Заголовок:
Магистральная линия воспитания: проектирование будущего
Аннотация:
Автор рассуждает о сути, целях и содержании воспитания. Задача воспитателя - добиться формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения ребёнком внешнего социального и культурного опыта. Содержание воспитания состоит в восстановлении всего того, что позволяет людям сохранять человеческий облик вопреки любым обстоятельствам.
Ключевые слова:
воспитание, цель воспитания, культурно-исторический опыт, стратегия воспитания.
Заголовок:
Материальные и знаковые модели в обучении химии
Список литературы:
- Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии. – М.: Учпедгиз, 1963.
- Славин А. В. Наглядный образ в структуре познания. – М.: Политиздат, 1971.
- Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии в 8 классе. – М.: Мнемозина, 2013.
- Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Неорганическая химия. Учебник для 7-8 классов. – М.: Просвещение, 1962.
- Пилипко Н. И. Взаимосвязь систем понятий в курсе неорганической хи-мии: дис. … к.п.н. – Л., 1977.
- Кузнецова Л. М. Методика формирования основных понятий химии в начальном курсе на основе модельных представлений о строении вещества: дис. … к.п.н. – М., 1984.
- Кузнецова Л. М. Химия-8: учебник для общеобразовательных учрежде-ний. – М.: Мнемозина, 2013.
- Гамезо М. В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаковой информации // Психологические проблемы переработки знаковой информации. – М.: Наука, 1977. – С. 5-49.
- Мещерякова Л. М. Как формировать осознанные знания о веществе и химической реакции // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 30-00.
Аннотация:
При совершении умственных операций мышление опирается на мысленные образы. Мысленные образы микрообъектов не могут возникнуть сами по себе. Они формируются с помощью материальных (предметных) моделей.
Ключевые слова:
модели, моделирование, знаки и символы.
Заголовок:
Наглядное моделирование как средство обучения общей химии
Список литературы:
- Аршанский Е. Я., Романовец Г. С., Мякинник Т. Н. Настольная книга учителя химии: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения. — Минск: Сэр-Вит, 2010.
- Смирнов Е. И. Наглядное моделирование в обучении математике: теория и практика: учеб. пособие. — Ярославль: ИПК «Индиго», 2007.
- Литвинова Т. Н. Граф–схемы в преподавании химии в медицинском вузе // Образовательные технологии. — 2012. — № 3. — С. 100–104.
- Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. Важнейшие классы неорганических соединений: опорные схемы-таблицы по химии. — М.: Школа-Пресс, 1997.
- Павлов И. И., Баланова Н. О. Разработка и применение образовательных комиксов // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 31-34.
- Хасэгава Т. Занимательная химия. Органическая химия. — М., ДМК Пресс, 2017.
- Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Методика обучения химии в условиях информатизации образования: учеб. пособие. — М.: Интеллект-Центр, 2016.
Аннотация:
В статье рассматривается сущность, классификация и возможности применения наглядного моделирования в обучении общей химии. Активизация познавательной деятельности учащихся и студентов в обучении химии средствами моделирования становится более эффективным, чем традиционные учебные пособия. Приводятся примеры учебных моделей и их использования в обучении общей химии.
Ключевые слова:
наглядность, моделирование, учебная модель.
Заголовок:
Творческое мышление учащихся: оценки динамики развития
Список литературы:
- Оржековский П. А. Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии: дисс. … д. п. н.: 13.00.02. - Москва, 1998.
- Оржековский П. А., Степанов С. Ю., Мишина И. Б. Развитие и оценка творческих способностей учащихся на уроках // Непрерывное образование: XXI век. - Выпуск 3 (27), 2019. [Электронный ресурс] − DOI: 10.15393/j5.art.2019.4964.
Аннотация:
В статье рассмотрены сущность предложенного подхода к организации творческой деятельности учащихся на уроках химии, представлены требования к используемым творческим заданиям, описана методика построения занятия и основные принципы оценки творческой деятельности учащихся. Подробно описан опыт внедрения предложенной методики, представлен анализ полученных результатов.
Ключевые слова:
творческая деятельность, творческое развитие, творческие задания, дивергентное мышление, конвергентное мышление.
Заголовок:
Самостоятельная работа в информационной среде на уроке и дома
Аннотация:
Cтатья посвящена проблеме создания заданий для самостоятельной работы по химии на уроке и дома с использованием информационных технологий. Приведены методические рекомендации по конструированию заданий в информационной среде.
Ключевые слова:
самостоятельная работа, информационные технологии, информационная среда, облачные технологии, методика обучения, интерактивные упражнения.
Заголовок:
Организация исследовательской деятельности при изучении строения вещества
Аннотация:
Предложен урок открытия нового знания с элементами исследовательской деятельности, способствующей самостоятельному приобретению учащимися знаний в ходе эксперимента.
