Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2021 № 3

Русская версия
English version
Заголовок:

Магистральная линия воспитания: проектирование будущего

Аннотация:
Автор рассуждает о сути, целях и содержании воспитания. Задача воспитателя - добиться формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения ребёнком внешнего социального и культурного опыта. Содержание воспитания состоит в восстановлении всего того, что позволяет людям сохранять человеческий облик вопреки любым обстоятельствам.
Заголовок:

Материальные и знаковые модели в обучении химии

Список литературы:
  1. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии. – М.: Учпедгиз, 1963.
  2. Славин А. В. Наглядный образ в структуре познания. – М.: Политиздат, 1971.
  3. Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии в 8 классе. – М.: Мнемозина, 2013.
  4. Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Неорганическая химия. Учебник для 7-8 классов. – М.: Просвещение, 1962.
  5. Пилипко Н. И. Взаимосвязь систем понятий в курсе неорганической хи-мии: дис. … к.п.н. – Л., 1977.
  6. Кузнецова Л. М. Методика формирования основных понятий химии в начальном курсе на основе модельных представлений о строении вещества: дис. … к.п.н. – М., 1984.
  7. Кузнецова Л. М. Химия-8: учебник для общеобразовательных учрежде-ний. – М.: Мнемозина, 2013.
  8. Гамезо М. В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаковой информации // Психологические проблемы переработки знаковой информации. – М.: Наука, 1977. – С. 5-49.
  9. Мещерякова Л. М. Как формировать осознанные знания о веществе и химической реакции // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 30-00.
Аннотация:
При совершении умственных операций мышление опирается на мысленные образы. Мысленные образы микрообъектов не могут возникнуть сами по себе. Они формируются с помощью материальных (предметных) моделей.
Заголовок:

Наглядное моделирование как средство обучения общей химии

Список литературы:
  1. Аршанский Е. Я., Романовец Г. С., Мякинник Т. Н. Настольная книга учителя химии: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения. — Минск: Сэр-Вит, 2010.
  2. Смирнов Е. И. Наглядное моделирование в обучении математике: теория и практика: учеб. пособие. — Ярославль: ИПК «Индиго», 2007.
  3. Литвинова Т. Н. Граф–схемы в преподавании химии в медицинском вузе // Образовательные технологии. — 2012. — № 3. — С. 100–104.
  4. Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. Важнейшие классы неорганических соединений: опорные схемы-таблицы по химии. — М.: Школа-Пресс, 1997.
  5. Павлов И. И., Баланова Н. О. Разработка и применение образовательных комиксов // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 31-34.
  6. Хасэгава Т. Занимательная химия. Органическая химия. — М., ДМК Пресс, 2017.
  7. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Методика обучения химии в условиях информатизации образования: учеб. пособие. — М.: Интеллект-Центр, 2016.
Аннотация:
В статье рассматривается сущность, классификация и возможности применения наглядного моделирования в обучении общей химии. Активизация познавательной деятельности учащихся и студентов в обучении химии средствами моделирования становится более эффективным, чем традиционные учебные пособия. Приводятся примеры учебных моделей и их использования в обучении общей химии.
Заголовок:

Творческое мышление учащихся: оценки динамики развития

Список литературы:
  1. Оржековский П. А. Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии: дисс. … д. п. н.: 13.00.02. - Москва, 1998.
  2. Оржековский П. А., Степанов С. Ю., Мишина И. Б. Развитие и оценка творческих способностей учащихся на уроках // Непрерывное образование: XXI век. - Выпуск 3 (27), 2019. [Электронный ресурс] − DOI: 10.15393/j5.art.2019.4964.
Аннотация:
В статье рассмотрены сущность предложенного подхода к организации творческой деятельности учащихся на уроках химии, представлены требования к используемым творческим заданиям, описана методика построения занятия и основные принципы оценки творческой деятельности учащихся. Подробно описан опыт внедрения предложенной методики, представлен анализ полученных результатов.
Заголовок:

Самостоятельная работа в информационной среде на уроке и дома

Аннотация:
Cтатья посвящена проблеме создания заданий для самостоятельной работы по химии на уроке и дома с использованием информационных технологий. Приведены методические рекомендации по конструированию заданий в информационной среде.
Заголовок:

Организация исследовательской деятельности при изучении строения вещества

Аннотация:
Предложен урок открытия нового знания с элементами исследовательской деятельности, способствующей самостоятельному приобретению учащимися знаний в ходе эксперимента.
Заголовок:

Интегрированный подход к изучению процесса горения

Аннотация:
Статья представляет методическую разработку интегрированного урока химии и физики в 8 классе. Материал, изучаемый на уроке, позволяет учащимся не только рассмотреть процесс горения как химическую реакцию, но и повторить решение задач на нахождение теплоты сгорания топлива.
Заголовок:

Контекстная задача: что важно учитывать при покупке лекарств

Список литературы:
  1. Ахметов М. А. Об использовании контекстных задач в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. − № 4. – С. 23-27.
  2. Журин А. А. Особенности заданий для диагностики метапредметных результатов и их конструирование // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества / Под ред. Г. В. Лисичкина. – М.: Издательство Московского университета, 2018. – С. 99-115.
  3. Шалашова М. М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода. – Арзамас: АГПИ, 2009.
  4. Банару А. М. Метафорическая контекстная задача как средство стимулирования познавательной активности // Химия в школе. – 2020. − № 3. – С. 29-33.
  5. Семёнов В. И., Гаврилова Е. Б., Лысков Н. Б. Патентование лекарственных средств и государственная регистрация лекарственных препаратов: подводные камни // Ведомости НЦЭСМП. – 2015. – № 4. – С. 43-46.
  6. Асанова Л. И. Сколько математики нужно в курсе химии // Химия в школе. – 2020. − № 1. – С. 5-9.
  7. Банару А. М., Бердоносов С. С., Григорьев А. Н. Естественно-научный метапредмет в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова // История и педагогика естествознания. – 2018. – № 2. – С. 16-19.
  8. Siberian Wellness (Сибирское здоровье). Официальный интернет-магазин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.siberianhealth.com/ru/
  9. СберЕаптека. Интернет-аптека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eapteka.ru
  10. РИА Новости. 04.03.2015. ВОЗ рекомендует ограничить потребление сахара до 25-50 граммов в день [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20150304/1050916091.html
Аннотация:
Предлагается контекстная задача нового типа на оптимизацию расходов при покупке лекарственных средств и биодобавок. Применение задач такого типа позволяет достичь метапредметных результатов обучения химии.
Заголовок:

Расследование ведут химики

Список литературы:
  1. Заграничная Н. А. О формировании естественно-научной грамотности учащихся // Химия в школе. – 2016. - № 6. - С. 6-10.
  2. Зазнобина Л. С. Стандарт медиа-образования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998. - № 3. - С. 26-34.
  3. Перевозчикова Н. В. Из опыта формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. – 2020. - № 9. - С. 40-43.
  4. Пичугина Н. В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа, 2006.
  5. Стрельникова Е. Н. Химия с Шерлоком Холмсом. - М.: Издательство АСТ, 2019.
  6. Стрельникова Е. Н. Узнавай химию, читая классику. - М.: Издательство АСТ, 2018.
Аннотация:
Предложена методическая разработка урока повторения и обобщения темы «Неметаллы» (9 класс). На занятии учащиеся комментируют сведения о веществах, их свойствах, применении, взятые из отрывков художественной литературы, рекламы, сообщений СМИ, взглянув на предложенные тексты с точки зрения химии.
Заголовок:

ВПР для восьмиклассников: итоги апробации

Список литературы:
  1. Андрюшин В. Н. Всероссийская проверочная работа. Химия: 8 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС. – М.: Экзамен, 2021.
  2. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Февралева В. А. Химия. ВПР. 8-й класс. 10 тренировочных вариантов: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2020.
  3. Купцова А. В., Корощенко А. С. Химия: Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР: 8 класс – М.: Изд-во АСТ, 2021.
  4. Дроздов А. А. Всероссийская проверочная работа. Химия: 8 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС. – М.: Экзамен, 2021.
Аннотация:
Сформулированы цели и задачи проведения ВПР по химии в 8 классе. Показано, что наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы в рамках ВПР оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности УУД и овладения межпредметными понятиями. Подробно обсуждена структура КИМ ВПР. Проведен статистический анализ итогов ВПР по химии 2020 г. по программе 8 класса. Показаны возможности графического представления результатов ВПР для выявления возможных фальсификаций. Проведен критический анализ имеющихся методических пособий по подготовке к ВПР по химии в 8 классе. Показано, что широкие возможности ВПР по определению предметных и метапредметных результатов обучения могут служить повышению качества российского химического образования.
Заголовок:

Методы титриметрии в организации познавательной деятельности

Список литературы:
  1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012, №413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении ФГОС СОО». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221120&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.22149846411474905#08989145322189687
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010, №1897 (ред. 31.12.2015) «Об утверждении ФГОС ООО». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193504&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9296475465446099#04662706499645397
  3. Тексты олимпиадных заданий экспериментального тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, 2017-2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kontren.narod.ru/Oli/O-18-o.html
  4. Тексты олимпиадных заданий экспериментального тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, 2018-2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kontren.narod.ru/Oli/O-19-o.html
  5. Глава 4. Количественный химический анализ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infopedia.su/15xeeab.html
  6. Задания, ответы и результаты олимпиады по химии. Региональный этап, 2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://100balnik.com/
  7. Аналитическая химия. Методические указания к выполнению лабораторных работ по количественному анализу для студентов очного и очно-заочного отделений / Составители: доц. Е. В. Зиненко, проф. А. Ю. Ершов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-190596.html
Аннотация:
В статье раскрываются возможности применения экспериментальных задач химической олимпиады для организации познавательной деятельности учащихся на занятиях кружка. Титриметрические методы химического анализа рассматриваются как предметная основа для формирования универсальных, в частности, познавательных, умений обучающихся.
Заголовок:

Исследование БАД на содержание алкалоидов

Список литературы:
  1. Васильева Н. В. и др. Практические работы по органической химии. Малый практикум. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М., Просвещение, 1978.
  2. Иванов В. Г., Гева О. Н., Гаверова Ю. Г. Практикум по органической химии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Справочник химика 21. Химия и химическая технология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.chem21.info/info/168855/
  4. Степаненко Б. Н. Органическая химия. — М., Медицина, 1980.
  5. Ушкалова В. Н. Современная химия. Книга для учителя. — Тюмень, ОАО «Тюменский дом печати», 2005.
Аннотация:
В статье рассматривается возможность организации исследовательской работы учащихся на примере обнаружения алкалоидов в биологически активных добавках. Даны методики проведения экспериментов с общеалкалоидными реактивами, возможные специфические реакции идентификации алкалоидов.
Заголовок:

Количественное определение каротина

Список литературы:
  1. Жукова Н. И. Количественное определение витамина C в биологическом материале // Химия в школе. — 2017. — № 2. — С. 58–61.
  2. Петров К. П. Методы биохимии растительных продуктов. — Киев, Вища школа, 1978.
  3. Романовский В. Е., Синькова Е. А. Витамины и витаминотерапия. Серия «Медицина для вас». — Ростов н/Д., Феникс, 2000.
  4. Савина О. В. Биохимия растений: учебное пособие для вузов. — М., Издательство Юрайт, 2020.
Аннотация:
Приведена методика количественного определения каротина в растительных продуктах. Данная исследовательская работа может быть использована учителем на уроках химии и биологии, на факультативных занятиях, в работе кружков и элективных курсов.
Заголовок:

Демонстрационные опыты с драгоценными металлами

Список литературы:
  1. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс. — М.: Просвещение, 2014.
  2. Мартыненко Б. В., Михалёва М. В. Опыты с драгоценными металлами, доступные школьникам // Химия в школе. — 2009. — № 6. — С. 54–59.
  3. Химическая энциклопедия: в 5 т.: Т. 2. / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
  4. Химическая энциклопедия: в 5 т.: Т. 4. / Гл. ред. Н. С. Зефиров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
  5. Химическая энциклопедия: в 5 т.: Т. 3. / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.
Аннотация:
В статье рассматриваются методика и техника проведения демонстрационных опытов с драгоценными металлами. Раскрывается авторский подход при подготовке, организации и проведении каждого демонстрационного опыта, отражающего свойства золота, серебра и платины как простых веществ.
Заголовок:

Ментос плюс кола: повод для исследования

Список литературы:
  1. Kuntzleman T. S. et al. Tribonucleation: A New Mechanism for Generating the Soda Geyser // J. Chem. Educ. — 2018. — № 95. — P. 1345−1349.
Аннотация:
В статье обсуждается дидактический потенциал исследования процесса дегазации колы в присутствии ментоса.
Title:

The Main Line of Education: Designing the Future

Summary:
The author discusses the essence, goals and content of education. The task of the educator is to achieve the formation of internal structures of the human psyche through the child’s assimilation of external social and cultural experience. The content of education consists in restoring everything that allows people to maintain their human appearance in spite of any circumstances.
Title:

Material and Symbolic Models in Teaching Chemistry

Summary:
When performing mental operations, thinking relies on mental images. Thought images of micro-objects cannot arise on their own. They are formed by using material (subject) models.
Title:

Visual Modelling as a Means of Teaching General Chemistry

Summary:
The classification and application of visual modelling in teaching General Chemistry are discussed. Enhancing students’ cognitive activities in studying chemistry through modelling is becoming more effective than traditional teaching aids. Examples of educational models and their use in teaching General Chemistry are given.
Title:

Students’ Creative Thinking: the Development Dynamics Assessment

Summary:
The article discusses the foundations of the proposed approach to organizing students’ creative activity in chemistry lessons; the requirements for creative tasks are presented, the methodology for constructing a lesson and the basic principles of assessing students’ creative activity are provided. The experience of implementing the proposed methodology is described in detail. The analysis of the results obtained is presented.
Title:

Students’ Independent Learning in the Information Environment in the Lesson and at Home

Summary:
The article deals with the problem of creating tasks for the independent work in chemistry in the classroom and at home using information technologies. Recommendations for designing tasks in the information environment are given.
Title:

Organization of Research Activities in Studying the Structure of Matter

Summary:
The lesson of getting new knowledge with the elements of research activity, which promotes self-acquisition of knowledge by students during the experiment, is offered.
Title:

Integrated Approach to Studying the Process of Combustion

Summary:
The description of a binary lesson in chemistry and physics in grade 8 is given. The material presented in the lesson allows students not only to consider the combustion process as a chemical reaction, but also to practice the solution of problems on finding the heat of combustion of a fuel.
Title:

Context-based Problem: Purchasing Medicines

Summary:
The article proposes a context-based problem of a new type to optimize costs when purchasing medicines and dietary supplements. Problems of this type help achieve meta-subject outcomes in studying chemistry.
Title:

Chemists Are Investigating

Summary:
A description of the lesson on revision and generalization of knowledge on the topic “Nonmetals” (Grade 9) is proposed. During the lesson, fragments of fiction, advertising and media reports are discussed from the point of view of chemistry.
Title:

Results of the All-Russian Chemistry Test Work in 2020 according to the Program of Grade 8

Summary:
In this article, the goals and objectives of the All-Russian Chemistry Test Work (ARCTW) in the 8th grade are formulated. It is shown that, along with the students’ subject-specific learning outcomes, meta-subject results, including the level of formation of universal learning abilities and mastery of inter-subject concepts, are also evaluated within the framework of the ARCTW. The structure of the control and measurement materials of the ARCTW is discussed in detail. The results of the ARCTW in 2020 according to the program of the 8th grade have been statistically analyzed. The possibilities of graphical representation of the results of the ARCTW to identify possible falsifications are shown. A critical analysis of the available methodological manuals for preparing for the ARCTW in the 8th grade is carried out. It is shown the ARCTW can be used for improving the quality of Russian chemical education.
Title:

Titrimetric Methods in the Organization of Cognitive Activity

Summary:
The article reveals the potential of applying experimental problems of the chemical Olympiad for organizing students’ cognitive activity in the optional classes. Titrimetric methods of chemical analysis are considered as a subject basis for the formation of universal, in particular, cognitive skills of school students.
Title:

Determination of the Content of Alkaloids in Dietary Supplements

Summary:
The article discusses the possibility of organizing students’ research work on the detection of alkaloids in biologically active supplements. Methods of conducting experiments with general alkaloid reagents, possible specific reactions of identification of alkaloids are shown.
Title:

Quantitative Determination of Carotene

Summary:
The method of quantitative determination of carotene in plant products is given. This research work can be used by the teacher in chemistry and biology classes, in elective classes, in clubs and elective courses.
Title:

Classroom Demonstrations with the Use of Precious Metals

Summary:
The article deals with the techniques and procedures of conducting classroom demonstrations which can be performed with the use of precious metals. The author discloses a customized approach to preparing, organizing and performing each classroom demonstration revealing properties of gold, silver and platinum.
Title:

Mentos Plus Cola: an Occasion for Research

Summary:
The article discusses the didactic potential of studying the process of degassing cola in the presence of mentos.
Связаться с нами