Заголовок:
Итоги конкурса «Учитель года – 2021»
Аннотация:
Члены жюри рассказывают о финале Всероссийского конкурса «Учитель года», который прошёл в конце сентября 2021 г. в Ростове-на-Дону.
Ключевые слова:
конкурс «Учитель года России», конкурсные испытания, шоу, тенденции развития.
Заголовок:
О формировании умений самоуправления учебной деятельностью
Список литературы:
- Турчен Д. Н. Графические схемы при решении расчётных задач // Химия в школе. — 2010. — № 6. - С. 51-56.
- Мякинник Т. Н., Борушко И. И. Проверь себя. Химия. 8 класс. Задания для самостоятельной работы: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. и белорус. яз. обучения. — Минск: Сэр-Вит, 2019.
- Мякинник Т. Н., Аршанский Е. Я. Формирование у учащихся умений самоуправления при выполнении количественных расчётов // Біялогія і Хімія: праблемы выкладання. — 2020. — № 3. — С. 3-15.
Аннотация:
Дано определение понятию «самоуправление учебной деятельностью учащихся». Представлена сущностная характеристика умений самоуправления учебной деятельностью. Раскрыты возможности формирования у учащихся умений самоуправления учебной деятельностью при обучении химии. Представлена научно-методическая классификация заданий по химии, выполнение которых способствует формированию у учащихся целого комплекса умений самоуправления учебной деятельностью.
Ключевые слова:
самоуправление учебной деятельностью, планирование, принятие решений, самооценка, самоконтроль, коррекция.
Заголовок:
Урок-дебаты «Пластмассы: за и против»
Список литературы:
- Soft skills – навыки XXI века: что больше всего ценят работодатели-драйверы в России и Пермском крае? [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499053710
- Soft и hard skills. Что это такое и зачем их развивать? [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://propostuplenie.ru/zachem-razvivat-soft-i-hard-skills
- Brooks N. G., Greer T. H., Morris S. A. Information systems security job advertisement analysis: Skills review and implications for information systems curriculum // Journal of Education for Business. − 2018. − № 93 (5). − P. 213-221.
- Chowdary D. V. The importance of training engineering in soft-skills [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/293313936_THE_IMPORTANCE_OF_TRAINING_ENGINEERING_IN_SOFT-SKILLS
- Fernandez-Sanz L., Villalba M. T., Medina J. A., Misra S. A study on the key soft skills for successful participation of students in multinational engineering // International Journal of Engineering Education. − 2017. − № 33 (6). − P. 2061-2070.
- Mardis M. A., Ma J., Jones F. R. и др. Assesing alignment between information technology educational opportunities, professional requirements, and industry demands // Education and Information Technologies. − 2018. − № 23 (4). − P. 1547-1584.
- Тряпицына А. П. Подготовка педагогических кадров и задачи современной школы // Вестник герценовского университета. - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена. − 2010. − № 11 (85). − С. 16-18.
- Волкова Т. Г., Кузьмина З. А. Soft skills профиль студентов выпускного курса магистратуры // Молодёжный научный журнал «Форум молодёжной науки». − 2020. – Вып. 1, № 1. − С. 21-24.
- Волкова Т. Г., Кузьмина З. А. Soft skills: групповой портрет педагога // Инновационные идеи и методические решения в преподавании естественных наук: материалы XI Всероссийской научно-методической конференции (15 января 2021 г.); Ивановский государственный химико-технологический университет. – Иваново, 2021. – С. 22-24.
- Волкова Т. Г., Таланова И. О., Кузьмина З. А. Soft skills профиль студентов выпускного курса по направлению 04.03.01 «Химия» (бакалавриат) // Модернизация сферы образования и науки с учётом мировых научно-технологических трендов: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, г. Белгород, 13 июля 2020 г. – Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. – С. 5-8.
- Сафонова Л. Ю. Методы интерактивного обучения: методические указания для преподавателей по применению интерактивных форм обучения. – Великие Луки, 2015.
- Белобородова Н. С., Мельникова Н. А. Дебаты как форма развития критического мышления студентов колледжа // Мир науки, культуры, образования. − 2016. − № 6. − С. 73-75.
