Заголовок:
Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент
Список литературы:
- Covid 19 Impact on Education // UNESCO, 2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse
- Sahin I., Shelley M. Educational Practices during the COVID-19 Viral Outbreak: International Perspectives. — ISTES Organization, 2020. — 270 p.
- Van Deursen A. J. A. M., Helsper L. J. Collateral benefits of Internet use: Explaining the diverse outcomes of engaging with the Internet // New Media & Society. 2017.
- Children & Young People’s Mental Health in the Digital Age // OECD (2018). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org/els/health-systems/Children-and-Young-People-Mental-Health-in-the-Digital-Age.pdf
- Louis-Jean J., Cenat K. Beyond the Face-to-Face Learning: A Contextual Analysis. Pedagogical Research. — 2020. — № 5(4). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.29333/pr/8466
- Pence H. P. How Should Chemistry Educators Respond to the Next Generation of Technology Change? // Educ. Scie. — 2020. — № 10 (2): 34. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mdpi.com/2227-7102/10/2/34
- Afify M. K. Effect of Interactive Video Length within E-learning Environments on Cognitive Load, Cognitive Achievement and Retention of Learning // Turkish Online Journal of Distance Education. — 2020. — Vol. 21 (4). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dergipark.org.tr/tr/pub/tojde/issue/57047/803360
- Hooft Graafland J. H. New technologies and 21st century children: Recent trends and outcomes. OECD Education Working Papers, 179. — Paris: OECD Publishing, 2018.
- Rugai R., Hamiliton-Ekeke J. T. A Review of Digital Addiction: A Call for Safety Education. Journal of Education and e-Learning Research. — 2016. — № 3(1). — Pp. 17-22.
Аннотация:
Представлен подробный анализ зарубежных публикаций по проблемам современной школы, проявившимся в период глобального перехода на онлайн обучение в период пандемии. Приводятся данные о влиянии онлайн обучения на здоровье и достижения школьников. Даны рекомендации по эффективной организации дистанционного обучения химии.
Ключевые слова:
рекомендации для дистанционного обучения химии, влияние дистанционного обучения на здоровье и достижения учащихся.
Заголовок:
Поликарбонаты: свойства, производство и применение
Список литературы:
- Смирнова О. В., Ерофеева С. Б. Поликарбонаты. — М.: Химия, 1975.
- Поликарбонат: характеристики, свойства и применение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://polimerinfo.net/polikarbonat/
- ПАО «Казаньоргсинтез» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kazanorgsintez.ru/
- Минигулов Ф. Г. и др. Некоторые особенности экологически безопасной «бесфосгенной» технологии производства поликарбонатов // Пластические массы. — 2020. — № 5-6. — С. 45-47.
- Поликарбонат в пищевой промышленности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://polycarbonate.kiev.ua/article-polycarbonate-food-industry.html
- Вреден ли поликарбонат для здоровья? Читайте мнение специалистов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://moypolikarbonat.ru/vreden-li-polikarbonat-dlya-zdorovya-chitayte-mnenie-spetsialistov/
- PC или PET бутыль: что лучше? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vodabriz.ru/news/pc_ili_pet_butyl_chto_luchshe/
Аннотация:
В статье рассмотрены современная технология производства поликарбонатов на заводе «Казаньоргсинтез», эксплуатационные и технические характеристики, области применения промышленных видов полимера, методы переработки отходов.
Ключевые слова:
поликарбонаты, свойства, применение, переработка отходов, защитные экраны.
Заголовок:
Организация урока-исследования по изучению кислот
Список литературы:
- Валуева Т. Н., Ахромушкина И. М. Теория и методика обучения химии: методическое пособие: в 3 ч. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – Ч. 1. – С. 47.
- Неводчикова М. П. Урок-исследование по теме «Химические реакции и условия их протекания» // Химия в школе. – 2020. - № 5. - С. 21-26.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Экспериментальная химия. Решение экспериментальных задач по неорганической химии: курс по выбору: учебное пособие для 8–11 классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2018.
Аннотация:
В данной статье рассматривается урок-исследование по изучению состава и свойств кислот, направленный на формирование исследовательских умений учащихся при выполнении творческих и исследовательских заданий.
