Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2021 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

Шесть признаков учителя года, или Как супергерои решали уравнения с параметром

Аннотация:
Члены жюри рассказывают о финале Всероссийского конкурса «Учитель года», который прошёл в январе 2021 г. в Волгограде.
Заголовок:

О необычных веществах на планетах Солнечной системы

Список литературы:
  1. Stofan E. R., Elachi C. et al. The lakes of Titan // Nature. — 2007. — V. 445. — № 1. — P. 61–64.
  2. Dermott S. F., Sagan C. Tidal effects of disconnected hydrocarbon seas on Titan // Nature. — 1995. — V. 374. — № 6519. — P. 238–240.
  3. Cordier D. et al. The hydrocarbon lakes of Titan: uncertainties on their chemical composition // EPSC Abstracts. — 2011. — P. 595.
  4. Fernelius W. C. An ammonia world // Journal of Chemical Education. — 1931. — V. 8. — № 1. — P. 55–62.
  5. Buttersack T., Mason P. E., McMullen R. S. Photoelectron spectra of alkali metal–ammonia microjets: From blue electrolyte to bronze metal // Science. — 2020. — V. 368. — № 6495. — P. 1086–1091.
  6. Loeffler M. J., Hudsona R. L. Coloring Jupiter’s clouds: Radiolysis of ammonium hydrosulfide (NH4SH) // Icarus. — 2018. — V. 302. — P. 418–425.
  7. Dubois P., Lelieur J. P., Lepoutre G. Chemical species in solutions of sulfur in liquid ammonia // Journal of the Inorganic Chemystry. — 1987. — V. 26. – № 12. — P. 1897–1902.
  8. Zhou M., Chen M. Reactions of silicon dioxide with ammonia molecules: formation and characterization of the SiO2–NH3 complex and the H2NSiOOH molecule // Chemical Physics Letters. — 2001. — V. 349. — № 1-2. — P. 64–70.
  9. Palasyuk T., Troyan I., Eremets M. Ammonia as a case study for the spontaneous ionization of a simple hydrogen-bonded compound // National Communication. — 2014. — V. 5. — P. 3460.
  10. Cavazzoni C., Chiarotti G. L., Scandolo S. Superionic and metallic states of water and ammonia at giant planet conditions // Science. — 1999. — V. 283. — № 5398. — P. 44–46.
  11. Song X., Yin K., Wang Y. Exotic Hydrogen Bonding in Compressed Ammonia Hydrides // The Journal of Physical Chemistry Letters. — 2019. — V. 10. — P. 2761−2766.
  12. Qian G.-R. et al. Diverse Chemistry of Stable Hydronitrogens, and Implications for Planetary and Materials Sciences // Scientific Reports. — 2016. — V. 6. — № 1. — P. 25947.
  13. Liu C., Gao H., Hermann A. Plastic and Superionic Helium Ammonia Compounds under High Pressure and High Temperature // Physical Review X. — 2020. — V. 10. — № 2. — P. 021007.
  14. Shi J. et al. Formation of ammonia–helium compounds at high pressure // Nature Communications. — 2020. — V. 11. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1038/s41467-020-16835-z
  15. Robinson V. N. et al. Stabilization of ammonia-rich hydrate inside icy planets // PNAS. — 2017. — V. 114. — № 34. — P. 9003–9008.
Аннотация:
Космохимия – это наука о химическом составе космических тел (звезд, планет, астероидов, комет, метеоритов и др.), законах распространения химических элементов во Вселенной, процессах сочетания атомов и молекул при образовании космического вещества, уровнях организации материи в условиях космоса. Современные технологии сделали возможным изучение веществ и химических процессов в атмосфере и на поверхности планет, а также малых космических тел – астероидов, комет и др. В межзвёздном пространстве современными астрофизическими и физико-химическими методами обнаружены атомы многих элементов, молекулы неорганических и органических соединений, минералы (силикаты, графит и др.).
Заголовок:

К вопросу о формировании химической грамотности

Список литературы:
  1. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1, № 4 (61). – С. 80–97.
  2. Аксёнова И. В. Активные формы обучения в условиях интеграции естественно-научных дисциплин // Химия в школе. – 2018. – № 3. – С. 3-7.
  3. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Продуктивная модель обучения: содержание опыта познания // Химия в школе. – 2018. – № 2. – С. 5-9.
  4. Суртаева Н. Н. О социальной обусловленности изучения предметов естественно-научного цикла // Химия в школе. – 2019. – № 3. – С. 48-52.
  5. Миренкова Е. В. Конструирование и анализ системы познавательных заданий // Химия в школе. – 2016. – № 10. – С. 12-20.
Аннотация:
Дана многоаспектная характеристика инструментария формирования химической грамотности, показаны приёмы создания учебно-познавательных заданий и приведены их конкретные примеры.
Заголовок:

Дистанционное обучение в условиях образовательного кластера «школа – вуз - предприятие»

Список литературы:
  1. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф
  2. Сергеев И. С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / ФГАУ Федеральный ин-т развития образования. – М., 2017.
  3. Гвоздева А. В., Чаплыгина А. В. Организация современного лабораторного практикума по химии в условиях образовательного кластера [Электронный ресурс] // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2019. – № 2 (50). – Т. 1. – Режим доступа: https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/2-23.pdf (дата обращения 01.08.2019).
  4. Велиева Л. А. Дистанционная форма обучения: реалии сегодняшнего дня // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 2-4.
  5. Дубровская Н. Л., Мосолова Л. А. Информационные технологии в образовательном процессе // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 2-4.
  6. Загорский В. В., Давыдова Н. А., Миняйлов В. В., Петрова Е. П. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании химии (кафедра общей химии химического факультета МГУ) // Современные тенденции развития химического образования: интеграционные процессы / Под ред. В. В. Лунина. - М., Изд-во МГУ, 2008. - С. 81-86.
Аннотация:
Показана необходимость адаптации существующих форм организации учебного процесса по химии к дистанционному формату обучения. Представлен и подробно охарактеризован ряд организационных форм, показавших наибольшую эффективность при обучении химии в условиях образовательного кластера «школа – вуз – предприятие». Особое внимание уделено организации и проведению лабораторного практикума при дистанционном обучении.
Заголовок:

Мотивация учащихся как ключевая проблема современной школы

Список литературы:
  1. Коновалова И. М. Урок по теме «Реакции обмена» // Химия в школе. – 2016. - № 4. – С. 11-17.
  2. Коновалова И. М. Урок по теме «Ионные уравнения реакций» // Химия в школе. – 2019. - № 8. – С. 30-37.
  3. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. – М.: АПК и ПРО, 2012.
  4. Поташник М. М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология): методическое пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2013.
  5. Поташник М. М. Требования к современному уроку: методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
  6. Фещенко Т. С. Новые стандарты – новое качество работы учителя: практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
Аннотация:
Автор делится собственным опытом формирования учебной мотивации у учащихся. Один из основных приёмов мотивации учебной деятельности - создание проблемной ситуации.
Заголовок:

От галош до автомобильных шин

Список литературы:
  1. Анацко О. Э. Организация групповой работы при изучении фосфора и его соединений // Химия в школе. – 2019. - № 2. - С. 36-38.
  2. Ефимова Л. В. Организация групповой работы при изучении химической связи // Химия в школе. – 2018. - № 10. - С. 38-40.
Аннотация:
Предложена разработка урока изучения нового материала (10 класс, базовый уровень). Цели урока: познакомить учащихся с историей открытия натурального каучука, его строением и свойствами, основными областями применения каучуков.
Заголовок:

О содержании контролирующих заданий

Список литературы:
  1. Пильникова Н. Н. Домашние задания по химии в свете ФГОС основного общего образования. – Сборник научных трудов 66-ой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – С. 132-136.
  2. Ганина Н. В., Браташ Г. С. Учебные тексты и тестовые задания по теме «Получение и собирание газов» // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 30-33.
Аннотация:
Представлены примеры заданий по химии для обучающихся общеобразовательных школ, включающих работу с текстом предметного содержания. Задания иллюстрируют познаваемость окружающего мира и демонстрируют взаимосвязь строения, свойств и применения веществ.
Заголовок:

Формирование понятия гибридизации при изучении неорганических веществ

Список литературы:
  1. Жильцов С. Ф., Дружкова О. Н., Опарина С. А. Формирование понятия о направленности химических связей при изучении углеводородов // Химия в школе. – 2016. - № 9. - С. 19-24.
Аннотация:
Представление о пространственном строении молекул позволяет обучающимся самостоятельно прогнозировать свойства веществ, устанавливая причинно-следственные взаимосвязи между типом гибридизации атомных орбиталей, формой частицы (молекулы или иона) и проявляемыми свойствами. Приобретённые навыки развивают логику и химическое мышление, способствуют формированию познавательного интереса к изучению химии.
Заголовок:

Школьное химическое образование: поиски равновесия

Список литературы:
  1. Барберян Э. С. Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13. – № 1. – С. 19-28.
  2. Кузнецова И. В., Хмелев С. С. Из опыта проведения предметно-интеллектуальной диагностики // Химия в школе. – 2013. – № 8. – С. 18-23.
  3. Кузнецова Л. М. Химия. 8 класс. – М.: Мнемозина, 2003.
  4. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2016.
  5. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2018.
  6. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2017.
  7. Остроумов И. Г., Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник. – М.: Мнемозина, 2013.
  8. Татур Ю. Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. – 2010. – № 5. – С. 22-31.
  9. Зайцев О. С. Методика обучения химии: теоретический и прикладной аспекты. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Аннотация:
На основании установленного неустойчивого интереса к исследовательской деятельности школьников 9 класса и бакалавров 1-го курса направления «Педагогическое образование» профиля «Химия» сделан вывод о недостаточной сформированности их научного мышления. Для выявления причин проанализированы некоторые признанные школьным педагогическим сообществом учебники по химии на возможность развития научного мышления средствами учебного текста. Показана несогласованность предметной цели основного общего образования как одной из причин нестабильности результата обучения.
Заголовок:

Личностное развитие учащихся как первоочередная задача учителя

Список литературы:
  1. Полякова Т. Н. Личностные результаты школьников: проблема оценки и диагностики // Человек и образование. – 2016. – № 4 (49). – С. 73-77.
  2. Мухина В. С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - М.: Прометей, 2014.
  3. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Мудрик А. В. Психология и воспитание: учебно-методическое пособие. – М.: МПСИ, 2006.
  5. Ахметов М. А. Индивидуально ориентированное обучение химии в общеобразовательной школе: монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
  6. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. – 1992. - № 1. – С. 6–13.
  7. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2018.
  8. Габрусева Н. И. Химия: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ: 8 кл. – М.: Просвещение, 2019.
Аннотация:
Рассмотрены причины снижения мотивации к обучению в подростковом возрасте, одной из которых является неумение учиться. С целью изменения сложившейся ситуации предлагается планировать уроки путём создания технологических карт, использование которых позволит внедрить в учебный процесс системно-деятельностный подход. Такой подход обеспечит личностное развитие учащихся через формирование у них универсальных учебных действий.
Заголовок:

О подготовке к ЕГЭ в учреждениях дополнительного образования

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы организации подготовки к ЕГЭ по химии в учреждениях дополнительного образования. Обсуждаются имеющиеся проблемы, их причины и возможные пути решения, необходимость и актуальность дополнительного образования в современном мире.
Заголовок:

Образовательные комиксы при проведении практических работ

Список литературы:
  1. Rosen L. D. Me, MySpace, and I Parenting the Net Generation. — Palgrave Macmillan, 2007. — Р. 11-13.
  2. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос: литературно-философский ж-л. — 2010. — № 9. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.topos.ru/article/7371
  3. Вавилова А. К., Гавронская Ю. Ю. Образовательные комиксы как средство преодоления познавательных барьеров в очном и дистанционном обучении // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 5. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30021
  4. Павлов И. И., Баланова Н. О. Разработка и применение образовательных комиксов // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 31-34.
Аннотация:
В статье описаны пути и условия применений инструкций к практическим работам по химии в формате образовательного комикса. Представлено обоснование роли применения образовательного комикса для развития предметных умений по химии. Приведено описание и анализ практической работы по теме «Реакции ионного обмена» с применением данного дидактического средства.
Заголовок:

Мотивация к обучению при проведении внеурочных занятий

Список литературы:
  1. Максаковский В. П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2012.
  2. Кукляева О. А., Шевченко М. В. Глобальные проблемы человечества и экономические методы их решения // Наука и общество. — 2020. — № 1 (36). — С. 48-52.
  3. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой: Сб. обзоров и рефератов. / Авт.-сост. Ермолаева В. Е. — М. , ИНИОН, 1994.
  4. Павленко Д. М. Экологическая проблема как глобальная проблема человечества // В сб.: Научные достижения и открытия современной молодёжи, 2017. — С. 453-455.
  5. Эльгакаева Л. И. Опустынивание как глобальная проблема человечества // В сб.: Молодой ученый: вызовы и перспективы, 2015. — С. 315-319.
  6. Акимов В. А., Соколов Ю. И. Риски при обращении с отходами производства и потребления. — М., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.
  7. Тюрин А. Н. Проблема переработки мусора — глобальная проблема человечества // Новая наука: Проблемы и перспективы. — 2016. — № 2-3 (61). — С. 25-27.
  8. Маркова Е. В., Аль Дарабсе А. М. Ф., Бебякова М. В. Демографические проблемы в современном мире (глобальные проблемы продовольственной безопасности) // В сб.: Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине, 2019. — С. 134-138.
  9. Нечаев А. П. и др. Пищевая химия. — СПб., ГИОРД., 2012.
  10. Толстогузов В. Б. Искусственные продукты питания. Новый путь получения пищи и его перспективы. Научные основы производства. — М., Наука, 1978.
  11. Арабова З. М. и др. Проблемы и пути снижения антропогенного воздействия на воды мирового океана // Вестник Астраханского гос. технич. ун-та. Серия: Морская техника и технология. — 2019. — № 3. — С. 41-47.
  12. Храмкова А. В. Причины и последствия загрязнения мирового океана микропластиком // Молодой учёный. — 2020. — № 33 (323). — С. 55-57.
Аннотация:
В статье предложено использование альтернативного вида внеурочного занятия – конференции на тему «Роль химии в решении глобальных проблем человечества» для повышения мотивации к обучению и стимулированию поисковой и научно-исследовательской активности у старшеклассников и студентов младших курсов вузов. Рекомендована схема построения мероприятия, рассмотрены основные проблемы, подлежащие освещению.
Заголовок:

Растительное сырьё как объект учебного исследования

Список литературы:
  1. Канисков В. Л. Совершенствование методики получения препаратов из лекарственных растений // Биологические особенности лекарственных и ароматических растений и их роль в медицине. Сборник научных трудов Международной научно–практической конференции, посвященной 85–летию ВИЛАР. — М.: Щербинская типография, 2016. — С. 469–474.
  2. Гриценко А. И., Губанова Л. Б., Попова О. И. Применение различных методов при определении дубильных веществ в листьях скумпии кожевенной (Cotinus Coggygria scop) // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1–1. — С. 8.
  3. Государственная фармакопея Российской Федерации. XIII издание. В 3 т. Т. 2. — М.: ФЭМБ, 2015.
  4. Рябинина Е. И., Зотова Е. Е., Пономарева Н. И. Танины чая и травяных экстрактов: природа, содержание, активность // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: химия, биология, фармация. — 2011. — № 1. — С. 52–56.
  5. Соколов С. Я., Замотаев И. П. Справочник по лекарственным растениям (Фитотерапия). — М.: Медицина, 1988.
  6. Жохова Е. В. Фармакогнозия: учебник. — М.: ГЭОТАР–Медиа, 2016.
  7. Кора дуба. Зелёная аптека. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fito.nnov.ru/special/glycozides/dube/quercus_robur
  8. Кузнецова М. А. Лекарственное растительное сырье и препараты. — М.: Высшая школа, 2005.
  9. Карпук В. В. Фармакогнозия: учеб. пособие. — Минск: БГУ, 2011.
  10. Тюкавкина Н. А. и др. Органическая химия: учеб. для вузов: В 2 кн., Кн 2.: Специальный курс / Под ред. Тюкавкиной Н.А. — М.: Дрофа, 2008.
  11. Тюкавкина Н. А. и др. Органическая химия: учеб. для вузов: В 2 кн., Кн 2.: Специальный курс / Под ред. Тюкавкиной Н.А. — М.: Дрофа, 2008.
  12. ГОСТ 24027.2–80 «Сырьё лекарственное растительное. Методы определения влажности, содержания золы, экстрактивных веществ, эфирного масла» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200022957
Аннотация:
Рассматриваются возможности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятиях кружка. На примере определения танинов раскрываются особенности проведения химического анализа лекарственного растительного сырья как объекта учебного исследования. В качестве метода количественного анализа предлагается применение титриметических методов, в том числе окислительно-восстановительных.
Заголовок:

Викторина к 160-летию Н. Д. Зелинского

Список литературы:
  1. Авдеев Я. Г., Савиткин Н. И. Российская химическая наука и промышленность в Первую мировую войну // Химия в школе. — 2011. — № 7. — С. 68-71.
  2. Академик Н. Зелинский. 85 лет со дня рождения. Приветствия / Под ред. С. С. Наметкина. — М.: Издательство Московского университета, 1946.
  3. Андрусев М. М., Табер А. М. Н. Д. Зелинский. Книга для учителя — Москва: Просвещение, 1984.
  4. Балезин С. А., Бесков С. Д. Выдающиеся русские учёные-химики. — М.: Просвещение, 1972. — С. 200–210.
  5. Биографии великих химиков. Под ред. К. Хайнига. — М.: Мир, 1981. — С. 212–219.
  6. Дергачёва И. Н. Крымский период в биографии Н. Д. Зелинского // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 59-62.
  7. История Ришельевского лицея. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://odessa.net.ua/news/istorija-rishelevskogo-litseja
  8. Люди русской науки. Кн. 1. — М.: Физматгиз, 1961. — С. 530–545.
  9. Цветков Л. А. Книга для чтения по химии. Ч. 2. — М.: Учпедгиз, 1961. — С. 582–591.
Аннотация:
В статье предлагается описание викторины, посвящённой 160-летию со дня рождения Николая Дмитриевича Зелинского, химика-органика, академика АН СССР (1929), одного из создателей учения об органическом катализе, стоявшего у истоков отечественной нефтехимии.
Заголовок:

Учебное исследование как основа организации проектной деятельности

Аннотация:
Статья представляет методическую разработку мастер-класса, содержание которого построено в соответствии с технологией системно-деятельностного подхода.
Title:

Six Features of the Teacher of the Year, or How Superheroes Solved Equations with a Parameter

Summary:
Members of the jury discuss the final of the All-Russian competition "Teacher of the Year," which was held in January 2021 in Volgograd.
Title:

Unusual Substances on the Planets of the Solar System

Summary:
Cosmochemistry is the science of the chemical composition of cosmic bodies (stars, planets, asteroids, comets, meteorites, etc.), laws of the distribution of chemical elements in the Universe, processes of combining atoms and molecules in the formation of cosmic matter, and the levels of organization of matter in space. Modern technologies have made it possible to study substances and chemical processes in the atmosphere and on the surface of planets, as well as small cosmic bodies, i.e. asteroids, comets, etc. In interstellar space, modern astrophysical and physicochemical methods have discovered atoms of many elements, molecules of inorganic and organic compounds, minerals (silicates, graphite, etc.).
Title:

On the Issue of Forming Chemical Literacy

Summary:
A multi-aspect characteristic of the tools for the formation of chemical literacy is given. Techniques for creating educational and cognitive tasks are shown, and specific examples of them are given.
Title:

Distance Learning in the Educational Cluster «School - University – Enterprise»