- Литовченко О. А., Попова Н. Е. Технология «дебаты» как основа фомирования универсальных учебных действий учащихся // Педагогическое образование в России. − 2016. − № 8. − С. 118-122.
- Светенко Т. В. Путеводитель по дебатам // Дебаты: учебно-методический комплект. Кн. 1. – М.: Бонфи, 2001.
- Сорокина О. В., Литовченко Е. А. Внеучебная деятельность как ресурс развития личностных компетенций студентов. – Омск: ОГПУ, 2010.
- Хуторской А. В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) // Вопросы философии. − 2008. − № 4. − С. 109-115.
- Гюльбекян Л. К., Борунова Е. Б. Об организации дебатов в процессе обучения // Химия в школе. – 2020. - № 8. – С. 49-55.
Аннотация:
В данной работе представлен урок «Пластмассы: за и против» для школьников среднего и старшего возраста, проводимый с использованием педагогической технологии «Дебаты». Предложенный интерактивный метод обучения является одним из важнейших элементов системы формирования soft skills («мягких») навыков обучающихся.
Ключевые слова:
образовательное пространство, дебаты, «мягкие» навыки.
Заголовок:
Из опыта изучения темы «Амфотерные гидроксиды»
Список литературы:
- Неводчикова М. П. Урок-исследование по теме «Химические реакции и условия их протекания» // Химия в школе. – 2020. - № 5. - С. 21-26.
- За знобина Л. С., Журин А . А . Тетра дь для уче бной ра боты по химии: 8 кл. сре дне й обще обра зова те льной школы / Под ре д. проф. Е . Е . Минче нкова . – М.: Школа -Пре сс, 1998.
- Бохан В. В. Контекстные задачи как способ формирования химических компетенций // Химия в школе. – 2020. - № 9. - С. 43-48.
Аннотация:
В ходе решения проблемной ситуации обучающиеся, оттолкнувшись от знания свойств оснований, приходят к мысли о существовании особенных гидроксидов, обладающих амфотерными свойствами, подтверждают свои догадки экспериментальным путём.
Ключевые слова:
амфотерные гидроксиды, комплексная соль.
Заголовок:
Об использовании на уроках системы голосования Triumph
Список литературы:
- Аксёнова И. В., Андреева Г. Ю., Ярцева Ю. С. Цифровые образовательные платформы и ресурсы // Химия в школе. – 2021. - № 8. - С. 15-21.
- www.triumphboard.com
- Новикова А. В. Коррозия металлов, или Медный всадник в опасности // Химия в школе. - 2019. - № 4. - С. 14-20.
Аннотация:
В статье представлен опыт автора по использованию системы голосования Triumph для диагностики знаний по химии.
Ключевые слова:
интерактивная система, голосование, опрос, контроль знаний, химия.
Заголовок:
Из опыта применения интерактивных рабочих листов
Список литературы:
- Семёнова И. Г. Окислительно-восстановительные реакции вокруг нас // Химия в школе. - 2015. – № 9. – С. 43-46.
- Осадченко И. М., Лябин М. П. ОВР, используемые в гальванических элементах // Химия в школе. - 2018. – № 9. – С. 33-37.
- Мамаева Е. А. Использование интерактивных рабочих листов при обучении математики по технологии «Перевёрнутый класс» // Концепт. - 2020. – № 7. - С.13-28.
Аннотация:
В статье представлены структура и содержание интерактивных заданий рабочих листов, которые можно создавать на платформе Wizer. На примере урока по теме «Степень окисления» подробно представлена деятельность учащихся с интерактивным рабочим листом. Предлагаемую методическую разработку можно использовать как для дистанционного, так и очного формата обучения, а также для самостоятельной работы дома.
Ключевые слова:
окислительно-восстановительные реакции, степень окисления, интерактивные рабочие листы.
Заголовок:
Задания повышенной сложности: расчёт степени ненасыщенности органических соединений
Список литературы:
- Медведев Ю. Н., Саулевич Ф. А. Задачи на вывод молекулярной формулы: от математики к химии // Химия в школе. – 2017 -. № 8. - С. 28-31.
