Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2021 № 1

Русская версия
English version
Заголовок:

Акценты в обучении химии в Международный год овощей и фруктов

Список литературы:
  1. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 19 декабря 2019 года / Организация объединенных наций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/74/244.
  2. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Опыт Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области по развитию потенциала региональной системы химического образования // Вестник образования. — 2016. — № 18. — С. 19-23.
  3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Основные направления воспитательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 64-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. — СПб.: РГГУ им. А. И. Герцена, 2017. — С. 79-88.
  4. Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53-58.
  5. Забегина М. Г. Факультативный курс «Химия и здоровое питание» // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 75-78.
  6. Ляпина О.А., Панькина В.В., Жукова Н.В. Исследовательский проект «Определение содержания нитратов в овощах» // Химия в школе. — 2020. — № 1. — С. 61-64.
  7. Журова В. Г. Как определить содержание витамина C в яблоках // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 57-59.
  8. Соболев А. Е. Международный год периодической таблицы: официальная церемония закрытия // Химия в школе. — 2020. — № 2. — С. 12-16.
Аннотация:
В статье рассказывается о провозглашении Организацией Объединенных Наций 2021 г. Международным годом овощей и фруктов. Использование на уроках и внеурочных занятиях тематики Международного года овощей и фруктов может оказаться исключительно полезным как с точки зрения формирования познавательного интереса школьников к химии, так и с точки зрения развития их личности, интеллекта и общей культуры. Отмечается роль журнала «Химия в школе» как уникального источника дидактических материалов, пригодных к практической реализации в рамках Международного года овощей и фруктов.
Заголовок:

Современные технологии хранения овощей и фруктов

Список литературы:
  1. Глазков С. В. и др. Современные инновационные технологии хранения свежих фруктов и овощей и продуктов их переработки (обзор) // Овощи России. — 2018. — № 5. — С. 84-89.
  2. Теклеор — первый завод в РФ по ионизирующему облучению продуктов питания https://lp.tecleor.com/?utm_type=context&utm_block= none&utm_ pos=0&utm_campaign=46363090&utm_ad=8087029576&utm_ phrase=18477683982&utm_device=desktop&yclid=1174259170695994548
  3. Длительное хранение фруктов и овощей в регулируемой атмосфере http://asprus.ru/blog/dlitelnoe-xranenie-fruktov-i-ovoshhej-v-reguliruemoj-atmosfere/
  4. Ухарцева И. Ю. и др. Полимерные упаковочные материалы для пищевой промышленности: классификация, функции и требования (обзор) // Пластические массы. — 2019. — № 9-10. — С. 56-64.
  5. Свойства этилена в растениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studbooks.net/812478/estestvoznanie/svoystva_etilena_v_rasteniyah
  6. Голубев А. В., Сучков Ю. П., Швец В. Ф. Методы синтеза циклопропена и его производных // Технология органических веществ. Химическая промышленность сегодня. — 2006. — № 12. — С. 32-35.
  7. 1-метилциклопропен // Официальный сайт Ассоциации производителей плодов, ягод и посадочного материала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asprus.ru/blog/?s=1-метилциклопропен
  8. Савицкая Т. А. Съедобные полимерные плёнки и покрытия: история вопроса и современное состояние (обзор) // Полимерные материалы и технологии. — 2016. — Т.2. — № 2. — С. 6-36.
Аннотация:
В статье рассмотрены современные технологии хранения и способы химической обработки овощей и фруктов.
Заголовок:

О применении учебных компьютерных презентаций

Список литературы:
  1. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Мобильное обучение на основе применения мессенджеров // Химия в школе. – 2019. – № 6. – С. 19-24.
  2. Гавронская Ю. Ю., Курушкин М. В., Савельев И. И. Средства виртуальной реальности при формировании понятия «изотопы» // Химия в школе. – 2019. – № 10. – С. 20-24.
  3. Калялина Н. Н. Учебные видеоматериалы: создание и использование // Химия в школе. – 2020. – № 5. – С. 56-59.
Аннотация:
В статье приведены различные классификации компьютерных презентаций и дана их характеристика как инструмента реализации учебно-воспитательного процесса. Раскрыта роль учебных компьютерных презентаций и показано, что в современном учебном процессе они призваны выполнять не только информационно-иллюстративную, но и организационно-управленческую функции. Выделены критерии отбора учебного химического содержания для компьютерных презентаций. Приведены примеры двух слайдов презентаций, содержащих декларативные и процедурные знания, показаны методы включения содержания в учебный процесс, сделан методический анализ используемых приёмов.
Заголовок:

