Заголовок:
Акценты в обучении химии в Международный год овощей и фруктов
Список литературы:
- Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 19 декабря 2019 года / Организация объединенных наций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/74/244.
- Соболев А. Е., Исаев Д. С. Опыт Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области по развитию потенциала региональной системы химического образования // Вестник образования. — 2016. — № 18. — С. 19-23.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. Основные направления воспитательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 64-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. — СПб.: РГГУ им. А. И. Герцена, 2017. — С. 79-88.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53-58.
- Забегина М. Г. Факультативный курс «Химия и здоровое питание» // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 75-78.
- Ляпина О.А., Панькина В.В., Жукова Н.В. Исследовательский проект «Определение содержания нитратов в овощах» // Химия в школе. — 2020. — № 1. — С. 61-64.
- Журова В. Г. Как определить содержание витамина C в яблоках // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 57-59.
- Соболев А. Е. Международный год периодической таблицы: официальная церемония закрытия // Химия в школе. — 2020. — № 2. — С. 12-16.
Аннотация:
В статье рассказывается о провозглашении Организацией Объединенных Наций 2021 г. Международным годом овощей и фруктов. Использование на уроках и внеурочных занятиях тематики Международного года овощей и фруктов может оказаться исключительно полезным как с точки зрения формирования познавательного интереса школьников к химии, так и с точки зрения развития их личности, интеллекта и общей культуры. Отмечается роль журнала «Химия в школе» как уникального источника дидактических материалов, пригодных к практической реализации в рамках Международного года овощей и фруктов.
Ключевые слова:
Международный год овощей и фруктов, здоровое питание, здоровый образ жизни, познавательный интерес к химии, внеурочная деятельность школьников по химии, журнал «Химия в школе».
Заголовок:
Современные технологии хранения овощей и фруктов
Список литературы:
- Глазков С. В. и др. Современные инновационные технологии хранения свежих фруктов и овощей и продуктов их переработки (обзор) // Овощи России. — 2018. — № 5. — С. 84-89.
- Теклеор — первый завод в РФ по ионизирующему облучению продуктов питания https://lp.tecleor.com/?utm_type=context&utm_block= none&utm_ pos=0&utm_campaign=46363090&utm_ad=8087029576&utm_ phrase=18477683982&utm_device=desktop&yclid=1174259170695994548
- Длительное хранение фруктов и овощей в регулируемой атмосфере http://asprus.ru/blog/dlitelnoe-xranenie-fruktov-i-ovoshhej-v-reguliruemoj-atmosfere/
- Ухарцева И. Ю. и др. Полимерные упаковочные материалы для пищевой промышленности: классификация, функции и требования (обзор) // Пластические массы. — 2019. — № 9-10. — С. 56-64.
- Свойства этилена в растениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studbooks.net/812478/estestvoznanie/svoystva_etilena_v_rasteniyah
- Голубев А. В., Сучков Ю. П., Швец В. Ф. Методы синтеза циклопропена и его производных // Технология органических веществ. Химическая промышленность сегодня. — 2006. — № 12. — С. 32-35.
- 1-метилциклопропен // Официальный сайт Ассоциации производителей плодов, ягод и посадочного материала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asprus.ru/blog/?s=1-метилциклопропен
- Савицкая Т. А. Съедобные полимерные плёнки и покрытия: история вопроса и современное состояние (обзор) // Полимерные материалы и технологии. — 2016. — Т.2. — № 2. — С. 6-36.
Аннотация:
В статье рассмотрены современные технологии хранения и способы химической обработки овощей и фруктов.
Ключевые слова:
овощи, фрукты, технологии хранения, регулируемая атмосфера, химическая обработка.
Заголовок:
О применении учебных компьютерных презентаций
Список литературы:
- Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Мобильное обучение на основе применения мессенджеров // Химия в школе. – 2019. – № 6. – С. 19-24.
- Гавронская Ю. Ю., Курушкин М. В., Савельев И. И. Средства виртуальной реальности при формировании понятия «изотопы» // Химия в школе. – 2019. – № 10. – С. 20-24.
- Калялина Н. Н. Учебные видеоматериалы: создание и использование // Химия в школе. – 2020. – № 5. – С. 56-59.