- Дерябина Н. Е. Определение структуры органического вещества при решении некоторых типов учебных задач // Химия в школе. – 2015. - № 10. - С. 18–21.
- Ashenhurst J. Degrees of Unsaturation (or IHD, Index of Hydrogen Deficiency) [Электронный ресурс]: https://www.masterorganicchemistry.com/2016/08/26/degrees-of-unsaturation-index-of-hydrogen-deficiency/ (дата обращения 02.04.2021)
- Saturated and Unsaturated Molecules [Электронный ресурс]: https://chem.libretexts.org/Bookshelves/Organic_Chemistry/Map%3A_Organic_Chemistry_(Wade)/08%3A_Structure_and_Synthesis_of_Alkenes/8.04%3A_Elements_of_Unsaturation (дата обращения 02.04.2021)
- Badertscher M., Bischofberger K., Munk M. E., Pretsch E. A Novel Formalism To Characterize the Degree of Unsaturation of Organic Molecule // Journal of Chemical Information and Computer Sciences. - 2001. - V. 41(4). – Р. 889–893.
- Шрайнер Р., Фьюзон Р., Кёртин Д., Моррилл Т. Идентификация органических соединений. — М.: Мир, 1983.
Аннотация:
Определение структурных формул органических веществ при решении задач повышенной сложности и заданий ЕГЭ № 33 и 35 предлагается начинать с расчёта степени ненасыщенности вещества. Данный приём позволяет ученику формализовать, ускорить и упростить нахождение структуры вещества.
Ключевые слова:
составление структурных формул органических веществ, расчёт степени ненасыщенности, задания повышенной сложности.
Заголовок:
Из опыта формирования функциональной грамотности
Список литературы:
- Ахметов М. А. Об использовании контекстных задач в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. - № 4. – С. 23-27.
- Шарабрин И. Г., Аликаев В. А., Замарин Л. Г. и др. Внутренние незаразные болезни сельскохозяйственных животных / Под ред. И. Г. Шарабрина. – М.: Агропромиздат, 1986.
- Андреева Н. Л., Соколов В. Д., Лунегов А. М. и др. Лекарственные средства, регулирующие функции исполнительных органов и систем. – СПб.: Изд-во СПбГАВМ, 2016.
Аннотация:
В статье предлагается инновационный подход к развитию функциональной грамотности и профессиональной ориентации школьников при изучении химии в общеобразовательной школе. Задачи, интегрированные с художественным содержанием, позволяют не только эмоционально раскрыть особенности профессии ветеринара, но и способствуют развитию естественно-научной, математической и читательской грамотности обучающихся - всего того, что является приоритетом современного общего образования.
Ключевые слова:
задачи, химия, художественное содержание, функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность, ветеринар, профессиональная ориентация, общеобразовательная школа.
Заголовок:
Об использовании кейс-метода в процессе обучения
Список литературы:
- Лебедева М. С., Яхнева В. О., Янкив К. Ф. Элементы методики профориентационной работы во взаимосвязи химии и медицины // Поколение будущего: взгляд молодых учёных – 2020: Сборник научных статей 9-й Международной молодёжной научной конференции. - Курск, 2020. - С. 82-85.
- Янкив К. Ф., Максимов А. С. Экспериментальное моделирование мембранных процессов живой клетки // Химия в школе. - 2017. - № 3. - С. 51-52.
- Янкив К. Ф., Козлова М. А. Проблемное обучение с использованием QR-кода // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 25-28.
- Попова С. Ю., Пронина Е. В. Кейс-стадии: принципы создания и использования. – Тверь: СКФ-офис, 2015.
- Михайлова Э. Ю. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. – 2009. - № 1. – С. 109–117.
- Золотарёв А. А. Кейс-метод: особенности разработки и реализации. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012.
Аннотация:
Кейс-метод реализуется через задания, функция которых может быть как частной – решение проблемного вопроса, так и более объёмной – организация исследовательской или проектной работы. Каждый кейс имеет методическую составляющую и практическую часть, позволяющую подтвердить предполагаемое решение экспериментально.
