Заголовок:
Достижения и проблемы школьного химического образования Санкт-Петербурга
Список литературы:
- Алексашина И. Ю., Домбровская С. Е. О методическом сопровождении профессионального развития учителей химии Санкт-Петербурга // Химия в школе. – 2015. - № 9. – С. 2-6.
- Липатова И. А. Сообщества педагогов: проблемы и перспективы // Химия в школе. – 2019. - № 3. – С. 11-15.
- Липатова И. А. Информационно-образовательная среда района: принципы и задачи // Химия в школе. – 2019. - № 4. – С. 32-38.
Аннотация:
В статье представлен анализ современного школьного химического образования Санкт-Петербурга. В качестве критериев для анализа выбраны условия (кадровые, лабораторно-технические), содержание, результаты. В статье рассмотрены возможности формального, неформального и информального образования, направленного на развитие профессиональных компетенций учителей химии Санкт-Петербурга на современном этапе.
Ключевые слова:
критерии анализа, Государственная итоговая аттестация, учебно-методические комплекты, профессиональное развитие учителя химии, районные методические объединения.
Заголовок:
Дистанционный формат обучения: решение коммуникативных проблем
Список литературы:
- Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. - (Психологическая наука — школе.)
- Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — (Факты образования, № 4 (29)).
- Велиева Л. А. Дистанционная форма обучения: реалии сегодняшнего дня // Химия в школе. – 2020. - № 9. - С. 2-4.
- Ямбург Е. А. Дистанционное обучение: прорыв к новой педагогической реальности // Химия в школе. – 2020. - № 8. - С. 2-3.
- Нечитайлова Е. В. Дистанционное обучение: критерии отбора интернет-ресурсов // Химия в школе. – 2020. - № 10. - С. 2-4.
- https://bolshayaperemena.online/?AM
- http://schoolnano.ru/
Аннотация:
В статье рассматривается педагогическое общение на уроке. Отмечаются проблемы создания эффективной коммуникации между учителем и учеником в процессе дистанционного обучения. В психолого-педагогическом контексте рассматривается ситуация, когда задача создать рабочую и творческую атмосферу на уроке становится почти невыполнимой из-за удалённости всех участников, технических трудностей и несвоевременного перехода учителя к современным педагогическим методикам.
Ключевые слова:
коммуникация, педагогическое общение, дистанционное обучение, персонализация обучения.
Заголовок:
Виртуальная реальность в химическом образовании
Список литературы:
- Limniou, M.; Roberts, D.; Papadopoulos, N. Full Immersive Virtual Environment CAVE in Chemistry Education. // Comput. Educ. — 2008. — 51 (2). — 584−593.
- Maksimenko N. et al. Introducing Atomic Structure to First-Year Undergraduate Chemistry Students with an Immersive Virtual Reality Experience // Journal of Chemical Education. — 2021. — 98 (6). — 2104–2108.
- MEL VR Виртуальные уроки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.melscience.com/RU-ru/vr/lessons/
- Turnbull, P. R. K., & Phillips, J. R. (2017). Ocular effects of virtual reality headset wear in young adults // Scientific Reports, 7(1). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1038/s41598-017-16320-6
Аннотация:
Понимание химии напрямую связано с осознанием того, что происходит на молекулярном и атомном уровне. Соединение макромира с миром молекул можно реализовать с помощью виртуальной реальности (VR): появляется возможность разглядеть внимательно то, что ранее было невидимым. В статье рассматривается опыт использования VR на примере уроков MEL VR (программа виртуальной реальности по химии компании MEL Science) в занятиях дополнительного образования MEL Science Club (научный клуб МЕЛ).
Ключевые слова:
виртуальная реальность, VR на уроке химии, внеурочная деятельность школьников по химии.
Заголовок:
Положительный опыт дистанционного обучения
Аннотация:
В статье представлен опыт работы с различными онлайн-сервисами, программами и приложениями, которые помогут организовать учебную деятельность как в условиях очного обучения, так и дистанционного. Данный опыт может быть применён как для подготовки учащихся в условиях очного обучения, так и при организации самостоятельного изучения учеником предмета.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, самообучение, Google, OnLineTestPad, WhatsApp.
