Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2021 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

Итоги конкурса «Учитель года – 2021»

Аннотация:
Члены жюри рассказывают о финале Всероссийского конкурса «Учитель года», который прошёл в конце сентября 2021 г. в Ростове-на-Дону.
Заголовок:

О формировании умений самоуправления учебной деятельностью

Список литературы:
  1. Турчен Д. Н. Графические схемы при решении расчётных задач // Химия в школе. — 2010. — № 6. - С. 51-56.
  2. Мякинник Т. Н., Борушко И. И. Проверь себя. Химия. 8 класс. Задания для самостоятельной работы: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. и белорус. яз. обучения. — Минск: Сэр-Вит, 2019.
  3. Мякинник Т. Н., Аршанский Е. Я. Формирование у учащихся умений самоуправления при выполнении количественных расчётов // Біялогія і Хімія: праблемы выкладання. — 2020. — № 3. — С. 3-15.
Аннотация:
Дано определение понятию «самоуправление учебной деятельностью учащихся». Представлена сущностная характеристика умений самоуправления учебной деятельностью. Раскрыты возможности формирования у учащихся умений самоуправления учебной деятельностью при обучении химии. Представлена научно-методическая классификация заданий по химии, выполнение которых способствует формированию у учащихся целого комплекса умений самоуправления учебной деятельностью.
Заголовок:

Урок-дебаты «Пластмассы: за и против»

Список литературы:
  1. Soft skills – навыки XXI века: что больше всего ценят работодатели-драйверы в России и Пермском крае? [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499053710
  2. Soft и hard skills. Что это такое и зачем их развивать? [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://propostuplenie.ru/zachem-razvivat-soft-i-hard-skills
  3. Brooks N. G., Greer T. H., Morris S. A. Information systems security job advertisement analysis: Skills review and implications for information systems curriculum // Journal of Education for Business. − 2018. − № 93 (5). − P. 213-221.
  4. Chowdary D. V. The importance of training engineering in soft-skills [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/293313936_THE_IMPORTANCE_OF_TRAINING_ENGINEERING_IN_SOFT-SKILLS
  5. Fernandez-Sanz L., Villalba M. T., Medina J. A., Misra S. A study on the key soft skills for successful participation of students in multinational engineering // International Journal of Engineering Education. − 2017. − № 33 (6). − P. 2061-2070.
  6. Mardis M. A., Ma J., Jones F. R. и др. Assesing alignment between information technology educational opportunities, professional requirements, and industry demands // Education and Information Technologies. − 2018. − № 23 (4). − P. 1547-1584.
  7. Тряпицына А. П. Подготовка педагогических кадров и задачи современной школы // Вестник герценовского университета. - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена. − 2010. − № 11 (85). − С. 16-18.
  8. Волкова Т. Г., Кузьмина З. А. Soft skills профиль студентов выпускного курса магистратуры // Молодёжный научный журнал «Форум молодёжной науки». − 2020. – Вып. 1, № 1. − С. 21-24.
  9. Волкова Т. Г., Кузьмина З. А. Soft skills: групповой портрет педагога // Инновационные идеи и методические решения в преподавании естественных наук: материалы XI Всероссийской научно-методической конференции (15 января 2021 г.); Ивановский государственный химико-технологический университет. – Иваново, 2021. – С. 22-24.
  10. Волкова Т. Г., Таланова И. О., Кузьмина З. А. Soft skills профиль студентов выпускного курса по направлению 04.03.01 «Химия» (бакалавриат) // Модернизация сферы образования и науки с учётом мировых научно-технологических трендов: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, г. Белгород, 13 июля 2020 г. – Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. – С. 5-8.
  11. Сафонова Л. Ю. Методы интерактивного обучения: методические указания для преподавателей по применению интерактивных форм обучения. – Великие Луки, 2015.
  12. Белобородова Н. С., Мельникова Н. А. Дебаты как форма развития критического мышления студентов колледжа // Мир науки, культуры, образования. − 2016. − № 6. − С. 73-75.
  13. Литовченко О. А., Попова Н. Е. Технология «дебаты» как основа фомирования универсальных учебных действий учащихся // Педагогическое образование в России. − 2016. − № 8. − С. 118-122.
  14. Светенко Т. В. Путеводитель по дебатам // Дебаты: учебно-методический комплект. Кн. 1. – М.: Бонфи, 2001.
  15. Сорокина О. В., Литовченко Е. А. Внеучебная деятельность как ресурс развития личностных компетенций студентов. – Омск: ОГПУ, 2010.
  16. Хуторской А. В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) // Вопросы философии. − 2008. − № 4. − С. 109-115.
  17. Гюльбекян Л. К., Борунова Е. Б. Об организации дебатов в процессе обучения // Химия в школе. – 2020. - № 8. – С. 49-55.
Аннотация:
В данной работе представлен урок «Пластмассы: за и против» для школьников среднего и старшего возраста, проводимый с использованием педагогической технологии «Дебаты». Предложенный интерактивный метод обучения является одним из важнейших элементов системы формирования soft skills («мягких») навыков обучающихся.
Заголовок:

Из опыта изучения темы «Амфотерные гидроксиды»

Список литературы:
  1. Неводчикова М. П. Урок-исследование по теме «Химические реакции и условия их протекания» // Химия в школе. – 2020. - № 5. - С. 21-26.
  2. За знобина  Л. С., Журин А . А . Тетра дь для уче бной ра боты по химии: 8 кл. сре дне й обще обра зова те льной школы / Под ре д. проф. Е . Е . Минче нкова . – М.: Школа -Пре сс, 1998.
  3. Бохан В. В. Контекстные задачи как способ формирования химических компетенций // Химия в школе. – 2020. - № 9. - С. 43-48.
Аннотация:
В ходе решения проблемной ситуации обучающиеся, оттолкнувшись от знания свойств оснований, приходят к мысли о существовании особенных гидроксидов, обладающих амфотерными свойствами, подтверждают свои догадки экспериментальным путём.
Заголовок:

Об использовании на уроках системы голосования Triumph

Список литературы:
  1. Аксёнова И. В., Андреева Г. Ю., Ярцева Ю. С. Цифровые образовательные платформы и ресурсы // Химия в школе. – 2021. - № 8. - С. 15-21.
  2. www.triumphboard.com
  3. Новикова А. В. Коррозия металлов, или Медный всадник в опасности // Химия в школе. - 2019. - № 4. - С. 14-20.
Аннотация:
В статье представлен опыт автора по использованию системы голосования Triumph для диагностики знаний по химии.
Заголовок:

Из опыта применения интерактивных рабочих листов

Список литературы:
  1. Семёнова И. Г. Окислительно-восстановительные реакции вокруг нас // Химия в школе. - 2015. – № 9. – С. 43-46.
  2. Осадченко И. М., Лябин М. П. ОВР, используемые в гальванических элементах // Химия в школе. - 2018. – № 9. – С. 33-37.
  3. Мамаева Е. А. Использование интерактивных рабочих листов при обучении математики по технологии «Перевёрнутый класс» // Концепт. - 2020. – № 7. - С.13-28.
Аннотация:
В статье представлены структура и содержание интерактивных заданий рабочих листов, которые можно создавать на платформе Wizer. На примере урока по теме «Степень окисления» подробно представлена деятельность учащихся с интерактивным рабочим листом. Предлагаемую методическую разработку можно использовать как для дистанционного, так и очного формата обучения, а также для самостоятельной работы дома.
Заголовок:

Задания повышенной сложности: расчёт степени ненасыщенности органических соединений