Аннотация:
В статье приведены различные классификации компьютерных презентаций и дана их характеристика как инструмента реализации учебно-воспитательного процесса. Раскрыта роль учебных компьютерных презентаций и показано, что в современном учебном процессе они призваны выполнять не только информационно-иллюстративную, но и организационно-управленческую функции. Выделены критерии отбора учебного химического содержания для компьютерных презентаций. Приведены примеры двух слайдов презентаций, содержащих декларативные и процедурные знания, показаны методы включения содержания в учебный процесс, сделан методический анализ используемых приёмов.
Ключевые слова:
учебные компьютерные презентации, их виды, функции, критерии отбора учебного содержания, методика включения в урок химии.
Заголовок:
Комбинированный урок: традиции и современность
Список литературы:
- Алехина Е. А. Пищевые пластмассы: способы получения и области применения // Химия в школе. – 2017. - № 4. - С. 41-49. Волков В. Н., Давтян М. Л. Переработка нефти в России // Химия в школе. – 2017. - № 9. - С. 3-8.
Аннотация:
Учебное занятие по теме «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Классификация, методы синтеза полимеров. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид: состав, получение, свойства, применение» проводится в форме комбинированного урока, эффективность и результативность которого зависят от чёткого понимания, чему нужно научить студентов и как разумно организовать их деятельность.
Ключевые слова:
полимеры, комбинированный урок, лабораторный опыт.
Заголовок:
Эдьютейнмент как способ учебной мотивации
Список литературы:
- Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Мобильное обучение на основе применения мессенджеров // Химия в школе. — 2019. — № 6. — С. 19 – 24.
- Гайфуллина А. З. Компетентностно–ориентированные задания: структура, типы, конструирование // Химия в школе. — 2019. — № 7. — С. 17 – 21.
- Гуремина Л. В., Путинцева Н. В. Эдьютейнмент как эффективная технология развития творческого потенциала личности в учебном процессе // современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 3-2 (59). — С. 88-94.
- Исаев Д. С., Соболев А. Е. Кроссворд и кроссенс как виды учебно–познавательных заданий по химической экологии // Химия в школе. — 2019. — № 8. — С. 61 – 65.
- Лемов Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
- Ломаченко Н. Д. Химические загадки (шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://forum.schoolpress.ru/article/46/713
- Савченко К. П. Экскурсии по химии как эдьютейнмент [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view / 2018/ 2/457.pdf/.
Аннотация:
В статье раскрывается значение понятия «эдьютейнмент». Эдютейнмент – включение развлекательных, в том числе игровых, элементов в процесс обучения – обладает значительным потенциалом для повышения мотивации к изучению химии.
Ключевые слова:
эдьютейнмент, обучение с развлечением, словесные игры, ролевые игры, кроссенс.
Заголовок:
Интерактивные технологии в развитии метапредметных умений
Список литературы:
- Плаксина И. В. Интерактивные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2020.
- Журин А. А., Заграничная Н. А. Химия. Метапредметные результаты обучения. 8–11 классы. – М.: ВАКО, 2014.
- Иванова О. А., Якунина И. И. Об использовании кейс-метода // Химия в школе. – 2013. – № 2. – С. 13–23.
- Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
- Корощенко А. С. О формировании метапредметных умений // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 22–27.
- Уразаев В. М. ТРИЗ в электронике. Что такое ТРИЗ // Компоненты и технологии. – 2005. – № 46. – С. 8–10.
- Кантеева А. Р., Сорокина Т. С., Щабельник Е. А. ТРИЗ-технология инновационного мышления // Человек, общество и государство в современном мире. Международная научно-практическая конференция, 01–30 апреля 2016 г.: [материалы]. – Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2016. – С. 70–73.
- Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. – СПб.: КАРО, 2015.
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности кейс- и ТРИЗ-технологий и их возможности в развитии метапредметных умений учащихся основной школы на уроках химии. Приведены примеры структуры и наполнения кейса и заданий с использованием приёмов ТРИЗ к урокам по разделу «Металлы».
Ключевые слова:
интерактивные образовательные технологии, метапредметные умения, кейс-технология, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), ТРИЗ-технология.
Заголовок:
Использование теоретических знаний при решении комплексных задач
Список литературы:
- ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Д. Ю. Добротина. – М.: Национальное образование, 2020. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).
- Пробный вариант 3. ЕГЭ-2020 по химии. http://www.yoursystemeducation.com/probnyj-variant-3-ege-2020-po-ximii/
- Емельянова Е. О., Тушева Г. Г. О методическом обеспечении процесса обучения решению задач // Химия в школе. – 2020. – № 2. - С. 36-43.
