Заголовок:
Кто в ответе за состояние школьного химического образования
Список литературы:
- Хамитова А. И. Содержание общехимической подготовки в технологическом вузе. - Казань: Школа, 2006.
- Хамитова А. И. Профильное изучение химии в школе: за и против // Химия в школе. – 2020. - № 6. - С. 31-33.
- Курамшин И. Я., Харисов Ф. Ф. Дифференциация и регионализация химической подготовки учащихся в школах Республики Татарстан // Журнал РХО им. Д. И. Менделеева. - 1999. - XLIII. - № 3-4. - С. 130-135.
- Каячев Г. Ф., Локтионов Д. А. Эволюция ценностного подхода в управлении компанией // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 397-408.
- Химия и жизнь (Солтерсовская химия). Часть IV. Руководство для учителей. Пер с англ. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1998. - С. 6.
- http://gazprom.ru/ (дата обращения 22.04.2020).
- Фадеев Г. Н., Двуличанская Н. Н., Карпов Г. М. Естествознание против естественных наук // Химия в школе. - 2019. - № 5. - С. 36-40.
- http://window.edu.ru/ (дата обращения 21.04.2020).
- Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 7 июня 2017 года) [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/901895865 (дата обращения: 12.12.2020).
Аннотация:
Рассмотрено профильное обучение химии в старшей школе. Выделены профили, содержание предмета в которых является необходимым и достаточным для успешного обучения в химико-технологическом вузе. Определены стейкхолдеры школьного химического образования. Проанализировано влияние государства, вузов, бизнеса, науки, родителей и учащихся на школьное химическое образование. Отмечено значительное уменьшение влияния вузов как стейхолдеров. Показано негативное влияние самого значимого стейкхолдера на школьную химическую подготовку. Проанализирован школьный курс «Естествознание» с точки зрения содержания химии в этом курсе и причин возникновения данного курса. Выделена основная причина – экономия времени на изучение фундаментальных естественных дисциплин: химии, физики и биологии. Показано, что изучение химии является обязательным для каждого индивидуума с точки зрения формирования элементарной химической грамотности и использовании знаний химии в повседневной жизни. Данное положение проиллюстрировано анализом несчастного случая, произошедшего в этом году – гибелью троих человек в бассейне, в который поместили 25 кг сухого льда. Несчастного случая могло бы не быть, если бы участники применили основы химических знаний к ситуации.
Ключевые слова:
профильное обучение, общая химическая подготовка, дифференцированное обучение химии, преемственность, непрерывность, стейкхолдер, естествознание, элементарная химическая грамотность.
Заголовок:
Компания «Роснефть»: новые технологии в нефтегазовом секторе
Список литературы:
- «Роснефть» сегодня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/about/Glance/
- Производственные результаты за 4 кв. и 12 мес. 2019 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/199845/
- Встреча с главой компании «Роснефть» Игорем Сечиным. 18.08.2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63904
- «Роснефть» запустила проект «Цифровое месторождение» в Башкирии. 21.05.2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/press/news/item/195043/
- Шишкин А. Создание инноваций — государственная задача [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru-/-2020/11/23/andrej-shishkin-sozdanie-innovacij-gosudarstvennaia-zadacha.html
- Реализация программы по повышению рационального использования попутного нефтяного газа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/docs/report/ 2019/ru/results/production-review/program-implementation.html
- Мембранная технология подготовки природного и попутного нефтяного газов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/518/17544.php
- Охрана окружающей среды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/Development/HealthSafetyandEnvironment/ecology/
- «Роснефть» внедрила системный подход по противодействию коронавирусной инфекции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/press/news/item/201693/
- Андрианов В. Отрасль, которую мы не потеряли. Об уроках пандемии COVID-19 для нефтяной индустрии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lenta.ru/articles/ 2020/09/07/urokinft/
Аннотация:
В статье рассмотрены основные направления деятельности и развития нефтегазовой компании «Роснефть».