Ключевые слова:
урок открытия нового знания, исследование, молекулы.
Заголовок:
Интегрированный подход к изучению процесса горения
Аннотация:
Статья представляет методическую разработку интегрированного урока химии и физики в 8 классе. Материал, изучаемый на уроке, позволяет учащимся не только рассмотреть процесс горения как химическую реакцию, но и повторить решение задач на нахождение теплоты сгорания топлива.
Ключевые слова:
горение, топливо, удельная теплота сгорания, оксиды, интегрированный урок.
Заголовок:
Контекстная задача: что важно учитывать при покупке лекарств
Список литературы:
- Ахметов М. А. Об использовании контекстных задач в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. − № 4. – С. 23-27.
- Журин А. А. Особенности заданий для диагностики метапредметных результатов и их конструирование // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества / Под ред. Г. В. Лисичкина. – М.: Издательство Московского университета, 2018. – С. 99-115.
- Шалашова М. М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода. – Арзамас: АГПИ, 2009.
- Банару А. М. Метафорическая контекстная задача как средство стимулирования познавательной активности // Химия в школе. – 2020. − № 3. – С. 29-33.
- Семёнов В. И., Гаврилова Е. Б., Лысков Н. Б. Патентование лекарственных средств и государственная регистрация лекарственных препаратов: подводные камни // Ведомости НЦЭСМП. – 2015. – № 4. – С. 43-46.
- Асанова Л. И. Сколько математики нужно в курсе химии // Химия в школе. – 2020. − № 1. – С. 5-9.
- Банару А. М., Бердоносов С. С., Григорьев А. Н. Естественно-научный метапредмет в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова // История и педагогика естествознания. – 2018. – № 2. – С. 16-19.
- Siberian Wellness (Сибирское здоровье). Официальный интернет-магазин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.siberianhealth.com/ru/
- СберЕаптека. Интернет-аптека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eapteka.ru
- РИА Новости. 04.03.2015. ВОЗ рекомендует ограничить потребление сахара до 25-50 граммов в день [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20150304/1050916091.html
Аннотация:
Предлагается контекстная задача нового типа на оптимизацию расходов при покупке лекарственных средств и биодобавок. Применение задач такого типа позволяет достичь метапредметных результатов обучения химии.
Ключевые слова:
контекстная задача, биодобавка, витамин.
Заголовок:
Расследование ведут химики
Список литературы:
- Заграничная Н. А. О формировании естественно-научной грамотности учащихся // Химия в школе. – 2016. - № 6. - С. 6-10.
- Зазнобина Л. С. Стандарт медиа-образования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998. - № 3. - С. 26-34.
- Перевозчикова Н. В. Из опыта формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. – 2020. - № 9. - С. 40-43.
- Пичугина Н. В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа, 2006.
- Стрельникова Е. Н. Химия с Шерлоком Холмсом. - М.: Издательство АСТ, 2019.
- Стрельникова Е. Н. Узнавай химию, читая классику. - М.: Издательство АСТ, 2018.
Аннотация:
Предложена методическая разработка урока повторения и обобщения темы «Неметаллы» (9 класс). На занятии учащиеся комментируют сведения о веществах, их свойствах, применении, взятые из отрывков художественной литературы, рекламы, сообщений СМИ, взглянув на предложенные тексты с точки зрения химии.
Ключевые слова:
неметаллы, медиа-образование, химическая грамотность.
Заголовок:
ВПР для восьмиклассников: итоги апробации
Список литературы:
- Андрюшин В. Н. Всероссийская проверочная работа. Химия: 8 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС. – М.: Экзамен, 2021.
- Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Февралева В. А. Химия. ВПР. 8-й класс. 10 тренировочных вариантов: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2020.
- Купцова А. В., Корощенко А. С. Химия: Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР: 8 класс – М.: Изд-во АСТ, 2021.
- Дроздов А. А. Всероссийская проверочная работа. Химия: 8 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС. – М.: Экзамен, 2021.
Аннотация:
Сформулированы цели и задачи проведения ВПР по химии в 8 классе. Показано, что наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы в рамках ВПР оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности УУД и овладения межпредметными понятиями. Подробно обсуждена структура КИМ ВПР. Проведен статистический анализ итогов ВПР по химии 2020 г. по программе 8 класса. Показаны возможности графического представления результатов ВПР для выявления возможных фальсификаций. Проведен критический анализ имеющихся методических пособий по подготовке к ВПР по химии в 8 классе. Показано, что широкие возможности ВПР по определению предметных и метапредметных результатов обучения могут служить повышению качества российского химического образования.
Ключевые слова:
Всероссийская проверочная работа по химии, программа по химии для 8 класса, контрольные измерительные материалы, анализ статистики выполнения, методические пособия для подготовки.