Ключевые слова:
урок-исследование, состав кислот, классификация кислот, химические свойства кислот, индикаторы.
Заголовок:
Дистанционное обучение: лекция для девятиклассников
Список литературы:
- Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганиче-ских веществ: учеб. пособие для вузов. – М.: Химия, 2000.
- Литвинова Т. Н., Мельникова Е. Д., Соловьёва М. В., Ажипа Л. Т., Выскубова Н. К. Химия в задачах для поступающих в вузы. – М.: Оникс: Мир и образование, 2009.
- Нечитайлова Е. В. Дистанционное обучение: критерии отбора интернет-ресурсов // Химия в школе. – 2020. - № 10. - С. 2-4.
Аннотация:
Предложен текст лекции для 9 химико-биологического класса. В период дистанционного обучения учащиеся получили его по электронной почте. Кроме того, для школьников были выложены в Интернете видеоролики двух экспериментов.
Ключевые слова:
кремний, соединения кремния, дистанционное обучение.
Заголовок:
Из опыта изучения алюминия и его свойств
Аннотация:
Предложена разработка урока, на котором формируется представление об алюминии и его свойствах. Подобраны задания, развивающие умения сопоставлять, анализировать, устанавливать взаимосвязь общего и частного, работать с различными источниками информации. Применяются компьютерные технологии, химический эксперимент.
Ключевые слова:
алюминий, интерактивная доска, компьютерные технологии в образовании.
Заголовок:
Наш подход к изучению темы «Аммиак»
Список литературы:
- Васильева В. В. О способах повышения познавательной активности обучающихся // Химия в школе – 2018. - № 2. - С. 2-4.
- Лунькина В. А. Урок-исследование по теме «Аммиак» // Химия в школе – 2018. - № 7. - С. 23-28.
Аннотация:
Предложен урок изучения нового материала, который сочетает элементы традиционного урока и современные компьютерные технологии. На уроке созданы условия, стимулирующие познавательную активность учащихся.
Ключевые слова:
современный урок, образовательная активность учащихся, аммиак.
Заголовок:
К изучению щелочных металлов
Аннотация:
Предлагается методическая разработка урока по теме «Щелочные металлы» (9 класс). Урок разработан в рамках способа диалектического обучения.
Ключевые слова:
способ диалектического обучения, выделение существенных и несущественных признаков, сравнение, классификация, речевое высказывание в устной и письменной формах, познавательная цель, причина и следствие, общее и частное.
Заголовок:
Дидактические карточки по неорганической химии
Аннотация:
Предложена дидактическая карточка для учащихся 8-9 классов, предназначенная для использования при изучении всех тем курса химии основной школы. Её можно использовать для активизации познавательной деятельности, организации самостоятельной работы школьников, а также в процессе изложения нового материала или во время закрепления и проверки знаний.
Ключевые слова:
химия, дидактические карточки, неорганическая химия.
Заголовок:
Урок по теме «Аморфные и кристаллические вещества»
Аннотация:
Предложена разработка урока открытия нового знания, на котором формируется умение учащихся получать знания о строении веществ различными способами.
Ключевые слова:
кристаллические вещества, аморфные вещества, кристаллическая решётка, алмаз.
Заголовок:
Секреты составления уравнений ОВР
Список литературы:
- Ахметов М. А., Мусенова Э. А. Визуальный подход к определению степени окисления // Химия в школе. – 2008. – № 5. – С. 31-34.
- Ахметов М. А. Стратегии успешного изучения химии в школе. — М.: Дрофа, 2010.
- Колчанова Л. В., Буржинская Т. Г. Прогнозирование продуктов ОВР // Химия в школе. – 2020. - № 1. - С. 48-54.
- Сидоренко Н. Н. Учим составлять уравнения ОВР // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 26-30.
Аннотация:
Данная статья адресована тем, кто уже научился подбирать коэффициенты, но в некоторых случаях ещё испытывает затруднения. В статье мы не будем системно рассматривать реагенты и продукты ОВР, мы рассмотрим отдельные приёмы составления уравнений ОВР, большую часть из которых вы не найдёте в учебных пособиях, но которые помогут вам достичь значительного прогресса в данном вопросе.