Ключевые слова:
цифровизация производства, проект «Восток Ойл», попутный нефтяной газ, прикладные разработки, экологическая безопасность.
Заголовок:
Безотметочное обучение при реализации деятельностного подхода
Список литературы:
- Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Об оценках. Книга 4. – М.: Амрита-Русь, 2020.
- Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. – М.: Логос, 2010.
- Полонский В. М. Оценка достижений школьников: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2018.
- Петерсон Л. Г., Петерсон В. А. Оценка в условиях перехода к «безотметочному обучению»: проблемы и перспективы // Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Вып. 5. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.
- Цукерман Г. А. Оценка без отметки. – М., Рига, 1999.
- Аксёнова И. В. Активные формы обучения в условиях интеграции естественно-научных дисциплин // Химия в школе. - 2018. - № 3. – С. 3-7.
- Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2008.
- Аксёнова И. В. Ученический эксперимент для изучения химии в основной образовательной школе. – Липецк, ГАУДПО ЛО «ИРО», 2016.
Аннотация:
Статья посвящена содержанию и структуре урока открытия нового знания при реализации деятельностного подхода в условиях безотметочной системы оценивания. В педагогическом сценарии урока рассмотрены эффективные приёмы и средства для формирования универсальных учебных действий на разных этапах, а также возможности практического инструментария для самооценивания.
Ключевые слова:
структура урока открытия нового знания с применением деятельностного подхода, виды познавательной деятельности, формирование универсальных учебных действий, эффективные приёмы, формы заданий, карты индивидуальных достижений обучающихся для безотметочной системы оценивания.
Заголовок:
Изучение общих свойств металлов на основе межпредметных связей с физикой
Список литературы:
- Педагогическая наука – образовательной практике: научная школа Заслуженного деятеля науки РФ, д.п.н., проф. В. Н. Максимовой: коллективная монография / В. Н. Максимова, Л. В. Загрекова, Л. Д. Лебедева, Н. М. Полетаева, Н. В. Груздева. – СПб.: ВВМ, 2018.
- Сироткин А. Г., Гордон В. В., Григорьев А. Г. Изучение вольт-амперных характеристик гальванических элементов // Научно-образовательный проект для учащихся и учителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Современные достижения науки и техники»: Тезисы докладов. – Вып. 7. – СПб.: ООО «Фора-принт», 2018. – С. 106–109.
- Юрова Н. С., Сурин Ю. В. Проблемно-развивающие опыты по взаимодействию солей меди(II) с металлами различной активности // Химия в школе. – 2012. – № 10. – С. 53–58.
- Жаров А. О., Толетова М. К., Борисов А. Н. К методике изучения темы «Коррозия металлов» с использованием исследовательских проектов // Химия в школе. – 2017. – № 8. – С. 55–60.
- Будруджак П. Задачи по химии: пер. с румынск. – М.: Мир, 1989.
Аннотация:
Раскрыты направления осуществления межпредметных связей химии с физикой при изучении общих свойств металлов в курсе химии средней школы. Представлены межпредметные задачи, описаны опыты физико-химической направленности, предложены идеи для проектной деятельности школьников. Показана роль межпредметных связей в формировании у учащихся опыта творческой деятельности.
Ключевые слова:
межпредметные задачи, межпредметные связи, общие свойства металлов, опыт творческой деятельности, проектная деятельность школьников.
Заголовок:
Урок по теме «Соединения кремния»
Аннотация:
Предложена разработка урока открытия новых знаний для учащихся 9 класса.
Ключевые слова:
урок открытия новых знаний, кремний, соединения кремния.
Заголовок:
Из опыта организации самостоятельной работы с учебником
Список литературы:
- Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
Аннотация:
Приведена разработка урока, на котором созданы условия для самостоятельной познавательной деятельности школьников. Средством организации самостоятельной работы выступает рабочий лист ученика. Выполнение заданий предполагает активную работу с текстом учебника, развивает умения анализировать информацию, структурировать её, производить умозаключения, реализует мировоззренческий потенциал предметного содержания.
