Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2021 № 6

Русская версия
English version
Заголовок:

Будущее в наших руках

Список литературы:
  1. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны: тяжёлые будни тыла и фронтовые подвиги: учебно-методическое пособие по организации и проведению игровых моделей военно-патриотического воспитания: в 2 ч. / Авт.-сост. И. И. Целовальникова, Н. Н. Петрищева; под ред. И. И. Целовальниковой. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2020.
  2. Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 10-14.
  3. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии [Текст]: монография. - Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
  4. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: развивающий эксперимент. - М.: Школа-пресс, 1998. - (Библиотека журнала «Химия в школе». Вып. 2.
  5. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: развивающий эксперимент. - М.: Школа-пресс, 1998. - (Библиотека журнала «Химия в школе». Вып. 2.
  6. Ахметов М. А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. – № 4. – С. 23-27.
  7. Ахметов М. А. От контекстных заданий к контекстным урокам // Химия в школе. – 2014. – № 4. – С. 24-27.
Аннотация:
В историческом аспекте рассматривается неразрывная связь системы образования, педагогической деятельности каждого учителя и того, каким будет наше общество, наша страна завтра.
Заголовок:

Ткань времени: переплетение химии и моды

Список литературы:
  1. Семечкина Е. В. Реставрация тканей. Крашение текстильных материалов. Методические рекомендации. — М.: ВХНРЦ, 1990.
  2. Burberry. History [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.burberryplc.com/en/company/history.html
  3. Seymour S. Fashionable Technology: The Intersection of Design, Fashion, Science, and Technology. — Springer Vienna Architecture, 2009.
  4. Производство химических волокон. Методические указания для студентов всех специальностей. Сост. О. Г. Циркина. — Иваново: Ивановская государственная текстильная академия, 2010.
  5. Chemistry of Garments: Synthetic (Man-made) Fibres [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wwwchem.uwimona.edu.jm/courses/CHEM2402/Textiles/Synthetic_Fibres.html
  6. Попова В. В. Инновационный текстиль. Принципы формообразования. Дисс. канд. исскуствоведения. — М., 2017.
  7. Назаров Ю. В., Попова В. В. Инновационный текстиль. Основные виды и области применения // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 10 (52) Часть 2 . — С. 172—174. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://research-journal.org/art/innovacionnyj-tekstil-osnovnye-vidy-i-oblasti-primeneniya/
  8. Zoran A. et al. (2015). Hybrid Craft: Showcase of Physical and Digital Integration of Design and Craft Skills. // Leonardo. — 2015. — № 48. — Pp. 384-399.
  9. Филатова Н. Какие материалы модная индустрия нашла в обычном мусоре // РБК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/green/5d666df59a79474797381da7
Аннотация:
В статье рассматривается роль химии в индустрии моды и текстильной промышленности. До конца XIX в. для изготовления одежды использовались натуральные ткани, химические процессы были важны в основном для окрашивания и конечной обработки волокна. В XX в. основное внимание разработчиков было направлено на получение искусственных и синтетических материалов. В настоящее время мир моды и дизайна с готовностью воспринимает научные инновации, создавая «умную» одежду и используя экологически обоснованные технологии производства.
Заголовок:

Проблемный диалог как способ открытия нового знания

Аннотация:
Предложен урок открытия нового знания в 8 классе по теме «Реакции замещения». Он сконструирован по технологии проблемного диалога, которая позволяет реализовать требования ФГОС.
Заголовок:

