Заголовок:
Шесть признаков учителя года, или Как супергерои решали уравнения с параметром
Аннотация:
Члены жюри рассказывают о финале Всероссийского конкурса «Учитель года», который прошёл в январе 2021 г. в Волгограде.
Ключевые слова:
конкурс «Учитель года России», конкурсные испытания.
Заголовок:
О необычных веществах на планетах Солнечной системы
Список литературы:
- Stofan E. R., Elachi C. et al. The lakes of Titan // Nature. — 2007. — V. 445. — № 1. — P. 61–64.
- Dermott S. F., Sagan C. Tidal effects of disconnected hydrocarbon seas on Titan // Nature. — 1995. — V. 374. — № 6519. — P. 238–240.
- Cordier D. et al. The hydrocarbon lakes of Titan: uncertainties on their chemical composition // EPSC Abstracts. — 2011. — P. 595.
- Fernelius W. C. An ammonia world // Journal of Chemical Education. — 1931. — V. 8. — № 1. — P. 55–62.
- Buttersack T., Mason P. E., McMullen R. S. Photoelectron spectra of alkali metal–ammonia microjets: From blue electrolyte to bronze metal // Science. — 2020. — V. 368. — № 6495. — P. 1086–1091.
- Loeffler M. J., Hudsona R. L. Coloring Jupiter’s clouds: Radiolysis of ammonium hydrosulfide (NH4SH) // Icarus. — 2018. — V. 302. — P. 418–425.
- Dubois P., Lelieur J. P., Lepoutre G. Chemical species in solutions of sulfur in liquid ammonia // Journal of the Inorganic Chemystry. — 1987. — V. 26. – № 12. — P. 1897–1902.
- Zhou M., Chen M. Reactions of silicon dioxide with ammonia molecules: formation and characterization of the SiO2–NH3 complex and the H2NSiOOH molecule // Chemical Physics Letters. — 2001. — V. 349. — № 1-2. — P. 64–70.
- Palasyuk T., Troyan I., Eremets M. Ammonia as a case study for the spontaneous ionization of a simple hydrogen-bonded compound // National Communication. — 2014. — V. 5. — P. 3460.
- Cavazzoni C., Chiarotti G. L., Scandolo S. Superionic and metallic states of water and ammonia at giant planet conditions // Science. — 1999. — V. 283. — № 5398. — P. 44–46.
- Song X., Yin K., Wang Y. Exotic Hydrogen Bonding in Compressed Ammonia Hydrides // The Journal of Physical Chemistry Letters. — 2019. — V. 10. — P. 2761−2766.
- Qian G.-R. et al. Diverse Chemistry of Stable Hydronitrogens, and Implications for Planetary and Materials Sciences // Scientific Reports. — 2016. — V. 6. — № 1. — P. 25947.
- Liu C., Gao H., Hermann A. Plastic and Superionic Helium Ammonia Compounds under High Pressure and High Temperature // Physical Review X. — 2020. — V. 10. — № 2. — P. 021007.
- Shi J. et al. Formation of ammonia–helium compounds at high pressure // Nature Communications. — 2020. — V. 11. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1038/s41467-020-16835-z
- Robinson V. N. et al. Stabilization of ammonia-rich hydrate inside icy planets // PNAS. — 2017. — V. 114. — № 34. — P. 9003–9008.
Аннотация:
Космохимия – это наука о химическом составе космических тел (звезд, планет, астероидов, комет, метеоритов и др.), законах распространения химических элементов во Вселенной, процессах сочетания атомов и молекул при образовании космического вещества, уровнях организации материи в условиях космоса. Современные технологии сделали возможным изучение веществ и химических процессов в атмосфере и на поверхности планет, а также малых космических тел – астероидов, комет и др. В межзвёздном пространстве современными астрофизическими и физико-химическими методами обнаружены атомы многих элементов, молекулы неорганических и органических соединений, минералы (силикаты, графит и др.).
Ключевые слова:
космохимия, жидкий аммиак, клатраты, суперионные состояния аммиака, суперионные фазы.