Ключевые слова:
рабочий лист, познавательные задания.
Заголовок:
Изучение ОВР с использованием QR-кода
Список литературы:
- Ильичёва Т. В. Об использовании элементов технологии проблемного обучения // Химия в школе. – 2019. - № 9. - С. 17-19.
- Конопляник Е. М. О проблемном подходе в практике обучения // Химия в школе. – 2019. - № 8. - С. 47-50.
- Янкив К. Ф., Козлова М. А. Проблемное обучение с использованием QR-кода // Химия в школе. – 2020. - № 7. – С. 25-28.
- Войтович В. А. Химия в быту. - М.: Знание, 2007. - С. 59-65.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия, 1978. – С. 47-50.
- Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа, 2008. - С. 27.
- Янкив К. Ф., Сельченко М. Медиаобразование на уроках химии // Школа юных иноваторов: Сборник научных статей итоговой конференции. ЮЗГУ, 2018 г. - Курск: Университетская книга, 2018. - С. 141-144
- Янкив К. Ф., Киреева Н., Цзю К. Медиаобразование при выполнении лабораторных опытов на уроках химии // Школа юных иноваторов: Сборник научных статей итоговой конференции. ЮЗГУ, 2018 г. - Курск: Университетская книга, 2018. - С. 163-167.
Аннотация:
Предлагается описание использования QR-кода как ключа для входа на сайт, где представлена информация по теме (теоретическая, интересные факты, проблемная задача). Использование QR-кода представляет собой элемент игры на уроках химии. Мы предлагаем изучение темы «Окислительно-восстановительные реакции» на основе проблемного подхода с использованием QR-кода.
Ключевые слова:
проблемное обучение, QR-код, методика, окислительно-восстановительные реакции, химический эксперимент, проблемная задача.
Заголовок:
Об изучении гетероциклов в условиях дистанционного обучения
Список литературы:
- Н. А. Тюкавкина, В. Л. Белобородов, С. Э. Зурабян и др. Органическая химия: учебник / Под ред. Н. А. Тюкавкиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
- Рабочая тетрадь для лабораторных занятий по химии: учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета / Под ред. В. А. Дадали, В. С. Сорокиной, Е. А. Соколовой. – СПб: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017.
- Тестовые задания по химии для студентов 1 курса: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов / Под ред. В. А. Дадали, Е. А. Соколовой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019.
Аннотация:
Представлена методическая разработка изучения темы «Гетероциклические соединения» в условиях дистанционного обучения. Особое внимание авторы уделяют таким этапам занятия, как актуализация знаний, самостоятельное изучение нового материала, совершенствование знаний и умений, проверка и коррекция знаний по данной теме.
Ключевые слова:
гетероциклические соединения, дистанционное обучение, тестовый контроль знаний.
Заголовок:
Из опыта обучения решению задач на смешивание растворов
Список литературы:
- ЕГЭ-2019. Анализ результатов Единого государственного экзамена на территории Калининградской области в 2018-2019 году / Сост. Л. А. Евдокимова, А. А. Масаев. – Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2019.
- https://fipi.ru
- Химия. ЕГЭ-2020. 10-11-е классы. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2019.
- Кабардина Е. А., Грейнер Л. К. Учим решать задачи на растворы и смеси // Химия в школе. – 2017. - № 4. - С. 29-32.
- Мухаметзянова Р. Г. Методика решения задач на растворы с применением правила креста (конверт Пирсона) // Современные проблемы подготовки специалистов для предприятий атомной отрасли. – 2017. – С. 188-192.