Заголовок:
Платформа Moodle: виртуальная образовательная среда
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности применения дистанционного обучения, виртуальной образовательной среды с использованием платформы Moodle и их возможности в развитии метапредметных навыков учащихся, а также в развитии ключевой компетентности «умения учиться» на уроках химии. Приведены примеры дистанционных курсов, созданных на платформе Moodlе, а также анализ одного из них.
Ключевые слова:
информационные и интернет-технологии, виртуальная образовательная среда, дистанционное обучение, информационная образовательная среда, платформа Moodle, дистанционный урок, дистанционный курс, мотивация учащихся, «умение учиться».
Заголовок:
Технологическая карта урока как методический инструмент учителя
Список литературы:
- Федеральные Государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru.
- Технологическая карта урока как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ped-kopilka.ru
Аннотация:
В статье представлен опыт работы авторов над формой методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. В качестве подробного примера показана модель технологической карты урока химии в 10 классе на примере изучения темы «Бензол: строение молекулы, прогноз реакционной способности аренов».
Ключевые слова:
технологическая карта урока, проблемное обучение, графическое проектирование урока, решение кейса, самостоятельная работа учащихся.
Заголовок:
Получение и использование водорода в блокадном Ленинграде
Список литературы:
- Гнатенко Е. В., Пичугина Г. А., Калашникова И. А. Системно-деятельностный подход при изучении водорода // Химия в школе. – 2016. - № 2. - С. 23-27.
- Бернштейн А. И. Аэростаты над Ленинградом. Записки инженера – воздухоплавателя // Химия и жизнь. - 1983. - № 5. - С. 8-16.
- Шабля И. Н. Демонстрационные опыты при изучении кислорода и водорода // Химия в школе. – 2020. - № 4. - С. 58-62.
- Кузнецова Н. Е., Титова И. М. Химия: 9 класс: учебник / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2019.
- Волков В. Н., Филиппов В. Н. Водородная энергетика: современное состояние и перспективы развития // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 5–14.
Аннотация:
В статье представлена разработка урока, посвящённого изучению способов получения и областей использования водорода. Рассматривается важность газа для обороны блокадного Ленинграда.
Ключевые слова:
водород, способы получения, блокадный Ленинград, применение водорода.
Заголовок:
Обобщение и систематизация знаний в курсе органической химии
Список литературы:
- Анацко О. Э. Урок-обобщение по теме «Химические свойства органических веществ» // Химия в школе. – 2018. – № 10. – С. 40-43.
- Панькина В. В., Жукова Н. В., Ляпина О. А. О систематизации учебного материала при изучении органических соединений // Химия в школе. – 2020. - № 3. - С. 13-15.
- Пильникова Н. Н. Система заданий в курсе органической химии // Химия в школе. – 2018. - № 9. – С. 24-27.
- Ткач М. Г. Дидактические карточки по неорганической химии // Химия в школе. – 2021. - № 5. – С. 33-36.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по преподаванию курса органической химии в средней школе на примере изучения алкадиенов и алкинов. Предложен способ отработки и закрепления учебного материала по органической химии с учётом разных возможностей и потребностей обучающихся.
Ключевые слова:
гомологи, изомеры, структурные формулы, алкадиены, алкины.
Заголовок:
Наш опыт разработки методики изучения темы
Аннотация:
В статье обобщён опыт работы автора по составлению программы изучения конкретной темы. Программа представляет целостную систему, включающую описание используемых форм и методов работы, оценочных процедур, организации процесса.
Ключевые слова:
оценочные процедуры, контрольные задания, форма работы, оценочный лист, лист взаимооценки, практикум.
Заголовок:
Как объяснить сложные вещи простыми словами
Список литературы:
- Педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. – СПб.: Питер, 2010.
- Анацко О. Э. Пропедевтика на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. – 2020. - № 3. - С. 11-12.
- Бендер Л. Детская краткая энциклопедия «Наука». – М.: Слово, 1994.