Заголовок:
К вопросу о формировании химической грамотности
Список литературы:
- Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1, № 4 (61). – С. 80–97.
- Аксёнова И. В. Активные формы обучения в условиях интеграции естественно-научных дисциплин // Химия в школе. – 2018. – № 3. – С. 3-7.
- Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Продуктивная модель обучения: содержание опыта познания // Химия в школе. – 2018. – № 2. – С. 5-9.
- Суртаева Н. Н. О социальной обусловленности изучения предметов естественно-научного цикла // Химия в школе. – 2019. – № 3. – С. 48-52.
- Миренкова Е. В. Конструирование и анализ системы познавательных заданий // Химия в школе. – 2016. – № 10. – С. 12-20.
Аннотация:
Дана многоаспектная характеристика инструментария формирования химической грамотности, показаны приёмы создания учебно-познавательных заданий и приведены их конкретные примеры.
Ключевые слова:
функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, химическая грамотность, инструментарий формирования грамотности.
Заголовок:
Дистанционное обучение в условиях образовательного кластера «школа – вуз - предприятие»
Список литературы:
- Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф
- Сергеев И. С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / ФГАУ Федеральный ин-т развития образования. – М., 2017.
- Гвоздева А. В., Чаплыгина А. В. Организация современного лабораторного практикума по химии в условиях образовательного кластера [Электронный ресурс] // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2019. – № 2 (50). – Т. 1. – Режим доступа: https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/2-23.pdf (дата обращения 01.08.2019).
- Велиева Л. А. Дистанционная форма обучения: реалии сегодняшнего дня // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 2-4.
- Дубровская Н. Л., Мосолова Л. А. Информационные технологии в образовательном процессе // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 2-4.
- Загорский В. В., Давыдова Н. А., Миняйлов В. В., Петрова Е. П. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании химии (кафедра общей химии химического факультета МГУ) // Современные тенденции развития химического образования: интеграционные процессы / Под ред. В. В. Лунина. - М., Изд-во МГУ, 2008. - С. 81-86.
Аннотация:
Показана необходимость адаптации существующих форм организации учебного процесса по химии к дистанционному формату обучения. Представлен и подробно охарактеризован ряд организационных форм, показавших наибольшую эффективность при обучении химии в условиях образовательного кластера «школа – вуз – предприятие». Особое внимание уделено организации и проведению лабораторного практикума при дистанционном обучении.
Ключевые слова:
образовательный кластер, организационные формы, лабораторный практикум, дистанционный формат обучения.
Заголовок:
Мотивация учащихся как ключевая проблема современной школы
Список литературы:
- Коновалова И. М. Урок по теме «Реакции обмена» // Химия в школе. – 2016. - № 4. – С. 11-17.
- Коновалова И. М. Урок по теме «Ионные уравнения реакций» // Химия в школе. – 2019. - № 8. – С. 30-37.
- Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. – М.: АПК и ПРО, 2012.
- Поташник М. М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология): методическое пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2013.
- Поташник М. М. Требования к современному уроку: методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
- Фещенко Т. С. Новые стандарты – новое качество работы учителя: практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
Аннотация:
Автор делится собственным опытом формирования учебной мотивации у учащихся. Один из основных приёмов мотивации учебной деятельности - создание проблемной ситуации.
Ключевые слова:
мотивация, приёмы мотивации, проблемная ситуация.
Заголовок:
От галош до автомобильных шин
Список литературы:
- Анацко О. Э. Организация групповой работы при изучении фосфора и его соединений // Химия в школе. – 2019. - № 2. - С. 36-38.
- Ефимова Л. В. Организация групповой работы при изучении химической связи // Химия в школе. – 2018. - № 10. - С. 38-40.
Аннотация:
Предложена разработка урока изучения нового материала (10 класс, базовый уровень). Цели урока: познакомить учащихся с историей открытия натурального каучука, его строением и свойствами, основными областями применения каучуков.
Ключевые слова:
каучук, применение каучука, работа в группах.