Summary:
The article shows the need to adapt the existing forms of organization of the educational process in chemistry to the format of distance learning. Several organizational forms that showed the highest efficiency in teaching chemistry in the educational cluster "school - university - enterprise" are presented and described in detail. Special attention is paid to organizing and conducting laboratory practice in distance learning.
Title:

Educational Motivation as a Key Problem of Modern School

Summary:
The author shares his own experience in the formation of educational motivation among students. One of the main methods of motivating learning activities is to create a problem situation.
Title:

From Galoshes to Car Tires

Summary:
The description of a lesson for learning new material (grade 10, basic level) is proposed. The purpose of the lesson is to introduce students to the history of the discovery of natural rubber, its structure and properties, the main areas of application of rubbers.
Title:

On the Content of Assessment Tasks

Summary:
Examples of tasks in chemistry for students of secondary schools, including work with the text of the subject content, are presented. Tasks illustrate the cognizability of the surrounding world and demonstrate the relationship between the structure, properties and use of substances.
Title:

Formation of the Concept of Hybridization in Studying Inorganic Substances

Summary:
The concept of the spatial structure of molecules allows students to independently predict the properties of substances, establishing causal relationships between the type of hybridization of atomic orbitals, the shape of a particle (molecule or ion) and its properties. The acquired skills stimulate logics and independence of chemical thinking, cognitive interest to studying chemistry.
Title:

School Chemical Education: Searching for the Balance

Summary:
The instability of the research interests of the 9-graders at schools and first-year students of bachelor degree programs in Education with Chemistry as specialization is discussed, the conclusion is drawn that their level of scientific reasoning is not sufficient. The author analyzed several Chemistry textbooks for schools in order to find out whether they provide an opportunity to develop students’ scientific reasoning. The study has shown that there is a certain inconsistency in the subject aim of basic general education, which is one of the main causes of educational outcome instability.
Title:

Students’ Personal Development as an Essential Task of a Teacher

Summary:
The reasons for the decrease in motivation to learn in adolescence, one of which is the inability to learn, are considered. In order to change the current situation, it is proposed to plan lessons by creating technological maps, the use of which will allow introducing a system-activity approach to the educational process. This approach will ensure the personal development of students.
Title:

On Preparation for the Unified State Exam in Institutions of Supplementary Education

Summary:
The article discusses the main issues of organizing the preparation for the unified state exam in chemistry in institutions of supplementary education. The problems, their causes and possible solutions, the need and relevance of supplementary education in the modern world are discussed.
Title:

Educational Comics in Conducting Laboratory Practice

Summary:
The article describes the ways and conditions for applying instructions to practical work in chemistry in the educational comic strip format. The role of the use of educational comics for the development of subject skills in chemistry is substantiated. The description and analysis of the lab practice on the topic "Double Displacement Reactions" using this didactic tool are given.
Title:

Motivation for Learning in Conducting Extracurricular Classes

Summary:
The author suggests the use of an alternative type of extracurricular activity, a students’ conference on the topic “The role of chemistry in solving global problems of humanity”. The activity described is aimed at increasing motivation for learning and stimulating research activity among high school students and junior students of higher education institutions. The scheme of construction of the event is recommended, the main problems to be covered are considered.
Title:

Plant Raw Materials as an Object of Educational Research

Summary:
The potential of organizing students’ educational and research activities in the extracurricular classes are considered. By the example of the determination of tannins, the features of the chemical analysis of medicinal plant raw materials as an object of educational research are revealed. Titrimetric methods, including redox methods, are chosen for conducting quantitative analysis.
Title:

Quiz to the 160th Anniversary of N. D. Zelinsky

Summary:
The authors describe a quiz dedicated to the 160th anniversary of the birth of Nikolai Dmitrievich Zelinsky, organic chemist, academician of the USSR Academy of Sciences (1929), one of the creators of the doctrine of organic catalysis, which was at the origins of domestic petrochemistry.
Title:

Students’ Research as the Basis for Organizing Project Activities

Summary:
The master class, the content of which is built in accordance with the technology of the system-activity approach, is described.
Связаться с нами