Комбинированный урок: традиции и современность

Список литературы:
  1. Алехина Е. А. Пищевые пластмассы: способы получения и области применения // Химия в школе. – 2017. - № 4. - С. 41-49. Волков В. Н., Давтян М. Л. Переработка нефти в России // Химия в школе. – 2017. - № 9. - С. 3-8.
Аннотация:
Учебное занятие по теме «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Классификация, методы синтеза полимеров. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид: состав, получение, свойства, применение» проводится в форме комбинированного урока, эффективность и результативность которого зависят от чёткого понимания, чему нужно научить студентов и как разумно организовать их деятельность.
Заголовок:

Эдьютейнмент как способ учебной мотивации

Список литературы:
  1. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Мобильное обучение на основе применения мессенджеров // Химия в школе. — 2019. — № 6. — С. 19 – 24.
  2. Гайфуллина А. З. Компетентностно–ориентированные задания: структура, типы, конструирование // Химия в школе. — 2019. — № 7. — С. 17 – 21.
  3. Гуремина Л. В., Путинцева Н. В. Эдьютейнмент как эффективная технология развития творческого потенциала личности в учебном процессе // современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 3-2 (59). — С. 88-94.
  4. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Кроссворд и кроссенс как виды учебно–познавательных заданий по химической экологии // Химия в школе. — 2019. — № 8. — С. 61 – 65.
  5. Лемов Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  6. Ломаченко Н. Д. Химические загадки (шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://forum.schoolpress.ru/article/46/713
  7. Савченко К. П. Экскурсии по химии как эдьютейнмент [Электронный ресурс]. — Ре­жим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view / 2018/ 2/457.pdf/.
Аннотация:
В статье раскрывается значение понятия «эдьютейнмент». Эдютейнмент – включение развлекательных, в том числе игровых, элементов в процесс обучения – обладает значительным потенциалом для повышения мотивации к изучению химии.
Заголовок:

Интерактивные технологии в развитии метапредметных умений

Список литературы:
  1. Плаксина И. В. Интерактивные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2020.
  2. Журин А. А., Заграничная Н. А. Химия. Метапредметные результаты обучения. 8–11 классы. – М.: ВАКО, 2014.
  3. Иванова О. А., Якунина И. И. Об использовании кейс-метода // Химия в школе. – 2013. – № 2. – С. 13–23.
  4. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  5. Корощенко А. С. О формировании метапредметных умений // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 22–27.
  6. Уразаев В. М. ТРИЗ в электронике. Что такое ТРИЗ // Компоненты и технологии. – 2005. – № 46. – С. 8–10.
  7. Кантеева А. Р., Сорокина Т. С., Щабельник Е. А. ТРИЗ-технология инновационного мышления // Человек, общество и государство в современном мире. Международная научно-практическая конференция, 01–30 апреля 2016 г.: [материалы]. – Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2016. – С. 70–73.
  8. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. – СПб.: КАРО, 2015.
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности кейс- и ТРИЗ-технологий и их возможности в развитии метапредметных умений учащихся основной школы на уроках химии. Приведены примеры структуры и наполнения кейса и заданий с использованием приёмов ТРИЗ к урокам по разделу «Металлы».
Заголовок:

Использование теоретических знаний при решении комплексных задач

Список литературы:
  1. ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Д. Ю. Добротина. – М.: Национальное образование, 2020. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).
  2. Пробный вариант 3. ЕГЭ-2020 по химии. http://www.yoursystemeducation.com/probnyj-variant-3-ege-2020-po-ximii/
  3. Емельянова Е. О., Тушева Г. Г. О методическом обеспечении процесса обучения решению задач // Химия в школе. – 2020. – № 2. - С. 36-43.
Аннотация:
В статье на конкретном примере раскрыты опорные знания, сформулированные в виде умозаключений, которые учащиеся используют для нахождения последовательности действий и способов решения комплексных задач.
Заголовок:

Контроль знаний по теме «Скорость химической реакции»

Список литературы:
  1. Айдина И. Г. Из опыта текущего контроля знаний // Химия в школе. - 2020. - № 4. - С. 38-42.
Аннотация:
В статье представлены тесты для текущего контроля знаний по теме «Скорость химической реакции». В процессе выполнения тестовых заданий учащиеся учатся анализировать графики и рисунки.
Заголовок:

Актуальная проблема: адаптация первокурсников к обучению в вузе

Список литературы:
  1. Архипова А. А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. — 2007. — № 3. — С. 173-177.
  2. Мельник С. Н. Проблема адаптации первокурсников к учебному процессу // Успехи современного естествознания. — 2004. — № 7. — С. 71-72.
  3. Соболев А. Е., Сульман Э. М., Матвеева В. Г. Реализация принципа непрерывности образования как фактор адаптации первокурсников-химиков // Проблемы адаптации студентов младших курсов к специфике учебной деятельности в вузе: Материалы IV межвузовской научно-методической конференции. — Тверь: ТГТУ, 2004. — С. 37-38.
Аннотация:
Статья раскрывает специфику преподавательской работы со студентами первого курса. Выделяются особенности выстраивания профессиональных отношений преподавателей и студентов, а также представляются рекомендации по формированию рабочей обстановке в аудитории.
Заголовок:

Из опыта обучения школьников приёмам прогнозирования

Аннотация:
В результате проведённых исследований установлено, что при систематическом использовании приёмов прогнозирования в обучении у учащихся формируются прогностические способности.
Заголовок:

Н. Н. Семёнов: воспоминания о годах ученичества

Список литературы:
  1. Аникин В. М. Николай Николаевич Семёнов: фрагменты научной биографии. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2017.
  2. Аникин В. М., Усанов Д. А. Николай Николаевич Семёнов: волжские сюжеты жизни // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Физика. — 2016. — Т. 16. — Вып. 2. — С. 109–121.
  3. Вардугин В. И. Тайна огня: Повесть о Н. Н. Семёнове. — Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1986.
  4. Вольское реальное училище — школа № 16 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://845-93.ru/istoriya/gorod-volsk/uchebnye-uchrezhdeniya/volskoe-realnoe-uchilishhe-shkola-16
  5. Семёнов Н. Н. Дорога к творчеству // Семья и школа. — 1985. — № 1. — С. 21–23.
  6. Семёнов Н. Н. Избранные труды: в 4 т. / отв. ред. А. Е. Шилов, Г. Б. Сергеев. — М.: Наука, 2006. Т. 4. : О времени и о себе.
  7. Семёнов Н. Н. Охота в моей жизни // Охота и охотничье хозяйство. — 1964. — № 9. — С. 5.
  8. Аникин В. М., Шевчук В. В. Пионер практической магнитотерапии Владимир Иванович Кармилов (1989–1954). — СП.б.: Любавич, 2019.
  9. Воспоминания об академике Николае Николаевиче Семёнове / отв. ред. А. Е. Шилов. — М.: Наука, 1993.
Аннотация:
Комментируются воспоминания лауреата Нобелевской премии по химии Н. Н. Семёнова о его ученических годах в Вольском и Самарском реальном училищах, раннем увлечении химией и физикой. Благодаря преподавателю Самарского училища В. И. Кармилову юный Николай Семёнов укрепился в стремлении посвятить свою жизнь науке. Дружба и взаимопомощь между Н. Н. Семёновым и В. И. Кармиловым сохранялись многие годы. С конца 1930-х гг. до конца жизни В. И. Кармилов заведовал кафедрой физики Пермского медицинского института, где создал первые устройства магнитотерапии.
Заголовок:

Большая эстафета естественных наук

Аннотация:
Эстафета естественных наук организуется как продолжительное по времени (учебная неделя) командное состязание между классами, проводимое в форме учебно-познавательной игры. Основные цели: мотивация учащихся к изучению естественных наук, развитие навыков командной работы и межличностной коммуникации, стимулирование творческой активности учащихся.
Заголовок:

Об исследовательской деятельности без реального эксперимента

Список литературы:
  1. Дробышев Е. Ю. О таблицах растворимости неорганических и органических веществ // Химия в школе. — 2020. — № 1. — С. 32-35.
  2. Ерёмин В. В. и др. Химия. 10 класс. Углублённый уровень. Учебник. Вертикаль. ФГОС. — М.: Дрофа, 2014.
  3. Реутов О. А. , Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия: в 4 ч. Ч. 4. — М.: Лаборатория знаний, 2017.
  4. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс: учеб.для общеобразовательных организаций: базовый уровень. — М.: Просвещение, 2014.
  5. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций : углубл. уровень — М. : Просвещение, 2018.
  6. Физер Л., Физер М. Органическая химия. Углублённый курс. Том 1. — М.: Издательство «Химия», 1966.
  7. McMurry J. Organic Chemistry. — Brooks/Cole, 2012.
  8. Паршутина Л.  А. Формирование естественно-научной грамотности обучающихся в процессе организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. — 2017. — № 2. — Т. 1. — С. 58–64.
Аннотация:
Учебно-исследовательская деятельность в рамках учебного предмета «химия» обычно предполагает проведение обучающимися лабораторных исследований, однако в силу различных обстоятельств далеко не всем школьникам реальный химический эксперимент доступен. В статье приводится описание подходов к реализации учебно-исследовательской деятельности, основанной на теоретических исследованиях, подразумевающих анализ информации из разных источников, её обобщение и систематизацию.
Заголовок:

Проектная деятельность: изучение адсорбции

Список литературы:
  1. Балезин С. А. Практикум по физической и коллоидной химии. Учеб. пособие для студентов биолог.-хим. фак-тов пед. ин-тов. — М., «Просвещение», 1972.
  2. Глазырина Ю. А. и др. Оптические методы в фармацевтическом анализе: лаборатор. практикум: [учеб.-метод. пособие]; под общ. ред. С. Ю. Сараевой. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.
  3. Жилин Д. М. Учебные проекты С AFSТМ. Химия. Методическое пособие для учителя. — Москва, 2011.
  4. Бухарова А. В. Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории // Химия в школе. — 2018. — № 1. — с. 51-56.
  5. Logger Pro. Описание программного обеспечения. Краткое руководство пользователя. — Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», 2011.
  6. Бухарова А. В. Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. — 2018. — № 9. — С. 60-64.
Аннотация:
Статья посвящена проведению исследовательской работы учащихся 11 классов, связанной с изучением сорбционной активности различных энтеросорбентов.
Заголовок:

Практико-ориентированный проект «Мыловарение в домашних условиях»

Список литературы:
  1. Белов Д. В., Беляев С. Н. Механизм моющего действия поверхностно-активных веществ // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 47-55.
  2. Глинка Н. Л. Общая химия. — М.: Химия, 2003.
  3. ГОСТ 28546-2002. Мыло туалетное твёрдое. Общие технические условия. — М.: Издательство стандартов, 2003.
  4. Калесниченко А. В. Мастер-класс «натуральное мыло» // Рукодельница. — 2014. — № 4. — С. 12-14.
  5. Лыгин С. А., Кабулова Г. Р. Органолептические свойства мыла и его влияние на живой организм // Интернаука: научный журнал. — 2018.— № 2 (36) — С. 40-42.
  6. Почерников. В. И. Альтернативные технологии твёрдого мыла. М.: 2007.
  7. Почерников В. И. Сначала было мыло: (развитие отечественного мыловарения) // Масложировая промышленность. — 2003. — № 3. — С.25-26.
  8. Товбин И. М., Залиопо М. Н., Журавлёв А. М. Производство мыла — М.: Пищевая промышленность, 1976.
Аннотация:
В статье представлены факты из истории мыловарения и методика мыловарения в домашних условиях.
Title:

Emphasis in Chemistry Training in the International Year of Vegetables and Fruits

Summary:
The article describes the proclamation by the United Nations of 2021 as the International Year of Fruits and Vegetables. It is shown that the use of the theme of the International Year of Fruits and Vegetables in lessons and during extracurricular activities can be extremely useful from the point of view of both forming and developing students’ cognitive interest in chemistry, and developing their personality, intelligence and culture. The main thematic areas of the celebration of the new International Year are discussed. The role of the journal “Chemistry at school” as a unique collection of didactic materials suitable for practical implementation in the framework of the International Year of Fruits and Vegetables is noted.
Title:

Modern Technologies for Storing Vegetables and Fruits

Summary:
The article deals with modern storage technologies and methods of chemical processing of vegetables and fruits.
Title:

On Using Educational Computer Presentations

Summary:
The article presents various classifications of computer presentations and describes them as a tool for implementing the educational process. The role of educational computer presentations is revealed and it is shown that in the modern educational process they are designed to perform not only informational and illustrative, but also organizational and managerial functions. The selection criteria for training chemical content for computer-based presentations are discussed. Examples of two presentation slides containing declarative and procedural knowledge are given, methods for including content in the educational process are shown, and a methodological analysis of the techniques used is made.
Title:

Combined Lesson: Tradition and Modernity

Summary:
Training session on the topic "Basic concepts of chemistry of high-molecular compounds. Classification and methods of polymer synthesis. Polyethylene, polypropylene, polyvinyl chloride: composition, preparation, properties, application" is conducted in the form of a combined lesson, the effectiveness of which depends on a clear understanding of what students need to be taught and how to rationally organize their activities.
Title:

Edutainment as a way of educational motivation

Summary:
The article discloses the meaning of the concept of “edutainment”. Edutainment, the inclusion of entertaining elements in the learning process, has significant potential to increase motivation to study chemistry.
Title:

Interactive Technologies in Developing Meta-subject Skills

Summary:
The article discusses the features of case and TIPS technologies and their potential in the development of students’ meta-subject skills in chemistry lessons. Examples of the structure and content of the case and tasks using TIPS techniques for lessons in the section «Metals» are given.
Title:

Using Theoretical Knowledge in Solving Complex Problems

Summary:
Through the definite example the article depicts the basic knowledge formulated in the form of inferences which students use to find a sequence of actions and ways of solving complex problems.
Title:

Knowledge Control on “Chemical reaction rate”

Summary:
The article presents tests for the current monitoring of knowledge on the topic “The rate of a chemical reaction”. Students will analyze graphs in the process of solving test tasks.
Title:

Relevant Problem: Adaptation of Freshmen to University Education

Summary:
The article reveals the specifics of teaching first-year students. The authors highlight the features of building professional relations between teachers and students, as well as provide recommendations for creating a working environment in the classroom.
Title:

From the experience of teaching students about prediction techniques

Summary:
As a result of the conducted research, it was established that students’ prediction abilities are successfully formed thruogh the systematic use of prediction techniques.
Title:

N. N. Semenov: Memoirs about His School Years

Summary:
The memoirs by the Nobel Prize laureate in chemistry Nikolai N. Semenov about his years of study in the Volsk and Samara real schools, his early passion for Chemistry and Physics are commented on. Thanks to the teacher of the Samara School, V. I. Karmilov, young Nikolai Semenov strengthened his desire to devote his life to science. Friendship and mutual assistance between N. N. Semenov and V. I. Karmilov persisted for many years. From the end of the 1930s to the end of his life, V. I. Karmilov headed the Department of Physics at the Perm Medical Institute, where he created the first magnetic therapy devices.
Title:

Great relay race of natural sciences

Summary:
A relay race of Natural Sciences is organized as a long-term (school week) team competition between classes, held in the form of an educational game. The main goals are to motivate students to study Natural Sciences, develop teamwork and interpersonal communication skills, and stimulate creative activity.
Title:

About Research Activities Without a Real Experiment

Summary:
Students’ research activities in the framework of the educational subject “chemistry”, as a rule, involves conducting laboratory research, however, due to various circumstances, not all students have access to a real chemical experiment. The article describes the approaches to the implementation of students’ research activities based on theoretical research, implying the analysis of information from various sources, its generalization and systematization.
Title:

Project Activity: Studying Adsorption

Summary:
The article is devoted to the research work of 11th grade students related to the study of the sorption activity of various enterosorbents.
Title:

Practice-oriented Project “Soap-making at Home”

Summary:
The article presents the history of soap making and the method of soap making at home.
Связаться с нами