Заголовок:
О содержании контролирующих заданий
Список литературы:
- Пильникова Н. Н. Домашние задания по химии в свете ФГОС основного общего образования. – Сборник научных трудов 66-ой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – С. 132-136.
- Ганина Н. В., Браташ Г. С. Учебные тексты и тестовые задания по теме «Получение и собирание газов» // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 30-33.
Аннотация:
Представлены примеры заданий по химии для обучающихся общеобразовательных школ, включающих работу с текстом предметного содержания. Задания иллюстрируют познаваемость окружающего мира и демонстрируют взаимосвязь строения, свойств и применения веществ.
Ключевые слова:
контроль знаний, контролирующие задания, работа с текстом.
Заголовок:
Формирование понятия гибридизации при изучении неорганических веществ
Список литературы:
- Жильцов С. Ф., Дружкова О. Н., Опарина С. А. Формирование понятия о направленности химических связей при изучении углеводородов // Химия в школе. – 2016. - № 9. - С. 19-24.
Аннотация:
Представление о пространственном строении молекул позволяет обучающимся самостоятельно прогнозировать свойства веществ, устанавливая причинно-следственные взаимосвязи между типом гибридизации атомных орбиталей, формой частицы (молекулы или иона) и проявляемыми свойствами. Приобретённые навыки развивают логику и химическое мышление, способствуют формированию познавательного интереса к изучению химии.
Ключевые слова:
гибридизация, направленность ковалентной связи, пространственное строение молекул, форма молекул.
Заголовок:
Школьное химическое образование: поиски равновесия
Список литературы:
- Барберян Э. С. Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13. – № 1. – С. 19-28.
- Кузнецова И. В., Хмелев С. С. Из опыта проведения предметно-интеллектуальной диагностики // Химия в школе. – 2013. – № 8. – С. 18-23.
- Кузнецова Л. М. Химия. 8 класс. – М.: Мнемозина, 2003.
- Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2016.
- Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2018.
- Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2017.
- Остроумов И. Г., Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник. – М.: Мнемозина, 2013.
- Татур Ю. Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. – 2010. – № 5. – С. 22-31.
- Зайцев О. С. Методика обучения химии: теоретический и прикладной аспекты. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Аннотация:
На основании установленного неустойчивого интереса к исследовательской деятельности школьников 9 класса и бакалавров 1-го курса направления «Педагогическое образование» профиля «Химия» сделан вывод о недостаточной сформированности их научного мышления. Для выявления причин проанализированы некоторые признанные школьным педагогическим сообществом учебники по химии на возможность развития научного мышления средствами учебного текста. Показана несогласованность предметной цели основного общего образования как одной из причин нестабильности результата обучения.
Ключевые слова:
образовательный стандарт, научное мышление, учебники по химии.
Заголовок:
Личностное развитие учащихся как первоочередная задача учителя
Список литературы:
- Полякова Т. Н. Личностные результаты школьников: проблема оценки и диагностики // Человек и образование. – 2016. – № 4 (49). – С. 73-77.
- Мухина В. С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - М.: Прометей, 2014.
- Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
- Мудрик А. В. Психология и воспитание: учебно-методическое пособие. – М.: МПСИ, 2006.
- Ахметов М. А. Индивидуально ориентированное обучение химии в общеобразовательной школе: монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
- Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. – 1992. - № 1. – С. 6–13.
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2018.
- Габрусева Н. И. Химия: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ: 8 кл. – М.: Просвещение, 2019.
Аннотация:
Рассмотрены причины снижения мотивации к обучению в подростковом возрасте, одной из которых является неумение учиться. С целью изменения сложившейся ситуации предлагается планировать уроки путём создания технологических карт, использование которых позволит внедрить в учебный процесс системно-деятельностный подход. Такой подход обеспечит личностное развитие учащихся через формирование у них универсальных учебных действий.
Ключевые слова:
личностное развитие, универсальные учебные действия технологическая карта.
Заголовок:
О подготовке к ЕГЭ в учреждениях дополнительного образования
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы организации подготовки к ЕГЭ по химии в учреждениях дополнительного образования. Обсуждаются имеющиеся проблемы, их причины и возможные пути решения, необходимость и актуальность дополнительного образования в современном мире.
