткин Б. Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова / Под ред. С. И. Вавилова и Л. Б. Модзалевского. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. — С. 275–291.
- Морозов А. А. Ломоносов. Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 5(319). — М.: Молодая гвардия, 1961.
- Фигуровский Н. А. История химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. — М.: Просвещение, 1979.
Аннотация:
В статье описаны этапы создания М. В. Ломоносовым первой в России химической лаборатории и рассмотрены виды основных экспериментальных исследований учёного, проведённых в ней.
Ключевые слова:
первая химическая лаборатория, эксперимент, реактивы.