Развитие логического мышления при изучении углерода

Список литературы:
  1. Галеева А. Р., Мамедова Л. В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. – № 12. - С. 187-188. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=9037 (дата обращения: 01.01.2016)
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1990.
  3. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995.
  4. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. - М.: Флинта, Наука, 1998.
  5. Глинкина Г. В. Развитие у обучаемых читательской грамотности средствами способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин: учебно-методическое пособие. – Красноярск: ККИПК, 2018.
  6. Ковель М. И. Из опыта применения критериальной системы оценивания // Химия в школе. – 2020. - № 5. - С. 12-17.
  7. Ковель М. И., Глинкина Г. В. Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС на основе способа диалектического обучения: учебно-методическое пособие. - Красноярск: ККИПК, 2017.
  8. Ковель М. И., Глинкина Г. В. Способ диалектического обучения: использование на уроках критериальной системы оценивания предметных и метапредметных результатов: учебно-методическое пособие. - Красноярск: ККИПК, 2020.
Аннотация:
В статье рассматривается, каким образом на уроках можно формировать функциональную грамотность обучающихся. Приведены задания, способствующие развитию у них логического мышления при извлечении информации из текста.
Заголовок:

Изучение углеводородов с использованием учебных текстов

Список литературы:
  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия: учебник для студентов профессиональных учебных заведений. – М.: Академия, 2008.
  2. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2007.
  3. Пильникова Н. Н. Система заданий в курсе органической химии // Химия в школе. – 2018. - № 9. - С. 24-29.
Аннотация:
В статье приводится пример использования учебных текстов при изучении углеводородов. Такой приём может помочь изучению учебного материала на базовом уровне.
Заголовок:

Ресурсы МООК: интеграция в модель смешанного обучения

Список литературы:
  1. Садовничий В. А. Роль Московского университета в развитии химической науки и химического образования в России // Химия в школе. - 2019. - № 5. - С. 10-21.
  2. Пак М. С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И.Герцена, 2018.
  3. Росстат. 30.06.2020. Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2015-2017 гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации среднего профессионального образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
  4. Велиева Л. А. Дистанционная форма обучения: реалии сегодняшнего дня // Химия в школе. - 2020. - № 9. - С. 2-4.
  5. Нечитайлова Е. В. Дистанционное обучение: критерии отбора интернет-ресурсов // Химия в школе. - 2020. - № 10. - С. 2-4.
  6. Овсиенко Л. В. Участники съезда о преподавании химии в системе СПО // Химия в школе. - 2019. - № 5. - С. 55-57.
  7. Ахромушкина И. М., Валуева Т. Н. Предметные и метапредметные аспекты заданий химических олимпиад // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 50-56.
  8. Ахметов М. А. Внимание: ошибочные суждения в курсе химии // Химия в школе. - 2020. - № 1. - С. 10-14.
  9. Быстриков В. П., Аршанский Е. Я. Вопросы аналитической химии в заданиях олимпиады // Химия в школе. - 2020. - № 9. - С. 68-75.
Аннотация:
Рассмотрены возможности использования онлайн-курсов МООК и ресурсов различных сервисов в качестве дополнительных материалов в смешанном обучении. На примере медицинского колледжа показано, что предметные результаты, являющиеся «полем», на котором вырастают и развиваются метапредметные и личностные компетенции, возможно формировать за счёт познавательного интереса к актуальной научной информации, которая структурирована в мультимедийных контентах онлайн-курсов МООК.
Заголовок:

Использование кроссенсов на разных этапах урока

Список литературы:
  1. Андреюшкина Д. Д. Кроссенс-технология: развитие познавательной активности // Химия в школе. - 2020. - № 4. - С. 46-47.
  2. Вяткин Л. Г. Развитие творческих способностей учащихся // Актуальные проблемы развития личности учащегося. - Саратов: Изд-во СГУ, 1995.
  3. Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. -Ярославль: Академия развития, 1998.
  4. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Кроссворд и кроссенс как виды учебно-познавательных заданий по химической экологии // Химия в школе. -2019. - № 8. - С. 61-65.
  5. Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. - М., 2008.
Аннотация:
Применение технологии «кроссенс» позволяет реализовать деятельностный подход к обучению, развивать наглядно-образное мышление, креативность, коммуникативные навыки и критическое мышление обучающихся, формирует умение работать с информацией.
Заголовок:

Об особенностях изучения электрохимической коррозии

Список литературы:
  1. Жаров А. О., Толетова М. К., Борисов А. Н. К методике изучения темы «Коррозия металлов» с использованием исследовательских проектов // Химия в школе. – 2017. - № 8. - С. 55-60.
  2. Меньшиков В. В., Сутягин А. А., Лисун Н. М. Формирование УУД в рамках взаимодействия школы и вуза // Химия в школе. – 2017. - № 9. - С. 44-48.
  3. Новикова А. В. Коррозия металлов, или Медный всадник в опасности // Химия в школе. – 2019. - № 4. - С. 14-20.
  4. Конорович Л. А., Аршанский Е. Я. Экспедиция в царство Рыжей королевы // Химия в школе. – 2020. - № 10. - С. 26-33.
  5. Dexter S. C., LaFontaine J. P. Effect of natural marine biofilms on galvanic corrosion // Corrosion Journal. - 1998. - 54(11). - Р. 851-859.
  6. Мальцева Г. Н. Коррозия и защита оборудования от коррозии: учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2000.
  7. Пак М. С. Алгоритмика при изучении химии. – M.: Владос, 2000.
  8. Шульчус А. Трудности при изучении темы «Гидролиз солей» // Химия в школе. - 2013. - № 7. - С. 42-45.
  9. Семёнова И. В., Флорианович Г. М., Хорошилов А. В. Коррозия и защита от коррозии. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010.
Аннотация:
В школах для определения более активного металла обычно используется ряд активности, в котором металлы расположены по численным значениям стандартных потенциалов. Но на активность (потенциал) металлов оказывает влияние коррозионная среда (кислотность, концентрация кислорода, загрязнения) и образующаяся на поверхности металлов плёнка продуктов коррозии. Поэтому в случае коррозии более полезен гальванический ряд металлов, в котором расположение металлов определяется опытным путем в нейтральных средах. В статье также представлен пошаговый алгоритм выполнения заданий по теме «Коррозия металлов». Его использование способствует усвоению знаний и формированию умений учеников при изучении коррозии металлов.
Заголовок:

Из опыта развития критического мышления

Список литературы:
  1. Латыпова Э. Ф. Приёмы развития логического мышления // Химия в школе. - 2018. - № 10. - С. 24-27.
  2. Селезова Е. В. Развитие критического мышления: метод шестиугольного обучения // Химия в школе. - 2020. - № 5. - С. 6-12.
  3. Трошина Г. В. Из опыта использования технологии развития критического мышления// Химия в школе. - 2017. - № 5. - С. 23-28.
  4. Халикова Ф. Д. Технология развития критического мышления на уроке-исследовании // Химия в школе. - 2020. - № 4. - С. 18-24
Аннотация:
Автор рассматривает, как применение технологии критического мышления на уроках химии в 8-11 классах способствует эффективному взаимодействию обучающихся на уроке, успешному усвоению учебного материала, постоянному повышению качества образования.
Заголовок:

«В горах моё сердце…»

Аннотация:
Автор рассказывает об открытии и применении нитроглицерина в качестве взрывчатого вещества, а также как лекарственного средства при нарушениях функций сердца.
Заголовок:

Диагностическая работа по теме «Предельные углеводороды: алканы и циклоалканы»

Список литературы:
  1. Ковылина Н. С. Система работы учителя по подготовке к экзамену // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 35-38.
  2. Добротин Д. Ю. Современное состояние и тенденции развития КИМ ЕГЭ по химии // Химия в школе. – 2020. - № 8. - С. 11-19.
  3. Асанова Л. И., Богданович Т. Н., Вережникова О. Н. Химия. 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития, 2011.
  4. Химия. ЕГЭ-2020. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2020.
Аннотация:
Предложены три варианта проверочной (диагностической) работы по теме «Предельные углеводороды: алканы и циклоалканы» в формате ЕГЭ.»
Заголовок:

Подготовка к олимпиадам по теме «Химическая кинетика»

