Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2021 № 7

Русская версия
English version
Заголовок:

Достижения и проблемы школьного химического образования Санкт-Петербурга

Список литературы:
  1. Алексашина И. Ю., Домбровская С. Е. О методическом сопровождении профессионального развития учителей химии Санкт-Петербурга // Химия в школе. – 2015. - № 9. – С. 2-6.
  2. Липатова И. А. Сообщества педагогов: проблемы и перспективы // Химия в школе. – 2019. - № 3. – С. 11-15.
  3. Липатова И. А. Информационно-образовательная среда района: принципы и задачи // Химия в школе. – 2019. - № 4. – С. 32-38.
Аннотация:
В статье представлен анализ современного школьного химического образования Санкт-Петербурга. В качестве критериев для анализа выбраны условия (кадровые, лабораторно-технические), содержание, результаты. В статье рассмотрены возможности формального, неформального и информального образования, направленного на развитие профессиональных компетенций учителей химии Санкт-Петербурга на современном этапе.
Заголовок:

Дистанционный формат обучения: решение коммуникативных проблем

Список литературы:
  1. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. - (Психологическая наука — школе.)
  2. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — (Факты образования, № 4 (29)).
  3. Велиева Л. А. Дистанционная форма обучения: реалии сегодняшнего дня // Химия в школе. – 2020. - № 9. - С. 2-4.
  4. Ямбург Е. А. Дистанционное обучение: прорыв к новой педагогической реальности // Химия в школе. – 2020. - № 8. - С. 2-3.
  5. Нечитайлова Е. В. Дистанционное обучение: критерии отбора интернет-ресурсов // Химия в школе. – 2020. - № 10. - С. 2-4.
  6. https://bolshayaperemena.online/?AM
  7. http://schoolnano.ru/
Аннотация:
В статье рассматривается педагогическое общение на уроке. Отмечаются проблемы создания эффективной коммуникации между учителем и учеником в процессе дистанционного обучения. В психолого-педагогическом контексте рассматривается ситуация, когда задача создать рабочую и творческую атмосферу на уроке становится почти невыполнимой из-за удалённости всех участников, технических трудностей и несвоевременного перехода учителя к современным педагогическим методикам.
Заголовок:

Виртуальная реальность в химическом образовании

Список литературы:
  1. Limniou, M.; Roberts, D.; Papadopoulos, N. Full Immersive Virtual Environment CAVE in Chemistry Education. // Comput. Educ. — 2008. — 51 (2). — 584−593.
  2. Maksimenko N. et al. Introducing Atomic Structure to First-Year Undergraduate Chemistry Students with an Immersive Virtual Reality Experience // Journal of Chemical Education. — 2021. — 98 (6). — 2104–2108.
  3. MEL VR Виртуальные уроки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.melscience.com/RU-ru/vr/lessons/
  4. Turnbull, P. R. K., & Phillips, J. R. (2017). Ocular effects of virtual reality headset wear in young adults // Scientific Reports, 7(1). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1038/s41598-017-16320-6
Аннотация:
Понимание химии напрямую связано с осознанием того, что происходит на молекулярном и атомном уровне. Соединение макромира с миром молекул можно реализовать с помощью виртуальной реальности (VR): появляется возможность разглядеть внимательно то, что ранее было невидимым. В статье рассматривается опыт использования VR на примере уроков MEL VR (программа виртуальной реальности по химии компании MEL Science) в занятиях дополнительного образования MEL Science Club (научный клуб МЕЛ).
Заголовок:

Положительный опыт дистанционного обучения

Аннотация:
В статье представлен опыт работы с различными онлайн-сервисами, программами и приложениями, которые помогут организовать учебную деятельность как в условиях очного обучения, так и дистанционного. Данный опыт может быть применён как для подготовки учащихся в условиях очного обучения, так и при организации самостоятельного изучения учеником предмета.
Заголовок:

Платформа Moodle: виртуальная образовательная среда

Аннотация:
В статье рассмотрены особенности применения дистанционного обучения, виртуальной образовательной среды с использованием платформы Moodle и их возможности в развитии метапредметных навыков учащихся, а также в развитии ключевой компетентности «умения учиться» на уроках химии. Приведены примеры дистанционных курсов, созданных на платформе Moodlе, а также анализ одного из них.
Заголовок:

Технологическая карта урока как методический инструмент учителя

Список литературы:
  1. Федеральные Государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru.
  2. Технологическая карта урока как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ped-kopilka.ru
Аннотация:
В статье представлен опыт работы авторов над формой методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. В качестве подробного примера показана модель технологической карты урока химии в 10 классе на примере изучения темы «Бензол: строение молекулы, прогноз реакционной способности аренов».
Заголовок:

Получение и использование водорода в блокадном Ленинграде

Список литературы:
  1. Гнатенко Е. В., Пичугина Г. А., Калашникова И. А. Системно-деятельностный подход при изучении водорода // Химия в школе. – 2016. - № 2. - С. 23-27.
  2. Бернштейн А. И. Аэростаты над Ленинградом. Записки инженера – воздухоплавателя // Химия и жизнь. - 1983. - № 5. - С. 8-16.
  3. Шабля И. Н. Демонстрационные опыты при изучении кислорода и водорода // Химия в школе. – 2020. - № 4. - С. 58-62.
  4. Кузнецова Н. Е., Титова И. М. Химия: 9 класс: учебник / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2019.
  5. Волков В. Н., Филиппов В. Н. Водородная энергетика: современное состояние и перспективы развития // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 5–14.
Аннотация:
В статье представлена разработка урока, посвящённого изучению способов получения и областей использования водорода. Рассматривается важность газа для обороны блокадного Ленинграда.
Заголовок:

Обобщение и систематизация знаний в курсе органической химии

Список литературы:
  1. Анацко О. Э. Урок-обобщение по теме «Химические свойства органических веществ» // Химия в школе. – 2018. – № 10. – С. 40-43.
  2. Панькина В. В., Жукова Н. В., Ляпина О. А. О систематизации учебного материала при изучении органических соединений // Химия в школе. – 2020. - № 3. - С. 13-15.
  3. Пильникова Н. Н. Система заданий в курсе органической химии // Химия в школе. – 2018. - № 9. – С. 24-27.
  4. Ткач М. Г. Дидактические карточки по неорганической химии // Химия в школе. – 2021. - № 5. – С. 33-36.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по преподаванию курса органической химии в средней школе на примере изучения алкадиенов и алкинов. Предложен способ отработки и закрепления учебного материала по органической химии с учётом разных возможностей и потребностей обучающихся.
Заголовок:

Наш опыт разработки методики изучения темы

Аннотация:
В статье обобщён опыт работы автора по составлению программы изучения конкретной темы. Программа представляет целостную систему, включающую описание используемых форм и методов работы, оценочных процедур, организации процесса.
Заголовок:

Как объяснить сложные вещи простыми словами

Список литературы:
  1. Педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. – СПб.: Питер, 2010.
  2. Анацко О. Э. Пропедевтика на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. – 2020. - № 3. - С. 11-12.
  3. Бендер Л. Детская краткая энциклопедия «Наука». – М.: Слово, 1994.
  4. Помилио А. Большая книга изобретений. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006.
  5. Малая энциклопедия открытий / Сост. И. Е. Свиридова, Н. Г. Сиротенко. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2001.
  6. Дами Э., Сирена А. Как стать взрослым. Изобретения и великие открытия. – Минск: Белфакс, 1995.
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос поддержания интереса к химии у школьников среднего звена через популяризацию науки в начальной школе. Статья описывает приёмы упрощения объясняемого материала для соответствующего возраста.
Заголовок:

Наш подход к изучению ОВР

Список литературы:
  1. Сидоренко Н. Н. Учим составлять уравнения ОВР // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 26-00.
  2. Веколова В. В. К изучению ОВР в курсе неорганической химии // Химия в школе. – 2018. - № 10. - С. 44-51.
  3. Колчанова Л. В., Буржинская Т. Г. Прогнозирование продуктов ОВР // Химия в школе. – 2020. - № 1. - С. 48-54.
  4. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. Справочник школьника по химии. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.
  5. Глинка Н. Л. Общая химия: учебное пособие для вузов. – Л.: Химия, 1981.
  6. Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии. – М.: Интеграл-Пресс, 2011.
Аннотация:
В статье представлены алгоритмы написания уравнений ОВР, рассмотрены примеры основных окислителей и восстановителей, предложены типичные примеры изменения направления протекания ОВР в зависимости от активности веществ, вступающих в реакцию, и от влияния среды, в которой данные ОВР протекают.
Заголовок:

Интегрированный урок химии и иностранного языка

Список литературы:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: офиц. текст. — М.: Просвещение, 2016.
  2. Даутова О. Б., Иваньшина Е. В. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. — СПб.: КАРО, 2015.
  3. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Берулава М. Н. Интеграционные процессы в образовании / Интеграция содержания образования в педагогическом вузе. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994.
  5. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении. — М.: Просвещение, 1987.
  6. Тряпицына А.П. Педагогика. — СПб.: Питер, 2013.
  7. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1999.
  8. Шварц Е. С., Борунова Е. Б. Подготовка современного учителя: формирование билингвальной коммуникативной компетентности // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С.39-42.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора и методические рекомендации для проведения интегрированных уроков в средней школе. Данная технология представлена как эффективный прием для повышения мотивации обучения, результатом которого являются формирование таких качеств знаний учащихся, как глубина, системность, осознанность.
Заголовок:

Интернет-мемы на уроке химии

Список литературы:
  1. Канашина С. В. Интернет-мем и прецедентный феномен // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2018. — № 4 (193). — С. 122–127.
  2. Гавронская Ю. Ю., Середович А. С. Развитие логических операций на уроках химии с использованием шаблонов интернет-мемов // Научное мнение. — 2020. — № 10. — С. 53-57.
  3. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. — 2012. — №3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-fenomen-internet-kommunikatsii
Аннотация:
В статье обсуждаются интернет-мемы при обучении химии. Рассмотрены принципы создания и варианты использования образовательного мема в обучении химии в школе, приведены примеры.
Заголовок:

Проектно-исследовательская деятельность: возможности школьной лаборатории

Список литературы:
  1. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/himija
  2. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/himija
  3. Зо­ло­тов Ю. А. Вве­де­ние в ана­ли­ти­че­скую хи­мию. — М.: Лаборатория знаний, 2016.
  4. Васюкова А. Т., Веденяпина М. Д. Аналитическая химия: учебник. — М.: Дашков и К, 2019.
  5. Физико-химические методы анализа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://portal.tpu.ru/SHARED/s/SHAGALOV/KNU/2015/Tab3/ФХМА/ФХМА-ЛК-6.pdf
  6. Моделирование // ХиМик [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xumuk.ru/encyklopedia/2646.html
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по реализации проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Учебный проект или исследование по химии всегда связаны с проведением лабораторного эксперимента, который может быть успешно выполнен на базе школьной лаборатории. Статья адресована учителям химии средних и средне-специальных образовательных учреждений.
Заголовок:

Из опыта работы эколого-биологического центра

Аннотация:
В статье рассказывается о работе Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. Дана краткая характеристика программ дополнительного образования, направленных на развитие химических знаний и умений учащихся. Приведены примеры проектно-исследовательских работ, выполненных учащимися на базе Центра.
Заголовок:

Об организации Центра химико-экологического просвещения

Список литературы:
  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7- ФЗ.
  2. Естественно-научное образование: тенденции развития в России и мире. Сборник. Под редакцией В. В. Лунина и Н. Е. Кузьменко. — М.: Издательство Московского университета, 2011.
  3. Шелпакова Н. А., Воронцова Н. В., Ларина Н. С. Развитие химико-экологического дополнительного образования в системе школа – ВУЗ // Фундаментальные исследования. — 2004. — № 5. — С. 84-86.
  4. Ляпина О. А. и др. Реализация экологического подхода в обучении химии // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=28954
  5. Доклад на городской научно-практической конференции молодых педагогов и школьников «Крылья науки» (СПб АППО, ГБОУ гимназия № 116 Санкт-Петербурга, 20.04.2019).
Аннотация:
В статье представлен опыт создания центра химико-экологического просвещения в гимназии № 116, призванного объединить педагогов и школьников, интересующихся проблемами химии, биологии и экологии для более глубокого изучения данных дисциплин. Проект расширяет возможности учащихся и способствует формированию у них научной картины мира.
Заголовок:

Современные подходы к проектно-исследовательской деятельности

Аннотация:
В статье описан опыт работы центра «Инфинити», созданного на базе образовательного комплекса с целью использования современного оборудования и цифровой среды для изучения химии и экологии. В центре организована система кружков для учащихся 7-11 классов, обеспечивающая возможности для углубления предметных знаний и совершенствования экспериментальных умений, подготовки к химическим олимпиадам, выполнения учебно-исследовательских проектов.
Заголовок:

О формировании исследовательских умений учащихся

Список литературы:
  1. Брыкова О. В., Громова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. — М.: Чистые пруды, 2006.
  2. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Белых С. Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. — М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007.
  4. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  5. Блинова Т. В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 1. — С. 100-104.
  6. Воробьев В. К., Панченко И. П. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в системе образовательной деятельности гимназии. Учебное пособие для учащихся 10 классов. — СПб.: АОЗТ «Транс-Марк», 2001.
  7. Гороховатский Ю. А. Новые информационные технологии как способ включения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность // Применение новых информационно-коммуникационных технологий в преподавании. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — C. 52-72.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по реализации общеобразовательной программы «Лаборатория исследователей химии имени Д. И. Менделеева», и «Школьное проектное бюро», которая направлена на формирование исследовательской деятельности учащихся за счет содержательно-технологической интеграции общего и дополнительного образования на всех этапах обучения. Несомненным достоинством этой программы является актуализация творческой составляющей образовательной деятельности, что позволяет мотивировать учащихся самостоятельно и осознанно участвовать в создании продукта как одного из результатов исследовательской работы.
Title:

Achievements and Challenges of School Chemical Education in St. Petersburg

Summary:
The article presents an analysis of modern school chemical education of St. Petersburg. The following criteria were selected for the analysis: conditions (personnel, laboratory and technical), content, and results. The article considers the potential of formal, non-formal and informal education aimed at developing the professional competencies of chemistry teachers in St. Petersburg at the present stage.
Title:

Distance Learning: Solving Communication Problems

Summary:
The article examines the problem of pedagogical communication in the class. The problems of creating effective communication between teacher and student in the process of distance learning are revealed. The problem posed is discussed in a psychological and pedagogical context. In the conditions of distance learning, the task of creating a working and creative atmosphere in the lesson becomes almost impossible due to the remoteness of all participants, technical difficulties and the teacher’s untimely transition to modern pedagogical methods.
Title:

Virtual Reality in Chemical Education

Summary:
Understanding chemistry is directly related to awareness of what goes on at the molecular and atomic levels. Connecting the macrocosm with the world of molecules can be realized through virtual reality (VR): it is possible to see closely what was previously invisible. This paper examines the experience of using VR on the example of lessons MEL VR (virtual reality program in chemistry of the company MEL Science) in the classes of additional education MEL Science Club.
Title:

Positive Experience of Distance Learning

Summary:
The article presents the experience of working with various online services, programs and applications that will help organize educational activities both in full-time and distance learning. This experience can be applied both for the preparation of students in full-time education, and in the organization of students’ independent work.
Title:

Moodle: Virtual Learning Environment

Summary:
The article considers the features of the application of distance learning, virtual educational environment using the Moodle platform and its potential for the development of the key competence of the students’ ability to learn in chemistry lessons. Examples of distance courses, created with the Moodle platform, are given as well as the detailed analysis of one of them.
Title:

Technological Map of a Lesson as a Methodological Tool of a Teacher

Summary:
The article presents the authors’ experience of teaching with the use of a lesson technological map as a tool to structure a lesson in accordance with the given parameters. As a detailed example the authors review a sample technological map for a chemistry lesson in the 10th grade on the topic «Benzol: molecular structure, prediction of the reactivity of arenes».
Title:

Production and Use of Hydrogen in the Besieged Leningrad

Summary:
The article presents the description of a lesson on the production and use of hydrogen. The article discusses the importance of gas for the defense of the besieged Leningrad.
Title:

Generalization and Systematization of Knowledge in the Course of Organic Chemistry

Summary:
The article presents the author's experience of teaching organic chemistry in high school on the example of studying alkadienes and alkynes. A method is proposed that can be used to develop and consolidate the educational material on organic chemistry, taking into account various capabilities and needs of students.
Title:

Our Experience of Drawing up a Program for Studying a Specific Topic

Summary:
The article presents the author’s experience in drawing up a program for studying a specific topic. The program is a complete system that includes the description of forms and methods of work used, evaluation procedures, and the description of organizing the process.
Title:

How to Explain Complex Things in Simple Words

Summary:
The article considers the problem of promoting secondary students’ interest in chemistry through popularization of natural science in primary school. The article describes several techniques for simplifying the material to be studied.
Title:

Our Approach to Studying Redox Reactions

Summary:
This paper presents the description of the algorithms for writing redox reactions. Principal oxidizers and reducers are considered; examples are provided of the redox reactions which occur in a manner depending on the substance characteristic features and the medium where given redox reactions proceed.
Title:

Integrated Lesson of Chemistry and Foreign Language

Summary:
The article describes the author’s work experience and methodological recommendations on conducting integrated lessons in secondary school. The technology of integrated lessons is presented as an effective approach to improve students’ motivation in learning and finally form such qualities as consistency, depth of knowledge and awareness.
Title:

Internet Memes in a Chemistry Class

Summary:
The article discusses Internet memes in chemistry education. The principles of creation and options for using an educational meme in teaching chemistry at school are shown, examples of their application are considered.
Title:

Project and Research Activities: Potential of the School Laboratory

Summary:
The article presents the author’s experience in the implementation of project and research activities in secondary school. An educational project or research in chemistry is always associated with a laboratory experiment that can be successfully performed on the basis of a school laboratory. The article is addressed to teachers of chemistry of secondary and secondary specialized educational institutions.
Title:

From the Working Experience of the Environmental and Biological Center

Summary:
The article deals with the work of the Ecological and Biological Center “Krestovsky Island" of the St. Petersburg City Palace of Youth Creativity. A brief description of additional education programs aimed at the development of chemical knowledge and skills of students is given. Examples of research projects done by students at the Center are given.
Title:

On the Organization of the Center for Chemical and Environmental Education

Summary:
The article describes the experience of creation of chemical-ecological education center in Gymnasium 116. The work of the center is aimed at uniting the teachers and students interested in chemical, biological and ecological problems, in order to promote studying these subjects. The project widens the students’ opportunities and helps to form the scientific view of the world.
Title:

Modern Approaches to Project and Research Activities

Summary:
The article describes the experience of the Infinity Center, created on the basis at the Educational complex with the aim of using modern equipment and a digital environment for studying chemistry and ecology. The center organized a system of courses for students in grades 7-11, providing opportunities to deepen knowledge and improve experimental skills, prepare for chemical olympiads, and carry out educational and research projects.
Title:

On Forming Students’ Research Skills

Summary:
The article presents the author’s experience in implementing the general education program “Laboratory of Chemistry Researchers named after D. I. Mendeleev” and “School Project Bureau”, which is aimed at shaping the research activities of students through the subject and technological integration of general and additional education at all school stages. An undeniable advantage of this program is the actualization of the creative component of educational activity, which allows motivating students to independently and consciously participate in the creation of the product as one of the results of their research work.
Связаться с нами