Список литературы:
  1. Медведев Ю. Н., Саулевич Ф. А. Задачи на вывод молекулярной формулы: от математики к химии // Химия в школе. – 2017 -. № 8. - С. 28-31.
  2. Дерябина Н. Е. Определение структуры органического вещества при решении некоторых типов учебных задач // Химия в школе. – 2015. - № 10. - С. 18–21.
  3. Ashenhurst J. Degrees of Unsaturation (or IHD, Index of Hydrogen Deficiency) [Электронный ресурс]: https://www.masterorganicchemistry.com/2016/08/26/degrees-of-unsaturation-index-of-hydrogen-deficiency/ (дата обращения 02.04.2021)
  4. Saturated and Unsaturated Molecules [Электронный ресурс]: https://chem.libretexts.org/Bookshelves/Organic_Chemistry/Map%3A_Organic_Chemistry_(Wade)/08%3A_Structure_and_Synthesis_of_Alkenes/8.04%3A_Elements_of_Unsaturation (дата обращения 02.04.2021)
  5. Badertscher M., Bischofberger K., Munk M. E., Pretsch E. A Novel Formalism To Characterize the Degree of Unsaturation of Organic Molecule // Journal of Chemical Information and Computer Sciences. - 2001. - V. 41(4). – Р. 889–893.
  6. Шрайнер Р., Фьюзон Р., Кёртин Д., Моррилл Т. Идентификация органических соединений. — М.: Мир, 1983.
Аннотация:
Определение структурных формул органических веществ при решении задач повышенной сложности и заданий ЕГЭ № 33 и 35 предлагается начинать с расчёта степени ненасыщенности вещества. Данный приём позволяет ученику формализовать, ускорить и упростить нахождение структуры вещества.
Заголовок:

Из опыта формирования функциональной грамотности

Список литературы:
  1. Ахметов М. А. Об использовании контекстных задач в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. - № 4. – С. 23-27.
  2. Шарабрин И. Г., Аликаев В. А., Замарин Л. Г. и др. Внутренние незаразные болезни сельскохозяйственных животных / Под ред. И. Г. Шарабрина. – М.: Агропромиздат, 1986.
  3. Андреева Н. Л., Соколов В. Д., Лунегов А. М. и др. Лекарственные средства, регулирующие функции исполнительных органов и систем. – СПб.: Изд-во СПбГАВМ, 2016.
Аннотация:
В статье предлагается инновационный подход к развитию функциональной грамотности и профессиональной ориентации школьников при изучении химии в общеобразовательной школе. Задачи, интегрированные с художественным содержанием, позволяют не только эмоционально раскрыть особенности профессии ветеринара, но и способствуют развитию естественно-научной, математической и читательской грамотности обучающихся - всего того, что является приоритетом современного общего образования.
Заголовок:

Об использовании кейс-метода в процессе обучения

Список литературы:
  1. Лебедева М. С., Яхнева В. О., Янкив К. Ф. Элементы методики профориентационной работы во взаимосвязи химии и медицины // Поколение будущего: взгляд молодых учёных – 2020: Сборник научных статей 9-й Международной молодёжной научной конференции. - Курск, 2020. - С. 82-85.
  2. Янкив К. Ф., Максимов А. С. Экспериментальное моделирование мембранных процессов живой клетки // Химия в школе. - 2017. - № 3. - С. 51-52.
  3. Янкив К. Ф., Козлова М. А. Проблемное обучение с использованием QR-кода // Химия в школе. - 2020. - № 7. - С. 25-28.
  4. Попова С. Ю., Пронина Е. В. Кейс-стадии: принципы создания и использования. – Тверь: СКФ-офис, 2015.
  5. Михайлова Э. Ю. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. – 2009. - № 1. – С. 109–117.
  6. Золотарёв А. А. Кейс-метод: особенности разработки и реализации. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012.
Аннотация:
Кейс-метод реализуется через задания, функция которых может быть как частной – решение проблемного вопроса, так и более объёмной – организация исследовательской или проектной работы. Каждый кейс имеет методическую составляющую и практическую часть, позволяющую подтвердить предполагаемое решение экспериментально.
Заголовок:

Решение задач по уравнению химической реакции

Список литературы:
  1. Мартынов В. И. Один из способов проведения расчётов по уравнению химической реакции // Химия в школе. – 2020. - № 3. - С. 26-29.
  2. Хомченко Г. П., Хомченко М. С. Сборник задач по химии. 4-е изд. - М.: Новая волна, 2009.
Аннотация:
В статье предлагается использовать равенство, на котором основаны все расчёты по уравнению химических реакций.
Заголовок:

Об организации домашнего исследовательского эксперимента

Список литературы:
  1. Лыгин С. А., Краснова А. О., Пурина Е. С. Практико-ориентированный проект «Пигменты растений» // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 60–63.
  2. Кульченко Я. Ю., Дейнека Л. А. Влияние состава антоцианового комплекса на окраску экстрактов при повышенных значениях рН // Научные ведомости БГУ. Серия: Естественные науки. — 2017. — № 11 (260). — С. 79-83.
  3. Саввин П. Н., Игнатова К. С., Ломакина А. Э. Особенности выделения антоцианов спиртами алифатического ряда // Вестник ВГУИТ. — 2015. — № 2 (64). — С. 171-174.
  4. Шоева О. Ю. Антоцианы: секрет цвета // Химия и жизнь. — 2013. — № 1. — С. 13.
  5. Волкова Е. А., Леонюк Н. И., Копорулина Е. В., Мальцев В. В. Кристаллография: зарождение, рост и морфология кристаллов. — М., Юрайт, 2021.
  6. Петров Т. Г., Трейвус Е. Б., Пунин Ю. О., Касаткин А. П. Выращивание кристаллов из растворов. — Л.: Недра, 1983.
  7. Вильке К. Т. Выращивание кристаллов. — Л.: Недра, 1977.
  8. Козлова О. Г. Рост кристаллов. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1967.
Аннотация:
В статье рассмотрена возможность продолжения подготовки научно-исследовательских работ по химии в домашних условиях. На примере популярных направлений исследовательских работ школьников (выделение антоцианов, выращивание кристаллов) продемонстрированы варианты исследовательских работ, которые могут быть реализованы с помощью средств, доступных в домашних условиях.
Заголовок:

Окислительные свойства пероксида водорода

Список литературы:
  1. Миренкова Е. В. Методологический аппарат школьного учебного исследования // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 13-17.
  2. Медведев Ю. Н. Опыты с иодом: анализируем и объясняем // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 53-57.
  3. Ермакова Ю. А., Ахметов М. А. Химический эксперимент при изучении нового материала // Химия в школе. — 2018. — № 5. — С. 45-49.
  4. Медведев Ю. Н. Пероксид водорода: история и современность // Химия в школе. — 2018. — № 9. — С. 38-45.
  5. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А., Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: книга для учителя. — М.: АРКТИ, 1999.
  6. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Экспериментальная работа по теме «Фенолы» // Химия в школе. — 2015. — № 10. — С. 38-41.
  7. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Принцип аналогии при обучении органической химии // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 36-38.
  8. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Исследовательские опыты с соединениями железа(III) // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 41-44.
  9. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Строение и свойства витамина С // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 62-66.
  10. Муштакова С. П. Колебательные реакции в химии // Соросовский образовательный журнал. — 1997. — № 7. — С. 31-36.
  11. Перекись водорода: катализаторы разложения // Справочник химика 21 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.chem21.info/info/1183163/.
Аннотация:
Предложены легко воспроизводимые опыты с пероксидом водорода, иллюстрирующие его окислительные свойства.
Заголовок:

Видеосопровождение уроков химии

Список литературы:
  1. Борунова Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. — 2021. — № 5. — С. 2-6.
  2. Ахметов М. А., Гара Н. Н. Химия: 9 класс : методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2021.
Аннотация:
В статье рассматривается применение видеоматериалов и заданий на их основе при изучении темы «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» (9 класс).
Заголовок:

Межпредметная конференция «Вдохновлённые природой»