Ключевые слова:
кейс-метод, кейс-задания, химические реакции, методика.
Заголовок:
Решение задач по уравнению химической реакции
Список литературы:
- Мартынов В. И. Один из способов проведения расчётов по уравнению химической реакции // Химия в школе. – 2020. - № 3. - С. 26-29.
- Хомченко Г. П., Хомченко М. С. Сборник задач по химии. 4-е изд. - М.: Новая волна, 2009.
Аннотация:
В статье предлагается использовать равенство, на котором основаны все расчёты по уравнению химических реакций.
Ключевые слова:
количество вещества, масса, массовая доля, отношение массы к молярной массе, отношение объёма к молярному объёму.
Заголовок:
Об организации домашнего исследовательского эксперимента
Список литературы:
- Лыгин С. А., Краснова А. О., Пурина Е. С. Практико-ориентированный проект «Пигменты растений» // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 60–63.
- Кульченко Я. Ю., Дейнека Л. А. Влияние состава антоцианового комплекса на окраску экстрактов при повышенных значениях рН // Научные ведомости БГУ. Серия: Естественные науки. — 2017. — № 11 (260). — С. 79-83.
- Саввин П. Н., Игнатова К. С., Ломакина А. Э. Особенности выделения антоцианов спиртами алифатического ряда // Вестник ВГУИТ. — 2015. — № 2 (64). — С. 171-174.
- Шоева О. Ю. Антоцианы: секрет цвета // Химия и жизнь. — 2013. — № 1. — С. 13.
- Волкова Е. А., Леонюк Н. И., Копорулина Е. В., Мальцев В. В. Кристаллография: зарождение, рост и морфология кристаллов. — М., Юрайт, 2021.
- Петров Т. Г., Трейвус Е. Б., Пунин Ю. О., Касаткин А. П. Выращивание кристаллов из растворов. — Л.: Недра, 1983.
- Вильке К. Т. Выращивание кристаллов. — Л.: Недра, 1977.
- Козлова О. Г. Рост кристаллов. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1967.
Аннотация:
В статье рассмотрена возможность продолжения подготовки научно-исследовательских работ по химии в домашних условиях. На примере популярных направлений исследовательских работ школьников (выделение антоцианов, выращивание кристаллов) продемонстрированы варианты исследовательских работ, которые могут быть реализованы с помощью средств, доступных в домашних условиях.
Ключевые слова:
домашний химический эксперимент, антоцианы, индикаторы, кристаллизация, симметрия.
Заголовок:
Окислительные свойства пероксида водорода
Список литературы:
- Миренкова Е. В. Методологический аппарат школьного учебного исследования // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 13-17.
- Медведев Ю. Н. Опыты с иодом: анализируем и объясняем // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 53-57.
- Ермакова Ю. А., Ахметов М. А. Химический эксперимент при изучении нового материала // Химия в школе. — 2018. — № 5. — С. 45-49.
- Медведев Ю. Н. Пероксид водорода: история и современность // Химия в школе. — 2018. — № 9. — С. 38-45.
- Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А., Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: книга для учителя. — М.: АРКТИ, 1999.
- Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Экспериментальная работа по теме «Фенолы» // Химия в школе. — 2015. — № 10. — С. 38-41.
- Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Принцип аналогии при обучении органической химии // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 36-38.
- Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Исследовательские опыты с соединениями железа(III) // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 41-44.
- Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Строение и свойства витамина С // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 62-66.
- Муштакова С. П. Колебательные реакции в химии // Соросовский образовательный журнал. — 1997. — № 7. — С. 31-36.
- Перекись водорода: катализаторы разложения // Справочник химика 21 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.chem21.info/info/1183163/.
Аннотация:
Предложены легко воспроизводимые опыты с пероксидом водорода, иллюстрирующие его окислительные свойства.
Ключевые слова:
окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, пероксид водорода, иодид калия, соединения марганца, железа, свинца, меди, хромит, хромат, окислительно-восстановительный потенциал.
Заголовок:
Видеосопровождение уроков химии
Список литературы:
- Борунова Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 2-6.
- Ахметов М. А., Гара Н. Н. Химия: 9 класс : методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2021.