Ключевые слова:
уравнения окислительно-восстановительных реакций, ключевые коэффициенты, двойственная функция, правило наибольшего индекса, метод электронного баланса.
Заголовок:
Контекстные задачи с экологическим содержанием и региональным компонентом
Список литературы:
- Полякова Н. В., Косинова В. В., Татарникова А. С. Использование методов экологических проектов в современном образовательном процессе в школе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2019. - № 4(285). – С. 36-42. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41723725
- Банару А. М., Григорьев А. Н. Контекстная задача: что важно учитывать при покупке лекарств // Химия в школе. – 2021. - № 3. – С. 35-40.
- Бохан В. В. Контекстные задачи как способ формирования химических компетенций // Химия в школе. – 2020. - № 9. - С. 43-48.
- Перевозчикова Н. В. Из опыта формирования естественно-научной грамотности // // Химия в школе. – 2020. - № 9. - С. 40-43.
- Хомякова И. Н. Использование ситуационных задач для достижения метапредметных результатов // Химия в школе. - 2019. - № 9. - С. 32-34.
- Данильчук В. И., Донскова Е. В., Клеветова Т. В. Контекстные экспериментальные задачи по физике как средство формирования компетенций учащихся // Наука и школа. – 2013. – № 2. – С. 99-104. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19030226
Аннотация:
В статье приводятся примеры контекстных задач по химии с экологическим содержанием, связанным с особенностями развития Оренбургского региона, а также рассмотрены методические аспекты их применения. Использование данных задач позволит обучающимся выбрать правильные стратегии поведения в социокультурной среде, направленные на решение экологических проблем.
Ключевые слова:
контекстные задачи, экологическое образование, региональный компонент в образовании.
Заголовок:
Обучаем решению расчётных задач
Список литературы:
- Колчанова Л. В. К методике решения расчётных задач // Химия в школе. – 2020. - № 10. - С. 39-43.
- Амосова А. Н. К методике обучения решению расчётных задач // Химия в школе. – 2019. - № 7. - С. 28-29.
- Хисамиева Н. М. Проектная деятельность на уроке по теме «Растворы» // Химия в школе. – 2019. - № 9. - С. 19-21.
Аннотация:
На заключительном этапе отработки умения решать задачи определённого типа полезно предложить учащимся самостоятельно составить задачу данного типа. Выполнение подобных заданий можно рассматривать как проектную деятельность школьников.
Ключевые слова:
расчётные задачи, алгоритмы составления задач.
Заголовок:
Тестовые задания по теме «Изомерия органических соединений»
Аннотация:
Предложены обобщающие тестовые задания, которые целесообразно использовать после завершения изучения курса органической химии.
Ключевые слова:
тестовые задания, изомерия.
Заголовок:
Внеурочная работа по химии: мотивация учащихся
Список литературы:
- Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 54-58.
- Исаев Д. С. Учебная книга по химии: пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. А. Е. Соболева. — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2015.
- Исаев Д. С. Об организации практикумов исследовательского характера // Химия в школе. — 2001. — № 9. — С. 53-58.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53-58.
- Исаев Д. С. Об использовании домашнего эксперимента в 8-11-м классах // Химия в школе. — 2009. — № 9. — С. 56-61.
- Исаев Д. С. Об организации научно-исследовательской работы учащихся // Химия в школе. — 2002. — № 10. — С. 68-71.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. Конкурс олимпиадных заданий «Оригинальная задача» // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 63-67.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. Конкурс дидактических игр «Химическая игротека» // Химия в школе. — 2018. — № 8. — С. 46-51.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. Региональная олимпиада «Химоня»: формирование познавательного интереса // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 50-55.
- Трейси Б. Мотивация. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 50-55.
Аннотация:
В статье отметка по учебному предмету «Химия» рассматривается как один из мотиваторов обучающихся. Предложено 20 способов получить заслуженную «пятёрку» по химии, которые предлагаются учащимся на внеурочных занятиях по предмету. Кроме того, представлены 18 принципов мотивации, которые успешно апробированы в образовательной практике в рамках курса внеурочной деятельности школьников «Химия для любознательных».