Аннотация:
Рассмотрены основные способы решения задач на смешивание растворов. На примере экзаменационной задачи представлены различные решения, которые отображают принципы, на основании которых производятся вычисления. Выделены достоинства и недостатки каждого из рассмотренных методов. Предложено введение в практику решения способом квадрата Пирсона как наиболее удобного и часто применяемого в лаборантской практике.
Ключевые слова:
массовая доля, растворы, химическая задача, ЕГЭ, ВПР.
Заголовок:
Токсичные элементы в табачных изделиях
Список литературы:
- Бондаревич Е. А., Коцюржинская Н. Н. Основы биоэлементологии. Биологическая роль химических элементов: учебное пособие. — Чита, 2017.
- Корчевский А. А., Глущенко П. И., Маркина А. А. Химия электронных сигарет // Химия в школе. — 2018. — № 9. — С. 52-55.
- Любименко В. Н. Табак. — Петроград: Военная типография Штаба Р.-К. Л. А., 1922.
- Панченко Л. Ф., Маев И. В., Гуревич К. Г. Клиническая биохимия микроэлементов. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.
- Радыш И. В., Скальный А. В. Введение в медицинскую элементологию: учеб. пособие. — М.: РУДН, 2015.
- Шмуклер Е. Г. Химический состав табачного дыма как фактор жизнедеятельности человеческого организма // Химия. Первое сентября. — 2009. — № 2. — С. 29-37.
Аннотация:
В статье описано сравнение содержания токсичных элементов в различных марках сигарет методом рентгенофлуоресцентной спектроскопии. Основную массу микроэлементов составляют железо, марганец и стронций, не образующие летучих соединений, однако во всех табачных изделиях выявлено также большое содержание мышьяка, кадмия, брома, и относительно низкое – свинца. В целом табачные изделия, с позиции содержания токсичных элементов, являются опасными для употребления и увеличивают риск хронической интоксикации, развития злокачественных новообразований и нарушения метаболических процессов.
Ключевые слова:
табачные изделия, токсичные элементы, рентгенофлуоресцентная спектроскопия.
Заголовок:
Демонстрационный эксперимент с медовым порохом
Список литературы:
- Wolfenden A. V., Kilah N. L. Ancient Alchemy in the Classroom: A Honey-Based, Deflagrating Pyrotechnic // Journal of Chemical Education. — 2018. — № 95 (8). — P. 1350-1353.
Аннотация:
В статье описаны особенности проведения демонстрационного эксперимента, который позволяет обсудить с учащимися не только химические свойства веществ и окислительно-восстановительные реакции, но и определённые факты из истории химии.
Ключевые слова:
демонстрационный эксперимент, порох, алхимия.
Заголовок:
Межшкольная интеллектуальная игра «Знатоки химии»
Список литературы:
- Венецкий С. И. О редких и рассеянных (Рассказы о металлах). — М., Металлургия, 1980.
- Габриелян О. С. Химия 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2019.
- ЕГЭ 2020. Химия. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Под ред. Д. Ю. Добротина. — М., Национальное образование, 2020.
- Макарова Д. А., Панина У. В., Борунова Е. Б. Познавательно-интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 62-65.
- Михеева О. С., Анацко О. Э., Абакумова Т. С. Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в мир химии» // Химия в школе. — 2017. — № 9. — С. 39-42.
- Фёдоров Е. Ф. Интеллектуальный клуб знатоков химии // Химия в школе. — 2010. — № 1. — С. 71-73.
- Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2003.
Аннотация:
Автор предлагает описание интеллектуальной игры для 9 класса “Знатоки химии», в которой участвуют команды нескольких школ. Цели игры: расширение интегрированных знаний обучающихся по предметам естественно-научного и гуманитарного циклов; активизация познавательной деятельности и повышение мотивации учащихся к изучению химии; применение полученных химических знаний в нестандартной ситуации.
Ключевые слова:
внеклассное мероприятие, игра, типичные металлы, практичные металлы, редкие и рассеянные металлы, неметаллы.