Список литературы:
  1. Кемпбелл Дж. Ар. Современная общая химия: в 3 томах. Т. 1. — М.: Мир, 1975.
  2. Медведев Ю. Н. Скорость и механизмы химических реакций // Химия в школе. — 2010. — № 6. — C. 57-64; № 7. — C. 44-48
  3. Медведев Ю. Н. Зависимость скорости реакций от температуры // Химия в школе. — 2010. — № 8. — C. 49-54.
  4. Паничев С. А., Хритохин Н. А., Паничева Л. П. Общая химия: учеб. пособие для студ., обуч. по хим. и нехим. спец. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001.
  5. Угай Я. А. Общая и неорганическая химия: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Химия». — М.: Высшая школа, 2002.
Аннотация:
Проведено обсуждение проблемных аспектов формальной и теоретической кинетики, сделаны необходимые уточнения. На примерах рассмотрены возможные неточности в применении понятийного аппарата. Даны конкретные рекомендации к обработке концентрационных и температурных зависимостей скорости реакции.
Заголовок:

Химик-бот: виртуальный помощник в подготовке к ЕГЭ

Список литературы:
  1. Выпряжкина И. Б., Головецкий Н. Я., Немков Д. Е. Применение теории поколений для повышения эффективности коммуникаций между преподавателем поколения X и обучающимися-миллениалами // Вестник Евразийской науки. — 2019. — № 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://esj.today/PDF/42ECVN219.pdf
  2. Малыгина Л. Е. Чат-боты и искусственный интеллект: перспективы развития телевизионного промодискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. — 2018. — № 4 (32). —С. 47-54.
  3. Кузнецов В. В. Перспективы развития и использования чат-ботов в образовании // Успехи современной науки. — 2016. — Т. 8. — № 12. — С. 16–19.
  4. Garcia Brustenga G., Fuertes-Alpiste M., Molas-Castells N. Briefing paper: chatbots in education. — Barcelona: eLearn Center. Universitat Oberta de Catalunya, 2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://openaccess.uoc.edu/webapps/o2/bitstream/10609/80185.
Аннотация:
Статья посвящена образовательному чат-боту по химии, который создан для дополнительных занятий и подготовки к ЕГЭ по химии в онлайн-режиме. Описан «Турнир трёх химиков», проводимый с помощью Химика-бота.
Заголовок:

Место работы: Гимназия № 37

Список литературы:
  1. Бахир В. М. и др.  Химический состав и функциональные свойства хлорсодержащих дезинфицирующих растворов // Вестник новых медицинских технологий. — 2003. — № 4. — C. 41-49.
  2. Фурман А. А. Хлорсодержащие окислительно-отбеливающие и дезинфицирующие вещества. — М: Химия, 1976.
  3. Жилин Д. М. Демонстрационный эксперимент с AFSТМ. Химия. Методическое пособие для учителя. — М., 2011.
  4. ГОСТ Р 57568-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Натрия гипохлорит раствор водный. Технические условия. Sodium hypochlorite aqueous solution. Specifications. Дата введения 2018-02-01.
  5. ГОСТ Р 51696-2000. Товары бытовой химии. Общие технические требования (с Изменением № 1). Дата введения 2002-01-01.
Аннотация:
В статье описывается пример проектной работы по изучению качества дезинфицирующих средств на основе гипохлорита натрия как способа формирования естественно-научной грамотности.
Заголовок:

Дидактическая игра «Битва элементов»

Список литературы:
  1. Ахметов М. А. Выбор методов обучения: от теории к практике // Химия в школе. — 2010. — № 9. — С. 25-28.
  2. Иванова Т. Н. Межшкольный турнир «К 150-летию Периодической системы Д. И. Менделеева» // Химия в школе. — 2019. — № 6. — С. 63-67.
  3. Филинова И. П. Квест-игра «Парад химических элементов» // Химия в школе. — № 7. — С. 70-73.
  4. Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2003.
Аннотация:
Предложена методика проведения урока обобщения и актуализации знаний по курсу химии 8 класса в формате дидактической игры.
Заголовок:

Домашний эксперимент по теме «Соединения углерода»