Аннотация:
В статье на конкретном примере раскрыты опорные знания, сформулированные в виде умозаключений, которые учащиеся используют для нахождения последовательности действий и способов решения комплексных задач.
Ключевые слова:
опорные знания – умозаключения, комплексная задача, последовательность действий.
Заголовок:
Контроль знаний по теме «Скорость химической реакции»
Список литературы:
- Айдина И. Г. Из опыта текущего контроля знаний // Химия в школе. - 2020. - № 4. - С. 38-42.
Аннотация:
В статье представлены тесты для текущего контроля знаний по теме «Скорость химической реакции». В процессе выполнения тестовых заданий учащиеся учатся анализировать графики и рисунки.
Ключевые слова:
скорость реакции, факторы, оказывающие влияние на скорость химической реакции.
Заголовок:
Актуальная проблема: адаптация первокурсников к обучению в вузе
Список литературы:
- Архипова А. А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. — 2007. — № 3. — С. 173-177.
- Мельник С. Н. Проблема адаптации первокурсников к учебному процессу // Успехи современного естествознания. — 2004. — № 7. — С. 71-72.
- Соболев А. Е., Сульман Э. М., Матвеева В. Г. Реализация принципа непрерывности образования как фактор адаптации первокурсников-химиков // Проблемы адаптации студентов младших курсов к специфике учебной деятельности в вузе: Материалы IV межвузовской научно-методической конференции. — Тверь: ТГТУ, 2004. — С. 37-38.
Аннотация:
Статья раскрывает специфику преподавательской работы со студентами первого курса. Выделяются особенности выстраивания профессиональных отношений преподавателей и студентов, а также представляются рекомендации по формированию рабочей обстановке в аудитории.
Ключевые слова:
преподавательская работа, студенты первого курса, формирование личности, учебный процесс.
Заголовок:
Из опыта обучения школьников приёмам прогнозирования
Аннотация:
В результате проведённых исследований установлено, что при систематическом использовании приёмов прогнозирования в обучении у учащихся формируются прогностические способности.
Ключевые слова:
прогнозирование, усвоенные знания, химия, мыслительная деятельность, проблемный вопрос, вспомогательный вопрос, подсказка, объяснение.
Заголовок:
Н. Н. Семёнов: воспоминания о годах ученичества
Список литературы:
- Аникин В. М. Николай Николаевич Семёнов: фрагменты научной биографии. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2017.
- Аникин В. М., Усанов Д. А. Николай Николаевич Семёнов: волжские сюжеты жизни // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Физика. — 2016. — Т. 16. — Вып. 2. — С. 109–121.
- Вардугин В. И. Тайна огня: Повесть о Н. Н. Семёнове. — Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1986.
- Вольское реальное училище — школа № 16 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://845-93.ru/istoriya/gorod-volsk/uchebnye-uchrezhdeniya/volskoe-realnoe-uchilishhe-shkola-16
- Семёнов Н. Н. Дорога к творчеству // Семья и школа. — 1985. — № 1. — С. 21–23.
- Семёнов Н. Н. Избранные труды: в 4 т. / отв. ред. А. Е. Шилов, Г. Б. Сергеев. — М.: Наука, 2006. Т. 4. : О времени и о себе.
- Семёнов Н. Н. Охота в моей жизни // Охота и охотничье хозяйство. — 1964. — № 9. — С. 5.
- Аникин В. М., Шевчук В. В. Пионер практической магнитотерапии Владимир Иванович Кармилов (1989–1954). — СП.б.: Любавич, 2019.
- Воспоминания об академике Николае Николаевиче Семёнове / отв. ред. А. Е. Шилов. — М.: Наука, 1993.
Аннотация:
Комментируются воспоминания лауреата Нобелевской премии по химии Н. Н. Семёнова о его ученических годах в Вольском и Самарском реальном училищах, раннем увлечении химией и физикой. Благодаря преподавателю Самарского училища В. И. Кармилову юный Николай Семёнов укрепился в стремлении посвятить свою жизнь науке. Дружба и взаимопомощь между Н. Н. Семёновым и В. И. Кармиловым сохранялись многие годы. С конца 1930-х гг. до конца жизни В. И. Кармилов заведовал кафедрой физики Пермского медицинского института, где создал первые устройства магнитотерапии.
Ключевые слова:
Н. Н. Семёнов, В. И. Кармилов, химия и физика в реальных училищах России.