- Помилио А. Большая книга изобретений. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006.
- Малая энциклопедия открытий / Сост. И. Е. Свиридова, Н. Г. Сиротенко. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2001.
- Дами Э., Сирена А. Как стать взрослым. Изобретения и великие открытия. – Минск: Белфакс, 1995.
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос поддержания интереса к химии у школьников среднего звена через популяризацию науки в начальной школе. Статья описывает приёмы упрощения объясняемого материала для соответствующего возраста.
Ключевые слова:
пропедевтика естествознания, детское экспериментирование, приёмы упрощения объясняемого материала.
Заголовок:
Наш подход к изучению ОВР
Список литературы:
- Сидоренко Н. Н. Учим составлять уравнения ОВР // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 26-00.
- Веколова В. В. К изучению ОВР в курсе неорганической химии // Химия в школе. – 2018. - № 10. - С. 44-51.
- Колчанова Л. В., Буржинская Т. Г. Прогнозирование продуктов ОВР // Химия в школе. – 2020. - № 1. - С. 48-54.
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. Справочник школьника по химии. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.
- Глинка Н. Л. Общая химия: учебное пособие для вузов. – Л.: Химия, 1981.
- Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии. – М.: Интеграл-Пресс, 2011.
Аннотация:
В статье представлены алгоритмы написания уравнений ОВР, рассмотрены примеры основных окислителей и восстановителей, предложены типичные примеры изменения направления протекания ОВР в зависимости от активности веществ, вступающих в реакцию, и от влияния среды, в которой данные ОВР протекают.
Ключевые слова:
окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительные реакции, среда, степень окисления, ионы, заряды.
Заголовок:
Интегрированный урок химии и иностранного языка
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: офиц. текст. — М.: Просвещение, 2016.
- Даутова О. Б., Иваньшина Е. В. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. — СПб.: КАРО, 2015.
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2011.
- Берулава М. Н. Интеграционные процессы в образовании / Интеграция содержания образования в педагогическом вузе. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994.
- Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении. — М.: Просвещение, 1987.
- Тряпицына А.П. Педагогика. — СПб.: Питер, 2013.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1999.
- Шварц Е. С., Борунова Е. Б. Подготовка современного учителя: формирование билингвальной коммуникативной компетентности // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С.39-42.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора и методические рекомендации для проведения интегрированных уроков в средней школе. Данная технология представлена как эффективный прием для повышения мотивации обучения, результатом которого являются формирование таких качеств знаний учащихся, как глубина, системность, осознанность.
Ключевые слова:
интеграция, мотивация, универсальные учебные действия, актуализация знаний, повышение познавательного интереса, технология развития критического мышления.
Заголовок:
Интернет-мемы на уроке химии
Список литературы:
- Канашина С. В. Интернет-мем и прецедентный феномен // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2018. — № 4 (193). — С. 122–127.
- Гавронская Ю. Ю., Середович А. С. Развитие логических операций на уроках химии с использованием шаблонов интернет-мемов // Научное мнение. — 2020. — № 10. — С. 53-57.
- Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. — 2012. — №3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-fenomen-internet-kommunikatsii
Аннотация:
В статье обсуждаются интернет-мемы при обучении химии. Рассмотрены принципы создания и варианты использования образовательного мема в обучении химии в школе, приведены примеры.
Ключевые слова:
образовательный мем, обучение химии, общеобразовательная школа.
Заголовок:
Проектно-исследовательская деятельность: возможности школьной лаборатории
Список литературы:
- Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/himija
- Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/himija
- Золотов Ю. А. Введение в аналитическую химию. — М.: Лаборатория знаний, 2016.
- Васюкова А. Т., Веденяпина М. Д. Аналитическая химия: учебник. — М.: Дашков и К, 2019.