Заголовок:
Методы титриметрии в организации познавательной деятельности
Список литературы:
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012, №413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении ФГОС СОО». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221120&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.22149846411474905#08989145322189687
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010, №1897 (ред. 31.12.2015) «Об утверждении ФГОС ООО». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193504&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9296475465446099#04662706499645397
- Тексты олимпиадных заданий экспериментального тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, 2017-2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kontren.narod.ru/Oli/O-18-o.html
- Тексты олимпиадных заданий экспериментального тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, 2018-2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kontren.narod.ru/Oli/O-19-o.html
- Глава 4. Количественный химический анализ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infopedia.su/15xeeab.html
- Задания, ответы и результаты олимпиады по химии. Региональный этап, 2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://100balnik.com/
- Аналитическая химия. Методические указания к выполнению лабораторных работ по количественному анализу для студентов очного и очно-заочного отделений / Составители: доц. Е. В. Зиненко, проф. А. Ю. Ершов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-190596.html
Аннотация:
В статье раскрываются возможности применения экспериментальных задач химической олимпиады для организации познавательной деятельности учащихся на занятиях кружка. Титриметрические методы химического анализа рассматриваются как предметная основа для формирования универсальных, в частности, познавательных, умений обучающихся.
Ключевые слова:
количественный химический анализ, титриметрические методы химического анализа, универсальные учебные умения, химический эксперимент, экспериментальные задачи, олимпиада по химии.
Заголовок:
Исследование БАД на содержание алкалоидов
Список литературы:
- Васильева Н. В. и др. Практические работы по органической химии. Малый практикум. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М., Просвещение, 1978.
- Иванов В. Г., Гева О. Н., Гаверова Ю. Г. Практикум по органической химии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., Издательский центр «Академия», 2000.
- Справочник химика 21. Химия и химическая технология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.chem21.info/info/168855/
- Степаненко Б. Н. Органическая химия. — М., Медицина, 1980.
- Ушкалова В. Н. Современная химия. Книга для учителя. — Тюмень, ОАО «Тюменский дом печати», 2005.
Аннотация:
В статье рассматривается возможность организации исследовательской работы учащихся на примере обнаружения алкалоидов в биологически активных добавках. Даны методики проведения экспериментов с общеалкалоидными реактивами, возможные специфические реакции идентификации алкалоидов.
Ключевые слова:
алкалоиды, физиологическое действие алкалоидов, БАДы, общеалкалоидные реактивы.
Заголовок:
Количественное определение каротина
Список литературы:
- Жукова Н. И. Количественное определение витамина C в биологическом материале // Химия в школе. — 2017. — № 2. — С. 58–61.
- Петров К. П. Методы биохимии растительных продуктов. — Киев, Вища школа, 1978.
- Романовский В. Е., Синькова Е. А. Витамины и витаминотерапия. Серия «Медицина для вас». — Ростов н/Д., Феникс, 2000.
- Савина О. В. Биохимия растений: учебное пособие для вузов. — М., Издательство Юрайт, 2020.
Аннотация:
Приведена методика количественного определения каротина в растительных продуктах. Данная исследовательская работа может быть использована учителем на уроках химии и биологии, на факультативных занятиях, в работе кружков и элективных курсов.
Ключевые слова:
химический анализ, каротин, количественное определение.
Заголовок:
Демонстрационные опыты с драгоценными металлами
Список литературы:
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс. — М.: Просвещение, 2014.
- Мартыненко Б. В., Михалёва М. В. Опыты с драгоценными металлами, доступные школьникам // Химия в школе. — 2009. — № 6. — С. 54–59.
- Химическая энциклопедия: в 5 т.: Т. 2. / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Химическая энциклопедия: в 5 т.: Т. 4. / Гл. ред. Н. С. Зефиров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
- Химическая энциклопедия: в 5 т.: Т. 3. / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.
Аннотация:
В статье рассматриваются методика и техника проведения демонстрационных опытов с драгоценными металлами. Раскрывается авторский подход при подготовке, организации и проведении каждого демонстрационного опыта, отражающего свойства золота, серебра и платины как простых веществ.
Ключевые слова:
демонстрационный опыт, золото, серебро, платина, азотная кислота, царская водка.
Заголовок:
Ментос плюс кола: повод для исследования
Список литературы:
- Kuntzleman T. S. et al. Tribonucleation: A New Mechanism for Generating the Soda Geyser // J. Chem. Educ. — 2018. — № 95. — P. 1345−1349.
Аннотация:
В статье обсуждается дидактический потенциал исследования процесса дегазации колы в присутствии ментоса.
Ключевые слова:
дегазация, нуклеация, кавитация, кока-кола, ментос.