Список литературы:
  1. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями от 11 февраля 2020 г.).
  2. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе (Библиотека учителя химии). — М., Просвещение, 1987.
  3. Балаев И. И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1977.
  4. Исаев Д. И. Об использовании домашнего эксперимента // Химия в школе. — 2009. — № 9. — С. 59-62.
  5. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. — М.: Дрофа, 2019.
Аннотация:
В статье обобщён опыт организации домашнего химического эксперимента по теме «Углерод и его соединения». Приведена инструктивная карта для выполнения химического эксперимента. Описаны опыты, доступные для реализации в домашних условиях.
Заголовок:

Качественное определение алкалоидов в растительном сырье

Список литературы:
  1. Анцупова Т. П., Ендонова Г. Б. Методы анализа биологически активных веществ. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007.
  2. Племенков В. В. Введение в химию природных соединений. — Казань, 2001.
  3. Абдрахимова Й. Р. Вторичные метаболиты растений: физиологические и биохимические аспекты. Часть 2. Алкалоиды. — Казань: Каз. гос. ун-т, 2009.
  4. Кудряшов А. П., Кирштейнер О. А., Бондарук О. Д. Выделение и очистка алкалоидов из Nicotiana tabacum и Chelidonium majus // Труды БГУ. — Минск, 2011. — Т. 6. — Часть 2. — С. 87–92.
  5. Коренская И. М., Ивановская Н. П. Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие алкалоиды. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2006.
  6. Коренская И. М. и др. Фитохимический анализ и стандартизация лекарственного растительного сырья. — Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017.
  7. Неницеску К. Д. Органическая химия. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. — С. 953–976.
  8. Государственная фармакопея СССР. — М.: Медицина, 1990.
  9. Мелентьева Г. А., Антонова Л. А. Фармацевтическая химия. — М.: Медицина, 1985. — С. 332–335.
  10. Швайкова М. Д. Токсикологическая химия. — М.: Медицина, 1975. — С. 166.
Аннотация:
В статье приводятся данные об алкалоидах как физиологически активных соединениях. Рассмотрены методики подготовки образцов для проведения анализа, способы приготовления реактивов и вариант проведения исследования. Предлагаются объекты для проведения качественных реакций на наличие алкалоидов в растительном сырье.
Заголовок:

Дети Отечества о нём пожалеют

Список литературы:
  1. Ламанский В. И. Михаил Васильевич Ломоносов. Биографический очерк. - СПб., 1893.
  2. Сухомлинов М. И. История Российской Академии. - СПб., 1885. - Вып. 7.
  3. Севергин В. М. Слово похвальное… - СПб., 1805.
  4. Порошин С. А. Записки, служащие к истории Его Императорского Высочества Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича. - СПб., 1881.
  5. Сичкарёв Л. И. Надгробная песнь в бозе вечно почившему учёному российскому мужу Михайле Васильевичу Ломоносову. - СПб., 1765.
Аннотация:
В преддверии празднования 310 годовщины со дня рождения М. В. Ломоносова автор приводит свидетельства того, что уже при жизни учёного его значимость была очевидна современникам. Приведён также полный текст поэмы «Надгробная песнь в бозе вечно почившему учёному российскому мужу Михайле Васильевичу Ломоносову».
Title:

The Future is in Our Hands

Summary:
In the historical aspect, the inseparable connection of the education system, the pedagogical activity of each teacher and the future of our country is considered.
Title:

The Fabric of Time: Interweaving Chemistry and Fashion

Summary:
The role of chemistry in the fashion and textile industries is discussed. Up to the the end of the XIX century natural fabrics were used to make clothing, chemical processes were used for dyeing and final processing of fiber. In the XX century the efforts of scientists were aimed at making artificial and synthetic materials. At present, the world of fashion and design is inspired by scientific innovations, creating smart clothes and using environmentally sound technologies.
Title:

Problem Dialogue Technology: a Lesson of Discovering New Knowledge

Summary:
A lesson of discovering new knowledge on the topic “Displacement reactions” (8th grade) is offered. It is designed using the technology of problem dialogue, which allows the teacher to implement the requirements of the Federal State Standard.
Title:

Developing Logical Thinking in Studying Carbon

Summary:
In the article, the author examines the ways of forming functional literacy in the lessons of chemistry. The author provides a set of tasks which contribute to the development of students’ logical thinking when extracting the necessary information from the text.
Title:

Studying Hydrocarbons with the Use of Educational Texts

Summary:
The article provides an example using educational texts in studying the theme “Hydrocarbons”. This technique can help students learn the material at a basic level.
Title:

MOOC Resources: Integration into a Blended Learning Model

Summary:
The potential of using online MOOC courses and resources of various services as additional materials in blended learning are considered. Using the example of a medical college, it is shown that subject results, which are essential for developing meta-subject and personal competencies, can be formed with the help of students’ cognitive interest based on structured and relevant scientific information of the MOOC multimedia content.
Title:

Using Crossenses at Different Stages of a Lesson

Summary:
The “crossens” technology is a tool of implementing an activity-based approach to learning, developing visual and imaginative thinking, creativity, communication skills and critical thinking of students, and forming the ability to work with information.
Title:

On the Features of Studying Electrochemical Corrosion

Summary:
In schools, to determine the more active metal, a metal activity series is usually considered, in which metals are arranged according to the numerical values of their standard potentials. But the activity (potential) of a metal is influenced by the corrosive environment (acidity, oxygen concentration, pollution) and the film of corrosion products formed on the surface of metals. Therefore, in case of corrosion, we should discuss a galvanic series of metals, in which the location of metals is determined experimentally in neutral environments. The article presents a step-by-step algorithm for studying the topic “Metal corrosion” which contributes to an effective assimilation of knowledge and formation of students’ skills.
Title:

From the Experience of Developing Critical Thinking

Summary:
The author examines how the application of the critical thinking technology in chemistry lessons in Grades 8-11 contributes to the effective cooperation of students, the successful assimilation of educational material and the constant improvement of the quality of education.
Title:

«My Heart’s in the Highlands…»

Summary:
The author describes the discovery and use of nitroglycerin as an explosive, as well as a drug for treating heart disorders.
Title:

Diagnostic Work on “Saturated Hydrocarbons: Alkanes and Cycloalkanes”

Summary:
Three variants of the test / diagnostic work on the topic “Saturated hydrocarbons: alkanes and cycloalkanes” in the USE format are suggested.
Title:

Preparation for the Olympiads on the Topic “Chemical Kinetics”

Summary:
Problematic aspects of formal and theoretical kinetics are discussed, the necessary clarifications are made. Using examples, possible inaccuracies in the application of the conceptual apparatus are considered. Specific recommendations are given for the treatment of concentration and temperature dependencies of reaction rate.
Title:

Chemist-bot: Virtual Assistant in Preparation for the Exam

Summary:
The article is devoted to an educational chatbot in chemistry, which is designed for additional classes and preparation for the Unified State Exam in chemistry in the online mode. The “Tournament of three chemists” held with the use of Chemist-bot is described.
Title:

Project Activities as a Way to Develop Natural Science Literacy

Summary:
The article describes an example of students’ project activity aimed at studying the quality of disinfectants containing sodium hypochlorite. Students’ project activity is an effective instrument of forming natural-science literacy.
Title:

Didactic Game «Battle of Elements»

Summary:
A lesson of generalization and updating of knowledge on the course of chemistry of the 8th grade in the format of a didactic game is described.
Title:

Home Experiment on the Topic “Carbon Compounds”

Summary:
The article summarizes the experience of organizing a home chemical experiment on the topic “Carbon and its compounds”. An instructional map for performing a chemical experiment is provided.
Title:

Qualitative Determination of Alkaloids in Plant Raw Materials

Summary:
The article provides data on alkaloids as physiologically active compounds. Techniques for the preparation of analytical samples are considered, methods of preparing reagents and conducting research are described. Objects for conducting qualitative reactions to identify alkaloids in plant raw materials are suggested.
Title:

The children of the Fatherland will regret him

Summary:
On the eve of the celebration of the 310th anniversary of the birth of M. V. Lomonosov, the author gives evidence that even during his lifetime Lomonosov’s scientific authority was obvious to his contemporaries.
Связаться с нами