- Физико-химические методы анализа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://portal.tpu.ru/SHARED/s/SHAGALOV/KNU/2015/Tab3/ФХМА/ФХМА-ЛК-6.pdf
- Моделирование // ХиМик [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xumuk.ru/encyklopedia/2646.html
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по реализации проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Учебный проект или исследование по химии всегда связаны с проведением лабораторного эксперимента, который может быть успешно выполнен на базе школьной лаборатории. Статья адресована учителям химии средних и средне-специальных образовательных учреждений.
Ключевые слова:
проекто-исследовательская деятельность, химический эксперимент, школьная химическая лаборатория, химический анализ, моделирование, лабораторное оборудование, реактивы.
Заголовок:
Из опыта работы эколого-биологического центра
Аннотация:
В статье рассказывается о работе Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. Дана краткая характеристика программ дополнительного образования, направленных на развитие химических знаний и умений учащихся. Приведены примеры проектно-исследовательских работ, выполненных учащимися на базе Центра.
Ключевые слова:
эколого-биологический центр, система дополнительного образования, химико-аналитическая лаборатория, молекулярная лаборатория, методы химического анализа, практикум, исследовательская деятельность школьников.
Заголовок:
Об организации Центра химико-экологического просвещения
Список литературы:
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7- ФЗ.
- Естественно-научное образование: тенденции развития в России и мире. Сборник. Под редакцией В. В. Лунина и Н. Е. Кузьменко. — М.: Издательство Московского университета, 2011.
- Шелпакова Н. А., Воронцова Н. В., Ларина Н. С. Развитие химико-экологического дополнительного образования в системе школа – ВУЗ // Фундаментальные исследования. — 2004. — № 5. — С. 84-86.
- Ляпина О. А. и др. Реализация экологического подхода в обучении химии // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=28954
- Доклад на городской научно-практической конференции молодых педагогов и школьников «Крылья науки» (СПб АППО, ГБОУ гимназия № 116 Санкт-Петербурга, 20.04.2019).
Аннотация:
В статье представлен опыт создания центра химико-экологического просвещения в гимназии № 116, призванного объединить педагогов и школьников, интересующихся проблемами химии, биологии и экологии для более глубокого изучения данных дисциплин. Проект расширяет возможности учащихся и способствует формированию у них научной картины мира.
Ключевые слова:
учебно-исследовательская деятельность, познавательная деятельность, предпрофильная подготовка, мотивация, химический эксперимент.
Заголовок:
Современные подходы к проектно-исследовательской деятельности
Аннотация:
В статье описан опыт работы центра «Инфинити», созданного на базе образовательного комплекса с целью использования современного оборудования и цифровой среды для изучения химии и экологии. В центре организована система кружков для учащихся 7-11 классов, обеспечивающая возможности для углубления предметных знаний и совершенствования экспериментальных умений, подготовки к химическим олимпиадам, выполнения учебно-исследовательских проектов.
Ключевые слова:
дополнительное образование, современное лабораторное оборудование, проектно-исследовательская деятельность, подготовка к олимпиадам.
Заголовок:
О формировании исследовательских умений учащихся
Список литературы:
- Брыкова О. В., Громова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. — М.: Чистые пруды, 2006.
- Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Белых С. Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. — М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007.
- Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Блинова Т. В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 1. — С. 100-104.
- Воробьев В. К., Панченко И. П. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в системе образовательной деятельности гимназии. Учебное пособие для учащихся 10 классов. — СПб.: АОЗТ «Транс-Марк», 2001.
- Гороховатский Ю. А. Новые информационные технологии как способ включения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность // Применение новых информационно-коммуникационных технологий в преподавании. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — C. 52-72.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по реализации общеобразовательной программы «Лаборатория исследователей химии имени Д. И. Менделеева», и «Школьное проектное бюро», которая направлена на формирование исследовательской деятельности учащихся за счет содержательно-технологической интеграции общего и дополнительного образования на всех этапах обучения. Несомненным достоинством этой программы является актуализация творческой составляющей образовательной деятельности, что позволяет мотивировать учащихся самостоятельно и осознанно участвовать в создании продукта как одного из результатов исследовательской работы.
Ключевые слова:
учебно-исследовательская деятельность, познавательная деятельность, предпрофильная подготовка, мотивация, химический эксперимент.