Ключевые слова:
проблемы при подготовки к ЕГЭ, профориентация.
Заголовок:
Образовательные комиксы при проведении практических работ
Список литературы:
- Rosen L. D. Me, MySpace, and I Parenting the Net Generation. — Palgrave Macmillan, 2007. — Р. 11-13.
- Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос: литературно-философский ж-л. — 2010. — № 9. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.topos.ru/article/7371
- Вавилова А. К., Гавронская Ю. Ю. Образовательные комиксы как средство преодоления познавательных барьеров в очном и дистанционном обучении // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 5. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30021
- Павлов И. И., Баланова Н. О. Разработка и применение образовательных комиксов // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 31-34.
Аннотация:
В статье описаны пути и условия применений инструкций к практическим работам по химии в формате образовательного комикса. Представлено обоснование роли применения образовательного комикса для развития предметных умений по химии. Приведено описание и анализ практической работы по теме «Реакции ионного обмена» с применением данного дидактического средства.
Ключевые слова:
образовательный комикс, химический эксперимент, реакции ионного обмена.
Заголовок:
Мотивация к обучению при проведении внеурочных занятий
Список литературы:
- Максаковский В. П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2012.
- Кукляева О. А., Шевченко М. В. Глобальные проблемы человечества и экономические методы их решения // Наука и общество. — 2020. — № 1 (36). — С. 48-52.
- Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой: Сб. обзоров и рефератов. / Авт.-сост. Ермолаева В. Е. — М. , ИНИОН, 1994.
- Павленко Д. М. Экологическая проблема как глобальная проблема человечества // В сб.: Научные достижения и открытия современной молодёжи, 2017. — С. 453-455.
- Эльгакаева Л. И. Опустынивание как глобальная проблема человечества // В сб.: Молодой ученый: вызовы и перспективы, 2015. — С. 315-319.
- Акимов В. А., Соколов Ю. И. Риски при обращении с отходами производства и потребления. — М., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.
- Тюрин А. Н. Проблема переработки мусора — глобальная проблема человечества // Новая наука: Проблемы и перспективы. — 2016. — № 2-3 (61). — С. 25-27.
- Маркова Е. В., Аль Дарабсе А. М. Ф., Бебякова М. В. Демографические проблемы в современном мире (глобальные проблемы продовольственной безопасности) // В сб.: Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине, 2019. — С. 134-138.
- Нечаев А. П. и др. Пищевая химия. — СПб., ГИОРД., 2012.
- Толстогузов В. Б. Искусственные продукты питания. Новый путь получения пищи и его перспективы. Научные основы производства. — М., Наука, 1978.
- Арабова З. М. и др. Проблемы и пути снижения антропогенного воздействия на воды мирового океана // Вестник Астраханского гос. технич. ун-та. Серия: Морская техника и технология. — 2019. — № 3. — С. 41-47.
- Храмкова А. В. Причины и последствия загрязнения мирового океана микропластиком // Молодой учёный. — 2020. — № 33 (323). — С. 55-57.
Аннотация:
В статье предложено использование альтернативного вида внеурочного занятия – конференции на тему «Роль химии в решении глобальных проблем человечества» для повышения мотивации к обучению и стимулированию поисковой и научно-исследовательской активности у старшеклассников и студентов младших курсов вузов. Рекомендована схема построения мероприятия, рассмотрены основные проблемы, подлежащие освещению.
Ключевые слова:
внеурочное занятие, конференция, глобальные проблемы человечества, мотивация к обучению, интеллектуальное развитие, метапредметные связи.
Заголовок:
Растительное сырьё как объект учебного исследования
Список литературы:
- Канисков В. Л. Совершенствование методики получения препаратов из лекарственных растений // Биологические особенности лекарственных и ароматических растений и их роль в медицине. Сборник научных трудов Международной научно–практической конференции, посвященной 85–летию ВИЛАР. — М.: Щербинская типография, 2016. — С. 469–474.