Ключевые слова:
внеурочная работа по химии, мотивация к изучению химии, курс внеурочной деятельности «Химия для любознательных», принципы мотивации Б. Трейси.
Заголовок:
Исторический аспект учебно-исследовательских работ по химии
Список литературы:
- Баранова Е. В., Зайкин М. И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью // Математика в школе. — 2004. — № 2. — С. 7-10.
- Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы. — М.: Сентябрь, 2002.
- Богомолова А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся // Биология в школе. — 2006. — № 5. — С. 35-38.
- Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика // Управление школой: Первое сентября. — 2006. — № 20. — С. 33-36.
- Кунаева А. П. История химии на карте Санкт-Петербурга // Химия в школе. — 2017. — № 10. — С. 57-59.
Аннотация:
В статье представлен опыт по исследовательской деятельности учащихся. Под нашим руководством в течение последних нескольких лет были выполнены учебные исследовательские работы, включающие интеграцию краеведения, истории и культуры Санкт-Петербурга с химией.
Ключевые слова:
исследовательская деятельность учащихся, экология, история и культура Санкт-Петербурга.
Заголовок:
Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности
Список литературы:
- Регуш Л. А., Ермилова Е. Е. Профессиональный выбор выпускников бакалавриата как решение прогностической задачи // Образование и наука. — 2017. — № 8. — С. 75-79.
- Ефимова Г. З. Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект // Вестник евразийской науки, 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: // cyberleninka.ru/article/n/dinamika-prestizha-pedagogicheskoy-professii-v-rossii-i-mire-ekonomicheskiy-aspekt
- Регуш Л. А., Орлова А. В. Динамика психологических характеристик профессионализации у бакалавров образования и специалистов // Психологические проблемы образования и воспитания в современной России: материалы конференции психологов образования Сибири. — Иркутск: ИГУ, 2016. — С. 205-210.
Аннотация:
В статье рассматривается роль исследовательской деятельности как метода мотивации к обучению в вузе педагогической направленности. Авторами детально изучен вопрос профессионального самоопределения учащихся при помощи исследовательской деятельности.
Ключевые слова:
химия, профориентация, исследовательская деятельность, длительная устойчивость готовности.
Заголовок:
Формирование основ здорового образа жизни при реализации проектов
Список литературы:
- Гусева С. А. Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eduherald.ru/pdf/2018/6/19287.pdf
- Баланова. Ю. А. и др. Распространённость курения в России. Что изменилось за 20 лет? // Профилактическая медицина. — 2015. — № 6. — С. 47-52.
- Европа без табака // Материалы 47-й сессии Европейского регионального комитета. — Стамбул.1997.
- Османов Э. М., Дутов С. Ю. Курение и его профилактика в школе // Вестник ТГУ. — 2009. — Т. 14. — Вып. 2. — С. 449-452.
- Гуревич К. Г. и др. Определение мотивации курения и выявление риска развития пристрастия к табаку у школьников // Социология медицины. — 2009. — № 1. — С. 162-165.
- Трескина О. В., Кукушина М. В. Отношение школьников к курению // Проблемы развития территории. — 2009. — Т. 47. — Вып. 1. — С.70-77.
- Корчевский А. А., Глущенко П. И., Маркина А. А. Химия электронных сигарет // Химия в школе. — 2018. — № 9. — С. 52-55.
- Бондаревич Е. А., Лагутенко М. Р. Токсичные элементы в табачных изделиях // Химия в школе. — 2021. — № 2. — С. 51–57.
- Шмуклер Е. Г. Химический состав табачного дыма как фактор жизнедеятельности человеческого организма // Химия. Первое сентября. — 2009. — № 2. — С. 29–37.
Аннотация:
Данная работа посвящена формированию представлений о здоровом образе жизни у обучающихся с использованием проектной деятельности. Описан проект, целью которого было доказать, что курение является сильнейшим фактором, разрушающим здоровье человека.
Ключевые слова:
образовательное пространство, проектная деятельность, здоровый образ жизни.
Заголовок:
От занимательных опытов к познавательному эксперименту
Список литературы:
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. Химия: вводный курс. 7 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2020.
- Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2018.
- Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Введение в естественно-научные предметы: 5-6 классы: учебник. — М.: Дрофа, 2019.