Аннотация:
В статье рассматривается применение видеоматериалов и заданий на их основе при изучении темы «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» (9 класс).
Ключевые слова:
обучение химии, видеоопыты, скорость химической реакции.
Заголовок:
Межпредметная конференция «Вдохновлённые природой»
Список литературы:
- Blonder R., Mamlok-Naaman R. Teaching chemistry through contemporary research versus using a historical approach // Chemistry Teacher International [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1515/cti-2018-0011
- 15 новых направлений современной науки // Научная Россия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://scientificrussia.ru/articles/new-extraordinary-science
- Katiyar, N.K., Goel, G., Hawi, S. et al. Nature-inspired materials: Emerging trends and prospects // NPG Asia Mater 13, 56 (2021). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1038/s41427-021-00322-y
- Романовская Т. Структурный цвет в живой природе // Элементы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/433671/Strukturnyy_tsvet_v_zhivoy_prirode
- Кортунов Г. М., Борунова Е. Б. Ткань времени: переплетение химии и моды // Химия в школе. — 2021. — 6. — С. 6-14.
- Teyssier, J., Saenko, S., van der Marel, D. et al. Photonic crystals cause active colour change in chameleons // Nat Commun 6, 6368 (2015). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1038
- Кричевский Г. Е. Бионика. Учимся мудрости у природы. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2021.
Аннотация:
Предлагаются материалы и задания для организации школьной межпредметной конференции «Вдохновлённые природой». Использование интересных фактов из области биомиметики позволяет актуализировать межпредметные связи между химией, биологией и физикой; познакомить учащихся с современными достижениями науки и технологии.
Ключевые слова:
межпредметная конференция, современная наука, новые материалы, биомиметика, биокомпозиты, нанострукрура.
Заголовок:
Профориентация учащихся в рамках сетевого проекта
Список литературы:
- Аксёнова И. В. О региональном сетевом проекте «Профилизация школьного химического образования» // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 67 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Санкт-Петербург, 16−17 апреля 2020 г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. — С. 19-22.
- Аксёнова И. В. Ученический эксперимент для изучения химии в основной образовательной школе (7, 8, 9 классы): учебно-методическое пособие для учителей и учеников. — Липецк: ИРО. 2016.
- Аксёнова И. В. Уроки химии в реализации системно-деятельностного подхода в основной школе, 7 класс: учебно-методическое пособие для учителя. — Липецк: ИРО. 2017.
- Аксёнова И. В. Уроки химии в реализации системно-деятельностного подхода в основной школе, 8 класс: учебно-методическое пособие для учителя. — Липецк: ИРО. 2018.
- Аксёнова И. В. Уроки химии в реализации системно-деятельностного подхода в основной школе, 9 класс: учебно-методическое пособие для учителя. — Липецк: ИРО. 2019.
Аннотация:
Статья посвящена профилизации и профориентации обучающихся на химические профессии в условиях регионального сетевого проекта. В педагогическом сценарии внеклассного занятия рассмотрены эффективные приемы и средства для формирования универсальных учебных действий на разных этапах занятия, а также возможности практического инструментария для самооценивания.
Ключевые слова:
профилизация школьного химического образования, региональный сетевой проект, структура внеклассного занятия в технологии деятельностного метода обучения, формирование универсальных учебных действий, эффективные приемы.
Заголовок:
Имена русских учёных в органической химии
Список литературы:
- Оганесян Э. Т. Органическая химия: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. — М.: Лаборатория знаний, 2016.
- Вацуро К. В., Мищенко Г. Л. Именные реакции в органической химии. — М.: Химия, 1976.
- Телешов С. В. и др. Именные реакции. История науки в школьном курсе органической химии // Первое сентября. Химия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://him.1sept.ru/2000/38/no38_1.htm
Аннотация:
Большое число наиболее значимых реакций носят имена их создателей. В работе представлен обзор некоторых «именных», персональных реакций, получивших свое название по именам первооткрывателей, их значимости в школьном курсе. Приоритетно раскрывается роль русских химиков-органиков.
Ключевые слова:
именные реакции, русские учёные-химики, патриотическое воспитание.