Список литературы:
  1. Blonder R., Mamlok-Naaman R. Teaching chemistry through contemporary research versus using a historical approach // Chemistry Teacher International [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1515/cti-2018-0011
  2. 15 новых направлений современной науки // Научная Россия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://scientificrussia.ru/articles/new-extraordinary-science
  3. Katiyar, N.K., Goel, G., Hawi, S. et al. Nature-inspired materials: Emerging trends and prospects // NPG Asia Mater 13, 56 (2021). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1038/s41427-021-00322-y
  4. Романовская Т. Структурный цвет в живой природе // Элементы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/433671/Strukturnyy_tsvet_v_zhivoy_prirode
  5. Кортунов Г. М., Борунова Е. Б. Ткань времени: переплетение химии и моды // Химия в школе. — 2021. — 6. — С. 6-14.
  6. Teyssier, J., Saenko, S., van der Marel, D. et al. Photonic crystals cause active colour change in chameleons // Nat Commun 6, 6368 (2015). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1038
  7. Кричевский Г. Е. Бионика. Учимся мудрости у природы. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2021.
Аннотация:
Предлагаются материалы и задания для организации школьной межпредметной конференции «Вдохновлённые природой». Использование интересных фактов из области биомиметики позволяет актуализировать межпредметные связи между химией, биологией и физикой; познакомить учащихся с современными достижениями науки и технологии.
Заголовок:

Профориентация учащихся в рамках сетевого проекта

Список литературы:
  1. Аксёнова И. В. О региональном сетевом проекте «Профилизация школьного химического образования» // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 67 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Санкт-Петербург, 16−17 апреля 2020 г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. — С. 19-22.
  2. Аксёнова И. В. Ученический эксперимент для изучения химии в основной образовательной школе (7, 8, 9 классы): учебно-методическое пособие для учителей и учеников. — Липецк: ИРО. 2016.
  3. Аксёнова И. В. Уроки химии в реализации системно-деятельностного подхода в основной школе, 7 класс: учебно-методическое пособие для учителя. — Липецк: ИРО. 2017.
  4. Аксёнова И. В. Уроки химии в реализации системно-деятельностного подхода в основной школе, 8 класс: учебно-методическое пособие для учителя. — Липецк: ИРО. 2018.
  5. Аксёнова И. В. Уроки химии в реализации системно-деятельностного подхода в основной школе, 9 класс: учебно-методическое пособие для учителя. — Липецк: ИРО. 2019.
Аннотация:
Статья посвящена профилизации и профориентации обучающихся на химические профессии в условиях регионального сетевого проекта. В педагогическом сценарии внеклассного занятия рассмотрены эффективные приемы и средства для формирования универсальных учебных действий на разных этапах занятия, а также возможности практического инструментария для самооценивания.
Заголовок:

Имена русских учёных в органической химии

Список литературы:
  1. Оганесян Э. Т. Органическая химия: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  2. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. — М.: Лаборатория знаний, 2016.
  3. Вацуро К. В., Мищенко Г. Л. Именные реакции в органической химии. — М.: Химия, 1976.
  4. Телешов С. В. и др. Именные реакции. История науки в школьном курсе органической химии // Первое сентября. Химия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://him.1sept.ru/2000/38/no38_1.htm
Аннотация:
Большое число наиболее значимых реакций носят имена их создателей. В работе представлен обзор некоторых «именных», персональных реакций, получивших свое название по именам первооткрывателей, их значимости в школьном курсе. Приоритетно раскрывается роль русских химиков-органиков.
Title:

Results of the Сontest “Teacher of the Year – 2021”

Summary:
Members of the jury discuss the final of the All-Russian competition “Teacher of the Year” which was held in Rostov-on-Don in 2021.
Title:

On the Formation of Self-management Skills in Educational Activities

Summary:
The definition of the concept of “self-management of students’ educational activities” is given. The essential characteristics and ways of forming skills of self-management of educational activities in teaching chemistry are revealed. The article presents a scientific and methodological classification of tasks in chemistry, the implementation of which contributes to the formation of a whole complex of students’ skills of self-management of educational activities.
Title:

Lesson-debate «Plastics: pros and cons»

Summary:
This paper presents a lesson «Plastics: pros and cons» with the use of the «Debates» pedagogical technology for middle and high school. The proposed interactive learning method is one of the most important elements of the system of forming students’ soft skills.
Title:

Lesson on «Amphoteric Hydroxides»

Summary:
The article describes a lesson on «Amphoteric hydroxides». Due to the structure of the lesson students independently come to the idea of the existence of amphoteric hydroxides. Then students confirm their guesses by the experiment.
Title:

Using the Triumph Voting System in Chemistry Lessons

Summary:
The article presents the author’s experience in using the Triumph voting system for assessing students’ knowledge in chemistry.
Title:

From the Experience of Using Interactive Worksheets

Summary:
The article presents the structure and content of interactive worksheet tasks that can be created on the Wizer platform. Using the example of a chemistry lesson on the topic “Oxidation State”, students' activities with an interactive worksheet are presented in detail. The proposed material can be used for both distance and full-time training formats, as well as for students’ independent work at home.
Title:

Advanced Tasks: Calculating the Degree of Unsaturation of Organic Compounds

Summary:
The authors of the article suggest starting the determination of the structural formulas of organic substances by calculating the degree of unsaturation. This method allows the student to formalize, speed up and simplify finding the structure of a compound. This skill may be useful for doing advanced tasks in organic chemistry.
Title:

From the Experience of Forming Functional Literacy

Summary:
The article offers an innovative approach to the development of functional literacy and professional orientation of students when studying chemistry in a secondary school. Context tasks allow to not only reveal the peculiarities of the veterinary profession but also contribute to the development of science, mathematical and reading literacy of students.
Title:

Using the case method in teaching chemistry

Summary:
The use of this method is realized through case studies, the function of which can be both private - solving a problematic issue, and more voluminous - research or design work. Each case has a methodological component and offers a class, topics for using the case, questions and tasks, and a practical part that allows you to confirm the assumptions of solving the case - experimentally.
Title:

Solving Calculation Problems Using Chemical Equation

Summary:
The article proposes to use the equality, which all calculations on the equation of a chemical reaction are based on.
Title:

On Organizing Home Research Experiment

Summary:
The article discusses the possibility of continuing the preparation for students’ research in chemistry at home. Using the example of popular areas of students’ research work (isolation of anthocyanins, growing crystals), options for research work that can be implemented using tools available at home are demonstrated.
Title:

Oxidizing Properties of Hydrogen Peroxide

Summary:
Easily reproducible experiments with hydrogen peroxide, illustrating its oxidizing properties, are proposed.
Title:

Using Video in Chemistry Lessons

Summary:
The use of video materials and tasks based on them when studying the topic “Factors affecting the rate of chemical reaction” (Grade 9) is discussed.
Title:

Interdisciplinary Conference “Inspired by Nature”

Summary:
Materials and tasks are offered for organizing the school interdisciplinary conference “Inspired by Nature”. The use of interesting facts from the field of biomimetics makes it possible to actualize the interdisciplinary connections between chemistry, biology and physics; to introduce students to the modern achievements of science and technology.
Title:

Career Guidance for Students in a Network Project

Summary:
The article deals with profiling and career guidance of students in the context of a regional network project in chemistry. In the pedagogical scenario of the extracurricular class, effective techniques and means for the formation of universal educational actions at different stages of the lesson are considered, as well as the possibilities of practical tools for self-assessment.
Title:

Names of Russian Scientists in Organic Chemistry

Summary:
A large number of the most significant reactions are named in honor of their discoverers. The paper presents an overview of several name reactions from the field of organic chemistry and their significance in the school course. Priority is given to the role of Russian chemists.
Связаться с нами