Заголовок:
Большая эстафета естественных наук
Аннотация:
Эстафета естественных наук организуется как продолжительное по времени (учебная неделя) командное состязание между классами, проводимое в форме учебно-познавательной игры. Основные цели: мотивация учащихся к изучению естественных наук, развитие навыков командной работы и межличностной коммуникации, стимулирование творческой активности учащихся.
Ключевые слова:
учебно-познавательная игра, развитие мотивации к изучению естественных наук, навыки командной работы, стимулирование творческой активности.
Заголовок:
Об исследовательской деятельности без реального эксперимента
Список литературы:
- Дробышев Е. Ю. О таблицах растворимости неорганических и органических веществ // Химия в школе. — 2020. — № 1. — С. 32-35.
- Ерёмин В. В. и др. Химия. 10 класс. Углублённый уровень. Учебник. Вертикаль. ФГОС. — М.: Дрофа, 2014.
- Реутов О. А. , Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия: в 4 ч. Ч. 4. — М.: Лаборатория знаний, 2017.
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс: учеб.для общеобразовательных организаций: базовый уровень. — М.: Просвещение, 2014.
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций : углубл. уровень — М. : Просвещение, 2018.
- Физер Л., Физер М. Органическая химия. Углублённый курс. Том 1. — М.: Издательство «Химия», 1966.
- McMurry J. Organic Chemistry. — Brooks/Cole, 2012.
- Паршутина Л. А. Формирование естественно-научной грамотности обучающихся в процессе организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. — 2017. — № 2. — Т. 1. — С. 58–64.
Аннотация:
Учебно-исследовательская деятельность в рамках учебного предмета «химия» обычно предполагает проведение обучающимися лабораторных исследований, однако в силу различных обстоятельств далеко не всем школьникам реальный химический эксперимент доступен. В статье приводится описание подходов к реализации учебно-исследовательской деятельности, основанной на теоретических исследованиях, подразумевающих анализ информации из разных источников, её обобщение и систематизацию.
Ключевые слова:
учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, индивидуальный проект, теоретические методы исследования.
Заголовок:
Проектная деятельность: изучение адсорбции
Список литературы:
- Балезин С. А. Практикум по физической и коллоидной химии. Учеб. пособие для студентов биолог.-хим. фак-тов пед. ин-тов. — М., «Просвещение», 1972.
- Глазырина Ю. А. и др. Оптические методы в фармацевтическом анализе: лаборатор. практикум: [учеб.-метод. пособие]; под общ. ред. С. Ю. Сараевой. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.
- Жилин Д. М. Учебные проекты С AFSТМ. Химия. Методическое пособие для учителя. — Москва, 2011.
- Бухарова А. В. Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории // Химия в школе. — 2018. — № 1. — с. 51-56.
- Logger Pro. Описание программного обеспечения. Краткое руководство пользователя. — Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», 2011.
- Бухарова А. В. Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. — 2018. — № 9. — С. 60-64.
Аннотация:
Статья посвящена проведению исследовательской работы учащихся 11 классов, связанной с изучением сорбционной активности различных энтеросорбентов.
Ключевые слова:
явление адсорбции, процесс сорбции, исследовательские работы учащихся.
Заголовок:
Практико-ориентированный проект «Мыловарение в домашних условиях»
Список литературы:
- Белов Д. В., Беляев С. Н. Механизм моющего действия поверхностно-активных веществ // Химия в школе. — 2020. — № 7. — С. 47-55.
- Глинка Н. Л. Общая химия. — М.: Химия, 2003.
- ГОСТ 28546-2002. Мыло туалетное твёрдое. Общие технические условия. — М.: Издательство стандартов, 2003.
- Калесниченко А. В. Мастер-класс «натуральное мыло» // Рукодельница. — 2014. — № 4. — С. 12-14.
- Лыгин С. А., Кабулова Г. Р. Органолептические свойства мыла и его влияние на живой организм // Интернаука: научный журнал. — 2018.— № 2 (36) — С. 40-42.
- Почерников. В. И. Альтернативные технологии твёрдого мыла. М.: 2007.
- Почерников В. И. Сначала было мыло: (развитие отечественного мыловарения) // Масложировая промышленность. — 2003. — № 3. — С.25-26.
- Товбин И. М., Залиопо М. Н., Журавлёв А. М. Производство мыла — М.: Пищевая промышленность, 1976.
Аннотация:
В статье представлены факты из истории мыловарения и методика мыловарения в домашних условиях.
Ключевые слова:
мыло, мыловарение, эфирные масла, жиры, ароматизаторы.