- Шакирова Н. С. Система методической работы по химии с учащимися 5-7 классов на базе музея: дис. … канд. пед. наук. — М., МПГУ, 2013.
- Lück G. Handbuch der naturwissenschaftlichen Bildung. Theorie und Praxis für die Arbeit in Kindertageseinrichtungen. — Freiburg. Basel. Wien: Herder, 2012.
- Носов Н. Н. Фантазёры. Рассказы. — М.: Детская литература, 1977. — С. 43-57.
Аннотация:
В статье на основе многолетнего опыта преподавания приводятся примеры использования лабораторных и демонстрационных опытов в обучении химии учеников с первого по девятый классы частной школы, а также описания практических занятий самой разной направленности.
Ключевые слова:
практические занятия, лабораторные и демонстрационные опыты по химии, непрерывность и преемственность изучения химии (пропедевтический и систематический этапы), преподавание химии в частной школе.
Заголовок:
Интегрированное практическое занятие «Клетка Траубе»
Список литературы:
- Панькинa В. В., Ляпин О. А., Алямкина Е. А. Интегрированный урок химии и биологии // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 33-36.
- Балезин С. А. Практикум по физической и коллоидной химии. — М., Просвещение,1964.
- Болдырев А. И. Демонстрационные опыты по физической и коллоидной химии. — М., Высшая школа, 1976.
- Добычин Д. П., Каданер Л. И. Физическая и коллоидная химия. — М., Просвещение, 1986.
- Белова Е. В. и др. Общая химия. Учебное пособие. — М., МГМСУ, 2007.
- Полянский Ю. И. и др. Общая биология. — М., Просвещение, 1985.
Аннотация:
Вниманию учителей предлагается несколько видоизмененный вариант опыта «искусственная клетка» Траубе. Наблюдаемые явления рассматриваются в химическом, биологическом и физическом аспектах.
Ключевые слова:
интегрированное занятие, клетка Траубе, осмос, тургор.
Заголовок:
Периодический закон: хронология открытияПодробно рассмотрена хронология открытия Д. И. Менделеевым периодической таблицы и периодического закона, уточнены даты открытий.
Список литературы:
- Менделеев Д. И. Соотношение свойств с атомным весом элементов // Журнал Русского Химического Общества. — 1869. — Т. 1. — Вып. 2-3. — С. 60-77
- Менделеев Д. И. Основы химии Д. Менделеева, профессора И. Спб. Университета. Часть первая, с 151-м политипажем. — С.-Петербург 1869. — С. 346.
- Менделеев Д. И. К истории Периодического закона. В кн. Менделеев Д. И. Избранные сочинения. Т. II. — Л., ОНТИ-Госхимтехиздат Ленинградское отделение, 1934. — С. 287.
- Менделеев Д. И. Естественная система элементов и применение её к указанию свойств неоткрытых элементов // Журнал Русского Химического Общества. — 1871. — Т. III. — Вып. 2. — С. 25–56.
- Выписка из протокола заседания Русского Химического Общества 3-го декабря 1870 г. // Журнал Русского Химического Общества. — 1871. — Т. III. — Вып. 1. — С. 7.
- Менделеев Д. И. Основы химии Д. Менделеева, профессора И. Спб. Университета. Часть вторая, с 28-ю политипажами. — С.-Петербург, 1871.
- Менделеев Д. И. Основы химии // 100 Великих книг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://info.wikireading.ru/91074
- Менделеев Д. И. Периодическая законность химических элементов // В сб. сборнике Менделеев Д. И. Новые материалы по истории открытия периодического закона. — М.-Л., изд. АН СССР, 1950.
- Mendelejeff D. Die Periodiche Gesetzmäfsigkeit der Chemichen Elemente // Annalen der Chemie und Pharmacie», VIII. Sapplemet bandesII Heft, 1872.
- Вольфкович С. И. Сто лет периодического закона химических элементов. — М.: Наука, 1969.
Аннотация:
Подробно рассмотрена хронология открытия Д. И. Менделеевым периодической таблицы и периодического закона, уточнены даты открытий.
Ключевые слова:
периодический закон, Д. И. Менделеев, история химии.