- Гриценко А. И., Губанова Л. Б., Попова О. И. Применение различных методов при определении дубильных веществ в листьях скумпии кожевенной (Cotinus Coggygria scop) // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1–1. — С. 8.
- Государственная фармакопея Российской Федерации. XIII издание. В 3 т. Т. 2. — М.: ФЭМБ, 2015.
- Рябинина Е. И., Зотова Е. Е., Пономарева Н. И. Танины чая и травяных экстрактов: природа, содержание, активность // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: химия, биология, фармация. — 2011. — № 1. — С. 52–56.
- Соколов С. Я., Замотаев И. П. Справочник по лекарственным растениям (Фитотерапия). — М.: Медицина, 1988.
- Жохова Е. В. Фармакогнозия: учебник. — М.: ГЭОТАР–Медиа, 2016.
- Кора дуба. Зелёная аптека. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fito.nnov.ru/special/glycozides/dube/quercus_robur
- Кузнецова М. А. Лекарственное растительное сырье и препараты. — М.: Высшая школа, 2005.
- Карпук В. В. Фармакогнозия: учеб. пособие. — Минск: БГУ, 2011.
- Тюкавкина Н. А. и др. Органическая химия: учеб. для вузов: В 2 кн., Кн 2.: Специальный курс / Под ред. Тюкавкиной Н.А. — М.: Дрофа, 2008.
- Тюкавкина Н. А. и др. Органическая химия: учеб. для вузов: В 2 кн., Кн 2.: Специальный курс / Под ред. Тюкавкиной Н.А. — М.: Дрофа, 2008.
- ГОСТ 24027.2–80 «Сырьё лекарственное растительное. Методы определения влажности, содержания золы, экстрактивных веществ, эфирного масла» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200022957
Аннотация:
Рассматриваются возможности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятиях кружка. На примере определения танинов раскрываются особенности проведения химического анализа лекарственного растительного сырья как объекта учебного исследования. В качестве метода количественного анализа предлагается применение титриметических методов, в том числе окислительно-восстановительных.
Ключевые слова:
учебно–исследовательская деятельность, титриметрические методы химического анализа, перманганатометрические методы анализа, химический эксперимент.
Заголовок:
Викторина к 160-летию Н. Д. Зелинского
Список литературы:
- Авдеев Я. Г., Савиткин Н. И. Российская химическая наука и промышленность в Первую мировую войну // Химия в школе. — 2011. — № 7. — С. 68-71.
- Академик Н. Зелинский. 85 лет со дня рождения. Приветствия / Под ред. С. С. Наметкина. — М.: Издательство Московского университета, 1946.
- Андрусев М. М., Табер А. М. Н. Д. Зелинский. Книга для учителя — Москва: Просвещение, 1984.
- Балезин С. А., Бесков С. Д. Выдающиеся русские учёные-химики. — М.: Просвещение, 1972. — С. 200–210.
- Биографии великих химиков. Под ред. К. Хайнига. — М.: Мир, 1981. — С. 212–219.
- Дергачёва И. Н. Крымский период в биографии Н. Д. Зелинского // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 59-62.
- История Ришельевского лицея. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://odessa.net.ua/news/istorija-rishelevskogo-litseja
- Люди русской науки. Кн. 1. — М.: Физматгиз, 1961. — С. 530–545.
- Цветков Л. А. Книга для чтения по химии. Ч. 2. — М.: Учпедгиз, 1961. — С. 582–591.
Аннотация:
В статье предлагается описание викторины, посвящённой 160-летию со дня рождения Николая Дмитриевича Зелинского, химика-органика, академика АН СССР (1929), одного из создателей учения об органическом катализе, стоявшего у истоков отечественной нефтехимии.
Ключевые слова:
патриотическое воспитание, Н. Д. Зелинский, викторина.
Заголовок:
Учебное исследование как основа организации проектной деятельности
Аннотация:
Статья представляет методическую разработку мастер-класса, содержание которого построено в соответствии с технологией системно-деятельностного подхода.
Ключевые слова:
проект, исследование, мастер-класс.