Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2021 № 2

Русская версия
English version
Заголовок:

Кто в ответе за состояние школьного химического образования

Список литературы:
  1. Хамитова А. И. Содержание общехимической подготовки в технологическом вузе. - Казань: Школа, 2006.
  2. Хамитова А. И. Профильное изучение химии в школе: за и против // Химия в школе. – 2020. - № 6. - С. 31-33.
  3. Курамшин И. Я., Харисов Ф. Ф. Дифференциация и регионализация химической подготовки учащихся в школах Республики Татарстан // Журнал РХО им. Д. И. Менделеева. - 1999. - XLIII. - № 3-4. - С. 130-135.
  4. Каячев Г. Ф., Локтионов Д. А. Эволюция ценностного подхода в управлении компанией // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 397-408.
  5. Химия и жизнь (Солтерсовская химия). Часть IV. Руководство для учителей. Пер с англ. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1998. - С. 6.
  6. http://gazprom.ru/ (дата обращения 22.04.2020).
  7. Фадеев Г. Н., Двуличанская Н. Н., Карпов Г. М. Естествознание против естественных наук // Химия в школе. - 2019. - № 5. - С. 36-40.
  8. http://window.edu.ru/ (дата обращения 21.04.2020).
  9. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 7 июня 2017 года) [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/901895865 (дата обращения: 12.12.2020).
Аннотация:
Рассмотрено профильное обучение химии в старшей школе. Выделены профили, содержание предмета в которых является необходимым и достаточным для успешного обучения в химико-технологическом вузе. Определены стейкхолдеры школьного химического образования. Проанализировано влияние государства, вузов, бизнеса, науки, родителей и учащихся на школьное химическое образование. Отмечено значительное уменьшение влияния вузов как стейхолдеров. Показано негативное влияние самого значимого стейкхолдера на школьную химическую подготовку. Проанализирован школьный курс «Естествознание» с точки зрения содержания химии в этом курсе и причин возникновения данного курса. Выделена основная причина – экономия времени на изучение фундаментальных естественных дисциплин: химии, физики и биологии. Показано, что изучение химии является обязательным для каждого индивидуума с точки зрения формирования элементарной химической грамотности и использовании знаний химии в повседневной жизни. Данное положение проиллюстрировано анализом несчастного случая, произошедшего в этом году – гибелью троих человек в бассейне, в который поместили 25 кг сухого льда. Несчастного случая могло бы не быть, если бы участники применили основы химических знаний к ситуации.
Заголовок:

Компания «Роснефть»: новые технологии в нефтегазовом секторе

Список литературы:
  1. «Роснефть» сегодня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/about/Glance/
  2. Производственные результаты за 4 кв. и 12 мес. 2019 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/199845/
  3. Встреча с главой компании «Роснефть» Игорем Сечиным. 18.08.2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63904
  4. «Роснефть» запустила проект «Цифровое месторождение» в Башкирии. 21.05.2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/press/news/item/195043/
  5. Шишкин А. Создание инноваций — государственная задача [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru-/-2020/11/23/andrej-shishkin-sozdanie-innovacij-gosudarstvennaia-zadacha.html
  6. Реализация программы по повышению рационального использования попутного нефтяного газа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/docs/report/ 2019/ru/results/production-review/program-implementation.html
  7. Мембранная технология подготовки природного и попутного нефтяного газов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/518/17544.php
  8. Охрана окружающей среды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/Development/HealthSafetyandEnvironment/ecology/
  9. «Роснефть» внедрила системный подход по противодействию коронавирусной инфекции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/press/news/item/201693/
  10. Андрианов В. Отрасль, которую мы не потеряли. Об уроках пандемии COVID-19 для нефтяной индустрии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lenta.ru/articles/ 2020/09/07/urokinft/
Аннотация:
В статье рассмотрены основные направления деятельности и развития нефтегазовой компании «Роснефть».
Заголовок:

Безотметочное обучение при реализации деятельностного подхода

Список литературы:
  1. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Об оценках. Книга 4. – М.: Амрита-Русь, 2020.
  2. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. – М.: Логос, 2010.
  3. Полонский В. М. Оценка достижений школьников: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2018.
  4. Петерсон Л. Г., Петерсон В. А. Оценка в условиях перехода к «безотметочному обучению»: проблемы и перспективы // Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Вып. 5. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.
  5. Цукерман Г. А. Оценка без отметки. – М., Рига, 1999.
  6. Аксёнова И. В. Активные формы обучения в условиях интеграции естественно-научных дисциплин // Химия в школе. - 2018. - № 3. – С. 3-7.
  7. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2008.
  8. Аксёнова И. В. Ученический эксперимент для изучения химии в основной образовательной школе. – Липецк, ГАУДПО ЛО «ИРО», 2016.
Аннотация:
Статья посвящена содержанию и структуре урока открытия нового знания при реализации деятельностного подхода в условиях безотметочной системы оценивания. В педагогическом сценарии урока рассмотрены эффективные приёмы и средства для формирования универсальных учебных действий на разных этапах, а также возможности практического инструментария для самооценивания.
Заголовок:

Изучение общих свойств металлов на основе межпредметных связей с физикой

Список литературы:
  1. Педагогическая наука – образовательной практике: научная школа Заслуженного деятеля науки РФ, д.п.н., проф. В. Н. Максимовой: коллективная монография / В. Н. Максимова, Л. В. Загрекова, Л. Д. Лебедева, Н. М. Полетаева, Н. В. Груздева. – СПб.: ВВМ, 2018.
  2. Сироткин А. Г., Гордон В. В., Григорьев А. Г. Изучение вольт-амперных характеристик гальванических элементов // Научно-образовательный проект для учащихся и учителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Современные достижения науки и техники»: Тезисы докладов. – Вып. 7. – СПб.: ООО «Фора-принт», 2018. – С. 106–109.
  3. Юрова Н. С., Сурин Ю. В. Проблемно-развивающие опыты по взаимодействию солей меди(II) с металлами различной активности // Химия в школе. – 2012. – № 10. – С. 53–58.
  4. Жаров А. О., Толетова М. К., Борисов А. Н. К методике изучения темы «Коррозия металлов» с использованием исследовательских проектов // Химия в школе. – 2017. – № 8. – С. 55–60.
  5. Будруджак П. Задачи по химии: пер. с румынск. – М.: Мир, 1989.
Аннотация:
Раскрыты направления осуществления межпредметных связей химии с физикой при изучении общих свойств металлов в курсе химии средней школы. Представлены межпредметные задачи, описаны опыты физико-химической направленности, предложены идеи для проектной деятельности школьников. Показана роль межпредметных связей в формировании у учащихся опыта творческой деятельности.
Заголовок:

Урок по теме «Соединения кремния»

Аннотация:
Предложена разработка урока открытия новых знаний для учащихся 9 класса.
Заголовок:

Из опыта организации самостоятельной работы с учебником

Список литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
Аннотация:
Приведена разработка урока, на котором созданы условия для самостоятельной познавательной деятельности школьников. Средством организации самостоятельной работы выступает рабочий лист ученика. Выполнение заданий предполагает активную работу с текстом учебника, развивает умения анализировать информацию, структурировать её, производить умозаключения, реализует мировоззренческий потенциал предметного содержания.
Заголовок:

Изучение ОВР с использованием QR-кода

Список литературы:
  1. Ильичёва Т. В. Об использовании элементов технологии проблемного обучения // Химия в школе. – 2019. - № 9. - С. 17-19.
  2. Конопляник Е. М. О проблемном подходе в практике обучения // Химия в школе. – 2019. - № 8. - С. 47-50.
  3. Янкив К. Ф., Козлова М. А. Проблемное обучение с использованием QR-кода // Химия в школе. – 2020. - № 7. – С. 25-28.
  4. Войтович В. А. Химия в быту. - М.: Знание, 2007. - С. 59-65.
  5. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия, 1978. – С. 47-50.
  6. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа, 2008. - С. 27.
  7. Янкив К. Ф., Сельченко М. Медиаобразование на уроках химии // Школа юных иноваторов: Сборник научных статей итоговой конференции. ЮЗГУ, 2018 г. - Курск: Университетская книга, 2018. - С. 141-144
  8. Янкив К. Ф., Киреева Н., Цзю К. Медиаобразование при выполнении лабораторных опытов на уроках химии // Школа юных иноваторов: Сборник научных статей итоговой конференции. ЮЗГУ, 2018 г. - Курск: Университетская книга, 2018. - С. 163-167.
Аннотация:
Предлагается описание использования QR-кода как ключа для входа на сайт, где представлена информация по теме (теоретическая, интересные факты, проблемная задача). Использование QR-кода представляет собой элемент игры на уроках химии. Мы предлагаем изучение темы «Окислительно-восстановительные реакции» на основе проблемного подхода с использованием QR-кода.
Заголовок:

Об изучении гетероциклов в условиях дистанционного обучения

Список литературы:
  1. Н. А. Тюкавкина, В. Л. Белобородов, С. Э. Зурабян и др. Органическая химия: учебник / Под ред. Н. А. Тюкавкиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
  2. Рабочая тетрадь для лабораторных занятий по химии: учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета / Под ред. В. А. Дадали, В. С. Сорокиной, Е. А. Соколовой. – СПб: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017.
  3. Тестовые задания по химии для студентов 1 курса: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов / Под ред. В. А. Дадали, Е. А. Соколовой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019.
Аннотация:
Представлена методическая разработка изучения темы «Гетероциклические соединения» в условиях дистанционного обучения. Особое внимание авторы уделяют таким этапам занятия, как актуализация знаний, самостоятельное изучение нового материала, совершенствование знаний и умений, проверка и коррекция знаний по данной теме.
Заголовок:

Из опыта обучения решению задач на смешивание растворов

Список литературы:
  1. ЕГЭ-2019. Анализ результатов Единого государственного экзамена на территории Калининградской области в 2018-2019 году / Сост. Л. А. Евдокимова, А. А. Масаев. – Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2019.
  2. https://fipi.ru
  3. Химия. ЕГЭ-2020. 10-11-е классы. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2019.
  4. Кабардина Е. А., Грейнер Л. К. Учим решать задачи на растворы и смеси // Химия в школе. – 2017. - № 4. - С. 29-32.
  5. Мухаметзянова Р. Г. Методика решения задач на растворы с применением правила креста (конверт Пирсона) // Современные проблемы подготовки специалистов для предприятий атомной отрасли. – 2017. – С. 188-192.
Аннотация:
Рассмотрены основные способы решения задач на смешивание растворов. На примере экзаменационной задачи представлены различные решения, которые отображают принципы, на основании которых производятся вычисления. Выделены достоинства и недостатки каждого из рассмотренных методов. Предложено введение в практику решения способом квадрата Пирсона как наиболее удобного и часто применяемого в лаборантской практике.
Заголовок:

Токсичные элементы в табачных изделиях

Список литературы:
  1. Бондаревич Е. А., Коцюржинская Н. Н. Основы биоэлементологии. Биологическая роль химических элементов: учебное пособие. — Чита, 2017.
  2. Корчевский А. А., Глущенко П. И., Маркина А. А. Химия электронных сигарет // Химия в школе. — 2018. — № 9. — С. 52-55.
  3. Любименко В. Н. Табак. — Петроград: Военная типография Штаба Р.-К. Л. А., 1922.
  4. Панченко Л. Ф., Маев И. В., Гуревич К. Г. Клиническая биохимия микроэлементов. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.
  5. Радыш И. В., Скальный А. В. Введение в медицинскую элементологию: учеб. пособие. — М.: РУДН, 2015.
  6. Шмуклер Е. Г. Химический состав табачного дыма как фактор жизнедеятельности человеческого организма // Химия. Первое сентября. — 2009. — № 2. — С. 29-37.
Аннотация:
В статье описано сравнение содержания токсичных элементов в различных марках сигарет методом рентгенофлуоресцентной спектроскопии. Основную массу микроэлементов составляют железо, марганец и стронций, не образующие летучих соединений, однако во всех табачных изделиях выявлено также большое содержание мышьяка, кадмия, брома, и относительно низкое – свинца. В целом табачные изделия, с позиции содержания токсичных элементов, являются опасными для употребления и увеличивают риск хронической интоксикации, развития злокачественных новообразований и нарушения метаболических процессов.
Заголовок:

Демонстрационный эксперимент с медовым порохом

Список литературы:
  1. Wolfenden A. V., Kilah N. L. Ancient Alchemy in the Classroom: A Honey-Based, Deflagrating Pyrotechnic // Journal of Chemical Education. — 2018. — № 95 (8). — P. 1350-1353.
Аннотация:
В статье описаны особенности проведения демонстрационного эксперимента, который позволяет обсудить с учащимися не только химические свойства веществ и окислительно-восстановительные реакции, но и определённые факты из истории химии.
Заголовок:

Межшкольная интеллектуальная игра «Знатоки химии»

Список литературы:
  1. Венецкий С. И. О редких и рассеянных (Рассказы о металлах). — М., Металлургия, 1980.
  2. Габриелян О. С. Химия 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2019.
  3. ЕГЭ 2020. Химия. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Под ред. Д. Ю. Добротина. — М., Национальное образование, 2020.
  4. Макарова Д. А., Панина У. В., Борунова Е. Б. Познавательно-интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 62-65.
  5. Михеева О. С., Анацко О. Э., Абакумова Т. С. Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в мир химии» // Химия в школе. — 2017. — № 9. — С. 39-42.
  6. Фёдоров Е. Ф. Интеллектуальный клуб знатоков химии // Химия в школе. — 2010. — № 1. — С. 71-73.
  7. Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2003.
Аннотация:
Автор предлагает описание интеллектуальной игры для 9 класса “Знатоки химии», в которой участвуют команды нескольких школ. Цели игры: расширение интегрированных знаний обучающихся по предметам естественно-научного и гуманитарного циклов; активизация познавательной деятельности и повышение мотивации учащихся к изучению химии; применение полученных химических знаний в нестандартной ситуации.
Заголовок:

Проектная деятельность: изучение процесса окрашивания волокон

Список литературы:
  1. Бабков А. В. и др. Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учеб. пособие для вузов. — М., Высшая школа, 2001.
  2. Мельников Б. Н., Щеглова Т. Л., Виноградова Г. И. Применение красителей: учебное пособие для вузов. — М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Бухарова А. В. Проектная деятельность: изучение адсорбции // Химия в школе. — 2020. — № 1. — С. 70-75.
  4. Logger Pro. Описание программного обеспечения. Краткое руководство пользователя. — Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», 2011.
Аннотация:
Статья посвящена организации проектно-исследовательской работы учащихся 10 классов, связанной с изучением сорбции с точки зрения физической химии и применения данного процесса при окрашивании различных тканей.
Заголовок:

Вариативность проектов по исследованию аскорбиновой кислоты

Список литературы:
  1. Жукова Н. И. Количественное определение витамина C в биологическом материале // Химия в школе. — 2017. — № 2. — С. 58-62.
  2. Журова В. Г. Как определить содержание витамина C в яблоках // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 57-59.
  3. Лекутер П., Берресон Д. Пуговицы Наполеона: семнадцать молекул, которые изменили мир. Пер. с англ. Т. Мосоловой. — Москва: АСТ: COPRUS, 2014.
  4. Инъекции витамина C замедляют рост раковой опухоли [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2008/08/05/cancer/
  5. Аскорбиновая кислота. Реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.reles.ru/cat/drugs/Ascorbic%20acid/
  6. Зубцова Я., Орасмяэ-Медер Т. Бьюти-мифы: Вся правда о ботоксе, стволовых клетках, органической косметике и многом другом. — М.: Альпина Паблишер, 2015. 7. Ерин А., Мудренов П. Витамин для эмульсии // Foto&Video: журнал. — 2004. — № 3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.foto-video.ru/art/review/2063/
Аннотация:
Исследование содержания витамина C в пищевых продуктах — популярная область для учебных проектов школьников. Автор предлагает ещё один вариант организации проектной деятельности по данной тематике, особенность которого заключается в создании исследовательской группы из нескольких учащихся и вариативности задач, связанных с общей экспериментальной методикой.
Заголовок:

Д. И. Менделеев о таможенной политике России

Список литературы:
  1. Баутин В. М. Работа на науку, работа на Россию — системный подход (памяти Дмитрия Ивановича Менделеева, 1834 – 1907) // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. — 2009. — № 3. — C. 3-8.
  2. Волков Д. В. Таможенное дело в России XIX века: опыт таможенно-тарифного регулирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2007. — № 5. — Cтр. 67-71.
  3. Григорян Т. В. Диалектическое единство протекционизма и фритредерства (на примере трудов Д. И. Менделеева) // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2014. — № 5 (108). — C. 125-133.
  4. Курочкина Е. С., Пустынникова Ю. А., Титов И. С. Формирование национальной модели российской экономики (на примере работ Д. И. Менделеева и Л. А. Тихомирова) // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2011. — № 12. — C. 45-49.
  5. Менделеев Д. И. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с её общим таможенным тарифом 1891 г. — С.-Петербург: Тип. В. Демакова, 1892.
  6. Савченко М. М. Инвентаризация крестьянских повинностей при Николае I (1825–1855): планы и реальность // Экономическая история. Обозрение. Вып. 10. — М., 2005. — С. 172-176.
Аннотация:
В статье рассказывается о вкладе Д. И. Меделеева в развитие экономической политики России, в частности, в разработку таможенных тарифов конца ХIХ в. Предложенный материал рекомендуется для организации проектной деятельности: он позволит учащимся по-иному взглянуть на великого русского учёного Д. И. Менделеева.
Title:

Who is Responsible for the Situation in School Chemical Education

Summary:
The subject-oriented chemistry education in high school is considered. The profiles are identified; the content of chemistry which is necessary and sufficient for successful training in a chemical and technological university is discussed. Stakeholders of school chemical education are determined. The influence of the state, universities, business, science, parents and schoolchildren on school chemical education is analyzed. A significant decrease in the influence of universities as stakeholders is noted. The negative influence of the most significant stakeholder on school general chemical training is shown. The school course “Natural Science” is discussed in terms of its chemistry content as well as the causes of using this course. The main reason of developing this course deals with decreasing time for studying fundamental natural disciplines: chemistry, physics and biology. It is shown that the study of chemistry is mandatory for each individual in terms of the formation of elementary chemical knowledge and its use in everyday life. This statement is illustrated by an analysis of the accident that occurred this year - the death of three people in a pool in which 25 kg of dry ice was placed. There could have been no accident if the participants had applied the basics of chemical knowledge to the situation.
Title:

Сompany “Rosneft”: New Technologies in the Oil and Gas Sector

Summary:
The article discusses the main activities and development of the oil and gas company “Rosneft”.
Title:

Mark-free Teaching in the Conditions of Using the Activity Approach

Summary:
The article deals with the content and structure of a lesson in of gaining new knowledge with the use of the activity approach to teaching chemistry in the conditions of a mark-free assessment system. In the pedagogical scenario of the lesson, effective techniques and means for the formation of universal educational actions at different stages, as well as the potential of practical tools for self-assessment, are considered.
Title:

Studying General Properties of Metals on the Base of on Inter-subject Connections with Physics

Summary:
The article reveals the directions of the implementation of inter-subject connections between chemistry and physics in studying general properties of metals in the course of chemistry in high school. Inter-subject tasks are presented, physical and chemical experiments are described, ideas for students’ project activities are proposed. The role of inter-subject connections in the formation of learners’ experience of creative activity is shown.
Title:

Lesson on the Theme «Silicon Compounds»

Summary:
The description of a lesson of gaining new knowledge for grade 9 students is suggested.
Title:

From the Experience of Organizing Students’ Independent Work with a Textbook

Summary:
The article describes the scenario of a lesson that creates conditions for students’ independent cognitive activity while working with a textbook. The student’s worksheet serves as a means of organizing independent work. Performing tasks develops the ability to analyze information, structure it and draw conclusions.
Title:

Studying Redox Reactions Using a QR Code

Summary:
The authors describe the use of a QR code as a key to enter a site where information on a topic is displayed (theory, interesting facts, tasks). Using the QR code stimulates students’ interest. We propose to study the topic “Redox reactions” on the basis of a problematic approach using a QR code.
Title:

On Studying Heterocycles in the Conditions of Distance Learning

Summary:
The article presents a methodological description of studying the topic «Heterocyclic compounds» in the context of distance learning. The authors pay special attention to the independent work with the new material, improving knowledge and skills, checking and correcting knowledge on this topic.
Title:

From the Experience of Teaching Students to Solve Tasks on Mixing Solutions

Summary:
The article considers several ways to solve tasks on mixing solutions. Various methods based on an exam task are presented. The main calculation principles are explained step-by-step. The advantages and disadvantages of each method are shown. The Pearson square method is suggested as the most convenient and widely used in the laboratory practice.
Title:

Toxic Elements in Tobacco Products

Summary:
The paper compares the content of toxic elements in various brands of cigarettes by X-ray fluorescence spectroscopy. High levels of iron, manganese and strontium, which do not form volatile compounds, were found. However, all tobacco products have a high content of arsenic, cadmium, bromine. In general, tobacco products, from the point of view of the content of toxic elements, are harmful and smoking increases the risk of chronic intoxication, development of malignant neoplasms and metabolic disorders.
Title:

Demonstration with a Honey-Based Pyrotechnic

Summary:
The article describes the features of a demonstration which allows a teacher to discuss with students not only chemical properties of substances and redox reactions, but also certain facts from the history of chemistry.
Title:

Interschool Intellectual Game “Chemistry experts”

Summary:
The author offers a description of an intellectual game for grade 9 “Chemistry Experts”, in which teams from several schools participate. Objectives of the game: expanding integrated knowledge of students in Natural Sciences and Humanities; stimulating students’ cognitive activity and increasing their motivation to study chemistry; application of chemical knowledge in a non-standard situation.
Title:

Project Activity: Studying the Process of Dyeing Fibers

Summary:
The article is devoted to the project work of 10th-graders related to the study of sorption from the point of view of the physicochemical process and the use of this process in dyeing various natural fibres.
Title:

Variability of Ascorbic Acid Research Projects

Summary:
Studying the vitamin C content in foods is a popular area for students’ research projects. The author offers a rational version of organizing project activities on this topic, the specific feature of which is the creation of a research group of several students and the variability of tasks related to the general experimental technique.
Title:

D. I. Mendeleev on the Customs Policy of Russia

Summary:
The author describes the contribution of D. I. Medeleev to the development of Russian economic policy, in particular, to the development of customs tariffs of the end of the XIX century. The material is recommended for organizing project activities: it will allow students to take a fresh look at the great Russian scientist D. I. Mendeleev.
Связаться с нами