Заголовок:
Проектная деятельность: изучение процесса окрашивания волокон
Список литературы:
- Бабков А. В. и др. Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учеб. пособие для вузов. — М., Высшая школа, 2001.
- Мельников Б. Н., Щеглова Т. Л., Виноградова Г. И. Применение красителей: учебное пособие для вузов. — М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Бухарова А. В. Проектная деятельность: изучение адсорбции // Химия в школе. — 2020. — № 1. — С. 70-75.
- Logger Pro. Описание программного обеспечения. Краткое руководство пользователя. — Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», 2011.
Аннотация:
Статья посвящена организации проектно-исследовательской работы учащихся 10 классов, связанной с изучением сорбции с точки зрения физической химии и применения данного процесса при окрашивании различных тканей.
Ключевые слова:
явление адсорбции, процесс сорбции, исследовательские работы учащихся.
Заголовок:
Вариативность проектов по исследованию аскорбиновой кислоты
Список литературы:
- Жукова Н. И. Количественное определение витамина C в биологическом материале // Химия в школе. — 2017. — № 2. — С. 58-62.
- Журова В. Г. Как определить содержание витамина C в яблоках // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 57-59.
- Лекутер П., Берресон Д. Пуговицы Наполеона: семнадцать молекул, которые изменили мир. Пер. с англ. Т. Мосоловой. — Москва: АСТ: COPRUS, 2014.
- Инъекции витамина C замедляют рост раковой опухоли [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2008/08/05/cancer/
- Аскорбиновая кислота. Реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.reles.ru/cat/drugs/Ascorbic%20acid/
- Зубцова Я., Орасмяэ-Медер Т. Бьюти-мифы: Вся правда о ботоксе, стволовых клетках, органической косметике и многом другом. — М.: Альпина Паблишер, 2015. 7. Ерин А., Мудренов П. Витамин для эмульсии // Foto&Video: журнал. — 2004. — № 3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.foto-video.ru/art/review/2063/
Аннотация:
Исследование содержания витамина C в пищевых продуктах — популярная область для учебных проектов школьников. Автор предлагает ещё один вариант организации проектной деятельности по данной тематике, особенность которого заключается в создании исследовательской группы из нескольких учащихся и вариативности задач, связанных с общей экспериментальной методикой.
Ключевые слова:
проектная деятельность, аскорбиновая кислота, иодометрическое титрование.
Заголовок:
Д. И. Менделеев о таможенной политике России
Список литературы:
- Баутин В. М. Работа на науку, работа на Россию — системный подход (памяти Дмитрия Ивановича Менделеева, 1834 – 1907) // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. — 2009. — № 3. — C. 3-8.
- Волков Д. В. Таможенное дело в России XIX века: опыт таможенно-тарифного регулирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2007. — № 5. — Cтр. 67-71.
- Григорян Т. В. Диалектическое единство протекционизма и фритредерства (на примере трудов Д. И. Менделеева) // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2014. — № 5 (108). — C. 125-133.
- Курочкина Е. С., Пустынникова Ю. А., Титов И. С. Формирование национальной модели российской экономики (на примере работ Д. И. Менделеева и Л. А. Тихомирова) // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2011. — № 12. — C. 45-49.
- Менделеев Д. И. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с её общим таможенным тарифом 1891 г. — С.-Петербург: Тип. В. Демакова, 1892.
- Савченко М. М. Инвентаризация крестьянских повинностей при Николае I (1825–1855): планы и реальность // Экономическая история. Обозрение. Вып. 10. — М., 2005. — С. 172-176.
Аннотация:
В статье рассказывается о вкладе Д. И. Меделеева в развитие экономической политики России, в частности, в разработку таможенных тарифов конца ХIХ в. Предложенный материал рекомендуется для организации проектной деятельности: он позволит учащимся по-иному взглянуть на великого русского учёного Д. И. Менделеева.
Ключевые слова:
Д. И. Менделеев, экономика и таможенное право.